Правила перевозки химических грузов

Перевозка химических веществ автомобильным транспортом

Химические грузы отличаются обширной номенклатурой, насчитывающей более 1000 наименований. К ним относятся медикаменты, соли, кислоты, парфюмерия, спирты, латекс, каучук, бытовая химия и многое другое.

Химические вещества делят на опасные и неопасные. В России классификация опасных химических веществ определена ГОСТами на 4 категории по степени воздействия на организм:

1 категория — чрезвычайно опасные;

2 категория — высокоопасные;

3 категория — умеренно опасные;

4 категория — малоопасные.

Неопасные химические вещества считаются безвредными для живых организмов.

Опасные химические грузы

По способу воздействия вещества выделяют 9 категорий опасных грузов. Среди них взрывчатые, окисляющие, токсичные, легковоспламеняющиеся и другие группы веществ.

Неопасные химические грузы

Транзит безопасных химических грузов правилами не ограничивается, их транспортируют беспрепятственно, без каких-либо согласований. К таким веществам относят лекарства, некоторые удобрения, дезинфицирующие средства. А также полиэтилен, пластик, резину, каучук, силикон, водорастворимые краски, красящие пигменты, бытовая моющая химия.

Все этапы грузоперевозок строго регламентируются, включая процессы выгрузки и загрузки химических веществ.

Правила обязывают маркировать грузы, используя специально оборудованные транспортные средства, применять рекомендуемые меры безопасности, включая использование карточки для расшифровки кода экстренных мер.

К работе допускаются только подготовленные водители при наличии разрешительных, транспортных, коммерческих документов.

Транспортировка химикатов строго регламентируется, особое внимание уделяется грузам с классом опасности.

Требования к водителю

Большинство химикатов имеют класс опасности, поэтому водители, транспортирующие такие грузы, имеют специальную подготовку.

Сотрудники проходят обязательное обучение, после которого получают удостоверение-допуск. Кроме того, регулярно проводятся инструктажи по каждому виду веществ. Водитель должен знать свойства химикатов, правила их транспортировки, способы обезвреживания при аварийной ситуации.

Обязательно наличие костюма химической защиты у водителя и сопровождающих.

Требования к автотранспорту

Учитывая класс опасности, физические свойства груза, к цистернам предъявляются следующие требования:

  1. Контейнер должен быть изготовлен из специального антикоррозийного металла, устойчивого к воздействию кислот, щелочей.
  2. Места соприкосновения емкости с грузом гуммируют для исключения взаимодействия с цистерной и ее порчи.
  3. Предусматривают возможность поддержания температурного режима. Для этого применяют теплоизоляцию цистерны специальным минеральным слоем, систему подачи горячего пара в резервуар либо автономные системы подогрева.

Автотранспорт оснащается приборами для контроля состояния груза — температуры, давления, других показателей.

Требования к упаковке и маркировке химических веществ

Химические вещества упаковываются герметично, содержат информацию о веществе, предупредительную маркировку, которая наносится на этикетку, упаковку товара, определяется ГОСТами, содержит обязательную информацию:

  • Наименование вещества;
  • Сведения о производителе или поставщике, их наименование, контактная информация;
  • Сигнальное слово «Осторожно» или «Опасно»;
  • Знак опасности. Стандартами принято изображение в форме цветного квадрата, под углом 45 градусов, который очерчивается рамкой. Символика опасности представлена изображениями черепа с костями, огня, восклицательного знака и др.;
  • Характеристика опасности — описание степени, типа опасности, состоящее из стандартных фраз. Например, «Токсично для водных организмов»;
  • Меры по недопущению опасности. Меры безопасности описываются специальными фразами, например, «Хранить в недоступном для детей месте»;
  • Дополнительная информация;
  • Маркировка, предупреждающая о неизученной продукции.

Транспорт для доставки химии подбирается с учетом класса опасности вещества, его упаковки, агрегатного состояния. Осуществляют автомобильные перевозки сухих химических веществ, упакованных в бочки, иные емкости, а также наливным способом.

Для транспортировки химикатов наливом используется только специализированный автотранспорт, оборудованный в соответствии со свойствами транспортируемого вещества.

Перевозка жидкой химии автоцистернами

Жидкие химикаты доставляют наливным способом в цистернах, танк-контейнерах и флекситанках. Емкости являются не самостоятельными транспортными средствами, а прицепами или полуприцепами к грузовым автомобилям.

Танк-контейнер — это разновидность цистерны, конструкция которой дополнена металлическим креплением. С помощью него цистерна монтируется к любому транспорту, что увеличивает ее мобильность.

Флекситанки — это гибкие резервуары, устанавливаемые внутри цистерны. В такой емкости вещества можно перевозить, хранить, не требуется мытье цистерны после доставки.

1. Общие положения

1.1. Область применения.

1.1.1. Настоящие Правила перевозки химических грузов наливом* разработаны на основе изучения и анализа нормативных и других документов по перевозке химических грузов, анализа работы наливного флота и наливных портов, изучения технологического процесса перевозки, обобщения зарубежного и отечественного опыта перевозок, а также на основе разработок и исследований по технологии перевозок наливных грузов, выполненных в Черноморском филиале ЦНИИМФ.

* В дальнейшем именуются «Правила».

1.1.2. Во всем ином, что специально не предусмотрено Правилами, перевозка наливных опасных химических грузов морем регламентируется Правилами классификации и постройки химовозов, Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (КТМ), Общими правилами перевозки наливных грузов на судах Минморфлота, Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР (РД 31.60.14-81), Правилами техники безопасности на судах морского флота, Правилами по защите от статического электричества на морских судах и Наставлением по предотвращению загрязнения с судов, техническими условиями морской перевозки (ТУМП) и картами технологических режимов (КТР), Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73/78), Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

1.1.3. Правила устанавливают порядок погрузки, перевозки и выгрузки наливных опасных химических грузов и распространяются на суда-химовозы и на суда, специально переоборудованные для перевозки наливом опасных химических грузов, перечень которых указан в судовом свидетельстве, а также на морские порты и портпункты, грузоотправителей и грузополучателей, связанных с морской перевозкой наливных химических грузов в пределах СССР.

1.1.4. Перевозка наливных химических грузов без соблюдения Правил запрещается.

1.2. Определения и термины, используемые в Правилах.

1.2.1. Водная мойка — мойка, при которой в качестве моющей жидкости используется пресная, морская вода или водный раствор моющего препарата.

1.2.2. Неводная мойка — мойка, при которой используются различные растворители и моющие средства без применения воды.

1.2.3. Зона грузовых танков — часть судна, в которой размещаются грузовые емкости и грузовые насосные отделения, включая примыкающие к ним или расположенные над ними коффердамы и другие помещения.

1.2.4. Конвенция — действующая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов со всеми изменениями и поправками.

1.2.5. Противотоксичный режим — режим, предусматривающий порядок выполнения работ и использования защитного снаряжения, при котором обеспечивается безопасность для здоровья людей от токсичного воздействия грузов.

1.2.6. Реакционная способность — способность груза вступать в опасную реакцию с другими веществами в любом виде, в том числе с забортной водой и материалами конструкции судна.

Пожаро- и взрывоопасность химического груза определяется температурой самовоспламенения.

1.2.7. Транспортная опасность — вероятность ущерба здоровью людей, окружающей среде или народному хозяйству, который может иметь место во время перевозки вследствие проявления при определенных условиях тех или иных опасных свойств грузов.

1.3. Классификация наливных химических грузов.

1.3.1. Грузы по степени опасности для здоровья находящихся на судне людей классифицируются на четыре класса в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76.

1.3.2. По степени образования зарядов статического электричества грузы делятся в зависимости от способности аккумулировать эти заряды на два подразряда:

аккумулирующие статическое электричество;

не аккумулирующие статическое электричество.

К первой группе относятся грузы, смешение которых друг с другом, с водой, или контакт которых с незащищенными деталями конструкции судна может привести к катастрофическим последствиям для самого судна, его экипажа или для других судов, береговых объектов и людей, находящихся на расстоянии от судна.

Ко второй группе относятся грузы, смешение которых друг с другом вызывает повышение температуры до 50 °С и более при начальной температуре 20 °С, выделение газа, протекание экзотермических реакций при температуре от 20 °С до 70 °С.

К третьей группе относятся грузы, контакт которых с материалами конструкции судна может привести к их повреждению или к порче груза (подгруппа а); смешение которых друг с другом приводит не более как к порче обоих грузов или одного из них (подгруппа в).

К четвертой группе относятся грузы, которые теряют свое качество при длительном хранении на судне из-за полимеризации, окисления или разложения.

1.3.4. При рассмотрении вопросов предотвращения загрязнения с судов грузы делятся на следующие категории:

Категория А — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют значительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, значительно ухудшают условия отдыха или значительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение строгих мер по предотвращению загрязнения.

Категория В — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют опасность для морских ресурсов или здоровья человека, ухудшают условия отдыха или мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение специальных мер по предотвращению загрязнения.

Категория С — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют незначительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, незначительно ухудшают условия отдыха или незначительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуются специальные условия эксплуатации судна.

Категория D — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют определенную опасность для морской среды или здоровья человека, несколько ухудшают условия отдыха или несколько мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуется некоторая осторожность при эксплуатации судна.

1.3.5. Химические грузы по степени пожарной опасности, в соответствии с ГОСТ 12.1.017-80, классифицируются на группы по температуре вспышки:

Перевозка газохимической продукции

Перевозка газохимической продукции требует от компании, занимающейся транспортировкой опасных грузов, определенных знаний и умений, а также ответственного подхода к выполнению задач, так как сопряжена с повышенной опасностью.

Перевозка газохимической продукции требует от компании, занимающейся транспортировкой опасных грузов, определенных знаний и умений, а также ответственного подхода к выполнению задач, так как сопряжена с повышенной опасностью.

Газохимические грузы (жидкие углеводороды, ШФЛУ,СПГ и тд)) способны вызвать угрозу для здоровья человека, сохранности имущества, а также могут нанести вред окружающей среде, их относят к категории опасных и особо опасных грузов.

Перевозка особо опасных грузов, должна осуществляться профессионалами, которые разработают безопасную схему доставки газохимической продукции .
Все работы должны производиться с соблюдением требований и правил.
При перевозке газохимической продукции необходимо использовать специальную систему маркировки, а также оформлять дополнительную документацию. газохимической продукция , как и химические грузы, перевозят при помощи специальных транспортных средств.

Рейс обязательно сопровождают карточки для расшифровки кода экстренных мер, а также аварийные карточки. На них указан порядок мероприятий для ликвидации инцидентов и аварий, а также их последствий.
Газохимические грузы разнообразны. Они обладают различными характеристиками и свойствами: могут быть неопасными, условно опасными и опасными, взрывчатыми, легковоспламеняющимися, неустойчивыми, ядовитыми, едкими и коррозионными. В Российской Федерации используют классификацию опасных грузов, по которой выделяется восемь классов химических веществ с высокой опасностью, куда входит газохимическая продукция.

Перевозка химии и доставка опасного груза по России осуществляются в соответствии со следующей классификацией:
• I класс — взрывчатые вещества, способные вызвать пожар с взрывчатым действием;
• II класс — газы (сжатые, сжиженные охлаждением, растворенные под давлением), среди которых могут быть невоспламеняющиеся, воспламеняющиеся ядовитые и химически неустойчивые газы;
• III класс — перевозка жидких грузов, легковоспламеняющиеся жидкости и смеси жидкостей;
• IV класс — легковоспламеняющиеся материалы и вещества (исключение составляют те химические продукты, которые классифицированы как взрывчатые);
• V класс — окисляющие вещества, органические пероксиды, которые могут самовоспламеняться;
• VI класс — вещества с ядовитыми, инфекционными свойствами; могут привести к гибели людей;
• VII класс — радиоактивные вещества;
• VIII класс — едкие, коррозионные вещества; могут послужить причиной кожных повреждений, поражения слизистых глаз, дыхательных путей и других неблагоприятных последствий.
В зависимости от свойств груза, к организации перевозки химии предъявляются определенные требования, основные из которых:
• задействование только тех специалистов, которые прошли обучение и имеют навыки работы с химическими грузами,
• наличие необходимых транспортных документов,
• использование специализированной транспортной техники,
• выбор оптимального маршрута,
• очистка резервуаров после разгрузки (по завершении каждого рейса).

Требования к водителям транспорта для химических грузов
К перевозке химических грузов (например, к таким, как перевозка амин) допускаются водители со стажем работы не менее трех лет (на транспортном средстве данной категории).
Перед каждым рейсом водители в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности и транспортировке конкретного химического груза. Их обучают действиям, которые необходимо предпринять при возможных инцидентах (ДТП, неисправность автомобиля, повреждение цистерны, утечка, возгорание груза и другие экстренные случаи).
Помимо водителей, в работе с химическим грузом участвует обслуживающий персонал: экспедиторы, охранники, дозиметристы, операторы разгрузочно-погрузочных работ и другие специалисты. Как и водители, все остальные сотрудники также должны пройти специальный инструктаж.

Необходимые транспортные документы
При транспортировке химического груза водитель должен иметь при себе следующие документы:
• свидетельство о допуске к перевозке химического груза,
• лицензионную карточку на автомобиль для перевозки опасных грузов с наличием отметки о классе химического груза,
• путевой лист с указанием маршрута грузоперевозки и отметкой о классе груза,
• товарно-транспортную накладную.
Водитель должен также иметь при себе контактные данные организации, осуществляющей перевозку, отправителя и получателя груза, а также дежурных частей ГИБДД, расположенных по маршруту движения.
У экспедиторов, охранников и других обслуживающих специалистов должно быть свидетельство, которое удостоверяет право на сопровождение негабаритных грузов, в данном случае, химического груза по конкретному маршруту.

Требования к транспортной технике
Для перевозки химии используют только специальную технику.

Перевозка жидких грузов (химических) осуществляется в особо прочных химических цистернах, внутренняя поверхность которых устойчива к неблагоприятному воздействию едких, окисляющих и коррозионных веществ.

Для легковоспламеняющихся грузов используют цистерны из материалов с теплоизолирующими свойствами. Многие вещества очень чувствительны к температурному режиму перевозки и при его изменении могут воспламениться.

Все цистерны оборудуются защитными клапанами для предотвращения пролива.

Топливный бак автомобиля для перевозки химических грузов должен быть удален от двигателя, аккумулятора и электропроводов. Бока и днище топливного бака, вспомогательное оборудование (например, трубопроводы для залива жидкого груза) должны иметь дополнительную защиту.

При транспортировке взрывчатых веществ используют транспортные средства, у которых выхлопная труба глушителя вынесена перед радиатором в сторону.
Кабина автомобиля для транспортировки химии изготавливается из огнепрочного материала. В дополнительное оснащение входят огнетушители, емкости с песком, специальные опознавательные знаки с маркировкой по классу опасности груза.
Транспортная техника для перевозки химии должна иметь не более одного прицепа или полуприцепа. Поэтому при доставке большой партии химического груза используется несколько автомобилей.

Выбор оптимального маршрута
При разработке маршрута сотрудники отдела транспортной логистики составляют несколько путей движения, из которых выбирается оптимальный.

Учитываются ограничения на проезд транспорта определенной грузоподъемности по тому или иному отрезку пути, опасные участки, возможные пробки и другие факторы, которые могут повлиять на продолжительность перевозки.

Очистка резервуаров после разгрузки химических веществ
По окончании рейса, после того как все разгрузочные работы будут выполнены, цистерна очищается от химического груза полностью.

Это необходимо для того, чтобы остатки опасных веществ не скапливались в цистерне и не контактировали с химическим грузом, который будет перевозиться в следующий раз.

1. Общие сведения

1.1. Наименование: конденсат газовый стабильный.

1.2. Синонимы: нет.

1.3. На английском языке: GAS CONDENSATE , STABLE .

1.4. Квалификация химического продукта: технический продукт.

1.6. Химическая группа: смесь углеводородов метанового, нафтенового и ароматического ряда.

1.7. Внешний вид: жидкость от бесцветного до соломенно-желтого цвета.

1.8. Запах: бензино-керосиновый.

1.9. Основная опасность: горючая жидкость.

1.10. Дополнительная опасность: токсичность.

2. Физические свойства

2.1. Относительная молекулярная масса от 90 до 200

2.2. Плотность, кг/м 3 696,0 — 820,0

2.3. Температура кипения, °С от 28 до 400

2.4. Температура затвердевания, °С от -60 до +9

2.5. Вязкость кинематическая, мм 2 /с 0,2 — 3,0

Вязкость динамическая, Па·с (0,2 — 3,0)·10 -4

2.6. Растворимость в воде, масс. % очень слабая

2.7. Парциальное давление паров в воздухе, при 20 °С, кПа 93,325

2.7.1. Давление насыщенного пара газового конденсата

по Рейду при 37,8 °С, кПа 102

2.8. Коэффициент объемного расширения, 1/к 1,32·10 -3

2.9. Плотность пара по отношению к воздуху 0,85 — 1,60

2.10. Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом·м 10 10 — 10 12

2.11. Термочувствительность: нетермочувствителен.

3. Химические характеристики

3.1. Отношение к воздуху: образует взрывоопасные смеси (см. п. 5.4 ).

3.3. Отношение к морской воде: см. п. 3.2 , возможно засорение продукта хлоридами морской воды, что снижает товарное качество груза.

3.4. Взаимодействие с классами химических веществ: возможна реакция с окислителями (минеральные кислоты, галогены), щелочами.

3.5. Взаимодействие с материалами конструкций: пригодны — стали, алюминий, медь, бронза, латунь, асбовинил, фторопласт, поливинилхлорид, полиформальдегид, резина на основе бутадиен-нитрильных каучуков; непригодны — полиэтилен, полипропилен, резины на основе натурального и бутадиен-стирольного каучуков.

3.6. Совместимость: несовместим с окислителями (минеральные кислоты, галогены), щелочами.

3.7. Устойчивость: устойчив при рекомендуемых условиях перевозки.

4. Технологические режимы перевозки

Перевозка газового конденсата может осуществляться на танкерах и химовозах III степени конструктивной защиты.

4.1. Перевозка в инертной среде: не требуется.

4.2. Ингибирование: не требуется.

4.3. Температурный режим: температура окружающей среды.

4.3.1. При температуре воздуха выше 25 °С следует производить охлаждение палубы забортной водой (орошение).

4.3.2. При температуре окружающего воздуха и забортной воды ниже 15 °С осуществлять подогрев груза при плюсовой температуре застывания газового конденсата.

4.4. Давление: атмосферное.

4.5. Подготовка наливного судна к погрузке газового конденсата должна осуществляться согласно требованиям Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота (РД 31.11.81.36-81).

4.6. Погрузка: запрещается производить налив газового конденсата свободно падающей струей.

4.7. Скорость налива: на первом этапе, пока не закроется днищевый набор, скорость движения груза в трубопроводе не должна превышать 1 м/с. Максимальная скорость движения конденсата по трубопроводу 12 м/с.

4.8. В период транспортировки груза необходимо вести контроль за состоянием груза в грузовом танке (температура, давление, уровень груза).

4.9. Во время погрузки для замера пустот в грузовых танках и отбора проб не должны использоваться ручные стальные рулетки, металлические пробоотборники, металлические замерные футштоки или подобные токопроводящие инструменты. Для этих целей могут использоваться только токонепроводящие ручные замерные инструменты. При этом они должны быть негигроскопичными.

4.10. После окончания погрузки замер груза или отбор проб с использованием электропроводящих приборов может быть произведен не раньше чем через 30 мин после окончания загрузки каждого танка, что дает возможность рассеяться накопившимся электрическим зарядам.

4.11. Для измерения уровня груза в танках рекомендуется применение стационарных бесконтактных уровнемеров.

4.12. В процессе погрузки отбираются пробы груза из трубопровода в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-80 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб».

4.13. В случае отсутствия на конце трубопровода автоматического пробоотборника пробы по окончании погрузки отбираются представителями грузоотправителя и судна из всех грузовых танков.

4.14. Отбор проб оформляется актом, в котором подробно указывается метод отбора проб, из каких танков отбирались пробы, какими печатями опечатаны, кому, какие и сколько проб вручено.

4.15. Печатью судна разрешается опечатывать только те пробы, которые отбирались с участием представителя судна.

5. Пожароопасность

5.1. Категория опасности по Правилам Регистра СССР 2

5.2. Температура вспышки, °С ниже 0

5.3. Температура самовоспламенения, °С выше 380

5.4.1. Нижний предел взрываемости (НПВ), % по объему 1,4

5.4.2. Верхний предел взрываемости (ВПВ), % по объему 8,0

5.5. Образование токсичных продуктов при сгорании: образуются SO 2 , СО, С O 2 .

5.6. Средства тушения пожара:

5.6.1. Рекомендуемые огнегасительные средства: при загорании небольших количеств использовать песок, кошму, пенные огнетушители. При развившихся пожарах применять воздушно-механическую пену низкой или средней кратности на основе пенообразователей типа ПО-1 или других пенообразователей одобренного типа.

5.7. Определение концентрации паров газового конденсата в воздушной среде производить универсальными переносными газоанализаторами типа УГ-2, ТГ-5 (ОСТ 51.65-80), ПГФ-2М-1-ИЗГУ4, ИВП-1.

6. Токсичность

6.1. Общая характеристика: пары газового конденсата оказывают вредное воздействие на центральную нервную систему.

6.2. Класс опасности (ГОСТ 12.1.005-76) 4

6.3. Предельно допустимая концентрация паров в воздухе

(ПДК) в пересчете на углерод, мг/м 3 300

ПДК, ррт (молекулярная масса 200) 37

6.4. Особенности повреждающего действия зависят от пути поступления:

6.4.1. При вдыхании: возникает ощущение жжения в горле, кашель, выделение мокроты. При действии высоких концентраций возможен токсический отек легких: нарастающая одышка, тахикардия, возможен кашель, кровохарканье, повышение температуры. Часто наблюдается очаговое воспаление легких.

6.4.2. При действии на кожу и слизистые оболочки: при воздействии на глаза — жжение, покраснение, слезотечение.

При действии на кожу — жжение, покраснение, шелушение, трещины кожных покровов.

6.4.3. При попадании в желудок: боли в области желудка, тошно та, рвота, возможна с примесью крови, жидкий стул. Одновременно развивается поражение нервной системы. Как правило, развивается воспаление легких.

6.5. Меры первой медицинской помощи: удалить пострадавшего из опасной зоны, проверить, есть ли дыхание.

6.5.1. Если имеется дыхание, снять загрязненную одежду и поместить в судовой лазарет, немедленно вызвать судового врача или, при его отсутствии на стоянке, скорую медицинскую помощь.

6.5.2. При остановке дыхания необходимо сделать искусственное дыхание «рот в рот», либо «рот в нос». При наличии любого аппарата для искусственного дыхания целесообразно им воспользоваться. Искусственное дыхание продолжать до восстановления собственного дыхания у пострадавшего или прибытия судового врача.

6.5.3. При воздействии на глаза: немедленно промыть слабой струей воды в течение 10 — 15 мин и обратиться к судовому врачу.

6.5.4. При воздействии на кожные покровы: немедленно промыть мыльным раствором, а затем чистой водой и осушить марлевыми салфетками.

6.5.5. При выраженных признаках поражения дыхательных путей и при существенном ингаляционном воздействии (высокие концентрации, значительная длительность действия): немедленно обратиться к судовому врачу.

6.5.6. При попадании в желудок: немедленно обратиться к судовому врачу или, при его отсутствии на стоянке, вызвать скорую медицинскую помощь.

6.6. Средства индивидуальной защиты:

6.6.3. Для производства работ по зачистке грузовых и топливных танков и цистерн от остатков нефтепродуктов в эксплуатации силами экипажа судна на наливных судах должна содержаться следующая защитная одежда из расчета обеспечения всех лиц, занятых на зачистных работах (приказ министра морского флота от 19 декабря 1980 г. № 266):

Костюм для нефтяников

Сапоги кожаные на кожаной подошве на латунных гвоздях

Основные правила перевозки жидких грузов

Наливные грузы — это жидкости и сжиженные газы. По суше наливные грузы перевозят железнодорожными цистернами, автоцистернами, в танк-контейнерах, в стандартных двадцатифутовых контейнерах при помощи флекситанков, в бункерных полувагонах.

  1. Особенности перевозки наливных грузов
  2. Документы
  3. Характеристики наливных грузов
  4. Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом
  5. Перевозка наливных грузов автомобильным транспортом
  6. Перевозка наливных грузов водным транспортом

Особенности перевозки наливных грузов

Между континентами огромные партии жидких нефтепродуктов перевозят танкеры, контейнера с жидкостями транспортируют контейнеровозы и лихтеры.

Такие грузы можно разделить на три группы по назначению:

  • Нефть и нефтепродукты;
  • Химические вещества;
  • Пищевые продукты.

Острого внимания требуют опасные жидкие вещества. Опасными называются грузы, которые при перевозке угрожают окружающей среде, жизни и здоровью людей. Эти грузы перевозят с особым контролем как со стороны перевозчика, так и со стороны властей. Перевозку опасных грузов регламентируют международные инструкции. Инструкции о работе с опасными грузами разработаны для каждого вида транспорта.

Документы

Список документов, которые потребуются для перевозки наливных грузов, больше обычного. Для предъявления жидкости к перевозке дополнительно потребуются:

  • На химические наливные грузы требуется паспорт безопасности вещества;
  • Пищевые грузы могут нуждаться в санитарно-гигиеническом, ветеринарном сертификате, сертификате соответствия санитарно-гигиеническим и экологическим нормам. Перед погрузкой пищевых грузов цистерны промывают, пропаривают и дезинфицируют.

Больше всего документов требуется для опасных наливных грузов. Перед погрузкой необходимо дать перевозчику инструкции с описанием груза, условий транспортировки и способов защиты в случае аварии. Эти данные есть в аварийных карточках опасных грузов (АК). АК можно найти по международному номеру груза ООН в Алфавитном указателе опасных грузов.

Перед перевозкой жидкого опасного груза отправителю заранее необходимо получить разрешение ОВД по месту регистрации. Транспортное средство должно быть освидетельствовано подразделением ГАИ МВД. Подразделение выдает свидетельство ДОПОГ и на транспортное средство, и на водителя. ДОПОГ является европейским международным соглашением о перевозке опасных грузов по автодорогам.

Характеристики наливных грузов

Выбор тары для перевозки наливного груза напрямую зависит от свойств жидкости. Грузоотправитель должен предоставить точную информацию о всех параметрах, которые могут повлиять на процесс перевозки.

От этого зависит подбор температурного оборудования на цистерне, ее материал, меры предосторожности при перевозке.

Плотностью называется количество массы вещества в единице объема. Зная плотность перевозимой жидкости, перевозчик рассчитывает допустимый уровень, на который можно заполнить цистерну. Если этот уровень превысить, то цистерна лопнет от увеличения объема груза при нагревании. Плотность определяют прибором денсиметром;

  • Вязкость или текучесть,

Вязкость груза нужно знать, чтобы правильно рассчитать время на погрузку и разгрузку цистерны: чем больше вязкость, тем большее количество времени понадобится. Слишком вязкий груз может нуждаться в нагреве при перегрузке;

Если нужно перевезти гудрон, битум или нефтяную смолу, то потребуются цистерны с контролем температуры, иначе груз застынет в пути. Гудрон застывает при температуре +45С, нефтяная смола +40С, а битум +28С;

Существует ряд грузов с большим уровнем содержания летучих веществ. За счет этого грузы испаряются в пути, теряя часть своей массы. Среди нефтепродуктов быстрее всего испаряется бензин: испаряемость в тысячу раз выше, чем испаряемость мазута или дизельного топлива. Чтобы сократить потери груза при испарении, применяют плавающую крышу. Она поднимается и опускается вместе с жидкостью, уменьшая площадь испарения и сокращая потери груза;

Чтобы знать, сколько времени и энергии необходимо для разогрева вязкой жидкости, нужно знать теплоемкость этой жидкости. Это значение показывает, сколько тепла и энергии нужно для подогрева жидкости на 1С;

Концентрация паров жидкости, при которой может произойти взрыв от открытого огня, искры или раскаленного предмета. Свойство взрывоопасности химических жидкостей выражается в температуре вспышки;

  • Температура вспышки,

Вещества с температурой вспышки менее +61 С относятся к легковоспламеняющимся. Существуют вещества с минусовой температурой вспышки, их относят к особо опасным жидкостям. К таким веществам относится бензин с температурой вспышки -43С;

  • Уровень электролизации,

Показывает, насколько груз способен накапливать статическое электричество. Имеет большое значение при организации работы трубопроводного транспорта, так как жидкость, двигающаяся по трубе, накапливает статическое электричество. Для предотвращения возникновения электрического разряда скорость перекачки наливных грузов ограничена. Например, нефтепродукты перекачивают со скоростью 12 км/ч и устанавливают требуемое заземление;

Кислоты и щелочи могут разъедать металл. Чтобы не портить стандартные цистерны, агрессивную химию перевозят в цистернах из нержавеющей стали с добавлением молибдена, либо в гуммированных цистернах. Внутренняя поверхность гуммированных цистерн покрыта мастикой из битумных смол, защищающей поверхность от разъедания;

Токсичные грузы и их пары опасны для человека. При аварии, в которой разлилась токсичная жидкость, в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей и окружающей среды. Такие вещества могут вызвать острые отравления с тяжелыми последствиями. Аварийно-восстановительные работы производят с соблюдением мер предосторожности, указанных в АК.

Часто пищевые жидкие грузы имеют способность окисляться. Например, молоко. По этой причине алюминиевые цистерны-молоковозы, которые изготавливали в СССР, позже заменили на цистерны из нержавеющей стали. Этот материал не подвергается окислению при контакте с пищевыми продуктами и служит намного дольше, чем цистерны из обычной стали.

Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом

На железнодорожном транспорте жидкие грузы можно перевозить двумя способами: в цистернах и бункерных полувагонах.
По данным журнала rzd-partner.ru на 2019 год парк цистерн в России составляет 254 тысяч единиц, что с избытком покрывает текущий объем перевозок.

Цистерны бывают четырехосные и восьмиосные. Между собой цистерны отличаются по типу перевозимой жидкости и её характеристикам. Для транспортировки скоропортящихся жидкостей цистерны оборудуют охлаждающим оборудованием. Для вязких, застывающих грузов используют цистерны с подогревающим, теплоизолирующим оборудованием.
Вещества с большим уровнем вязкости и быстрым застыванием, как у битума, перевозят в полувагонах бункерного типа. Это двух- и четырехосные платформы, на которых установлены самоопрокидывающиеся бункеры с двойными стенками и двухстворчатыми крышками. Их нельзя заполнять до краев – до кромок бортов не доливают 250 мм для предотвращения расплескивания груза. Для выгрузки бункерные полувагоны опрокидываются на бок при помощи пневматической системы выгрузки и груз выливается в приёмную яму.
Преимуществами железных дорог перед автомобильным транспортом можно назвать:

  • Безопасность. На железной дороге аварии происходят редко, по сравнению с автотранспортом;
  • Независимость от погодных условий.

Два этих фактора делают железнодорожный транспорт выгодным вариантом для перевозки крупных партий груза на дальние расстояния.

Перевозка наливных грузов автомобильным транспортом

По данным Росстат за 2018 год автомобильным транспортом перевезено 5404 миллионов тонн груза. Общий грузооборот по всем видам транспорта составил 8071 миллионов тонн, то есть доля автомобильного транспорта от всех грузовых перевозок составила 67%.

Для перевозки жидкости на автомобильном транспорте применяются:

    Автоцистерны. Как и железнодорожные, автомобильные цистерны различаются между собой по типу жидкости, для которой они предназначены. Разница между автоцистернами проявляется в наличии температурного режима и устройства его работы. Сандартная автоцистерна не имеет температурного режима. На жаре жидкость в ней быстро нагреется, а в минусовую температуру такую автоцистерну нельзя использовать, так как жидкий груз замерзнет. Для скоропортящихся жидкостей подходит изотерма. Изотерма — это автоцистерна, которая может сохранять температуру жидкости в течении суток. Но и после суток потери невелики: за каждые последующие сутки изотермитеская цистерна теряет от одного до трех градусов цельсия. Существует изотерма с паровой рубашкой. Как видно из названия, такая цистерна оборудована темпловым оборудованием, работающим за счет горячего пара. Есть автоцистерна, которая поддерживает нужную температуру на протяжении всего пути. Её температурный режим называется автономным подогревом.

Самым сложным типом автоцистерн являются цистерны ADR. Для из производства используют высокопрочную утолщенную сталь. Для нефтехимии такие цистерны оборудуют датчиками контроля, которые позволяют водителю в пути контролировать её состояние. Они делятся на девять классов, соответствующих классу опасности груза, под который цистерна изготовлена.

По сравнению с железнодорожным, автомобильный транспорт выигрывает в доставке от двери до двери. Далеко не во все регионы проложена железная дорога, часто автомобильный транспорт является единственной возможностью доставить наливной груз.

Перевозка наливных грузов водным транспортом

Классификация наливных грузов на море отличается от классификации, используемой на суше.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов «МАРПОЛ 73/78» делит наливные грузы следующим образом:

  • нефтепродукты;
  • опасные для акватории жидкости;
  • неопасные для акватории жидкости.

Наливные грузы, погруженные в танк-контейнеры или флекситанки, по морским путям перевозят на контейнеровозах. Крупнейшие контейнеровозы класса “Post-Triple E”, которые принадлежат компании CSCL, могут перевозить 21000 ед. 40 футовых контейнеров. Также контейнера можно перевозить на лихтеровозах, они меньше и маневреннее контейнеровозов. Таким судном можно доставлять грузы в необорудованные или мелководные порты.

По данным ассоциации морских торговых портов за 2019 год в Российских портах объем перевалки наливных грузов составил 464,2 млн. тонн, что на 23% процента больше, чем объем перевалки сухих грузов. Из этого числа 426 млн. тонн приходится на нефть и нефтепродукты (92%).

Такая доля нефтепродуктов в перевозке морским транспортом объясняется расположением нефтяных месторождений и дешевой себестоимостью перевозки.

Большие объемы наливных грузов перевозят танкеры.
Танкеры – грузовые самоходные суда. У них нет как такового грузового оборудования. Большую часть объема судна занимают отсеки, в которые заливается перевозимая жидкость. Современные танкеры изготавливаются с двойными стенками дна и бортов. Двойные стенки повышают прочность судна и уменьшают вероятность разлива груза. Первые танкеры не имели таких стен, однако позже, с вступлением в действие «МАРПОЛ 73/78» 2 октября 1973г, это требование стало обязательным для вновь изготовленных танкеров.

Существуют супертанкеры, которые перевозят за раз более 318 тысяч тонн – это 2 миллиона барреля нефти, а также многосекционные, которые могут перевозить за раз несколько видов груза, до шести одновременно. Эти танкеры поделены внутри на специальные отсеки, которые не позволяют грузами смешиваться.