Примеры из судебной практики при перегрузе грузового автомобиля в 2020 году

Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
Посмотреть ответ

Что такое «перегруз»

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Каковы особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом?

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

  • масса груженого автомобиля;
  • нагрузка на оси транспортного средства.

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2020 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.

Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Примеры из судебной практики при перегрузе грузового автомобиля в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Компания осуществляет доставку своей продукции клиентам, пользуясь услугами транспортных компаний, на основании заключенных договоров на перевозку грузов. В ходе перевозки один из автомобилей был остановлен сотрудниками службы по надзору в сфере транспорта, произведено контрольное взвешивание автомобиля и зафиксирован факт превышения допустимой нагрузки на одну из осей. В отношении компании как грузоотправителя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, с чем компания не согласна.
Согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту — Устав) юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за данное правонарушение несет лицо, осуществившее погрузку.
Согласно п. 8 статьи 11 Устава погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
В договоре перевозки грузов согласно п. 2.1.3 перевозчик осуществляет погрузку груза самостоятельно, при необходимости используя технические средства грузоотправителя. Ответственность за соблюдение правил погрузки груза, установленных действующим законодательством, возложена на Перевозчика.
При рассмотрении административного материала данный пункт договора принят во внимание должностными лицами Службы надзора не был.
Кто несет ответственность за перегруз грузового автомобиля по осям — грузоотправитель или перевозчик (и на основании каких статей каких законов)?

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за определенными исключениями допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении (ч. 15 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
Частью 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Из совокупности данных норм следует, что субъектом ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществившие сверхнормативную погрузку груза в транспортное средство. Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности необходимо установить то лицо, которое фактически осуществляло погрузку груза в транспортное средство. Суды при этом исследуют все возможные доказательства: договоры между хозяйствующими субъектами, перевозочные документы, показания свидетелей. Если обязанность по погрузке в соответствии с положениями договора возложена на перевозчика или грузополучателя, то велика вероятность того, что суд признает привлечение грузоотправителя к ответственности незаконным. В этой связи смотрите, например, решение Арбитражного суда Кировской области от 10 августа 2016 г. по делу N А28-5297/2016, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15 апреля 2016 г. по делу N А63-999/2016, решение Ленинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 17 сентября 2018 г. по делу N 12-459/2018, решение Челябинского областного суда от 16 января 2017 г. по делу N 7-178/17.
Кроме того, поскольку часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, обязательным условием привлечения лица к административной ответственности является его вина. Поэтому если лицо, осуществившее погрузку, не имело возможности исполнить требования по допустимой нагрузке (к примеру, осуществляло лишь перевалку опломбированного контейнера), то также велика вероятность отмены судом постановления органа государственного автодорожного надзора о привлечении его к административной ответственности. В этой связи смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. по делу N А32-34954/2015, решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 16 октября 2018 г. по делу N 12-313/2018.
Однако дать конечную оценку всем обстоятельствам конкретного спора и представленным доказательствам может только суд, рассматривающий данное дело.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Примеры из судебной практики при перегрузе грузового автомобиля в 2020 году

Перегруз автомобиля относится к серьезным нарушениям ПДД, за которое предусмотрен штраф и даже лишение прав. Но в некоторых ситуациях сотрудники ГИБДД неправильно интерпретируют нарушение, что приводит к несправедливому наказанию.

Если водитель или собственник авто не согласен с постановлением правоохранительных органов, то следует направить жалобу в суд для пересмотра дела.

Если же в судебной инстанции решили лишить нарушителя прав, то необходимо подать на апелляцию.

Но стоит ли тратить время на судебные тяжбы, если дело заведомо проигрышное? Бороться за справедливость можно и нужно, если есть основания для пересмотра дела и снятия или смягчения наказания. В качестве мотивации – примеры из судебной практики по аналогичным делам.

  1. В каких случаях дело доходит до суда
  2. Истцы и ответчики
  3. Сколько стоят услуги юриста по перегрузу грузового авто
  4. Примеры из судебной практики
  5. Пример 1
  6. Пример 2
  7. Пример 3
  8. Видео: Что такое перегруз и как с ним бороться

В каких случаях дело доходит до суда

Допустимое превышение массы груза составляет 5%, согласно статье 12.21.1 часть 3 КоАП. Посмотреть максимально разрешенную нагрузку на оси авто можно в таблице:

Автомобили группы «Б» могут передвигаться по любым дорогам. А вот для тяжеловесных машины из категории «А» предусмотрены специальные пути категории 1-3.

Если дорожный контроль выявил отклонение от нормы на 6% и более, то выписывается протокол и штраф на имя водителя. При большом перегрузе автомобиль могут отправить на штрафстоянку.

Физическим лицам выписывается штраф в размере 5-10 тыс. рублей, а вот юридическим лицам придется заплатить до 400 000 рублей.

Сумма достаточно большая, но часто не ограничивается дело штрафом. Водителя могут лишить прав, если ранее он привлекался по статье за перегруз авто дважды.

Избежать наказания полностью или частично возможно, но только через суд. И если нарушитель не согласен с вменяемой ему статьей, то он вправе отстаивать свои права.

Для этого придется доказать, что перегруза не было, либо он укладывался в допустимые рамки. Также можно доказать, что сотрудник ГИБДД неправильно производил взвешивание транспортного средства.

В качестве доказательства в суде могут использоваться:

  • записи с видеорегистраторов о том, что контрольное взвешивание не производилось;
  • показания свидетелей;
  • документы грузоотправителя и грузополучателя о том, что машина была опломбирована и общая масса не превышала допустимую норму.

Самостоятельно отстоять свои права очень тяжело. Сейчас повсеместно проводятся проверки тяжеловесных ТС на перегруз. Для этого устанавливаются специальные весы, которые рассчитывают массу на каждой оси.

Административным правонарушением признается не только факт общего перегруза, но и если на одну из осей приходится вес больше, чем положено по норме.

Такое происходит не только по причине чрезмерной загрузки машины, но и в случае перемещения груза во время движения транспорта.

Так, в результате резкого торможения весь груз может переместиться на одну ось. И доказать свою невиновность будет очень сложно.

Истцы и ответчики

Обращаться в суд для отмены наказания за перегруз авто могут:

  • водители, на чье имя выписан штраф;
  • грузоотправители, если их обязывают выплатить штраф;
  • руководство водителя.

Как правило, штраф выписывается на имя водителя. Именно он несет ответственность за перегруз автомобиля. Но, если его вины в нарушении нет, то он вправе подать в суд даже на свое руководство.

В этом случае водитель требует возмещение компенсации за потраченные средства, выплаченные на погашение штрафа.

Таким образом, ответчиком в суде может выступать:

  • руководитель компании, где трудоустроен водитель;
  • грузоотправитель;
  • должностное лицо, которое не соблюдало правила проверки перегруза авто.

По сути, ответчиком может выступать любое физическое и юридическое лицо.

Спор возникает между ГИБДД и нарушителем, а также водителем и грузоотправителем. Кто именно будет принимать участие в судебном процессе, зависит от причины, повлекшей нарушение.

Также в суд может обратиться собственник автомобиля, на которого был выписан штраф. Такое происходит в ситуации, когда машина арендуется компанией или частным лицом.

В этом случае в договоре должна быть прописана ответственность обеих сторон. В частности, кто несет ответственность за нарушения ПДД. Однако это положение двояко.

Так, перегруз на ось может произойти в результате технической неисправности авто, за которую отвечает собственник. Поэтому оплачивать штраф должен именно владелец машины.

Какой размер штрафов за перегруз пассажиров в легковом автомобиле, объясняется в статье: штраф за перегруз пассажиров.

Расчет ущерба дорожному покрытию от перегруза читайте здесь.

Сколько стоят услуги юриста по перегрузу грузового авто

Каждая ситуация рассматривается индивидуально. Но во всех случаях требуется помощь грамотного юриста. Стоимость услуг зависит от сложности дела, условий и наличия доказательной базы.

Рассмотрим примерные цены услуг юристов, касающихся отмены постановления ГИБДД:

Город Стоимость услуг
Москва От 30 000 руб.
Санкт-Петербург От 25 000 руб.
Воронеж От 15 000 руб.
Тула От 15 000 руб.
Красноярск От 21 000 руб.

Стоимость указана за участие адвоката в судебном процессе. Дополнительно взимается плата за консультацию (примерно 1 500 руб.), подготовку документов (примерно 5 000 руб.).

Если нанимать адвоката из другого города, то придется оплатить проезд и проживание (командировочные). Сложные дела требуют больших затрат.

Стоимость услуг рассчитывается после обращения и детального изучения дела. Обращаться к адвокатам целесообразно в ситуациях, когда инспектор ГИБДД направил постановление в суд на лишение прав.

В остальных случаях, когда нарушителю грозит штраф в пределах 5 000 рублей, можно обойтись консультацией.

Что может сделать адвокат:

  • изучить материалы дела, проверить законность начисления штрафа;
  • проанализировать ситуацию, рассмотреть возможные пути решения;
  • предложить несколько вариантов решения проблемы;
  • подготовить документы для суда;
  • подготовить законодательную базу;
  • проконсультировать по вопросам участия в суде, рассказать о способах решения дела в свою пользу;
  • принять участие в судебном процессе.

При отсутствии юридических знаний помощь адвоката поможет выиграть дело. Поэтому стоит как минимум проконсультироваться с профессионалом.

Примеры из судебной практики

Чтобы понять, есть ли возможность отменить или смягчить наказание, стоит рассмотреть примеры из судебной практики.

Пример 1

В Ставропольский суд обратилась гражданка А.И. Косарева, руководитель ООО «Транспорт-Мейн» с жалобой на вынесенное решение о назначении штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Основание – административное правонарушение по статье 12.21.1 КоАП «Перегруз транспортного средства». Гражданка указала, что является собственником грузового автомобиля VOLVO, который в момент нарушения находился под управлением Л.К. Изотова.

12.04.15 г. в 15:10 автомобиль был остановлен сотрудником ДПС сержантом В. Р. Костенко, который произвел контрольное взвешивание машины и выявил, что нагрузка на переднюю ось превышает норму на 12%.

Требованием гражданки Косаревой стала отмена штрафа в связи с тем, что во время езды водитель, чтобы исключить столкновение с другим транспортным средством, предпринял меры экстренного торможения. В результате действий часть груза была смещена в кузове.

Доказательства подтверждаются материалом с видеорегистратора, где отчетливо виден момент резкого торможения по причине выехавшего на встречную полосу автомобиля.

Также к иску был приложен акт принятия груза получателем, где стояла отметка о том, что кузов был опломбирован, пломба без признаков вскрытия.

В результате суд постановил частично освободить гражданку Костенко от наказания. Штраф был уменьшен вдвое и составил 175 000 рублей.

Пример 2

В Московский суд поступило обращение от гражданина А.В. Еремеева, являющегося собственником грузового ТС «MAN».

В иске было указано, что сдал автомобиль гражданину И.М. Воронову в аренду на 7 дней, договор аренды прилагается.

В этот период грузовик был остановлен сотрудником постовой службы, который, посредством контрольного взвешивания, выявил перегруз на 10%. С разрешения ГИБДД штраф был выписан на имя собственника автомобиля.

Гражданин Еремеев обратился в суд с просьбой отменить постановление и принудить выплатить штраф гражданина Воронова, поскольку именно он нес ответственность за количество перевозимого груза в период аренды.

Учитывая, что автомобиль действительно находился в аренде, что подтвердилось договором и протоколом сотрудника ДПС, суд обязал гражданина Воронова оплатить штраф в течение 14 дней.

Пример 3

В Архангельском суде рассматривался иск об отмене постановления о лишении водительских прав, направленный гражданином Д.Г. Болдыревым.

Заявитель указал, что сотрудниками ГАИ было неправильно проведено контрольное взвешивание автомобиля, в результате чего перегруз на заднюю ось составил 8%. Наказанием считает несправедливым и просит отмены.

Суд постановил отклонить жалобу истца и остановить постановление ГИБДД без изменений ввиду отсутствия доказательства некомпетентной работы должностного лица.

Следить за тем, чтобы автомобиль не был перегружен, обязан грузоотправитель и сам водитель. Эти лица несут ответственность за безопасность на дороге, которая снижается при значительном превышении нормы допустимой нагрузки.

Если же штраф был уже выписан, но нарушитель считает наказание несправедливым, то обжаловать его можно в судебном порядке. Главное, предоставить необходимые доказательства и убедить судью в отсутствии нарушения.

Про штраф за перегруз легкового автомобиля людьми рассказывается в статье: штраф за перегруз легкового автомобиля.

Какое ждет наказание за перегруз автобуса, смотрите на странице.

Размер штрафа за перегруз грузового автомобиля узнайте из этой информации.

Видео: Что такое перегруз и как с ним бороться

«Перегруз», или Ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства

Вопрос об ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства как никогда становится актуальным и вызывает множество споров, а также наносит значительный материальный ущерб для собственников большегрузов и грузоперевозчиком.

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного и транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении может достигать от 100 до 400 тысяч.

Но помимо административной ответственности владельцы транспортных средств могут получить иск о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.

В судебной практике не сложилось единообразия по разрешению таких споров. В настоящей статье попробуем выделить несколько критериев, в соответствии с которыми в исковых требованиях может быть отказано.

В значительных количествах случаев по делам о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось выступают региональные ведомства.

В связи, с чем основным доводом для отказа в иске может служить отсутствие полномочий у истца по взиманию платы в счет возмещения вреда.

Если маршрут транспортного средства проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации — Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта федерации.

Данную позицию поддержал ВС РФ в своих определениях № 306-ЭС18-15335 от 04.12.2018 года по делу №А12-19327/2017, №305-ЭС16-19149 от 24.01.2017 года по делу №А65-21310/2015, №306-ЭС19-20293 от 21.20.2019 года по делу А57-19261/2018.

Отсутствие в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось информации о протяженности движения по конкретному участку региональной и межмуниципальной дороги может также служить основанием для отказа в иске.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 8 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования.

В силу пункта 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №125 от 27.04.2011, в акте взвешивания, в том числе указывается маршрут движения с указанием расстояния, пройденного по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ федерального значения.

Отсутствие информации о протяженности дороги препятствуют достоверному определению как маршрута движения, так и расстояния, пройденного автомобилем.

Указанные доводы были отражены в Определении Верховного суда РФ № 307-ЭС18-25624 от 20.02.2019 года по делу А56-59422/2017; Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2017г., Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017г. № А56-46743/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 г. по делу № А40-103710/17, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 г. по делу № А60-38963/2017.

Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта, также может являться основанием для отказа в иске.

В силу пункта 4 статьи 30 названного Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Вместе с тем, обязанность водителей и владельцев транспортных средств соблюдать установленные временные ограничения движения транспортных средств не исключает обязанности истца должным образом довести данные ограничения до сведения заинтересованных лиц, соблюдая все требования закона.

Сам по себе факт издания акта об установлении ограничения движения и его опубликование в сети интернет, не освобождает уполномоченное лицо от обязанности информирования участников дорожного движения о начальной и конечной точке действия ограничения на дороге путем установки соответствующих дорожных знаков.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда № 307-ЭС18-25529 от 20.02.2019 года по делу №А56-39351/2017.

Таким образом, исходя из анализа судебной практики можно выделить следующие критерии, по которым в исковых требованиях о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось может быть отказано:

  1. Движение транспортного средства по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
  2. Пороки содержания акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось;
  3. Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта;

Штраф за перегруз в 2020 году — предотвратить или обжаловать?

Грузовой автомобиль индивидуального предпринимателя Алексея был задержан инспектором за перегруз по оси, когда третий раз за рейс проходил взвешивание. Законодательством РФ введены драконовские штрафы за перегруз и, чтобы не разорится на них, необходимо знать законы. В статье расскажем что нужно знать и делать, чтобы не нарушать правила и не получать штрафы. В каких случаях их можно обжаловать, если штраф уже получен.

Правила перевозки грузов

Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:

Вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года.

Вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором.

Перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове.

Если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.

Какие правила нарушил Алексей

  • не проконтролировал надежность крепления груза в кузове, и груз сместился;
  • превысил нагрузку на ось.

Последствия перегруза

  1. Перегруженный автомобиль трудно управляем при сложных погодных условиях (гололед, мокрый асфальт) и имеет увеличенный тормозной путь, чем создает аварийно опасные ситуации на дороге.
  2. Дорожное полотно рассчитано под определенные нагрузки, и их превышение наносит ему ущерб.
  3. При резком торможении есть риск заноса задней части прицепа и потери управления грузовиком, что тоже провоцирует аварийную ситуацию.
  4. Быстрее изнашивается сам автомобиль.

В связи с этим государство в лице Ространснадзора и ГИБДД усиливает контроль за грузоперевозками. 2 сентября 2015 года Правительство утвердило План мероприятий («дорожную карту»), направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с ним на Российских дорогах появились автоматические комплексы весогабаритного контроля с функцией фото и видеосъемки. К концу 2020 года 387 таких постов появятся на всех дорогах федерального значения.

Как работают автоматические весы

Весы измеряют общую массу и осевые нагрузки автомобиля, движущегося со скоростью до 140 км/ч. Если есть перегруз, система определяет владельца ТС по номеру машины и проверяет, было ли оформлено специальное разрешение, и если его нет, автоматически выписывает штраф. Такие весы прошел грузовик Алексея на первом передвижном посту весового контроля. Если система определила нарушение и сформировала штраф за перегруз, перевозчик узнает об этом, когда получит его по почте. В будущем пункты автоматического весового контроля будут дополнены электронными табло, которые будут на месте информировать водителя о результатах проверки.

Допустимые нормы загрузки автомобиля

В приложении № 1 к Постановлению Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 г. установлены допустимые массы транспортных средств в зависимости от их типа или комбинации, количества и расположения осей. Допустимая масса складывается из веса самого автомобиля с прицепом, указанных в ПТС, и веса груза.

В Приложении N 2 к тому же документу определены допустимые нагрузки на оси в зависимости от их расположения и расстояния между ними для дорог с разной допустимостью осевых нагрузок.

Проверка штрафов для юр. лиц

Размеры штрафов за перегруз в 2020 году

В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ нарушение этих норм влечет наказание в виде штрафа или лишения права управления автомобилем. Меры ответственности определены в зависимости от степени превышения допустимой массы или осевой нагрузки в процентах.

Величина превышения допустимой массы ТС или осевой нагрузки Водитель Должностное лицо Юридическое лицо Собственник ТС
2 — 10% 1 000 — 1 500 10 000 — 15 000 100 000 — 150 000 100 000
10 — 20% 3 000 — 4 000 25 000 — 30 000 250 000 — 300 000 250 000
20 — 50% 5 000 — 10 000 или лишение на 2 — 4 мес. 35 000 — 40 000 350 000 — 400 000 350 000
Более 50% 7 000 — 10 000 или лишение на 4 — 6 мес. 45 000 — 50 000 400 000 — 500 000 400 000

При третьем взвешивании на стационарном посту весы зафиксировали перегруз грузового автомобиля Алексея. Инспектор составил протокол и задержал ТС до устранения нарушения путем блокировки колес специальным устройством. Вызвал эвакуатор, чтобы переместить автомобиль с перегрузом на платную спецстоянку. В соответствии с п. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ до прибытия эвакуатора у водителя есть время на устранение нарушения. Для продолжения маршрута необходимо либо оформить разрешение на перевозку тяжеловесного груза, либо устранить нарушение одним из возможных способов:

  1. Поменять местоположение части груза в прицепе, если нарушена нагрузка на ось.
  2. Переместить часть груза в другую машину, если перегруз по общей массе ТС.

Водитель грузовика предпринимателя Алексея успел до приезда эвакуатора исправить нарушение первым способом, перераспределив груз в кузове. Инспектор направил автомобиль на контрольное взвешивание, которое показало, что нагрузка на ось пришла в норму, и разрешил продолжать движение. Однако от штрафа за перегруз это перевозчика не избавит, нарушение было зафиксировано актом взвешивания и протоколом и его придется платить.

Проверка штрафов для юр. лиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?

Кто должен платить штраф за перегруз

Если штраф оформлен инспектором.

В соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз несут:

  1. Водитель, непосредственно управлявший ТС.
  2. Должностное лицо организации — человек, выпускающий машину в рейс.
  3. Юридическое лицо — организация или индивидуальный предприниматель, чей транспорт перевозил груз. Причем сумма штрафа для обоих одинакова.
  4. Грузоотправитель, если при погрузке им были нарушены весовые нормы. Что не допускается ч.12 ст.11 Устава автомобильного транспорта.

Суммы штрафов грузоотправителям различны:

  • для юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.;
  • для предпринимателей — от 80 000 до 100 000 руб. (п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ).

Таким образом, штраф выпишут самому предпринимателю Алексею, водителю, который управлял автомобилем, и организации, которая грузила транспорт.

Если штраф зафиксирован камерами автоматически

Если нарушение зафиксировано автоматической системой взвешивания, отвечать будет только собственник транспортного средства. Сумма штрафа одинакова для ИП, физических и юридических лиц собственников ТС.

В каких случаях можно обжаловать штраф

Сложившаяся в России судебная практика показывает, что суды в полном объеме удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок. Тем не менее, в некоторых ситуациях обжаловать штраф за перегруз возможно:

Собственнику ТС:

  • если машина передавалась в аренду другому лицу по договору. Тогда ответственность несет арендатор ТС, что закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ;
  • если грузовой автомобиль вез груз для личных нужд, и собственник может это подтвердить. Тогда штраф будет наименьшим как для физического лица.

Перевозчику:

  • если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове, и водитель не может контролировать их перемещение, а значит, и нагрузку на ось. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения. Логично, что допустимая масса ТС при этом не должна изменится.

Грузоотправителю:

  • если на пути следования машиной было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Это указывает на то, что в пути произошло смещение груза, поэтому при последующем взвешивании ось “пробила” перегруз, значит при погрузке осевую нагрузку распредели правильно. Таким образом, нарушения норм грузоотправителем нет.

В данной ситуации Алексею придется заплатить штраф. Но нужно сделать выводы на будущее, чтобы избежать получения новых штрафов за перегруз.

Что нужно знать и делать, чтобы не получать штрафы за перегруз

  1. Знать правила перевозки тяжеловесных грузов и соблюдать их.
  2. Грузить машину, строго соблюдая нормы, установленные законом.
  3. Надежно крепить груз в кузове, чтобы он не сместился.
  4. Можно установить на прицеп бортовые датчики нагрузки на ось, чтобы иметь постоянный контроль осевых нагрузок.
  5. При погрузке использовать компьютерные программы, рассчитывающие оптимальные варианты размещения груза в кузове.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве