Перевозка опасных радиоактивных грузов

Как осуществляются авиаперевозки опасных грузов

Авиационный транспорт является составной частью транспортной и логистической инфраструктуры России, занимая по объему перевозок 4 место. Только за 7 месяцев 2019 года совокупный объем грузовых перевозок воздушным транспортом составил более 500 тысяч тонн. Авиаперевозки опасных грузов составляют до 10-15% от общего объема. Порядок перевозки опасных грузов (ОГ) на воздушных судах (ВС) регулируется как международной конвенцией по воздушному праву – ИКАО, так и российским национальным транспортным законодательством — Воздушным Кодексом РФ, его 84 главой. В этой статье будет рассказано об основных нормативных положениях, регулирующих перевозку опасных грузов на авиационном транспорте, о том, что попадает в категорию ОГ, какие необходимы документы для оформления подобных типов перевозок на ВС.

Понятие и определение опасного груза при перевозке на воздушных судах

Под ОГ в воздушном Кодексе РФ понимаются твердые и сыпучие вещества, жидкости, товары, промышленные изделия и оборудование, из-за которых при перевозке на ВС может возникнуть опасная ситуация, а также может быть нанесен значительный ущерб самолету, другим грузам, пассажирам и экипажу.

Насколько актуален вопрос, связанный с перевозкой грузов авиатранспортом, в том числе относящихся к категории опасных грузов, показывают недавние новости. Они касаются того, что известный автотранспортный перевозчик в Сибирском регионе страны ТК «Байкал-Сервис» в августе 2019 года запустил сквозной комбинированный сервис по доставке опасных грузов. При этом скорость доставки комбинированных маршрутов, куда входит доставка автофургоном ОГ до аэропорта, погрузка на борт ВС и доставка по месту назначения, в 4-5 раз быстрее, чем использование традиционных схем логистики фурами или ж/д транспортом. Стоимость перевозки всего на 230 руб. больше за каждый кг груза.

Существует четыре основных типа ОГ, используемых для классификации при авиационных перевозках:

легковоспламеняющиеся материалы, способные при определенных условиях привести к самовозгоранию, взрыву, выделению значительной тепловой энергии. Сюда относятся классы веществ 1 категории, куда входят взрывчатые вещества, порох, спиртосодержащие вещества, эфиры и другие. В частности, к этой группе относятся такие типы изделий и товаров, как духи, алкогольные напитки, аэрозольные жидкости, которые могут самовоспламениться при нагреве, гравитационных перегрузках, при изменении давления;

материалы, оборудование, содержащие радиоактивные элементы, которые могут привести к значительному радиоактивному заражению, облучению грузов, пассажиров и экипажа;

химические вещества, при определенных условиях воздушной перевозки выделяющие ядовитые, отравляющие и вредные вещества;

вещества и жидкости, способные при различных условиях, например, разгерметизации упаковки, приводить к образованию коррозии, к негативному воздействию на другие грузы, а также конструктивные элементы самолета.

Классификация ОГ подробно отражена в Приложении № 18 к Протоколу Чикагской конвенции ИКАО. В этом документе предусмотрена классификация всех ОГ для перевозки на 9 основных классов. Также здесь указан список веществ и материалов, полностью запрещенных к перевозке на ВС каким-либо способом.

Полностью запрещенные к перевозке авиационным транспортом опасные грузы

Список веществ и материалов, которые полностью запрещены к авиаперевозке не только в виде грузов, но при любых обстоятельствах, содержит такие группы:

взрывчатые вещества, способные самовоспламеняться при температуре выше 75°C при периоде воздействия не более 48 часов;

фосфорсодержащие взрывчатые смеси;

вещества, в состав которых входят компоненты аммония, хлората и их производных;

химические и взрывчатые вещества, сверхчувствительные к механическим ударам и вибрации;

жидкие материалы, способные при незначительном тепловом или механическом воздействии производить сильную химическую реакцию, приводящую к резкому повышению давления в таре, упаковке и тепловому выбросу;

газообразные вещества, способные даже при незначительном изменении (перепаде) атмосферного давления вызвать нагревание поверхностей баллонов.

Здесь следует особо отметить, что список опасных грузов для авиаперевозок не является закрытым или окончательным. Периодически следует проверять его на предмет обновления и появления в числе запрещенных новых веществ, материалов и оборудования.

Документы, необходимые для оформления перевозки ОГ авиационным транспортом

Чтобы правильно оформить к перевозке груз, подпадающий под определение «опасный груз», когда используется авиаперевозка опасных грузов (включая мультимодальные типы перевозок), необходим ряд документов. Эти документы являются основными, без них невозможен допуск груза не только на борт ВС, но и на грузовой терминал аэропорта. Общий список документов, а также порядок их заполнения и предоставления, указан в следующих нормативных и правовых документах:

Приказе ФАС России № 372 от 29.12.98 г.;

Воздушном кодексе РФ;

международном стандарте качества – ISO 9000.

В этот список входят следующие обязательные документы:

«Декларация о перевозке опасного груза». Этот документ имеет вид бланка на листах формата А4. В этой декларации грузоотправитель или его агент (экспедиторская компания) указывает все точные сведения о грузе – полное наименование, включая химическое или техническое, количество грузовых мест, вес, упаковку, класс опасности. Также прилагаются технические паспорта на сам груз, его упаковку или тару. Декларация заполняется в трех экземплярах.

При отправке одной партии груза, состоящей из нескольких типов ОГ, на каждый из них заполняется отдельная декларация.

Фитосанитарный или гигиенический сертификат, если предполагаются к перевозке вещества, содержащие активные растительные, химические или биологические компоненты.

Сертификат происхождения или Certificate of Origin. В этом документе прописываются все сведения об изготовителе вещества, оборудования, которое перевозится как ОГ.

Упаковочный лист или документ об упаковке, креплении ОГ.

Копия контракта поставки, купли-продажи, инвойсы и другие документы, по которым осуществляется коммерческая перевозка груза .

Кроме этих основных документов, для перевозки ОГ авиакомпания или ее линейный агент может потребовать от грузоотправителя другие дополнительные документы, подтверждающие безопасность перевозки ОГ на конкретном ВС или для принятия на хранение в грузовые терминалы аэропорта, включая таможенную зону.

Упаковка и маркировка ОГ при перевозке воздушным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом, хранение и перевалка должны соответствовать международным стандартам, предъявляемым к упаковке и маркировке.

В общем виде существует три основные группы упаковки, в зависимости от степени опасности того или иного груза:

Первая группа – для грузов с классами опасности от 1 до 4.

Вторая группа упаковки – это класс веществ от 5-7.

Третья группа – для веществ и материалов, входящих в классы опасности от 7 до 9.

Кроме этого, упаковка грузов имеет классификацию по типам А, В и С, в соответствии с нормами, содержащимися в специальном приложении Конвенции ИКАО. Эта группа требований определяет степень прочности, изоляционные свойства, габариты упаковки и тары, в которых перевозится опасный груз.

Что касается маркировки ОГ, когда используется только авиадоставка опасных грузов, то все технические стандарты и условия ее применения содержатся в ч. 2 «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.

Согласно этим требованиям, грузу каждого класса опасности присваивается своя собственная цветовая маркировка и отличительные символы, позволяющие однозначно трактовать степень опасности перевозимого груза.

Основные характеристики маркировки ОГ, применяемые в авиационной логистике, приведены в соответствующей таблице.

Объем перевозок опасных грузов в ближайшем будущем может возрасти, что связано в частности с анонсированием переоборудования объекта по уничтожению химоружия в Камбарке в комплекс по утилизации и обезвреживанию отходов I–II классов опасности, а также планами на перезапуск по меньшей мере четырех аналогичных объектов. По мере того, как авиационные перевозки будут все полнее интегрироваться в общую модель логистики, например, в мультимодальные типы перевозок, будут унифицироваться и требования к перевозке опасных грузов. Требования к перевозке ОГ, документационному сопровождению, маркировке, упаковке будут одинаковы для перевозки морем, ж/д транспортом, авиацией или грузовыми автофургонами. Это намного упростит систему управления рисками при доставке ОГ в любую точку страны или мира. Ввиду возможных осложнений при оформлении опасных грузов, рекомендуется обратиться к специалистам в этой сфере.

Компания «СБ Карго» возьмет на себя решение всех проблем и поможет сэкономить силы, время и денежные средства. Мы получили аккредитацию в IATA как грузовой агент. Это дает нам возможность быстро управлять организационными процессами и финансовыми операциями, бронировать заявки на грузоперевозки оперативно и на выгодных условиях. Мы сотрудничаем с авиакомпаниями напрямую.

Опасные грузы

Настоящий раздел поможет Вам самостоятельно узнать дополнительную информацию об опасных грузах и способах их транспортировки и оформления:

Читайте также  Полис мини КАСКО

Общие правила

Существует категория грузов, которые запрещены к перевозке любым видом транспорта, или при перевозке требуют заполнения особой документации и упаковки. Такая категория грузов называется — опасные грузы (dangerous goods часто упоминается как hazardous materials. Оба эти термина имеют одинаковое значение, хотя в Европе термин dangerous goods используется чаще).

Определение: dangerous good определяется как изделие или вещество, которые способны подвергнуть значительному риску здоровье, безопасность или имущество людей при перевозке и которые классифицируются в соответствии с критериями, изложенными в различных сводах правил.

Опасные грузы могут быть отправлены в соответствии с положениями Международной Организации Транспортной Авиации (ICAO) — техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов авиатранспортом. Этот документ является техническим руководством и имеет силу закона. Международная Авиатранспортная Ассоциация (IATA) выпускает свою собственную версию документа ICAO и называет его Danderous Goods Regulations (правилa перевозки опасных грузов).

Считается серьезным нарушением — разрешить перевозить опасные грузы даже при малейшем нарушении этих правил. Чтобы гарантировать, что незаявленные опасные грузы или заявленные, но не соответствующие Правилам не были загружены на борт самолета, лица, отвечающие за это несут юридическую ответственность.

Классификация

Опасные грузы классифицируются по одному из девяти классов опасности принятыми ООН (UN — United Nations). Девять классов опасности подразумевают тип опасности.
Эти классы приведены ниже с некоторыми характерными примерами и примером маркировки:

КЛАСС 1 — взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта.

1.1 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз;

1.2 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой;

1.3 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него;

1.4 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок;

1.5 — взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны

1.6 — изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования.

КЛАСС 2 — газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

абсолютное давление паров при температуре 50С равно или выше 3 кгс/смЧЗОО кПа);

критическая температура ниже 50С.

По физическому состоянию газы делятся на:

сжатые, критическая температура которых ниже -10С;

сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10С, но ниже 70С;

сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70С;

растворенные под давлением;

аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний.

2.1 — невоспламеняющиеся газы;

2.2 — невоспламеняющиеся ядовитые газы;

2.3 — легковоспламеняющиеся газы;

2.4 — легковоспламеняющиеся ядовитые газы;

2.5 — химически неустойчивые;

2.6 — химически неустойчивые ядовитые.

КЛАСС 3 — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61С и ниже.

3.1 — легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости;

3.2 — легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки — жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 23С;

3.3 — лекговоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки — жидкости с температурой вспышки от 23 до 61С включительно в закрытом тигле.

КЛАСС 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании.

4.1 — легковоспламеняющиеся твердью вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть;

4.2 — самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться;

4.3 — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

КЛАСС 5 — окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв.

5.1 — окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым, увеличивая интенсивность огня;

5.2 — органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.

КЛАСС 6 — ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой.

6.1 — ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей;

6.2 — вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных.

КЛАСС 7 — радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).

КЛАСС 8 — едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами.

8.3 — разные едкие и коррозионные вещества.

КЛАСС 9 — вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения.

9.1 — твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3 и 4-му классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +61 C до +100 C в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы);

9.2 — вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях.

К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее по тексту «особо опасные грузы»:

Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1.4, 1.5 и 1.6;

Радиоактивные вещества класса 7;

Не воспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;

Ядовитые газы окисляющие;

Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные;

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18С ядовитые;

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18С едкие и (или) коррозионные;

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18С до плюс 23С едкие и (или) коррозионные;

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18С до плюс 23С ядовитые, едкие и (или) коррозионные;

Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;

Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50С с опасностью разрыва упаковки;

Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;

Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;

Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;

Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, Самовозгорающиеся и ядовитые;

Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;

Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;

Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50С;

Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50С;

Органические пероксиды взрывоопасные;

Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;

Органические пероксиды едкие для глаз;

Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;

Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;

Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;

Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23С;

Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23С, но не более 6ГС;

Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;

Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами ядовитые и окисляющие;

Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;

Читайте также  Расторжение договора страхования жизни при ОСАГО

Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;

Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23С до 61С;

Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;

Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;

Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23С;

Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24С до 61C;

Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

Виды упаковки

Каждому классу опасности соответствует своя упаковка. Нужно очень тщательно подходить к выбору упаковки, потому что от нее зависит сохранность и безопасность Вашего груза. Некоторые виды не требуют специальной упаковки, другие запрещены к перевозке без упаковки. Не забывайте, специальная упаковка — это не только пластик или картон, это еще специальная, сертифицированная маркировка.

Импортная упаковка для всех классов опасных грузов.

Отечественные комбинированные упаковочные комплекты:

Внутренние упаковочные комплекты IP2 и IP1;

Стальные бочки и барабаны 1А1 и 1А2 для перевозки опасных грузов.

Почему люди выбирают нас

Полный цикл оформления необходимой документации;

Оформление декларации на опасные грузы;

Погрузочно-разгрузочные и упаковочные работы.

Седьмой класс ADR. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом.

К опасным грузам относят материалы, несущие потенциальную опасность здоровью человека или природе. Их транспортировка жестко регламентируется требованиями Правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ — 94) и ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в международных перевозках – Правилами МАГАТЭ.
Выделяют 9 классов грузов, разделяющихся по уровню опасности. К ADR 7 классу опасности относятся любые материалы, в состав которых входят радионуклиды, активность которых превышает установленные допустимые значения, определяемые ДОПОГ (европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов). Это – радиоактивные материалы, удельная активность которых превышает 70 кБк/кг (нКи/г).

Радиоактивные материалы имеют определенную классификацию, позволяющую разделять их по:

  • Уровню опасности радионуклидов, содержащихся в упаковке.
  • Способности радионуклидов к делению.
  • Типу упаковки, определенной для перевозки.
  • Характеру или форме содержащихся в упаковках радиоактивных материалов.
  • Параметрам специальных условий, регулирующих перевозку.

Транспортировка грузов ADR 7 класса связана с риском поглощения внешнего радиоактивного излучения, а также ядерной цепной реакции.

К грузам ADR 7 класса относятся:

  • Природный уран и изделия из него.
  • Предметы с поверхностным радиоактивным загрязнением.
  • Кобальт (Co–60).
  • Урана гексафторид.
  • Диагностические и лечебные изотопы.
  • Детали дефектоскопов.

Согласно ДОПОГ залогом безопасного транзита этих грузов является неукоснительное выполнение правил доставки ОГ, соблюдение принципов радиационной безопасности, разработанных МАГАТЭ.

В соответствии с критериями, предъявляемыми к уровню активности радионуклидов и виду упаковки, транспортировка радиоактивных веществ делится на следующие группы:

  • ADR 7 подкласс I
  • ADR 7 подкласс II
  • ADR 7 подкласс III
  • ADR 7 подкласс «делящийся материал»

Техническая подготовка автомобиля к перевозке 7 класса опасности

Для перевозки опасных радиоактивных грузов используют спец автотранспорт, имеющий разрешение для транспортировки ОГ класса 7. Они регистрируются в местных органах МВД.

Техническое оснащение спец автомобиля предусматривает установку:

  • На задней стенке кабины экранной защиты (свинцовый лист, толщиной не менее 5мм).
  • Дозиметра-радиометра с внешним детектором. Он предупреждает водителя о превышенном уровне допустимой радиации.
  • Системы ГЛОНАСС-АЗИМУТ.
  • Сигнализационной системы с измерителями открывания дверей кабины.
  • Автономной сирены.
  • Видеорегистратора.
  • Радиосвязи.
  • Светосигнальных маячков оранжевого цвета на крыше кабины.
  • Информационного табло спереди на кабине, с принятыми обозначениями перевозимых РА материалов 7-го класса.
  • Аварийного комплекта, со специальным оборудованием и инструментом.
  • Индивидуальных средств защиты для водителя и сопровождающих.

Защита водителя и пассажиров

План мероприятий при возникновении аварийной ситуации

В случае развития аварийной ситуации, существует разработанный план действий для их ликвидации (Правила ПБТРВ—73).

При возникновении полного или частичного разрушения защитной упаковки и попадании радиоактивных веществ в окружающую среду необходимо:

  • Вывести из пораженной зоны людей на расстояние на безопасное расстояние.
  • Сразу информировать о случившемся компетентные органы и спецслужбы.
  • Оградить опасную зону в радиусе 10 м вокруг аварийного места и закрыть туда доступ людей.

Прибывшие на место аварии специалисты проводят необходимые в каждом конкретном случае мероприятия:

  • Определяют радиационную обстановку на месте аварии и на местности.
  • Определяют уровень загрязненности грузов, ТС и т.д.
  • Выявляют пораженных людей, отправляют их на обследование, санобработку и т.д.
  • Формируют рабочие бригады для ликвидации аварии.
  • Обеспечивают радиационный контроль местности.
  • Проводят дезактивационные работы транспортных средств, грузов, спецодежды и других предметов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
  • Организуют сбор и вывоз радиационного материала с места аварии и прилегающей территории.

Таким образом, при условии правильной транспортировки, соответствующей ДОПОГ, перевозимые спец автотранспортом радиоактивные материалы не причиняют вреда окружающей среде и здоровью людей.

Опасные грузы 2020: рассматриваем классы опасности и требования к транспорту

Опасные для экологии, жизни и здоровья людей предметы и вещества нужно транспортировать с особой осторожностью и соблюдением правил перевозки опасных грузов (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация опасных грузов.

Класс 1 — взрывчатые вещества.

Категория 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Нитроглицерин, тротил, гранитол.

Категория 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.

Ручные гранаты, торпеды, мины, боеприпасы.

Категория 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания. Либо тем или другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой.

Порох, фейерверки, огнепроводный шнур.

Категория 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.

Патроны для ружей и пистолетов, промышленные заряды.

Категория 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 2.1 — Легковоспламеняющиеся газы — RFG.

Категория 2.2 — Невоспламеняющиеся нетоксичные газы — RNG, RCL.

Углекислый газ, кислород, огнетушители, аэрозоли.

Категория 2.2 — токсичные газы

Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости.

Краски, клеи, лаки, растворители, спирты, бензин.

Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Категория 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества — RFS.

Категория 4.2 — Вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию — RSC.

Белый и желтый фосфор.

Категория 4.3 — Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой — RFW.

Класс 5 — Окисляющие вещества и органические перекиси.

Категория 5.1 — Окисляющие вещества — ROX.

Аммоний хромовокислый, алюминий азотнокислый, висмут азотнокислый, двуокись марганца.

Категория 5.2 — Органические перекиси — ROP.

Перекись бензоила, паста флегматизированная; перекись дикумина, перекись ларуоила, технически чистая.

Класс 6 — Токсичные и инфекционные вещества

Категория 6.1 Токсические вещества — RPB.

Мышьяк, никотин, цианиды, пестициды.

Инфекционные вещества — RIS.

Бактерии, вирусы, диагностические образцы.

Класс 7 — Радиоактивный материал.

Категория I — Белая — RRW.
Категория II — Желтая — RRY.
Категория III — Желтая — RRY.

Кобальт, йод, цезий.

Плутоний 239, уран 233

Класс 8 — Коррозионные вещества.

(вещества, которые химическим воздействием вызывают серьезное поражение живой ткани, физический ущерб другим грузам или транспортным средствам).

Серная кислота, кислотные батареи, ртуть.

Класс 9 — Прочие опасные вещества и изделия

Прочие опасные грузы — RMD.

Двуокись углерода твердая (Сухой Лед) — ICE.

Намагниченный материал — любой материал, напряженность магнитного поля которого при упаковывании для воздушной перевозки составляет 0,159 А/м или более на расстоянии 2,1 м от любой точки на поверхности готового грузового места — MAG.

Вспенивающаяся полимерная смола — RSB.

Сухого лёд, полимерные смолы, намагниченные материалы.

Какой транспорт выбрать для перевозки опасных грузов

От класса опасности, удалённости места транспортировки, бюджета транспортировки и особенности договорённости между заказчиком и исполнителем зависит выбор способа перевозки опасного груза в 2020 году (Таблица 2).

Таблица 2. Требования к транспорту, перевозящему опасные грузы.

Вид транспорта

Преимущества и недостатки

Железнодорожный

Плюсы: высокий уровень безопасности, возможность перевезти большие объёмы, сравнительно невысокая стоимость.

Минусы: большая длительность перевозки, большой объём документации.

Автомобильный

Плюсы: большая скорость транспортировки, демократичная стоимость.

Минусы: не подходит для больших партий грузов, выше вероятность непредвиденных ситуаций: кража, автомобильная авария и пр.

Автомобиль должен быть оборудован металлической цепочкой для заземления, груз должен быть изолирована при помощи специального материала. Труба глушителя должна быть выведена перед радиатором, а бензобак должен быть отделен от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и защищен спереди и сзади металлическими щитками, а со стороны днища — металлической сеткой. В автомобиле должны быть:

Читайте также  Какое наказание за оставление места ДТП

Плюсы: самый быстрый способ транспортировки.

Минусы: высокая стоимость услуг, невозможность работы с большими объемами и габаритными грузами.

Плюсы: доступная стоимость, высокая безопасность, подходит для работы с большими партиями груза вне зависимости от габаритов.

Минусы: перевозки зависят от погодных условий.

Перед выбором оптимального способа перевозки опасного груза в 2020 необходимо ознакомиться с особенностями, преимуществами и недостатками каждого из них.

Дополнительные меры безопасности, на которые нужно обратить внимание

Для минимизации возможного риска загрязнения окружающей среды, снижения угрозы для жизни и здоровья людей при транспортировке опасных грузов, важно соблюсти дополнительные меры предосторожности.

  1. Проверить состояния здоровья водителя. Главный оцениваемый параметр — скорость реакции, только трезвое оценивание ситуации на дороге позволит избежать ДТП и других опасных ситуаций на дороге.
  2. Проверить техническое состояние транспортного средства.
  3. Иметь в наличие дополнительное оборудование и разрешения на перевозку опасных грузов.
  4. В пути не брать «на буксир» другие автомобили и не подвергать буксировке сам транспорт с опасным грузом.

Транспорт, перевозящий опасный груз, должен быть промаркирован. Для этого используются знаки оранжевого цвета с кодом ДОПОГ. Где написан идентификационный номер опасности груза. Знак должен быть разборчивым, с нестираемыми рельефными символами, чтобы они не пострадали в случае пожара.

Перевозка радиоактивных материалов

Транспортные средства

предназначен для перевозки радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности путем буксировки полуприцепа-контейнеровоза массой до 25 тонн.

представляет собой транспортное средство с комплектом специального оборудования, обеспечивающим сохранность груза, защиту персонала и контроль маршрута движения транспортного средства.

предназначен для перевозки твердых радиоактивных отходов низкой удельной активности путем буксировки полуприцепа-контейнеровоза или тентованного полуприцепа.

предназначен для использования со спецавтомобилем «Панцирь-25» и представляет собой открытую бортовую платформу для перевозки специализированных контейнеров с радиоактивными отходами или другими опасными грузами.

Переоборудованный среднетоннажный грузовик предназначен для перевозки опасных грузов 7 класса опасности на открытой бортовой платформе в специализированных контейнерах.

предназначен для перевозки радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности, в специальном кузове-контейнере.

для транспортировки опасных грузов, относящихся к седьмому классу опасности, в т. ч. радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности, в специальном кузове-контейнере.

представляет собой транспортное средство с установленным специальным кузовом-контейнером обеспечивающим сохранность груза и оборудованием для защиты персонала.

Специально переоборудованный среднетоннажный грузовой автомобиль предназначен для перевозки радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности в специальном кузове-контейнере.

предназначен для сбора и транспортировки жидких радиоактивных отходов от места их образования до места их хранения или переработки в защитном контейнере с цистерной.

предназначается для оснащения организаций атомной промышленности с целью организации безопасной перевозки РАО и РМ в радиационных упаковках I-III транспортных категорий, спецодежды и СИЗ.

Представляет собой специализированный автомобиль с оборудованным изотермическим кузовом-фургоном, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров с РАО и РМ и биологическую защиту персонала.

представляет собой спецавтомобиль с цельнометаллическим фургоном и комплектом специального оборудования, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров с радиоактивными источниками, биологическую защиту персонала, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и проведение слесарных работ в полевых условиях.

представляет собой спецавтомобиль с цельнометаллическим фургоном и комплектом специального оборудования, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров с радиоактивными источниками, биологическую защиту персонала, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и проведение слесарных работ в полевых условиях.

разработан ООО «ИНРУСКОМ» совместно с изготовителем дозиметров-радиометров ООО «Экорад» (Санкт-Петербург) специально для Сбербанка РФ.

предназначен для транспортировки опасных грузов, относящихся к седьмому классу опасности. Изготавливается на базе автомобиля LADA Largus или аналогичного другой марки.

представляет собой спецавтомобиль со сдвижным тентом и комплектом спецоборудования, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров, защиту персонала, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и проведение слесарных работ в полевых условиях.

Судно обеспечивает высокий уровень безопасности и минимальное воздействие на окружающую среду.

Специально переоборудованный среднетоннажный грузовой автомобиль предназначен для перевозки радиоактивных веществ низкой удельной активности в специальном кузове-контейнере.

Специально переоборудованный среднетоннажный грузовой автомобиль предназначен для перевозки радиоактивных веществ низкой удельной активности в специальном кузове-контейнере.

предназначен для сбора и транспортировки жидких радиоактивных отходов от места их образования до места их хранения или переработки в защитном контейнере с цистерной.

Средства обеспечения

представляет из себя погрузочно-разгрузочный механизм с гидравлическим приводом и крюковым захватным устройством. Предназначен для погрузки, разгрузки и транспортировки различных типов сменных кузовов.

Специальный автомобиль прикрытия (сопровождения) предназначен для сопровождения организованных автоколонн, перевозящих опасные и негабаритные грузы.

В условиях мощного радиационного излучения, когда присутствие человека на месте проведения работ опасно для его здоровья, на помощь приходят роботы. Сортировка радиоактивных материалов, демонтаж атомных реакторов, очистка загрязненных поверхностей – эти и многие другие задачи успешно решаются с помощью дистанционно-управляемой техники Brokk.

предназначен для обеспечения санитарно-пропускного режима при организации и функционировании зоны строгого режима на территории объекта использования атомной энергии или другого опасного производственного объекта.

Передвижная мастерская обеспечения робототехнических комплексов.

Комплекс предназначен для обслуживания повреждённых систем охлаждения реакторов атомных электростанций.

предназначен для оснащения аварийно-спасательных формирований предприятий атомной отрасли с целью оперативного реагирования и ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах

Контейнеры

предназначен для сбора и транспортировки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) от места их образования до места их хранения или переработки в защитном контейнере с цистерной.

предназначен для транспортирования и хранения низко-активных и средне-активных твёрдых радиоактивных отходов.

предназначен для транспортирования и хранения отвержденных жидких радиоактивных отходов. Удельная активность (по бета- и гамма-активности) состава ЖРО-2,85х10 4 Ки/кг.

Конструкция упаковочного комплекта ЖБУ обеспечивает герметичность и защитные свойства снижением уровня ионизирующих излучений. Осуществляется снижение уровня до величин, обеспечивающих безопасность персонала при проведении операций по загрузке и хранению, в соответствие требованиям норм радиационной безопасност.

обеспечивает необходимые условия хранения гамма-дефектоскопов по уровню радиационной безопасности, защищённости от взлома и хищения радиоактивных материалов

для размещения, транспортирования, длительного хранения и захоронения твердых и отвержденных радиоактивных отходов.

Перевозка радиоактивных материалов

Компания ИНРУСКОМ уже не первый год поставляет на Российские дороги автомобили для перевозки опасных грузов. К опасным грузам причисляются все вещества и материалы, которые в силу своих особенностей ставят под угрозу жизнь и здоровье человека, могут нанести непоправимый вред окружающей среде или привести к уничтожению материальных ценностей. В связи с этим руководство компании очень тщательно подходит к своему делу и на всех этапах работы осуществляется постоянный мониторинг производственного процесса специалистами.

Наша компания производит спецавтомобили, способные выполнить перевозку практически любого опасного груза в разных весовых категориях, например:

  • Грузовой седельный тягач Scania. Предназначен для перевозки твердых РАО в полуприцепе-контейнере.
  • Цельнометаллический фургон ГАЗ. Используется при перевозке твердых РИ и источников ионизирующего излучения.

Оба автомобиля оснащены самым современным оборудованием, защищающим не только опасный груз от внешних и внутренних повреждений, но и обеспечивающим надежную противорадиационную защиту сотрудников, сопровождающих груз на пути следования. Для этих целей организуется специальная система защиты внутри кабины.

Переоборудование транспорта под опасные грузы

Помимо непосредственной продажи таких транспортных средств, компания осуществляет переоборудование под опасные грузы вашей машины. При заказе данной услуги осуществляются значительные изменения в конструкции автомобиля.

Также нельзя не сказать об оборудовании для перевозки опасных грузов. Оно позволяет осуществлять контроль при перевозке и помогает оперативно пресекать возникновение ЧС:

  1. Машина оборудуется 1 обычным огнетушителем, 1 углекислотным огнетушителем и ящиком с песком;
  2. Так же оборудуется системой вентиляции и теплоизоляции, для контроля температурного режима в кузове;
  3. Устанавливается расширенная система сигнализации. Все датчики размещаются на приборной панели. Помимо датчиков открытия дверей, давления, температуры, возможна установка и спутниковой навигации.
  4. На кузов наносятся знаки, информирующие других водителей о потенциальной опасности.

Все эти работы компания ИНРУСКОМ осуществляет на специализированном оборудовании с применением новейших технологий и качественных запчастей, поставляемых непосредственным производителем. Так что ваш автомобиль для опасных грузов будет соответствовать всем нормам и европейским стандартам. Также именно сотрудники компании решат все юридические вопросы по смене спецификации автомобиля в ГИБДД.