Правила автомобильной парковки

Правила парковки и стоянки автомобиля согласно ПДД

Получите консультацию автоюриста:

8 (800) 350-29-83 — Регионы России
8 (499) 938-45-81 — Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

Это быстро и бесплатно!

Существуют случаи, в которых водителю останавливаться можно только из-за экстренной ситуации. Какие правила стоит соблюдать, чтобы избежать штрафов и недоразумений в пути? Для начала следует определиться с тремя разными понятиями:

  • остановка – это кратковременное прерывание движение автомобиля с целью высадить или посадить пассажиров, забрать из салона вещи или, напротив, загрузить авто. По длительности занимает пять минут или больше, если требуется;
  • стоянка – это перерыв в пути с любой целью больше пяти минут, если о посадке (высадке) пассажиров или загрузке (выгрузке) речи не идет;
  • парковка – это оставление ТС в специально отведенном для этого месте или на специально оборудованной территории (паркинге) или площадке.

Если сотрудник ДПС зафиксирует нарушение норм парковки, будет выписан штраф в размере от 1000 до 3000 рублей в зависимости от города (штрафы в Москве и Санкт-Петербурге выше в среднем в два-три раза) и статьи, по которой привлекается водитель.

Где можно оставить машину на более длительное время?

Какие есть варианты легального размещения автомобиля, за которые не оштрафуют?

    Парковка на обочине, по ходу движения и за пределами проезжей части. Обочина — пространство за линией разметки, обозначающей край проезжей части, за исключением тротуаров.

Совет! Для того чтобы припарковаться на тротуаре полностью или частично, нужно разрешение специального знака.

Если нужно остановиться на отдых где-то вдалеке от ближайшего населенного пункта, стоит поискать специально оборудованное место для кемпинга или остановиться за пределами главной дороги.

Как правильно парковаться?

Ставить машину можно не только параллельно краю проезжей части, но и под углом или прямо перпендикулярно. Чтобы не промахнуться с выбором положения, которое авто должно принять во время остановки, стоит обратить внимание на линии дорожной разметки. Чтобы не ошибиться с парковкой в черте города, нужно смотреть не только на дорожные знаки, но и на уточняющие таблички:

  • по каким дням недели действует знак,
  • в какое время суток он активен,
  • какой тип ТС может остановиться, а какой – нет,
  • какое положение нужно занять, оставляя авто на парковке (относительно края дороги и тротуара).

Полезно! Предусматривающие правила парковки знаки сопровождают не только бесплатные, но и платные места для стоянки.

Парковка на газоне, тротуаре или под запрещающими знаками

Понятия «газон» в КоАП не существует, однако заезд на территорию с зелеными насаждениями может быть запрещен региональными законами. Например, в Санкт-Петербурге физические лица могут заплатить за такие действия от 3 до 5 тысяч рублей. Это касается клумб, мест с растущими деревьями, покрытых травой участков.

Тротуар – это «выделенная полоса» для движения пешеходов. Для безопасности последних, он располагается, как правило, выше, чем место для движения транспорта. Находящийся на одном уровне с дорожным полотном тротуар может быть отделен от нее зелеными посадками.

Важно! Что касается велосипедной дорожки, то не только парковаться, но и ездить по ней запрещено.

Автомобиль может находиться на этих участках разрешена только если:

  • техника неисправна (но и в этом случае ТС следует как можно скорее отбуксировать или откатить на обочину);
  • водитель почувствовал себя плохо;
  • произошла иная экстремальная ситуация;
  • предприняты меры предосторожности (включены габариты и выставлен знак аварийной остановки).

Прерывая путь из-за форс-мажорных обстоятельств, стоит приготовиться к тому, что инспектор ДПС попросит документальное подтверждение или иное доказательство правомерности действий водителя. Если речь идет о плохом самочувствии, то сотрудник дорожной полиции может вызвать скорую помощь. Если медики не выявят нарушений здоровья, водитель будет оштрафован.

Расстояние от перекрестков и переездов для остановки

Не менее 5 метров должно оставаться от ТС до:

  • перекрестка,
  • пешеходного перехода.

После пересечения дорог также нужно выдержать расстояние не менее пяти метров.

Внимание! Исключения составляют перекрестки, напоминающие формой «Т». Машины могут останавливаться прямо напротив пересечения, если есть обочина или расстояние от машины до сплошной линии разметки составляет не менее трех метров. Это единственный случай парковки на перекрестке по ПДД.

Останавливаться сразу за «зеброй» можно, если не установлены запрещающие знаки. В этом случае ТС не будет загораживать обзор для потока автомобилей, едущих в этом направлении.

Что касается парковки на повороте, подъемов в горку и спусков, то оставлять машину можно только там, где видимость этого участка составляет не менее 100 метров. Перед опасными поворотами находиться авто нельзя. Что касается других случаев, то останавливаться желательно перед подъемом в горку, а не спуском (поскольку видимость лучше). В любом случае, оставляя машину на поверхности, с которой она может скатиться вперед или назад, следует повернуть колеса так, чтобы при движении ТС съехало дальше на обочину.

Где остановка и стоянка опасны?

Оставлять машину нельзя, а случае аварийной остановки желательно быстро принять меры к тому, чтобы отогнать её, если остановка произошла:

  • на трамвайных путях и рядом с ними;
  • пересечении дороги с железнодорожными рельсами (и не ближе чем на 50 метров до и после пересечения);
  • в тоннелях;
  • на велосипедной дорожке;
  • если между авто и разделительной разметкой менее трех метров;
  • на участке дороги, остановка на которой закроет другим водителям видимость проезжей части, светофоры и знаки;
  • вблизи опасных поворотов;
  • на перекрестках (выездах из прилегающей территории);
  • главных дорогах за пределами населенных пунктов (кроме специально оборудованных мест);
  • участках дороги, которые регулируются запрещающими остановку и стоянку знаками.

Парковка возле остановки (15 метров до и после) также запрещена. Однако норма не распространяется на действия с целью высадки (посадки) пассажиров, если авто при этом не мешает другим людям и транспортным средствам.

Справка! Это правило касается не только частного автопарка, но и автобусов, которые отвозят рабочих.

Что касается прерывания пути на мостах, путепроводах и эстакадах, то это возможно при соблюдении определенных правил. А именно: должно быть не менее трех полос в одном направлении. А также, если есть разметка, предусматривающая «карманы» для парковки. Что касается прекращения движения на длительное время, то стоянка на мосту по ПДД запрещена в любом случае.

Пояснение! Запрет на остановку на мосту связан с повышенной нагрузкой на опоры даже при наличии трех полос в одну сторону.

Правила остановки на дорогах с односторонним движением

Стоянка на односторонней дороге разрешается и с левой и с правой стороны только тогда, когда имеется:

  • знак «односторонняя дорога» (или въезд на нее);
  • между обочинами дороги движется поток машин только в одном направлении.

В случае если на дороге есть разделительная полоса и поток машин направлен в разные стороны, то, несмотря на наличие знаков, обозначающих одностороннюю дорогу, стоянка (остановка) с левой стороны будет запрещена.

Чем грозит несанкционированная стоянка и остановка?

Водитель, нарушивший правила парковки ПДД, должен будет заплатить штраф. Если в его отсутствие автомобиль был эвакуирован, придется оплатить работу эвакуатора (в среднем 5 тыс.рублей). Если его действия привели к аварийной ситуации или иначе повлекли причинение вреда, то нужно будет возместить нанесенный ущерб пострадавшим.

На заметку! Если эвакуатор доставил авто на штрафстоянку, то придется оплатить и услуги хранения.

Обычные водители платят штрафы по ставкам (информация актуальна на конец 2018 года):

  • в большинстве случаев несанкционированная остановка (стоянка) обойдется в 3000 руб.;
  • парковка на месте для инвалида – 5000 руб.;

Правила парковки автомобиля на проезжей части предусматривают такую возможность, только если ТС не препятствует потоку. Если же машина была припаркована там, где это возможно, но при этом вызвала затор, придется оплатить штраф в сумме 3000 руб.

Размер штрафа для должностных лиц при парковке в неположенном месте выше – до 30 тыс. рублей. Для организаций – до 300 тыс. руб. В большинстве случаев можно будет оплатить штраф со скидкой 50 % в течение 20 дней с момента вынесения постановления о взыскании.

Факт! Льгота не действует в случае: взыскания за неоплаченную парковку и порчу газона.

В случае, если вы пропустили срок в 20 дней, можно будет попробовать восстановить его, обратившись в органы ГИБДД или в суд с доказательством того, что вы получили извещение позже этого срока.

Не стоит забывать о том, что неправильное расположение ТС во дворе дома также наказуемо. Машины, препятствующие проезду пожарной техники, скорой помощи, аварийным службам, свободному движению пешеходов не только нарушают нормы, но и создают предпосылки к возникновению более серьезных проблем.

Не нашли ответа? Остались вопросы?

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *

8 (800) 350-29-83 — Регионы России
8 (499) 938-45-81 — Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!

Остановка и стоянка в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о различиях понятий остановка и стоянка, а также о правилах дорожного движения, относящихся к выполнению остановки и стоянки. Кроме того, будут рассмотрены и возможные штрафы за неправильную парковку транспортных средств.

Различия понятий остановка и стоянка

В первую очередь давайте разберем разницу между понятиями остановка и стоянка. Это позволит в дальнейшем рассматривать правила для каждого из маневров по отдельности.

Читайте также  Воздушные перевозки пассажиров

Если говорить максимально просто, то эти понятия различаются по своей длительности. Остановка — короткий маневр, а стоянка — маневр длинный. Однако это не все их различия, поэтому обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В первую очередь и остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть они осуществляются по желанию водителя. Не нужно путать их с прекращением движения в соответствии с ПДД (например, чтобы пропустить пешеходов на переходе) и с вынужденной остановкой:

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:

  • Если автомобиль не двигался менее 5 минут. При этом не имеет никакого значения, чем занимались в это время водитель и пассажиры.
  • Если транспортное средство остановилось для посадки или высадки пассажиров либо для погрузки или разгрузки грузов. При этом не имеет значения длительность маневра.

Все остальные преднамеренные прекращения движения (длительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и выгрузкой грузов) являются стоянкой.

Длительность менее 5 минут Длительность более 5 минут
Происходит посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка остановка
Отсутствует посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка стоянка

Еще раз про длительность маневра. 4 минуты 59 секунд — остановка. 5 минут 0 секунд — стоянка.

Еще раз про загрузку/разгрузку грузов. Если водитель вышел покурить на 10 минут, то имеет место стоянка. Если водитель вышел покурить на 10 минут и достал для удобства из багажника табуретку (груз), то имеет место остановка.

Правила выполнения остановки и стоянки в 2021 году

Правила дорожного движения, относящиеся к выполнению остановки и стоянки, располагаются в главе 12:

Где можно ставить транспортное средство?

На правой стороне дороги

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

1. Если справа от проезжей части есть обочина, то автомобили разрешается ставить только на обочине. Если обочина занята другими автомобилями или чем-то еще, то ставить автомобили на проезжей части не разрешается.

2. Ставить автомобили на проезжей части можно только в случае отсутствия обочины. При этом машина должна стоять у края проезжей части, то есть у бордюра.

В населенных пунктах паркуется огромное количество автомобилей и чтобы встать рядом с бордюром придется выполнить парковку задним ходом. Водитель, который не умеет выполнять параллельную парковку и оставляет машину в метре от края проезжей части, является нарушителем.

3. В исключительных случаях можно ставить автомобили и на тротуаре. Ниже данная ситуация будет рассмотрена более подробно.

На левой стороне дороги

Рассмотрим вторую часть пункта 12.1:

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в следующих случаях:

1. На двухполосных дорогах (по одной полосе в каждом направлении) без трамвайных путей посередине. Если трамвайные пути расположены слева или справа, то они не запрещают остановку на левой стороне дороги.

Примечание. На практике на дороге может быть нанесена сплошная линия разметки, которая не позволит выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

2. На дорогах с односторонним движением также разрешена стоянка на левой стороне. В данном случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет абсолютно никакого значения.

Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн (категория С) могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки. Т.е. на дороге с односторонним движением грузовик не может на левой стороне дороги:

  • выполнить стоянку;
  • остановиться на время менее 5 минут (без погрузки);
  • остановиться для посадки или высадки пассажиров.

Однако водитель грузовика может встать на стоянку на правой стороне дороги с односторонним движением.

Как ставить транспортное средство?

Параллельно краю проезжей части

Ответ на вопрос как ставить транспортное средство дается в пункте 12.2 правил дорожного движения:

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Таким образом транспортные средства должны стоять параллельно краю проезжей части и при этом как можно ближе к этому самому краю.

Если водитель не умеет выполнять параллельную парковку и попытается припарковаться передом на небольшом расстоянии, то с большой долей вероятности он поставит автомобиль под углом. Такая парковка является нарушением правил дорожного движения, и за нее предусмотрен штраф, речь о котором пойдет ниже.

Отдельно стоит рассмотреть правила парковки двухколесных транспортных средств (мотоциклов, скутеров, мопедов, велосипедов). Их разрешается ставить в 2 ряда, т.е. один из мотоциклов может стоять и не у края проезжей части.

Под углом к краю проезжей части

Отдельный абзац пункта 12.2 регламентирует постановку транспортных средств под углом:

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Ставить транспортные средства под углом к проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется местное уширение проезжей части, и только в том случае, если на это указывают одновременно дорожные знаки и дорожная разметка.

На тротуаре

Последний абзац пункта 12.2 посвящен остановке и стоянке транспортных средств на тротуарах:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Речь идет о следующих знаке и табличках:

8.4.18.4.8 «Вид транспортного средства». Указывают вид транспортного средства, на который распространяется действие знака.

8.6.18.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку». 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара; 8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

Обратите внимание на то, что на тротуаре могут стоять только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Причем только при наличии соответствующих знаков.

Кроме того, транспортные средства должны стоять именно так, как это изображено на табличке:

Обратите внимание, только на 6 из 9 табличек изображена постановка автомобиля на тротуаре. 3 таблички предусматривают остановку около тротуара. Однако на все транспортные средства распространяется только первая табличка.

Запрещается ставить на тротуар любые грузовые автомобили, причем не только категории C, но и категории B. При этом все грузовые автомобили должны останавливаться только параллельно краю проезжей части, а при наличии на дороге одной из табличек 8.6.2 — 8.6.9 не могут останавливаться вообще.

Также нарушением правил является и остановка легкового автомобиля или мотоцикла на тротуаре при отсутствии соответствующей таблички.

Перейдем к штрафам за нарушение правил остановки и стоянки.

Штрафы за неправильную парковку в 2021 году

Штрафы за нарушения правил парковки, рассмотренные в этой статье, могут быть наложены по статье 12.19 кодекса об административных правонарушениях:

Остановка или стоянка В Москве или Санкт-Петербурге В других регионах
на железнодорожном переезде 1 000 рублей или
лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов 5 000 рублей
на пешеходном переходе 3 000 рублей 1 000 рублей
на тротуаре 3 000 рублей 1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси 3 000 рублей 1 000 рублей
на трамвайных путях 3 000 рублей 1 500 рублей
далее первого ряда 3 000 рублей 1 500 рублей
в тоннеле 3 000 рублей 2 000 рублей
с созданием препятствий
для других ТС
3 000 рублей 2 000 рублей
в зоне действия
запрещающих знаков
3 000 рублей 1 500 рублей
в других случаях 2 500 рублей предупреждение или 500 рублей

В 2021 году наказания за неправильную остановку и стоянку являются не слишком высокими, поэтому многих водителей они не останавливают. Даже на «самых дорогих» местах для инвалидов нередко стоят автомобили нарушителей.

Также следует сказать и о том, что существует дополнилеьный перечень мест, в которых запрещаются остановка и стоянка. Они рассмотрены в отдельной статье:

Правила на парковке, о которых вы могли забыть

Парковка — место для стоянки автомобилей, обозначенное знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)». По ПДД это не проезжая часть, но правила дорожного движения там тоже действуют. Напомним, какие ПДД на парковке действуют, и о чем следует знать, чтобы не потерять деньги на штрафах.

⚠️ Парковка транспортных средств параллельно проезжей части — только в один ряд

Но есть и исключения: мотоциклы, мопеды и другие двухколесные транспортные средства без бокового прицепа разрешено парковать в два ряда

Читайте также  Как узнать номер краски автомобиля по vin

☝️ Будьте внимательны, когда открываете двери на парковке

Не стоит стоять посреди паркинга с распахнутыми дверями и мешать проехать другим. За это штрафуют

🚗 Перед тем как покинуть машину, убедитесь, что она не продолжит двигаться

Правила запрещают оставлять автомобиль с открытыми дверями и ключом в замке зажигания. Также стоит затянуть ручник, а если он неисправен — подложить под колесо специальный упор

👧 Не оставляйте в машине детей младше 7 лет без присмотра

С таким ребенком в автомобиле обязательно должен быть человек старше 18 лет. Если это невозможно, ребенка придется взять с собой

🗣️ За нарушение правил — штраф

В ПДД есть отдельный знак для парковок, но нет отдельного штрафа. Штрафуют за нарушение правил остановки и стоянки. Санкция — от предупреждения до штрафа в 500 Р . В Москве и Санкт-Петербурге сразу штрафуют на 2500 Р : предупреждение не предусмотрено. 5000 Р придется заплатить за парковку на месте, предназначенном для инвалидов

🚦 Как быть в курсе новостей про авто

Если вы еще не знаете ничего об автотранспорте и парковках — у нас есть бесплатный курс для тех, кто решил купить первую машину: от ее выбора до уверенного поведения на дороге.

Кажется, для жителей столицы самое сложное в парковке — это её найти 🙂

Я бы еще добавил про п.8.9 и п.13.11 ПДД («помеха справа»), что особенно актуально для больших парковочных мест (например, у ТЦ) при отстутствии знаков приоритета. Часто замечаю, что «негласно» большинством какая-то часть парковки, по которой чаще ездят (зачастую прямой участок), принимается за главную дорогу, и все участники движения, которые выезжают на данный участок парковки, уступают тем, кто движется по этому участку.

mx, я недавно где-то читал, что, если на парковке ТЦ знаки приоритета есть, но установлены без согласования с ГИБДД, то при разборе ДТП гаишники могут определить виновника по правилу помехи справа, как будто никаких знаков нет. Во всяком случае, такие примеры люди обсуждали, только вот не могу найти где 🙁

mx, видимо оттого, что те уже едут, а выезжающие только начинают движение и обязаны убедиться в безопасности своих действий

ET, Начинают движение они выезжая с парковочного места. А в описанной ситуации они действуют по принципу ДДД.

Бесят водители, которые на площадке торгового центра срезают путь по парковочным местам, а не едут по дороге между парковочными местами

был случай. Я заезжала на парковочное место и в соседской машине водитель резко открыл Дверь. Обошлось все 0,5 мм от моей машины. Мы оба чуть не поседели — моей машине было 2 дня. Он ещё на меня наорал, что мне смотреть надо куда я заезжаю! Хотя я уже заканчивала маневр, заехала на 70%. Кто виноват?

sagtona, где-то читала разбор подобной ситуации — виновным признали водителя открывающего дверь — прежде чем покинуть авто и открывать дверь он должен был убедиться в безопасности маневра. А тот, который орал на вас — просто выкрикивал свой страх)) ну и глупость.

Дверям как-то маловато внимания уделяют, всех своих пассажиров строго научить 1. смотреть в зеркало при открытии двери, 2. открывать медленно и аккуратно, т.к. можно поцарапать нормально так соседнюю машину

Alina, всех своих пассажиров всегда предупреждаю — В машине главная Я! И только с моего разрешения они могут отстёгиваться и покидать машину!)) Никаких проблем! Нас так инструктор учил, а практика показывает — именно так верно — не всегда пассажиры могут оценить обстановку.

Я, честно говоря, даже не знаю, как охарактеризовать людей, для которых актуальны 3 из 5 важных советов — про один ряд для машин, неподвижность транспортного средства и оставленного без присмотра ребёнка (в данном случае, я не знаю, как можно оставить в такой ситуации своего или вверенного по договорённости и воле случая ребёнка). Заметная часть водителей о них, к сожалению, не в курсе, но мне кажется, что среди данной аудитории таких людей меньше.
В то же время нет комментариев и никак не раскрыта практика по открытым дверям, а также общим нарушениям. Например, если я не ошибаюсь, движение через сплошные линии разметки 1.1 запрещено, но за это нет никакого наказания, если дело не касается встречки. В то же время, как здесь правильно заметили ниже, организация движения на подведомственных территория (в т.ч. парковках ТЦ) может быть признана недействующей. Как я понимаю, это может произойти, если она сделана с нарушениями или по иным причинам, а отдуваться за всё будут участники дородного движения (в том числе и пешеходы).
Таким образом, было бы здорово, если бы Т-Ж заботливо опубликовал практику по ДТП и штрафам по:
1) открытым дверям — мне только известно, что инспекторы и участники часто используют для оценки разные «объективные» наречия, например, СТРЕМИТЕЛЬНО — стремительно ехал и стермительно открыл дверь, ох-ох;
2) движению сквозь границы парковочных мест;
3) общим ситуациям по нарушению парковки — например, что делать, если человек припарковался абсолютно нелепо, не имея при этом на то оснований.

Гопник, по «стремительным дверям» мы уже делали разбор, вот он — https://journal.tinkoff.ru/ask/pomyal-dver/

По остальным пунктам — обязательно сделаем!

Дмитрий, прошу прощения, но там описывается открытие двери стоящей машины, а движения ТС нет, хотя это и отмечено в статье.
Здесь же (в том числе в комментариях) акцент как раз на том, кто прав, а кто виноват, если одно ТС двигалось, а у другого стоящего открылась или была открыта дверь — здесь вина может быть не так очевидна как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения результата разбора ДТП на основании доступных инспекторам объективных данных и доказательств. Приведу примеру — кто виноват, если «лётчик» на вираже снёс статично открытую дверь на парковке, пока человек клал груз через эту дверь и отошёл за следующей партией — можно привести и более слезливые варианты с собаками, детьми, инвалидами, пожилыми людьми и т.п. Здесь начинается скользкая дорожка, которая виляет между управлением «средством повышенной опасности» и пунктом 12.7 ПДД. Я уже не говорю про совсем скользкие случаи, если вираж выполнялся одновременно с открытием двери, а пилот стоящего самолёта не угадал манёвры «аса».

Дмитрий, забыл поблагодарить за эту и ту статью — спасибо!

Где можно парковаться: остановка и стоянка по ПДД

В правилах дорожного движения прописаны нормы парковки, остановки и стоянки. Есть немало случаев, когда водитель имеет право прекратить движение только в экстренной ситуации. В противном случае может грозить штраф в размере от 1000 до 3000 рублей, что зависит от региона и статьи. Стоит уточнить, что остановка и стоянка — это не одно и то же. Первая предусматривает прекращение движения на несколько минут для посадки или высадки пассажиров, загрузки или выгрузки груза. Стоянка же занимает больше 5 минут. Если автомобиль остается на специально оборудованной территории (паркинге или площадке), такое действие называется парковкой.

Где можно оставлять машину надолго?

Есть список допустимых мест, где можно законно оставлять автомобиль на продолжительный срок и не бояться штрафа:

  • На обочине — за пределами проезжей части и по ходу движения. Это своего рода край дороги (кроме тротуаров), пространство за линией разметки. На тротуаре же можно останавливаться только при наличии разрешающего знака.
  • Справа от дороги при отсутствии обочины и ширине дорожного полотна не менее 3 метров. Мотоциклы допускается оставлять один рядом с другим, главное, чтобы для других участников движения оставалось достаточно места.
  • Справа и слева от дороги на обочине за пределами населенного пункта. В городе же только на участке с односторонним движением.

Для продолжительного отдыха вне населенных пунктов рациональнее останавливаться за пределами главной дороги или поискать специально оборудованное место — так будет безопаснее всего.

Правила парковки

Чаще всего машины паркуют параллельно дороге, но это не единственное допустимое положение. Остановку можно совершать перпендикулярно или под углом, в зависимости от линии дорожной разметки и сопутствующих ей дорожных знаков. Кроме того, нужно обращать внимание на уточняющие таблички:

  • в какое время дня и/или ночи действует знак;
  • по каким дням недели;
  • для каких видов транспортных средств он актуален;
  • какое положение требуется занять относительно тротуара или края обочины.

Правила парковки уточняются не только в бесплатных зонах, но и на территориях платных стоянок.

Парковка на тротуаре, газоне или под запрещающими знаками

В Кодексе об административных правонарушениях отсутствует такое понятие, как «газон». Неофициально он характеризует участки с зелеными насаждениями, и заезд на них влечет за собой большие штрафы — до 5000 рублей. Одни из самых больших штрафов выписываются в Санкт-Петербурге. Наказание будет неизбежно за остановку на участках, покрытых травой, в местах с растущими деревьями, на клумбах. То же касается тротуара — специально выделенной зоны для пешеходов. Если он находится на одном уровне с проезжей частью, то чаще всего отделяется зелеными насаждениями.

Исключение из правил все же есть. Совершить стоянку на газоне или тротуаре можно, если:

  • у водителя резко ухудшилось самочувствие;
  • транспортное средство оказалось неисправным;
  • возникла какая-либо экстренная ситуация;
  • предприняты все меры безопасности — выставлен знак, включены габариты.
Читайте также  Использование камеры обгона для праворульных машин

Стоит быть готовым, чтобы при встрече с инспектором ГИБДД, последний потребует документальное подтверждение причины экстренной остановки. Если водитель пожалуется на плохое самочувствие, ему будет вызвана скорая. Врач после осмотра делает заключение и подтверждает или опровергает слова водителя. В случае обмана выписывается штраф. В больших городах вдоль дорог предусматриваются велосипедные дорожки. Стоянка на них не разрешена нигде. И даже ездить по ним запрещается.

На каком расстоянии от перекрестков и переездов можно парковаться?

От места остановки транспортного средства до пешеходного перехода или перекрестка должно быть не менее 5 метров. Согласно правилам дорожного движения, исключение составляют только Т-образные перекрестки. Если до сплошной линии разметки остается от 3 метров и больше или есть обочина, припарковать автомобиль можно непосредственно напротив пересечения дорог. Совершить остановку допускается и сразу за «зеброй», если отсутствуют знаки, запрещающие это делать.

Правилами парковки предусмотрено, что на спуске, подъеме или повороте оставлять авто можно при условии видимости от 100 метров. Такие участки относятся к разряду опасных, ведь машина, оставленная в неположенном месте, может стать причиной серьезного ДТП. При экстренной ситуации лучше всего совершить стоянку на подъеме, а не на спуске, так как в первом случае участники дорожного движения имеют больше шансов вовремя увидеть ТС. При временной или продолжительной остановке на подобных участках проезжей части нужно поворачивать колеса в сторону обочины, во избежание непроизвольного движения авто.

Где остановка и стоянка наиболее опасны?

Если по острой необходимости или собственному желанию пришлось остановиться на проезжей части, нужно учесть, что это может быть опасный участок. Остановка в неположенном месте грозит не только штрафом, но и аварией. Парковка запрещается в таких местах, как:

  • рядом с трамвайными путями и непосредственно на них;
  • на пересечении проезжей части и железнодорожных путей;
  • на дорожке, предназначенной для велосипедистов;
  • в туннелях;
  • на расстоянии от разделительной разметки менее 3 метров;
  • около крутых поворотов;
  • на главных дорогах вне населенных пунктов.

Недопустимо останавливаться в любом месте, где авто может закрыть обзор другим водителям транспортных средств. А также не бывает исключений из правил при наличии запрещающих знаков. В соответствии с ПДД, возле остановок для общественного транспорта совершать парковку нельзя, но это не касается случаев посадки и высадки пассажиров. На эстакадах, путепроводах и мостах можно останавливаться, если имеется не меньше 3 полос в одном направлении. Это связано прежде всего с высокой нагрузкой на опоры. Поэтому длительная стоянка на мостах категорически запрещена.

Правила остановки на дорогах с односторонним движением

На проезжей части, где предусмотрено одностороннее движение, разрешено парковать авто как с левой, так и с правой стороны, но при одном из условий:

  • если между обочинами поток движется только в одну сторону;
  • если имеется знак «одностороннее движение».

При наличии разделительной полосы и разностороннего потока, остановка с левой стороны будет невозможна.

Чем грозит нелегальная стоянка и временная остановка?

Неправильная остановка (с нарушением правил) — веское основание для выписки штрафа инспектором ГИБДД. Если водителя на месте не окажется, будет вызван эвакуатор, и его работу придется оплатить. В среднем такая услуга обходится в 5000 рублей. Нередки и такие случаи, когда некорректно совершенная парковка приводит к аварийной ситуации. Тогда виновник случившегося обязан возместить ущерб всем, кто пострадал.

Размеры штрафов в разных регионах отличаются, поэтому следующие данные приблизительны:

  • стоянка в неположенном месте — 3000 рублей;
  • остановка на месте, предназначенном для инвалида — 5000 рублей;
  • парковка без нарушений, но спровоцировавшая пробку — 3000 рублей;
  • несанкционированная стоянка, совершенная должностным лицом — до 30000 рублей;
  • некорректная парковка на автомобиле, который числится за организацией — до 300000 рублей.

Если автомобиль был доставлен эвакуатором на штрафстоянку, это повлечет за собой дополнительные расходы — за хранение ТС. Чаще всего оплатить штраф удается с 50%-ной скидкой, но не позже, чем в течение 20 дней. Если назначено взыскание за неоплаченную парковку или был испорчен газон, любые возможные льготы аннулируются.

Стоит отметить, что правила парковки нужно соблюдать и во дворах жилых домов. В противном случае можно препятствовать проезду скорой помощи, пожарным автомобилям, аварийным службам. В таких ситуациях водитель не только навлекает на себя штраф, нарушая ПДД, но и рискует стать причиной серьезных проблем.

Шлагбаум открывается

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что — дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда». А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев». Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ — нет. По его мнению, вывод коллег «не соответствует требованиям закона».

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) — человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать «устранения нарушений своих прав».

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод — собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному — «любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено».

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола — исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор — до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Еще один любопытный момент — право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан — это решение гражданско-правового сообщества, то есть «определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения». Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.