Существующие требования к тахографам

Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова 09:10, 2 марта 2021 Версия для печати

С вступлением в силу ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» наличие в тахографе блока СКЗИ стало необязательным – об этом рассказывает технический эксперт в области соответствия транспортных средств Максим Сухомлинов.

С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». К 1 января 2021 года весь переизбыток нормативов, устанавливающих обязательные требования, которые устарели или несли избыточные требования, должен был быть полностью заменён на новый. По мнению Правительства, это должно существенно сократить административную нагрузку на бизнес и повысить уровень безопасности потребителей, убрать избыточные и устаревшие требования.

Регулирование в вопросах использования тахографов также попало в жернова «гильотины». В рамках этой короткой статьи переведем с языка чиновников и юристов на человеческий то, что произошло с тахографом с 1 января 2021 года. Для тех, кому лень читать, ниже размещен видеоролик по этой теме.

Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.

И вот теперь, в рамках «регуляторной гильотины», вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон раз и навсегда (очень в это верим) определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно. Документ получился очень лаконичный, не громоздкий, и весьма однозначный, что является не свойственным для нормативных правовых актов современной России.

В первую очередь этот Федеральный закон определил что же такое обязательные требования – это те требования, исполнение которых разрешено проверять в процессе проверок, осуществляемых надзорными органами (осуществление проверок тоже регламентировали по новому, в рамках ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и за несоблюдение которых могут наказать (п. 1, ст. 1 ФЗ 247 от 31.07.2020). Таким образом, в рамках одного федерального закона были весьма однозначно сформулированы очень важные принципы, которые до этого тоже были, но выходили из совокупности требований множества нормативных правовых актов, и соответственно всячески отрицались контролерами, а суды делали вид, что их не существует вовсе. Вот основные из них:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (п. 7, статьи 3).

В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований (п. 7, статьи 3).

  • Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом (ФЗ-247), исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее — охраняемые законом ценности) (п. 1 статьи 5)
  • Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

    Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования. По 31 декабря 2020 года эти требования предъявлялись приказом Минтранса №36 (так думало большинство людей, в том числе и те, кто осуществлял государственный контроль и надзор), который был издан в соответствии с Постановлением Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г., которое, в свою очередь, издано в соответствии со статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Выглядело это так:

    Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.

    Так что же? СКЗИ опять «в моде»? НЕТ. И теперь уж в этом у судов не будет сомнения.

    В соответствии с п. 3 статьи 1 Федерального Закона №247 «Об обязательных требованиях», порядок установления обязательных требований к продукции (в нашем случае к тахографу) или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, на федеральном уровне законодательства подтвержден тезис, о котором мы твердили последние 7 лет – Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения» НЕ МОЖЕТ предъявлять к тахографам (как к продукции и объекту технического регулирования) обязательных требований в принципе! Обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами. Именно об этом говорит и статья 3 Федерального Закона № 184 «О техническом регулировании». Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ незаконно! Теперь цепочка утверждения обязательных требований к тахографу выглядит так:

    И такую позицию гарантирует и обеспечивает Федеральный Закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Таким образом, теперь, уже на федеральном уровне и без возможности трактовать иначе, обязательные требования к тахографу определены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Напоминаем, что в обязательных требованиях к тахографам, установленных ТР ТС 018/2011 отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (пункт 65 приложения 10 к ТР ТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со статьей 20 ФЗ 184 «О техническом регулировании», являлся и является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту, действующий или с истекшим сроком действия. (В части тахографов есть еще одно обязательное требование – это требование о метрологической поверке, поэтому тахограф, помимо сертификата, должен быть внесен в реестр средств измерения, более подробно об этом в следующий раз).

    Но, могут заметить читатели, как же так, ведь Минтранс не может ошибаться, и он выпустил приказ 440, значит его надо исполнять! Более того, этот приказ внесен в реестр обязательных требований по версии Ространснадзора. Нет, исполнять приказ 440 не требуется, потому как его требования, в частности наличия в тахографах блока СКЗИ не могут являться обязательными в соответствии с уже указанными выше нормами, установленными с 1 ноября 2020 года п. 3, статьи 1 ФЗ 247. А если учитывать реестр обязательных требований Ространснадзора, то необходимо помнить пункте 7 статьи 3 Федерального Закона № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», что имеет значительно более высокий юридический статус.

    А вот почему Минтранс продолжает уже явно незаконными способами навязывать блок СКЗИ – это уже вопрос не к нам, а скорее к прокуратуре и другим следственным органам (очень надеемся, что они наконец то обратят свое внимание на этот факт), но это выходит за рамки этой статьи.

    Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

    Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца – ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.

    Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.

    Нас могут упрекнуть в том, что мы уже 7 лет говорим о незаконности требовать блок СКЗИ в тахографах, а воз и ныне там. Но это не так, в течении всего 2020 года мы занимались судебной практикой и испытали поражение всего лишь дважды из более чем 50 дел, в которых приняли непосредственное участие. Ознакомится с наиболее интересными из них можно по этой ссылке: http://ncont.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie.

    Мы полностью подтвердили свои слова делами. Блок СКЗИ в тахографе никогда не был обязательным и необязателен сейчас, просто доказать это было тяжело. После 1 января 2021 года с такой задачей может справиться каждый.

    Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ было незаконным, есть незаконно и будет незаконным впредь. Федеральный закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не панацея, и не стоит ждать, что на дороге прекратятся поборы по части тахографов, однако теперь, выиграть суд будет гораздо проще и быстрее. До тех пор, пока перевозчик не начнет знать свои права, вымогательство на дорогах со стороны представителей контролирующих органов не прекратится. Причиной существования и процветания незаконных требований наличия СКЗИ в тахографе, в первую очередь является правовой нигилизм самих перевозчиков. Поэтому не стоит обвинять Государство во всех своих бедах, надо просто начать изучать Закон и требовать его выполнения в том числе и контролеров. Продолжаете бояться? Тогда зовите на помощь профессионалов! Берем недорого, гарантируем положительный результат. В итоге, за нашу работу платит тот самый представитель контролирующих органов, который вынес незаконное постановление. С уважением к вниманию читателей,

    Читайте также  Водительское удостоверение на квадроцикл

    Сухомлинов Максим Владимирович,
    Руководитель сервисного центра «Надежный контакт»,
    технический эксперт в области соответствия транспортных средств,
    инженер, метролог, испытатель,
    специалист в области информационной безопасности,
    специалист в области технического контроля и диагностики транспортных средств и
    человек с активной гражданской позицией.

    Оборудование транспортных средств тахографами

    Реестр допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах по состоянию на 16 мая 2019 года

    Реестр допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (14 kB)

    Реестр выданных официальных утверждений типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах по состоянию на 16 мая 2019 года

    Реестр выданных официальных утверждений типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах (142 kB)

    Реестр допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, по состоянию на 16 мая 2018 г.

    Реестр допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, по состоянию на 16 мая 2018 г. (151 kB)

    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 35 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» и от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»

    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 35 (140 kB)

    Приказ Минтранса России от 26 июля 2017 г.№ 277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»

    Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Документ утратил силу.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Документ утратил силу. (30 kB)

    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Документ утратил силу.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Документ утратил силу. (687 kB)

    Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»

    Проект приказа (45 kB)

    Приказ Минтранса России от 17 декабря 2013 г. № 470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36»

    Приказ Минтранса России от 17 декабря 2013 г. № 470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36» (49 kB)

    Правила использования и эксплуатации тахографа в России в 2021 году

    • Правила для водителя
    • Режимы работы тахографа
    • Правила для владельцев транспорта
    • Статистика нарушений
    • Инструкции по эксплуатации тахографов
    • Итоги

    Тахограф – сложное устройство, которое требует строгого соблюдения ряда правил, в том числе и весьма неочевидных. Чтобы облегчить работу с тахографами на предприятии мы решили написать эту статью, где упаковали требования закона в понятные правила для сотрудников.

    Шесть важных правил для водителя

    1 Всегда выходить в рейс с актуальной картой водителя, которая соответствует вашему типу тахографа (СКЗИ или ЕСТР). Следует из пункта 9 Приложения 3 приказа 36

    2 Всегда вставлять карту в тахограф до начала движения. Это критически важно, так как самое популярное нарушение правил режима труда и отдыха – это установка карты в тахограф в процессе движения. Такая ошибка расценивается как нарушение и может привести к штрафу в случае проверки. Соответственно ни в коем случае нельзя и вынимать карту из тахографа в процессе движения. Это тоже является нарушением правил.
    пункт 9.1 приложение 3 приказ 36
    пункт 9.7 приложение 3 приказ 36

    3 В кабине автомобиля, в доступном для инспектора месте, должна быть наклеена калибровочная таблица. Эти «наклейки» должна выдавать мастерская, которая устанавливала ваш тахограф, вместе с сертификатом на сам тахограф. (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53831-2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 159-ст))

    4 Необходимо чтобы в машине был хотя бы один рулон бумаги, установленный в тахограф для распечатки информации с тахографа по требованию ГИБДД. Часто можно услышать некое “правило 4-х рулонов”, то есть что нужно возить с собой не менее 3-х рулонов бумаги для тахографа, плюс 1 рулон непосредственно в самом тахографе. Якобы это нужно для возможной распечатки данных за долгий период по требованию сотрудника ГИБДД. И сотрудник может выписать штраф, если у вас нет достаточного количества термобумаги. Однако, подтверждения этому правилу в законе мы не нашли. И даже наоборот, есть оправдательные судебные заключения, которые говорят о том, что нехватка термобумаги не является основанием для вынесения каких-либо штрафов. Подробности — https://sudact.ru/regular/doc/Ot9J2RS4J4J9/.

    5 По окончанию вождения необходимо извлекать карту из тахографа.
    пункт 9.3 приложение 3 приказ 36

    6 Водитель должен уметь самостоятельно делать распечатки с тахографа по требованию инспектора и обязан возить с собой инструкцию по эксплуатации тахографа.
    пункт 9.4 приложение 3 приказ минтранса №36

    Режимы работы тахографа

    Всего существует 4-е режима работы тахографа. «Управление», «Работа», «Готовность» и «Отдых». Режим «Отдых» ключевой в данном случае, потому что именно от соответствия записанных об «отдыхе» данных будет приниматься решение было ли нарушение закона или вождение было в соответствии с нормами закона о труде и отдыхе.

    Вот что важно знать об этих режимах:

    1 Ваш тахограф сам переходит в режим «Управление» после начала движения. Управлять разрешается только с уже установленной картой водителя в тахограф.

    2 Режим “Готовность” автоматически включается для второго водителя, в момент установки карты водителя во второй слот тахографа.

    3 Режим “Работа” включается, когда транспортное средство останавливается.

    4 Режим “Отдых” включается после выключения зажигания. Но, к нашему сожалению, это работает не на всех моделях тахографов, поэтому обязательно стоит проверить установленный режим “Отдых” перед выходом из транспортного средства.

    5 Режим «Работа» приравнивается по времени к режиму «Управление» и идёт в зачет общего времени труда водителя перед необходимым отдыхом.

    6 Режим «Готовность», с точки зрения закона, стоит устанавливать во время погрузочно-разгрузочных работ, получения документов и других ситуациях где водитель должен выполнять рабочие обязанности не находясь за рулём. При этом при погрузочно-разгрузочных работах в рабочее время засчитывается не менее 30% от фактически затраченного, для остальных работ в режиме “Готовность” не менее 50%. То есть 8 часов «Готовности» = 4 часам «Работы». Однако на практике чаще происходит ситуация, когда водитель во время такой работы ставит режим «Отдых» и потраченное время идёт в зачёт требуемого ежедневного отдыха и регламентированного перерыва. Формально, это нарушение, и вас могут оштрафовать, если докажут, что водитель в это время работал, а не отдыхал.

    При остановке на отдых с работающим двигателем почти все модели тахографов продолжают насчитывать время в режиме «Работа», поэтому обязательно надо переключать тахограф в режим «Отдых» самостоятельно.

    Шесть важных правил для владельцев транспорта

    1 На вас лежит обязанность установки легального и легитимного тахографа.

    2 Следите за корректной установкой и калибровкой (настройкой) тахографа. Мастерская может некорректно подключить данные от источника скорости автомобиля или занести некорректные данные в блок СКЗИ тахографа, а ответственность за это ляжет на ваши плечи. Однако, не все неисправности можно увидеть визуально. Например, скачки пробега на тахографе можно увидеть только на графике. Для автоматизированного поиска подобных ошибок и контроля качества мы рекомендуем использовать бесплатный тахоаудит, о котором вы можете более подробно почитать здесь https://georoute.ru/tachoaudit/

    3 После установки и настройки (тахографа) вам необходимо раз в 3 года менять блок СКЗИ в тахографе (на ЕСТР тахографы это правило не распространяется). Также блок СКЗИ необходимо менять при смене владельца транспорта, если вы продаете автомобиль, то вам необходимо хранить свой блок СКЗИ в металлическом сейфе в течение года. Если же вы покупаете автомобиль с тахографом, то вам необходимо поменять блок СКЗИ в тахографе на новый, а старый отдать бывшему владельцу транспортного средства.
    Касательно тахографов ЕСТР ситуация следующая. Периодические инспекции оборудования, установленного на транспортных средствах, должны производиться после любого ремонта такого оборудования или после любого изменения характеристического коэффициента транспортного средства или эффективной окружности шин или в том случае, если часы, показывающие время UTC, спешат или отстают более чем на 20 минут, или в случае изменения регистрационного номера транспортного средства (VRN) не реже одного раза в два года (24 месяца) после последней инспекции. Такие инспекции включают в себя калибровку тахографа.
    Приказ минтранса №36. Приложение 4, пункт 6.
    Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Параграфы 256, 257, 258.

    4 Также на ваши плечи ложится обязанность по считыванию и хранению данных с карт водителей. Считывание каждой карты необходимо производить не реже чем 1 раз в 28 дней. Для бесплатного считывания и хранения данных отлично подойдет программное обеспечение GR.CARDS, которое можно скачать по ссылке https://georoute.ru/

    Читайте также  Замена водительских прав не по месту прописки

    5 Если в вашем автопарке есть транспорт с тахографами ЕСТР, то вы также обязаны считывать данные с таких тахографов не реже, чем 1 раз в 90 дней, в соответствии с правилами международных перевозок. Также обратите внимание, что считывать данные с тахографов СКЗИ, по требованию закона, не нужно. Но вы можете это делать в добровольном порядке.

    6 И ещё вам необходимо передавать данные в ФБУ «Росавтотранс» о замене тахографов, выведенных из эксплуатации тахографах и замене блоков СКЗИ.

    Статистика самых частых нарушений

    В рамках этой статьи мы подготовили для вас анонимизированную статистическую выборку самых частых нарушений, которые можно выявить расшифровав данные с карты водителя. Посмотрите на эту инфографику:

    Вот некоторые наши комментарии по этому поводу:

    Более половины водителей постоянно совершают нарушения режима эксплуатации тахографов. С такой статистикой становится понятно, что при любом рейде или плановой операции по повышению организации соблюдения тахографического режима, штраф может получить фактически каждая компания.

    Чтобы предотвратить такой исход, стоит задуматься о проактивном подходе и заранее развить внутри предприятия культуру правильной эксплуатации тахографа. Ввести внутренние регламенты проверки, обучение водителей и контроль исполнения.

    Тогда получится быть готовым к проверке и избежать внеплановых затрат.

    Инструкции по эксплуатации тахографов:

    Для того, чтобы облегчить соблюдение закона в сфере тахографического контроля и обучить своих водителей работе с тахографами мы собрали для вас все инструкции по эксплуатации тахографов в одну сводную табличку.

    Тахограф Инструкции Доп. материалы
    АТОЛ DRIVE 5 Руководство по эксплуатации AТОЛ Drive 5
    AТОЛ Drive 5: Краткое руководство для водителя
    Видеоинструкция по работе с тахографом
    Видео о тахографе ATOL Drive5
    Как выгрузить данные с карты водителя
    АТОЛ DRIVE SMART Руководство по эксплуатации AТОЛ Drive Smart
    AТОЛ Drive Smart: Краткое руководство для водителя
    Видеоинструкция для водителей по тахографу АТОЛ Drive Smart (часть 1)
    Видеоинструкция для водителей по тахографу АТОЛ Drive Smart (часть 2)
    ШТРИХ-TahoRUS Руководство по эксплуатации для водителя (пластиковый корпус)
    Краткое руководство по эксплуатации для водителя (пластиковый корпус)
    Руководство по эксплуатации для водителя (железный корпус)
    Краткое руководство по эксплуатации для водителя (железный корпус)
    Памятка водителя по особенностям режима труда и времени отдыха
    Инструкция по выгрузке данных с тахографа и карт водителей
    Все видеоинструкции для водителей по работе с тахографом «ШТРИХ-Тахо RUS»
    VDO DTCO 3283 Руководство по эксплуатации к тахографу VDO DTCO® 3283
    Руководство для водителей к тахографу VDO DTCO® 3283
    Что должен знать покупатель о тахографе VDO DTCO® 3283
    Слагаемые правильного выбора от VDO DTCO® 3283
    VDO DTCO управление тахографом
    VDO DTCO запуск в начале смены
    VDO DTCO 1381 Руководство для водителей к тахографу VDO DTCO 1381
    Руководство по эксплуатации тахографа VDO DTCO 1381 для предпринимателя и водителя
    VDO DTCO 1381. Обучающий видеокурс
    VDO DTCO 1381. Видеоинструкция для водителя
    ТЦА-02НК Тахограф цифровой ТЦА-02НК. Инструкция водителя Тахограф ТЦА 02: видеообзор
    Тахограф ТЦА 02: установка карты водителя
    Тахограф ТЦА 02: изъятие карты водителя
    Тахограф ТЦА 02: распечатка
    Меркурий ТА-001 Тахограф «Меркурий ТА-001». Краткое руководство для водителей
    Тахограф «Меркурий ТА-001». Руководство по эксплуатации
    МЕРКУРИЙ ТА-001 видеоинструкция
    Карта водителя. Как пользоваться при работе с тахографом МЕРКУРИЙ ТА-001
    Бумага тахографа. Распечатка и замена в тахографе МЕРКУРИЙ ТА-001
    КАСБИ DT-20M КАСБИ DT-20М. Инструкция водителя
    КАСБИ DT-20М. Руководство по монтажу и эксплуатации
    КАСБИ ДТ 20М. Видеообзор
    КАСБИ ДТ 20М. Установка карты водителя
    КАСБИ ДТ 20М. Изъятие карты водителя
    КАСБИ DT-20М. Распечатка отчётов
    МИКАС Руководство по эксплуатации тахографа МИКАС
    EFAS Руководство по эксплуатации тахографа EFAS V2 RUS c блоком СКЗИ
    Руководство по эксплуатации тахографа EFAS-3 ЕСТР
    Руководство по эксплуатации тахографа EFAS-4 ЕСТР
    Видеоинструкция. Тахограф EFAS
    Stoneridge SE5000 Руководство по эксплуатации SE 5000 для водителя и компании Тахограф Stoneridge. Видеообзор
    Тахограф Stoneridge. Мануальный ввод
    Установка бумаги в принтер тахографа Stoneridge SE5000

    Итоги

    К сожалению, закон суров, но он закон. Это говорили ещё древние римляне и с тех пор мало что поменялось. А это значит что хотя требования закона к автоперевозчику трудны для запоминания и исполнения, все же стоит следить за их соблюдением и проводить профилактику правонарушений в рамках режима труда и отдыха, дабы не получить административный штраф, который может быть выписан на сумму до 50 т.р. (на юр.лицо).

    Соблюдать все требования можно вручную. Для этого вам потребуется еженедельно обходить все тахографы, брать с каждого распечатку за прошедшую неделю и расшифровывать в ручном режиме каждую из них в поисках возможных нарушений.

    Однако, есть и более простой путь. Еженедельно скачивать данные с карт водителей в програмное обеспечение GR.CARDS и получать автоматические отчеты о выявленных нарушениях, ссылки на статьи закона с пояснением и рекомендации по их профилактике.

    В любом случае, как показывает накопленная статистика, оставлять это направление без контроля, значит подвергнуть себя риску серьезных и систематических штрафов. А такой вариант лучше не допускать.

    Если у вас остались вопросы, обязательно пишите их в комментариях, мы аргументированно ответим на каждый!

    Законы РФ о тахографах

    На этой странице приводятся действующие документы, которые можно будет скачать в полном объеме, а также самые основные, на наш взгляд, положения в них.

    Тахографами должны быть оснащены транспортные средства, используемые для перевозки:

    — пассажиров, имеющие более 8-ми мест для сидения, помимо места водителя (категории М2, М3);

    — грузов, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонн (категории N2, N3).

    Нормативные документы, регламентирующие деятельность при международных перевозках, а также требования к «европейским» тахографам изложены в текстах Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.) и Постановлениях Европейского Союза. Основные документы можно скачать здесь.

    Требования российского законодательства к тахографам, порядок оснащения, категории оснащаемых транспортных средств и другие положения в области тахографии установлены нижеприведенными нормативными документами.

    ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706).

    Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.02.2015 N 109. На сайте он остался для информации.

    8(1). Транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 г.

    Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 с 1 января 2015 года введен технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) .

    ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА «О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» (ТР ТС 018/2011)

    14. Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).

    Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

    Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 398-ФЗ (ред. 30.10.2018))

    1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

    -оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

    — обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи.

    КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (КОАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019)

    Статья 11.23. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей

    (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 216-ФЗ)

    1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, —

    влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Читайте также  Мост в ПДД

    Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ТРЕБОВАНИЯХ К ТАХОГРАФАМ, КАТЕГОРИЯХ И ВИДАХ ОСНАЩАЕМЫХ ИМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОРЯДКЕ ОСНАЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ТАХОГРАФАМИ, ПРАВИЛАХ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИХ РАБОТЫ» от 23 ноября 2012 г. N 1213

    1. Установить, что: требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

    Это постановление Правительства РФ уполномочило Минтранс России по согласованию с ФСБ и МВД принимать документы и регулировать все вопросы и отношения в сфере тахографии. И такие документы Минтрансом РФ были приняты.

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства,категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» от 13 февраля 2013 г. № 36

    Документ достаточно обширен, содержание ясно из названия, а основные положения коротко следующие:

    1. Тахограф должен иметь программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ);

    2. Тахограф должен принимать сигналы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (ГНСС);

    3. Разработка, производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным ФСБ России;

    4. ФБУ «Росавтотранс» осуществляет учет сведений о каждом экземпляре тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт, мастерских по установке и обслуживанию тахографов.

    5. Тахографами оснащаются транспортные средства категории М2, М3, N2, N3, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, за исключением:

    — транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями ЕСТР;

    — автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов и другой спецтехники;

    — транспортных средств, принадлежащих армии и оперативно-розыскным органам, а также троллейбусы, учебные ТС, ретро-автомобили.

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273.

    Данный приказ устанавливал категории транспортных средств и сроки их оснащения тахографами – с 2014 по 2019 гг. Все сроки уже прошли, за исключением одной категории, срок оснащения которой установлен Правительством России.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.03.2019 №382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров. »

    В соответствии со статьей 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Установить, что оснащению тахографами . подлежат транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении.

    2. Пункт 1 настоящего постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 01 июля 2020 г.

    © 2019 «СКАТ» — продажа и обслуживание тахографов

    Установка тахографа на автобус: требования, виды, законодательная база

    Дата публикации — 08.10.2018

    Тахограф – устройство, по функциям напоминающее черный ящик в самолете, оно устанавливается в автобусах и транспорте для грузоперевозок. Предназначено для отслеживания режима сна водителя, маршрута и скорости транспортного средства, мест и времени его остановок. Таким образом, это устройство повышает дисциплину труда, сохраняет жизнь и здоровье участников дорожного движения.

    Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы

    Приказ № 277 от 09.11.2017

    9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».

    Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:

    • С 01.07.2018 года – автобусы категорий М2 и М3, используемые на пригородных маршрутах. К категории М2 относятся «маршрутки» и автобусы малой вместимости, М3 – большой вместимости.
    • С 01.07.2019 года – «маршрутки» и автобусы, обслуживающие городские маршруты.

    То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.

    В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.

    Постановление № 944 от 27.06.2020

    Хоть тахографы и стали обязательными для всего общественного городского транспорта (с 1 июля 2019 года), правительство дважды переносило данное требование, откладывая сроки установки тахографов на автобусы вплоть до июля 2021 года. Документ представлен на официальном портале правовой информации.

    В постановление правительства № 944 от 27.06.2020 был внесен четвертый пункт, проливающий свет на вопрос, на какие автобусы тахограф необходим. Согласно этому пункту обеспечение автобусов российскими тахографами не требуется в случае, если ТС оснащено европейским аналогичным прибором (ЕСТР).

    Однако это исключение имеет силу лишь при соблюдении двух условий:

    • транспортное средство осуществляет только междугороднюю перевозку;
    • наличие карточки допуска к осуществлению международных перевозок.

    Таким образом, все городские автобусы в обязательном порядке должны быть оснащены российскими тахографами.

    Данные приборы позволяют регистрировать маршрут и скорость, а также фиксировать нарушение режима труда и обязательного отдыха водителей. Так нужен или нет тахограф для автобуса? Вне зависимости от череды переносов требования, рано или поздно оно вступит в силу, поэтому стоит заранее выделить средства на приобретение данного оборудования.

    Для какого транспорта установка бортового самописца не предусмотрена

    На автобусы, находящиеся в личном пользовании, установка тахографов законодательно не предусмотрена. Однако при остановке такого транспорта сотрудниками ГИБДД водителю придется доказывать, что техника не используется в коммерческих целях, то есть не совершает регулярных рейсов и за проезд не предусмотрена плата. Сделать это будет просто только в случае отсутствия пассажиров в салоне.

    На какие автобусы установка тахографа не нужна:

    • мобильные исследовательские лаборатории;
    • телевизионные студии;
    • транспорт военных инспекций, а также органов, производящих оперативно-розыскные операции.

    Виды тахографов

    Безопасность дорожного движения зависит не только от технической исправности ТС, опыта водителя и соблюдения правил. Большую роль играет режим работы человека, поскольку ДТП зачастую происходят из-за усталости водителя. На сегодняшний день тахограф является идеальным прибором для отслеживания режима работы и отдыха водителя. Кроме того, устройство позволяет фиксировать скорость транспорта и маршрут его следования. Поскольку все данные хранятся в зашифрованном виде, тахограф выполняет функцию бортового самописца.

    Классификация приборов по типу записи информации:

    • аналоговые (шайбовые) – фиксируют информацию на бумаге при помощи иглы;
    • цифровые – информация записывается в блок памяти.

    Аналоговые устройства считаются устаревшими, поэтому с 2016 года их использование запрещено.

    В зависимости от типа соответствия нормативно-законодательной документации различают 2 разновидности:

    • российские – предназначены для работы только внутри РФ (оснащаются модулем СКЗИ);
    • международные (европейские) – функционируют согласно требованиям стандарта ЕСТР.

    СКЗИ (система криптозащиты информации) представляет собой модуль, который отвечает за сбор, шифрование и хранение данных. Устройство имеет второе название – навигационный криптографический модуль (НКМ). Модуль обладает встроенным хронометром, блоком памяти, акселерометром, а также защитой от вмешательства и внешнего воздействия. Полученную информацию невозможно удалить или изменить. Такой прибор имеет трехлетний срок годности, а в случае поломки может потребоваться более ранняя замена.

    Тахографы без модуля СКЗИ не могут эксплуатироваться на рейсовых автобусах, осуществляющих междугородние перевозки пассажиров в пределах РФ. За нарушение законодательства предусмотрены штрафы, суммы которых были увеличены с ноября 2019 года (Статья 11.23 КоАП).

    Принцип работы цифрового тахографа

    Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:

    • Включение прибора.
    • Вставка карты водителя в аппарат, идентификация прибором личности. Карта по функциональности сходна с привычными SIM-картами, но отличается повышенной степенью защиты. Существует несколько типов таких карт: для водителя, контроллера, мастера, компании.
    • Отслеживание скорости автомобиля, маршрута, остановок, благодаря системе ГЛОНАСС. Прибор также учитывает все попытки несанкционированного доступа к данным устройства и перерывы в электроснабжении. Вся информация записывается во внутреннюю память аппарата. Она может быть проверена инспектором ГИБДД. Раз в три месяца информация должна перекачиваться на сторонние носители и храниться в архиве компании-владельца автобуса в течение года.
    • При выключении двигателя или включении кнопки «Отдых» устройство переходит в нейтральный режим.

    ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.

    Правила установки прибора

    Устанавливать самописец имеет право только компания, имеющая лицензию ФСБ и допуск к осуществлению такой деятельности от Министерства транспорта РФ. Все сервисы, оказывающие услугу по монтажу тахометра, заносятся в специальный реестр. После монтажа устройства владельцу ТС выдают полный комплект документации, подтверждающей законность установки и соответствие характеристик модели требованиям технического регламента.

    Специалисты лицензированной компании осуществляют также калибровку прибора – корректировку измерительных коэффициентов. Эта процедура необходима в следующих случаях:

    • после первоначального монтажа;
    • при отклонении внутренних часов от реального времени более чем на 20 минут;
    • при нарушении пломбы;
    • после ремонта или установки шин с другой длиной окружности;
    • после изменения характеристик ТС;
    • каждые 2 года.

    В соответствии с регламентом ФСБ и военной прокуратуры транспорт, оборудованный тахографами с СКЗИ, не имеет права покидать территорию РФ. Нарушение этого правила влечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ.