Правила осмотра автомобиля перед покупкой

Купить автомобиль — и не пожалеть. Часть 4. Как осматривать кузов правильно

Продолжаем наш масштабный и подробный проект, раскрывающий все аспекты автомобильной сферы. Мы уже определились, как выбрать модель и модификацию автомобиля, поговорили, как отобрать объявления и как общаться с продавцом. Теперь самое интересное: как осматривать предложенный к продаже экземпляр и на что обращать внимание в первую очередь?

Наши предыдущие материалы

Самостоятельно или со специалистами?

Если вы сами прекрасно знаете, как проверять автомобиль перед покупкой, то дальше можете не читать — эта серия публикаций предназначена в первую очередь менее опытным автомобилистам. И для них однозначный совет: на конечном этапе автомобиль лучше показать специалистам, которые смогут дать квалифицированное заключение о состоянии кузова, двигателя, коробки передач и прочих систем авто, а также оценить стоимость требуемых ремонтных работ. Особенно это касается относительно «свежих» моделей 2000-х и тем более 2010-х, где стоимость ремонта оказывается куда выше, чем у «старичков» из ХХ века.

Каким мастерам доверить данные проверки? По части кузова, отдельных сложных агрегатов (например, роботизированной коробки или вариатора) это могут быть профильные специалисты, однако такой подход означает, что один автомобиль придется показывать на нескольких СТО, а это и время, и деньги, и терпение продавца. Выходом может быть СТО, которая может провести комплексную диагностику. Еще один совет — обращаться к мастерам, специализирующимся именно на данной марке автомобиля. Все хронические «болячки» моделей они знают хорошо, поэтому в силах быстро определить состояние автомобиля и оценить стоимость вложений в начальный период эксплуатации.

Но гнать на сервис каждый понравившийся автомобиль — это уж чересчур: вы просто впустую потратите много своего и чужого времени, да и диагностика тоже денег стоит. Часть машин можно отсеять при первичном осмотре. В идеале его лучше проводить вместе со знакомым механиком или просто опытным автомобилистом. Но отправляться на осмотр машины с целой ватагой друзей или своим семейством — так себе идея.

Подготовьтесь!

Как и в случае с телефонным разговором с продавцом, можно составить небольшую шпаргалку — своего рода чек-лист, который позволит не забыть все основные пункты проверки. Но об этом чуть ниже. Также советуем изучить слабые места модели, чтобы обратить на них внимание во время осмотра. Здесь источником информации могут служить наши публикации, а также отзывы реальных владельцев.

Будьте реалистом! Точно оценить состояние автомобиля без соответствующего опыта не получится, особенно если автомобиль готовили к продаже и «подмарафетили», устранив явные симптомы проблем и неисправностей. При этом работает правило: чем дороже автомобиль, тем качественнее «камуфляж». Свежие модели с дорогими в ремонте агрегатами могут пройти очень тщательную «предпродажную подготовку», поэтому выявить проблемные узлов могут разве что специалисты, к тому же со специальным оборудованием. С дешевыми старыми машинами никто так «заморачиваться» не будет, но и там будут работать методы устранения признаков неисправности, а не самой неисправности.

Еще один момент. Б/у автомобиль, тем более возрастной, не будет в идеале. Или же его стоимость будет соответствующей. После нескольких лет эксплуатации автомобиль вполне может иметь аварийное прошлое, крашеные элементы, изношенную обивку, покрытые ржавчиной детали подвески или выпускной системы. И здесь важно оценить, какие проблемы действительно серьезные, какие — нет, что потребует обязательного и дорогостоящего ремонта, а что в лучшем случае является поводом для торга.

И последнее. Договариваясь с продавцом о встрече, добейтесь того, чтобы осмотр машины проходил в подходящих условиях. Как минимум это хорошее освещение (можно даже искусственное), отсутствие осадков, в идеале — возможность загнать машина на эстакаду/»яму»/подъемник. А также достаточное время для осмотра и пробной поездки! Спешка здесь ни к чему.

Осмотр и оценка кузова

Но вот автомобиль перед вами. Что и как смотрим, на что обращаем внимание? Пройдемся по основным моментам, которые позволят получить общее представление о данном экземпляре.

Кузов осматриваем на предмет коррозии, возможного аварийного прошлого, покрасочных работ, геометрии. Мы уже говорили: найти подержанный автомобиль без перекрашенных элементов практически нереально, даже если не было аварий, наверняка приходилось удалять царапины и сколы. Поэтому крашеное крыло или бампер еще не повод отказываться от покупки.

Внешняя коррозия наружных элементов сама по себе не очень страшна, но если из-за таких локальных очагов придется «обливать» весь кузов, это выйдет недешево. Также важно, какая именно часть пострадала от коррозии. Например, убрать «жуки» под ветровым или задним стеклом непросто: чтобы все сделать по уму, нужно вырезать стекло. Ремонт крыши тоже обходится дорого.

Арки снаружи могут быть «живыми», но ведь там наружная и внутренняя части, которые стыкуются и завальцовываются. Если автомобиль делают на продажу, в порядок приводят только наружную часть арки. Но как бы хорошо она ни была сделана, ржа все равно полезет — и придется все переделывать.

Главное правило: никогда нельзя смотреть в лоб на деталь — ты так ничего не увидишь. Нужно присесть сбоку. При хорошем освещении станет видно все: блики, просадки ЛКП, неровность и плохая стыковка элементов. Неровность зазоров тоже может сказать о многом. Но все это лишь признаки того, что те или иные детали красились, снимались и ставились. При этом далеко не всегда можно установить, насколько сильно автомобиль пострадал в аварии.

Есть ряд признаков, по которым можно констатировать масштаб восстановительных работ и предполагать, чем они были вызваны. Если делалась крыша, то, скорее всего, на стойках будут видны просадки краски. Впрочем, их можно устранить при помощи полировки. А вот дверные проемы полировать сложно, соответственно скрыть, что они окрашены, трудно. Но если повреждения были локальные, проемы не красят. Если же их делали, значит, было что-то серьезное, например, были повреждены силовые элементы кузова, а это уже совсем плохо.

Намного страшнее коррозия, которая развивается изнутри: внешне все выглядит неплохо, а на самом деле металл гниет. Для старых машин актуальна коррозия силовых элементов, которые часто скрыты от глаз. Здесь обращаем внимание на состояние днища, порогов, лонжеронов, моторного щита, стаканов подвески.

Даже если нет никаких признаков покраски, имеет смысл осмотреть моторный отсек, поднять обшивки в багажнике, взглянуть на автомобиль снизу. Важно удостовериться, что нет деформации лонжеронов. Серьезно поврежденный лонжерон тянуть бесполезно, а вваривать другой, даже б/у, может быть дорого. Тем более если все делать по технологии.

Деформация силовых элементов говорит о серьезном ударе, от которого страдает геометрия кузова, — отсюда гуляющие зазоры, нарушенная соосность и невозможность вернуть углы установки колес в заводские значения. Кстати, именно поэтому перед покупкой автомобиля настоятельно рекомендуется проверить его на стенде развала-схождения. Эта операция обходится дешевле, нежели промер геометрии кузова. По расположению колес и углам их установки уже можно судить, есть ли проблема, а если да, то насколько она критична. При этом показания стенда лишь укажут на проблему, но с его помощью нельзя определить, возникла она по причине повреждения элементов подвески (рычагов, поворотных кулаков, амортизационных стоек) или собственно кузова. Здесь уже развала-схождения недостаточно — машину придется промерять.

Для проверки и восстановления геометрии кузова используется стенд, или стапель, на котором автомобиль жестко закрепляется с помощью специальных приспособлений. Сам промер осуществляется по контрольным точкам с помощью мерительной системы. Да, это стоит недешево, но все равно не сравнить с тем, во сколько может обойтись восстановление геометрии кузова.

Проверить геометрию кузова можно и в гараже при помощи все той же линейки. Просто данная операция займет больше времени. И вытянуть кузов без фирменного стапеля, с применением других средств, тоже возможно. Ведь результат в первую очередь зависит от знаний, опыта и точности исполнителей. Но если дошло до таких измерений — стоит ли вообще связываться с подобным экземпляром? Разве что это исключительный вариант в других отношениях.

Не поленитесь посмотреть торцы всех элементов: они должны быть ровными, без утолщений. Обратное говорит о том, что деталь «выводили» при помощи шпаклевки. Также об аварийном прошлом могут свидетельствовать «ремонтные» швы — они отличаются от заводских. Но опять же дело не в том, был ремонт или нет, а в том, насколько он был качественным. Если шов ровный, аккуратный, герметик лежит, то деталь прослужит достаточно долго.

Если на ЛКП есть трещины, это говорит о большом слое шпаклевки — и автоматически означает, что деталь не восстановлена, как положено, а вылеплена из шпакли, которая будет впоследствии лопаться.

Не нужно бояться крашеного автомобиля или кузовного ремонта — следует опасаться откровенной халтуры и дешевого восстановления. Но в любом случае «деланные» детали и гуляющие зазоры должны насторожить и стать поводом для хорошего торга. О дальнейших этапах проверки подержанного автомобиля расскажем в следующий раз.

ABW.BY

Подкрепившись «теорией», по традиции предлагаем перейти к «практике». В нашей базе более 65.000 объявлений о продаже авто — выбирайте, смотрите, покупайте!

На что обратить внимание перед покупкой машины: важные нюансы осмотра

Покупка автомобиля, даже нового из автосалона – это всегда лотерея, что уж говорить о вторичном рынке. Да, там можно найти авто в идеальном состоянии, но и нарваться на откровенно битую машину со множеством скрытых дефектов тоже реально.

Новое авто тоже может преподнести сюрприз, если, например, у него присутствует заводской брак или неуказанные производителем особенности. Зная, как правильно провести полную диагностику перед покупкой, эту лотерею можно свести к запланированному успеху.

Как и где оценить техническое состояние ТС?

Оценить состояние автомобиля, как нового, так и бывшего в эксплуатации, можно двумя способами: самостоятельно и прибегнув к помощи профессионалов. Но не тех, что «живут» в соседнем гараже и якобы разбираются абсолютно во всех моделях, а именно обратиться в фирму, специализирующуюся на диагностике и сервисе автомобилей.

Осматривать машину с рук самому

Даже если водитель и считает себя профессионалом, способным найти даже самый маленький изъян в автомобиле, редко кому удаётся увидеть абсолютно все неполадки и дефекты авто.

Это логично, ведь автослесарь, как правило, хорошо знает только то, чему учился всю жизнь. То есть, мастер по кузовным работам не может быть хорошим мотористом, а сам моторист – не очень хороший «жестянщик». Агрегатчик не очень разбирается в электрике, а электрик не сможет хорошо сделать ходовую часть.

Проведение ТО

Полное техническое обследование автомобиля, проводимое соответствующей фирмой, позволит выявить все дефекты покупки: скрытую коррозию, изношенные подшипники и шестерни, слабую компрессию, гнилые провода и так далее. Но такие услуги стоят денег.

Читайте также  Восстановление ПТС без собственника

Цена зависит от города, в котором работает фирма, модели и года выпуска автомобиля, комплекса услуг, и так далее. Например, в Москве, средняя цена за полную диагностику автомобиля может стоить от 3000 до 6000 рублей, в Екатеринбурге – от 2000 до 4000.

В любом случае прейскурант цен указан на сайте фирмы, с ним нужно ознакомиться заранее. Если у фирмы нет своего сайта, то к такой «конторе» лучше не обращаться.

Инструкция по самостоятельной проверке машины

Самостоятельная проверка автомобиля должна проводиться на свободной площадке с хорошим освещением в дневное время. Прямо на рынке хорошо осмотреть автомобиль не удастся. В гараже или боксе тоже не будет видно всех подробностей. Обязательно должна быть возможность завести двигатель и испытать авто в движении.

Оптимальным вариантом будет свободная от посторонних машин и людей площадка. День должен быть солнечным. Если продавец не может обеспечить осмотр в дневное время, то лучше вообще отказаться от покупки такого авто. То же нужно сделать, если хозяин машины не даёт возможности завести мотор и проехать на машине хотя бы несколько сотен метров.

На осмотр автомобиля нужно взять несколько предметов:

  1. Фонарик, чтобы суметь рассмотреть тёмные места, номера двигателя и кузова.
  2. Магнит, лучше не очень сильный, примерно такой, как на сувенирах на холодильник. Он поможет определить толщину шпатлёвки на кузове.
  3. Понадобится небольшое зеркальце для осмотра днища.
  4. Не помешает пара отвёрток – шлицевая и фигурная.

Визуальный оценка внешнего вида авто

Визуальный осмотр включает некоторые нюансы. Основные из них рассмотрены ниже.

  • ЛКП. Автомобиль изучается под очень острым углом, то есть для осмотра поверхности крыла и дверей нужно разместиться возле передней или задней фары. Так будут видны все мелкие вмятины и царапины.
  • Проверка кузова автомобиля перед покупкой. Кузов проверяется на предмет скрытой ржавчины. Пятна коррозии могут проступать неровностями прямо под краской, но чаще в пространстве колёсных арок или на днище.
  • Зазоры. Отдельно осматриваются зазоры. По ним можно определить, была ли машина в аварии. Если зазоры на дверях или между капотом и крыльями неравномерные, значит кузов подвергался деформации. Все зазоры должны быть не просто ровными, но и одинаковыми по ширине.
  • Лакокрасочное покрытие. Толщина лакокрасочного покрытия не должна превышать 200 мкм, по крайней мере, на заводе производитель накладывает краску именно таким слоем. Если толщина превышает 200 мкм, это означает, что автомобиль как минимум перекрашивался или побывал в аварии.

Обычно при показаниях 300 мкм можно сделать вывод, что на машине просто обновили краску, а при 1000 мкм делается вывод о наличии толстого слоя шпатлёвки. Сам толщиномер стоит примерно 3000-5000 руб, поэтому покупать его нецелесообразно. Но взять в аренду прибор вполне приемлемо – цена за такую услугу колеблется от 200 до 500 рублей в день.

Как проверить стекла?

По состоянию стёкол можно определить, был ли автомобиль в аварии, поэтому нужно обратить внимание на несколько аспектов. Для начала производится внешний осмотр. Если в ходе него обнаружены трещины, не имеющие начала, то есть, следы от попадания камня, это может говорить об ударе по корпусу.

Затем сверяются номера на заднем и переднем стекле, их различие будет означать замену стекла. Кроме того, о замене стекла может говорить состояние уплотнителя – на переднем и заднем стекле места соединения одинаковые. Если же они различаются, значит, стекло заменялось вручную.

Учитывая эти признаки, нужно узнать у хозяина авто причину замены. Если он затрудняется ответить или вообще скрыл факт замены, значит, он скрывает и саму аварию, в которой побывал автомобиль.

Как определить реальный пробег?

В идеале пробег автомобиля определяется по одометру. Но нечистые на руку продавцы могут «скрутить» показания прибора, таким образом омолодив машину. Чтобы не прогадать в цене и не переплатить за автомобиль, нужно обратить внимание на другие признаки большого пробега.

  1. Так, например, если педали сильно стёрты, то это означает как минимум 100000 км пробега. А если накладки на педали новые, то вы имеете дело с человеком, пытающимся любыми путями скрыть километраж пробега.
  2. Второй признак того, что машина прошла более 200000 км – очень потёртый тоннель водителя и покрытие торпедо. Его редко меняют, так как это очень дорого, так что оно у старого автомобиля сильно потёртое и в трещинах.
  3. Далее, состояние руля и сидений. Кожаное покрытие последних и стёртые пиктограммы на руле очевидно сообщают о длительной эксплуатации авто.
  4. Имеет смысл осмотреть кнопки на передней панели и ручки кулисы передач. Заменить их можно, но мало кто этим озадачивается. Так что старые потёртые пластмассовые части с головой выдают возраст автомобиля. И опять же, если они абсолютно новые, то это означает попытку замаскировать возраст, что тоже должно насторожить.

Все о покупке автомобиля с пробегом и о том, как найти подходящее ТС и правильно оформить документы, рассказано здесь, способы покупки машин с пробегом в салоне и в иных местах приведены тут.

Проверка подушек безопасности

Очень много полезного об истории автомобиля может рассказать тщательный осмотр салона. Особенно это касается подушек безопасности. Понятно, что наилучшим испытанием работоспособности подушек безопасности является имитация удара. Но это одноразовая проверка, а замена устройства может обойтись в десятки тысяч рублей.

Более глубокая проверка работоспособности подушки безопасности проводится с помощью тестера. В этом случае замеряется сопротивление пиропатрона при отлучённом аккумуляторе. Но и такой способ не может гарантировать стопроцентной уверенности в работоспособности подушки, так как мошенник мог установить в пиропатрон соответствующий резистор. Более точные измерения покажет бортовой компьютер.

Подкапотных элементов

Обязательно нужно осмотреть при покупке авто, как выглядят подкапотные узлы и устройства. Они могут многое сказать о состоянии автомобиля.

  • Проверка ДВС. Во-первых, двигатель осматривается на предмет подтёков масла и наличия пластиковой крышки на нём. Абсолютно чистый мотор – тоже признак того, что с ним не всё в порядке. Во-вторых, мотор нужно завести и послушать, насколько ровно он работает.
  • Проверка АКБ. Данный элемент также проверяется визуально – на корпусе не должно быть подтёков, царапин и вмятин. А вот работоспособность проверяется мультиметром и тем, насколько быстро заводится автомобиль, особенно в холодное время года.
  • Оценка КПП. Состояние коробки передач определяется по уровню и состоянию масла. У современного автомобиля обязательно есть щуп, на котором можно разглядеть состояние смазки. Если жидкость чёрная и с комками, значит КПП скоро сломается. Если она чистая и прозрачная, то всё в порядке.
  • Оценка системы зажигания. Качество работы системы зажигания определяется эмпирически, то есть для проверки необходимо завести автомобиль.

Неисправностей в данной системе автомобиля может быть несколько – сгорели свечи, повреждены высоковольтные провода, крышка или ротор распределителя, нарушен угол опережения зажигания, неисправен модуль электронного зажигания, сгорела высоковольтная катушка зажигания.

Ходовой части

Проверка ходовой части – это многоступенчатая операция, включающая в себя самые разные процедуры.

  1. Обязательно осматриваются амортизаторы, пружины и рычаги. На амортизаторах не должно быть подтёков, пружины и рычаги визуально целые.
  2. Затем проверяются шаровые опоры и рулевые наконечники – на последних не должно быть люфта при подёргивании за рычаг. Износ ступичных подшипников проверяют, вывесив колесо на домкрате. Если есть люфт, то подшипник стёрся и подлежит замене.
  3. Визуально осматриваются тормозные колодки, суппорта и сами опорные диски. Они не должны быть сильно потёртыми или иметь сколы.
  4. Проверяются все шланги тормозной системы на предмет протечки жидкости.

Подвески

Любой люфт означает сильный износ наконечников и уплотнителей. А работоспособность амортизаторов проверить можно, сильно надавив на капот машины. При нормальной работе данного узла перед машины после нажатия возвращается в исходное положение без покачиваний. Если капот после нажатия долго качается, то амортизаторы неисправны.

Технические способы определения проблем

Техническая проверка помогает выявить нерабочие элементы в подкапотном пространстве. Особенно важны генератор, аккумулятор и различные датчики.

  • Генератор. Данный агрегат проверяется с помощью мультиметра или более простого прибора – амперметра. В большинстве автомобилей есть встроенный штатный прибор, который и показывает уровень заряда аккумулятора, производимого генератором.
  • Аккумулятор. Проверяется этот элемент тоже с помощью амперметра или мультиметра. Уровень его заряда должен соответствовать установленным производителем нормам.
  • Датчики. Результат измерений любых датчиков отражается на приборной панели. Например, датчик давления масла, уровня топлива, температуры двигателя или заряд аккумулятора.

Если какие-либо данные не соответствуют нормам, то, скорее всего, проблема в датчике или агрегате.

Тест-драйв

Данная процедура позволяет оценить ходовые качества автомобиля и работоспособность большинства его систем. Опытный водитель только по тест-драйву способен определить посторонние шумы в двигателе, поломки в коробке передач или подвеске автомобиля.

Хорошая машина едет ровно, без посторонних стуков, двигатель работает исправно. Обязательно проверяются тормоза, машина должна останавливаться плавно, без заносов. Если это происходит, тормозная система работает неравномерно.

Использование сканера

У современных автомобилей есть бортовой компьютер. В профессиональной автомастерской обязательно есть сканер, подключаемый к компьютеру. Так мастер сможет проверить все системы автомобиля.

Как уже упоминалось, данная процедура стоит немаленьких денег. Но она того стоит, так как в процессе проверки выявляются поломки, в дальнейшим приводящие к более затратному ремонту.

В процессе осмотра автомобиля нельзя забывать о проверке документов. Обязательно нужно сверить номера на кузове и двигателе автомобиля – они должны совпадать с записями в техническом паспорте. Кроме того, следует проверить по базе данных дорожной инспекции историю изучаемого авто. Эта услуга сравнительно новая и не все знают о том, что она доступна совершенно бесплатно.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть видео о том, на что обратить внимание при покупке машины:

Порядок осмотра автомобиля перед покупкой: что важно знать, на что обратить внимание

Приобретение подержанной машины – это всегда риск, а поэтому осмотр перед покупкой должен быть тщательным и грамотным. Дело в том, что вы не знаете, что происходило с машиной, и как ее обслуживал предыдущий хозяин, а поэтому хороший внешний вид и слова продавца не являются показателем качества. Именно по этой причине диагностика автомобиля до его покупки играет важнейшую роль. На что нужно обращать особое внимание при осмотре машины? Это очень сложная тема, о которой можно говорить часами, но мы попытаемся выделить наиболее важные моменты.

В целом осмотр автомобиля перед приобретением должен включать в себя следующее:

  • проверка кузова;
  • проверка салона;
  • проверка технической части;
  • проверка документов.

Завершающей стадией осмотра должен быть тест-драйв. Если вы не уверены в своих знаниях, то лучше обратиться к услугам профессионала, который поможет вам за определенную суму.

Кузов

Внешнее состояние автомобиля может сообщить о многом, причем речь идет не только о состоянии лакокрасочного покрытия. Приобретая подержанную машину нужно понимать, что наличие сколов или царапин является нормальным явлением. При этом проводить оценку все же нужно.

Внимательно осмотрите боковую часть, начиная от задней фары. На машине не должно быть явных недостатков, больших зазоров или вмятин. Также необходимо оценить состояние капота, крыши и багажника. Как правило, даже качественный ремонт не позволяет восстановить состояние кузова до изначального состояния. Если вы обнаружили различия в покраске, то это может говорить о том, что была авария.

После внешнего осмотра обратите внимание на зазоры. Они должны быть одинаковыми. Если же вы наблюдаете обратную картину, то стоит задуматься о целесообразности покупки такой машины. Откройте и закройте все двери. Проблемы с закрытием могут свидетельствовать о том, что геометрия кузова нарушена. Конечно, идеальным вариантом будет проверка геометрии на стенде, однако такая возможность есть не всегда. Более того, за это придется дополнительно заплатить.

Для того чтобы получить максимально достоверную информацию, нужно воспользоваться толщиномером. Он позволяет измерить толщину краски по всему кузову и понять, красился он или же сохранился в заводском состоянии. Скорее всего, этого прибора у вас не окажется, а поэтому проводить осмотр придется в упрощенном варианте. Проверьте состояние краски на стыках или в других местах. Если на уплотнителях есть краска или заметны потеки, то это явный признак того, что машина перекрашивалась.

Не менее важным является осмотр усилителей и лонжеронов. Они должны быть ровными и цельными. Если на них есть явные следы деформации, то, скорее всего, автомобиль был в аварии. Наконец, осмотрите днище, пороги и другие невидные места. Наличие там коррозии также не является хорошим признаком. Если машина откровенно гнилая, то стоит поискать другой экземпляр.

Салон

Следующая часть осмотра является не менее важной. Она дает возможность понять, как хозяин относился к своему автомобилю, скручивался ли пробег и были ли аварии. Для начала посмотрите на педали. Их накладки не должны быть стертыми до металла или быть идеальными, особенно если машина проехала не одну тысячу километров. Осмотрите уровень потертости руля и сидений.

Важно! Руль не должен быть слишком потрепанным или гладким. Обязательно снимите чехол, если он мешает оценке состояния. Обивка сидений также может о многом сказать. Если она сильно износилась, а пробег у автомобиля заявлен небольшой, то нужно насторожиться.

Также можно посидеть на водительском и пассажирском кресле. Наличие явной продавленности у водительского сидения может говорить о большом пробеге, который давно перевалил за 100 тыс. км.

Обязательной является проверка работоспособности всех систем. Включите кондиционер, подогрев сидений, аудиосистему, стеклоподъемники и прочее. Все должно работать, а любая поломка может стать основанием для торга. Не стоит упускать ничего из виду, ведь ремонт любой мелочи может обойтись недешево. Не забудьте осмотреть подушки безопасности, если они есть. Накладки должны быть целыми и с ровными зазорами. Если вы обнаружили какие-то дефекты, то, скорее всего, они выстреливали. Панель приборов также должна быть хорошо закреплена. Если видны следы ее снятия, то возможно это делалось для скручивания пробега.

Техническая часть и тест-драйв

Проверить состояние двигателя и коробки передач довольно сложно, если человек не разбирается в этом. Однако это нужно сделать, когда вы покупаете подержанный авто. Для начала откройте капот и посмотрите, нет ли каких-то потеков жидкости. Если мотор идеально чистый, то необходимо немного поездить, а затем снова осмотреть силовой агрегат. Оцените места соединений, наличие трещин и т. д. Запуск двигателя должен осуществляться без затруднений, а его работа должна быть ровной и без посторонних звуков. Осмотрите радиатор на предмет целостности и загляните под двигатель. Там не должно быть потеков масла.

Далее нужно приступать к тест-драйву. Проверьте, как работает коробка передач. Все передачи должны включаться четко и без затруднений. Если на автомобиле установлен автомат, то при переключении не должно быть толчков. Наличие скрежета или других нехарактерных звуков является признаком разных неисправностей.

При движении нужно обратить внимание на различные характеристики. В первую очередь, нужно попытаться проехать по ровной поверхности. Автомобиль не должен уезжать в одну из сторон. Если же его тянет влево или вправо, то это говорит о проблемах с подвеской или геометрией кузова. Возможна и другая ситуация, когда машина едет прямо, но руль стоит криво. Это говорит о неисправности рулевой рейки из-за наезда на какое-то препятствие.

Проверяем состояние подвески. Она не должна издавать странных звуков, стуков или дребезжания. Если же посторонние звуки возникают, то это говорит о неисправности. Разгонитесь до высокой скорости, а затем резко нажмите на тормоз, при этом авто не должно сильно наклоняться вперед. Также попытайтесь сделать несколько резких поворотов. Если машина сильно кренится, то имеет место усталость амортизаторов. При торможении не должно быть каких-либо вибраций на руле.

Проверка документов

Техническая часть и кузов – это лишь полдела. Если с ними все в порядке, то вы нашли хороший экземпляр. Однако не стоит спешить отдавать деньги, ведь необходимо проверить бумаги на автомобиль. В первую очередь, попросите владельца машины дать вам ПТС. В паспорте содержится основная информация об автомобиле: год выпуска, цвет, ВИН-код и прочее. Также там указаны сведения о собственнике, а делается он в печатном варианте. На этом документе не должно быть пометок от руки.

Паспорт ТС должен быть выполнен на специальном бланке и иметь голограммы и другие защитные знаки, подтверждающие его подлинность. Все обозначения и текст должны быть легко читаемы. Обратная сторона должна иметь голограмму, которая меняет свой цвет на свете. Сравните номера и другие характеристики машины в ПТС и по факту.

Итак, проверяя документы, нужно обратить внимание на следующую информацию:

  • год выпуска;
  • ВИН-код;
  • номер мотора;
  • номер рамы;
  • номер кузова.

Год выпуска довольно часто указывается на ремнях безопасности или стеклах. Если он отличается от документов, то детали были заменены. ВИН-код есть практически на всех автомобилях. Что касается номера рамы, то он есть только на некоторых внедорожниках. Номер кузова размещается под сидением или капотом. Все цифры должны быть четкими и легко читаемыми. Наличие ржавчины или следов изменения может свидетельствовать о том, что номер был изменен, а это уже опасно, ведь такая машина может не пройти проверку в ГИБДД. Если у владельца сохранилась сервисная книжка, и он обслуживал машину на официальной СТО, то это находка. Такие экземпляры встречаются редко, поскольку обслуживание и ремонт у официалов стоит довольно дорого. Не забудьте проверить автомобиль по различным базам на предмет угонов или ограничений.

Грамотная покупка б/у авто. Пошаговая инструкция

По статистике, в прошлом году заключение ДКП на вторичном авторынке выросло на 10%. К сожалению, число мошенников также прогрессирует. В лучшем случае – покупатель получает проблемное авто, требующее немалых вложений, в худшем – остаётся без машины и без денег. Разберёмся, как правильно совершить подбор автомобиля.

Шаг 1. Выбор автомобиля

Каждый автолюбитель должен решить цель использования машины:

  • Универсал идеален для перевозки габаритного багажа – возможна трансформация задней части кузова. В такой модели объединены пассажирский салон с багажным отделением, продлена крыша до заднего габарита, в задней стенке кузова находится дополнительная дверь;
  • Седан – превосходный вариант для загородных поездок. Просторный салон, багажник структурно отделён;
  • Хэтчбек – компактен, в задней стенке кузова находится дополнительная дверь, укорочен задний свес. Идеален для поездок в черте города.

Также перед покупкой следует учесть иные характеристики, к примеру, тип привода. Полноприводные машины – идеальный транспорт для бездорожья. Они самые устойчивые, однако и стоят недешево. Задний привод подойдет любителям большой скорости. С помощью RWD можно контролировать машину при заносе. Переднеприводные «бегунки» сегодня наиболее востребованы. Актуальность вызвана невысокой ценой и простотой эксплуатации.

Определяемся с типом трансмиссии. Несмотря на то, что «механика» при покупке обойдется дешевле, у неё много преимуществ. К примеру, обладает высокой динамикой разгона, топливной экономичностью, простотой конструкции. При помощи «механики» водитель полностью контролирует процесс езды. Обслуживание МКПП не требует дефицитных сопутствующих материалов, как и частого вмешательства. АКПП обладает пассивной безопасностью, комфортностью движения, меньше изнашивается мотор. Коробка «автомат» пользуется популярностью среди водителей прекрасной половины.

Следующий момент – объём двигателя. Размер транспортного налога, расход топлива, динамика разгона напрямую зависят от того, что находится под капотом. Загрузить машину «по полной» позволяют более мощные варианты мотора. С помощью калькулятора прикиньте, какой вариант станет компромиссным между затратами и удовольствием от вождения.

Шаг 2. Сравниваем варианты

После того как вы определились с маркой, моделью и основными характеристиками б/у авто, переходим к поиску возможных вариантов. Сегодня не обязательно выходить из дома и колесить по всем авторынкам в округе, достаточно посетить специализированные сайты: drom.ru, avto.ru, avito и другие. Полезную информацию также можно найти на многочисленных форумах автолюбителей, сайтах-отзовиках. Благодаря онлайн-ресурсам можно выделить для себя плюсы и минусы выбранной модели.

Опытные водители охотно делятся советами автоподбора:

  • Конкретизируйте запрос в поиске, не распыляйтесь на множество схожих параметров;
  • Исключите самые дешевые машины. Низкая цена – это способ привлечь покупателя;
  • Обязательно сравните возраст авто с указанным пробегом;
  • Проанализируйте категорию ТС. Отбросьте варианты, которые часто встречаются в такси;
  • Изучите фото и описания авто. Обратите внимание на снимки салона, сравните старые элементы и замененные недавно. Время года – как долго машина продаётся или по какой причине она не продаётся (если снимки не соответствуют времени года);
  • Не выкладывайте все до копейки, оставьте примерно 15% бюджета. Примерно столько потребуется для первичных вложений в подержанную машину – химчистка, полировка, гаечки, втулочки, дворники, пыльники, новая резина.

Итак, выбор достойного варианта состоялся. Переходим к звонку продавцу и дальнейшей детальной проверке ТС.

Шаг 3. Проверка автоистории

Покупка авто на вторичном рынке – дело не только хлопотное, но и опасное. Созваниваемся с продавцом, выясняем необходимые сведения. Владельцы подержанных автомобилей с чистой автоисторией охотно диктуют госномер либо VIN покупателю. Далее заходим на сервис «Автопроверка» и проверяем юридическую чистоту машины.

Полный отчет содержит главные сведения об авто:

  • Наличие обременений (лизинг, кредит, залог);
  • Участие в ДТП;
  • Сведения об угоне, розыске;
  • Использование в такси;
  • Пройденный километраж;
  • Число владельцев;
  • Таможенная история;
  • Наличие договора страхования.

Кроме того, с помощью отчета станут известны данные о статусе владельца, тех. осмотра, история штрафов, калькуляция для проведения ремонтно-восстановительных работ. Полученные данные помогут узнать пробег авто, его среднерыночную стоимость. Сравниваем информацию со словами продавца, отсеиваем недостойные варианты. Согласитесь, какая разница насколько живой кузов, идеальное состояние салона и движка, если машина в розыске?

Шаг 4. Общение с продавцом

Следующий этап – разговор по телефону с продавцом. Будьте готовы к тому, что на вопросы ответит не хозяин машины, а перекупщик или какой-то мелкий автосалон. Вариант с посредниками сразу отбрасываем, так как перекупщики приобретают ТС дешево, а пытаются продать по заоблачной цене.

Разговор с владельцем подержанной машины проводим в позитивном ключе. Следовательно, человек будет более заинтересован в разговоре, и вы получите больше сведений о «железном коне».

Что спросить у владельца:

  • Случаи ДТП, их последствия?
  • Какой реальный автопробег?
  • Число бывших владельцев?
  • Наличие ареста или залога?
  • Обслуживалось ли авто у ОД?

Попробуйте аккуратно расспросить продавца о предстоящих вложениях, вплоть до капремонта. Если хозяин уверяет, что машина не бита, не крашена, ДТП не было, а сведения «Автопроверки» говорят об обратном, то можно намекнуть, что вы располагаете совершенно другими данными. Далее ход развития событий предусматривает два варианта: либо продавец прекратит разговор и положит трубку, либо сделает скидку при покупке.

Шаг 5. Проверка технических параметров

При покупке подержанного ТС проверка технического состояния – один из наиболее важных этапов. От него напрямую зависит сумма дальнейших капиталовложений, поэтому надо подготовиться заранее.

При осмотре соблюдайте следующие шаги:

  • Осмотрите машину со всех сторон;
  • Обсудите те недостатки, которые увидели, но не обсуждались в телефонном разговоре;
  • Заведите авто. Принюхайтесь к запахам в салоне. Далее проследите за цветом выхлопного газа;
  • Обратите внимание на состояние шин;
  • Проверьте работоспособность внешней электрики;
  • Загляните под капот и оцените «сердце» машины – работу на холостом ходу, уровень масла, посторонние звуки, проверьте мотор на герметичность, состояние приводных ремней. Допускается запыленный внешний вид двигателя, так как мытьё не рекомендуется. Масляных потёков также быть не должно;
  • Посмотрите на следы коррозии;
  • Уточните, при каких обстоятельствах производилась покраска;
  • Менялись ли элементы кузова.

Шаг 6. Договариваемся о цене.

Для большинства покупателей б/у автотранспорта основополагающим фактором для приобретения является цена. Перед покупкой торговаться можно и нужно, так как в положительном исходе сделки заинтересованы обе стороны.

Чтобы торг состоялся удачно, в разговоре с продавцом обратите внимание на следующие моменты:

  • Неисправности, требующие дополнительных вложений;
  • Внешние недостатки – отсутствие дворника, значка производителя и т.п.;
  • Внутренние изъяны – дефекты на обивке, грязный салон.

Поводом для снижения цены послужит отсутствие у владельца второго комплекта ключей. Уточните, входит ли в общую стоимость зимний комплект резины, акустика, прочие приятные дополнения.

Шаг 7. Оформление документов

Если вы хотите узнать всю правду о техническом состоянии ТС, для этого существует выездная диагностика «Автопроверки». В заявке достаточно указать удобное время и место. Эксперт проконсультирует о техническом состоянии авто, юридической чистоте, предоставит рекомендации к покупке либо отказу, возможен торг с продавцом.

Предыдущие шаги проделаны успешно, решение купить машину стало твёрдым – приступаем к оформлению документов. Сегодня алгоритм покупки значительно упростился, нежели 10 лет назад. ДКП заключается между продавцом и покупателем без нотариального подтверждения сделки. Бланки договора заполняются сразу в трёх экземплярах с указанием номера договора, даты и места его составления. В договоре указывают паспортные данные обеих сторон, стоимость приобретение авто, его основные характеристики. Далее покупатель, он же новый владелец, вносит изменения в ПТС. Также на протяжении 10 дней должен зарегистрировать ТС в ГИБДД. Печать, подтверждающая заключение договора, не требуется.

Шаг 8. Мечта сбылась – что делать дальше?

Таким вопросом задаются автолюбители, которые совершили покупку впервые. Если рассмотреть процедуру детально, она стандартная и несложная. Основной пункт, о котором следует помнить – на протяжении 10 дней необходимо зарегистрировать ТС в ГИБДД. В течение этого срока после сделки новый владелец обязан приобрести полис ОСАГО. Этот пункт не терпит отлагательств, так как при случившемся ДТП вина полностью ложится на вас. Составить договор обязательного страхования можно только по факту действующей диагностической карты. В случае её отсутствия – придется проходить техосмотр.

Далее выполняем следующие процедуры. Они доступны в любом автосервисе:

  • Поменять масло;
  • Заменить антифриз;
  • Слить тормозную жидкость и залить новую;
  • Заменить воздушные фильтры;
  • Сбалансировать колеса;
  • Заменить ремень ГРМ;
  • При необходимости поменять резину.

В первый месяц «привыкайте» к машине постепенно на небольших расстояниях, не стоит планировать дальние поездки. Вышеперечисленные мероприятия потребуют от владельца определённых затрат. Однако их проведение снижает риски возникновения ДТП по техническим причинам, и дальнейшая эксплуатация авто не вызовет проблем.

Техническая проверка авто перед покупкой: пошаговая инструкция для самостоятельной диагностики

Покажите продавцу, что вы кое-что понимаете в автомобилях, и обмануть вас будет непросто. Запоминайте, на что и как смотреть.

Покупая машину с пробегом, нужно смотреть во все глаза и слушать во все уши. Кое-что можно определить даже просто взглядом, для чего-то потребуются приборы, а некоторые моменты доступны только с помощью профессионального оборудования на СТО.

Внешний осмотр автомобиля

Первое, что можно оценить «невооружённым глазом» — это лакокрасочное покрытие. Присядьте возле машины и посмотрите на отражение на её боку: если оно неравномерное, с изломами, как кривое «зеркало», значит, машину перекрасили.

Поищите очаги коррозии. Самые частые места: низ дверей, пороги, дренажные участки.

Посмотрите на состояние покрышек: насколько они стёрты и равномерно ли, или один край изношен сильнее.

Если на лобовом стекле заметили трещину, а места удара в стекло нет — то это очень тревожный признак. Откройте и закройте двери, багажник, капот. Если геометрия кузова не в порядке, то это не получится легко и мягко. Сравните стыки и зазоры между открывающимися элементами и основной частью кузова — они одинаковые и ровные?

Общий вид может не дать результата — наверняка хозяин почистил салон и даже начернил коврики. Попытайтесь определить: срабатывали ли подушки безопасности? Если обивка кресел не родная, лобовое стекло меняли, а цвет заглушек отличается от цвета салона, то, скорее всего, срабатывание подушек было.

Смотрим под капот

Мотор со следами протечек, с деформированным корпусом и без пластиковой крышки, если она должна быть в комплектации — явно пострадал после ДТП. Идеально чистый мотор тоже повод забраковать машину — здесь явно что-то скрывают.

АКБ с грязными контактами и окислившимися клеммами будет работать плохо. Если на корпусе есть вмятины и трещины, возможно, что вытекает электролит.

Найдите под капотом щуп для масла и проверьте цвет жидкости: он должен быть светлым, без полос. И никаких сгустков. Чем масло темнее и мутнее, тем дольше его не меняли, и скорее всего ушатали двигатель. Критически низкий уровень масла тоже говорит о плохом отношении к машине.

Слушаем

Попросите хозяина завести машину.

Если запуск произошёл легко, мотор работает ровно, без подгазовок и не «проваливается», то это хорошо. Тарахтеть может дизель, но бензиновый двигатель не должен издавать каких-то лишних звуков.

Если машина «живёт» на холоде, но завелась без проблем, значит АКБ в порядке. В противном случае аккумулятор придётся менять или разбираться, почему он не «вывозит».

Ровно ли работают цилиндры? В системе зажигания явно есть проблемы, если мотор перегревается, а расход топлива растёт. На это укажут хлопки и чёрный дым из выхлопной трубы.

Приложим руки

Покрутите руль: при повороте рейка без дефектов не будет издавать подозрительных звуков и проваливаться в люфт.

Покачайте машину — долго продолжает «кивать»? Похоже, амортизаторы в хлам. Проседание машины и потёки масла на амортизаторах подтвердят эту догадку. Если движения автомобиля похожи на качание маятника, значит подшипникам пора на свалку.

Применяем подручные средства и приборы

Обычный магнит поможет найти «перекрасы» — там, где они есть, слой затирки и ЛКП будет толще, поэтому магнит не прилипнет.

Дедовский способ это хорошо, но микрометр — точнее и надёжней. Его нужно просто прикладывать к кузову на разных участках и сравнивать показания на экране. Нормативную толщину ЛКП для данной модели нужно узнать заранее — в интернете всё есть.

Мультиметр потребуется, если собираетесь проверить аккумулятор, а также генератор, питающий АКБ. Напряжение на уровне 12,5 Вольт генератор должен показывать при заглушенном моторе, а при запуске — уже 13,8 Вольт. Может до 14,8 Вольт. Дайте нагрузку: свет, обогрев, кондиционер — напряжение может снизиться всего на 0,3-0,8 Вольт. Неисправный генератор — это внезапная остановка посреди дороги, так что не пропускаем этот пункт осмотра.

Тот же мультиметр, а ещё омметр помогут проверить разные датчики.

Важно убедиться, что нормально работает датчик температуры. Особенно если мотор часто перегревается и теряет в управлении, а расход топлива пугает.

Датчик дроссельной заслонки нужно протестировать обязательно, если есть претензии к работе двигателя: резкие скачки при росте оборотов или дёргание на холостом ходу.

Проверка в движении

Без тест-драйва автомобиля техническая проверка не будет считаться завершённой. Если хозяин не даёт вам сесть за руль — пусть ведёт сам, а вы садитесь рядом и наблюдайте.

Машина должна сделать несколько разворотов, разгонов и торможений и преодолеть какие-то неровности на дороге, например, кочки или лежачего полицейского. Если на лице водителя всё это отдаётся болью и переживаниями, — он явно опасается, что машина не выдержит такие испытания.

При закрытых окнах и выключенной музыке можно услышать все тревожные звуки, которых быть не должно:

  1. Хруст, лязгание и непонятные шумы при повороте колёс;
  2. То же самое — при работе насоса;
  3. Стук рулевой рейки.

Смотрите, как крутится руль: с усилием или слишком легко, заедает или выбрасывает люфт, нет ли вибрации при повороте. Если руль стоит строго прямо, а машину уводит в сторону — есть о чём волноваться.

Все эти проверочные действия вы можете выполнить самостоятельно, а многие из них даже «голыми руками». Запомните последовательность и «чекайте». Можно потренироваться на машинах своих знакомых и приобрести некоторый опыт.

При покупке автомобиля с пробегом хорошо бы ещё обратиться к профессионалам на СТО: у них есть специальное оборудование и возможность провести более глубокую экспертизу. Также не забудьте про юридическую проверку ТС. Но это уже отдельная тема.