Правила перевозки опасных грузов в цистернах

Правила перевозки опасных грузов в цистернах

1. Электропроводка

Она должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы провода были хорошо защищены от термических и механических повреждений. В дополнение к этому в кабине водителя должно быть установлено устройство отключения АКБ (выключатель массы). Кожух устройства должен быть исполнен со степенью защиты IP65.

2. Тормозное оборудование

Автомобиль должен быть оснащен антиблокировочной системой торможения ABS (АБС).

8. Экипировка экипажа транспортного средства

Экипаж транспортного средства должен иметь в своем распоряжении огнетушители, противовоткатные башмаки, аварийные жилеты, осветительные приборы, средства индивидуальной защиты (аптечка, перчатки, раствор для промывания глаз) и другие компоненты так называемого набора ADR, включая письменные инструкции.

Совершенно очевидно, что спецтранспорт в заводской комплектации не может полностью отвечать требованиям ДОПОГ. Дооснащение в любом случае потребуется.

Сейчас есть немало компаний, которые предлагают услуги по по подготовке автомобилей под требования ДОПОГ. Безусловно, лучше выбирать сервисные центры, которые предлагают весь комплекс устройств и услуг по их установке. Главное помнить, что:

  • Переоборудование транспортных средств под требования ДОПОГ могут выполнять только организации, обладающие сертификатом ДС АТ (Добровольная сертификация на автомобильном транспорте). Без такого документа не получится официально внести изменения в конструкцию ТС.
  • Установкой и обслуживанием тахографов вправе заниматься исключительно организации, внесенные в официальный перечень мастерских ФБУ Росавтотранс.
  • Продажу и монтаж оборудования для передачи сведений в Ространснадзор через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» могут осуществлять только официальные представители АО «ГЛОНАСС».

Но просто установить оборудование под ДОПОГ и спокойно передвигаться по трассам не получится. Процесс согласования изменений состоит из нескольких этапов, которые установлены в ГОСТ 33995-2016 («Порядок оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, выпущенного в обращение»). Для получения разрешения на работу транспорта, переоснащенного по правилам ЕЭК ООН, потребуется:

  • получить заключение технической экспертизы о возможности переоборудования под ДОПОГ;
  • получить разрешение на внесение изменений в Госавтоинспекции;
  • по факту выполнения работ по оснащению получить от исполнителя заявление-декларацию;
  • получить «Протокол технической экспертизы безопасности конструкции ТС с внесенными в конструкцию изменениями» в лаборатории, имеющей государственную аккредитацию;
  • пройти технический осмотр и получить диагностическую карту;
  • предоставить автомобиль на проверку ГИБДД вместе со всеми документами для получения свидетельства СКТС (о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности);
  • получить нужные отметки в паспорте автомобиля (ПТС) и новое свидетельство о его регистрации (СТС).

И уже только после прохождения всех этих процедур можно рассчитывать на свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Выдачей свидетельства тоже занимается ГИБДД.

Срок действия свидетельства на транспорт ДОПОГ составляет 6 месяцев – это равняется сроку действия техосмотра, установленного для автомобилей, которые перевозят опасные грузы. Следовательно, каждые полгода нужно подтверждать исправность спецоборудования и соответствие ТС всем требованиям ДОПОГ (в т.ч. наличие средств оповещения, комплектов индивидуальной защиты, инструкций в кабине водителя и т.д.).

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и наказание за их нарушение

С егодня многие бизнесмены транспортируют свои грузы при помощи автотранспорта. Однако некоторые грузы могут представлять серьёзную опасность для окружающей среды, а также для других участников дорожного движения. Какие существуют правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом? Какой закон регулирует эти правила? И что будет за нарушение этих правил? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом в РФ

Опасный груз — это груз, представляющий собой вещества и материалы, которые могут навредить человеку или окружающей среде.

Примеры опасных веществ и материалов:

  • ядовитые газы,
  • сильные кислоты,
  • радиоактивные материалы,
  • легковоспламеняющиеся жидкости и так далее.

Чтобы перевозить такие грузы, перевозчик должен придерживаться определённых правил, которые зафиксированы в специальном соглашении, которое называется ДОПОГ.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Организация перевозок

ДОПОГ содержит большое количество инструкций, регулирующих правила перевозки. Рассмотрим основные из них более детально.

Требования к автотранспорту

Чтобы осуществить перевозку, автотранспорт должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Труба глушителя должна располагаться перед радиатором.
  • Сзади на автомобиль или прицеп следует установить специальный противоударный бампер.
  • Следует подключить специальную цепь, которая заземлит электричество, а сами провода должны быть изолированы при помощи специального материала.
  • Бензобак, при помощи непроницаемой перегородки, отделяется от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и кузова, чтобы избежать возгорания топлива в случае аварии.
  • Трубопроводы цистерн должны быть защищены от удара (чтобы в случае аварии опасное вещество не вылилось из цистерны).
  • ТС должно быть оснащено специальными опознавательными знаками — определённый цвет (в большинстве случаев это ярко-желтый), «мигалка», специальные надписи и информационные таблички.
  • Транспорт должен быть оснащен специальным оборудованием, с помощью которого можно устранить негативные последствия в случае аварии.

На информационных табличках указывается специальный буквенно-числовой код, а располагаются они спереди и сзади на автотранспорте. Код содержит информацию о том, что нужно делать в случае аварии. Расшифровка кода должна содержаться у водителя транспортного средства или экспедитора.

Маршрут следования

Также ДОПОГ регулирует маршрут следования груза. Перед транспортировкой необходимо обратиться в Ространснадзор по месту регистрации компании и подать заявку на составление маршрута.

ДОПОГ утверждает, что транспортное средство не должно пересекать следующие территории:

  • Крупные населенные пункты.
  • Заповедники, парки и зоны отдыха.
  • Различные промышленные объекты (заводы, фабрики, некоторые инженерные сооружения и так далее).
  • Больницы, детские сады, школы, университеты, лечебно-профилактические учреждения, пансионаты и так далее.
  • Территории, которые используются для проведения культурных мероприятий.

Порядок перевозки грузов

Также соглашение регулирует порядок перевозки. Чтобы осуществить перевозку какого-либо опасного груза, компания должна получить соответствующую лицензию.

Для оформления лицензии необходимо посетить Ространснадзор и предоставить следующие документы:

  • Заявление. В заявлении необходимо указать следующую информацию — характер груза и маршрут. Также в заявлении нужно указать лицо, которое будет нести ответственность за перевозку груза.
  • Аварийная карточка.
  • Свидетельство ДОПОГ.

Требования к водителю транспортного средства

Также следует помнить, что управлять транспортом может только специально обученный человек. Для этого необходимо пройти курсы, составленные в соответствии с ДОПОГ, а в конце нужно успешно сдать экзамен.

На данных курсах водитель узнает основные правила перевозки, а также о том, что нужно делать в случае аварии. Например, некоторые грузы в случае возгорания нельзя тушить водой — вряд ли человек без специального обучения может знать такую информацию.

Также существует ряд специфических правил, которых следует придерживаться водителю:

  • Перед каждым рейсом водитель должен проходить медосмотр.
  • Минимальный стаж работы — 3 года.
  • Водитель должен знать все основные правила, в соответствии с которым будет перевозиться груз. Он должен знать, что нужно делать в случае аварии. Также он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  • Существуют также особые требования, которые могут применяться в зависимости от типа груза. Например, при транспортировке радиоактивных веществ водитель должен быть одет в специальный защитный костюм, при транспортировке взрывоопасных грузов запрещено курить и так далее.

Требования к сопровождающему персоналу

Также существует ряд требований к сопровождающему персоналу:

  • Все сопровождающие лица должны пройти специальную подготовку.
  • Перед транспортировкой в Ространснадзоре необходимо получить разрешение на выполнение сопровождения.
  • Перед транспортировкой опасного груза водитель должен провести инструктаж.
  • Перед каждым рейсом весь сопровождающий персонал должен пройти медосмотр.
  • Погрузку и разгрузку могут осуществлять лица, которые занимаются подобной деятельностью не менее 3 лет.
  • Оператор должен знать, что нужно делать в случае аварии.

Документы

Для перевозки понадобятся следующие документы:

  • Стандартный пакет документов на груз: договор о транспортировке, паспорт водителя, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз и так далее.
  • Лицензия, которая разрешает компании транспортировать данный опасный груз.
  • Документ, подтверждающий факт прохождения техосмотра.
  • Маршрутный лист, в соответствии с которым будет двигаться транспортное средство.
  • Специальный документ, который подтверждает тот факт, что водитель прошел спецподготовку.

Международные правила перевозки опасных грузов

ДОПОГ является международным договором, поэтому международные правила перевозки совпадают с аналогичными российскими правилам.

Напомним несколько важных моментов, о которых нужно помнить при пересечении границы:

  1. В CMR-накладной необходимо указать класс опасного груза.
  2. Если водитель нарушит правила движения в другой стране, то он будет отвечать по законам этой страны.
  3. В некоторых случаях может потребоваться оформление дополнительных сертификатов. Например, перед ввозом радиоактивных материалов в некоторые страны необходимо получить дополнительное разрешение.

Для международной перевозки грузов автотранспортом желательно оформить книжку МДП. Использование TIR Carnet даёт ряд преимуществ для перевозчика.
О ПДД при перевозке негабаритных грузов автотранспортом подробнее здесь. До самой транспортировки придётся получить разрешение в нескольких инстанциях.

Нарушение правил перевозки

За нарушение правил ДОПОГ предусмотрена административная ответственность.

Следует понимать, что в большинстве случаев штраф будет наложен сразу на всех организаторов перевозки:

  • и на транспортную компанию,
  • и на должностное лицо,
  • и на водителя

Существует лишь небольшое количество случаев, когда может быть оштрафован лишь один участник перевозки. Например, водитель подделал свидетельство ДОПОГ и нарушил правила перевозки опасных грузов — в таком случае транспортная компания и должные лица не будут штрафоваться, а вот водителя ждёт серьёзное наказание: во-первых, административное наказание за нарушение правил перевозки, во-вторых, уголовное наказание за подделку документов.

В общем случае за нарушения правил перевозки опасных грузов предусмотрено следующее наказание:

Тип нарушения Штрафная санкция
— у водителя отсутствуют специальные документы
(свидетельство об окончании обучающих курсов, свидетельство о допуске ТС к перевозке или аварийная карточка),
— ТС не соответствует правилам перевозки,
— отсутствуют опознавательные элементы,
— отсутствуют средства, которые применяются для ликвидации последствий аварии,
— произошло нарушение условий перевозки.
Водитель — штраф (2.000 — 2.500 рублей), либо лишение водительских прав (4 — 6 месяцев).
Должностное лицо — штраф (15.000 — 20.000 рублей).
Юридическое лицо — штраф (400.000 — 500.000 рублей).
Другие нарушения правил перевозки Водитель — штраф (1.000 — 1.500 рублей).
Должностное лицо — штраф (5.000 — 10.000 рублей).
Юридическое лицо — штраф (150.000 — 200.000 рублей).

Дополнительную информацию о правилах автотранспортировки опасного груза можно почерпнуть из данного видео:

Подведём итоги. Во-первых, транспортировка регулируется специальным международным договором ДОПОГ. Во-вторых, при перевозке нужно учитывать множество тонкостей и нюансов. В-третьих, за нарушение правил перевозки предусмотрена административная ответственность.

О правилах заполнения CMR читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке

Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ КОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ДОПУЩЕНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ

9.1.1 Общие положения

9.1.1.1 Сфера применения

Положения части 9 применяются к транспортным средствам категорий N и О, определенным в приложении 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) 1 и предназначенным для перевозки опасных грузов.

9.1.1.2 Для целей части 9:

«транспортное средство» означает любое транспортное средство, будь то укомплектованное (например, автофургоны, грузовые автомобили, тягачи, прицепы цельной конструкции), неукомплектованное (например, шасси, шасси с кабиной, прицеп-шасси) или доукомплектованное (например, шасси с кабиной, оснащенное кузовом), предназначенное для дорожной перевозки опасных грузов;

» базовое транспортное средство» означает любое транспортное средство, будь то укомплектованное (например, автофургоны, грузовые автомобили, тягачи, прицепы цельной конструкции), неукомплектованное (например, шасси, шасси с кабиной, прицеп-шасси) или доукомплектованное (например, шасси с кабиной, оснащенное кузовом), предназначенное для дорожной перевозки опасных грузов;

«транспортное средство ЕХ/II» или

«транспортное средство ЕХ/III» означает транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий (класс 1);

» транспортное средство FL» означает транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 61°С (за исключением дизельного топлива, соответст­вующего стандарту EN 590:1993, газойля или печного топлива (легкого) — № ООН 1202 — с температурой вспышки, установленной в стандарте EN 590:1993) или легковоспламеняющихся газов в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 м , во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м 3 , либо транспортное средство-батарею вместимостью более 1 м 3 , предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов;

«транспортное средство ОХ» означает транспортное средство, предназначенное для перевозки стабилизированного пероксида водорода или стабилизированного водного раствора пероксида водорода, содержащего более 60% пероксида водорода (класс 5.1, № ООН 2015), в контейнерах-цистернах или переносных цистернах вместимостью более 3 м 3 , во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м 3 ;

«транспортное средство АТ» означает транспортное средство, кроме транспортных средств FL или ОХ, предназначенное для перевозки опасных грузов в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 м 3 , во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м 3 , либо транспортное средство-батарею вместимостью более 1 м 3 , кроме транспортных средств FL.

1 Документ Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций Trans/WP.29/78/Rev.1 с внесенными в него поправками

9.1.1.3 Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны удовлетворять изложенным в настоящей части требованиям, касающимся конструкции.

9.1.2 Допущение к перевозке транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT

ПРИМЕЧАНИЕ: Для транспортных средств, за исключением транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT, не требуется специальных свидетельств о допущении, помимо свидетельств, которые требуются согласно общим правилам безопасности, обычно применяемым к транспортным средствам в стране происхождения.

9.1.2.1 Допущения к перевозке отдельных транспортных средств

9.1.2.1.1 Транспортные средства EX/II, EX/III, FL, OX и AT должны подвергаться в стране их регистрации ежегодному техническому осмотру с целью проверки того, соответствуют ли они применимым положениям настоящей части и общим правилам безопасности (тормоза, освещение и т. д.), действующим в стране их регистрации; если эти транспортные средства являются прицепами или полуприцепами, сцепленными с тягачом, последний с этой же целью должен быть подвергнут техническому осмотру.

Если требуется, чтобы транспортные средства были оборудованы износостойкой тормозной системой, изготовитель транспортного средства или его должным образом уполномоченный представитель должен выдать декларацию о соответствии положениям подраздела 9.2.3.3. Эта декларация предъявляется при первом техническом осмотре.

ПРИМЕЧАНИЕ: В отношении переходных положений см. также пункт 1.6.5.1.

9.1.2.1.2 Соответствие транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT требованиям настоящей части подтверждается свидетельством о допущении к перевозке, выдаваемым компетентным органом страны регистрации на каждое транспортное средство, успешно прошедшее технический осмотр. Это свидетельство составляется на языке или одном из языков выдающей его страны. Оно должно соответствовать образцу, приведенному в пункте 9.1.2.1.5. Заголовок свидетельства о допущении, а также любые замечания, вносимые в клетку 11, должны составляться на языке или одном из языков выдающей его страны и, кроме того, если этот язык не является английским, немецким или французским, — на английском, немецком или французском языке.

9.1.2.1.3 Свидетельство о допущении к перевозке, выданное компетентными органами одной Договаривающейся стороны на транспортное средство, зарегистрированное на территории этой Договаривающейся стороны, признается в течение срока его действительности компетентными органами других Договаривающихся сторон.

9.1.2.1.4 Срок действительности свидетельства о допущении к перевозке истекает по прошествии не более одного года после даты технического осмотра транспортного средства, предшествовавшего выдаче свидетельства. При этом следующий срок действительности зависит от номинальной даты истечения предыдущего срока действительности, если технический осмотр осуществляется в течение одного месяца до или после этой даты. Однако в случае цистерн, подлежащих обязательной периодической проверке, это положение не означает, что испытания на герметичность, гидравлические испытания под давлением или внутренние осмотры цистерн должны проводиться через более короткие промежутки времени, чем те, которые предусмотрены в главах 6.8 и 6.9.

9.1.2.1.5 Свидетельство о допущении к перевозке должно соответствовать приведенному ниже образцу. Его размеры должны соответствовать формату А4 (210 мм х 297 мм). Можно использовать лицевую и оборотную стороны. Свидетельство должно быть белого цвета с розовой диагональной полосой. В свидетельстве о допущении к перевозке транспортного средства с вакуумной цистерной для отходов должна быть сделана следующая запись: «транспортное средство с вакуумной цистерной для отходов«.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУЩЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ПЕРЕВОЗКЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Настоящее свидетельство удостоверяет, что указанное ниже транспортное средство отвечает условиям, предписанным Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

2. Изготовитель транспорт­ного средства:

2. Изготовитель транспорт­ного средства:

4. Регистрационный номер

(если таковой имеется):

5. Наименование перевозчика, оператора или владельца и его адрес:

6. Описание транспортного средства 1

EX/II EX/III FL OX AT

9. Описание встроенной(ых) цистерны (цистерн)/транспортного средства-батареи (если применимо):

9.1 Изготовитель цистерны:

9.2 Номер утверждения цистерны/транспортного средства-батареи:

9.3 Серийный номер цистерны, присвоенный изготовителем/обозначение элементов транспортного средства-батареи

9.4 Год изготовления:

9.5 Код цистерны согласно подразделам 4.3.3.1 или 4.3.4.1 ДОПОГ:

9.6 Специальные положения согласно разделу 6.8.4 ДОПОГ (если применимо):

10. Опасные грузы, разрешенные к перевозке:

Транспортное средство отвечает условиям, требуемым при перевозке опасных грузов, отнесенных к обозначению(ям) транспортного средства, указанному(ым) в пункте 7.

10.1 В случае транспортного средства ЕХ/II или ЕХ/Ш 3

□ грузы класса 1, включая группу совместимости J

□ грузы класса 1, исключая группу совместимости J

10.2 В случае автоцистерны/транспортного средства-батареи 3

□ могут перевозиться только вещества, разрешенные согласно коду цистерны и любым специальным положениям, указанным в пункте 9 5 , или

□ могут перевозиться только следующие вещества (класс, номер ООН и, если требуется, группа упаковки и надлежащее отгрузочное наименование):

Могут перевозиться только вещества, не способные опасно реагировать с материалами корпуса, прокладок, оборудования и защитной внутренней облицовки (если применимо).

12. Действительно до: Печать учреждения, выдавшего свидетельство

Место, дата, подпись

13. Продление срока дествительности

Срок действительности Печать учреждения, выдавшего свидетельства, место, дата, подпись:

1 Согласно определениям механических транспортных средств и прицепов категорий N и О, приведенным в приложении 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) или в директиве 97/27/ЕС.

2 Ненужное вычеркнуть.

3 Отметить нужное.

4 Указать соответствующее значение. Значение, равное 44 т, не будет ограничивать «максимальную допустимую массу для регистрации/эксплуатации», указанную в регистрационном(ых) документе(ах).

5 Вещества, отнесенные к коду цистерны, указанному в пункте 9, или к другим кодам цистерн, разрешенным согласно иерархии, предусмотренной в пунктах 4.3.3.1.2 или 4.3.4.1.2, с учетом, при необходимости, специального(ых) положения(ий).

9.1.2.1.6 Свидетельства о допущении к перевозке, соответствующие требованиям ДОПОГ, действовавшим по 30 июня 2001 года, могут по-прежнему использоваться до 31 декабря 2003 года.

9.1.2.2 Официальное утверждение типа

9.1.2.2.1 По просьбе изготовителя или его должным образом уполномоченного представителя компетентный орган может подвергнуть базовые транспортные средства новых автотранспортных средств и их прицепов, которые подлежат допущению к перевозке в соответствии с подразделом 9.1.2.1, процедуре официального утверждения типа на основании Правил № 105 ЕЭК 2 или директивы 98/91/ЕС 3 при условии соответствия требований указанных Правил и указанной директивы положениям главы 9.2 настоящей части. Такое официальное утверждение типа, выданное одной Договаривающейся стороной, признается другими Договаривающимися сторонами как гарантирующее соответствие базового транспортного средства при прохождении процедуры допущения к перевозке укомплектованного или доукомплектованного транспортного средства при условии, что никакая модификация базового транспортного средства не ставит под сомнение действительность официального утверждения типа.

9.1.2.2.2 После прохождения базовым транспортным средством процедуры официального утверждения типа соответствие пункту 9.2.4.7.2 должно проверяться на доукомплекто­ванном транспортном средстве.

2 Правила № 105 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей).

3 Директива 98/91/ЕС Европейского парламента и Совета от 14 декабря 1998 года, касающаяся автотранспортных средств и их прицепов, предназначенных для дорожной перевозки опасных грузов, и изменяющая директиву 70/156/ЕЕС, касающуюся официального утверждения типа автотранспортных средств и их прицепов (Official Journal of the European Communities No. L 011 of 16.01.1999, p. 0025 — 0036).

ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ КОНСТРУКЦИИ БАЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

9.2.1 Базовые транспортные средства EX/II, EX/III, FL, OX и AT должны удовлетворять требованиям настоящей главы в соответствии с приведенной ниже таблицей.

В случае других транспортных средств, кроме транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT:

— требования подраздела 9.2.3.1 применяются ко всем транспортным средствам, впервые зарегистрированным после 30 июня 1997 года;

— требования раздела 9.2.5 применяются ко всем автотранспортным средствам максимальной массой более 12 т, зарегистрированным после 31 декабря 1987 года.

Перенос свидетельств на перевозку опасных грузов в цистернах на 1 января 2022 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 7 января 2018 года действует Административный регламент ГИБДД, который регламентирует выдачу свидетельств на перевозку опасных грузов. Данный документ был подробно рассмотрен в статье «Как оформить разрешение на перевозку опасных грузов?.

Однако указанный документ вызывал вопросы у многих водителей, занимающихся перевозками грузов в цистернах. Все дело в том, что для получения разрешения в ГИБДД нужно в том числе предоставить следующие документы:

  • Свидетельство об официальном утверждении типа цистерны.
  • Свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке.

Проблема заключается в том, что эти документы получить невозможно, т.к. в большинстве регионов попросту нет организаций, выдающих такие свидетельства.

В этой статье речь пойдет о Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 г. №285 «О применении положений пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Суть данного документа сводится к тому, что он откладывает введение свидетельств для цистерн до 1 января 2022 года. Рассмотрим данный документ подробнее.

Перенос свидетельств об утверждении типа цистерны на 2022 год

Примечание. С 8 мая 2020 года действует обновленная редакция постановления, которая переносит обязанность по предъявлению свидетельств на 2022 год.

Итак, постановление содержит следующий текст:

Установить, что положения пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах, не применяются до 1 января 2022 г.

В данном документе дается ссылка на пункты 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к ДОПОГ, которые не применяются до 1 января 2022 года.

Обратимся к этим пунктам:

Глава 6.8 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съемных цистерн, контейнеров-цистерн и съемных кузовов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК)
.
6.8.2.3 Официальное утверждение типа

6.8.2.3.1 Компетентный орган или назначенный им орган выдает на каждый новый тип автоцистерны, съемной цистерны, контейнера-цистерны, съемного кузова-цистерны, транспортного средства-батареи или МЭГК свидетельство, удостоверяющее, что обследованный им тип, включая его крепления, пригоден для использования по своему назначению и отвечает требованиям к изготовлению, изложенным в подразделе 6.8.2.1, требованиям к оборудованию, изложенным в подразделе 6.8.2.2, и специальным требованиям, касающимся различных классов перевозимых веществ.
.
6.8.2.4 Проверки и испытания
.
6.8.2.4.5 Испытания и проверки в соответствии с пунктами 6.8.2.4.1–6.8.2.4.4 должны проводиться экспертом, утвержденным компетентным органом. Должны выдаваться свидетельства с указанием результатов этих операций, даже в случае отрицательных результатов. В свидетельствах должны иметься ссылки на перечень веществ, допущенных к перевозке в данной цистерне, или на код цистерны и буквенно-цифровые коды специальных положений в соответствии с подразделом 6.8.2.3.

Таким образом, постановление Правительства отменяет предъявление свидетельств об официальном утверждении типа цистерны и об испытании и проверке цистерны в 2018, 2019 и 2020 годах. То есть разрешение на перевозку опасных грузов можно получить без предъявления указанных документов.

Когда отменяется предъявление свидетельств на перевозку опасных грузов?

Обратите внимание, рассмотренное сегодня Постановление официально опубликовано 19 марта 2018 года, однако действовать оно начало только через 7 дней.

То есть с 27 марта 2018 года до 31 декабря 2021 года Вы можете получить разрешение на перевозку опасных грузов без предъявления свидетельств.

Остается надеяться, что к началу 2022 года в России появятся организации, которые будут выдавать свидетельства на цистерны для перевозки опасных грузов. Иначе существующая проблема может повториться.

Перевозка опасных грузов: таблички Опасный груз (основные правила размещения)

Введение

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 (вступило в силу с 25.04.2012 г.) автомобильные перевозки опасных грузов на территории России должны осуществляться в соответствии с «Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ, ADR).

ДОПОГ устанавливает ряд требований к оснащению транспортных средств, перевозящих опасные грузы (легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные, радиоактивные и прочие опасные вещества). В частности перевозка опасных грузов автомобильным транспортом должна осуществляться с применением специальной маркировки.

Согласно ДОПОГ транспортные средства должны маркироваться табличками оранжевого цвета и знаками опасности (пп. 5.3.1.1.1 и пп. 5.3.2.1.1, глава 5.3 ДОПОГ).

Информационные таблички Опасный груз (оранжевого цвета)

Перевозка одного или нескольких опасных грузов, которым не присвоены номера опасности

Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, которым не присвоен идентификационный номер опасности (отсутствует идентификационные номер опасности в колонке 20 таблицы А главы 3.1 ДОПОГ), должны иметь две универсальные таблички оранжевого цвета (без номеров): одна из них должна крепиться спереди транспортного средства, другая – сзади.

(пп. 5.3.2.1.1, пп. 5.3.2.1.2, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример: Фургон перевозит боеприпасы дымовые. Данному грузу не присвоен номер опасности, поэтому транспортное средство оснащено только универсальными табличками оранжевого цвета (спереди и сзади).

Перевозка опасных грузов, которым присвоены номера опасности

В случае если транспортное средство перевозит опасный груз, которому присвоен номер опасности по ДОПОГ, то на бортах с 2-х сторон такого транспортного средства должны располагаться дополнительные таблички оранжевого цвета. Боковые таблички должны содержать в себе номер опасности и номер груза (номер ООН).

(пп. 5.3.2.1.2, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример: Автотопливозаправщик перевозит бензин, которому присвоен номер опасности 33 (легковоспламеняющееся вещество с температурой вспышки ниже 23 °С) и номер ООН – 1203. По бокам закреплены таблички с соответствующими номерами.

Перевозка нескольких опасных грузов в отсеках транспортного средства

В случае если конструкция транспортного средства предусматривает несколько цистерн, отсеков или контейнеров (либо к автоцистерне присоединена прицеп-цистерна), то дополнительные таблички должны быть закреплены по бокам каждой цистерны, отсека или контейнера. Номер опасности и номер ООН должны соответствовать веществам, помещенным в каждую из цистерн, отсеков или контейнеров.

(пп. 5.3.2.1.2 и пп. 5.3.2.1.4, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример — В одном из отсеков автоцистерны перевозится бензилхлорид, а в другом – бензотрифторид. Спереди и сзади транспортного средства будут закреплены универсальные таблички. На отсеке с бензилхлоридом по бокам будут закреплены 2 таблички с номерами 68-1738, а на отсеке с бензотрифторидом – с номерами 33-2338.

Перевозка только одного опасного груза

​В случае если на транспортном средстве перевозятся только одно опасное вещество (но не перевозится неопасное вещество), то таблички могут не крепиться по бокам транспортного средства. В таком случае таблички, закрепленные спереди и сзади транспортного средства, должны содержать идентификационные номера данного вещества.

​(пп. 5.3.2.1.6, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример — Автотопливозаправщик перевозит только одно вещество — дизельное топливо, которому присвоен номер опасности 30 (легковоспламеняющееся вещество с температурой вспышки от 23 до 60 °С) и номер ООН – 1202. Поскольку вещество только одно, то сзади и спереди транспортного средства установлены таблички с номерами соответствующими дизельному топливу, а на бортах с 2-х сторон табличек не установлено.

Перевозка топлива и прочих нефтепродуктов

В случае если в отсеках автоцистерны перевозятся только дизельное топливо, бензин, керосин, нефтепродукты или авиационное топливо для турбинных двигателей (но не перевозится никакое другое вещество), то таблички могут не крепиться по бокам транспортного средства. В таком случае таблички, закрепленные спереди и сзади транспортного средства, должны содержать идентификационные номера наиболее опасного из перевозимых веществ, т. е. вещества с самой низкой температурой вспышки.

(пп. 5.3.2.1.3, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример — Автоцистерна перевозит одновременно бензин и дизельное топливо. В таком случае достаточно маркировки спереди и сзади в виде таблички с нанесенным номером опасности бензина – 33, и его номером ООН – 1203 (поскольку у бензина температура вспышки ниже 23 °С, а у дизельного топлива – выше).

Порожние транспортные средства, не прошедшие очистку

Порожние транспортные средства, не прошедшие очистку от опасного вещества (дегазацию/дезактивацию), должны сохранять маркировку в виде табличек оранжевого цвета.

(пп. 5.3.2.1.7, глава 5.3 ДОПОГ)

Порожние транспортные средства, прошедшие очистку

Таблички оранжевого цвета должны быть сняты или полностью закрыты каким-либо огнестойким материалом (материал должен закрывать табличку после 15 минут пребывания в огне), если транспортное средство не перевозит опасный груз и прошло очистку, дегазацию или деактивацию. Для этого можно использовать специальные держатели с защёлками (достаточно лишь вынуть табличку из держателя) либо складные таблички, которые можно просто закрыть, зафиксировав замочком.

(пп. 5.3.2.1.8, глава 5.3 ДОПОГ)

Дополнительная информация: