Правила страхования ОСАГО

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3 апреля 2002 года

10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Судебная практика и законодательство — ФЗ об ОСАГО

«При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае иного страхования);

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

учетная группа 4 «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293) (далее — Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 23, ст. 2311; N 30, ст. 3114; N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 20, ст. 2258; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6. ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; N 53, ст. 7592; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883.

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».

средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2013, N 22, ст. 3093) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация

ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Лента новостей

  • 18:50 На Украине собираются построить пять энергоблоков Westinghouse
  • 18:19 «Газпром» завершает пусконаладочные работы на «Северном потоке — 2»
  • 17:48 Windows 11 выходит 5 октября
  • 17:21 Туристы из Польши и Украины попали под лавину в Грузии
  • 16:52 «Аэрофлот» открыл продажу билетов на курорты Египта
  • 16:50 Лавров назвал тупиковым политический режим на Украине
  • 16:39 «Аэрофлот» заявил о намерении увеличить зарплату бортпроводников
  • 16:10 Алар Карис избран новым президентом Эстонии
  • 15:41 Instagram потребует от пользователей указать дату рождения
  • 15:39 Мурашко предупредил о риске смерти в течение полугода после COVID-19
  • 15:15 В РФПИ объяснили отказ Словакии от «Спутника V»
  • 15:10 Словакия закрывает вакцинацию «Спутником V»
  • 15:07 Грузовик сбил российских туристов в Египте
  • 14:42 Песков сообщил о подготовке нового визита Лукашенко в Москву
  • 14:09 Лавров обвинил оппозицию и оппозиционные СМИ в подлости
  • 13:47 Шедевры «Эрмитажа» с 31 августа выходят на рынок NFT
  • 13:30 Присяжные признали Анатолия Быкова виновным в организации двух убийств
  • 13:25 «Манчестер Юнайтед» и Роналду подписали двухлетний контракт
  • 12:56 Правительство Мишустина пришло в Telegram
  • 12:27 Путин подписал указы о выплатах по 15 тысяч рублей силовикам
  • 12:04 ЕСПЧ подтвердил непричастность России к убийству Эстемировой
  • 11:55 Зеленский анонсировал оборонные и энергетическое соглашение с США
  • 11:38 В России выявлено 17 813 новых случаев COVID-19
  • 11:23 «Яндекс» за миллиард долларов выкупает доли Uber в ряде СП
  • 10:52 Президент Казахстана принял отставку главы Минобороны
  • 10:21 Отставные американские генералы потребовали отставки руководства Пентагона
  • 09:53 «Ъ»: Путин уволил со службы нескольких генералов МВД
  • 09:23 Небензя объяснил отказ РФ голосовать за резолюцию Совбеза ООН по Афганистану
  • 08:52 Украинский паралимпиец объяснил свое нежелание фотографироваться со спортсменами из России
  • 08:25 Вспышка загадочной болезни в Индии может быть вызвана лихорадкой денге
  • 07:50 Российские паралимпийцы завоевали три золота, одно серебро и две бронзы
  • 07:20 Глава Минвостокразвития предложил сделать Владивосток третьим крупнейшим городом России
  • 05:00 Талибы: с уходом последнего американского военнослужащего Афганистан стал независимым
  • 03:05 Reuters: немецкие консерваторы сплотились в поддержку своего кандидата
  • 02:02 Южноафриканские ученые обнаружили новый вариант коронавируса
  • 01:30 Пентагон: силы США покинули Афганистан
  • 00:56 Новая Зеландия сообщила о первой смерти, связанной с вакциной Pfizer
  • 00:30 Аэропорт Кабула полностью перешел под контроль нового режима
  • 00:09 В Великобритании предупреждают о пустых полках супермаркетов
  • вчера, 23:30 На Ставрополье до октября отменены все массовые мероприятия
  • вчера, 22:44 Китайский автопроизводитель Chery изучает возможность локализации электромобилей в России
  • вчера, 22:10 Чемпионат мира по бенди, который должен был принять Иркутск, перенесен на 2022 год
  • вчера, 21:36 Все педагоги Петербурга получат выплату в размере 10 тысяч рублей
  • вчера, 21:02 Ушел из жизни журналист-международник Всеволод Овчинников
  • вчера, 20:28 В Европе цена на газ превысила $600 за тысячу кубометров
  • вчера, 19:54 В России четыре украинские и латвийские религиозные организации внесены в реестр нежелательных
  • вчера, 19:20 В Индии появился неизвестный смертоносный вирус
  • вчера, 18:50 Мигрантам упростят получение СНИЛС
  • вчера, 18:42 В России побит восьмилетний рекорд по коррупционным преступлениям
  • вчера, 18:20 Узбекистан закрыл границу с Афганистаном

Все новости »

Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности без диагностической карты можно с 29 августа. Что изменится в связи с упрощением правил?

Фото: xload/ru.depositphotos.com —>

ОСАГО с сегодняшнего дня «отвязали» от техосмотра. Теперь, чтобы получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, не нужно предъявлять диагностическую карту.

Как утверждают авторы закона, освобождение ОСАГО от ТО повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться даже при всем желании.

За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0,1%.

Впрочем, такой шаг по мнению экспертов был скорее вынужденным. Дело в том, что многие техцентры просто не успели перейти на новый регламент проверки автомобилей (на диагностической карте обязали размещать фотографии авто с указанием времени и координат места съемки). А значит, водитель не смог бы ни пройти техосмотр, ни купить ОСАГО.

Но это не значит, что техосмотр теперь вообще не нужен — без него будут штрафовать. Но не сейчас, а с 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но все еще может измениться, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Вступит он в силу или нет, непонятно, потому что готовность СТО еще не превышает 50%. И непонятно, будет ли сам технический осмотр обязательным для частных лиц или нет, потому что глава ГИБДД высказался за отмену обязательного технического осмотра для частных лиц. А что касается того, как же сделать так, чтобы люди все-таки проходили технический осмотр, я считаю, что нужно идти по пути Америки, когда работает не принудиловка, а именно система поощрения за счет снижения стоимости полиса ОСАГО, за счет франшизы при ДТП, когда может снизиться выплата. И третье — это при оплате транспортного налога».

Сделать прохождение ТО добровольным предлагал глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. Он заявил, что ответственные водители и без того заинтересованы в исправности своих авто, а потому сами должны проходить проверку.

Но на практике официально ТО проходили, мягко говоря, не все, отмечают эксперты. Водители покупали диагностические карты на черном рынке. В том числе из-за этого и решили провести реформу ТО. Но от всех этих инициатив может измениться не отношение к техосмотру, а цена полиса ОСАГО (конечно же в большую сторону), считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Техосмотр десять лет подряд, все то время, когда его контролировали страховые компании, фальсифицировался. И люди привыкли, что никто осмотр не проходит. Существуют не очень хорошие перспективы. Плохое техническое состояние автомобиля — это риск, и его страховые компании во всем мире всегда будут учитывать. Они, я уверен, сейчас будут обращаться в ЦБ с просьбой о повышении тарифов на ОСАГО просто потому, что у них появляется аргументация: они не могут оценить техническое состояние автомобилей, они считают тот риск по максималке — это первое. И второе — страховые компании будут устанавливать, что в ряде случаев ДТП произошло из-за плохого технического состояния автомобиля, и будут обращаться в суды с регрессными исками к автовладельцам, что, конечно, фундаментальный риск».

Страховая компания вправе взыскать с виновника ДТП выплаченную ею сумму. Это правило может применяться как раз из-за отсутствия у водителя диагностической карты. А это уже суммы более существенные, чем штраф в 2 тысячи рублей, который предусмотрен поправками в КоАП. Но на фоне отделения ТО от ОСАГО и в противовес инициативе ГИБДД об отмене техосмотра в Совфеде предложили начать штрафовать за отсутствие диагностических карт раньше запланированного — уже с 1 октября.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

ОСАГО-2021: для водителей ввели важные изменения (подробности)

Подробности о новвоведениях в работе и возможностях полисов ОСАГО раскрыли Autonews.ru в Центробанке. Соответствующие нормативные акты ЦБ вступили в силу 29 августа. Одним из важных изменений стало снятие запрета на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения.

До этого момента страховые компании не имели права заключать договоры Е-ОСАГО, который начинал бы действовать ранее, чем через 72 часа после оформления. Ранее указания ЦБ предусматривали обязательное наличие такой отсрочки. Если если это требование нарушалось, страховщиков наказывали. Такой подход в ЦБ объясняли необходимостью защиты от мошенников и случаев, когда водители без ОСАГО могли устроить аварию и оформить документ сразу после ДТП. А вот добросовестные водители оставались без возможности быстро застраховаться. Теперь же у каждого страховщика есть возможность устанавливать актуальные на их взгляд сроки.

Когда теперь начнет действовать электронный полис ОСАГО

Решение относительно временной франшизы, то есть продолжительность срока между заключением договора и началом его действия, будут принимать в страховых компаниях самостоятельно, объяснили Autonews.ru в пресс-службе Центробанка.

«Решение о возможности вступления заключаемого договора ОСАГО в силу ранее чем через 72 часа после его заключения принимается каждым страховщиком индивидуально, исходя из внутренних процессов компании и системы управления рисками, работы службы безопасности и так далее», — отметили в ЦБ.

Теперь страховщики смогут сами решать, какой временной лимит им устанавливать и даже выбирать этот временной лаг в зависимости от истории клиента, объяснил Autonews.ru заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов

«Ранее эта мера была введена из-за большого количества злоупотреблений. Однако полисы Е-ОСАГО становятся все более популярными, а лаг между оформлением договора и вступлением его в силу неудобен массовому потребителю, который, по аналогии с другими электронными товарами и услугами, ожидает, что получает действующий полис сразу после его оплаты», — сказал Ефремов.

Он отметил, что проблема с мошенничеством при оформлении Е-ОСАГО прямо на месте ДТП все еще сохраняется, однако количество злоупотреблений в автостраховании в целом идет на спад. К тому же, современные технические средства часто позволяют достаточно точно определить реальное время аварии, что еще больше усложняет задачу мошенников.

Ефремов также не исключил, что срок вступления в силу полиса ОСАГО может влиять и на стоимость услуги.

«У автостраховщиков есть рычаги воздействия на базовую ставку страхового тарифа, и время вступления договора в силу может стать одним из них», — сказали в РСА.

К примеру, если страховщик продляет полис с хорошо известным клиентом, временную франшизу могут и не применять. И наоборот.

Почему водителям станет удобнее без отсрочки по Е-ОСАГО

Страховщики признают, что такие измерения для водителей будут полезны.К примеру, в период пандемии Covid-19 все больше страхователей перешли на оформления договоров ОСАГО без посещения офиса.

«Но как часто бывает, о продлении договора люди вспоминают в момент, когда полис уже закончился, а без машины для многих жизнь просто останавливается. Поэтому оперативно получить действующий электронный полис – это очень важно и удобно для многих водителей», — привел пример начальника отдела методологии по ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Егор Светлов.

Как страховщики будут пользоваться новыми возможностями Е-ОСАГО

Страховщики однозначно будут использовать вступившие в силу изменения. При этом компании не готовы полностью отказаться от возможности отсрочить дату начала действия договора ОСАГО по новым клиентам. Об этом Autonews.ru заявил исполнительный директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

«Если у страховщика нет никакой истории, эта отсрочка, скорее всего, останется. По отдельным клиентам или в случае продления договора ОСАГО такой отсрочки, скорее всего, не будет. Но решение принимает каждая страховая компания», — отметил Скоморохин.

Представитель страхового сообщества уверен: для новых клиентов, по которым у страховщика нет никакой истории или данных, отсрочка будет оставаться. «Будет ли она уменьшена до 24 часов или меньше, тут право определиться в этом вопросе полностью на стороне страховщика. Срок в 72 часа – вполне разумный», — считает эксперт.

Какие документы нужны для оформления Е-ОСАГО

Для оформления полиса ОСАГО в электронном виде понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность страхователя и собственника ТС;
  • документ о регистрации транспортного средства (ПТС или СТС);
  • водительские удостоверения лиц, допущенных к управлению;
  • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство. Но только в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного автомобиля.

Независимый юрист Антон Басин в беседе с Autonews.ru считает, что для удобства автомобилистов страховщики могут заключать такие договоры, которые начнут действовать через неделю — к примеру, в случаях, когда у клиентов еще будут на руках действующие договоры ОСАГО. Тогда водители могут избежать ситуаций, когда не успевают вовремя продлить страховку.

Расторгнуть договор ОСАГО и вернуть премию можно удаленно

Еще одним изменением стала возможность для автовладельцев дистанционно расторгнуть или изменить договор ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии. Представители страхового сообщества, уточнили, что в РСА еще только предстоит провести для этого изменения и доработки в системе АИС ОСАГО.

Сам алгоритм расчета и прядок возврата части страховой премии , изложенный в правилах ОСАГО, не меняется. Страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия или сезонного использования договора ОСАГО. Часть премии возвращается в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страховщиком заявления от страхователя.

«Отличие в том, что указание ЦБ, в частности, предусматривает возможность в электронном виде вносить изменения в договор ОСАГО, оформленный на бумажном носителе, а также осуществлять досрочное прекращение действия договора ОСАГО, оформленного в виде электронного документа или на бумажном носителе», — уточнил в беседе с Autonews.ru генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

Он обратил внимание на то, что реализация указанных изменений невозможна без осуществления доработок автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС ОСАГО).

Также придется дорабатывать корпоративные информационные системы страховых организаций. «Указанные доработки технически реализовать в установленные сроки непросто. Но возможно», — объяснил Лаппи.

Реформа ОСАГО продолжается

Такие изменения стали одной из частей реформы системы ОСАГО, которая до сих пор продолжается. Составленные ЦБ изменения вошли в пакет поправок в закон об ОСАГО, благодаря которым продажу полиса с 22 августа 2021 года уже отвязали от прохождения техосмотра. Речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам. Такие изменения были необходимы для повышения доступности обязательной страховки в тех регионах, где пока недостаточно пунктов техосмотра.

Правила страхования ОСАГО

ОСАГО является обязательным страхованием ответственности всех отечественных автовладельцев перед третьими лицами и вступает в силу при причинении вреда здоровью, жизни или имуществу других лиц в процессе управления автомобилем.

Законодательно установлено, что пользование транспортным средством без действующего полиса ОСАГО запрещено.

Стоимость полиса ОСАГО определяется постановлением правительства.

Тариф не зависит от выбранного страховщика.

В связи с участившимися случаями мошеннических действий со страховыми полисами на официальном сайте РСА появилась новая услуга по проверке подлинности этих документов.

Правила страхования ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ № 263 от 07.05.2003г., в них четко прописаны права и обязанности автолюбителей и страховщиков, а также порядок их взаимодействия при возникновении страховых случаев.

Каковы обязанности страховщика?

При наступлении страхового случая (нанесение ущерба имуществу, жизни или здоровья пострадавшим в ДТП третьим лицам) страховщик обязан выплатить потерпевшему третьему лицу страховую сумму, предусмотренную страховым договором.

В настоящее время правилами установлен следующий лимит выплат по ОСАГО:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

В случае если нанесенный ущерб превышает установленные лимиты, разницу в размерах ущерба будет возмещать виновное лицо.

В интернете распространяется информация об увеличении выплат до 400 тысяч при повреждении имущества и до 500 тысяч при нанесении ущерба жизни или здоровью.

Эти поправки в закон ещё не приняты!

Действительно, законодатель готовит такое увеличение суммы выплат. Но на момент написания этой статьи (апрель 2014г.) данные поправки прошли ещё только первое чтение в Государственной думе РФ.

Все ли транспортные средства подлежат обязательному страхованию?

Страхованию по ОСАГО не подлежат:

  • ТС, которые в силу конструктивных особенностей не могут передвигаться со скоростью более 20 км/ч;
  • ТС, не допущенные к эксплуатации на дорогах;
  • ТС, принадлежащие Министерству обороны, за исключением тех, которые обеспечивают хозяйственную деятельность;
  • ТС, зарегистрированные за рубежом.

Что не считается страховым случаем?

Страховыми случаями не являются:

  • причинение ущерба во время эксплуатации не указанного в страховом полисе транспортного средства;
  • нанесение морального вреда;
  • возникновение упущенной выгоды;
  • причинение ущерба во время соревнований и испытаний транспортного средства в специально оборудованных местах;
  • причинение вреда перевозимым грузом, в том числе вреда при погрузочно-разгрузочных мероприятиях;
  • причинение вреда здоровью или жизни работника во время исполнения тем своих обязанностей;
  • ущерб, нанесенный транспортному средству виновника происшествия;
  • если при ДТП были повреждены или утеряны драгоценности, деньги, ценные бумаги, то такой ущерб также не подлежит возмещению;
  • вред, причиненный пассажирам при перевозке официально зарегистрированными перевозчиками (страхование ответственности перевозчиков, установленное с декабря 2012 года, регулируется другим законом).

Какова цена полиса?

Согласно правилам ОСАГО расчет страховой премии, то есть стоимости страхового полиса, производится индивидуально для каждого страхуемого ТС.

Размер страховой премии зависит от информации, которая передана владельцем автомобиля представителю страховщика, а также от имеющихся в автоматизированной информационной системе данных.

Нововведение относительно объединенной базы данных вступило в силу с 2013 года. Предполагается, что в этой базе будет храниться история обо всех ДТП, совершенных водителями, и информация о произведенных страховых выплатах по каждому случаю.

На занесение информации в АИС страховщику дается 15 суток.

Положительным моментом введения такой системы является то, что данные доступны в круглосуточном режиме для всех официально зарегистрированных страховщиков.

Однако не обошлось и без минусов. Основным недостатком является несовершенство расчета коэффициентов, отсутствие единых требований к ведению базы, а также повышение стоимости полисов ОСАГО из-за затрат на создание и обслуживание этой АИС.

Или почитайте в ЭТОЙ статье о правилах прохождения техосмотра.

На какой срок заключается договор ОСАГО?

Договор ОСАГО обычно заключается на 1 год.

Минимальный срок, на который можно заключить договор автострахования, установлен в размере 3 месяцев (в случае сезонной эксплуатации транспортного средства). По истечении этого срока договор можно продлить.

Однако установлено ограничение на количество продлений. Всего за год можно дважды продлевать договор, т.е. если заключен договор на 3 месяца, а затем он продлен еще на 3, то для того, чтобы договор действовал весь год, в третий раз придется продлить его на 6 месяцев.

Для незарегистрированных в ГИБДД автомобилей существуют договоры автострахования сроком в 20 дней.

Также правилами установлен минимальный срок страховки ОСАГО для автомобилей, которые состоят на регистрационном учете в иностранных государствах. Они должны быть застрахованы на все время нахождения на территории нашей страны, но не менее чем на пятидневный срок.

Какие документы необходимы для оформления полиса?

Чтобы застраховать автомобиль вам потребуется следующее:

  • заявление установленной формы;
  • общегражданский паспорт страхователя или документ, заменяющий его;
  • ПТС или свидетельство о регистрации ТС;
  • водительские удостоверения (их копии) всех тех лиц, которые будут допущены к управлению данным ТС;
  • в связи с отменой талонов техосмотра − диагностическая карта на автомобиль. Однако до июля 2015 года возможно представление и действующих талонов техосмотра.

Также, согласно новым правилам оформления ОСАГО, для получения полиса можно представить электронные документы, заверенные электронной подписью.

При продлении договора повторное предъявление оригиналов документов не требуется.

Страхователь также должен представить информацию о совершенных им ДТП, страховых выплатах, которые были получены или выплачены по его вине.

Автовладелец несет ответственность за сообщение ложной информации при заключении договора автострахования.

Также страхователь в течение всего периода действия договора должен сообщать обо всех изменениях в указанных им при заключении договора данных.

Вся представленная информация заносится в автоматизированную информационную систему и сверяется с имеющимися в ней данными. В случае необходимости данные в системе корректируются страховщиком.

Заключение договора автострахования без занесения данных в АИС запрещается.

Хотите узнать как можно проверить бланк полиса ОСАГО через РСА?

Или почитайте в ЭТОЙ статье как сделать ТО автомобиля и получить диагностическую карту.

Если страхователь представил заведомо неверную информацию с целью снизить стоимость страховки, то в случае выявления этого факта в АИС делается пометка и производится корректировка коэффициентов при заключении договора автострахования на следующий срок.

После заключения договора автострахования владельцу ТС выдается страховой полис. С 2013 года внешний вид страхового полиса был немного изменен, также введена новая серия ССС.

В случае досрочного расторжения договора, например при продаже ТС, страховщик обязан вернуть часть стоимости страхового полиса страхователю.

Что нужно делать при наступлении страхового случая?

Если вы попали в ДТП, следует:

  • принять необходимые меры, установленные правилами дорожного движения;
  • записать координаты очевидцев и участников ДТП;
  • оформить извещение о страховом случае. В случае причинения незначительного ущерба (до 25 тысяч рублей) и отсутствии разногласий потерпевший и виновник ДТП заполняют общее страховое извещение;
  • участники ДТП должны обменяться данными страхового полиса и информацией о страховщике;
  • уведомить страховщика о страховом случае;
  • в случае если на место ДТП вызывались сотрудники ГИБДД, необходимо взять у них все оформленные документы о страховом случае.

Все собранные документы в течение 15 дней передаются страховщику, который принимает решение о страховых выплатах потерпевшей стороне.

Если в переданных документах будет обнаружено несоответствие, страховщик может использовать право провести независимую экспертизу.

Также экспертиза может быть назначена в случае возникновения разногласий между страховой компанией и потерпевшим лицом в отношении размера страховых выплат.

Какой ущерб возмещается?

  • материальный ущерб;
  • не полученный из-за наступления страхового случая доход в виде заработной платы (в процентах от среднемесячного заработка);
  • вред в случае потери кормильца (не более 135 тыс. руб.);
  • расходы на погребение (не более 25 тыс. руб.);
  • расходы на лечение и лекарственные препараты;
  • расходы на санаторно-курортное лечение;
  • расходы на протезирование;
  • расходы на посторонний уход;
  • расходы на приобретение специального средства передвижения;
  • расходы на переобучение в связи с утратой профессиональных способностей в результате ДТП;
  • прочие расходы.

Все расходы возмещаются в пределах лимитов, установленных законодательством.

В случае заведомо виновного поведения страхователя страховщик может предъявить ему к возмещению все понесенные на покрытие ущерба расходы.

Такими случаями являются:

  • нахождение во время аварии в состоянии опьянения;
  • сокрытие с места ДТП;
  • нахождение за рулем лица, не включенного в страховку;
  • отсутствие в момент ДТП действующей диагностической карты на ТС.

В каких случаях ущерб не возмещается?

Страховщик не возмещает ущерб в следующих случаях:

  • при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
  • при наличии доказанного умысла потерпевшего;
  • во время военных конфликтов;
  • при радиоактивных загрязнениях от ядерных взрывов и утечек радиации;
  • в период гражданских войн, народных волнений и забастовок.

Подведем итоги

Итак, в существующие правила страхования автомобиля по ОСАГО внесены новые положения:

  • уточнен список страховых случаев;
  • внесены изменения в список представляемых документов в связи с введением диагностических карт на автомобиль;
  • включена возможность представления электронных документов;
  • в список случаев для осуществления регрессных требований добавлен пункт об отсутствии действующей диагностической карты ТС на момент ДТП;
  • внесено требование о применении АИС для ведения общей информационной базы.

Видеосюжет о возможных изменениях в закон об ОСАГО