Перевозка грузов по единому налогу на вменённый доход

Как рассчитывается ЕНВД для грузоперевозчиков

Понятие ЕНВД и право его применения

В статье 18 НК РФ сказано, что ЕНВД относится к специальным налоговым режимам, применение которых предусматривает:

  • особый порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы;
  • освобождение от уплаты ряда федеральных и местных налогов и сборов.

Применять ЕНВД имеют право как организации, так и ИП, которые осуществляют деятельность, прямо предусмотренную перечнем из ст. 346.26 НК РФ. Правда, при этом региональные и местные власти также должны включить код вида такой деятельности (ОКВЭД2) в список разрешенных на данной территории для применения вмененного налогообложения. Обычно ИП имеют право применять ЕНВД транспортные услуги 2020. Правда, только в том случае, если имеют в своем распоряжении не более 20 автомобилей.

Выбирая такую систему, налогоплательщик при определении базы налогообложения исходит не из размера реального дохода, а из так называемого вмененного дохода, который установлен Налоговым кодексом для разных сфер бизнеса. Поскольку сумма реально полученного предпринимателем дохода не играет роли, можно представить, какой платеж предусмотрен в месяц на ЕНВД грузоперевозки-2017. Расчет этой суммы мы рассмотрим на примере.

Очень важно не перепутать коды видов предпринимательской деятельности с кодами ОКВЭД. Если первые предназначены исключительно для заполнения налоговой декларации и утверждены ФНС, то вторые классифицируют все виды бизнеса и позволяют определить право на ЕНВД по правоустанавливающим документам ИП или юрлица. Это может быть свидетельство о регистрации или выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Код вида предпринимательской деятельности ЕНВД-2017 грузоперевозки по версии ФНС — 05. Именно это значение следует указывать в заявлении о переходе на единый налог, а также в отчетности. При этом ОКВЭД-2017 (транспортные услуги, грузоперевозки) ИП ЕНВД или юрлица также должен соответствовать этому значению.

ЕНВД: грузоперевозки и ограничения

Для того чтобы иметь возможность применять вмененное налогообложение при грузоперевозках, налогоплательщик должен соответствовать ряду критериев:

  • не иметь более 100 работников (средняя численность за отчетный период);
  • если это организация, то не иметь долю участия в уставном капитале других организаций более 25 %;
  • не работать по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом;
  • не быть крупнейшим налогоплательщиком.

Все это в равной степени относится к грузоперевозкам. Кроме того, право применения «вмененки» заканчивается с момента приобретения 21 транспортного средства. Также нужно учитывать, что единый налог можно исчислять только с разрешенных видов деятельности. Поэтому, если одновременно с грузоперевозками организация или ИП занимается чем-то еще, то можно совмещать эту систему с упрощенной или общей.

Пример расчета вмененного дохода и суммы к уплате

Предположим, что нам надо рассчитать сумму ЕНВД для ИП (грузоперевозки, 1 машина, 2020). Применим следующий алгоритм:

  1. Необходимо узнать базовую доходность, которая приведена в п. 3 ст. 346.29 НК РФ. Для автотранспортных услуг по перевозке грузов она составляет 6000 рублей.
  2. Далее нужно скорректировать это значение на коэффициент-дефлятор К1, который ежегодно устанавливает МЭР России. В 2020 году он равен 1,798, и это значение не зависит от вида деятельности. Умножаем 6000 на 1,798, получаем 10 788 руб.
  3. Следующим шагом нужно выяснить физический показатель. В нашем случае это число машин, которые используются для грузоперевозок. Значит, он равен 1, и итоговая сумма, по сравнению с прошлым шагом, не изменилась.
  4. Применим региональный корректирующий коэффициент К2. Его значение может быть равным от 0,1 до 1. В большинстве регионов действует максимальное значение. Его мы и применим. Итоговая сумма осталась равна 10 788 руб.
  5. Настало время умножить полученную базу налогообложения на ставку. Она может составлять от 7,5 до 15 %. Минимальную ставку некоторые регионы установили для новых ИП или для предпринимателей с инвалидностью, однако в общей массе везде действует максимальная ставка 15 %. Следовательно, к оплате в месяц у нашего ИП получится 1618,20 рублей.

Для того чтобы рассчитать сумму платежа, проще всего применять простую формулу:

Ежемесячный платеж = БД × ФП × К1 × К2 × 15 %.

Полученную сумму можно уменьшить на сумму страховых взносов:

  • ИП без работников — на 100 % уплаченных фиксированных страховых взносов;
  • ИП без работников и юрлица — на 50 % страховых взносов за сотрудников по вмененной деятельности и на фиксированные взносы ИП;
  • организации и ИП — на больничные за первые три дня и платежи по ДМС.

Платеж является ежеквартальным, поэтому рассчитывается за 3 месяца. Далее его нужно перечислить в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Кроме того, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, необходимо сдать налоговую декларацию. В этом случае обязанность плательщика ЕНВД будет исполнена.

Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? 16:30, 11 ноября 2020 Версия для печати

С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.

Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.

С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.

Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.

Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Налог на профессиональный доход (НПД)

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

Патентная система налогообложения (ПСН)

ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.

Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».

У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.

Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.

Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.

Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

    УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;

УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.

  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
  • У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

    Основная система налогообложения (ОСНО)

    Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

    Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

    При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

    Для этого нужно документировать все покупки и траты.

    Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

    Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

    Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

    Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

      Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?

  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
  • Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

    ИП или ООО: что выбрать перевозчику

    Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому

    многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

    Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

    На что переходить с ЕНВД?

    Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

      В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.

    Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.

  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
  • НТВП «Кедр — Консультант»

    Подписка на обзоры и консультационные материалы.

    Услуги

    Особенности перевозки грузов и пассажиров на арендованном транспорте для ООО на ЕНВД

    ООО работает на ЕНВД и берет в аренду автомобили с экипажем для перевозки грузов.

    Вопрос

    Можно ли для нашей организации (ЕНВД) для перевозки грузов использовать автомобили, которые берем в аренду с ЭКИПАЖЕМ?

    Ответ специалиста

    Нередко на практике организации и предприниматели не разделяют предметов договора аренды и договора перевозки грузов (пассажиров). В связи с этим у них возникает вопрос о возможности применения ЕНВД в отношении деятельности по передаче транспортных средств в аренду с экипажем.

    Отметим, что в силу налогового и гражданского законодательства в отношении деятельности по передаче в аренду транспортных средств с экипажем ЕНВД не применяется. Из положений гл. 34 ГК РФ видно, что в рамках названной деятельности между сторонами договора возникают арендные отношения. Следовательно, такая деятельность является самостоятельной и не относится к услугам по перевозке пассажиров и грузов ( п. 1 ст. 11 , пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ст. ст. 785 , 786 ГК РФ).

    Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД

    ДЛЯ ОКАЗАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НУЖЕН ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ИЛИ ГРУЗОВ

    Глава 26.3 НК РФ не содержит понятия «услуги по перевозке пассажиров и грузов».

    Между тем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к положениям Гражданского кодекса РФ о договоре перевозки (гл. 40 ГК РФ).

    Так, согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ на основании данного договора осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа.

    Для целей налогообложения Минфин России рекомендует использовать понятие «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в значении, применяемом гражданским законодательством (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-11-11/36298).

    Иными словами, вы можете применять ЕНВД при оказании услуг по автоперевозке пассажиров и грузов, если вы работаете по договорам перевозки.

    По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю. А отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

    Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

    По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить за проезд и провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

    Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ).

    Если же вы оказываете услуги по договорам, которые не соответствуют указанным признакам договора перевозки пассажиров или грузов (гл. 40 ГК РФ), то нельзя признать, что ваши услуги оказаны в рамках «вмененного» вида предпринимательской деятельности — оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Следовательно, такая деятельность не переводится на ЕНВД (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.06.2017 N Ф03-1645/2017).

    При решении вопроса о правомерности применения ЕНВД судьи прежде всего обращают внимание на наличие договора перевозки в его гражданско-правовом смысле, а также документов, подтверждающих фактическое выполнение автотранспортных услуг. В частности, к ним могут относиться акты об оказании услуг и документы об их оплате. По мнению судей, при наличии договора перевозки и указанных документов отсутствие товарно-транспортных накладных, планов и заявок значения не имеет (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2016 N Ф01-6063/2015).

    Вместе с тем единый налог не применяется при перевозке, которая осуществляется при исполнении договоров подряда или оказания услуг. Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 24.08.2016 N Ф03-3863/2016 указал следующее. Использование налогоплательщиком транспорта не предусматривало перемещения вверенного груза в указанный заказчиком пункт назначения. Перевозка груза носила вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности заказчика и не обладала признаками самостоятельной деятельности, поэтому такая перевозка не может относиться к перевозке грузов и пассажиров в смысле гл. 40 ГК РФ. Она квалифицируется как оказание возмездных услуг по предоставлению спецтранспорта и не облагается ЕНВД.

    О возможности применения ЕНВД при оказании отдельных видов услуг с использованием транспортных средств вы можете узнать в разд. 10.4 «Применение ЕНВД при оказании отдельных услуг с использованием транспортных средств».

    Для автоперевозок пассажиров или грузов нужно иметь собственные или арендованные транспортные средства

    Для применения ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров или грузов вам нужно иметь на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

    Это значит, что ЕНВД не облагается деятельность тех налогоплательщиков, которые заключают договоры перевозки и для оказания автотранспортных услуг используют третьих лиц.

    Например, индивидуальный предприниматель оказывает физическим лицам услуги по перевозке мебели и других предметов домашнего обихода. Однако сам предприниматель транспортных средств не имеет. Для исполнения заключенных договоров он привлекает транспортные организации, которые и осуществляют перевозки. В данном случае деятельность предпринимателя не является автотранспортными услугами в смысле пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и на ЕНВД не переводится.

    В подобных случаях перевозку фактически осуществляет другая организация (индивидуальный предприниматель), которая использует для этого свои транспортные средства и водителей. К этому же выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлениях от 03.09.2009 N А29-9538/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-16740/09), от 02.06.2008 N А29-6550/2007.

    Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД

    Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, осуществляемая с использованием не более 20 единиц автотранспортных средств, часть из которых арендована по договорам аренды транспортного средства с экипажем (или без экипажа), заключенным с физическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ, подпадает под применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    Делаем вывод, что применять ЕНВД при перевозке грузов арендованными автомобилями с экипажем, можно, при условии правильности заключения договора перевозки и соблюдением ограничений установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ.

    Подборка документов

    Статья: Единый налог на вмененный доход. Арбитраж от 14.11.2018 («Малая бухгалтерия», 2018, N 7)

    Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январе 2019 г.

    При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

    Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

    Данная консультация прошла контроль качества:

    Рецензент: Селезнева Ирина Ахматясавиевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

    Единый налог на вмененный доход

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) – специальный налоговый режим, при котором величина единого налога не зависит от реальных доходов фирмы (предпринимателя). Она определяется размером установленного Налоговым кодексом дохода, вмененного налогоплательщику. Единый налог на вмененный доход вводят на своей территории местные власти.

    Виды бизнеса, переводимые на ЕНВД

    Налог платят фирмы и предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности. Виды бизнеса, подпадающие под ЕНВД, определяют местные власти. Но не произвольно, а выбирая из перечня, приведенного в пункте 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса:

    1. бытовые услуги населению (по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93), за исключением услуг организациям и индивидуальным предпринимателям;
    2. ветеринарные услуги;
    3. ремонт, техническое обслуживание и мойка автомототранспортных средств;
    4. предоставление во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
    5. розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети. При этом под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К розничной торговле не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети.

    Реализация товаров с использованием сети Интернет в целях главы 26.3 Налогового кодекса не относится к розничной торговле и не облагается ЕНВД (письма Минфина России от 24 марта 2016 г. № 03-11-11/16415, от 2 октября 2015 г. № 03-11-11/56566, от 13 июня 2013 г. № 03-11-11/21917, от 16 декабря 2009 г. № 03-11-09/400);

    1. розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;
    2. услуги общественного питания с использованием зала площадью не более 150 квадратных метров;
    3. услуги общественного питания через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей;
    4. распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
    5. размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
    6. услуги по временному размещению и проживанию, если площадь помещений для временного размещения и проживания составляет не более 500 квадратных метров;
    7. передача стационарных торговых мест в аренду, если они расположены на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей;
    8. передача земельных участков в аренду для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания;
    9. перевозка пассажиров и грузов фирмами и предпринимателями, имеющими в собственности не более 20 транспортных средств.

    ЕНВД и розничная торговля

    Плательщики ЕНВД, торгующие в розницу, вправе применять этот спецрежим вне зависимости от того, к какой категории лиц – юридическим или физическим – относятся их покупатели. Связано это с тем, что в целях применения ЕНВД розничной торговлей можно считать предпринимательскую деятельность, которая связана с торговлей товарами, в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Причем отношения между продавцом и покупателем в этом случае регламентируются гражданским законодательством.

    Так, пункт 1 статьи 492 Гражданского кодекса гласит, что по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, который предназначен только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Такой договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, который бы подтверждал оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

    Таким образом, к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, осуществляемая по договорам розничной купли-продажи товарами как за наличный, так и за безналичный расчет. При этом неважно, какой категории покупателей – физическим или юридическим лицам – продаются эти товары. Аналогичное мнение выразил Минфин России в своем письме от 29 апреля 2016 года № 03-11-11/25379.

    ЕНВД при автотранспортных перевозках

    В настоящее время Минфин России высказывает мнение, что транспортные средства, находящиеся в ремонте, не учитываются при расчете «вмененного» налога. Связано это с тем, что при исчислении ЕНВД используется показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов» (ст. 346.29 НК РФ). Исходя из этого, в Минфине пришли к выводу: машины, находящиеся в ремонте, при исчислении ЕНВД в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются (письмо Минфина РФ от 17 марта 2014 г. № 03-11-11/11347).

    А вот арендованные или полученные в лизинг автомобили при подсчете количества транспортных средств в целях применения ЕНВД нужно принимать в расчет. Дело в том, что возможность применения «вмененки» не зависит от фактической эксплуатации транспортных средств. Она определяется наличием у перевозчика автомобилей на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения) и соблюдением ограничения по их количеству. Поэтому арендованный или полученный в лизинг транспорт учитывается при определении права на ЕНВД (письмо Минфина России от 6 июля 2015 г. № 03-11-11/38756).

    Кстати, организации и индивидуальные предприниматели, оформившие договор перевозки грузов с муниципальным предприятием, вправе применять «вмененку». Связано это с тем, что договоры по оказанию автотранспортных услуг в отношении перевозки грузов могут заключаться с любыми юридическими лицами: и с коммерческими организациями, и с муниципальными предприятиями (письмо Минфина России от 3 июля 2015 г. № 03-11-06/2/38727).

    Местные власти могут перевести на ЕНВД все перечисленные виды бизнеса либо только некоторые из них. Причем они не вправе облагать единым налогом виды деятельности, которых нет в статье 346.26 Налогового кодекса. Если же вы ведете деятельность, которая в вашей местности переводится на ЕНВД, то вы можете перейти на уплату этого налога.

    Переход на ЕНВД и уход с этого спецрежима являются добровольными. Фирмы и предприниматели самостоятельно выбирают, платить им ЕНВД или применять УСН. Но перейти на этот спецрежим можно по-прежнему при условии, что он введен местными властями в отношении конкретного вида деятельности (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

    ЕНВД и НКО

    По мнению ФНС России, выраженному в письме от 29 июня 2015 года № ГД-4-3/11277@, некоммерческие организации (НКО) вправе применять ЕНВД.

    Некоммерческая организация (НКО) – это организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли. Кроме того, полученную прибыль НКО между участниками не распределяет (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О коммерческих организациях»).

    Условия для перехода на ЕНВД и ведения «вмененной» деятельности определены статьями 346.26 и 346.27 Налогового кодекса. Причем прямого запрета на применение ЕНВД некоммерческими организациями глава 26.3 кодекса не содержит.

    В письмах от 18 июля 2014 года № 03-11-09/35501 и от 29 апреля 2008 года № 03-11-04/2/78 Минфин России пришел к выводу, что автономные НКО и некоммерческие благотворительные фонды, занимающиеся видами бизнеса, предусмотренными статьей 346.26 Налогового кодекса, могут быть плательщиками ЕНВД в отношении этих видов деятельности.

    Учитывая позицию финансового ведомства, в ФНС полагают, что НКО, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные главой 26.3 Налогового кодекса, и перешедшие на уплату ЕНВД, при соблюдении установленных этой главой условий и ограничений вправе применять «вмененный» режим.

    Кто не платит ЕНВД

    Не могут применять ЕНВД (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ):

    • организации и предприниматели, чья средняя численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
    • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Это ограничение не распространяется на фирмы, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. Обе вышеперечисленные нормы не применяют к организациям потребительской кооперации и обществам, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы;
    • учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания. Оказание этих услуг должно быть неотъемлемой частью процесса работы указанных учреждений;
    • организации и предприниматели в части оказания услуг по передаче в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций.

    Какие виды услуг (операций) на ЕНВД не переводятся

    В письме от 6 апреля 2015 года № 03-11-11/19020 финансисты указали, что при продаже товаров по договорам поставки или по образцам в выставочном зале применять ЕНВД неправомерно. Такая деятельность должна осуществляться в рамках общей или упрощенной системы налогообложения.

    Связано это с тем, что товары, реализованные по договорам поставки, приобретаются покупателями не в личных, домашних, семейных или других подобных целях, а для использования в предпринимательской деятельности, например, для перепродажи (ст. 506 ГК РФ). Поэтому реализация товаров по договорам поставки как за наличный, так и безналичный расчет (в том числе с использованием платежных карт) является оптовой, а не розничной торговлей. Так же, как и не является розничной торговлей продажа товаров вне стационарной торговой сети по образцам и каталогам (например, посылочная торговля, торговля через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети). Причем, независимо от формы расчета с покупателями (наличной или безналичной).

    Отсюда вывод – «вмененщики» не вправе торговать товарами по договорам поставки или с помощью образцов в выставочном зале.

    Кроме того, если оформление сделки на покупку товара в розницу и его оплата с использованием ККТ происходят в офисе организации, а сам товар отпускается покупателю со склада, то такая деятельность в целях применения ЕНВД не является розничной торговлей. Ведь товар продается не в объекте стационарной розничной торговли, а вне его. В этом случае такая торговля признается реализацией товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети и под «вмененку» не подпадает.

    А вот если договор розничной купли-продажи заключается в помещении склада, где оборудовано торговое место и оплачивается товар с использованием ККТ, то этот вид деятельности относится к розничной торговле через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Следовательно, в таком случае продавец товаров может перейти на уплату ЕНВД. К такому заключению пришел Минфин России в письме от 29 мая 2015 г. № 03-11-11/31226.

    За несоответствие установленным требованиям по итогам налогового периода (квартала) предусмотрено «наказание». Организация теряет право на применение ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущены превышения ограничений (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ). Если нарушения будут устранены, фирма (предприниматель) снова сможет применять ЕНВД, но только с начала следующего квартала.

    Как разъяснила ФНС в письме от 27 мая 2016 г. № СД-3-/2408@ доходы от услуг по финансовому посредничеству облагаются «общережимными» налогами или УСН и не переводятся на ЕНВД. Связано это с тем, что в целях применения ЕНВД к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые гражданам. Исключение составляют услуги ломбардов, услуги по ремонту и техническому обслуживанию, а также мойке автотранспортных средств (ст. 346.27 НК РФ).

    Согласно ОКУН к бытовым услугам, среди прочих, относятся посреднические услуги на информацию о финансовых, экономических и промышленных данных (код услуги 019733). Услуги по финансовому посредничеству относятся не к бытовым услугам, а к группе 80 «Прочие услуги населению» (код услуги 801000).

    А поскольку ОКУН не классифицирует услуги по финансовому посредничеству как бытовые, то доходы от оказания таких услуг облагаются в рамках общей или упрощенной систем налогообложения. Значит, применять ЕНВД в отношении этих услуг нельзя, сделали вывод в ФНС.

    Фирмы и предприниматели, которые утратили право на применение ЕНВД и перешли на общий режим, исчисляют и уплачивают налоги как вновь созданные фирмы или вновь зарегистрированные предприниматели.

    Такие налогоплательщики не должны платить пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.

    Продажа грузового транспорта при едином налоге на вмененный доход

    Многим налогоплательщикам, которые занимаются перевозкой грузов или пассажиров, удобен специальный налоговый режим в виде уплаты единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД). Применяя систему ЕНВД, индивидуальному предпринимателю не приходится проводить сложный бухгалтерский учет и уплачивать крупные суммы налогов.

    Многим налогоплательщикам, которые занимаются перевозкой грузов или пассажиров, удобен специальный налоговый режим в виде уплаты единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД). Применяя систему ЕНВД, индивидуальному предпринимателю не приходится проводить сложный бухгалтерский учет и уплачивать крупные суммы налогов. В случае с перевозками налог будет рассчитываться исходя из числа используемых в деятельности индивидуального предпринимателя транспортных средств. Вопросы и затруднения возникают, когда индивидуальный предприниматель на ЕНВД реализовал транспортное средство, используемое в предпринимательской деятельности. В данной статье мы разберемся, на примере одного индивидуального предпринимателя (далее — ИП), как влияет на уплату налога факт продажи одного из автомобилей предпринимателя.

    Рассматриваемый налогоплательщик имеет в собственности 2 грузовых транспортных средства, которые используются им для доставки грузов (применяется система налогообложения ЕНВД), также данный ИП дополнительно занимается монтажными услугами, по данному виду деятельности им применяется упрощенная система налогообложения (далее — УСНО).

    Необходимо отметить, что индивидуальный предприниматель имеет право совмещать режимы налогообложения ЕНВД и УСНО.
    Индивидуальным предпринимателем представлены ежеквартальные налоговые декларации по ЕНВД и годовая декларация по УСНО. При проведении камеральной налоговой проверки налоговых деклараций данного ИП налоговым инспектором выявлены расхождения, а именно, налогоплательщиком не отражен доход от реализации грузового транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности. Данному налогоплательщику направлено уведомление о вызове для дачи пояснений и уточнения своих налоговых обязательств.
    На данное уведомление индивидуальным предпринимателем представлено пояснение, в котором налогоплательщик указывает на то, что продажа транспортного средства не относится к его предпринимательской деятельности. По мнению данного ИП, осуществляя продажу транспортного средства он действовал как физическое лицо, и, соответственно, данный доход не подлежит отражению в налоговой отчетности по УСНО и уплате налога. Из договора купли-продажи транспортного средства следует, что его сторонами являются гражданин Иванов (покупатель) и ИП (продавец), без указания статуса индивидуального предпринимателя у продавца. Согласно, паспорта транспортного средства, проданный по договору купли-продажи автомобиль зарегистрирован на ИП, как на физическое лицо, соответственно у него не возникает объекта налогообложения по УСНО. То обстоятельство, что реализованный автомобиль использовался им в предпринимательской деятельности, не влияет на характер полученного от сделки дохода, и не является доходом, полученным от предпринимательской деятельности, считает индивидуальный предприниматель.

    Налоговый орган с представленными пояснениями индивидуального предпринимателя не согласился и направил налогоплательщику уведомление о выявленных разногласиях с направлением акта камеральной налоговой проверки с суммой доначисления налога по УСНО.

    Уплата налогов в соответствии с условиями специального налогового режима ЕНВД вовсе не означает, что абсолютно все операции с транспортными средствами, участвующими в бизнесе перевозчика, осуществляются в рамках системы ЕНВД. Согласно подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации специальный режим налогообложения ЕНВД может применяться индивидуальными предпринимателями, деятельность которых заключается в осуществлении перевозок грузов или пассажиров с использованием транспортных средств, которыми предприниматель владеет на праве собственности или на основании иных прав, при условии, что в его распоряжении находится не более 20 единиц транспортных средств, предназначенных для оказания упомянутых услуг.

    При этом операция по реализации имущества, используемого в деятельности, по которой индивидуальный предприниматель применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не относится к операциям, осуществляемым в рамках деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов.

    Следовательно, реализация транспортного средства, которое использовалось при перевозках в предпринимательской деятельности по системе ЕНВД», должна облагаться в рамках иного режима налогообложения, который для налогоплательщика является основным – УСНО или общего режима налогообложения.

    Данная позиция подтверждается судебной практикой.
    ИП, изучив акт камеральной налоговой проверки и судебную практику по данному вопросу, представил уточненную налоговую декларацию по УСНО с отражением суммы полученного дохода от реализации автомобиля и оплатой налога в бюджет.

    Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД и реализующие транспортные средства (автобус, грузовик и другие транспортные средства), используемые в предпринимательской деятельности, обязаны облагать операции по реализации данных транспортных средств по правилам иного режима налогообложения, являющегося для предпринимателя основным (УСНО или ОСНО).