Происшествие на перекрестке

Суд определил виновника аварии на перекрестке

Неудачный маневр

Зимним вечером 2018 года Олег Иващенко* на своем Hyundai GK двигался по улице Юбилейной города Березники Пермского края. На нерегулируемом перекрестке водитель поворачивал налево на улицу Комсомольскую. Занял крайний левый ряд, включил поворотный сигнал. Когда все встречные автомобили остановились на светофоре, он начал маневр. Но вдруг на перекресток выехал Renault Sandero Дмитрия Иванова*, и машины столкнулись.

В результате разбора виновником ДТП признали Иващенко. Его привлекли к административной ответственности за то, что он нарушил правила проезда перекрестка и не уступил дорогу автомобилю, который ехал прямо (ч.2 ст 12.13 КоАП). Назначили штраф в 1 000 руб.

Обжаловать не удалось

Иващенко пытался обжаловать постановление инспектора. Он настаивал, что второй участник аварии, Иванов, не имел приоритета в движении, поскольку ехал на «красный». Перед перекрестком улиц Юбилейной и Комсомольской находился регулируемый пешеходный переход. Иванов, как утверждает истец, проигнорировал запрещающий сигнал светофора. По словам Иващенко, он не мог предвидеть, что Иванов нарушит правила, а значит, не имел возможности предотвратить ДТП.

Перекресток, где произошло ДТП. Направление движения Иващенко

Ответчик парировал, что двигался еще на желтый сигнал светофора. Выехав на перекресток, он имел преимущество, так как ехал прямо. Иванов рассказал, что слишком поздно заметил поворачивающий автомобиль. Пытался затормозить, но не успел остановиться.

Эти доводы суд принял во внимание, проигнорировав аргументы истца. Что в ДТП виновен именно Иващенко, согласились Березниковский городской суд, Пермский краевой суд и его зампреда. Как указали суды, согласно п.13.12 Правил дорожного движения, при повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

ВС: у второго водителя не было преимущества

В жалобе в ВС Иващенко приводил те же доводы, что и в нижестоящих инстанциях — что второй участник аварии двигался в нарушение ПДД. Ответчик с доводами не соглашался и просил оставить постановление без изменений.

Но судья ВС Сергей Никифоров встал на сторону заявителя. То, что Иванов нарушил правила, подтвердило и составленное в отношении него постановление. Вечером 19 декабря 2018 года (именно тогда произошло ДТП) Иванову выписали штраф за нарушение п. 6.13 Правил дорожного движения, который требует остановиться перед стоп-линией при запрещающем («красном») сигнале светофора. Постановление Иванов не обжаловал. Правда, в суде он утверждал, что двигался на «желтый». Но судья Никифоров написал, что согласно п. 6.2 Правил дорожного движения, желтый сигнал запрещает движение, помимо предусмотренных случаев, которые в материалах дела не установлены.

ВС посчитал, что важную позицию для рассмотрения дела содержит п. 14 постановления Пленума ВС от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

Водитель, который двигается в нарушение правил, не имеет преимущества.

Следовательно, Иващенко не обязан был уступать дорогу Иванову. Исходя из этого Верховный суд отменил постановления инспектора и судебных инстанций(№ 44-АФ19-1489).

Далеко не первое дело

Суды нижестоящих инстанций пренебрегли своей обязанностью по полному и всестороннему исследованию фактических обстоятельств дела, считает адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18 место По выручке 25-27 место По количеству юристов 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) × Александра Стирманова. По ее словам, неточное определение судами предмета доказывания является одной из самых распространенных ошибок, которые приводят к неправильным решениям.

В этом году Верховный суд уже рассматривал аналогичное дело — №11-АД20-5. Истцу пришлось дойти до ВС, чтобы доказать свою правоту. Суды нижестоящей инстанции не исследовали все обстоятельства дела – то, что ДТП произошло по вине другого участника аварии, который двигался задним ходом и не убедился в безопасности своего маневра. В производстве ВС было и еще одно похожее дело (№46-АД19-27), на этот раз водитель двигался по обочине.

В каждом из этих случаев ВС констатировал: водитель, который нарушает правила не имеет преимущества. Следовательно, в случае аварии других участников движения нельзя признать виновниками ДТП.

*Имена и фамилии участников спора изменены редакцией

Происшествие на перекрестке

В городе Вольске Саратовской области утром 31 августа в дорожной аварии травмы получили четыре человека, в том числе несовершеннолетние.

На перекрестке улиц Ленина и Пушкина столкнулись «Лада Приора» и ВАЗ-2107, после чего «Лада» вылетела с проезжей части к Дому ветеранов. По информации очевидцев, в ДТП пострадали двое взрослых и двое детей.

У «Жигулей» в результате ДТП разбита передняя часть. У «Приоры» — бок со стороны водителя. Обстоятельства дорожного происшествия предстоит установить сотрудникам полиции.

По уточненным данным, травмы получил годовалый ребенок. Одну женщину госпитализировали с повреждениями головы.

Если вы оказались свидетелем происшествия или интересного события, напишите порталу «Вольск.ру» в социальных сетях или в WhatsApp, Telegram, Viber: +7-991-461-09-76. Фото и видео приветствуются.

  • Новости
  • Рейтинг

31.08.2021 Бросивших труп в реку супругов осудили на 28 лет колонии

31.08.2021 Чиновница секретного отдела выдвинулась на пост главы

31.08.2021 Жителей Вольска беспокоят взрывы в карьере

31.08.2021 Взрослые и дети пострадали в аварии на перекрестке

30.08.2021 Как выгодно произвести вывод Litecoin на карту QIWI в рублях

30.08.2021 На конечной остановке «Мазда» сбила женщину

30.08.2021 Озвучено количество привитых жителей Вольского района

30.08.2021 Гражданин назвал полицейского «мусор» и попал под статью

30.08.2021 Под Вольском дети спасли село от огня

29.08.2021 Велосипедист около детского сада врезался в Land Cruiser

29.08.2021 Андрей Татаринов ужаснулся демографии в Вольском районе

29.08.2021 В Вольске планируют снести 21 аварийный дом

29.08.2021 В Вольске два человека пострадали в ДТП на перекрестке

28.08.2021 Гражданин снял с карты девушки 20 тысяч рублей и скрылся

28.08.2021 Вольской набережной с пляжем за 66 миллионов определили подрядчика

28.08.2021 В Вольске опасаются ходить по дорогам при ремонте тротуаров

28.08.2021 Жителей Вольска поблагодарили за спасение ребенка в автокатастрофе

27.08.2021 «Факел» бесплатно покажет снятую в Вольске комедию

27.08.2021 Сбитая на пешеходном переходе женщина умерла в больнице

27.08.2021 Около школы на 16-летнюю девушку напала лиса

27.08.2021 Сжигание мусора на цементном заводе в Вольске не подтвердилось

26.08.2021 На опасном перекрестке просят установить лежачего полицейского

26.08.2021 Вольчанка после рождения четверых детей получила два образования

26.08.2021 В Вольске «Опель» на переходе сбил пешехода

26.08.2021 Жителю Вольска на улице пробили легкое

25.08.2021 В Вольске новый асфальт на тротуарах заменят на новый

25.08.2021 Полиция занялась массовым убийством кошек в Вольске

25.08.2021 Пьяные пассажиры покалечились в ДТП иномарки со столбом

25.08.2021 Выжившую в автокатастрофе девочку самолетом отправили в Екатеринбург

24.08.2021 Вольская власть должна за пристань 10 миллионов рублей

31.08.2021 Бросивших труп в реку супругов осудили на 28 лет колонии

31.08.2021 Жителей Вольска беспокоят взрывы в карьере

31.08.2021 Взрослые и дети пострадали в аварии на перекрестке

30.08.2021 Как выгодно произвести вывод Litecoin на карту QIWI в рублях

30.08.2021 На конечной остановке «Мазда» сбила женщину

30.08.2021 Озвучено количество привитых жителей Вольского района

30.08.2021 Гражданин назвал полицейского «мусор» и попал под статью

29.08.2021 Велосипедист около детского сада врезался в Land Cruiser

29.08.2021 В Вольске два человека пострадали в ДТП на перекрестке

28.08.2021 Гражданин снял с карты девушки 20 тысяч рублей и скрылся

28.08.2021 В Вольске опасаются ходить по дорогам при ремонте тротуаров

27.08.2021 Сбитая на пешеходном переходе женщина умерла в больнице

27.08.2021 Около школы на 16-летнюю девушку напала лиса

26.08.2021 На опасном перекрестке просят установить лежачего полицейского

26.08.2021 В Вольске «Опель» на переходе сбил пешехода

26.08.2021 Жителю Вольска на улице пробили легкое

25.08.2021 Полиция занялась массовым убийством кошек в Вольске

25.08.2021 Пьяные пассажиры покалечились в ДТП иномарки со столбом

24.08.2021 Под Вольском из-за африканской чумы уничтожат 57 свиней

24.08.2021 Приставы за долги арестовали у предпринимателя грейдер

23.08.2021 В Вольске сгорела баня

23.08.2021 В Вольске позеленел очередной фонтан

22.08.2021 Вольских чиновников наказали за плохую борьбу с коррупцией

22.08.2021 Мужчина 10 лет хранил найденный порох и попался на улице

21.08.2021 В Вольске поджигают мусорные контейнеры

21.08.2021 Жительницу Вольска от имени полиции обманули на 150 тысяч рублей

20.08.2021 Появилось видео с места автокатастрофы с пятью погибшими

20.08.2021 Сельского жителя осудили за повторное избиение жены

20.08.2021 В селе под Вольском ночью угнали автомобиль

19.08.2021 Вольскому священнику запретили служить за развод с женой

Как определяется виновник в аварии на перекрестке

Случаи ДТП на перекрестке во время поворота транспортного средства налево крайне распространены. Чаще всего такие явления происходят по причине несоблюдения общепринятых правил. Иногда очень сложно определить виновного в происшествии. Для этого учитывают целый ряд разных факторов и обстоятельств.

Основные причины

Чтобы выяснить, кто виноват в ДТП при повороте налево, следует определить, как произошла авария. Перекресток считается участком трассы повышенной опасности, ввиду чего от каждого водителя требуется соблюдение мер предосторожности и движение в соответствии с нормами ПДД.

К наиболее распространенным причинам ДТП при повороте налево относятся:

  • Игнорирование водителями дорожной разметки или ограничивающих знаков;
  • Движение на запрещающий сигнал светофора;
  • Превышение допустимой скорости;
  • Обгон на участках с поворотом;
  • Выезд на встречную полосу.

По статистике, чаще всего авария на перекрестке случается на нерегулируемых участках дорогих. В местах, где используются светофоры либо работает регулировщик движения, частота ДТП значительно ниже.

Как определяют вину водителя

Рассматривая, кто виноват в ДТП на перекрестке при повороте налево, нужно отметить, что очень часто такие происшествия случаются из-за того, что автомобилист недостаточно хорошо осведомлен о ПДД. Это является одним из факторов, влияющих на вероятность того, что он будет признан виновником. Помимо этого, учитывают специфику участка, на котором произошла авария.

Регулируемые перекрестки

Движение автомобилей, в том числе и повороты налево, контролируется светофорами. Поэтому перед совершением каких-либо маневров водителю следует удостоверится в том, что он видит соответствующих сигнал.

Важно знать! Автомобилист признается виновным в случае, если он начал движение на запрещающий свет. В норме, перед поворотом влево он обязан уступить дорогу ТС, едущим по встречной полосе.

Нередко случается так, что светофор не работает. Тогда он постоянно подает желтый сигнал. В этом случае водителям нужно соблюдать правила пересечения нерегулируемых перекрестков.

Чтобы определить виновника аварии, необходимо выяснить, кто начал двигаться на запрещающий цвет светофора. В этих же целях учитываются другие обстоятельства ДТП и составляется подробная схема.

Нерегулируемые перекрестки

Если участок не оснащен светофором и на нем нет регулировщика, то в данном случае водитель должен двигаться в соответствии со знаками приоритета. К числу наиболее распространенных относятся «Главная дорога» и «Уступи дорогу». При наличии таких знаков автомобилист обязан пропускать ТС, которые приближаются с правой стороны. В случае выполнения поворота налево необходимо удостовериться в отсутствии машин на встречной полосе.

Внимание! Водитель признается виновным, если он, как и на регулируемом перекрестке, нарушил правила пересечения. Только в данном случае учитываются не сигналы светофора, а расположенные на территории предупреждающие знаки.

Т-образные участки

Виноватым в ДТП на таких перекрестках будут признаны водители, которые поворачивают налево на главную магистраль. В соответствии с требованиями ПДД, они обязаны пропустить едущих по основной дороге. Помимо этого, вина автомобилиста будет признана при условии, что он поворотом не занял крайнюю полосу. Обычно это приводит к столкновению с машинами, которые двигаются в том же направлении по главному участку.

При обгоне

Такой маневр на перекрестках допускается далеко не во всех случаях. Из-за этого разобраться, кто спровоцировал аварию, очень трудно. Чтобы определить в ДТП при обгоне, кто прав, нужно учитывать несколько обстоятельств.

В первую очередь это касается наличия сигналов, указывающих на то, что авто собирается повернуть влево. Если таковые были включены, то автомобиль нельзя обгонять, так как это приведет к столкновению.

Тогда виновником будет признан водитель, совершивший неправомерный маневр, не собираясь двигаться в сторону. Если же сигнал отсутствовал, то вина возлагается на того, кто предпринял попытку повернуть влево. Выяснить, кто виноват в ДТП при обгоне и повороте налево сложно, если на перекрестке отсутствуют светофоры. В качестве доказательства того, что автомобилист не совершил неправомерных действий, могут использоваться данные с видеорегистратора или камер фиксации.

Меры ответственности

Следует учитывать, что наказания за ДТП при развороте налево вне перекрестка и на нем отличаются. В данном вопросе все зависит от тяжести происшествия, наличия пострадавших и характера совершенного водителем нарушения. При разборе аварии зачастую обнаруживается, что ПДД не соблюдалось обеими сторонами. Однако ответственность в любом случае понесет один из автомобилистов.

Важно знать! При ДТП без пострадавших виновнику грозит административный штраф. Если водитель был задержан за рулем пьяным, его могут лишить прав. Также его обязывают возместить материальный ущерб потерпевшей стороне. Если в результате ДТП другие участники движения получили тяжелые телесные повреждения, против виновника могут возбудить уголовное дело. В случаях с летальными последствиями суд назначит наказание в виде ограничения либо лишения свободы.

Спорные ситуации

Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево. Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.

Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр. В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС. На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.

В целом, существует множество спорных ситуаций. Во многих из них доказать правоту одного из участников аварии практически невозможно.

Как предотвратить ДТП

Чтобы уменьшить риск попадания в дорожное происшествие, поворот налево на перекрестке нужно производить в строгом соответствии с установленными правилами. Это позволяет обеспечить безопасные условия для пересечения проблемной зоны. Не менее важно проявлять осторожность и следить за другими автомобилями, участвующими в движении. Благодаря этому можно своевременно заметить намерение ТС произвести разворот, обгон либо другой маневр и предотвратить столкновение.

Чтобы не попасть в ДТП, важно различать дорожную разметку, соблюдать скоростной режим. Движение нужно производить только при наличии разрешающего сигнала светофора, предварительно пропустив пешеходов и ТС, двигающихся по перпендикулярной полосе.

Поворот налево при пересечении перекрестка – распространенная причина аварий. Такие ДТП случаются из-за нарушения водителями ПДД. При определении виновных в происшествии учитывают различные обстоятельства и факторы. Автомобилисту, который спровоцировал аварию, грозит административная ответственность.

ДТП на перекрестке при повороте налево

Как часто водители попадают в ситуации, при которых они выезжают на перекресток для поворота налево, останавливаются, пропуская встречный транспорт и, уже при завершении маневра, сталкиваются с встречным автомобилем.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию Правилами дорожного движения (далее по тексту — ПДД РФ) действий водителей в указанных обстоятельствах, количество аварий на регулируемых перекрестках не уменьшается.

Примечательно, что прибывшие на место происшествия сотрудники ДПС составляют административный протокол в отношении водителя, совершающего поворот налево.

Между тем практика показывает, что при подробном разборе обстоятельств ДТП и их оценки экспертом – автотехником, выявляется вина водителя, который двигался прямо.

Столкновение при повороте налево на желтый сигнал светофора

Из-за высокой интенсивности дорожного движения водители, поворачивающие налево на регулируемом перекрестке, вынуждены выполнять манёвр в два приема.

Сначала – выезжая на середину перекрестка, и, остановившись, пропускают встречный транспорт.

Во второй фазе, после переключения сигнала светофора на желтый (красный), они завершают поворот налево.

Именно переключение сигнала светофора с зелёного на запрещающий желтый и создает неразбериху.

Каждый из водителей в данной ситуации трактует нормы ПДД РФ в свою пользу.

Для одного водителя Правила устанавливают обязанность пропустить все транспортные средства, движущиеся навстречу и направо.

Другому водителю, при включении запрещающего движение желтого сигнала светофора, согласно Правил, надлежит прекратить движение и остановиться до въезда на перекресток.

Безотносительно от того, что на светофоре переключился сигнал с разрешающего движение на запрещающий, транспорт, въехавший на перекресток при зеленом сигнале, должен покинуть его – пункт 13.7 ПДД РФ.

В то же время движущийся по встречному направлению автомобиль, въехавший на перекресток при горящем зеленом, должен завершить свое движение в намеченном направлении.

Поэтому водителю, который собирается совершить поворот налево, во исполнении требования безопасности к совершаемому им маневру, надлежит предоставить преимущество в движении водителю транспортного средства, движущегося через перекресток или въезжающего на него в порядке, предусмотренном пунктом 6.14 ПДД РФ.

Иными словами, водитель, выполняющий на перекрестке поворот налево, должен пропустить весь движущийся ему навстречу транспорт и дождаться полного прекращения движения после включения желтого сигнала светофора. Только после этого водитель может совершать поворот налево.

В подавляющем большинстве случаев, несмотря на очевидный характер обоюдной вины (как минимум), виновными в таких ДТП признают водителей, выполняющих поворот налево.

Причем такая квалификация действий водителей может измениться при обжаловании постановления ГИБДД или в ходе рассмотрения гражданского иска.

Пример такой ситуации, можно посмотреть на видеозаписи, зафиксированной камерой видеорегистратора, установленной на автомобиле, завершающим манёвр поворота при желтом сигнале светофора.

Механизм ДТП на перекрестке при повороте на желтый сигнал светофора

Автомобиль с видеорегистратором №1, движется в левом ряду дороги, намереваясь выполнить поворот налево, въезжает на регулируемый перекресток при зеленом сигнале светофора.

Дождавшись очередности, автомобиль выезжает на середину перекрестка.

Находясь на полосе встречного движения, предназначенной для поворота налево, почти одновременно с включением желтого сигнала светофора, автомобиль №1 выезжает на вторую полосу встречного направления дороги, выполняя намеченный маневр (52-53 секунды записи).

В это же время по второй полосе встречного направления, на желтый запрещающий сигнал светофора, на перекресток въезжает легковой автомобиль № 2.

Причем, в момент смены сигналов светофора с зеленого на желтый (52-53 секунды записи), автомобиль № 2 находится на удаленном расстоянии от границ перекрестка, по записи — вне пределов обзора видеорегистратора.

Далее водитель автомобиля № 2 продолжает движение в направлении перекрёстка без снижения скорости.

В начале 54 секунды записи, автомобиль № 2 находится на уровне столба, на котором расположен знак 6.16 «Стоп-линия».

Несмотря на наличие помехи на перекрёстке – автомобиля №1 и запрещающего движение сигнала светофора, водитель автомобиля № 2 продолжает движение и въезжает на перекресток без изменения скорости движения. После 55 секунды происходит столкновение автомобилей.

Анализ действий водителей

Водитель автомобиля №1 в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации должен был руководствоваться следующими нормами Правил:

1.3 и 1.5, то есть он был обязан знать и выполнять требования сигналов светофора и действовать таким образом, чтобы на причинять вред и не создавать опасности для движения;

13.4, то есть он был обязан уступить дорогу автомобилю № 2, который двигался со встречного направления;

13.7, то есть он был обязан выехать с перекрестка в намеченном направлении вне зависимости от сигнала светофора.

Водитель автомобиля №2 в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации должен был руководствоваться следующими нормами Правил:

1.3 и 1.5, то есть он был обязан знать и выполнять требования сигналов светофора и действовать таким образом, чтобы на причинять вред и не создавать опасности для движения;

6.2, в части, зеленый мигающий сигнал разрешает движение и предупреждает о скором включении запрещающего сигнала, желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных п. 6.14 Правил;

6.13, то есть, при запрещающем сигнале он обязан остановиться перед стоп-линией, обозначенной дорожным знаком 6.16.

При своевременном выполнении обоими водителями указанных выше требований, ДТП бы исключалось. При таком подходе в оценке действий участников происшествия можно сделать вывод об обоюдной вине. Часто такая логика встречается в судебных решениях по аналогичным делам.

Рекомендации участникам происшествия

Прежде всего, при наличии спора о вине в рассмотренном ДТП, необходимо обжаловать постановление о назначении наказания.

В обязательном порядке следует назначить проведение автотехнической экспертизы.

Эксперт может проанализировать дорожную ситуацию и внести ясность относительно вопроса о наличии либо отсутствии у водителя №2 технической возможности остановиться перед стоп – линией, при включении желтого сигнала светофора.

Если будет установлено, что автомобиль №2 мог остановиться, при выполнении требований скоростного режима, то выводы о виновности будут не в его пользу (подробности читайте здесь).

Также эксперт может определить скорость движения автомобиля № 2 при наличии тормозного пути или данных о длине участка и времени его преодоления автомобилем.

Запись видеорегистратора дает такую возможность.

Время имеется на записи, длину участка устанавливают путем замера расстояния, например, от знака 6.16 до границы перекрестка. Зная обе величины легко рассчитать искомую скорость движения автомобиля.

О назначении и вопросах, решаемых экспертизой, мы рассказывали в этой статье.

При поверхностном подходе в оценке причин происшествия напрашивается вывод о вине водителя, начавшего поворот, ведь он не уступил дорогу движущемуся автомобилю, движущемуся во встречном направлении.

Решение о виновности, принятое инспектором ДПС без дополнительного анализа обстоятельств происшествия, часто является не объективным.

После детального разбора дорожно-транспортного происшествия специалистом, может быть установлено, что водитель автомобиля №2 неверно оценил свои возможности и пренебрег запрещающим желтым сигналом светофора, поторопился пересечь перекресток, чем и создал аварийную ситуацию.

При наличии записи видеорегистратора события происшествия и грамотного юридического сопровождения, вина второго водителя доказуема.

Также не исключена возможность оправдания и освобождения от ответственности водителя автомобиля №1.

Комментарии

Задайте нам вопрос

Данная статья подготовлена на основании действующего российского законодательства, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.

Однако каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:

Единый федеральный номер

Москва и область

Каждое шестое ДТП в России происходит из-за нарушений проезда перекрёстков

Соответствующие данные об аварийности на дорогах страны представлены в отчёте Министерства внутренних дел за 2018 год.

Ведомство провело исследование, чтобы выяснить, из-за чего в России случаются ДТП. Информационно-аналитический обзор аварийности за первую половину 2018 года подготовил Научный центр безопасности дорожного движения МВД России. Согласно этому документу, почти половина от общего количества инцидентов в РФ происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог, знаков и разметки.

Ранее «Колёса» сообщали о том, что в течение первого полугодия показатели аварийности в РФ снизились. В общей сложности с января по июнь 2018 года было зафиксировано 69 656 ДТП. Этот показатель на 2,3% меньше по сравнению с результатом первых шести месяцев 2017 года. В этих авариях погибли 6 974 человека (спад показателя – 7,9%), травмы получили 88 599 участников (спад – 2,9%).

Хоть в стране в целом и наблюдается снижение показателей, в ряде регионов количество аварий растёт. В их числе Мурманская, Свердловская, Самарская, Курская, Ярославская, Кировская, Волгоградская области, Ставропольский край; худшие результаты зафиксированы за первое полугодие в Калмыкии, где количество ДТП выросло на 19,3%, а погибших – на 40,9%.

Согласно отчёту МВД, на который ссылается «Коммерсант», основная причина ДТП в России – это нарушение ПДД водителями (их доля составляет 88%). На аварии, произошедшие по вине водителей легковых машин, приходится 79%. При этом исследователи отметили, что увеличилось количество ДТП из-за нарушений водителей грузовиков (прирост к АППГ – 4,5%).

Помимо этого, на 12,9% больше стало аварий, произошедших по вине водителей трамваев, на 11,2% – по вине автомобилистов из СНГ, на 5,5% – по вине зарубежных автомобилистов. Три года подряд продолжает увеличиваться количество ДТП по вине водителей в возрасте старше 60 лет (за первую половину 2018-го – на 4,6%). При этом сократилось число аварий, произошедших по вине начинающих водителей (на 6,6%).

В отчёте МВД сказано, что из-за нарушений при проезде перекрёстков произошло 11 640 ДТП (доля – 16,7%), тогда как, например, по причине несоответствия скорости – 6 182 (8,9%), по причине выезда на «встречку» – 5 874 аварии (8,4%) за первое полугодие.

На долю ДТП, связанных с недостатками «транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети», приходится 43,9%. Речь идёт о таких сопутствующих факторах, как плохая видимость разметки (64% инцидентов), недостатки зимнего содержания (20,9%), отсутствие дорожных знаков (20,2%), отсутствие пешеходных ограждений там, где они необходимы (8,9%), некорректное применение или плохая видимость знаков (7,8%). Отметим, за первую половину 2018-го число аварий, связанных с плохой видимостью светофора, выросло почти вдвое (на 92,3%), количество аварий, связанных с несоответствием ж/д переездов требованиям безопасности, – в полтора раза (на 50%).

По вине пешеходов за первое полугодие произошло 11,3% от общего количества аварий. Как пояснили в МВД, почти 40% от общего количества всех наездов на пеших граждан связаны с тем, что они сами нарушают ПДД. Свыше половины таких ДТП закончились смертельным исходом.

Менее 4% (3,8%) пришлось на ДТП, которые произошли из-за неисправных транспортных средств. Из них четверть произошла либо из-за установки на одну ось автомобиля шин различных размеров, либо из-за покрышек разных типов (с шипами и без). Также на многих шинах чрезмерный износ протектора; встречаются изменения в конструкцию автомобилей, не согласованные с ГИБДД, а также неработающие световые приборы.

В Госдуму на рассмотрение сегодня, 10 августа 2018 года, был внесён законопроект, согласно которому нужно ввести штрафы для водителей за езду без техосмотра, а также административную и уголовную ответственность для компаний, которые проводят ТО с нарушениями. Ранее инициативу уже одобрил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.