Правила при перевозках грузов водным транспортом
Особенности перевозки грузов водным транспортом
Грузоперевозки — одна из наиболее сложных тем в бизнесе. Перевозка грузов водным транспортом имеет сложности, возникающие на пути. Важно знать правила оформления товаров — каждый нюанс предприниматель и логистическая компания должны учитывать и принимать во внимание.
Нормативная база, регулирующая перевозку грузов водным транспортом
Любые манипуляции с грузами на воде регулируются законодательной базой. Нормативная база подкрепляется:
- Постановлением Правительства РФ № 72 (от 06.02.2003 г.) «О принятии Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, грузов, для личного использования на водном транспорте, находящимся на территории РФ».
- Распоряжением Правительства РФ (от 19.02.2002 г. №1800-р) «Об утверждении Перечня внутренних водных путей РФ».
- Приказом Министерства транспорта РФ № 52 (от 15.02.2017 г.) «Об установлении положения, регулирующего порядок присвоения судам внутреннего водного транспорта названий и наименований».
- Приказом Министерства транспорта РФ № 194 (от 30.09.2003 г.) «Об установлении Инструкции, которая регулирует учет доходов и расходов при обычных видах деятельности, совершаемой на внутреннем водном транспорте».
Кроме того, существует как минимум три правовых области, в которых участвуют морские перевозки:
- «Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента». Подписана в Брюсселе 25 августа 1924 г., известна как “Гаагские Правила”.
- «Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента». Утвержден в Брюсселе 23 февраля 1968 г., известен как “Правила Висби”.
- «Конвенция Организации объединённых наций по морской перевозке грузов». Подписана в Гамбурге 30 марта 1978 г., известна как “Гамбургские Правила”.
Работая в сфере водных перевозок всегда есть вероятность, что кто-то из партнеров придерживается какого-либо правила.
Требования при перевозке грузов
Организация международных перевозок обязует участников сделок соблюдать правила, предъявляемые к таре, к судам, к персоналу, к погрузке, разгрузке и хранению.
Требования к таре
Требования к таре — наиболее строгие и жесткие. Упаковка — это основной барьер между грузом и окружающей средой, а нарушение ее целостности чревато экологической катастрофой. Маркировка, как и упаковка, не менее важна: она позволяет заранее определить характер груза и указывает его особенности.
Упаковка веществ, которые могут навредить людям и природе, должна быть:
- качественной и быть способной обеспечить безопасность при перевозке грузов водным транспортом;
- изготовлена исключительно из тех материалов, которые не вступят в реакцию с перевозимым веществом;
- прочной, чтобы обеспечить необходимую защиту грузу внутри.
Упаковка может быть:
- герметичные;
- эффективно закрытые и непроницаемые для влаги;
- надежно закрытые.
Грузы должны содержать соответствующую маркировку:
- пиктограммы, иллюстрирующие возможные опасные ситуации с грузами (пример — значок с пламенем на быстро воспламеняющихся товарах);
- буквы-подсказки;
- цифры класса опасности груза.
Также применяются карточки товаров, доступ к которым есть у капитана судна или уполномоченных членов экипажа.
Требования к судам
Любой перевозчик, планирующий осуществлять водные перемещения грузов, должен получить лицензию, подтверждающую выполнение его судном всех требований.
Большая часть требований распространяется на наличие оборудования:
- Должна быть независимая система вентиляции, препятствующая возгоранию в отсеке, где хранится груз.
- Необходимо наличие средств пожаротушения и автоматической сигнализации.
- Наличие специальных контейнеров, сохраняющих указанную температуру, а также специальные крепления для них.
- Наличие защитной оболочки, препятствующей возгоранию электроники на судне.
- Максимальное расстояние между жилыми помещениями экипажа и грузами.
- Наличие искроулавливающего оборудования, особенно в вентиляционных трубах.
- Установка датчиков уровня температуры и влажности в грузовом отсеке.
Кроме того, на судне должны быть огнетушители, дыхательные аппараты для всего экипажа, одежда химзащиты.
- Предельное расстояние между помещениями, где расположены опасные вещества, и каютами, в которых находится экипаж;
- Оборудование, улавливающее и гасящее искры, в обязательном порядке должно иметься на каждой трубе, через которые осуществляется вывод гари от любых приборов;
- Датчики в грузовом отсеке, которые будут отслеживать уровень температуры и влажности воздуха.
Помимо этого, на судах в обязательном порядке необходимо иметь:
- Огнетушители, которые можно переносить;
- Дыхательные аппараты;
- Одежду, предназначенную для химической защиты.
Важно! Перед выходом в рейс судно проходит генеральную влажную уборку, а также проверку всех узлов и систем.
Требования к персоналу
В связи с высокой ответственностью, возникающей при водных грузоперевозках, возникают требования и к персоналу.
Команде требуется знать:
- правила безопасности, перевозок;
- списки документов;
- правила поведения во время ЧС.
В случае, если будут обнаружены нарушения, то ответственность несет вся команда.
Требования к погрузке, разгрузке и хранению
Во время разгрузки, погрузки и хранения груза не должны нарушаться внутренние правила порта, а также правила международных перевозок.
Хранение опасных веществ, доставил их морской транспорт или речной, обязательно осуществляется отдельно от пищевых продуктов и прочих товаров.
Важно! Речные перевозки — один из наиболее эффективных способов доставки грузов на территории России.
Документы для перевозки грузов
Для перевозки грузов выделяют разрешительные и сопроводительные документы. Каждая компания обязана иметь полный пакет документов при осуществлении доставки. В документах указываются особенности упаковки, хранения, а также прочие важные сведения. Профессиональные юристы могут помочь с правильным оформлением документов.
Коносамент — это документы, в котором перевозчику предоставляются права распоряжения товаром, указываются данные о факте подписания договора о транспортировке, подтверждается факт передачи груза перевозчику. Документ является универсальным.
Кроме того, выделяют:
- штурманскую расписку;
- чартерный коносамент;
- аддендум;
- долевой коносамент;
- таймшит;
- линейная накладная;
- коммерческий акт;
- гарантийное письмо;
- фрахт;
- извещение о прибытии груза;
- грузовой манифест.
Документов, выделяемых для работы с перевозками по воде, более 25. Каждый из них применим к определенному виду груза и условиям перевозок.
Сроки доставки
Сроки доставок регулируются документами, оформленными на груз, а также условиями перевозок и особенностями груза. Негабаритные товары перевозят по тем же правилам, что и обычные.
Перевозка ценных и опасных грузов
Перевозка ценных и опасных грузов, как речным транспортом, так и морским, должна осуществляться с максимальной осторожностью. Для обеспечения безопасности судоходства необходимо соблюдать условия договора и правила, которых требует кодекс ДОПОГ. Документ регламентирует перевозку как ценных грузов, так и режимных, требующих дополнительной охраны.
Не забудьте авторизоваться если Вы зарегистрированны на сайте.
Если Вы тут впервые новая учетная запись будет создана автоматически.
Временный пароль для входа будет выслан на указанный email.
Друзья, интернет ресурс «БПУ Биржа Правовых Услуг» по оказанию юридической помощи в режиме онлайн, в какой-бы части света вы не находились.
Проводит настоящую Акцию по самостоятельной организации ОНЛАЙН ТОРГОВ по решению Ваших вопросов при помощи квалифицированных Специалистов нашего сайта. Настоящая Акция проводится только для зарегистрированных Пользователей сайта в качестве Заказчика.
Это отличная возможность ОЧЕНЬ ВЫГОДНО решить свои юридические вопросы с помощью высоко квалифицированных юристов СЕЙЧАС, по лучшей НОВОГОДНЕЙ ЦЕНЕ с 20% скидкой!
Акция — сайта «БПУ БИРЖА ПРАВОВЫХ УСЛУГ» — ООО «ТЕХНОЛОГИИ.РУ» ОГРН 1147847412723 ИНН/КПП 7811596450/781101001, далее – Администрация сайта.
Заказчик – зарегистрированный Пользователь на сайте «БПУ Биржа Правовых Услуг».
Специалист — зарегистрированный Пользователь на сайте «БПУ Биржа Правовых Услуг».
Всем зарегистрированным Пользователям в качестве Заказчика предоставляется возможность организовать и провести онлайн торги на сайте по лучшей Новогодней для Вас цене с 20% скидкой от суммы торгов в сроки: 10 декабря 2017 года и до 10 февраля 2018 года.
Срок настоящий Акции по организации и проведению Заказчиком онлайн торгов по лучшей Новогодней цене с 10 декабря 2017 года и до 10 февраля 2018 года. Срок реализации Заказчиком онлайн торгов производится с 10 декабря 2017 года и до 10 февраля 2018 года.
В случае не проведении Заказчиком онлайн торгов в установленный настоящей Акцией срок, Заказчик лишается права на организацию и проведение онлайн торгов на условиях настоящей Акции.
Администрацией сайта оставляет за собой право самостоятельно выделять или назначать Специалистов/Специалиста для исполнения условий настоящий Акции, уведомив об этом Заказчиков по средствам сервисов сайта.
Специалистам предоставляется добровольная возможность участвовать в Акции на условиях правил настоящей Акции, правил работы с сервисом по оказывают юридических услуг Заказчикам при помощи сервисов сайта. Участвующий Специалист в настоящей Акции, подтверждает свое согласие участвовать в онлайн торгах, в качестве Специалиста/Исполнителя на условиях предусмотренных настоящей Акцией.
Море волнуется раз: особенности перевозки опасных грузов водным транспортом
Именно водный транспорт – наиболее распространённый способ перевозки самых разных грузов по всему миру. Конечно, для перемещений на небольшие расстояния небольшого груза можно найти более удобный и доступный способ. Однако когда речь идёт о необходимости перевезти большой объём тяжелого груза в соседний регион, иное государство или даже на другой континент, именно водный транспорт станет оптимальным выбором в силу нескольких причин.
Важнейшие преимущества использования морского или водного транспорта
- Низкая стоимость транспортировки, позволяющая снизить итоговую себестоимость продукции
- Возможность перевозки особенно габаритных и/или очень тяжелых грузов. С помощью морского транспорта можно перевозить даже уникально-тяжелые грузы, вес которых превышает 100 тонн.
- Доступность транспортировки некоторых видов груза, который другим транспортом перевозить запрещено или невыгодно.
- Наличие специальных видов судов, приспособленных для перевозки конкретных видов груза: танкеры для транспортировки жидких наливных грузов, суда-контейнеровозы и балкеры, суда-рефрижераторы и т. д.
Основную часть в общем объёме морских перевозок составляют наливные грузы. Зерно, лес, железная руда и уголь, а также разнообразные машины и механизмы – чаще всего доставляются с помощью водных путей.
Исключительно с помощью морского транспорта можно успешно перевозить большие объёмы нефти и продуктов её переработки, фосфоритов и сырья для алюминиевой промышленности, и даже опасных веществ и радиоактивных элементов.
Какие грузы не подлежат перевозке морем?
Морским транспортом можно транспортировать практически любые грузы, но только при условии соблюдения всех требований к их упаковке, маркировке и оформлению разрешительных и транспортных документов. При международных водных перевозках возможность ввоза в страну отдельных веществ может быть запрещена таможенным законодательством конкретного государства.
Погрузо-разгрузочные работы в порту
Важно учитывать, что некоторые виды грузов могут перевозиться только на специально оборудованных для этих целей судах и в надлежащей таре либо упаковке.
Условия водных перевозок детально оговариваются принятыми международными организациями правилами, а также внутренними законодательными актами отдельных государств. Все нормы призваны максимально обеспечить безопасность мореплавания и защиту окружающей среды.
Как регулируются условия транспортировки опасных грузов?
Существуют некоторые виды грузов, относимые к категории опасных, перевозка которых возможна исключительно водным транспортом и только в полном соответствии с действующими правилами, установленными ООН (для морских перевозок) или соглашением европейских государств ВОПОГ 2011 (для внутренних водных путей).
Перевозить опасные грузы можно только на специально оборудованных судах. Право на перевозку опасного груза конкретным судном подтверждается классификационным свидетельством Регистра, в котором оговариваются конкретные классы допустимых к перевозке грузов.
Судно для перевозки опасных грузов
По степени и характеру опасности выделяется 9 классов, требующих особых условий транспортировки грузов.
- Взрывчатые вещества и предметы, способные спровоцировать взрыв (боеприпасы, детонаторы и т. д.)
- Сжатые, сжиженные либо растворённые под давлением газы.
- Жидкости и смеси жидкостей, которые легко воспламеняются.
- Вещества, которые в процессе транспортировки могут загореться (в результате нагрева, трения, химических реакций).
- Выделяющие кислород вещества, которые могут легко воспламениться (взорваться) при смешении с другими веществами.
- Вещества, которые способны послужить источником заражения для людей или животных.
- Радиоактивные вещества и изделия из них.
- Едкие вещества, способные вызвать повреждение кожи либо слизистых оболочек, отравление человека либо коррозии транспорта и оборудования.
- Другие вещества, обладающие опасными свойствами.
Кроме того, отдельными документами регулируются условия перевозки водным транспортом:
- разрядных грузов;
- нефти и нефтепродуктов наливом;
- незерновых навалочным грузом.
Особенности транспортировки опасных грузов морем
Используемый транспорт | Специализированные суда (танкеры, химовозы, газовозы), либо обычные грузовые суда (если они дают возможность перевозить опасный груз). |
Упаковка | Особенности упаковки определяются классом опасности и химическим состоянием перевозимых веществ. Упаковка должна гарантировать сохранность груза, безопасность его перевозки и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду. |
Маркировка | Если перевозятся любые опасные грузы, то детальная маркировка с указанием полного технического наименования продукции и свойств транспортируемых веществ. Опознавательные знаки на упаковке опасных грузов должны сохраняться, даже если груз будет находиться в морской воде в течение нескольких месяцев. |
Тара | При перевозке пустых емкостей и сосудов, в которых ранее хранились опасные вещества, должна перевозиться с теми же предосторожностями, что и сами опасные вещества (если тара не прошла соответствующей обработки). |
Условия перевозки всех видов определяются характеристиками каждого из товаров. Груз может не быть опасным, однако относиться к категории скоропортящихся, выделять либо поглощать запахи, убывать в весе в процессе транспортировки и т. д. Особые условия необходимы для перевозки замороженных продуктов или живого груза (КРС, лошади, экзотические животные).
Нюансы морских перевозок
Соответственно, некоторые виды судов могут не быть приспособленными для транспортировки тех или иных грузов. Кроме того, выбор порта отправки и назначения важно выбирать с учётом характеристик перевозимого груза: зерно и нефтепродукты обычно выгружаются как минимум в разных терминалах порта, а чаще – в разных портах.
Процесс перевозки грузов морем
Все необходимые для транспортировки документы, информацию о характеристиках перевозимого груза и детальных условиях его перевозки грузоотправитель обязан заблаговременно предоставить перевозчику. Ответственность за надлежащую упаковку и маркировку груза также несёт его владелец.
Водный транспорт является наиболее выгодным, а часто и единственным доступным способом транспортировки различных грузов. При условии соблюдения требований действующего российского и международного законодательства, выбора пригодного для транспортировки вида судна, правильной упаковки и маркировки грузов и соблюдения условий перевозки и погрузочно-разгрузочных работ, водным транспортом могут транспортироваться даже те грузы, которые иным способом перевозить запрещено или крайне затруднительно.
Требования по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утверждены постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637.
Требования применяются в отношении транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности»:
- суда, используемые в целях торгового мореплавания (в т.ч. суда используемые для перевозки грузов (пассажиров и их багажа), рыболовства, проведения морских ресурсных исследований, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской (в т.ч. ледовой лоцманской и ледокольной проводки), поисковых и спасательных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических (в т.ч. подводно-технических) работ, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований);
- суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров;
- суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям;
Требования является обязательными для исполнения:
- субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками РФ, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств;
- перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, которые расположены на территории Российской Федерации (каботаж), а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации;
Транспортные средства, в отношении которых не применяются Требования постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637
- суда, используемые для санитарного, карантинного и другого контроля;
- прогулочные суда;
- спортивные парусные суда;
- искусственные установки и сооружения, созданные на основе морских плавучих платформ;
В соответствии с законодательством:
Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
Морская плавучая платформа — это судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
Структура Требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта
Требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта устанавливают общие требования, направленные на обеспечение транспортной безопасности ТС, а также дополнительные требования с учетом особенностей транспортных средств:
- суда, используемые в целях торгового мореплавания (в т.ч. суда используемые для перевозки грузов (пассажиров и их багажа), рыболовства, проведения морских ресурсных исследований, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской (в т.ч. ледовой лоцманской и ледокольной проводки), поисковых и спасательных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических (в т.ч. подводно-технических) работ, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований);
- суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров;
- суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям;
- суда ледокольного флота, используемые для проводки по морским путям;
- суда, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств (в т.ч. пассажирские и грузовые суда);
Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к перевозчикам иностранных государств.
Также стоит отметить, что требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта предусматривают дополнительные меры, которые необходимо реализовывать на транспортных средствах при установлении уровня безопасности № 2 и № 3.
Приложением к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, учитывающим уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637 является типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта.
Руководящие документы
Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы разработки и утверждения (согласования) документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)».
Ответственность за отсутствие документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта
В соответствии с действующим законодательством разработка документов в области обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ.
КоАП РФ «Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 3 000 руб. до 5 000 руб.;
- на должностных лиц от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
- на юридических лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
Повторное совершение административного правонарушения — влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
- на должностных лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей от 50 000 руб. до 70 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц от 100 000 руб. до 200 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
Действие (бездействие), совершенное умышленно — влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
- на должностных лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей от 100 000 руб. до 150 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц от 200 000 руб. до 500 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
УК РФ «Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».
Транспортные документы на различных видах транспорта
Законодательные документы, регламентирующие условия и правила транспортных перевозок, определяют обязанности, права и ответственность транспортных организаций, предприятий, учреждений и граждан, пользующихся транспортом, регламентируют порядок составления и выполнения плана и основные условия перевозок грузов, багажа и почты, а также взаимоотношения транспортных организаций между собой и потребителями продукции.
В уставах содержатся все важнейшие требования к хозяйству, предназначенному для выполнения грузовых и коммерческих операций и для обслуживания пассажиров. Они содержат требования, направленные на улучшение использования подвижного состава и обеспечение сохранности перевозимых грузов.
В уставах изложены основные положения о перевозках грузов, пассажиров и багажа, конкретные условия (подготовка отдельных видов грузов и подвижного состава к перевозке, способы погрузки и крепления грузов, обслуживание в пути и др.), а порядок выполнения коммерческих операций изложен в Правилах перевозок грузов.
При перевозке грузов заключается договор перевозки, представляющий собой соглашение, по которому перевозчик принимает на себя обязательство перевезти обусловленный груз своими средствами от места отправления до места назначения в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
На различных видах транспорта договор на перевозку грузов имеет различное содержание и свои особенности.
Так, договором перевозки на железнодорожном транспорте является накладная, которая оформляется отправителем груза. Оформленная накладная принимает форму и силу договора перевозки, заключаемого между отправителем и железной дорогой.
В линейном судоходстве, а также в каботаже договором морской перевозки является коносамент,который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза.
В заграничном плавании, при нелинейных формах судоходства, договор морской перевозки оформляется чартером.
Когда договор морской перевозки оформляется чартером, коносамент служит подтверждением (распиской) приема груза. При перевозках грузов в прямом водном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях договор морской перевозки оформляется накладной (дорожной ведомостью).
На внутреннем водном транспорте перед открытием навигации заключают с грузоотправителем навигационные договорына перевозку и буксировку плотов.
Навигационными договорами обусловливаются: объем перевозки грузов или буксировки плотов, которые должны строго соответствовать объему перевозок.
Для автотранспортных организаций установлен типовой договор на перевозку грузов.
При перевозке груза на каждом виде транспорта используется комплект транспортной документации. Так, Уставом железных дорог определено, что отправитель, предъявляя груз к перевозке, предоставляет станции отправления на каждую отправку накладную, которая является основным перевозочным документом. Формы накладной приведены в Приложениях 1—4.
Комплект состоит из четырех документов: накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза. Поэтому при предъявлении груза к перевозке отправитель должен заполнить все четыре документа отчетливо (без подчисток и помарок).
В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число мест, род упаковки, техническую норму загрузки вагона и данные о вагоне (при погрузке средствами отправителя), массу груза.
Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанцию о приеме груза.
На оборотной стороне накладной ставят календарные штемпели о времени приема груза к перевозке; выгрузки груза железной дорогой или подачи под выгрузку средствами получателя; оформление выдачи груза. В графе «Груз размещен и закреплен согласно главным техническим условиям правильно» отправитель подтверждает правильность погрузки и крепления грузов. Кроме того, заполняют особые заявления и отметки отправителя, железной дороги, отметки о выдаче груза.
В перечисленных документах указывают и другие сведения, которые требует каждый из документов.
После оформления транспортной документации отправитель получает квитанцию о приеме груза к перевозке. Квитанция — важный юидический документ, свидетельствующий о приеме железной до рогой груза от отправителя. С грузом до станции назначения следуют накладная и дорожная ведомость. В дорожной ведомости получатель расписывается в получении груза, а по накладной получает груз.
Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок.
Вагонный лист — один из трех перевозочных документов (кроме накладной и дорожной ведомости). Составляют его на каждый загруженный вагон. Если накладная — это договор перевозки, а дорожная ведомость — документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист необходим для оценки работы железнодорожного транспорта.
Для перевозки груза в прямом смешанном сообщении используется накладная, а для оценки выполнения перевозок — учетная карточка. Если обнаружены неисправности вагона или признаки порчи, повреждения, недостачи грузов, составляют коммерческий акт или акт общей формы.
Документация при перевозке морским транспортом. При перевозке морем в межпортовом сообщении первичным документом является погрузочный ордер. В прямом водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера отправитель заполняет накладную.
Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путем. Коносаменты бывают именные, составленные на имя определенного получателя, ордерные, предъявительные по предъявлению коносамента.
Документация при перевозке речным транспортом. Одновременно с предъявлением груза к перевозке или плота (судна) к буксировке грузоотправитель обязан передать порту (пристани) отправления накладную.
Накладная — основной документ, сопровождающий перевозимый груз или буксируемый плот (судно) на всем пути следования до места назначения.
Документация при перевозке грузов автомобильным транспортом. Водителю грузового автомобиля при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является основным первичным документом учета работы. Он выдается водителю, как правило, только на один день, смену и должен быть возвращен по окончании работы.
Перевозки грузов товарного характера должны производиться при обязательном оформлении товарно-транспортного документа — накладной. Товарно-транспортная накладная служит основанием для расчетов заказчика с автотранспортной организацией.
Документом для перевозки грузов на воздушном транспорте является накладная.
8.4 Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом
Водный и воздушный транспорт играют важную роль в эффективном функционировании единой транспортной системы страны.
Морской транспорт обладает большой универсальностью, высокой пропускной способностью и низкой себестоимостью.
Хотя сфера применения речного транспорта ограничена, все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров народного потребления.
Самым скоростным является воздушный транспорт.
Организация перевозки грузов морским транспортом регламентируется Кодексом торгового море-плавания Российской Федерации и правилами перевозок, разработанными для морского транспорта.
На морском транспорте перевозки грузов по видам сообщения делятся на: межпортовые (между двумя морскими портами), прямые водные (между морскими и речными портами) и прямые смешанные (железнодорожно-водные или автомобильные).
Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно на перевозки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце, а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах отправления и назначения.
При сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформляет погрузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ — коносамент. Если перевозка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении, то она оформляется выпиской накладной и дорожной ведомости, а вместо коносамента грузоотправителю выдается квитанция, по предъявлении которой отпускается груз в пункте назначения.
На каждое принятое к отправке грузовое место в порту наносят транспортную маркировку.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами порта за счет отправителей и получателей.
В момент получения груза грузополучатель должен предъявить оригинал коносамента и доверенность. В случае обнаружения недостачи, повреждения отдельных мест или порчи груза получатель обязан потребовать составления коммерческого акта.
Порядок перевозки грузов речным транспортом определяется Уставом внутреннего водного транспорта, а также соответствующими правилами перевозок.
По видам сообщений на речном транспорте перевозки подразделяются:
во внутреннем водном сообщении — перевозки в пределах одного речного пароходства;
в прямом внутреннем водном сообщении — в границах нескольких пароходств;
в прямом смешанном сообщении — посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным транспортом.
Перевозки грузов водным транспортом осуществляются на основании договора перевозки грузов.
При предъявлении груза к отправке грузоотправитель заполняет накладную. В комплект транспортной накладной входит дорожная ведомость и квитанция, выдаваемая грузоотправителю в подтверждение приемки груза к перевозке.
Для получения груза в речном порту грузополучатель должен предъявить накладную и доверенность. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. Порядок выдачи груза определен Правилами перевозок груза на внутреннем водном транспорте.
На воздушном транспорте основным документом, регламентирующим перевозки, является Воздушный кодекс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны правила перевозок пассажиров, багажа и грузов.
На воздушном транспорте перевозка грузов осуществляется на основе договоров. По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
При чартерных воздушных перевозках заключается договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик предоставляет фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки груза.
Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются в основном силами и средствами аэропортов.
Контрольные вопросы и задания
Какие функции выполняет транспорт в процессе товародвижения?
Дайте краткую характеристику нормативным документам, регулирующим отношения на транспорте.
Объясните значение лицензирования перевозок грузов различными видами транспорта.
Изложите основные правила перевозки грузов автомобильным транспортом.
Предложите организационно-технические мероприятия по повышению эффективности использования автомобильного транспорта.
Что вы понимаете под технологией контейнерных перевозок?
Каковы особенности перевозки скоропортящихся грузов и хлебобулочных изделий?
Изложите правила отправления грузов и оформления перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
Как организовать перевозку грузов, чтобы предотвратить товарные потери?
Определите основные условия сохранности грузов.
В чем заключаются особенности перевозки грузов морским и воздушным транспортом?