Отсутствие ОСАГО при ДТП у виновника

Новая ловушка с ОСАГО для честных водителей. В ГИБДД разводят руками

Водители стали жаловаться на случаи оформления ДТП с водителями с поддельными полисами ОСАГО: даже инспекторы ГИБДД не могут определить достоверность документа. Проблема вскрывается только после обращения в страховую компанию. К тому времени, зачастую, виновника уже не найти. О такой ситуации Autonews.ru рассказал автомобилист Михаил Сергеев*. В его Nissan Teana на МКАД врезался водитель на Hyundai Solaris. Приехавшие сотрудники ГИБДД, как рассказал водитель, проверили регистрационные данные автомобиля и полис ОСАГО. Никаких проблем не обнаружилось, как и информации о том, что машина может работать в такси.

Аварию оформили и потерпевший обратился за выплатой в страховую компанию. Предварительный размер ущерба составил около 300 тыс. рулей. Только в страховой компании обнаружилось, что полис ненастоящий, а регистрация автомобиля аннулирована. Поскольку ДТП оформляли при помощи инспекторов ГИБДД, Сергеев после ДТП не потребовал у виновника данных паспорта и информацию о прописке и найти этого водителя оказалось невозможно. В итоге пришлось с помощью связей в ГИБДД самому найти собственника — им оказалось частное лицо. К нему автомобилист и планирует через суд предъявить требования о возмещении ущерба.

О том, что у сотрудников ГИБДД не всегда получается оперативно проверить полисы ОСАГО Autonews.ru рассказали сами инспекторы. Один из собеседников Autonews.ru, служащий в ГИБДД поделился собственным примером, когда в патрульный автомобиль врезалась машина такси и приехавшие инспекторы оформили аварию. При обращении в страховую за компенсацией также выяснилось, что полис был поддельный.

Позиция ГИБДД и РСА: как проверить полис и что делать с виновником

Водитель-участник ДТП обязан сообщить другим участникам аварии сведения о своем полисе ОСАГО, объяснили Autonews.ru в ГИБДД в ответ на запрос. Там уточнили, что подлинность полисов ОСАГО водители могут проверить самостоятельно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) или с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол». Проверка полисов ОСАГО, выданных с 1 января 2018 года возможна и с использованием QR-кода, содержащегося в полисе.

«При возникновении сомнений и разногласий между участниками ДТП на место происшествия необходимо вызывать сотрудников Госавтоинспекции. В таком случае оформление документов о ДТП проводится с их участием. Сотрудники ГИБДД имеют техническую возможность осуществления проверки подлинности полисов ОСАГО через информационные банки данных МВД России», — объяснили в ведомстве.

Как уточнили в МВД России личные данные водителя-участника ДТП на месте можно установить по документам, удостоверяющим его личность, право управления и владения транспортным средством. При этом, даже если обнаружится, что у водителя поддельный полис ОСАГО и есть риск, что водитель будет избегать ответственности по ремонту разбитого по его вине автомобиля, задерживать его на месте ДТП нет никаких оснований.

«Согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП неисполнение владельцем транспортного средства установленной законом обязанности по страхованию автогражданской ответственности наказывается административным штрафом 500-800 рублей. При этом административное задержание таких водителей законодательством не предусмотрено», — объяснили в МВД России.

В свою очередь в РСА косвенно подтвердили: если водитель хочет быть уверен в достоверности полиса ОСАГО у второго участника ДТП, проверить это лучше самостоятельно и сразу на месте.

«Лучшим способом защиты для добросовестного водителя будет скаченное в смартфон приложение «Помощник ОСАГО», где проверка полиса ОСАГО участников ДТП происходит в автоматическом режиме, — рассказали Autonews.ru в РСА. — Если на место ДТП прибыли сотрудники ГИБДД и у них нет приложения для проверки полиса ОСАГО по базе РСА, мы рекомендуем водителям самостоятельно заходить на сайт РСА для проверки полиса. Это возможность отрыта каждому. Можно это сделать непосредственно на месте ДТП».

В РСА пояснили: в том случае если у виновника ДТП есть актуальный полис ОСАГО на машину, которая побывала в ДТП, но конкретный водитель в полис не вписан, либо в полисе указан иной период страхования, то страховая компания виновника выплатит пострадавшему. В дальнейшем виновнику ДТП выставят регресс. Однако в ситуации, когда у виновника ДТП полис ОСАГО полностью отсутствует, то и нет ответственной страховой компании, которая должна была бы возместить убыток.

«В этой ситуации мы рекомендуем пострадавшему вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД, в исключительных случаях сфотографировать все документы виновника: гражданский паспорт, водительское удостоверение, СТС, привлечь свидетелей и записать их координаты», — назвали в РСА один из способов не дать виновнику ДТП уйти от ответственности.

При этом в РСА добавили, что сотрудники ГИБДД должны проверить документы как на автомобиль, так и документы водителя.

Как действовать, если у водителя нет ОСАГО

Представители страховых компаний заявили, что приведенных автомобилистами ситуаций, когда инспектор ГИБДД не видит полис, на самом деле случаться не должно. Например, так считает руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

«Теоретически, таких ситуаций не может быть. Клиент показывает распечатку электронного полиса, который всегда приходит на почту, — рассказал Макаров Autonews.ru. — Если сотрудник ГИБДД не может проверить эту информацию, например, у него нет технической возможности посмотреть данные в базе, то в отношении автомобилиста действует презумпция невиновности. Если же сотрудник ГИБДД смотрит в базу и не видит данных, то нужно настаивать на группе разбора, и там уже просить перепроверить данные в системе».

Если после аварии водители стали оформлять ДТП сами при помощи Европротокола и вскрылся обман, на место происшествия страховщики советуют обязательно вызвать сотрудников ГИБДД. «Помимо нарушения ПДД, повлекшего ДТП, виновник совершил еще одно нарушение — не выполнил обязанность по страхованию своей ответственности, — предупредил Макаров. — Кроме того, в случае отсутствия ОСАГО — это единственный способ доказать факт ДТП».

Однако в таких страховая компания никак не может помочь потерпевшему. РСА выплачивает компенсацию потерпевшим только в случае причинения вреда жизни или здоровья.

Юрист: даже база РСА не гарантирует защиты

Виновники ДТП могут предъявлять действующие полисы ОСАГО, но оформленные на другие автомобили и проверить это по базе РСА не так просто, предупредил юрист Дмитрий Дугин. «Я сам попадал в такую ситуацию. Захожу в базу РСА, полис на задевшую меня машину такси бьется, но были сомнения. И только когда я капнул глубже, оказалось, что он оформлен на другой автомобиль. Получается, что у ГИБДД нет расширенной возможности максимально глубоко проверять полисы», — рассказал Autnews.ru Дугин.

Юрист признает, что на месте у водителя не так много возможностей получить все данные о виновнике ДТП, который ездил без страховки. Теоретически тот может даже отказываться показывать паспорт, а место регистрации может оказаться временным. Поэтому автомобилистам нужно приложить максимум усилий, чтобы собрать данные о виновнике, а также проверить, является ли он одновременно и собственником машины. Если нет — то требования о компенсации получится предъявить еще и непосредственному владельцу автомобиля.

«Сотрудник ГИБДД не обязан помогать потерпевшему в сборе личных данных виновника и предоставлять ему паспорт или водительские права, — объяснил Дугин. — Тут многое будет зависеть от инспектора. И важно понимать, если виновник покажет паспорт, он может быть фиктивно быть зарегистрирован где-то в условном скворечнике. Если же найдется собственник, то судиться придется по месту его регистрации, в каком-нибудь далеком регионе».

Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.

Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.

В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.

Читайте также  Заявление о прямом возмещении убытков по обязательному автострахованию

Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?

Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.

Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.

Как подать в суд на виновника ДТП

В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.

Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.

До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:

  1. Известить виновника ДТП о времени и месте проведения оценки и пригласить его на осмотр машины у оценщика. Это нужно, чтобы виновник потом не заявил в суде, что не согласен с оценкой, что ему не сказали, когда ее проводят, и не дали возможности ее оспорить.
  2. Отправить виновнику досудебное уведомление с копиями всех документов и требованием добровольно возместить ущерб.

При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.

Поскольку сумма ущерба в вашем случае более 50 000 Р , вам следует обратиться в районный суд по месту жительства виновника.

За рассмотрение таких дел взимается госпошлина. У вас сумма иска будет больше 200 000 Р , но меньше миллиона. Госпошлина составит 5200 Р плюс 1% от суммы превышения 200 000 Р : (465 000 Р − 200 000 Р ) × 1% + 5200 Р = 7850 Р .

Если бы сумма была меньше 50 000 Р , дело рассматривал бы мировой судья.

В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.

Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.

После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

Читайте также  Блок розжига для ксеноновой фары

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Виновник ДТП без страховки ОСАГО: что делать в 2021 году?

Действующее законодательство обязывает автовладельцев страховать гражданскую ответственность, оформляя полис ОСАГО. Дополнительно владелец ТС может получить полис КАСКО, но это уже дело добровольное.

По общему правилу виновник ДТП должен возместить причиненный потерпевшему вред в полном объеме. В случае страхования ответственности водителя выплата ложится на страховую компанию, в которой он застрахован. Однако, может оказаться так, что виновная сторона аварии уклонился от обязанности получения полиса ОСАГО либо является владельцем поддельного документа. Что делать в случае, если попал в ДТП, а у виновника нет страховки?

Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?

В зависимости от причиненного ущерба в ДТП при отсутствии полиса ОСАГО у виновного лица различается принцип дальнейших действий.

  1. Причинен вред здоровью и жизни.

Возмещение ущерба происходит независимо от наличия или отсутствия полиса ОСАГО у виновника аварии. Выплата производится Российским союзом автостраховщиков. Для этого потерпевший или его представитель обращается в РСА с заявлением о компенсации с доказательствами нанесенного вреда жизни и здоровью. Затем сумма компенсации взыскивается РСА с виновника ДТП в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 40-ФЗ.

  1. Причинен только вред имуществу (поврежден автомобиль).

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК обязанность полного возмещения ущерба лежит на виновнике аварии. Поэтому потерпевшее лицо должно оценить размер ущерба в материальном исчислении, для чего обратиться в экспертную организацию. Затем обсудить условия возмещения с виновником и подписать соглашение, в рамках которого закрепить сумму и договоренности по погашению долга. При отказе виновного лица возмещать ущерб или несогласии с указанной суммой вопрос решается в судебном порядке.

Если ваш вариант второй и участник аварии не имеет страховки ОСАГО, то принцип взыскания ущерба заключается в:

  • попытке договориться на месте о возмещении примерной суммы, которая потребуется на восстановление внешнего вида автомобиля;
  • досудебном разбирательстве с заключением соглашения и добровольной выплате суммы, определенной экспертизой;
  • взыскании ущерба в судебном порядке.

Разрешение проблемы на месте

Вариант решения вопроса компенсации ущерба непосредственно на месте приемлем, если примерная стоимость ремонта не слишком большая и виновник не возражает его оплатить. К тому же вряд ли ему захочется платить штраф за отсутствие полиса ОСАГО, а вам терять время на заполнение документов и взыскание с него причитающейся суммы. При согласии обеих сторон подтвердите получение денег распиской.

Но в случае, когда повреждения автомобиля значительные, а водитель, допустивший столкновение, не согласен с вашей примерной оценкой ущерба, следует перейти к стадии досудебного решения вопроса.

Досудебное разбирательство

В этом случае не обойтись без представителей ГИБДД. Сотрудники инспекции прибудут на место аварии и составят протокол, где укажут не только сведения о нарушителе, но и зафиксируют факт отсутствия у него страховки ОСАГО. Затем порядок действий будет следующим:

  1. Оцените сумму ущерба, обратившись к независимому эксперту. В заключении будут перечислены все повреждения, стоимость ремонта и запасных частей. При значительном характере повреждений, когда восстановление автомобиля становится невозможным, это также указывается в отчете.
  2. Составьте претензию. От того, насколько грамотно составлена претензия, зависит исход досудебного урегулирования вопроса. Поэтому нередко требуется помощь квалифицированного юриста по автоправу.
  3. Направьте претензию на адрес виновного лица. Его можно взять из протокола, составленного инспектором ГИБДД. Направлять лучше по почте с уведомлением о вручении. Дополнительно вы вправе возместить за счет виновника ДТП свои расходы на юриста, экспертизу, а также за услуги эвакуатора и т.д., подтвердив их документально.

В случае согласия второй стороны с вашими претензиями необходимо обговорить условия возмещения ущерба. Закрепите их письменным соглашением, подписанным обеими сторонами. Это необходимо, чтобы впоследствии при неисполнении требований можно было взыскать сумму в судебном порядке.

Судебное взыскание

При отказе виновного лица возмещать ущерб в добровольном порядке следует переходить к процедуре судебных разбирательств. Достаточно составить исковое заявление, приложить к нему подтверждающие требования документы и участвовать в процессе. Судьи решают вопрос в пользу истца и взыскивают все его затраты с виновника.

Пошагово процесс заключается в следующем:

  1. Составьте исковое заявление и передайте его в суд. Оплатите госпошлину.

Правильно оформить заявление помогут наши юристы, обращайтесь!

  1. Принимайте участие в заседании и получите решение.
  2. Передайте исполнительный лист в службу судебных приставов по месту жительства виновника ДТП и приложите заявление о взыскании суммы по судебному решению. В результате судебный пристав-исполнитель обязан проанализировать счета, все доходы и имущество должника.
  3. Ожидайте поступлений денежных средств, взысканных с виновного в аварии лица.

В какой суд обращаться?

Согласно статье 28 Гражданско-процессуального кодекса исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП. При этом в зависимости от исковых требований в следующие судебные инстанции:

  • при материальном ущербе, оцененном в сумму не более 50 тысяч рублей – мировому судье;
  • при материальном ущербе более 50 тысяч рублей – в районный суд.

Необходимые документы

Помимо заявления в суд потребуется представить доказательства исковых требований, предъявляемых к участнику дорожного движения, допустившему аварию. Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК ими являются:

  • постановление или иные документы, которые были составлены по факту ДТП инспекторами госавтоинспекции;
  • документы о праве собственности на поврежденное имущество;
  • заключение экспертизы о величине причиненного ущерба.

Перечисленные документы пострадавшее лицо должно приложить к исковому заявлению в подлинном виде либо заверенных нотариально копиях.

Читайте также  Таблицы тарифов на пассажирские перевозки

Если у виновника просрочен полис или поддельный?

В случае, когда виновник аварии предъявляет страховой полис с истекшим сроком действия, то приравнивается к ситуации, когда полиса ОСАГО нет. При подходе даты действия страхового документа к окончанию владелец автомобиля должен обратиться в страховую компанию и оформить новый полис на следующий срок.

Поддельный документ ОСАГО налагает на его владельца ответственность в рамках административного и даже уголовного кодексов РФ. Это влечет за собой соответствующие штрафы и лишение водительских прав.

Подтвердить факт того, что страховой полис поддельный, может РСА, куда следует обратиться с заявлением о проведении экспертизы. Доказательство нелегальности документа можно приложить вместе с исковым требованием в суд.

Заключение

Если у виновника ДТП нет страховки, не следует думать, что не можете рассчитывать на возмещение материального вреда. Вы вправе требовать полную компенсацию ущерба, которую обязано возместить виновное лицо.

При этом не нужно сразу бежать в суд, а попытаться урегулировать конфликт путем переговоров. Вполне возможно, что при незначительном ущербе, участник аварии согласен рассчитаться мирным путем.

Лишь при невозможности придти к соглашению стоит привлечь к разбирательству судебную инстанцию. При этом вы сможете требовать компенсацию не только имущественного вреда, но и всех понесенных расходов, связанных с этим делом.

Группа депутатов внесли в Госдуму законопроект, позволяющий в случае ДТП с виновником, не имеющим полиса ОСАГО, выплачивать страховое возмещение компании, с которой заключил договор пострадавший. Впоследствии страховая компания могла бы взыскать эту сумму с виновного лица через суд. Документ еще не утвержден, но его принятие существенно бы облегчило взыскание сумм с виновника аварии.

Кто возместит ущерб, если у виновника ДТП нет страховки?

По ОСАГО страхуется автогражданская ответственность виновника ДТП — то есть застраховавшийся по ОСАГО водитель по отношению к данной машине страхует риск возмещения вреда в случае ДТП. Это главное, что нужно знать про такой вид страхования. Но что, если у виновника ДТП нет страховки, и кто возместит ущерб в 2021 году в данном случае?

Как происходит возмещение ущерба

В случаях, когда столкнулись два автомобиля, есть виновник и потерпевший. В ряде случаев оба водителя могут иметь оба статуса, когда вина признана обоюдной.

Если виновный в ДТП только один, то Гражданский кодекс обязывает его возместить причинённый им ущерб автомобилю потерпевшего. Но ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает возможность выплаты такой компенсации за него. Проще говоря, если Вы приобрели полис, то за Вас почти во всех случаях выплачивает страховая компания.

Куда обращаться

В случае обращения при ДТП, чья страховая компания возмещает ущерб пострадавшему? Всё просто: если в аварии нет пострадавших, то компенсацию должна выплатить компания потерпевшего — это называется обращение за выплатой по прямому возмещению убытков. В конце 2017 года законодательство изменилось, и после принятых поправок в статью 14.1 ФЗ «Об ОСАГО» при любом количестве участников потерпевшие обращаются в свою страховую (ранее только если 2 участника).

Если в ДТП есть пострадавшие, то обращаться нужно только в страховую виновника. Право выбора в обоих случаях при вопросе, в чью страховую обращаться, потерпевшему не предоставлено.

Как получить возмещение

Вам понадобятся следующие документы:

  1. постановление виновнику, протокол в его отношении либо соответствующее определение об отказе в возбуждении административного дела,
  2. справка о ДТП (её могут не выдавать после изменений регламента от 20.10.2017, но тогда все обстоятельства аварии должны быть записаны в другие документы или отдельный документ с печатью и подписью ГИБДД),
  3. извещение (его Вы можете заполнить сами на официальном бланке),
  4. заявление о страховом возмещении (пишется в свободной форме),
  5. реквизиты для оплаты возмещения (либо в заявлении указывается, что желаете получить компенсацию наличными, если Вас не направят на ремонт).

По результату поданных документов в течение 20 дней страховая компания обязана выдать Вам направление на ремонт или выплатить деньгами компенсацию (на усмотрение страховой).

Если автомобиль, что называется, «ушёл в тотал» — то есть при полной гибели автомобиля страховая возмещает ущерб только деньгами. При этом, к сожалению, сумма будет, скорее всего, уменьшена на стоимость годных остатков от машины. Но и тут возможны два варианта (обычно страховая компания оставляет выбор за владельцем — как в случае ОСАГО, так и Каско):

  • повреждённый авто страховая забирает себе, а Вам производит выплату по полной рыночной стоимости автомобиля,
  • страховая выплачивает Вам рыночную стоимость за вычетом годных остатков, согласовав сумму вычета с Вами, а остатки машины Вы, разумеется, оставляете себе.

Если у виновника нет страховки

Вот только смысла почти во всех вышеперечисленных документах нет, если автогражданская ответственноть виновника не застрахована. Но это не всегда значит, что выплату Вы не получите. Закон об ОСАГО предусматривает возможность компенсации и в этом случае.

Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?

Если Вы попали в ДТП, а у виновника нет страховки ОСАГО, и у Вас нет полиса Каско, то всё зависит от того, застрахована ли ответственность на ком-либо вообще по этому автомобилю. Но с большой долей вероятности Вам придётся взыскивать с виновника ущерб без страховой.

Здесь есть два варианта развития событий:

  • взыскание в досудебном порядке,
  • взыскание только по результату судебного разбирательства.

Первый должен происходить само собой сразу после ДТП. Попробуйте напрямую договориться с виновником об этом. Причём, это не обязательно должна быть выплата — есть практика согласования ремонта в выбранном обеими сторонами автосервисе с предварительно озвученной стоимостью ремонта, после чего виновный просто оплачивает выставленный счёт.

В любом случае, если ответственность виновника перед пострадавшим не застрахована по ОСАГО, у Вас должна фигурировать расписка о возмещении ущерба при ДТП. Пишется она в свободной форме, где указывается сам факт возникновения задолженности у виновника перед потерпевшим, а также паспортные данные обоих участников и их подписи.

Если участник попал в аварию без страховки, но, тем не менее, отказывается возмещать ущерб или вообще считает себя невиновным в дорожно-транспортном происшествии, то придётся соблюсти некоторые формальности.

Во-первых, сумма ущерба должна быть закреплена официально, и простой чек из автосервиса для суда не подойдёт. Потребуется провести независимую экспертизу оценки ущерба. Это стоит в зависимости от самого ущерба и конкретной фирмы от 5 до 20-25 тысяч рублей. Если возраст Вашего авто менее 5 лет, то также попросите включить расчёт утери товарной стоимости (УТС) — он составит около 8-10% от общей суммы ущерба.

Далее, сняв копии со всех документов, имеющих отношение к аварии, в том числе, с чека по экспертизе и самой экспертизы, нужно направить досудебную претензию виновнику с требованием о возмещении ущерба, согласно оценке, по адресу его регистрации. Сделать это необходимо заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы у Вас было доказательство того, что письмо было доставлено, а должник просто уклонялся от его получения.

Также придётся дать разумный срок для оплаты — обычно он составляет 10-20 дней.

Если виновник в течение этого времени не возместил ущерб, то нужно подавать исковое заявление в суд. Но для суда потребуются уже оригиналы документов. Подавать нужно в районный или городской суд, можно по месту Вашего пребывания (проще говоря, куда Вам удобнее будет ездить).

С требованием прийти в суд должнику придёт повестка, а по решению суда будет вынесен исполнительный лист, который передаётся приставам, а у тех уже не возникнет вопроса, как взыскать ущерб ДТП, если у виновника нет страховки ОСАГО, а у Вас — Каско.

Если полис поддельный

Но если у виновника оказался поддельный полис ОСАГО, то это не обязательно означает, что порядок возмещения ущерба при ДТП должен быть применён по инструкции выше — напрямую досудебно или через суд.

Законодательство, если быть точнее, то решение Верховного суда, позволяет взыскать компенсацию со страховой компании, но при двух существенных условиях:

  • поддельный страховой полис стал таковым в результате выбытия из рук страховой (при краже или утере), то есть фактически сам бланк не поддельный, а настоящий, но подделаны записи в нём и удостоверяющие оттиски,
  • виновник не знал о том, что страховка у него поддельная — если он купил его, например, у мошенников, не зная, что те мошенники, и по адекватной цене.

В других случаях обращение в страховую у потерпевшего невозможно.