Помеха справа при движении по ПДД

Правило правой руки в ПДД при наличии помехи справа

Выражение «помеха справа» известно даже тем, кто вовсе не является водителем. Эта норма представляется как некое основополагающее правило дорожного движения, вокруг которого выстраивается все остальное. Однако те, кто заглядывал в ПДД РФ, никаких «правил правой руки» обнаружить там не смог. По крайней мере ничего, что называлось бы именно так или аналогично.

Тем не менее, такое правило действительно существует и является довольно важной составляющий общих норм. Где искать помеху справа и как использовать эти требования ПДД на практике – подробно рассмотрим в данной статье.

Что такое помеха справа на дороге в ПДД? Определение

Как уже сообщалось, в правилах нет указания на данный термин, поэтому выводить его придется самостоятельно. При этом сначала укажем формулировку, которая, по нашему мнению, точно соответствует действительности, а ниже поясним из чего она вытекает.

Правило правой руки (помеха справа) – это норма, означающая, что при любом маневре транспортное средство, расположенное справа, имеет преимущество, если иное не вытекает из других норм ПДД, указаний разметки, дорожных знаков, светофора или сигналов регулировщика. Другими словами, это правило, действующее по умолчанию, на ничем не регулируемых участках дорожного движения.

Где действует и когда применяется правило?

Обратимся непосредственно к правилам дорожного движения. Возьмем несколько основных пунктов, из которых можно выстроить разбор всех типичных ситуаций.

Пункт ПДД РФ Пояснение
8.4 При перестроении в рядах попутного движения преимущество у тех ТС, что движутся, не меняя направления. При одновременном маневре нескольких автомобилей, преимущество у тех, кто находится справа.
8.9 При пересечении траекторий двух ТС, если нет регулирующих данную ситуацию ПДД РФ, преимущество у того, кто справа.
13.11 На равнозначных перекрестках, при отсутствии регулирующих передвижение норм, преимущество у тех, кто справа. Исключение – перекрестки с круговым движением.
13.10 На неравнозначных перекрестках движение по главным дорогам, т.е. без маневра главная-второстепенная, регулируется правилами равнозначного перекрестка. Аналогично и при движении только по второстепенным, без выезда на главную.

Перечисленных четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах определить чьи машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.

Кто должен уступить дорогу?

Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.

При перестроении по полосам движения

Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:

    Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.


Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).

Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.

При сужении дороги

Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:

    Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.


Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.


Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.

Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.

Во дворах и на стоянках

Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.

При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.

На перекрестке

Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.

Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:

При проезде равнозначных перекрестков

Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.

При проезде неравнозначных перекрестков

Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.

Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.

При повороте

Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.

Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.

В каких случаях помеха справа не действует?

Исходя из всего рассмотренного, можно определить и обратные ситуации – когда правило правой руки не применяется:

  • Если это однозначно вытекает из действия сигналов регулировщика, светофора, действия знака или разметки.
  • Если транспортное средство не осуществляет поворота, разворота, перестроения, а продолжает двигаться в своей полосе, при отсутствии дополнительных регулирующих факторов.

Еще раз обратим внимание на круговое движение (перекресток, на котором организовано круговое движение – п.13.11(1) ПДД РФ). В этом случае преимущество у тех, кто находится внутри круга, а значит и на них помеха справа не распространяется.

Далее консолидируем вопросы по теме правила правой руки, которые наиболее часто возникают у наших читателей. Обязательно изучите их, если типичные ситуации отличаются от произошедшей с вами.

Надеемся, что смогли прояснить ситуацию с помехой справа во всех подробностях. Однако любой рассматриваемый случай – это обобщение, в жизни же ситуации могут быть совершенно иными, состоящими сразу из нескольких различных нюансов.

Если вы оказались в ситуации, когда самостоятельно защитить свои права не удается, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Для первой бесплатной консультации достаточно написать сообщение через форму, расположенную ниже, или позвонить по указанным на сайте телефонам.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Кто должен уступить по ПДД по правилу правой руки и когда это не работает

В процессе управления автомобилем каждый водитель должен строго следовать правилам дорожного движения. Это повышает безопасность, позволяет предотвратить аварийные ситуации и ДТП. Среди автомобилистов широкую популярность получило понятие «правило правой руки» или «помеха справа». Несмотря на видимую простоту, его применение в некоторых ситуациях вызывает затруднения. Поэтому важно разобраться, когда оно работает, а когда – нет.

Что такое помеха справа и кто по правилам должен уступить дорогу

Сразу после получения водительских прав новичок руководствуется важнейшими правилами езды. Некоторые из них он изучает в процессе обучения, другие усваивает из опыта общения с бывалыми автомобилистами. Правило правой руки является признанным в кругу многих водителей.

Как понять правило

Это понятие скрывает за собой требование, которое обязывает водителя пропустить находящийся справа автомобиль. Несмотря на видимую простоту, его частенько нарушают.

Например, это происходит на больших парковках, где рядами расположены парковочные места, между которыми перпендикулярно проходят проездные полосы движения. Находясь на такой дороге, многие водители чувствуют себя на главной дороге, поэтому игнорируют тех, кто выезжает сбоку с парковочных мест.

На самом деле, по правилам дорожного движения вся территория стоянки является равнозначной. Здесь нет главной или второстепенной дороги. При таких обстоятельствах следует опираться на пункт 8.9 ПДД, согласно которому при пересечении траекторий двух транспортных средств нужно придерживаться правила «правой руки».

Таким образом, водитель на центральной дорожке должен уступить проезд выезжающему со стоянки автомобилю.

Прилегающие территории, жилые массивы и проходящие по ним выездные дороги являются второстепенными по отношению к проходящим мимо городским магистралям. Поэтому здесь водителям, управляющим авто по центральной части, не нужно пропускать выезжающих из прилегающих территорий.

Когда применяется

Если в городе с помощью дорожных знаков, разметки отмечены все пересекающиеся направления, то никаких трудностей с правилом правой руки не возникает. На практике зачастую водители сталкиваются с непонятными ситуациями, которые могут вызвать кратковременное замешательство. Это усугубляется некоторыми стереотипами восприятия автомобилистов. Например, многие думают, что на Т-образном перекрестке прямолинейное движение имеет преимущество. На самом деле, это далеко не так.

При сужении проезжей части траектории движения транспортных средств обычно пересекаются. Если параллельно движутся два равнозначных транспортных средства, то одно из них должно уступить дорогу другому.

При отсутствии знаков и разметки здесь могут возникать непонятные ситуации. Нередко водитель левой полосы чувствует свое преимущество и попросту выдавливает авто справа. На самом деле, здесь нужно ориентироваться на помеху справа, поскольку автомобили находятся в равных условиях.

Правило правой руки работает при отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров, которые определяют очередность проезда.

Следует помнить, что трамваи имеют преимущество почти во всех случаях пересечения траекторий транспортных средств. Единственным исключением является их выезд из депо, поскольку здесь речь идет о прилегающей территории.

Таким образом, желательно всегда уступать машинам, которые находятся справа. Чаще всего траектории движения пересекаются на перекрестках.

Есть ли такой пункт в ПДД

Понятие «помеха справа» не прописывается в правилах дорожного движения, поэтому оно считается народным. На самом деле, положения «правила правой руки» описывают целых 3 пункта правил:

  1. Согласно пункту 13.11 ПДД, придерживаться данного требования следует при проезде перекрестка равнозначных дорог. Исключением является проезд участков с круговым движением. Здесь преимущество имеет то автомобиль, который находится уже на кольце. При этом отсутствие знаков приоритета не имеет значения. В этом случае главное – наличие знака 4.3 «Круговое движение».
  2. В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, при одновременном перестроении во время движения по многополосным магистралям нужно пропускать автомобиль, который находится справа.
  3. При одновременном развороте по разным траекториям, парковочных разъездам нужно пропускать авто, находящееся справа. Об этом говорит пункт 8.9 ПДД.

Правило правой руки и сложные ситуации ПДД

Дорога состоит из участков различной сложности. Например, в городских условиях часто встречаются пересечения траекторий движения нескольких транспортных средств. Для безопасного преодоления некоторых из них следует учитывать помехи справа.

На равнозначном перекрестке

При проезде пересечения равноценных дорог водитель обязан пропустить автомобиль, который находится справа. Это прописано пунктом 13.11 ПДД. Данное положение распространяется только на перекрестки, где отсутствуют светофоры, регулировщики, дорожные знаки, которые устанавливают очередность проезда.

Другими словами, правило правой руки действует по отношению к нерегулируемым перекресткам.

Такой тип перекрестка можно определить в следующих случаях:

  • при наличии дорожного знака «пересечение равнозначных дорог»;
  • стоящего на обочине указателя, который обозначает окончание главной дороги;
  • когда нет каких-либо знаков приоритета.

Таким образом, правило помехи справа можно применять на перекрестке в случае, если он нерегулируемый, а пути являются равнозначными. Если здесь присутствуют указатели, знаки, нанесена соответствующая разметка, то нужно при движении ориентироваться на них.

На повороте налево

Помеха справа абсолютно никак не соотносится с поворотом налево или разворотом.

Согласно пункту 13.12 ПДД, водитель колесного транспортного средства при поворачивании налево или развороте обязан пропустить все, что движется навстречу по равнозначной дороге прямолинейно или направо.

Даже водители встречных трамваев должны руководствоваться этим принципом. Таким образом, правила дорожного движения для таких маневров не предусматривают использование понятия «помеха справа».

При перестроении

Во время движения по дороге с несколькими полосами автомобиль может менять их. При выполнении перестроения важно соблюдать требования безопасности. Для этого лучше придерживаться правил дорожного движения. При простом перестроении водитель должен пропускать абсолютно все транспортные средства, которые движутся в попутном направлении по определенной полосе без изменения направления.

«Правило правой руки» начинает действовать при одновременном изменении полосы движения двумя автомобилями. Здесь следует пропускать транспортное средство, которое находится справа. При этом не имеет значения, находятся ли авто на одном уровне или одно впереди другого.

Здесь особое внимание уделяется безопасности. Перед выполнением этого действия водитель должен обязательно убедиться в том, что он не создает препятствий и помех для движения другого транспорта. Для предупреждения других нужно обязательно использовать указатели поворота.

Левый автомобиль не может перестраиваться, если это заставит другого водителя резко тормозить или менять направление движения.

Когда не работает

В повседневной жизни водители практически всегда придерживаются «правила правой руки». С другой стороны, бывают ситуации, когда это не действует. Например, на равнозначном пересечении дорог могут оказаться одновременно подъехавшие со всех сторон автомобили. Теоретически, каждый водитель может претендовать на право первоочередного проезда, поскольку слева от него находится другое авто.

Чтобы благополучно разъехаться при таких неоднозначных обстоятельствах, водителям нужно найти оптимальное решение. Здесь кто-то должен уступить, пропуская другого участника движения миганием фар.

Как только один автомобиль проедет перекресток, остальные водители быстро сориентируются и смогут без труда разъехаться в нужных направлениях. Встречные автомобили могут проехать одновременно.

С другой стороны, после проезда хотя бы одной машины разобраться станет легче. Здесь на первый план выходит способность водителей эффективно общаться на дороге.

Таким образом, приближаясь к нерегулируемому пересечению равноценных дорог, нужно быть готовым уступить дорогу автомобилю, который подъезжает справа. С другой стороны, если вы уверены в своем преимуществе, то все равно желательно проявлять определенную осторожность. Восприятие ситуации людей за рулем может не совпадать. Да и не стоит забывать о «правиле трех Д» (Дай Дорогу Дураку), которое часто спасает жизнь.

Как понять «Правило равнозначных дорог» или «Помеха справа» в ПДД

Правило ПДД «Помеха справа» — это сухая трактовка нескольких пунктов ПДД России, касающихся проезда нерегулируемого (не обозначенного знаками, регулировщиком или работающим светофором) участка дороги. В этих пунктах говорится, что если траектории автомобилей пересекаются, но очередность проезда невозможно определить Правилами, то приоритет имеет то ТС, которое приближается с правой стороны. Водители метко окрестили этот пункт правилом «правой руки» и активно используют во многих случаях.

Как понимать правило равнозначных дорог

Обычно у новичков и неопытных водителей возникают трудности с тем, как понять правило «Помеха справа», потому что Правила дорожного движения конкретно такую формулировку не содержат.

На деле все просто и понятно: когда траектории автомобилей пересекаются в равнозначных ситуациях, первым проезд осуществляет ТС, приближающееся справа.

Вчерашние ученики хорошо видят такой пример на картинках, но реально могут неправильно истолковать дорожную ситуацию, когда применяется это правило. Именно поэтому необходимо твердо знать, что такое помеха справа, при каких случаях она возникает.

Когда работает правило «Помеха справа»

На дорогах общего пользования почти все действия водителей жестко регламентируются знаками, светофорами, регулировщиком. На нерегулируемых участках дороги – это могут быть равнозначные перекрестки, территории двора, АЗС, парковки гипермаркета, полосы попутного направления многополосной дороги, водители руководствуются правилом «правой руки». Это помогает понять, кто должен уступить дорогу, а кто воспользуется преимуществом.

Когда действует этот пункт правил:

  • п.8.4, если два ТС едут в одном направлении по многополосной дороге и собрались одновременно перестроиться на соседнюю полосу, первым проезжает то ТС, что справа;
  • п.8.9 – широкое толкование всех случаев, когда траектории автомобилей пересекаются, но по ПДД специально не оговорено, у кого преимущество проезда, значит, справа;
  • п. 13.3, если перекресток стал нерегулируемый, например, светофор вышел из строя или перешел на ночной режим мигающего желтого, а дорожных знаков приоритетного проезда нет, первым движение начинает тот, кто справа;
  • п.13.10, когда оба ТС едут по главной, но на перекрестке она меняет направление и водители по ПДД оказываются на равнозначном перекрестке, первым проезжает приближающийся справа;
  • п. 13.11, на перекрестке равнозначных дорог, за исключением круга, преимущество у правого ТС.

Если коротко, то согласно ПДД правило «правой руки» действует в основном:

  • во дворе или территориях без разметки и знаков (парковки, АЗС, промплощадки);
  • при одновременном перестроении едущих в попутном направлении ТС;
  • на перекрестке равнозначных дорог.

Видео: Помеха справа. Правила равнозначных дорог.

Что важно учитывать

В ПДД идут навстречу водителям, кто не умеет анализировать или отвлекся от дорожной ситуации, не ориентируется в сложных моментах и испытывает проблемы при разъезде с другими автомобилями:

  • Во-первых, было введено правило, согласно которому, если водитель сомневается, что он на главной дороге, то должен вести себя, будто он на второстепенной – всем уступать.
  • Во-вторых, подробно расписали пункты ПДД про приоритетный проезд автомобиля, который приближается с правой стороны. Но чтобы лучше понимать, когда именно начинает работать правило «помеха справа», важно знать, что такое перекресток равнозначных и неравнозначных дорог, нерегулируемый перекресток, прилегающая территория, как быть, если траектория движения пересекается с траекторией трамвая.

Т.е. прежде чем применять такой способ определения приоритетного проезда, водитель должен четко понимать, как по ПДД правильно трактуется его ситуация, где конкретно он сейчас находится.

Штраф за нарушение правила «третьей руки»

В таблице штрафов дословно нет статьи за нарушение правила «помеха справа». Но при невыполнении требования уступить право приоритетного проезда согласно правилу «Помеха справа» в действие вступают определенные статьи КоАП:

  • ст.12.13 ч. 2 – если нарушение произошло на перекрёстке, в качестве наказания предполагается штраф 1000 р.;
  • ст. 12.14.ч. 3 – нарушение правил приоритетного проезда за исключением ст. 12.13.ч. 3 и 12.17 КоАП, в качестве наказания выносится устное предупреждение или выписывается штраф 500 р.;
  • ст. 12.17 – в ней речь идет о не предоставлении права преимущественного проезда маршрутному транспортному средству или автомобилю с включенными проблесковыми маячками, спец. звуковым сигналом (сиреной), наружными цветографическими схемами, здесь выписывается штраф от 500 до 3 000 р., или лишение права управления на 1-3 месяца в зависимости от сложности случая.

Таким образом, в протоколе об АПН инспектор ДПС укажет нарушение конкретного пункта и выпишет штраф по подходящему под ситуацию пункту КоАП за невыполнение требования предоставить приоритетный проезд.

Правило «Помеха справа» действует только в тех случаях, если случай не укладывается в рамки, описанные в ПДД.

Правило дорожного движения помеха справа — кто должен уступать дорогу?

Если быть точным, то в Правилах дорожного движения именно такими словами «Помеха справа» данное правило не описывается. Требование это само по себе очень понятное– водителю нужно уступить путь транспортным средствам, которые приближаются к перекрёстку с правой стороны.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Применяется это правило в тех случаях, когда нет других регуляторов очерёдности проезда перекрёстка:

  • нет обозначений преимущества,
  • светофоры отсутствуют или не работают,
  • нет регулировщика,
  • сами дороги равнозначны, а пути следования транспортных средств могут пересечься.

Что такое «помеха справа»?

Ясно, если пути Вас и оппонента не пересекаются, то никто никому не обязан уступать — нет смысла.

Если Вы движетесь по главной дороге, которая сворачивает вправо, то нужно предоставить первоочерёдный проезд транспорту, въезжающему на перекресток по этой же главной дороге на встречу с правой стороны.

Аналогично следует поступать, когда оба транспорта движутся по второстепенным (грунтовым) дорогам.

Если Вы не на главной дороге, то обязаны уступить проезд и всем транспортным средствам, въезжающим на перекрёсток по главной дороге.

Виды «помех справа»

Встречаются разные случаи на проезде пересечении равнозначных дорог:

  • Вы хотите повернуть вправо. Если пути движения транспортных средств не конфликтуют, дорогу уступать никто не обязан.
  • Вы проезжаете перекрёсток прямо, а иное транспортное средство движется с правой стороны и его водитель намерен повернуть вправо. Если на перекрёстках с учётом ширины дороги и габаритов транспортов Вы не мешаете манёвру оппонента, то можно пересечь перекрёсток одновременно. В ином случае Вы обязаны дорогу уступать.
  • Вы хотите проехать прямо, а второй автомобиль подъезжает справа или спереди, или с левой стороны по равнозначной дороге. Тут придётся автомобиль пропускать.
  • Вы хотите повернуть налево, а транспортное средство движется справа, намереваясь тоже совершить поворот направо: Ваши пути никак не могут пересечься, и если габариты позволяют, то проезжаем синхронно.
  • Вы желаете повернуть влево, а Ваша помеха, подъезжает с правой стороны, чтобы проехать по прямой или повернуть влево, тут надо пропустить.

Сейчас прорабатывается задача правки российских ПДД:

  • водители на круге будут иметь преимущество перед тем, кто заезжает на перекрёсток (в настоящее время работает обратный принцип, кроме случаев, когда при входе на круг установлен знак «Уступи дорогу»).

«Помехи с правой стороны» при синхронном маневрировании

При параллельном движении водитель, который хочет перестроиться в соседнюю полосу, тот и обязан предоставить дорогу транспорту, двигающемуся по своей полосе. Если оба хотят перестроиться, имеет значение принцип «помеха справа».

Правило «правой помехи» на перекрёстке

Перекрёсток дорог с равнозначным приоритетом требует соблюдения его, если выполнены такие условия:

  • стоит знак «пересечение двух и более равнозначных дорог»,
  • до перекрёстка стоит знак «конец главной дороги»,
  • не присутствуют остальные знаки приоритетного проезда,
  • дороги из одинакового качества покрытия (обе асфальтовые, или грунтовые).

«Помеха справа» в круговых перекрёстках

Перекрёстком с организацией кругового проезда по определению есть часть дороги, представленная как остров, езда вокруг него происходит против хода часовой стрелки (в странах с правосторонним движением).

Особенности:

  • При левостороннем движении — круг едет по часовой стрелке. Круговое движение продолжается до съезда транспортных средств с такого участка.
  • Эти перекрёстки обычно не регулируются. На них не предусматривают установку светофоров.
  • Приоритеты участников движения в таких случаях определяются дорожными разметками или знаками приоритета.
  • Включение сигналов поворота при въезде на круг не является обязательным (будущая траектория Ваша очевидна).
  • Необходимость их применения важна тогда, когда водитель желает поменять ряд или покинуть круговой перекрёсток.
  • Если Вы движетесь на главной дороге, то при въезде на круг обязательно убедитесь в том, что другие водители пропускают Ваше транспортное средство.
  • Въезжать на перекрёсток с круговым движением можно с любой полосы, а выезжать — только с правой.

Когда правило «помеха справа» не применяется?

Принцип применения «помехи справа» не работает, если уже изначально по своему статусу участники движения уже являются неравнозначными.

Например:

  1. Пешеход — транспортное средство; трамвай — безрельсовый транспорт. В этом случае принцип «правой руки» не применим.
  2. Водители едут по дорогам с разным приоритетом – один едет по главной дороге, другой же по второстепенной. Потому они не должны использовать правило «правой руки», ведь сначала первым проедет тот, приоритет которого выше – он сейчас уже имеет приоритет и может его применить.
  3. Участник едет по трассе, другой хочет выехать с заправки, парковки (или со дворов). Их «спор» невозможно разрешить по правилу «помехи справа», потому что, по ПДД, тот, кто выезжает с прилегающих территорий, обязан уступить путь всем.
  4. Водитель едет под главный разрешающий – зеленый свет светофора, а другой на вспомогательную зелёную секцию знака, но на основной запрещающий – красный (или жёлтый). Уже их приоритеты неравнозначны, ведь едущие на дополнительную стрелку при основном запрещающем обязаны сначала пропустить тех, кто выезжает на главный зелёный свет светофора.
  5. Принцип «правой руки» не актуален по отношению к рельсовым транспортным средствам – они по сравнению с безрельсовыми пользуются справедливым приоритетом.

Универсальное между участниками дорожного движения правило «правой руки» («помеха справа») — принятый всеми метод разрешения спора о преимуществах при движении, в случае, когда нет трёх главных критериев очерёдности проезда — регулировщиков, светофоров, знаков приоритета.

И последнее, правило 3*Д «Дай Дураку Дорогу» никто не отменял. Будьте внимательны на дороге!

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Все тонкости применения правила помеха справа

Доброго времени суток уважаемые читатели! На днях попав в несколько неприятных ситуаций на дороге и находясь в шоке от езды некоторых «водителей» в очередной раз решил написать несколько слов о правилах дорожного движения. Совсем недавно я писал о том как можно быстро выучить ПДД, так как повторюсь еще раз, что их знание всеми участниками движения – это залог нашей с Вами, дорогие водители безопасности. Сегодня на очереди правило, которое объясняют в любой автошколе еще до начала курса вождения. Причем самое интересное, что оно в большинстве своем известно только водителям, а пешие участники не всегда понимают, о чем идет речь. Итак, Вашему вниманию правило помеха справа.

Как понимать и когда применяется «помеха справа»

Как такового, правила с названием «помеха справа» или правило «правой руки» в тексте ПДД Вы никогда не найдете, но любой водитель Вам с легкостью расскажет его суть. В разделе 8 ПДД можно прочесть следующее:

Это и есть не что иное, как правило «помехи справа». И поменяется оно только случаях, когда:

  • транспортные средства равнозначны: как известно трамвай в большинстве своем имеет преимущество (кроме случая выезда из депо), поэтому данную фразу необходимо понимать в следующей интерпретации, что все транспортные средства безрельсовые или наоборот, необходимо определить очерёдность проезда трамваев;
  • транспортные средства находятся в равных условиях, например оба движутся по главной/второстепенной/равнозначной дороге или на зеленый сигнал светофора;
  • определить очередность проезда более привычными способами (дорожные знаки, светофор) не представляется возможным.

То, есть данное правило действует при разъезде на парковке у супермаркета, во дворах и на любых прилегающих территориях. Но его не нужно применять, если Вы выезжаете из двора или с другой прилегающей территории, так как даже при отсутствии знаков приоритета, выезжающий должен уступить дорогу.

Определение очередности проезда перекрестков

Согласно разделу 13 ПДД очередность проезда любого перекрестка определяется по:

  1. жестам регулировщика, именно он главный на перекрестке, его жесты имеют больший вес, чем сигналы светофора и знаки приоритета, то есть если на светофоре горит зеленый и у Вас главная дорога, а регулировщик запрещает движение, то ехать ни в коем случае нельзя;
  2. сигналам светофора, в «табеле о рангах» они находятся ниже регулировщика, но выше чем знаки приоритета;
  3. собственно самим знакам приоритета, таким как главная дорога, пересечение со второстепенной дорогой, уступите дорогу, движение без остановки запрещено и др. Если на перекрестке отсутствует регулировщик и светофор, то ориентируемся по ним;
  4. дорожному покрытию, в отсутствие знаков по нему всегда можно ориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.

Если очередность не удается определить, используя вышесказанное, то самое время применить хорошо известное в кругах водителей правило «правой руки».

Пример:

Автомобиль, назовем его «А» движется прямо на зеленый сигнал, навстречу ему также на зеленый едет автомобиль «Б», который хочет повернуть налево. Вот назревает конфликтная ситуация: у обоих горит зеленый, а траектории движения пересекаются. Выход из ситуации возможен, только с применением правила «правой руки». Когда автомобиль «Б» приступит к повороту, то у него будет помеха справа в виде приближающегося автомобиля «А», поэтому он и должен уступить дорогу.

Не забывайте, что при определении очерёдности проезда автомобиля и трамвая правило «помеха справа» применять ни в коем случае нельзя, это может обернуться серьёзным столкновением с 20-ти тонной махиной.

Применение правила при перестроении

Перестроения можно разделить на 2 группы:

  1. Простые (перестраивается только одно транспортное средство);
  2. Сложные или обоюдные, название говорит само за себя, в данном случае происходит одновременное перестроение ТС.

При простом перестроении вопросов нет правила всегда предписывают уступать дорогу тому участнику, который что-то меняет. И здесь уступает тот, кто перестраивается.
А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.

Правило не действует

Существует один весьма интересный пример, который я просто не мог не привести. Представьте себе перекресток равнозначных дорог, по каждой из которых к этому пересечению приближается автомобиль и на перекрестке они оказываются одновременно (картинка расположена ниже). Кто должен уступить дорогу?

Это – единственная ситуация, в которой не работает правило «помеха справа», да и вообще ПДД эту ситуацию не регламентируют. Водители в данном случае сами должны определить очередность проезда. Например «моргание» фарами встречного автомобиля, можно понять как предоставление им преимущества. А как только одно ТС проехало, то остальные легко разъедутся по правилу правой руки.