Основные разновидности пассажирских перевозок

Классификация пассажирских автобусных перевозок

Тема 10. Пассажирские перевозки

1. Классификация пассажирских автобусных перевозок.

Основными задачами пассажирских автобусных перевозок является удовлетворение потребностей населения в перевозках, при этом должно учитываться возможность сокращения времени на поездку, обеспечение регулярности движения автобусов и гарантия возможностей поездки. Одними из главных является:

· Эффективное использование подвижного состава, т.е. выполнение плана, рациональная организация труда водителей.

В практике предприятия решаются следующие вопросы:

1. Получение информации о колебаниях пассажиропотоков

3. Выбор автобусов по вместимости и определение их вместимости

4. Нормирование скоростей движения, координация работы автобусов с другими видами пассажирского транспорта

5. Составление расписания движения для маршрутных автобусов

6. Организация выпуска автобусов на линию

7. Диспетчерское управление и контроль за работой автобусов

8. Обеспечение безопасности движения

Все задачи организации перевозок решаются раздельно по видам перевозок.

Классификация пассажирских автобусных перевозок

1. Пассажирские перевозки классифицируются на:

· Легковые автомобили (такси);

Примечание: перевозки маршрутными автобусами малой вместимости относят к автобусным перевозкам.

2. Пассажирские перевозки классифицируют по виду сообщений :

· городские – это такие перевозки, которые осуществляются в придорожной городской черте

Особенность городских перевозок в мощных пассажиропотоках, плотной маршрутной сети, которая рассчитывается по формуле:

δ= , км/км²

Городские перевозки характеризуются хорошими условиями, небольшими интервалами времени между автобусами, малыми расстояниями поездок пассажиров, частыми остановками для посадки и высадки пассажиров, невысокой скоростью движения.

Пригородные перевозки – это перевозки пассажиров на расстояние до 50 км за пределами черты населенного пункта. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, большой неравномерностью пассажиропотоков по сезонам года (резкое увеличение количества пассажиров происходит в весенне-летний период), большими расстояниями поездок пассажирами и соответственно менее частыми остановками для посадки и высадки пассажиров.

Местные , а чаще сельскими перевозками пассажиров обслуживают сельское население и могут выполнять либо автобусные, либо грузовые перевозки. Сельские автобусные маршруты соединяют районные центры с сельскими населенными пунктами; областные центры, железнодорожные станции, речные порты и пристани сельскими населенными пунктами.

Междугородние перевозки организуются на расстоянии более 50 км от городской черты, длина маршрута может достигать до 1000 км., дорожные условия, как правило, хорошие. Эти особенности определяют требования к автобусам. Используется комфортабельные скоростные автобусы, оборудуются местами для хранения ручной клади, часто оборудуются туалетами и буфетами.

Международные перевозки – это когда пересекаются государственные границы 2-х и более государств.

3. Пассажирские перевозки классифицируются по назначению :

Искурсовые — это когда заранее разработан определенный маршрут, может быть выполнен по предварительному заказу.

Туристические — это когда перевозки могут выполняться как транспортом общего пользования так и ведомственными. Выполняется за пределами населенных пунктов, как по заказам так и предварительному договору. В организационной структуре предприятия выделяются определенное подразделение.

Служебные пассажирские перевозки связаны с доставкой служащих и рабочих. Могут использовать транспорт общего пользования так и ведомственные.

Школьные перевозки используется в сельской местности, где отсутствует регулярное движение маршрутных автобусов, либо осуществляется движение с большими интервалами не совпадающие с временней начала и конца занятий.

Разрабатываются определенные расписания, и устанавливается тип автобуса.

Вахтовые пассажирские перевозки предназначены для перевозки смен, строителей, нефтяников. Чаще всего это автобусы ведомственные или общего пользования.

Специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связанные со специальными собраниями, конференциями, ярмарками.

4. Пассажирские перевозки классифицируют по форме организации:

Заказные перевозки осуществляются по договорам и различным заявкам от предприятия и населения. Они проходят не по маршруту, но оговариваются.

Маршрутные перевозки организуют по утвержденным маршрутам, по расписанию, с посадкой и высадкой пассажиров, на заранее оговоренных и на промежуточных и конечных остановках.

Прямые смешанные перевозки организуют двумя и боле видами транспорта, выдается единые билет до конечного пункта дающий право проезда на нескольких видах транспорта.

Автомобильный транспорт совмещают с другими видами транспорта. Главное в таких случаях соблюдать точное расписание.

Виды пассажирского транспорта и сферы его применения

Все виды пассажирского общественного транспорта являются составной частью единой транспортной системы страны. Ранее (см. параграф 1.1) рассматривалась инфраструктура транспортной системы, под которой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений.

В свою очередь, транспортная система объединяет автомобильный, водный (речной и морской), железнодорожный, воздушный, трубопроводный и промышленный (технологический) виды транспорта. Отдельной строкой проходят городской электрический транспорт и метрополитен (см. рис. 2.1).

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения сфер целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок); капитальные вложения; время движения и сроки доставки; наличие провозной и пропускной возможностей; надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность; гарантии сохранности багажа; условия эффективного использования транспортных средств; наличие соответствующих линейных сооружений для обслуживания пассажиров и возможность предоставления сопутствующих услуг.

Значения этих показателей на каждом виде транспорта различны и во многом определяются мощностью и структурой пассажиропотоков, дальностью поездок, временем отправки, типом подвижного состава, состоянием материально-технической базы вида транспорта и другими факторами.

Целесообразные сферы применения видов транспорта при перевозке пассажиров сводятся к следующему.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для осуществления пассажирских перевозок на средние расстояния и в пригородном сообщении. Это один из старейших и основных магистральных видов транспорта в нашей стране. Его значение определяется такими свойствами, как независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток, что обеспечивает регулярность и бесперебойность перевозок, высокую провозную возможность, сравнительно высокую скорость и сравнительно невысокую себестоимость перевозок.

Морской пассажирский транспорт осуществляет главным образом пассажирские перевозки во внутренних сообщениях между портами и круизные поездки. Особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, не имеющих еще железных дорог.

Речной пассажирский транспорт выполняет дальние и местные перевозки по судоходным рекам и каналам.

В России более 70 тыс. рек общей протяженностью примерно в 2,0 млн км и более 2,0 тыс. крупных озер. На протяжении 400 тыс. км реки пригодны для судоходства, и для развития сети водных путей сообщения имеются большие возможности.

Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Так, до 80% пассажиров для поездок между Москвой и Владивостоком пользуются самолетами. Средняя дальность перемещения пассажиров составляет 15 00 км.

Большую работу выполняют вертолеты, которые используются для пассажирских перевозок в труднодоступных и малонаселенных районах.

Автомобильный пассажирский транспорт — основной вид транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, а также специфической организацией и системой управления.

Городской транспорт предназначен для перевозки пассажиров в городах и населенных пунктах. Часто XX в. называют веком урбанизации, т.е. бурного роста городов как по числу, так и по размерам. С 1900 г. численность городского населения страны выросла почти в 10 раз, и с 1960-х гг. она является доминирующей. Вместе с городами развивались и городские транспортные системы, образовавшие самостоятельную отрасль — городской пассажирский транспорт. Он включает в себя несколько видов транспорта, а именно автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен.

В последнее время в городах России активно развиваются новые виды городского транспорта: скоростной трамвай (линии скоростного трамвая имеются в Волгограде, Ижевске, Старом Осколе, Усть-Илимске, спроектирована линия «надземного экспресса» в Санкт-Петербурге) и монорельсовые транспортные системы. Единственная в нашей стране действующая Московская монорельсовая транспортная система, открытая в 2004 г., имеет одну линию протяженностью 4,7 км и шесть станций, объем пассажиропотока составляет 4,38 млн чел. в год.

ВИДЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И КЛАССИФИКАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

Различают пассажирские перевозки в прямом, местном и при­городном сообщениях. К прямому сообщению относятся перевоз­ки, совершаемые в пределах двух и более дорог; к местному сооб-

щению — выполняемые внутри одной дороги, но вне пригородной зоны или на расстояния, выходящие за границы пригородной зоны (деление перевозок на прямые и местные условно, так как опреде­ляется границами дорог). К пригородному сообщению относятся перевозки в крупные города и промышленные пункты и обратно населения прилегающих пригородных районов, а также перевозки из этих пунктов в выходные и праздничные дни в пригородные зо­ны отдыха.

90% всех пассажиров железнодорожного транспорта составля­ют пригородные пассажиры и лишь 10% —дальние и местные. Ес­ли же анализировать перевозки по пассажиро-километрам, то из-за небольшой дальности пробега в пригородном сообщении эти перевозки составляют лишь 28% общего количества. Средняя даль­ность проезда пассажира в 1975 г. составила в прямом и местном сообщениях 658 км, пригородном 28 км, а общая средняя даль­ность проезда 90 км. Это свидетельствует о специфичности каждо­го вида движения, о необходимости рассматривать планирование и организацию каждого вида пассажирских перевозок отдельно.

Пассажирские поезда в зависимости от расстояния обращения подразделяются на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные (от 151 до 700 км) и пригородные (до 150 км). Таким образом, деление поездов по видам сообщения несколько от­личается от подразделения перевозок. Дальние и местные пасса­жирские поезда делятся на следующие категории:

скорые — с наиболее высокой скоростью движения благодаря снижению до минимума числа остановок и повышенной техниче­ской скорости; эти поезда формируют из наиболее комфортабель­ных вагонов, курсируют они между важнейшими центрами страны, а также между этими центрами и курортными районами;

пассажирские, имеющие меньшую скорость на всем пути сле­дования из-за большего числа остановок и несколько меньшей тех­нической скорости. На тех участках, где нет пригородного движе­ния, пассажирские поезда имеют остановки не только на крупных станциях, но и на промежуточных. В некоторые поезда включают также почтовые и багажные вагоны.

На направлениях дальнего движения и пригородных участках, где существуют большие перевозки почты и багажа, назначают специальные почтово-багажные поезда. На малодеятельных линиях могут курсировать грузопассажирские поезда’. Массовые людские перевозки (например, сезонных рабочих) выполняются специальны­ми поездами. Организуются также специальные туристско-экскурси-онные поезда. Часть поездов, преимущественно скорых, отличается особой комфортабельностью. Это фирменные поезда, они носят индивидуальные названия: «Красная стрела», «Россия», «Киев» и др.

В некоторых сообщениях нужно пользоваться различными ви­дами транспорта. Это так называемые смешанные перевозки. Рост

1 Нумерация пассажирских поездов разных категорий приведена на с. 373.

деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил и развитие международных сообщений. Сейчас железные дороги СССР связаны прямыми поездами или отдельными вагонами с со­циалистическими странами, а также с Францией, Италией, Авст­рией и др., всего с 27 странами Европы и Азии. Создана сеть меж­дународных экспрессов между столицами стран — членов СЭВ.

29.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И СКОРОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

Значительная часть железнодорожных устройств используется как для пассажирского, так и для грузового движения. Вместе с тем для обеспечения пассажирских перевозок необходимы специальные сооружения (пассажирские и технические станции, вокзалы, пасса­жирские платформы и павильоны для пригородного движения) и подвижной состав (локомотивы и вагоны).

Пассажирские станции выполняют операции, связанные с от­правлением и прибытием пассажиров, приемом и выдачей багажа и перевозками почты. Их сооружают при наличии значительного пассажиропотока. Основные устройства пассажирской станции —• пути приема и отправления поездов, пассажирское здание (вокзал) и платформы, пути для погрузки и выгрузки багажа, почты и др., депо и технический парк с устройствами для механизированной об­мывки, очистки и уборки вагонов. В техническом парке экипируют пассажирские составы. Пассажирские станции в крупных центрах обслуживают обычно дальнее, местное и пригородное движение. Тип станции зависит от объема и характера выполняемых опера­ций. В зависимости от расположения путей и зданий вокзала по отношению к ним пассажирские станции делятся на тупиковые, проходные и тупиково-проходные 1 . Наиболее удобны станции двух последних типов.

Пассажирские технические станции устраивают при большом числе обслуживаемых составов, оснащают вагономоечными маши­нами, механизированными прачечными, механизмами для внутрен­ней очистки вагонов. В пунктах оборота пригородных поездов со­оружают зонные станции. Взаимное расположение устройств, об­служивающих пассажирское движение на участке, примыкающем к большому городу, показано на рис. 29.1.

Вокзалы, особенно в крупных городах и промышленных цент­рах, представляют собой сложные сооружения значительных разме­ров. Так, кубатура вокзала в Новосибирске примерно 150 тыс. м 3 , Казанского вокзала в Москве — 300 тыс. м 3 . По объему работы вок­залы разделяются на внеклассные, I, II, III классов. Тот или иной класс вокзалу присваивают по балльной системе, учитывая число отправленных пассажиров по видам сообщений и общую площадь вокзальных помещений. Вокзалы имеют билетные кассы, помеще-

1 Схемы разных типов пассажирских станций рассматриваются в курсе «.Стан­ции и узлы»,

ния для приема и выдачи багажа, а также в зависимости от клас­са камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отды­ха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комна­ты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для куль­турно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пасса­жиров (читальни, почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи и т. д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, связанных с обслуживанием пасса­жиров и с движением поездов.

Для того чтобы создать максимальные удобства пассажирам, вокзалы, как и все пассажирское хозяйство, оснащаются новыми техническими устройствами для автоматизации билстно-кассовых операций, автоматическими справочными установками и др. На большинстве крупных вокзалов выделены или построены специаль­ные кассовые залы, которые могут быть специализированы для прямого, местного и пригородного сообщений. Имея в виду рост пассажирских перевозок в смешанных сообщениях, на крупных вокзалах предусматриваются также кассы аэрофлота для продажи билетов на самолеты и кассы междугородных автобусов. В кассо­вых залах, кроме продажи билетов, в зависимости от местных усло­вий можно оформлять операции по перевозке багажа и хранению ручной клади; такое объединение экономит время пассажира. Очень удобны установленные на многих вокзалах автоматические камеры хранения — шкафы с ящиками для размещения ручного багажа. Пользуясь специальным шифратором, пассажиры сами запирают и отпирают дверцу ящика.

Планировка помещения вокзала должна обеспечить последова­тельность операций по обслуживанию пассажиров и минимальную затрату времени на их выполнение. Площадь каждого помещения определяется его назначением и количеством одновременно нахо­дящихся в нем пассажиров. Размеры залов ожидания и кассовых рассчитывают на часы «пик», т. е. на время максимального накопле­ния пассажиров в зависимости от их количества и нормы площади на одного человека.

Пассажирские здания, платформы и другие сооружения и уст­ройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать быст­рое, удобное и безопасное выполнение операций, связанных с пере­возками пассажиров. Для прохода на платформы в необходимых случаях устраивают пешеходные тоннели или мосты. На крупных вокзалах, обслуживающих большие потоки пассажиров, платформы

Дальнее (рузоЬия

станция Сортировочная

Доя грузоьых станщя

и дальних псездод

Пригородное Техническач Для пригородных Остановочная Зонная

снижение станция а дальних поездов платформа. станция

Рис. 29.1. Схема расположения устройств для обслуживания пассажирского

движения на участке

Таблица 29.2 Основные эксплуатационные характеристики моторвагонных поездов

ВИДЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И КЛАССИФИКАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

Различают пассажирские перевозки в прямом, местном и при­городном сообщениях. К прямому сообщению относятся перевоз­ки, совершаемые в пределах двух и более дорог; к местному сооб-

щению — выполняемые внутри одной дороги, но вне пригородной зоны или на расстояния, выходящие за границы пригородной зоны (деление перевозок на прямые и местные условно, так как опреде­ляется границами дорог). К пригородному сообщению относятся перевозки в крупные города и промышленные пункты и обратно населения прилегающих пригородных районов, а также перевозки из этих пунктов в выходные и праздничные дни в пригородные зо­ны отдыха.

90% всех пассажиров железнодорожного транспорта составля­ют пригородные пассажиры и лишь 10% —дальние и местные. Ес­ли же анализировать перевозки по пассажиро-километрам, то из-за небольшой дальности пробега в пригородном сообщении эти перевозки составляют лишь 28% общего количества. Средняя даль­ность проезда пассажира в 1975 г. составила в прямом и местном сообщениях 658 км, пригородном 28 км, а общая средняя даль­ность проезда 90 км. Это свидетельствует о специфичности каждо­го вида движения, о необходимости рассматривать планирование и организацию каждого вида пассажирских перевозок отдельно.

Пассажирские поезда в зависимости от расстояния обращения подразделяются на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные (от 151 до 700 км) и пригородные (до 150 км). Таким образом, деление поездов по видам сообщения несколько от­личается от подразделения перевозок. Дальние и местные пасса­жирские поезда делятся на следующие категории:

скорые — с наиболее высокой скоростью движения благодаря снижению до минимума числа остановок и повышенной техниче­ской скорости; эти поезда формируют из наиболее комфортабель­ных вагонов, курсируют они между важнейшими центрами страны, а также между этими центрами и курортными районами;

пассажирские, имеющие меньшую скорость на всем пути сле­дования из-за большего числа остановок и несколько меньшей тех­нической скорости. На тех участках, где нет пригородного движе­ния, пассажирские поезда имеют остановки не только на крупных станциях, но и на промежуточных. В некоторые поезда включают также почтовые и багажные вагоны.

На направлениях дальнего движения и пригородных участках, где существуют большие перевозки почты и багажа, назначают специальные почтово-багажные поезда. На малодеятельных линиях могут курсировать грузопассажирские поезда’. Массовые людские перевозки (например, сезонных рабочих) выполняются специальны­ми поездами. Организуются также специальные туристско-экскурси-онные поезда. Часть поездов, преимущественно скорых, отличается особой комфортабельностью. Это фирменные поезда, они носят индивидуальные названия: «Красная стрела», «Россия», «Киев» и др.

В некоторых сообщениях нужно пользоваться различными ви­дами транспорта. Это так называемые смешанные перевозки. Рост

1 Нумерация пассажирских поездов разных категорий приведена на с. 373.

деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил и развитие международных сообщений. Сейчас железные дороги СССР связаны прямыми поездами или отдельными вагонами с со­циалистическими странами, а также с Францией, Италией, Авст­рией и др., всего с 27 странами Европы и Азии. Создана сеть меж­дународных экспрессов между столицами стран — членов СЭВ.

29.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И СКОРОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

Значительная часть железнодорожных устройств используется как для пассажирского, так и для грузового движения. Вместе с тем для обеспечения пассажирских перевозок необходимы специальные сооружения (пассажирские и технические станции, вокзалы, пасса­жирские платформы и павильоны для пригородного движения) и подвижной состав (локомотивы и вагоны).

Пассажирские станции выполняют операции, связанные с от­правлением и прибытием пассажиров, приемом и выдачей багажа и перевозками почты. Их сооружают при наличии значительного пассажиропотока. Основные устройства пассажирской станции —• пути приема и отправления поездов, пассажирское здание (вокзал) и платформы, пути для погрузки и выгрузки багажа, почты и др., депо и технический парк с устройствами для механизированной об­мывки, очистки и уборки вагонов. В техническом парке экипируют пассажирские составы. Пассажирские станции в крупных центрах обслуживают обычно дальнее, местное и пригородное движение. Тип станции зависит от объема и характера выполняемых опера­ций. В зависимости от расположения путей и зданий вокзала по отношению к ним пассажирские станции делятся на тупиковые, проходные и тупиково-проходные 1 . Наиболее удобны станции двух последних типов.

Пассажирские технические станции устраивают при большом числе обслуживаемых составов, оснащают вагономоечными маши­нами, механизированными прачечными, механизмами для внутрен­ней очистки вагонов. В пунктах оборота пригородных поездов со­оружают зонные станции. Взаимное расположение устройств, об­служивающих пассажирское движение на участке, примыкающем к большому городу, показано на рис. 29.1.

Вокзалы, особенно в крупных городах и промышленных цент­рах, представляют собой сложные сооружения значительных разме­ров. Так, кубатура вокзала в Новосибирске примерно 150 тыс. м 3 , Казанского вокзала в Москве — 300 тыс. м 3 . По объему работы вок­залы разделяются на внеклассные, I, II, III классов. Тот или иной класс вокзалу присваивают по балльной системе, учитывая число отправленных пассажиров по видам сообщений и общую площадь вокзальных помещений. Вокзалы имеют билетные кассы, помеще-

1 Схемы разных типов пассажирских станций рассматриваются в курсе «.Стан­ции и узлы»,

ния для приема и выдачи багажа, а также в зависимости от клас­са камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отды­ха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комна­ты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для куль­турно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пасса­жиров (читальни, почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи и т. д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, связанных с обслуживанием пасса­жиров и с движением поездов.

Для того чтобы создать максимальные удобства пассажирам, вокзалы, как и все пассажирское хозяйство, оснащаются новыми техническими устройствами для автоматизации билстно-кассовых операций, автоматическими справочными установками и др. На большинстве крупных вокзалов выделены или построены специаль­ные кассовые залы, которые могут быть специализированы для прямого, местного и пригородного сообщений. Имея в виду рост пассажирских перевозок в смешанных сообщениях, на крупных вокзалах предусматриваются также кассы аэрофлота для продажи билетов на самолеты и кассы междугородных автобусов. В кассо­вых залах, кроме продажи билетов, в зависимости от местных усло­вий можно оформлять операции по перевозке багажа и хранению ручной клади; такое объединение экономит время пассажира. Очень удобны установленные на многих вокзалах автоматические камеры хранения — шкафы с ящиками для размещения ручного багажа. Пользуясь специальным шифратором, пассажиры сами запирают и отпирают дверцу ящика.

Планировка помещения вокзала должна обеспечить последова­тельность операций по обслуживанию пассажиров и минимальную затрату времени на их выполнение. Площадь каждого помещения определяется его назначением и количеством одновременно нахо­дящихся в нем пассажиров. Размеры залов ожидания и кассовых рассчитывают на часы «пик», т. е. на время максимального накопле­ния пассажиров в зависимости от их количества и нормы площади на одного человека.

Пассажирские здания, платформы и другие сооружения и уст­ройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать быст­рое, удобное и безопасное выполнение операций, связанных с пере­возками пассажиров. Для прохода на платформы в необходимых случаях устраивают пешеходные тоннели или мосты. На крупных вокзалах, обслуживающих большие потоки пассажиров, платформы

Дальнее (рузоЬия

станция Сортировочная

Доя грузоьых станщя

и дальних псездод

Пригородное Техническач Для пригородных Остановочная Зонная

снижение станция а дальних поездов платформа. станция

Рис. 29.1. Схема расположения устройств для обслуживания пассажирского

движения на участке

Таблица 29.2 Основные эксплуатационные характеристики моторвагонных поездов

Виды пассажирского транспорта и пассажирские сообщения

Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта. Подразделение транспорта по видам основано на технических различиях путей сообщения, по которым производится перевозка, и используемого подвижного состава. Видовые различия транспорта оказывают существенное влияние на используемую технологию перевозок, формы обслуживания пассажиров в пути, меры государственного регулирования деятельности перевозчиков, скорость перевозки и уровень тарифов.

В настоящее время существуют следующие виды транспорта: наземный, использующий земную поверхность в качестве естественной опоры для путей сообщения. Наземный транспорт подразделяют на дорожный (автомобильный, трамвайный, троллейбусный, электромобильный и немеханический) и железнодорожный. Дорожный транспорт использует дорожную сеть общего пользования. Основу дорожного транспорта составляет автомобильный транспорт, подвижной состав которого представлен автомобилями различного назначения, прицепами к ним и мотоциклами.

Помимо этого, к дорожному транспорту относятся городской наземный электрический транспорт (троллейбусы и вагоны трамвая, электромобили) и различные немеханические транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека или животных (велосипеды, рикши, конные повозки и др.), а также транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания рабочим объемом до 50 см3 (мопеды и мотороллеры).

Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки по железным дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации. Водный транспорт, использующий для движения судов водную среду.

Водный транспорт подразделяют на морской и внутренний водный. Воздушный транспорт (гражданская авиация), использующий для движения воздушных судов воздушную среду. Транспорт, использующий для движения искусственно созданную среду, — метрополитен, трубопроводный транспорт.

В перспективе получит развитие космический транспорт. В 2001 г. впервые космическим транспортом был перевезен платный пассажир-турист.

Способ передвижения пассажира определяется характеристикой — сообщением, которое отражает особенности перевозки: объект перевозки. Различают пассажирское или грузовое сообщение.

По виду транспорта различают автомобильное, железнодорожное, речное и морское (водное), воздушное, троллейбусное, трамвайное сообщения. Автомобильное пассажирское сообщение транспорта общего пользования подразделяют также на автобусное и таксомоторное. Сообщение с использованием нескольких видов транспорта называют смешанным, например автомобильно-железнодорожное сообщение.

Классы дальности сообщения устанавливаются для различных видов транспорта на основании отраслевых нормативно-технических документов. На автомобильном транспорте различают:

  • Городское сообщение с подразделением его на внутригородское (в пределах административных границ города, иного населенного пункта) и пригородное (удаление в большинстве случаев до 50 км от границы города).
  • Междугородное сообщение с подразделением его на внутриобластное (за пределы пригородного) и межобластное (в пределах двух или более субъектов Российской Федерации).
  • Международное сообщение (за пределы территории Российской Федерации) с подразделением его на сообщение со странами СНГ и за пределы СНГ.

В зависимости от режима движения подвижного состава, влияющего на скорость прохождения маршрута, различают следующие виды сообщения:

  • Поостановочное (обычное), при котором пассажирообмен производят на всех остановочных пунктах маршрута.
  • С остановками по требованию пассажиров. Данный вид сообщения характерен для автобусов особо малой пассажировместимости.
  • Скоростное, при котором автобусы останавливаются только на некоторых остановочных пунктах маршрута.
  • Полуэкспрессное, при котором автобус в начале маршрута собирает пассажиров на нескольких остановочных пунктах, а потом без остановок доставляет их на конечный пункт (сборный маршрут), либо, наоборот, пассажиры, севшие в автобус в начальном пункте маршрута, доставляются в микрорайон назначения, в котором их затем развозят по нескольким остановочным пунктам (развозочный маршрут).
  • Экспрессное, при котором движение по маршруту от начального до конечного пункта осуществляется без промежуточных остановок. На междугородных автобусных маршрутах под экспрессным понимают сообщение, осуществляющееся с высокой скоростью.

Обратим внимание на то, что можно говорить одновременно о различных характеристиках сообщения: объекте перевозки, виде транспорта, классе дальности и режиме движения. Например, можно сказать: «перевозки в пассажирском междугородном автомобильном сообщении» или «перевозки во внутригородском экспрессном автобусном сообщении».

Для различных видов пассажирского транспорта существуют свои эффективные сферы использования, которые следует рассматривать применительно к тем или иным классам дальности сообщения.

Во внутригородском сообщении основную часть перевозок пассажиров выполняет автомобильный транспорт — автобусы и такси. В парке подвижного состава преобладают легковые автомобили, доля которых в перспективе будет увеличиваться. Коммерческие пассажирские перевозки осуществляются преимущественно по маршрутному принципу, и их наибольший объем осваивается в автобусном сообщении. При наличии в городе метрополитена наземный пассажирский транспорт используется как подвозящий к станциям метрополитена. Коммерческие немаршрутные перевозки осуществляются автомобилями-такси, заказными автобусами и легковыми автомобилями.

С точки зрения пассажира автобус, троллейбус и трамвай практически не имеют существенных различий, поэтому являются конкурентами на рынке перевозок. Достоинствами автобуса являются высокая эксплуатационная мобильность (независимость от контактно-кабельной сети и рельсового пути, возможность перевода с одного маршрута на другой), возможность быстрого изменения трассы маршрута, наличие достаточно широкого диапазона пассажировместимости подвижного состава, минимальные помехи движению других транспортных средств.

К недостаткам автобуса, по сравнению с трамвайными вагонами и троллейбусами, относится его более сложное устройство, влияющее на показатели надежности в эксплуатации, повышенную себестоимость перевозок, экологическую опасность.

С экономической точки зрения одной из основных составляющих себестоимости перевозок являются затраты на энергию для тяги. Поэтому там, где имеются близко расположенные источники электроэнергии, сфера эффективного использования городского электрического транспорта расширяется. При наличии близко расположенных нефтеперегонных заводов, производящих моторное топливо, могут быть сокращены затраты на бензин и дизельное топливо для автобусов.

В пригородном сообщении наибольшее распространение получили перевозки пассажиров автобусами. Во внутригородских и пригородных перевозках пассажиров широко используют также железнодорожный и внутренний водный транспорт.

Если посмотреть на карту с нанесенными на нее пригородными автобусными маршрутами и железнодорожными линиями, то можно заметить, что автобусные маршруты образуют густую паутину, а железнодорожные линии расходятся редко расположенными лучами. Автобусные маршруты зачастую доходят даже до сравнительно небольших населенных пунктов. Поэтому можно говорить о том, что автобусное сообщение охватывает площади, в то время как железнодорожное — лишь отдельные направления.

Такое положение сохранится и в перспективе, потому что железные дороги строят преимущественно для перевозок больших объемов грузов на дальние расстояния, соединяя относительно крупные населенные пункты. Пассажирские перевозки по железным дорогам, за редким исключением (направление Москва — Санкт-Петербург), в общем объеме железнодорожных перевозок имеют незначительную долю. Это предопределяет нецелесообразность строительства железнодорожных линий между небольшими населенными пунктами, в то время как дороги уже соединяют подавляющее большинство населенных пунктов. Железнодорожный транспорт в пределах городской черты и пригородной зоны перевозит пассажиров электро- и дизель-поездами. Для обеспечения высокой комфортабельности поездки на железнодорожном транспорте промышленностью начат выпуск электропоездов нового поколения.

На внутреннем водном транспорте в городской черте эксплуатируются суда водоизмещающего типа (речные трамваи, катера и т. п.), а в пригородной зоне — также суда на подводных крыльях. Сообщение между противоположными берегами обеспечивается паромами. Водный транспорт имеет самую низкую себестоимость перевозок, но его работа ограничена периодом навигации и наличием судоходных путей сообщения (их протяженность в России 89 тыс. км).

Между крупными городами осуществляются коммерческие перевозки пассажиров гражданской авиацией как по регулярным маршрутам, так и в режиме «воздушное такси». Однако тарифы на такие услуги значительно выше, чем на наземном пассажирском транспорте, в связи с чем объемы воздушных перевозок незначительны.

В междугородном сообщении с увеличением дальности перевозок возрастает роль сначала железнодорожного, а затем и воздушного транспорта. Междугородные автобусные перевозки преобладают на расстояниях до 200 км, в горных условиях и в случаях, когда в регионе имеется много близко расположенных городов с недостаточно развитой сетью железнодорожных путей сообщения (например, район Кавказских минеральных вод).

Эффективная сфера международных автобусных перевозок ограничена преимущественно перевозками туристов. В России функционируют также несколько десятков регулярных международных автобусных маршрутов.

По мере интеграции России в общеевропейское сообщество роль автобусного транспорта повышается в связи с упрощением пограничных и таможенных процедур. В межконтинентальном сообщении практически весь объем перевозок пассажиров ложится на гражданскую авиацию. Морской пассажирский транспорт специализируется на круизных перевозках туристов. В приморских районах вдоль берега морским транспортом осуществляются регулярные пассажирские каботажные перевозки.

Технологический процесс выполнения рейсов в междугородном сообщении предусматривает организацию отдыха водителей на промежуточных пунктах маршрута и в пункте оборота. На промежуточных пунктах маршрута оборудуют комнаты для кратковременного отдыха водителей, обеспечивают возможность питания водителей. Для ежедневного отдыха водителей в пункте оборота оборудуют спальные места. Типовыми проектами на автовокзалах предусмотрены двухместные номера гостиничного типа.

Техническое содержание средств связи и оборудования производится персоналом автовокзалов или специализированными организациями по договору.

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.