Перевозка грузов транспортными средствами по ПДД

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом 2021: что изменилось и к чему готовиться перевозчикам 16:20, 12 апреля 2021 Версия для печати

Рассказываем о нововведениях, которые облегчат работу водителей, логистов и… налоговых инспекторов.

1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом – пожалуй, главного документа, регулирующего работу автоперевозчиков. Полный текст соответствующего постановления доступен по ссылке, а мы разберём основные изменения, с которыми придётся столкнуться перевозчикам.

Но сперва – о целях, которые преследовало правительство. В пояснительной записке к опубликованному летом прошлого года законопроекту отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».

По мнению юриста Антона Смородникова, новые правила, помимо всего прочего, помогут налоговой службе ужесточить администрирование отрасли автоперевозок. Так ли это на самом деле?

Что изменилось в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом

Накладные подготовили к «цифре»…

Новая редакция Правил допускает оформление важных документов – транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов – в цифровом виде. Бумажные документы не упраздняются: они сохранят былую силу, но, когда заработает единая информационная система, перевозчики смогут обойтись без привычной бумаги.

Ожидается, что система начнет работу в 2022 году. Она будет собирать информацию из электронных документов. Оператором системы выступит государство.

Власти активно готовятся к запуску новой системы. Осенью 2020 года в пяти регионах России прошел эксперимент по использованию электронных транспортных накладных. Машины крупных транспортных компаний использовали их на маршрутах в Москве и Московской области, в Калужской и Рязанской областях, в Краснодарском крае и в Татарстане. По отзывам участников эксперимента, всё прошло гладко: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.

Можно предположить, что если в ходе реализации проекта не возникнет технических проволочек, уже с 1 января 2022 года все желающие смогут использовать электронные накладные в повседневной работе.

…и дополнили новыми полями

Кроме того, в правилах перевозки грузов изменилась форма транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу, и сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.

    Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;

В разделе «груз» теперь необходимо указывать информацию о грузах – их стоимость;

В разделе «транспортное средство» необходимо указать тип владения ТС (собственность, аренда или лизинг);

  • Если грузоотправитель является экспедитором, он должен поставить отметку в соответствующем поле.
  • Стоит отметить, что новые правила заполнения накладной вызвали у перевозчиков вопросы – об этом мы писали в январе. Тогда же сложившуюся ситуацию прокомментировал юрист Сергей Богатов. Он дал советы перевозчикам, но отметил, что окончательную точку в спорах могут поставить лишь официальные разъяснения от Минтранса и Минфина. К сожалению, по состоянию на апрель ведомства так и не ответили на вопросы профессионального сообщества.

    С какими последствиями столкнутся перевозчики

    Некоторые перевозчики и юристы уверены, что новые правила перевозок грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции. ФНС следит за автоперевозками и сегодня, но информация из электронных накладных, безусловно, облегчит работу налоговиков.

    К примеру, автор канала «Перевозчик 116», предприниматель Константин уверен, что после введения этого новшества налоговой станет проще вычислять цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения. Юрист Антон Смородников отмечает, что новые правила поддерживают политику «обеления» отрасли автоперевозок, которую в последние годы проводит государство.

    Справедливости ради следует вспомнить, что электронные накладные будут использоваться наравне с бумажными документами — их использование не станет обязательным. Впрочем, рано или поздно государство всё же может заставить бизнес полностью перейти на «цифру», но это произойдет явно не в ближайшие годы. До тех пор все желающие смогут использовать для перевозки бумажные накладные.

    Кроме того, электронные документы действительно удобнее – они экономят не только бумагу, но и время. Возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью телефона прямо в транспорте ускорит оформление перевозки. Теоретически это может привести к сокращению сроков оплаты, которые сегодня нередко превышают 2 месяца.

    Есть ли другие изменения?

    Во-первых, в новых Правилах вводится понятие «водитель». Согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, водитель теперь должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.

    Во-вторых, появился перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Помимо стандартных данных о контрагентах и адресах пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов должна содержаться информация о количестве грузовых мест, о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость), данные о грузах (сроки хранения и температурный режим), необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований указания.

    В соответствии с новыми правилами перевозки, в заявке также должно содержаться отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии.

    Особое внимание уделяется опасным грузам. В заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.

    Все остальные положения Правил – правила перевозки опасных грузов, габаритные и весовые ограничения, порядок оформления других документов – остались прежними.

    Подводя итоги

    Итак, новая редакция Правил перевозки грузов готовит перевозчиков к электронному документообороту, меняет правила оформления транспортных накладных и вводит обязательные реквизиты для заявок на перевозку. Каких-то фундаментальных нововведений, которые изменят работу перевозчиков, Правила не содержат, но этот документ важен для будущего внедрения электронного документооборота.

    Интересно, что в постановлении правительства прописан срок завершения действия Новых правил – 1 января 2027 года. Возможно, чиновники уже сегодня задумываются о каких-то нововведениях, связанных с развитием электронного документооборота и цифровых сервисов и намерены внедрить их в дальнейшие редакции Правил.

    Правила перевозки грузов 2021

    С 1 января 2021 года в России действуют новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства от 21.12.2021 г. № 2200 (далее — Правила). Прошло 7 месяцев — достаточный срок для оценки изменений на рынке грузоперевозок, произошедших в связи с изменением законодательства.

    Что изменилось.

    Основное и самое главное изменение, затронувшее всех — обновление формы транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам). В ней нашлось место для экспедитора и его клиента — в графе 1 «Грузоотправитель» появился чекбокс «Является экспедитором», добавилась графа 1а «Клиент (Заказчик организации перевозки)».

    В качестве перевозчика в 10-ой графе транспортной накладной теперь может фигурировать только собственник или владелец транспортного средства, имеющий трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем (см. письмо Минтранса от 26.03.2021 г. № ДЗ/6976-ИС). Ранее перевозчиком могло называться лицо, которое приняло на себя обязательство доставить груз (пп. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта). В графе 11 транспортной накладной, в дополнение к ФИО водителя, необходимо указывать его ИНН.

    Приложением № 5 к Правилам были установлены требования к содержанию заявки на перевозку: теперь в ней должны фигурировать ряд сведений, среди которых ИНН перевозчика и грузоотправителя. В заявке не обязательно указывать сведения о водителе и транспортном средстве.

    Другие изменения в Правилах носят более-менее косметический характер, они подробно описаны в моих статьях: [1] и [2].

    Экспедиторские расписки.

    Если раньше грань между экспедитором и перевозчиком была довольно зыбкой, то сейчас она четко определена — экспедитор указывается в транспортной накладной, а уполномоченное лицо ее подписывает. Однако, это не отменяет обязанности оформления экспедиторских документов, которые, в силу пункт 7 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

    Пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельность определены 3 экспедиторских документа: поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка. Следует отметить, что складская расписка применяется в грузоперевозках довольно редко.

    Формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23.

    ФНС в письме от от 27 мая 2021 г. № ЕА-4-26/7321@ отметила, что указание в транспортной накладной экспедитора не освобождает стороны договора транспортной экспедиции от оформления экспедиторских документов.

    Цели изменений.

    Можно отметить явную направленность всех изменений: государство в лице контролирующих и фискальных органов хочет прослеживать всю цепочку перевозки от заказчика до водителя. После публикации новых Правил я связывался с юристами Министерства транспорта, и в ходе телефонных разговоров они, не скрываясь, говорили, что все эти изменения инициированы Федеральной налоговой службой. Все письменные ответы на обращения в Минтранс согласовывались с представителями ФНС и Минфина.

    Контроль за прозрачностью денежных потоков и отслеживание цепочек НДС в грузоперевозках — вот две причины по которым государство усиленно взялось за отрасль грузовых автомобильных перевозок. Теперь, если буквально понимать закон, нельзя включать в цепочку от заказчика до перевозчика 2, 3 . 10 экспедиторов-посредников — теперь экспедитор может быть только один, и только он может, являясь грузоотправителем, заключить договор перевозки и выдать в подтверждение транспортную накладную (ст. ст. 785, 801 Гражданского кодекса РФ).

    Выполнение нового закона.

    Многие грузовладельцы и экспедиторы встретили новые требования без воодушевления, но подчинились им. Например, ЗАО «Тандер» (сеть магазинов Магнит) и его дочерние компании (ООО «Новые Технологии», ООО «Пластик Трейд» и т.д.) стали оформлять транспортные накладные с учетом изменений в законодательстве. В то же время неожиданно Pepsi Co не подчинилось требованиям Правил перевозки грузов и продолжило оформлять транспортные накладные по-старому, указывая в качестве перевозчика своего экспедитора, а в качестве грузоотправителя — себя.

    Многие грузовладельцы стали абсолютно верно требовать от экспедиторов выдачи экспедиторских расписок и направлять им поручения экспедитору, ведь именно эти документы в дальнейшем подтвердят обоснованность уменьшения доходов на величину расходов по договорам транспортной экспедиции. Обосновать расходы на транспортно-экспедиторское обслуживание транспортными накладными не получится.

    Единственное в чем грузовладельцы практически единогласно не исполняют новые требования — указание в 16-ой графе транспортной накладной стоимости услуг по перевозке грузов. Строго говоря, в этой графе написано, что она заполняется «при необходимости», но Федеральная налоговая служба имеет свое мнение по этому вопросу: в Письме от 19.04.2021 г. № СД-4-2/5238@ фискальное ведомство сообщило, что будет считать все транспортные накладные, в которых не заполнена 16-ая графа, некорректными и не будет принимать их в целях уменьшения базы налога на прибыль.

    К чему приведет несоблюдение новых Правил?

    Несоблюдение новых Правил приведет к отказу ИФНС в принятии к учету в качестве расходов в составе налогооблагаемой базы налога на прибыль неверно оформленных перевозочных документов (ст. 252 Налогового кодекса РФ). С одной стороны, это означает, что у грузовладельцев возникнут трудности с уменьшением налогооблагаемой базы налога на прибыль. С другой стороны, во многих договорах грузовладельцев с экспедиторами предусмотрена обязанность последних проверять корректность и полноту заполнения перевозочных документов, за несоблюдение которой предусмотрены санкции в размере переплаченных налогов (зачастую ещё и с дополнительной неустойкой от этой суммы).

    Учитывая, что абсолютное большинство перевозок выполняются с отсрочкой оплаты, можно сделать вывод, что грузовладельцам не грозят потери — они, в порядке ст. 410 ГК РФ, произведут зачет задолженности за транспортные услуги на величину переплаченных налогов.

    С 2022 года ожидается перевод договоров и перевозочных документов в цифровую форму. Примерно с третьего квартала 2022 года стоит ожидать лавинообразный рост спроса на услуги по оспариванию решений налоговых органов по отказу принятия к учету расходов на транспортно-экспедиционное обслуживание.

    Сверхнормативный транспорт: порядок движения по автомобильным дорогам

    При превышении транспортным средством (с грузом или без груза) предельно допустимых весогабаритных параметров, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», такое транспортное средство относится к категории тяжеловесного и (или) крупногабаритного.

    Дальнейшая эксплуатация такого транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации возможна при наличии специального разрешения.

    Ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства предусмотрена статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    Определение значения допустимой нагрузки на оси транспортного средства (приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом) осуществляется заинтересованным лицом, в том числе исходя из маршрута движения транспортного средства – в зависимости от значения нормативной (расчетной) нагрузки, под которую осуществлялось проектирование автомобильных дорог.

    Сведения о нормативных (расчетных) нагрузках участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения Росавтодора приведены в документе Расчетные (нормативные) нагрузки

    Процедура оформления специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств во внутрироссийском и в международном сообщениях регулируется следующими актами:

    1. В международном сообщении (с пересечением государственной границы Российской Федерации).

    Во исполнение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» приказом Минтранса России от 21.09.2016 № 272 утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам (далее – Порядок № 272).

    Информация о подведомственных Росавтодору учреждениях, уполномоченных на совершение действий по приему заявлений, оформлению специальных разрешений и их выдаче при движении транспортного средства в международном сообщении

    2. Во внутрироссийском сообщении.

    Процедура оформления специального разрешения на движение сверхнормативных транспортных средств во внутрироссийском сообщении регламентирована Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденным приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167 (далее – Порядок № 167).

    Органы, уполномоченные предоставлять соответствующую государственную услугу, определены в соответствии с частью 10 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пунктами 6 и 7 Порядка № 167

    2.1. В том случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят:

    по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;

    по территориям двух и более субъектов Российской Федерации (без выезда на федеральные дороги), выдача специального разрешения осуществляется подведомственным Росавтодору учреждением, в зависимости от закрепленной за ним территории обслуживания (далее – уполномоченный орган).

    Информация о подведомственных Росавтодору учреждениях, уполномоченных на совершение действий по приему заявлений, оформлению специальных разрешений и их выдаче при движении транспортного средства во внутрироссийском сообщении.

    2.2. В том случае, если маршрут проходит по автомобильным дорогам регионального и местного значения в границах одного субъекта Российской Федерации и без выезда на федеральные дороги, выдача специального разрешения осуществляется уполномоченным органом такого субъекта.

    2.3. В том случае, если маршрут проходит только по автомобильным дорогам местного значения (без выезда на региональную и федеральную сеть дорог), выдача специального разрешения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

    Приказом Минтранса России от 28.03.2013 № 107 утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении.

    С апреля 2010 г. реализована возможность подачи в электронном виде заявлений на получение специальных разрешений на движение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств в международном сообщении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), размещенного в сети Интернет по адресу www.gosuslugi.ru . С июля 2012 г. такая возможность реализована также в отношении движения крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств в межрегиональном и местном сообщениях.

    За оформление одного специального разрешения на движение крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства предусмотрена оплата государственной пошлины в размере
    1 600,00 рублей согласно подпункту 111 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    При движении тяжеловесного транспортного средства предусмотрена плата в счет возмещения вреда, которая рассчитывается индивидуально по каждому заявлению при оформлении специального разрешения в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    Положения об осуществлении весогабаритного контроля транспортных средств утверждены приказом Минтранса России от 31.08.2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств»

    Рекомендуем ознакомиться также с положениями законодательства РФ в области эксплуатации тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам Российской Федерации, в частности:

    приказ Минтранса России от 31.08.2020 № 343 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

    Временное ограничение тяжеловесных транспортных средств (чьи нагрузки на оси превышают установленные на период ограничения значения) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения осуществляется в соответствии с приказом Минтранса России от 12.08.2011 № 211 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам».

    Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках оказания государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух или более субъектов Российской Федерации, а также в международном сообщении.

    Более подробно информация о летнем ограничении движения на автомобильных дорогах федерального значения приведена в разделе «Ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий»

    Росавтодор подтверждает корректность работы автоматических пунктов весогабаритного контроля

    Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

    Современная жизнь невозможна без перевозки различных грузов. Они могут быть разного размера, разной массы. Для перевозки различных категорий грузов существуют правила перевозки грузов автомобильным транспортом, оговоренные в ПДД.

    Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом

    Первое и основное условие — груз по своему весу и габаритам должен соответствовать допустимым параметрам, указанным в технических характеристиках ТС. Также для транспортировки груза существуют следующие требования:

    • он должен быть хорошо закреплен;
    • он не должен нарушать устойчивость ТС;
    • он не должен мешать управлению автомобилем, в том числе не закрывать обзор;
    • он не должен закрывать опознавательные знаки ТС и световые сигналы;
    • он не должен мешать водителю подавать сигналы рукой при невозможности соблюдения предыдущего пункта;
    • он не должен шуметь или создавать пыль;
    • он не должен вредить дорожному полотну или окружающему пространству.

    Однако, существуют ограничения по размерам перевозимого груза:

    • Допустимо, если по своим габаритам в длину он выступает за края ТС менее, чем на 1 метр как спереди, так и сзади.
    • В случае, если расстояние более 1 метра, то необходима установка знака крупногабаритных грузов, представляющего из себя квадрат с диагональными красными и белыми полосами. В темное время суток к нему должны быть добавлены фонари или световозвращатели, спереди белый, сзади красный.
    • В случае, если груз выступает более, чем на 2 метра, его перевозить нельзя. Либо, в крайнем случае, согласовать такую перевозку с отделением ГИБДД, расположенном в районе начала маршрута.
    • По ширине ни один груз не должен иметь габариты больше, чем 2,55 м. Емли данное ограничение не нарушается, а груз торчит в стороны не более, чем на 40 см от краев машины, то дополнительных опознавательных знаков не требуется.
    • При выступании груза более, чем на 40 см при общей ширине в пределах допустимой, необходимо вешать два знака крупногабаритного груза. Вешается знак спереди и сзади. Ночью не забывать о фонарях и световозвращателях.

    Если ТС по своей ширине превышает 2,55 м, по высоте больше 4 м, а по длине больше 20 (с одним прицепом), то для такого транспорта действуют отдельные пункты ПДД.

    Если транспортное средство подходит под указанные параметры, либо его длина превышает 24 метра с двумя и более прицепами, то перевозка крупногабаритных грузов регулируется нормативными документами Минтранса РФ и МВД. Разрешение можно получить как на единовременную транспортировку по конкретному маршруту и в строго определенные сроки, так и длительностью от 1 до 3 месяцев либо на то количество перевозок, которое указано в разрешении. Разрешения последнего типа выдаются строго на грузы, относящиеся к первой категории.

    Для подобного транспорта существует специальный знак «Длинномерное ТС», который представляет собой горизонтальный прямоугольник желтого окраса с оранжевой или красной окантовкой.

    Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

    При транспортировке опасных грузов на автотранспорте обязательно должен быть расположен знак «Опасный груз».

    Этот знак выглядит как горизонтальный прямоугольник с небольшой закрашенной прямоугольной областью слева, остальная зона красного цвета и разделяется горизонтальной чертой посередине.

    При этом водителю в случае перевозки нескольких видов опасных грузов следует учитывать Приложение 4, представляющее собой полную таблицу совместимости опасных грузов при транспортировке.

    Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ

    Штрафы за нарушение перевозки грузов

    Существует 4 категории штрафов, которые можно получить за неправильную организацию транспортировки грузов:

    • Перевозка тяжеловесного или крупногабаритного груза при отсутствии специального пропуска и разрешения, если таковые требуются в обязательном порядке, а также с несоблюдением прописанного в разрешении маршрута. На водителя — штраф 2—2,5 тыс. рублей или же лишение ВУ. Должностные лица обязаны уплатить от 15 до 20 тыс. рублей, а юр. лица — от 400 до 500 тыс. Также инспектор может задержать ТС. Штрафные санкции определяются ч. 1 статьи 12.21 КоАП.
    • Транспортировка крупногабаритного груза с превышением размеров, прописанных в разрешении, больше чем на 10 см. Водителю — штрафные санкции в виде 1,5—2 тыс. рублей или лишение ВУ на 2—4 месяца. Должностные лица обязаны уплатить от 10 до 15 тыс. рублей, юр. лица — от 250 до 400 тыс. рублей. Возможно задержание ТС. Здесь действует часть 2 статьи 12.21 КоАП.
    • Перевозка тяжелых грузов с превышениями максимально допустимой массы или нагрузки на ось, освещенных в выданном разрешении, на 15% и более. На водителя — штраф 1,5—2 тыс. рублей. Должностные лица обязаны уплатить от 10 до 15 тыс. рублей, а юр. лица — 250—400 тыс. рублей. Регламентировано частью 3 статьи 12.21 КоАП.
    • Нарушение прочих правил перевозки грузов с большим весом и крупными габаритами, не оговоренных пунктами 1-3 статьи 12.21 КоАП. Водителю — штраф величиной в 1—1,5 тыс. рублей. Должностному лицу — от 5 до 10 тыс. рублей, юридическому — от 150 до 250 тыс. рублей.

    Правила перевозки грузов обязательны к исполнению, поскольку помогают всем участникам движения вовремя ориентироваться на проезжей части при наличии знаков или, например, соблюдать особую осторожность, если следующее рядом ТС везет опасный груз.

    Видео: Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

    ПДД — перевозка грузов на легковом автомобиле

    • Что говорится в ПДД?
    • Правила перевозки габаритных грузов
    • Разрешенные габариты
    • Перевозка негабаритных грузов
    • Размеры и правила перевозки
    • Правила перевозки на крыше машины
    • Перевозка в легковом прицепе
    • Международные перевозки

    В некоторых ситуациях легковой автомобиль используется не только для перевозки пассажиров, но и для транспортировки грузов. На этот случай в Правилах дорожного движения содержатся четкие инструкции, обязательные для соблюдения всеми водителями.

    Что говорится в ПДД?

    Правилам перевозки грузов посвящен 23 раздел ПДД РФ, статьи 23.1 – 23.5. Основные обязанности водителя легкового автомобиля, закрепленные в этих пунктах:

    1. Перегруз недопустим. Максимальную нагрузку автомобиля можно уточнить в ПТС, в графе «Разрешенная максимальная масса». Превышение этого параметра приведет к дефектам подвески и деформации кузова.
    2. Перед выполнением рейса необходимо убедиться в надежности крепления груза. Эта обязанность возложена на водителя (п. 23.2).
    3. При размещении поклажи важно, чтобы она не уменьшала обзор (п. 23.3), не влияла на управление ТС, не отражалась на устойчивости авто и не загрязняла окружающую среду во время перевозки (например, песок не рассыпался).
    4. Световые приборы не должны быть перекрыты. Если избежать этого невозможно, то водителю придется подавать сигнала другим участником движения рукой.
    5. При возникновении неустранимых проблем при перевозке от поездки придется отказаться.

    Правила перевозки габаритных грузов

    Помимо ПДД, инструкции по перевозке крупногабаритных предметов на легковых автомобилях содержатся в следующих нормативных актах:

    • Постановление Правительства № 272 «О правилах перевозки грузов автомобильным транспортом»;
    • Приказ Минтранса № 258 «О порядке выдачи разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов»;
    • Приказ Минтранса № 7 «О правилах безопасности перевозки пассажиров и грузов».
    1. Превышение допустимой скорости движения.
    2. Транспортировка в сложных погодных условиях: снегопад, гололед, плохой видимости.
    3. Движение по обочине дороги.
    4. Остановка за пределами стоянок и парковок.
    5. Продолжение движения при возникновении неисправностей и поломок транспортного средства.

    Разрешенные габариты

    Согласно п. 23.4 ПДД, груз, габариты которого выступают за пределы транспортного средства спереди и сзади более 1 м и по бокам более 40 см считается крупногабаритным. Все предметы, которые укладываются в указанные параметры, считаются габаритными и особых рекомендаций по перевозке не имеют.

    Требования ПДД относительно габаритов поклажи:

    • по длине. Предмет, размещенный на легковом автомобиле, может выступать за его пределы на 1 м. Если поклажа выступает свыше указанного расстояния только с одной из сторон (спереди или сзади), то она все равно считается негабаритной;
    • по ширине. Максимальный выступ обычного груза не должен превышать 40 см, все остальные – негабаритные. Замер необходимо производить от края заднего габаритного огня. Это означает, что выступ от боковой двери будет несколько меньше;
    • по высоте. В п. 23.4 нет четких указаний относительно этого параметра, но согласно п. 23.5 максимальная удаленность верхней точки от асфальта не может превышать 4 метров. При этом, если предмет не превышает критериев по длине и ширине, но его высота, например, 3,85 м, то обозначение «Крупногабаритный груз» не требуется.

    Перевозка негабаритных грузов

    Согласно правилам ПДД, установленным для транспортировки негабаритных предметов:

    1. Нельзя перевозить груз, который нарушает устойчивость транспортного средства.
    2. Обязательно использовать знак «Крупногабаритный груз», а также, сигнальные огни или светоотражатели в ночное время. Впереди размещается белый фонарь, сзади – красный.
    3. По возможности, воздержаться от перевозки негабаритных предметов при сложных погодных условиях, плохой видимости и в ночное время.

    Размеры и правила перевозки

    Негабаритный груз – это любой предмет, который выступает за пределы авто по длине от 1 до 2 м от бампера, по ширине – на 40 см от заднего габаритного огня.

    Основные предписания по транспортировке такой поклажи:

    • использовать знак в форме квадрата с диагонально расположенными чередующимися красными и белыми полосами. Знак размещается на самой выступающей части;
    • при плохой видимости закрепить фонари: белый впереди машины, красный – сзади;
    • при превышении высоты в 4 м необходимо получить разрешение от местных органов самоуправления. Знак оповещение обязателен для размещения в этом случае;
    • при перевозке опасных грузов требуется согласовать маршрут передвижения в ГИБДД и не отклоняться от него;
    • если выступ от задней части автомобиля превышает 2 м, то для выполнения такой поездки, также, потребуется разрешение от муниципалитета и ГИБДД.

    Правила перевозки на крыше машины

    Перед размещением поклажи на крыше легкового автомобиля необходимо ознакомиться с рекомендациями производителя. Превышать максимально допустимую массу не разрешается.

    1. Для легкового авто отечественного производства – 40-60 кг.
    2. Иностранного производителя – 60-90 кг.

    При использовании багажника на крыше авто стоит руководствоваться общими инструкциями перевозки габаритных и негабаритных грузов. Правила размещения и транспортировки:

    • не превышать установленные габариты (40 и 100 см);
    • при превышении указанных размеров использовать знак оповещения;
    • не закрывать обзор водителю;
    • размещать поклажу на середину для исключения смещения центра тяжести ТС;
    • при обнаружении неисправностей во время движения немедленно остановить автомобиль и устранить поломку;
    • надежно закрепить груз на багажнике. Все выпадающие предметы или открывающиеся дверцы необходимо тщательно зафиксировать или удалить;
    • привязать предметы веревками или специальными лентами плотно, без зазоров;
    • соблюдать скоростной режим: для города – 60 км/ч, для трассы – 90 км/ч;
    • проверять надежность креплений каждый час езды.

    Перевозка в легковом прицепе

    Любой прицеп – это ТС, не имеющее собственного двигателя и используемое совместно с другим ТС для транспортировки грузов. Так как прицеп относится к транспортным средствам, то требования ПДД по отношению к нему обязательны для соблюдения:

    1. Для крепления используется жесткий фаркоп, оснащенный электропроводкой и штепсельной розеткой.
    2. Сам прицеп должен быть оборудован световыми сигналами: поворотниками, стоп-сигналами, габаритами.
    3. Запрещено превышать предельно разрешенную массу груженого прицепа. Она различается для каждой категории ТС, для «В» этот параметр равен 750 кг. Масса прицепа не должна быть больше массы легкового автомобиля.

    Порядок движения с прицепом, а также, способы обозначения груза:

    • исключить резкие торможения, так как за счет дополнительной массы происходит увеличение тормозного пути;
    • держать дистанцию;
    • перед поворотом снижать скорость;
    • желательно исключить маневрирование в потоке и движение задним ходом при плохом обзоре;
    • во время поездки иметь при себе регистрационные документы на прицеп. Их необходимо предъявить инспектору ГИБДД по первому требованию. Для физических лиц наличие диагностической карты не обязательно;
    • соблюдать скоростной режим, он уменьшается на 20 км/ч: в черте города – 40 км/ч, за его пределами – 70 км/ч, на автомагистралях – 90 км/ч;
    • при признании перевозимого предмета негабаритным использовать знак и светоотражающие элементы или огни;
    • для перевозки негабаритной поклажи с помощью прицепа легковой автомобиль должен быть оснащен зеркалами заднего вида на удлиненных кронштейнах.

    Международные перевозки

    При необходимости выезда на легковом автомобиле за пределы страны необходимо заранее ознакомиться с правилами Таможенного союза. Здесь содержится точный список разрешенных для вывоза предметов. Важно, что все они должны предназначаться для личного использования, а не для получения выгоды.

    Правила транспортировки грузов на легковом авто зависят от актуального законодательства в области дорожного движения, принятого в конкретной стране.

    ПДД допускают перевозку на легковом автомобиле как габаритных, так и негабаритных грузов. Для собственной безопасности и учета интересов других участников движения требуется использование специальных обозначений, соблюдение скоростного режима и отказ от поездок в сложных погодных условиях.