Правила обгона трамвая

Правила обгона трамвая

Обгон является одним из наиболее опасных маневров, которые совершаются автомототранспортными средствами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Для увеличения уровня безопасности разработаны и введены единые правила движения и маневрирования, которые утверждены Постановлением Правительства №1090.

Можно ли обогнать трамвай в соответствии с действующей редакцией ПДД и если можно, то как правильно это сделать, читайте далее.

Как правильно обгонять трамвай

Прежде чем приступать к подробному рассмотрению правил обгона трамвая следует разобраться, что такое обгон и при каких обстоятельствах запрещается выполнение данного маневра.

Итак, в соответствии с пунктом 1.2 ПДД (Правил движения) обгоном называется опережение одного (или нескольких) транспортных средств с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и последующим возвращением в ранее занимаемый ряд.

Исходя из данного определения получается, что обгон совершается по следующей схеме:

  • водитель авто, который намерен совершить обгон после определения возможности совершения такого маневра обязан включить указатель левого поворота для предупреждения остальных участников движения о предполагаемом маневрировании;
  • далее производится перестроение автомашины на полосу встречного направления и осуществляется опережение впереди идущего транспорта;
  • после опережения водитель автомашины, который совершает обгон, показывает сигналом правого поворота обратное перестроение и только после этого производит маневр возвращения на «свою» полосу для продолжения движения.

Если объезд автомототранспорта производится без выезда на встречную полосу, то такой маневр называется опережением.

В соответствии с правилами понятие обгона не подразделяется на обгон рельсовых и безрельсовых транспортных средств а, следовательно, совершается по одним правилам, которые указаны в статье 11 ПДД.

По пункту 11.1 перед совершением обгона водитель обязан убедиться:

  • в наличии свободного места на полосе встречного направления, достаточного для совершения безопасного обгона;
  • в возможности беспрепятственного возвращения на ранее занимаемую полосу движения.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 11.2 обгон не разрешается выполнять, если:

  • в процессе маневрирования будут созданы помехи другому транспорту;
  • транспортное средство, движущееся сзади, выполняет обгон;
  • транспортное средство, движущееся спереди, подает сигнал левого поворота или так же приступило к выполнению обгона.

В соответствии с пунктом 11.4 ПДД выполнять обгон запрещается на следующих участках проезжей части:

  • на перекрестках, являющихся регулируемыми;
  • на перекрестках, являющихся нерегулируемыми, если движение автомашины происходит по второстепенной дороге;
  • на пешеходных переходах;
  • на мостах;
  • на железнодорожных переездах;
  • на участке в 100 м до пересечения с железнодорожными путями;
  • в тоннелях;
  • на путепроводах;
  • на опасных участках дороги;
  • на участках с недостаточной видимостью;
  • в конце подъема;
  • на эстакадах;
  • под мостами, эстакадами, путепроводами.

Обгон так же запрещается:

  • при наличии на проезжей части сплошной линии разметки (двойной сплошной линии);
  • при наличии знаков, запрещающих выполнение данного маневра.

Определившись с общими правилами выполнения обгона, разберем наиболее частный случаи обгона рельсового транспорта, то есть трамвая.

Про обгон на опасном повороте читайте здесь.

По встречной полосе

Обгон трамвая в соответствии с правилами должен производиться так:

  • включение указателя левого поворота;
  • пересечение трамвайных путей для выезда на полосу встречного направления;
  • опережение трамвая;
  • возврат на свою полосу движения.

Разрешается ли выполнить такой маневр? Разберемся по правилам:

  • в соответствии с пунктом 9.6 водитель автомобиля может пересекать трамвайные пути вне перекрестка, если они расположены на одном уровне с проезжей частью, то есть перестроение на полосу встречного движения через трамвайные пути допускается правилами;
  • если на проезжей части в зоне выполнения маневра не установлено запрещающих знаков и отсутствуют линии разметки (как на представленном рисунке), то маневр разрешается, то есть выполнить обгон можно;
  • при обстоятельствах, указанных на рисунке автомашина, выполняющая обгон, не находится ни на одном участке дороги, в которых данное маневрирование запрещено по пункту 11.4, что дополнительно указывает на возможность обгона;
  • водитель автомобиля не создает помех никаких участникам движения (трамваю, встречным и попутным автомобилям и так далее).

Таким образом, выполнение обгона по встречной полосе через трамвайные пути прямо правилами не запрещается, то есть данный маневр допустим.

Однако следует помнить, что опасная езда (в данной ситуации возможность столкновения с трамваями при неправильной оценке дорожной ситуации) может привести к ДТП и негативным последствиям.

Справа

Возможет ли обгон трамвая с правой стороны? По правилам движения обгоном считается только то опережение, которое производится с выездом на встречную полосу движения.

На территории Российской Федерации движение по автомобильным дорогам правостороннее (автомобиль двигается с правой стороны, а водительское сидение располагается слева).

Данный фактор приводит к тому, что полоса встречного направления располагается слева от водителя, то есть исходя из определения «обгона» выполнить такой маневр с правой стороны невозможно.

Маневрирование справа будет считаться опережением, которое можно выполнять при любых условиях за исключением пешеходного перехода, перед которым снизило скорость или полностью остановилось иное транспортное средство (пункт 14.2).

Слева

Обгон трамвая с левой стороны (возможность и правила совершения данного маневра) подробно рассмотрены ранее в пункте «Обгон по встречной полосе».

На остановке

Можно ли обогнать трамвай, который остановился на остановке?
В соответствии с пунктом 14.6 ПДД водитель автомототранспорта обязан остановиться и пропустить всех пассажиров, которые пересекают проезжую часть для посадки/высадки в трамвай.

То есть данным пунктом запрещается движение автомобильного транспорта до тех пор, пока двери трамвая открыты.

Таким образом, обгон остановившегося на остановке трамвая запрещается. За подобное нарушение будет наложено административное наказание в соответствии с КоАП.

Можно ли совершить обгон, если трамвай высадил всех пассажиров и стоит на остановке по неопределенной причине?

Такая ситуация трактуется правилами двояко:

  • с одной стороны при открытых дверях попутное движение автотранспорта запрещено;
  • с другой стороны трамвай, который стоит без каких-либо действий можно расценивать как препятствие, образовавшееся на пути дальнейшего следования автомобильного транспорта.

В этой ситуации обгон трамвая возможен. Однако в судебных органах придется доказывать, что остановившийся трамвай действительно стал препятствием.

В качестве доказательств можно использовать фото и видео записи, а так же показания водителя рельсового транспорта.

С выездом на трамвайный путь

Можно совершить обгон на трамвайных путях встречного направления без выезда на автодорогу? Нет! Движение автомобильного транспорта по трамвайным путям встречного направления запрещается при любых обстоятельствах (пункт 9.6 ПДД).

Выезд на трамвайные пути встречного направления возможен исключительно для выполнения таких маневров, как разворот, поворот налево и в некоторых ситуациях обгон.

Наказание для водителей

За несоблюдение установленных Правил движения водители автомототранспортных средств привлекаются к административной ответственности, которая определяется в соответствии со статьей 12 Административного Кодекса (КоАП).

Штраф за обгон трамвая по встречным путям или полосе встречного движения с нарушением установленных правил по статье 12.15 Административного Кодекса составляет 5 000 рублей.

Если действия водителя при выполнении маневра «обгон» привели к созданию помех иных участникам дорожного движения, в том числе и трамваям или аварийной ситуации, то вместо штрафа водитель может быть лишен прав на управление автомототранспортом на период от 4 до 6 месяцев (статья 12.15 КоАП).

Следует помнить, что наказание в виде лишения прав не может быть вынесено сотрудником ГИБДД.

Такой вид наказания назначается исключительно судебными органами на основании постановления о правонарушении, составленного инспектором патрульной службы или полученного с камер фото и видео фиксации правонарушений, которые массово установлены вдоль проезжей части.

Читайте также  Загрузка фуры без перегруза

За повторное совершение нарушения срок лишения водительского удостоверения может быть увеличен до 12 месяцев. Однако такой вид наказания возможен только при личном обнаружении повторного правонарушения сотрудников Госавтоинспекции.

Если нарушение повторно зафиксировано специальной аппаратурой (камерами), то наказание в виде лишения прав будет заменено на административный штраф, сумма которого так же составит 5 000 рублей.

Таким образом, Правилами движения прямо не запрещается выполнение такого маневра, как обгон трамвая.

Но при любом маневрировании, в том числе и обгоне важно помнить, что излишняя самоуверенность водителя, некорректная оценка дорожной обстановки, неправильное определение ситуации на проезжей части могут привести к дорожной аварии, в которой пострадает не только техника, но и люди.

Про обгон и встречный разъезд смотрите на странице.

Можно ли выполнять обгон на переезде без шлагбаума, узнайте из этой информации.

Видео: Поворот через трамвайные пути

Обгон трамвая по встречным путям

Обгон – это опасный маневр, который достаточно часто выполняется водителями. Поэтому, он четко регламентируется правилами дорожного движения, где указано, в каких ситуациях такое действие можно выполнять, а в каких это строго запрещено. И одним из моментов, вызывающих многочисленные вопросы, становится обгон по встречным трамвайным путям. Можно ли осуществить такой маневр и наказывается ли он в соответствии с ПДД? Как правильно опередить трамвай?

Основные определения по рассматриваемой теме

Обгон – опережение одного или нескольких ТС, предполагающее выезд на встречную полосу и дальнейшее возвращение на полосу, которую автомобиль занимал до начала маневра. Здесь транспорт не разделяется на рельсовый и безрельсовый, поэтому правила будут распространяться на все его виды. Определившись с термином, мы видим, в чем разница обгона и опережения, первый – это сочетание таких маневров:

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с обгоном трамвая, то вам следует помнить, что:

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

Отойдя от вопроса обгона трамвая, выделим несколько важных правил, которые водитель обязан соблюдать при выполнении маневра, делая его менее рискованным:

  • заблаговременно убедиться, что маневрирование будет безопасным;
  • получить уверенность, что свободного места достаточно для выполнения запланированного действия;
  • убедиться, что на полосе встречного движения нет автомобилей, способных создать помеху;
  • убедиться, что есть возможность безопасно завершить обгон;
  • посмотреть, чтобы транспортные средства, идущие впереди и позади, не совершали объезда или обгона, не подавали специальные сигналы, свидетельствующие о начале маневрирования.

Только в таком случае можно начинать маневр, если этого не запрещают правила, дорожная разметка либо знаки.

Как должны располагаться ТС на трамвайной полосе

Трамвайные пути не имеют четко прописанного определения. Существуют только правила, регламентирующие расположение ТС на них. Это пункт 9.6 ПДД. Разрешено передвигаться по трамвайным линиям попутного направления, которые располагаются с левой стороны при условии их размещения на одном уровне с проезжей частью в таких ситуациях:

  • когда все полосы направления заняты;
  • при обгоне или объезде;
  • для выполнения поворота в левую сторону либо разворота (учитывая пункт 8.5 ПДД).

Важно! Любой из перечисленных маневров разрешается при условии отсутствия помех для трамвая со стороны обгоняющего транспортного средства.

Если говорить о запретах, они действуют по отношению к таким случаям:

  • выезд на трамвайные пути встречного направления;
  • наличие перед перекрестком дорожных знаков 5.15.1 или 5.15.2.

Подводя итог, мы видим, что обгон трамвая по встречным путям запрещается ПДД, но их пересечение допускается в случае выполнения маневра, например, поворота в левую сторону. Запретить пересечение рельс не могут, потому как выполнение определенных действий для водителей станет невозможным, в частности, изменение направления движения при наличии такой необходимости.

Как же все-таки обогнать трамвай без нарушения правил и возможно ли это

Если водителю нужно обогнать трамвай, при условии отсутствия запрещающих знаков и дорожной разметки, он должен был бы поступить следующим образом:

  • убедиться в безопасности маневра;
  • пересечь трамвайные пути и выехать на дорожную полосу встречного движения;
  • опередить трамвай;
  • вернуться на ранее занимаемую автомобилем полосу.

Пока правила ДД не запрещают такие действия, если нет соответствующих знаков и разметки. Но, на практике, водители обгоняют по приведенному плану очень редко. В основном они с этими целями выезжают на встречные трамвайные пути, а это считается нарушением. За него предусматривается наказание как за обгон на пешеходном переходе, составляющее 1500-5000 рублей.

Как наказывают водителей за нарушение правил движения

Все зависит от того, какие действия совершил водитель. Поэтому, вид наказания определяется инспекторами ГИБДД в каждой ситуации отдельно. Рассмотрим частные случаи и возможные варианты ответственности:

  • выезд на трамвайные рельсы попутного направления. Здесь предполагается ситуация, когда они находятся выше уровня дорожного полотна или отделены соответствующей дорожной разметкой. Инспектора могут применить штраф в размере 500 рублей за игнорирование разметки. Иногда удается обойтись предупреждением;
  • обгон по трамвайным линиям встречного движения считается более серьезным нарушением. Здесь предусматривается штраф 5000 рублей либо лишение водительского удостоверения на 4-6 месяцев. Если нарушение зафиксировано камерой в автоматическом режиме, будет применяться только штраф;
  • объезд препятствия по встречным трамвайным линиям. Он не предполагает лишения водительского удостоверения, здесь возможен штраф в размере 1000-1500 рублей. Важно помнить о том, что пробка на дороге не расценивается как препятствие;
  • когда авто выехало на пути встречного направления, но создало помеху для трамвая, водителя оштрафуют на 500 рублей.

Важно! Вернемся к пункту пересечения встречной трамвайной линии. Если водитель слишком долго выполняет маневр разворота с путей попутного направления, задерживаясь на встречной линии, инспектора ГИБДД могут классифицировать это как езду по трамвайным путям данного направления. Соответственно, медлительному и невнимательному водителю грозит серьезный штраф или лишение водительского удостоверения. Дабы исключить такие ситуации, пересекать встречную линию желательно перпендикулярно.

Если возникла неоднозначная ситуация и водитель не согласен с обвинением в нарушении ПДД, назначением штрафа либо временным лишением удостоверения, он может оспорить решение инспекторов в судебном порядке. Для того, чтобы такое начинание оказалось успешным, нужно воспользоваться юридической поддержкой, а также иметь веские доказательства своей невиновности.

Трамвай и трамвайные пути: разбираем все случаи взаимодействия автомобиля с трамваем

Многие начинающие водители выносят из автошколы смутные и разрозненные знания о том, как сосуществовать на дорогах с трамваями. Зачастую дело вообще ограничивается выводом «буду просто на всякий случай всегда уступать трамваю», по принципу «кто больше, тот и прав». У трамвая действительно есть определенные приоритеты, но взаимодействие автомобилиста с ним регламентируется вполне простыми и понятными правилами. Давайте разберемся со всем, что касается трамваев, раз и навсегда.

Для начала напомним, что трамвайные пути – это часть дороги, наравне с проезжими частями, обочинами, тротуарами и разделительными полосами. Правила дорожного движения указывают на это в определении понятия «дорога», так что не стоит считать трамвайные пути запретной зоной, не относящейся к автомобильному движению.

Специальный Т-образный светофор с четырьмя белыми сигналами регулирует движение трамваев и не относится к автомобилистам. Однако помнить его знаки полезно для понимания того, как будет двигаться трамвай. Разрешение ехать трамваю дает горящая нижняя секция, а верхние сигналы указывают, куда ему можно двигаться: левый и правый – в соответствующие стороны, а центральный – прямо. Если нижний белый сигнал не горит, ехать трамваю запрещено.

Читайте также  Расчет УТС автомобиля

Как мы уже помним, трамвайные пути – это часть дороги, а если они еще и расположены на одном уровне с проезжей частью и заасфальтированы, то поворот налево надо выполнять именно с них. Пункт 8.5 ПДД содержит все указания по повороту, давайте соберем их в небольшую инструкцию. Итак, если слева от вас есть пригодные для движения трамвайные пути, то поворачивать налево и разворачиваться на перекрестках нужно так:

  • заранее убедиться, что перед перекрестком нет знаков направления движения по полосам или разметки со стрелками на асфальте: если знаки есть, то нужно следовать им;

  • убедиться, что позади нет трамвая, чтобы не подрезать его при перестроении: ПДД запрещают создавать ему помехи;
  • подъезжая к перекрестку, выехать на трамвайные пути попутного направления, заняв тем самым крайнее левое положение на проезжей части;
  • пропустить встречные машины и трамваи и выполнить поворот налево или разворот.

Помните, что при отсутствии знаков направления движения по полосам алгоритм выше – единственно правильный, и поворот налево без выезда на трамвайные пути считается нарушением.

И еще один нюанс: пункт 8.8 ПДД напоминает, что если вы поворачиваете налево или разворачиваетесь вне перекрестка, то перестраиваться на трамвайные пути не нужно, но перед поворотом нужно уступить дорогу не только встречным машинам и трамваям, но и трамваю попутного направления.

Описанный в предыдущем пункте алгоритм описывает порядок действий при повороте налево. А пункт 13.6 ПДД указывает, как действовать во всех случаях взаимодействия с трамваем на регулируемых перекрестках. Если зеленый сигнал светофора загорается одновременно для машин и трамвая, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения, и ему нужно уступить дорогу. К примеру, если сразу за светофором трамвайные пути пересекают проезжую часть, отправляя трамвай направо, то нужно его пропустить.

Другой вариант – если трамвай движется по сигналу дополнительной секции светофора со стрелкой. В этом случае трамвай, как и автомобиль, уступает дорогу тем, кто едет по сигналу основной секции светофора с других направлений.

Итак, сделаем краткий вывод: если на регулируемом перекрестке вы с трамваем находитесь в равнозначных условиях, то ему нужно уступить дорогу, а если у вас приоритет в виде основной секции светофора против стрелки, то трамвай уступает вам.

Нерегулируемые перекрестки бывают двух видов: неравнозначные (где есть главная и второстепенная дороги) и равнозначные.

На неравнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда, кроме случаев, когда автомобиль движется по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Если же вы оба движетесь по главной или второстепенной дороге, согласно пункту 13.9 ПДД у трамвая будет преимущество.

На равнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда. Пункт 13.11 указывает, что здесь у трамвая будет приоритет вне зависимости от направления движения.

Пункт 18.1 ПДД указывает, что вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, у трамвая также есть приоритет, и ему нужно уступать дорогу, кроме случаев выезда из депо. Уступать дорогу трамваю, выезжающему из трамвайного депо, не нужно.

В отличие от обочины, по которой ездить запрещено всегда, трамвайные пути допускают движение по ним. Пункт 9.5 ПДД указывает, что ехать по попутным трамвайным путям, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, можно, если заняты все полосы вашего направления, а также при объезде (препятствия или неподвижного сломавшегося автомобиля). При этом по-прежнему запрещено создавать трамваю помехи – например, блокировать движение.

Вопрос сам по себе странный, но практика показывает, что иногда водители пренебрегают правилами и логикой при выборе места для остановки или стоянки. Итак, пункты 12.4 и 12.5 ПДД запрещают остановку и стоянку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев. Поэтому, останавливаясь или паркуясь, убедитесь, что вы никому не мешаете.

Трамвайные пути как элемент дороги: особенности правового режима

Трамвайные пути как элемент дороги в Правилах дорожного движения России по странному стечению обстоятельств оказались в самом настоящем правовом вакууме.

Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Исходя из смысла п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?

Очевидных ответов нет, да и в судебной практике есть разные, диаметрально противоположные по смыслу решения, отнюдь не восполняющие указанные пробелы. Скорее наоборот – некоторые судебные акты только добавили противоречий и привнесли неразрешимую двусмысленность.

Для начала обратимся к понятийно-категориальному аппарату Правил.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД).

По смыслу приведенной дефинитивной нормы трамвайные пути есть отдельный элемент дороги.

Согласно п. 1.2 Правил проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Правила не содержат ни эксплицитных указаний, ни имплицитных оговорок относительно возможности/невозможности расположения трамвайных путей на проезжей части дороги.

Конвенция о дорожном движении (ст. 29) допускает расположение трамвайных путей на проезжей части.

Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС — 014 — 2011) «проезжая часть автомобильной дороги» — конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

В ПДД РФ определено назначение проезжей части как атрибутивного элемента дороги. Но проезжая часть объективно не является «вотчиной» исключительно безрельсовых транспортных средств.

Да, и как быть с «препятствием» на необособленных трамвайных путях?

Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В каком случае (на фото ниже) действия водителя следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ (привилегированный состав)?

Обратимся к СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90» (далее – СП).

В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:
— на самостоятельном (обособленном) полотне — все виды трамвайных линий;
— в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
— в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).

Обособленное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).

Самостоятельное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).

Совмещенное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).

При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.) (п. 4.6 СП).

Предпочтительным является размещение трамвайной линии на обособленном или самостоятельном полотне по оси улицы в разделительной полосе или в другой конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).

Допускается размещение (при отсутствии другой возможности) на совмещенном полотне с обязательной разработкой мероприятий по организации дорожного движения, препятствующих созданию заторов, парковке транспортных средств на трамвайных путях и другим возможным причинам задержки движения трамвая.

Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами и другими техническими средствами организации дорожного движения, запрещающими доступ безрельсового транспорта.

Скоростные линии наземного трамвая следует проектировать на обособленном полотне, расположенном вдоль магистральных улиц, или на самостоятельном полотне — вне пределов населенных пунктов (п. 4.7 СП).

Таким образом, внятного ответа на вопрос о возможности расположения необособленных трамвайных путей на проезжей части российское законодательство не даёт. Но очевидно — трамвайные пути, физически расположенные в профиле улично-дорожной сети (совмещенное трамвайное полотно), объективно содержат все признаки проезжей части дороги.

Дорожный знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» над трамвайными путями.

Разделяют ли необособленные ТП дорогу на несколько проезжих частей? Вряд ли возможно дать утвердительный ответ.

Необособленные трамвайные пути производны от проезжей части, соприродны ей.

Отрицать очевидное, опираясь на терминологические антагонизмы — путь в никуда.

Восполнить указанные пробелы возможно: а) нормативно, путём внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения (что маловероятно); и/или же б) судебным толкованием указанных норм, формированием единообразия судебной практики.

Представляется, именно выверенное судебное толкование, основанное в том числе на конституционном принципе правовой определённости, наиболее перспективно в настоящих условиях.

Езда по трамвайным путям встречного направления

На городских дорогах пересечение трамвайных веток считается обычным делом. В некоторых случаях выезд на трамвайные пути считается нарушением ПДД. Для того чтобы не пришлось оплачивать немалый штраф водителям рекомендуется ознакомиться с правилами пересечения трамвайных рельс и развязок.

Когда можно выезжать на трамвайные пути встречного направления

Пути, предназначенные для передвижения трамвая, не являются местом для проезда легкового транспорта. ПДД предусматривает несколько ситуаций, когда выезд разрешен.

  1. В случае если все полосы движения полностью заняты. Разрешается осуществить обгон образованной колонны либо поворот с целью объехать поток машин.
  2. В случае если автомобилю необходимо развернуться, повернуть по нужному направлению или обогнать автомобиль (не трамвай).

Ситуации на дороге могут быть различными на магистрали может произойти авария, которая занимает все полосы движения либо образовано иное препятствие, мешающее проезду. Выезд на пути будет вынужденным, так как другого выхода не предусмотрено. Пересекать пути разрешается только с левой стороны, кроме этого, движение должно быть попутным.

За несоблюдение правил ПДД и выезд на предназначенный для езды автомобилей участок предусмотрена административная ответственность. Водитель может схлопотать штраф либо лишиться прав на определенный период времени. За соблюдением правопорядка на участках где расположены трамвайные пути отвечают инспектора ГИБДД, они вправе остановить автомобиль нарушителя и выписать протокол. Очень часто, данные правонарушения фиксируют камеры ГИБДД, они расположены на многих дорожных участках. На домашний адрес нарушителя приходит письмо с фото снятым камерой видеофиксации, а также постановлением.

Когда выезжать на трамвайные пути встречного направления строго запрещено

Съезд на рельсы может стать причиной ДТП с участием трамвая, пешеходов и других автомобилей. В случае аварии водитель, который решился на выезд обязан возместить ущерб и оплатить упущенную выгоду за вынужденное снятие трамвая с ветки.

О лишение прав за алкогольное опьянение в 2016 году читайте тут.

  • Выезд на трамвайную ветку встречного направления.
  • Выезд на ветку, расположенную справа у дороги.
  • Выезд на пути отделенных специальными знаками, ограждениями, разметкой.
  • Съезд на пути, которые на уровень выше либо ниже проезжей части.
  • Объезд препятствий с помощью пересечения путей встречного направления.

Объезд трамвая как препятствия, в случаях остановки по причине аварии либо высадки пассажиров также запрещен. Езда по встречным путям приравнивается к обгону, нарушитель отвечает по статье КоАП РФ 12.15.

Штрафы за обгон по трамвайным путям встречного направления

Санкции за пересечение трамвайных рельс зависит от того на каком дорожном участке произошло правонарушение, как двигались трамваи и какие обстоятельства ДТП (если случилось).

Следует рассмотреть подробнее какие предусмотрены штрафы за пересечение трамвайной ветки:

  1. Пересечение либо выезд на рельсы встречного направления карается штрафом суммой 5000 рублей. Если нарушение было зафиксировано инспектором, то нарушитель вместо штрафа может быть временно (4-6 месяцев) лишен водительского удостоверения. Если нарушение было зафиксировано камерой видеофиксации, то предусмотрен только штраф.
  2. Заезд на рельсы попутного направления трамвайного движения, при том что около нанесена запрещающая разметка либо установлены запрещающие знаки является нарушением (статья 12.6 КоАП). На имя водителя будет выписан штраф на сумму 500 рублей. В индивидуальном порядке инспектор может ограничиться предупреждением.
  3. За объезд препятствий по ветке встречного направления, нарушитель получит штраф размером 1000 или 1500 рублей (зависит от степени нарушения).
  4. При создании помехи для езды трамваев выписывается административный штраф по статье 12.6 на сумму 500 рублей.
  5. За остановку автомобиля на путях выписывается штраф на сумму 1500 рублей (для всех регионов РФ) и 3000 рублей (для Москвы и МО).
  6. При повторной фиксации правонарушения квалифицируемого как выезд на встречную полосу, в нашем случае трамвайных путей, у водителя могут временно забрать права на срок до 1-го года. Опять же, если повторное нарушение фиксируют камеры, то по почте придет постановление на выплату штрафа суммой 5000 рублей.

Следует быть особо внимательным при осуществлении разворота, пересекать ветку встречного направления нужно под прямым углом. Иначе инспектор данный маневр может классифицировать как езду по запрещенному участку, вследствие чего водитель может быть лишен прав.

Как избежать наложения штрафа

Размеры санкций за обгон по трамвайным путям встречного направления немалые, кроме того, водитель рискует и вовсе лишиться прав. ПДД допускает объезд препятствий по рельсам попутного направления. Однако, автомобильная пробка не относится к данному ряду препятствий.

Нежелательно пересекать трамвайные рельсы без необходимости. При осуществлении маневра с разворотом, важно пересекать пути под прямым углом и не слишком мешкать во время передвижения. Так как проезд по встречной ветке путей квалифицируется как обгон, то желательно не прибегать к подобным мерам. Если вы уже решились на обгон, то делать его нужно по правилам и в положенных местах.

Минимальное наказание за пересечение путей попутного движения составляет 500 рублей. Если на месте где вас остановил инспектор отсутствует разметка либо не видно специальных знаков, то штраф можно обжаловать. Следует помнить, что в случае ДТП, водитель осуществлявший маневр переезда путей будет в любом случае виноват. Кроме того, страховая компания в таком случае, скорее всего, откажет в страховых выплатах.

О лишении прав за сплошную узнайте тут.

Как обжаловать выписанное постановление

Существует несколько вариантов, когда, можно обжаловать штраф.

  • Если на ваш адрес приходит письмо с постановлением, но на фото не ваше авто.
  • Если правонарушение квалифицировано неправильно.
  • Если человек уверен, что он не нарушал правил и имеет весомые доказательства.

Добиться пересмотра постановления можно в течение 10 дней с даты получения документа. Необходимо направить жалобу в районное отделение ГИБДД либо в суд. Следует помнить, что для того, чтобы жалобу приняли необходимо опираться на законодательные акты и доказательства. Просто по умозаключениям гражданина суд рассматривать жалобу не будет. Грамотно и по всем пунктам закона составить жалобу может автоюрист, но его услуги также платны. Минимум на что может рассчитывать истец, это смена вида наказания, так вместо лишения прав можно добиться просто выплаты максимальной суммы штрафа. Чтобы оспорить принятое судебное решение можно подать в суд на апелляцию.

Видео, езда по трамвайным путям встречного направления