Страхование КАСКО по договору цессии

ВС: страхователь может уступить право требования возмещения по договору КАСКО

12 февраля Верховный Суд РФ вынес определение по спору между предпринимателем, которому было уступлено право требования страхового возмещения по ДТП, и страховщиком, не согласным с такой цессией.

Признание договора цессии страхового возмещения по КАСКО недействительным

В октябре 2015 г. Александр Букатов и страховая компания «ВСК» заключили договор КАСКО, по условиям которого страховое возмещение предоставлялось в виде ремонта авто на станции технического обслуживания по выбору страховщика. В феврале следующего года застрахованный автомобиль пострадал в ДТП, и гражданин обратился к страховщику за страховым возмещением. Впоследствии он уступил указанное право требования предпринимателю Андрею Ковалёву по соответствующему договору уступки.

По условиям такого договора цессионарий приобретал в том числе право требовать от страховой компании возмещения ущерба по страховому полису; компенсационной выплаты от профессиональных объединений страховщиков в случае банкротства или отзыва лицензии у страховщика; возмещения ущерба от причинителя вреда. Кроме того, он мог требовать компенсации утраты товарной стоимости, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещения убытков, уплаты неустоек, пени и штрафов, а также у него возникли иные права, обусловленные случившимся ДТП. Впоследствии страховая компания оспорила договор цессии в суде, мотивировав свой иск тем, что Александр Букатов не получил ее согласие на уступку требований по страховке вопреки требованиям договора КАСКО и Правилам страхования.

Районный суд отказал в удовлетворении иска, однако апелляция отменила его решение и признала спорный договор недействительным. Свое определение вторая инстанция обосновала тем, что п. 7.6 Правил добровольного страхования компании предусматривал, что права и обязанности страхователя по договору не могут быть переданы третьему лицу без письменного согласия страховщика, а при заключении спорного договора такое согласие получено не было.

ВС вернул дело в апелляцию

Андрей Ковалёв подал жалобу в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по гражданским делам которого нашла ее обоснованной.

Суд отметил допустимость уступки требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) при ее непротиворечии закону (ст. 388 ГК РФ). Согласно п. 3 и 4 той же статьи (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы последнюю и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование. При этом кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения. Как пояснил ВС, право на получение неденежного исполнения может быть уступлено без согласия должника, если уступка не делает исполнение его обязательства значительно более обременительным для него.

Со ссылкой на п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. № 54 Суд отметил, что уступка требований по денежному обязательству в нарушение условия договора о предоставлении согласия должника или о запрете уступки, по общему правилу, действительна независимо от того, знал или должен был знать цессионарий о достигнутом цедентом и должником соглашении, запрещающем или ограничивающем уступку (п. 3 ст. 388 ГК РФ). Вместе с тем, если цедент и цессионарий, совершая уступку вопреки названному договорному запрету, действовали с намерением причинить вред должнику, такая уступка может быть признана недействительной (ст. 10 и 168 ГК РФ).

Кроме того, ВС указал на то, что при признании недействительным всего договора цессии апелляция не учла ст. 180 ГК РФ, согласно которой недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. По спорному договору передавалось право требования не только к страховой компании «ВСК», но и к другим лицам, однако суд второй инстанции не обосновал свои выводы о признании недействительным договора цессии в части передачи денежных требований, не связанных со страховой компанией и не требующих согласия на их уступку.

В связи с этим Верховный Суд вынес Определение № 14-КГ18-53, отменив определение апелляции и вернув ей дело на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении спора второй инстанции следует учесть п. 44 Постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 49, согласно которому при наличии спора о действительности или заключенности договора суд, пока не доказано иное, исходит из его заключенности и действительности.

Если условие договора допускает несколько разных вариантов толкования, один из которых приводит к недействительности или к признанию его незаключенным, а другой не приводит к таким последствиям, то, по общему правилу, приоритет отдается варианту толкования, при котором договор сохраняет силу. Учитывая, что в п. 1.1 спорного договора не содержится четкого указания о переводе права требования на получение страхового возмещения в натуральной форме, содержание этого условия договора может толковаться и как допускающее право требовать страховые выплаты в денежной форме.

Эксперты «АГ» выразили согласие с выводами ВС

Адвокат, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX Артур Зурабян полагает, что определение последовательно развивает позицию ВС о приоритете сохранения силы договора. «Применительно к договорам цессии по денежным требованиям такая позиция достаточно последовательно поддерживается судами с учетом изменений, внесенных в ГК РФ еще в 2013 г., – отметил он. – В данной норме четко указано, что соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование (п. 3 ст. 388 ГК РФ). И единственным негативным последствием в данном случае выступает то, что кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения».

По мнению эксперта, ограничения в договоре на уступку, которые являются основанием для успешного оспаривания такой уступки, могут быть связаны только с неденежными требованиями. Применительно к ситуации по уступке прав из последствий ДТП по КАСКО к такому неденежному элементу может относиться только возмещение в натуральной форме. Именно на это обращает внимание апелляции Верховный Суд, предлагая при этом толковать договор в целях его сохранения. В связи с этим Артур Зурабян предположил, что вторая инстанция откажет в удовлетворении требований страховщика, но сделает оговорку о том, что уступка не касается права на возмещение ущерба в натуральной форме, а ограничивается только денежными выплатами.

Адвокат считает, что определение ВС положительно скажется на формировании последовательной судебной практики по цессии денежных требований в судах общей юрисдикции. «Такие разъяснения Верховного Суда необходимы, так как при наличии прямого запрета в договорах на уступку без согласия кредитора судам психологически сложно игнорировать такие ограничения, – отметил он. – Ведь даже в арбитражных судах, где практика по уступках гораздо обширнее, суды продолжали в отдельных случаях признавать недействительными уступки по денежным требованиям в связи с наличием ограничений в договорах (например, судебные акты по делу № А45-2534/2015)».

Старший юрист корпоративной практики юридической компании «Дювернуа Лигал» Анна Сенаторова также выразила согласие с выводами Верховного Суда. При этом она полагает, что Суд ведет активную работу по обеспечению единства судебной практики: «ВС продолжает напоминать нижестоящим судам о необходимости учитывать все последние изменения в ходе продолжающейся реформы гражданского законодательства, воспринимать разъяснения Пленумов не как пустые формальные постулаты, а как “дорожную карту”».

По мнению юриста, в определении ВС в очередной раз подчеркнул значимость указанной реформы и усложнение порядка толкования договора в связи с появлением многих правовых нюансов. «В рассматриваемом споре Суд поясняет, что если договор допускает несколько вариантов толкования, один из которых ведет к недействительности, то предпочтение отдается тому варианту, которое сохраняет договор, – отметила эксперт. – Это довольно важное замечание для стабильности гражданского оборота, оно не позволяет недобросовестным участникам разворачивать сделки в угоду своим только интересам».

Также Анна Сенаторова полагает, что ВС продолжает подталкивать нижестоящие суды к активному применению положений ст. 10 ГК РФ (предел осуществления гражданских прав): «На практике мы видим, что арбитражные суды все-таки учитывают соответствующие нормы о добросовестности, в то время как суды общей юрисдикции соответствующие правовые положения априори пропускают».

Как отметила эксперт, Суд также указал, что при толковании договора не нужно забывать основные начала и принципы гражданского права. «По сути, Верховный Суд дал “зеленый свет” судам общей юрисдикции, прописал своего рода “протокол”, указывающий, через какого рода призму нужно рассматривать спорные соглашения – основные начала и принципы гражданского права (в т. ч. принципы диспозитивности, добросовестности), разъяснения его Пленумов».

Договор цессии при ремонте машины по ОСАГО: что это и почему его опасно подписывать

В разговорах о ДТП и ОСАГО мы касались множества важных тем: что делать при ДТП, как купить полис ОСАГО без навязанных дополнительных страховок, как доказать свою правоту при ДТП с обочечником, в каких случаях страховая компания может взыскать с виновника ДТП сумму ущерба и так далее. Сегодня – еще один рассказ о том, как можно получить проблемы при восстановлении своего автомобиля после ДТП по вине другого человека. И, конечно, о том, как этих проблем избежать. А причина проблем – договор цессии.

Цессия – понятие, автомобилистам не знакомое, поскольку непосредственно к автомобильной жизни оно не относится. Итак, цессия – это уступка прав требования, а договор цессии – это соглашение, регламентирующее передачу прав требования от одного лица к другому. Самый простой пример – это уступка прав требования задолженности или, проще говоря, продажа долга. Если один человек занял у другого деньги под расписку, но возвращать их не может или не хочет, заимодатель может подписать договор цессии с другим лицом, получив от него указанную в договоре сумму и уступив ему право требования долга с заемщика. Разумеется, при уступке прав требования заимодатель (он в договоре цессии именуется цедентом) получает сумму, меньшую, чем сумма долга, но зато гарантированно и немедленно. Ну а лицо, выкупающее долг (по договору – цессионарий), само ищет способы взыскать деньги с должника в полном объеме.

Казалось бы, схема взаимодействия автовладельца и страховой компании давно известна и отработана, при чем здесь цессия? Однако автомобилист может столкнуться с договором цессии, причем даже в двух возможных сценариях.

Первый вариант – это выкуп прав на компенсацию страховой компанией ущерба, причиненного в ДТП. Сценарий примерно таков: автовладелец попадает в ДТП не по своей вине, оформляет все документы, но страховая компания виновника занижает сумму выплат, затягивает с компенсацией или вовсе обанкротилась. В такой ситуации потерпевший автовладелец может получить предложение об уступке прав требования компенсации от страховой компании в обмен на меньшую, но быструю выплату. В некоторых случаях такой вариант может быть оправдан: например, если вести судебные тяжбы со страховщиком не хочется, а ремонтировать машину нужно как можно быстрее и сумма, предлагаемая по договору цессии, достаточна для ремонта.

Однако даже такой сценарий может быть рискованным и убыточным для автовладельца. К примеру, договор цессии, подписанный сразу после ДТП без попытки получить положенную компенсацию от страховой компании – это гарантированная потеря денег. В большинстве случаев в уступке прав требования нет необходимости: достаточно правильно зафиксировать объем повреждений автомобиля для корректного расчета стоимости ремонта, а затем получить компенсацию от страховщика в обычном порядке. Так что если вам предлагают подписать «выгодный договор для получения быстрой выплаты», не стоит торопиться. Ну и универсальный совет изучать каждый документ, который вы подписываете, здесь очень актуален.

Второй вариант – куда более негативный. Договор цессии может быть подписан между потерпевшим автовладельцем и автосервисом, в который страховая компания направила его для ремонта автомобиля. Разумеется, в этой ситуации страховщик и автосервис действуют в своих интересах, пользуясь недостатком юридических знаний автовладельца. Например, договор цессии может быть предложен в автосервисе вместо или вместе с актом приема-передачи автомобиля. Подписывая договор, автовладелец уступает права требования компенсации ущерба автосервису, а в договоре фиксируется оценочная стоимость ремонта.

Самое неприятное здесь то, что негативных последствий для владельца поврежденной машины может быть несколько. Во-первых, автосервис получает от страховой компании компенсацию, необходимую для ремонта автомобиля, в полном объеме – то есть согласно расчету повреждений. А вот при выполнении работ сервис может сэкономить. При этом автовладелец, получивший некачественно отремонтированный автомобиль, больше не может требовать от страховщика исправления недостатков – ведь он уступил права требования автосервису, и все вопросы остается решать только с ним. То есть все дальнейшие взаимоотношения автовладельца и сервиса никак не связаны с ОСАГО и страховой компанией. Соответственно, доказывать, что реальная стоимость ремонта ниже той, что была рассчитана по ОСАГО, придется самому автовладельцу.

Во-вторых, возможен сценарий, когда сумма компенсации, полученной автосервисом от страховой компании, оказывается недостаточной для ремонта, и владелец машины оказывается вынужден доплачивать за ее ремонт сам. Если бы при этом не был подписан договор цессии, то компенсация стоимости ремонта в пределах максимальной страховой суммы, установленной законом (на конец 2020 года это 400 тысяч), никак не касалась бы автовладельца: требовать доплаты автосервис мог только от страховой компании. Но если потерпевший в ДТП автовладелец подписал договор цессии, то право требовать деньги от страховой компании его больше не касается: законные взаимоотношения у него остаются только с автосервисом. И если в ходе ремонта выяснится, что сумма, выплаченная страховщиком, не покрывает затрат на ремонт, доплачивать придется не страховщику, а самому автовладельцу.

Более того, иногда встречаются и явно мошеннические схемы, когда договор цессии подписывается фиктивно, без участия автовладельца. Но если здесь суд может встать на защиту потерпевшего, установив факт подделки подписи, то в случае добровольного подписания договора невнимательным автовладельцем предъявлять претензии будет уже некому.

Фактически методов защиты от подобного «законного обмана» нет: в судебном порядке практически невозможно оспорить подписание договора цессии, сославшись на то, что автовладельца ввели в заблуждение. А, значит, избежать проблем можно, лишь соблюдая два условия. Во-первых, нужно знать о существовании договора уступки прав требования и последствиях его подписания. Ну а во-вторых, не подписывать документы не глядя, а внимательно проверять каждую бумагу, которую вам предлагают.

ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО

asbesto_cemento / Shutterstock.com

Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако уже после принятия данного документа в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) были внесены существенные изменения. Так, с 1 января текущего года страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

В связи с этим ВС РФ утвердил новое постановление – Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 (далее – Постановление). Документ содержит в себе не только рекомендации по применению нововведений, но и уточненные позиции Суда по применению норм, уже действовавших на момент вынесения предыдущего постановления, хотя большинство положений Постановления № 2 перенесено в него все же практически без правок. Среди наиболее важных можно выделить новые разъяснения по следующим вопросам.

Заключение договора ОСАГО. По общему правилу, заключение договора подтверждается наличием страхового полиса. Поскольку информация обо всех заключенных в электронном виде договорах ОСАГО должна включаться в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (ст. 30 закона об ОСАГО), ВС РФ рекомендует судам учитывать сведения о факте заключения договора и его условиях, представляемые профессиональным объединением страховщиков. В то же время отсутствие в указанной системе сведений о страховом полисе само по себе не может являться безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования, этот факт должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами, подчеркнул Суд (п. 8 Постановления).

Сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений с целью уменьшения размера выплачиваемой страховщику страховой премии, напомним, не является основанием для признания договора незаключенным и не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Но произведенную по такому договору страховую выплату страховщик может взыскать со страхователя в порядке регресса. Также – вне зависимости от наступления страхового случая – страховщик имеет право на взыскание неосновательно сбереженной страхователем в связи с представлением недостоверных сведений суммы (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Однако если указанная сумма будет взыскана страховщиком до наступления страхового случая, он утрачивает право на предъявление регрессного требования к страхователю, так как страховая премия уплачена в полном объеме, считает ВС РФ (абз. 3 п. 9 Постановления).

Обращение к страховщику. Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и другие, необходимые в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направляются страховщику или его представителю (абз. 3 п. 1 ст. 12 закона об ОСАГО). Перечень представителей страховщика, уполномоченных на осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков, должен выдаваться страхователю одновременно со страховым полисом под расписку, отметил Суд (п. 21 Постановления). При этом во всех направляемых после подачи заявления о страховом возмещении документах должны содержаться сведения об этом заявлении, например указание на подразделение страховщика, в которое оно подано (п. 22 Постановления). Такое же правило, по мнению ВС РФ, страхователю нужно соблюдать и при подаче претензии страховщику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязательств. Предполагается, что это позволит страховщику соотносить поступившие документы с предыдущими обращениями данного страхователя.

Прямое возмещение убытков. Начиная с 26 сентября 2017 года прямое возмещение убытков, то есть предъявление потерпевшим требования о возмещении вреда своему страховщику, возможно в случае столкновения не только двух, но и большего количества транспортных средств (подп. «б» п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку этот порядок применяется, только если гражданская ответственность владельцев всех ТС, пострадавших в ДТП, застрахована, Суд пояснил, как осуществляется страховое возмещение в случае, когда причинителем вреда не заключен договор ОСАГО. Указано, что вред, причиненный имуществу потерпевших, возмещается владельцами транспортных средств (по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ), вред жизни и здоровью – профессиональным объединением страховщиков, а при недостаточности соответствующей компенсационной выплаты для полного возмещения вреда – его причинителем (п. 27 Постановления).

Восстановительный ремонт. ВС РФ отметил, что, помимо организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик должен возместить потерпевшему – на основании его заявления – ряд иных расходов, в частности – на эвакуацию автомобиля с места ДТП, доставку пострадавшего в нем лица в больницу, проведение работ по восстановлению дорожных знаков и ограждений и т. д. (п. 50 Постановления). При этом расходы, необходимые для того чтобы привести автомобиль в доаварийное состояние, но не предусмотренные Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не включаются в страховое возмещение. Такими расходами, по мнению Суда, является, например, восстановление аэрографии или других нанесенных на машину рисунков (п. 39 Постановления).

Если страховщик не исполняет свои обязательства по организации ремонта, потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в форме страховой выплаты либо о понуждении страховщика к совершению требуемых действий, в том числе к выдаче направления на ремонт, указал ВС РФ (п. 52 Постановления). Кроме того, в этом случае может применяться так называемый астрент (ст. 308.3 ГК РФ) – суд вправе присудить в пользу потерпевшего денежные средства на случай неисполнения судебного акта.

Особое внимание уделено в Постановлении расчету стоимости восстановительного ремонта. Суд подчеркнул, что в отличие от общего правила, согласно которому размер расходов на замену комплектующих деталей определяется с учетом износа (п. 19 ст. 12 закона об ОСАГО), оплата стоимости обязательного восстановительного ремонта производится страховщиком без учета износа (п. 59 Постановления). Как отметил секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов, это правило – своего рода компенсация для владельцев ТС, которые не могут выбрать такой способ страхового возмещения, как получение страховой выплаты. Как отмечалось выше, с 28 апреля вред, причиненный легковому автомобилю, который находится в собственности физического лица и зарегистрирован в Российской Федерации, возмещается, за исключением ряда случаев, только путем проведения восстановительного ремонта (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О позиции ВС РФ по вопросам применения норм Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательстве на основании сделки узнайте из новости.

Уступка требования. ВС РФ напомнил, что передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору ОСАГО возможна только с момента наступления страхового случая. Причем новый выгодоприобретатель может получить возмещение при соблюдении таких же, как были предусмотрены для первоначального выгодоприобретателя, условий. Например, он должен уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая, направить заявление о страховой выплате, представить имущество для проведения технической экспертизы, направить претензию, если это не сделал предыдущий выгодоприобретатель (п. 73 Постановления).

Такие права, как право потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда, получение взысканного со страховщика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего и аналогичного штрафа за неисполнение требований потребителя не подлежат передаче по договору цессии. Однако уже присужденные суммы компенсации морального вреда и указанных штрафов могут быть переданы любому лицу, считает Суд (п. 71 Постановления).

Процессуальные вопросы. Ряд новых разъяснений посвящен процессуальным особенностям рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО. Отмечается, в частности, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным, если потерпевший не просто направил страховщику претензию и все необходимые документы, но и указал в них сведения, которые позволят соотнести претензию с предыдущими обращениями. В случае подачи иска о взыскании не только страхового возмещения, но и неустойки или иной финансовой санкции досудебный порядок считается соблюденным, если потерпевший обращался к страховщику лишь с требованием о страховой выплате (п. 93, п. 98 Постановления). Если же требования о взыскании неустойки и финансовой санкции заявляются после вступления в силу судебного решения о выплате страхового возмещения, потерпевший обязан направить их страховщику до обращения в суд. Кстати, при заявлении нескольких исков по одному договору нужно иметь в виду, что суд может признать такое деление требований искусственным и отказать в возмещении понесенных судебных издержек, сославшись на злоупотребление истцом процессуальными правами (п. 102 Постановления).

Что такое договор цессии при ДТП и его преимущества

После ДТП автолюбители нередко попадают в ситуацию, когда страховщики-агенты не желают делать компенсационные выплаты и отказываются от возмещения ущерба. Существует возможность решить такой вопрос при помощи цессионного соглашения, когда третье лицо выкупает задолженность страховой компании у автовладельца. Стороны договора цессии в этом случае – это собственник машины, который предает свои права цессионарию и непосредственно цессионарий, выплачивающий определенную сумму ущерба.

Что такое цессионный договор

Не все знают, что такое цессия и как ею пользоваться. Если кратко, то это документ, по которому застрахованный человек соглашается отдать свои права на получение выплат по страховому договору. Все детали этой своеобразной «доверенности» регламентируются ст. 382 Гражданского кодекса РФ. По данному соглашению предусматривается компенсация исключительно за ущерб, причиненный транспортному средству. Никаких возмещений за вред здоровью не выплачивают.

В каких случаях нужен при ДТП

Договор по уступке прав имеет свои преимущества. В первую очередь – это намного проще, чем спорить с фирмой страховщиком, обращаться в суд и доказывать там свою правоту. Существуют ситуации, в которых после аварии лучшим вариантом будет оформление договора цессии:

  1. Автолюбителю на восстановление машины необходимы денежные средства в срочном порядке и нет времени на препирательства с фирмой-страховщиком.
  2. Есть риск судебных разбирательств, а застрахованное лицо не имеет желания участвовать в тяжбах и исках.
  3. Страховщик признан банкротом или лишился лицензии, а потому не способен выполнить свои обязательства.

Совет! Таким образом, автолюбитель может сэкономить значительную часть времени и денег. Если третья сторона является добросовестной организацией, а не мошеннической структурой, то машина после ДТП будет отремонтирована гораздо быстрее и без нервных срывов.

Варианты продажи долга

Если возникает проблема с получением выплат от фирмы-страховщика, то автовладелец может отдать право на свой долг. Для этого следует выбрать организацию, которая занимается подобными сделками на профессиональном уровне. Есть два законных способа получить компенсационное обеспечение:

  1. Полностью продать долг. Сторонами договора цессии могут быть как физические, так и юридические лица.
  2. Договор по представлению интересов, оформленный на организацию. Такая доверенность дает права фирме защищать пострадавшую сторону. Название такой процедуры — фиктивный выкуп.

Внимание! При этом к оформлению договора цессии прибегают чаще. Это возможность получить в кратчайшие сроки до 30% от причитающегося возмещения автовладельцу.

Выгоды для автолюбителя

При соблюдении основных правил по передаче прав на выплаты по страховке водитель имеет огромное количество преимуществ: автомобиль ремонтируют быстро и не приходится спорить с СК. При этом важен тот факт, что не нужно участвовать ни в судебных ни в предварительных разбирательствах. Часто автовладельцы после ДТП попадают в такие жизненные ситуации, когда деньги требуются максимально быстро, а компания или объявляет себя банкротом или не желает выплачивать обещанную компенсацию. Также выгодно автолюбителю перепродать долг, если сумма выплат значительно занижена.

Важно знать! По условиям законодательства, такой договор можно составить без всякого согласия со стороны страховой компании. Но уведомить ее необходимо в обязательном порядке – в письменной форме.

Что нужно для составления договора

В первую очередь нужно выбрать компанию, с которой можно заключить подобное соглашение. Документ по переуступке прав на страховые выплаты в обязательном порядке требует государственной регистрации. Также в нем необходимо указать, что происходит передача прав на получение компенсации с целью возмещения ущерба. В противном случае выплаты подвергнутся налогообложению.

Также необходимо, чтобы у автовладельца был действующий полис ОСАГО на руках, а само ДТП должно быть оформлено по всем правилам и законам.

Документы

Для полноценного заключения договора важно собрать все нужные документы. В идеале понадобится не только оригинал, но и их копии. В пакет обязательных бумаг для оформления рецессии входят следующие:

  • справка об аварии;
  • протокол с места административного правонарушения;
  • экспертиза;
  • паспортные данные обеих сторон ДТП;
  • права водителя, который на момент аварии управлял транспортным средством;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • действующий полис ОСАГО.

На основании этих документов составляется договор, а выплаты по нему автовладелец получает в течение 2-3 дней.

Образец договора

Что такое и как составляется договор цессии легко понять из простого образца. Найти примерный бланк соглашения можно на специализированных сайтах в интернете. Правильно оформленный документ на практике выглядит примерно так:

На что нужно обращать внимание при подписании договора

Внимательность при перепродаже долгов очень важна. Только так можно заключить договор без последующих проблем. Чтобы избежать подвоха, следует обращать внимания на специфические нюансы:

  • не стоит заключать документ цессии в первые сутки после аварии;
  • оценивать ущерб должны только специалисты;
  • нельзя заключать документ по уступке прав, если организация обещает восстановить ущерб в полном объеме;
  • лучше прибегать к услугам цессионариев после досудебных разбирательств со страховщиками;
  • договор следует внимательно изучить до того, как ставить подпись.

Только так можно получить деньги на ремонт автомобиля быстро и без последующих проблем.

Как не попасться к мошенникам

Многие собственники машин попадаются на удочку обманщиков, которые обещают по договору цессии золотые горы. Поэтому и возникают неприятные ситуации, когда автовладелец остается и без денег, и с потерянным временем. Нельзя доверять компаниям, если они предлагают хотя бы одно из следующих условий:

  • решить проблему за один день;
  • вернуть от 70% до 100% возмещения ущерба;
  • цессионарий обещает выплатить не только ущерб на ремонт автомобиля, но и вред здоровью потерпевших в ДТП.

Если «клюнуть» на одно из этих заманчивых предложений, то легко стать жертвой мошенников и не получить выплат вообще ни в каком объеме. Поэтому специалисты советуют внимательно читать документ цессии перед подписанием.

Иногда жизненные ситуации заставляют автовладельцев уступить свои права на получение денег за ущерб во время ДТП полномочным организациям. Но в таких случаях важно, чтобы все было проведено согласно действующему законодательству. В противном случае автолюбитель может легко потерять и деньги и время.

Что такое выкуп страхового дела по ДТП и как он оформляется

Многие автомобилисты хотя бы раз сталкивались с ситуацией обнаружения повреждений на личном автомобиле. В подобных ситуациях мы обращаемся к страховым организациям, которые возмещают причиненный ущерб в виде выплаты или оплаты ремонта по направлению.

Но на деле встречаются и такие ситуации, когда страховка не помогает, а страховщики ведут себя непрофессионально и открещиваются от проблем автовладельца. Как же быть?

В последнее время во многих крупных городах России стали появляться компании, предоставляющие помощь в подобных инцидентах или выкупающие долги страховых компаний перед застрахованным лицом.

По аналогии есть пример, когда кредитно-финансовые учреждения уступают долги своих клиентов третьей стороне. Похожие принципы вошли и в сферу страхования. Законодательная база «наградила» нас правами и про них не нужно забывать.

Порядок удовлетворения компенсации при наступлении реализации риска может быть разным для ОСАГО и КАСКО. Дело в том, что федеральные нормы регулирует порядок работы страхующей компании при обязательном автостраховании и устанавливают конкретные сроки, которые нельзя нарушать, т.е. страховщик может понести значительные финансовые потери в виде штрафов со стороны регулирующих органов.

В случае с добровольной страховкой сроки и регламент работы с клиентом фиксируются условиями, отраженными в договоре КАСКО, поэтому и обман с выплатами или частичным возмещением ущерба встречается именно в этой части страхового бизнеса.

Каким же образом нужно действовать в подобной ситуации?

Существует множество компаний, занимающихся оспариванием нарушенных прав в сфере автострахования. Здесь можно получить помощь как при отказе страховой платить по условиям договора в случае наступления страхового риска, так и при неполном возмещении материального ущерба.

Также они фактически выкупают долги страховщика перед своими клиентами.

Чем выгодна уступка права требования по выплате страхового случая:

  • не нужно тратить время на досудебное и судебное разбирательство;
  • не нужно портить собственное психологическое состояние;
  • можно сэкономить значительную часть суммы денежных средств;
  • личный автомобиль быстрее будет отремонтирован и приведен в нормальное состояние.

Порядок выкупа страховых дел по ДТП

В случае наступления страхового риска при дорожно-транспортном происшествии застрахованное лицо вправе передать право на получение возмещения ущерба в денежной форме с помощью договора цессии.

Он представляет собой соглашение сторон об уступке возможности получения различного рода имущества, прав собственности и получения выплат по задолженности заемщиков, которые подтверждены документально и свидетельствует о данных правах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения в сфере передач прав на требование (цессию) регламентируются 382 статьей Гражданского Кодекса.

При заключении договора цессии (уступки) на требование в возмещении ущерба при наступлении страхового случая необходимо соблюсти следующее условие: сторона, изначально имеющая обязательства перед заинтересованным лицом, в отношении которой и происходит переуступка, должна быть уведомлена о заключении соответствующей сделки в первоочередном порядке.

Из статьи 382 части 3 ГК РФ следует, что должник должен быть уведомлен официально в письменной форме о переходе прав на получение соответствующей задолженности к новому кредитору.

Заключение договора цессии

Для уступки права требования по обязательствам третьих лиц заключается договор цессии. В соответствии с порядком, изложенным в статье 389 ГК РФ, переход прав возможен только при заключении соглашения в соответствующей письменной форме и обязательной государственной регистрации.

При заключении договора цессии в соответствии со статьей 385 ГК РФ прежний кредитор обязан передать новому кредитору документы, удостоверяющие само наличие обязательства третьего лица перед прежним кредитором.

Для уступки права требования не требуется разрешение должника, если иное не установлено условиями договора между страховой компанией и застрахованным лицом.

При заключении договора цессии необходимо обладать информацией по налоговой дисциплине должника, т.е. страховой компании. В том случае, если сторона, несущая обязательства, имеет задолженность перед государством по налогам и иным сборам в бюджетные и внебюджетные фонды, могут возникнуть проблемы передачи прав на реализацию требования по выплате. Об этом свидетельствует современная российская практика арбитражного разбирательства.

Узнайте как добиться от страховой компании максимальной выплаты по ОСАГО.
Если Вам необходимо получить заключение эксперта, читайте подробнее об проведении автоэкспертизы и независимой оценки ЗДЕСЬ.

Как выбрать надежную компанию для переуступки права на получение выплаты

Многие из нас при наступлении страхового случая, т.е. дорожно-транспортного происшествия, считают, что могут без посторонней помощи получить полное возмещение причиненного ущерба. На практика все происходит иначе.

Страховые компании частенько грешат тем, что недоплачивают своим клиентам или полностью отказываются платить по своим обязательствам, пытаясь найти нелепые оправдания или обстоятельства, оправдывающие их отказ.

Тогда становится очевидным, что не стоит ввязываться в спор. Многие считают, что помочь в подобной ситуации может только серьезное разбирательство. Но и этого страховые компании не боятся. Они умеют тянуть время, изматывать тяжбами и применяют всевозможные методы, чтобы клиент отказался от претензий на законно положенные выплаты.

Но есть и те, кто готовы заставить нерадивых страховщиков выполнять заявленные обязательства по договору страхования. На сегодняшний день существует множество компаний, готовых перекупить долги страховой организации.

Чтобы выбрать наиболее удобного и порядочного представителя своих интересов в подобной сфере, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит переуступать свои права на выплату по возмещению ущерба при дорожно-транспортном происшествии в течение первого дня обращения;
  2. Оценка ущерба не может быть определена «на глаз» лицом, не обладающим соответствующей компетенцией;
  3. Не стоит заключать договор цессии с компаниями, готовыми возместить причиненный ущерб в полном объеме;
  4. Договор цессии следует заключать только после проведения досудебного разбирательства с представителями страховой компании;
  5. Необходимо внимательно изучить условия договора переуступки прав требования.

Что означает каждое из правил

Любая уважающая себя компания, занимающаяся переуступкой или выкупом прав требований к страховым компаниям, производит осмотр, анализ и оценку ущерба по страховым случаям не менее чем за два рабочих дня, т.к. данная работа достаточно кропотлива и требует значительной подготовки всех необходимых материалов для дальнейшего разбирательства со страховщиком.

Если подобная компания предлагает данные услуги, предусматривающие улаживание всех имеющихся вопросов в течении суток, то уровень компетентности и полнота выплаты будут гораздо ниже рыночной планки.

Узнайте как происходит возмещение ущерба при ДТП, если не хватает выплаты по ОСАГО.
Читайте что делать, если получен отказ в выплате страхового возмещения в ЭТОЙ СТАТЬЕ.
О том как происходит взыскание ущерба с виновника ДТП: //auto/pay/ushherba-pri-dtp.html

Любой осмотр, проводимый экспертом в случае незначительного ущерба, занимает несколько минут, а при серьезных повреждениях необходимо потратить и несколько часов, т.е. автомобиль следует, как минимум, проверить и на скрытые дефекты, которые невозможно обнаружить путем предварительного визуального контакта.

Оформление данных и проверка целостности машины займет не менее одного рабочего дня.

Возмещение ущерба в полном объеме по возникшему риску при договоре цессии – это миф. Максимальный уровень выплат в данной сфере составляет не более 90% от суммы затрат на устранение повреждений.

Если представитель компании, желающей заключить договор переуступки прав по выплате, утверждает, что они готовы возместить полностью всю сумму, то он лукавит. Стоит внимательно изучить условия соглашения, в которых могут быть спрятаны «подводные камни».

В соответствии с ГК РФ переуступка прав требования по страховой выплате возможна только после проведения досудебного разбирательства. Т.е. клиент страховщика обязан на начальном этапе попытаться договориться «по-хорошему». И если страховщик отказывается и не приводит адекватные причины или обстоятельства, побудившие принять решение об отказе или частичной выплате, только после этого можно переходить к закреплению отношений о переуступке прав.

До подписания договора цессии необходимо внимательно изучить текст соглашения. В нем должны содержаться пункты, свидетельствующие о передаче второй стороне только право требовать выплату компенсации по страховому случаю, а также возместить судебные издержки.

Если в тексте есть упоминание о передаче прав на представление интересов в суде, получение средств по страховой выплате и утере товарной стоимости в качестве законного представителя, стоит воздержаться от подписания подобного договора, т.к. он не является договором цессии и не предусматривает переуступку прав.

Он лишь дает полномочия компании представлять интересы застрахованного лица в суде и получить за него все денежные средства. А вот гарантии передачи средств правообладателю не гарантированы, что создает почву для злоупотреблений и преступной деятельности.

Таким образом, при уступке прав требования выплаты по страховому возмещению необходимо знать, что:

  • уважающие себя компании не занимаются перекупкой обязательств страховых компаний в течение одного дня;
  • внимательное изучение договора цессии в страховании– обязательная мера предосторожности от преступного умысла третьих лиц;
  • не нужно искать организацию, готовую к полному возмещению ущерба;
  • уступка в традиционной практике предусматривает только передачу прав на возмещение материального ущерба по автострахованию и судебных издержек, если иное не предусмотрено к передаче условиями договора (утеря товарной стоимости);
  • сторона, выкупившая долг страховщика, не имеет прав на возмещение иных издержек;
  • в договоре цессии не предусмотрена передача прав на представление собственных интересов и получение в качестве доверенного лица средств возмещения по страховому случаю.

Подобные меры помогут не только уберечься от обмана, но и преступных действий злоумышленников, а также получить средства, положенные по страховке автомобиля.