Обгон на подъеме

Запрещено ли выполнять обгон другого авто на подъеме согласно ПДД

В ПДД четко прописаны все ситуации, которые касаются безопасности на дорогах. Один из самых опасных маневров, описанных в них, по праву считается обгон. Правила автодорожного движения регулируют все спорные моменты в этом действии, и даже запрещают некоторые случаи его выполнения. В число запретов также входит обгон в конце подъема и на прочих участках дороги с ограниченной видимостью.

Сегодня мы узнаем, запрещено ли обгонять на подъеме, и что грозит за нарушение.

Знаки, которые говорят об участках дороги, где запрещен обгон

Для начала необходимо разобраться с вопросом подъема на дороге. Таким термином называют участок дороги, имеющий продольное возрастание в направлении движения транспортных средств.

Существует несколько видов данного участка:

  • подъем с небольшим наклоном;
  • подъем средней высоты;
  • крутой подъем.

Отсюда выходит, что для каждого участка существует свой определенный запрещающий знак.

Стоит отметить, что разрешен обгон на подъеме, если вы видите специальный знак на расстоянии в 300 метров. Если же вы такой видимостью не располагаете, то обгонять не стоит. Также если ваш автомобиль двигается с очень большой скоростью, то данное расстояние должно составлять не менее 600 метров.

Что говорит ПДД об обгоне на подъеме

Итак, согласно законодательству РФ, такой маневр, как обгон на подъеме, категорически запрещен. Исключением считается только допустимый обгон на довольно длинном участке дороги, при наличии отличной видимости.

Совсем другое дело – конец подъема, так как чаще всего данный участок считается местом с ограниченной видимостью. А значит, водитель не может хорошо оценить всю окружающую обстановку, что говорит о полном запрете на обгон. Именно в таком случае будет идти речь о наказаниях.

Это важно знать! Не путайте понятия обгон и опережение. Так как последнее не допускает выезд на полосу встречного движения и допустимо на подъеме.

Кроме обгона, на данном участке дороги также запрещен разворот. Инспектором ГИБДД посчитает подобный маневр как выезд на встречную полосу, и, соответственно, наложит на вас штраф.

Мера ответственности

Наказание за совершение обгона на подъеме регулируется законодательством, а именно КоАП.

В данном кодексе нет разграничений для обгона и опережения, поэтому все они подлежат стандартным наказаниям.

Если говорить точнее, то водитель, совершивший обгон в неположенном месте, получит штраф либо лишение прав управления транспортными средствами.

Штраф по данному нарушению ПДД составляет 5 000 рублей. В случае повторного обгона на подъеме, автомобилиста могут лишить прав на срок до 12 месяцев.

Немаловажным фактом является и то, что если нарушение, совершенное водителем впервые, засвидетельствует инспектор ГИБДД, то ему также грозит лишение прав на срок до 6 месяцев. Если правонарушение заснято на камеру автоматической фиксации, то тут речь идет только о штрафе.

Обжалование наказания

В случае если вы считаете, что действия инспектора ГИБДД имеют неправомерный либо ошибочный характер, вы имеете полное право обжаловать полученное наказание в судебном порядке.

Порядок действий, который необходимо предпринять для этого:

  1. Раздобыть копию проекта дорожного участка в ДРСУ либо у его владельца. Данный акт поможет вам узнать точное расположение всех дорожных знаков и разметки. С подобной копией вам поможет разобраться специалист.
  2. Приложить к своим показаниям цитаты из ГОСТа, где указана допустимая видимость.
  3. Доказать факт отсутствия специальных знаков, то есть видео или фото участка, где был совершен обгон.
  4. Если водитель совершал опережение, то ему необходимо доказать, что выезда на встречную полосу не было.
  5. Отыскать свидетеля, подтверждающего отсутствие знаков, либо факт совершения опережения, а не обгона. Важным условием будет указание суду, что инспектор ГИБДД не посчитал нужным внести данную информацию в протокол.
  6. Советуем вам обратиться за помощью к адвокату, который специализируется на подобного рода делах, ведь ему будет намного проще отыскать возможность опровержения наказания.

Более того, хотелось бы отметить, что в данных судебных делах часто учитываются различные смягчающие обстоятельства. Например, раскаяние водителя, совершение маневра для предотвращения ДТП и прочее. Также суд принимает во внимание то, что за рулем находилась женщина, являющаяся беременной либо матерью несовершеннолетнего ребенка.

Совершая данный маневр на запрещенной территории, вы должны четко отдавать себе отчет, что можете не только лишиться прав или заплатить штраф, а также спровоцировать серьезное ДТП, которое повлечет за собой травмы или смерть.

Будьте бдительны на дорогах и соблюдайте правила дорожного движения, чтобы не стать виновником происшествия.

Статья 11. Обгон и движение в рядах

Статья 11
Обгон и движение в рядах

1. а) Обгон должен производиться со стороны, противоположной стороне, соответствующей направлению движения.

b) Однако обгон должен производиться со стороны, соответствующей направлению движения, в том случае, если водитель (погонщик), которого обгоняют, подал сигнал о своем намерении повернуть в сторону, противоположную стороне, соответствующей направлению движения, и направил свое транспортное средство или своих животных в эту сторону, с тем чтобы либо повернуть на другую дорогу или въехать в придорожное владение, либо остановиться на этой стороне.

c) В рамках национального законодательства велосипедистам и водителям велосипедов с подвесным двигателем может быть разрешено объезжать стоящие или медленно движущиеся транспортные средства со стороны, соответствующей направлению движения, при наличии достаточного места.**

2. Перед обгоном водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и положений статьи 14 настоящей Конвенции, убедиться в том, что:

a) ни один следующий позади водитель не начал обгона;

b) водитель транспортного средства, движущегося впереди него по той же полосе движения, не подал сигнала о своем намерении совершить обгон другого транспортного средства;

c) он может сделать это, не создавая опасности или помехи для встречных транспортных средств и убедившись, в частности, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что относительная скорость двух транспортных средств позволяет совершить обгон за достаточно короткое время;*

d) за исключением случаев выезда на полосу, встречное движение по которой запрещено, он может без ущерба для обгоняемого пользователя или пользователей дороги вновь занять место, предписанное пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции.

3. Во исполнение положений пункта 2 настоящей статьи запрещается, в частности на дорогах с двусторонним движением, совершать обгон при приближении к концу подъема и, когда видимость недостаточна, на поворотах, за исключением случаев, когда в этих местах имеется продольная разметка и когда обгон совершается без выезда на полосы, предназначенные для встречного движения.

4. B момент обгона водитель должен оставлять для обгоняемого пользователя или пользователей дороги достаточное боковое пространство.

5. а) На дорогах, имеющих по крайней мере две полосы, предназначенные для движения в данном направлении, водитель транспортного средства, который вынужден был бы совершить новый обгон сразу или вскоре после того, как он вернется в свой ряд, предписанный пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции, может для совершения этого маневра остаться на полосе движения, занятой им для первого обгона, предварительно убедившись, что он может это сделать, не создавая серьезных затруднений для водителей транспортных средств, следующих за ним на большей скорости.

b) Однако Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут не применять положений настоящего пункта к водителям велосипедов, велосипедов с подвесным двигателем, мотоциклов и транспортных средств, не считающихся автомобилями согласно настоящей Конвенции, а также к водителям автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг или конструктивная скорость которых не превышает 40 км/час (25 миль/час)*(13).

6. Когда применяются положения подпункта а) пункта 5 настоящей статьи и интенсивность движения такова, что транспортные средства не только занимают всю ширину проезжей части, предназначенной исключительно для движения в данном направлении, но к тому же двигаются со скоростью, зависящей от скорости транспортного средства, следующего впереди них по данному ряду, то:

a) без ущерба для положений пункта 9 настоящей статьи тот факт, что транспортные средства одного ряда двигаются с большей скоростью, чем транспортные средства другого ряда, не рассматривается как обгон в соответствии с настоящей статьей;

b) водитель транспортного средства, которое не находится на полосе движения, наиболее близкой к краю проезжей части, соответствующему направлению движения, может выезжать из ряда только с целью сделать поворот направо или налево или выехать на стоянку; однако это требование не применяется, если водитель выезжает из одного ряда в другой согласно положениям национального законодательства при выполнении предписаний подпункта b) пункта 5 настоящей статьи*(13).

7. Если полосы разграничены на проезжей части продольной разметкой, водителям запрещается при движении в рядах, описанном в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, наезжать на эту разметку.

8. Без ущерба для положений пункта 2 настоящей статьи и других ограничений, которые Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут предписать в отношении обгона на перекрестках и железнодорожных переездах, ни один водитель транспортного средства не должен обгонять другое транспортное средство, иное чем двухколесный велосипед, двухколесный велосипед с подвесным двигателем или двухколесный мотоцикл без коляски:

а) непосредственно перед перекрестком и на перекрестке, ином чем перекресток с круговым движением, за исключением:

i) случая, предусмотренного в подпункте b) пункта 1 настоящей статьи;

ii) случая, когда обгон совершается по дороге, при движении по которой на перекрестке предоставляется преимущественное право проезда;

iii) случая, когда движение на перекрестке регулируется регулировщиком или световыми дорожными сигналами;

b) непосредственно перед железнодорожными переездами без шлагбаумов или полушлагбаумов и на этих переездах, учитывая, однако, что Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут разрешать такой обгон на железнодорожных переездах, где дорожное движение регулируется световыми дорожными сигналами, имеющими огонь, разрешающий транспортным средствам проезд*(13).

9. Транспортное средство может обгонять другое транспортное средство, которое приближается к пешеходному переходу, обозначенному либо разметкой на проезжей части дороги, либо знаком или сигналом, или которое остановилось непосредственно перед этим переходом, только на достаточно сниженной скорости, обеспечивающей своевременную остановку в том случае, если на переходе окажутся пешеходы. Ни одно положение настоящего пункта не должно толковаться как препятствующее Договаривающимся сторонам или их территориальным подразделениям запрещать обгон, начиная с определенного расстояния до пешеходного перехода или предъявлять более строгие требования к водителям транспортных средств, намеревающимся совершать обгон транспортного средства, остановившегося у пешеходного перехода.

10. Водитель, который убедится, что следующий за ним водитель намерен совершить обгон, должен, за исключением случая, предусмотренного в подпункте b) и пункта 1 статьи 16 настоящей Конвенции, приблизиться к краю проезжей части дороги, соответствующему направлению движения, и не повышать скорость. Если недостаточная ширина, профиль, или состояние проезжей части дороги не позволяют — с учетом интенсивности встречного движения — легко и безопасно обгонять тихоходное, крупногабаритное или вынужденное соблюдать определенную скорость транспортное средство, водитель последнего должен замедлить движение и в случае необходимости при первой возможности уступить дорогу, для того чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11*(13).а) Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут на дорогах с односторонним движением и на дорогах с двусторонним движением, в том случае, если по крайней мере две полосы движения в населенных пунктах и три полосы движения вне населенных пунктов предназначены для движения в одном и том же направлении и обозначены продольной разметкой:

i) разрешать транспортным средствам, двигающимся по одной полосе движения, обгонять со стороны, соответствующей направлению движения, транспортные средства, движущиеся по другой полосе движения;

ii) не применять положений пункта 3 статьи 10 настоящей Конвенции;

при наличии соответствующих предписаний, ограничивающих возможность выезда на другую полосу движения;

b) в случае, предусмотренном выше, в подпункте а), и без ущерба для положений пункта 9 настоящей статьи, такое опережение не считается обгоном по смыслу настоящей Конвенции.

>
Встречный разъезд
Содержание
Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) (с изменениями и дополнениями)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Запрещено ли выполнять обгон другого авто на подъеме согласно ПДД


В ПДД четко прописаны все ситуации, которые касаются безопасности на дорогах. Один из самых опасных маневров, описанных в них, по праву считается обгон. Правила автодорожного движения регулируют все спорные моменты в этом действии, и даже запрещают некоторые случаи его выполнения. В число запретов также входит обгон в конце подъема и на прочих участках дороги с ограниченной видимостью.
Сегодня мы узнаем, запрещено ли обгонять на подъеме, и что грозит за нарушение.

Как определить такой участок

В общем смысле подъем на дороге – это такой участок, который имеет продольный вверх в одном направлении с движущимся транспортом.

Подъемы бывают различными: небольшие наклоны, наклоны средней высоты и крутые подъемы. Поэтому разработана система знаков, обозначающих наличие того или иного подъема впереди движения.

Для обозначения подъемов и спусков используются специальные дорожные знаки:


Исходя из ГОСТа можно примерно определить расстояние, которое должно находиться в четкой видимости для совершения обгона на подъеме – около 300 метров. При отсутствии такой видимости, маневр во избежание проблем совершать не стоит.

Кроме того, если машина обладает небольшой мощностью или же движется на большой скорости, то видимость должна составлять примерно 600 метров. В противном случае есть шанс создать аварийную ситуацию.

Запрещено ли выполнять обгон на подъеме

По закону обгон на подъеме полностью не запрещен. Бывают случаи, когда подъем длиться несколько километров или даже десятки километров. В таком случае обгон на участке будет разрешен при условии хорошей видимости дороги.

Другой вариант – конец подъема. Такой промежуток дороги считается участком с ограниченной видимостью. Следовательно, водитель не может в полной мере оценить движение другого транспорта неподалеку. Поэтому здесь обгон запрещен. Не соблюдение правила в таком случае будет преследоваться по закону.

Кроме того, если по направлению движения имеется две или более полос, то в обгоне нет необходимости. Такой маневр будет называться опережением. Эта ситуация не описана в ПДД, поэтому опережение на любом участке подъема разрешено.

Помимо обгона в конце подъема не следует совершать разворот. Такой маневр будет засчитан за выезд на другую полосу, а следовательно – сотрудники ГИБДД имеют право предъявить обвинение по факту выезда на «встречку».

Как прописано в правилах дорожного движения

Правилами движения (пункт 1.2) вводится понятие обгона. В соответствии с указанным документом обгоном признается опережение автомототранспортного средства с выездом на полосу встречного направления и последующим возвращением в ранее занимаемый ряд.

Если объезд автомототранспорта производится без выезда на встречную полосу, то такой маневр является опережением и совершается по иным правилам, чем обгон.

Итак, обгон в соответствии с данным определением выполняется в следующей последовательности:

  • водитель, перед совершением маневра, обязан убедиться в возможности его выполнения, то есть проверить наличие ограничений на обгон, наличие/отсутствие препятствий для маневрирования и так далее;
  • на следующем этапе необходимо предупредить остальных участников движения о выполнении маневра «обгон». Для этого необходимо подать сигнал левым указателем поворота;
  • после предупреждения водителем можно приступить к перестроению на встречную полосу движения;
  • после опережения впереди идущего автомототранспорта требуется предупредить водителей о перестроении на ранее занимаемую полосу, включив правый сигнал поворота;
  • произвести возврат на «свою» полосу для продолжения движения.

В соответствии с пунктом 11. ПДД перед выполнением обгона водитель автомототранспортного средства обязан:

  • убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии для выполнения безопасного маневра;
  • проверить возможность беспрепятственного возвращения в «свою» полосу;
  • убедиться, что в ходе выполнения маневра не будет создано помех ни транспорту, движущемуся по «своей» полосе, ни транспорту, который движется во встречном направлении.

Какая зона действия знака «обгон запрещен», объясняется в статье: знак обгон запрещен.

Разрешается ли выполнить обгон на пешеходном переходе, читайте здесь.

Запрещается

Пунктами 11.2 и 11.4 Правил движения запрещается выполнять обгон при наличии определенных условий (11.2) или на определенных участках дороги (11.4).

Так запрещено обгонять, если (пункт11.2 ПДД):

  • автомототранспортное средство, которое движется спереди, приступило к выполнению обгона иного автомобиля или предупреждает о маневрировании левым указателем поворота;
  • автомототранспортное средство, которое движется сзади, выполняет обгон;
  • в процессе возврата на ранее занимаемую полосу движения будут созданы помехи обгоняемому автомототранспорту.

Обгон запрещено выполнять на следующих участках проезжей части (пункт 11.4 ПДД):

  • на пешеходных переходах вне зависимости от наличия/отсутствия пешеходов на данном участке проезжей части;
  • на регулируемых перекрестках;
  • на нерегулируемых перекрестках, если транспортное средство движется по дороге, не являющейся главной;
  • на железнодорожных переездах и за 100 м до переезда;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под данными сооружениями;
  • в тоннелях;
  • в зоне действия запрещающих знаков. Следует отметить, что в зоне действия указанных знаков не запрещается выполнять обгон тихоходных транспортных средств, отмеченных специальными знаками, гужевых повозок, мопедов, велосипедов и мотоциклов, не имеющих бокового прицепа;

  • на участках с недостаточной видимостью (в соответствии с пунктом 1.2 ПДД видимость считается недостаточной, если она менее 300 м. причины недостаточной видимости могут быть различными: дождь, снегопад, сумерки и так далее);
  • на опасных участках дороги, отмеченных соответствующими дорожными знаками;

  • в конце подъема.

Таким образом, обгон в конце подъема на гору или иное сооружение обгон автотранспорта запрещен при любых обстоятельствах.

А обгонять в начале выполнения подъема при отсутствии запрещающих знаков правилами не запрещается, так как считается, что такой маневр при корректном исполнении не является чрезвычайно опасным и зона видимости достаточна для его выполнения.

Разрешается

В конце подъема не запрещается выполнять опережение автомототранспорта, которое не связано с выездом на полосу встречного движения.

Так же следует отметить, что выполнение обгона разрешается, если:

  • на подъеме достаточная видимость (более 300 м);
  • на проезжей части при подъеме нанесена прерывистая линия разметки;
  • перед подъемом (опасным участком дороги) не установлен специальный знак, запрещающий обгон.

Ответственность

Мера ответственности за совершение обгона устанавливается в соответствии с КоАП. Кодекс не разделяет различные ситуации обгона и опережения. Поэтому наказание является стандартным для разного рода правонарушения.

КоАП обозначает, что за совершение неправильного обгона водитель получает одно из двух наказаний: штраф или лишение водительских прав.

Стандартный штраф за незаконный обгон составляет 5 тысяч рублей. Однако наказание предусмотрено не только для тех автомобилистов, кто совершил маневр, проигнорировав знаки дорожного движения.

То есть если при любом маневре, в том числе при движении по встречной полосе, водитель создает препятствие для передвижения других транспортных средств, то на него будет наложен штраф либо лишение удостоверения до полугода.

Обычно максимальный срок лишения прав – 1 календарный год. Такой же срок предусмотрен в случае повторного нарушения той же статьи, то есть совершение незаконного обгона вновь.

Однако такое наказание возможно исключительно при личном засвидетельствовании произошедшего сотрудником ГИБДД. При съемке случая на камеру, максимально допустимое наказание для водителя – штраф.

Можно ли обжаловать

При необходимости решение сотрудников ГИБДД можно обжаловать в суде. Особенно в тех ситуациях, когда водитель считает действия сотрудников полиции неправомерными или ошибочными.

Для обжалования назначения наказания за обгон на подъеме следует действовать в соответствии со следующими советами:

  1. Затребовать копию проекта дороги у ДРСУ либо у собственника участка. На этой схеме должны быть обозначены все знаки, стоящие на дороге, подробная разметка, все повороты и уклоны в ту или иную сторону. Помимо этого, владелец может знать, а также может предоставить схему, на каких участках дороги видимость действительно ограничена. Для подробного анализа схемы дороги на суд следует пригласить специалиста.
  2. Приобщить к показаниям выписки из законов и ГОСТа, где указано, что видимость вперед должна быть не менее 255 метров.
  3. Предъявить доказательства отсутствия специальных знаков с помощью фото или видео фиксации участка, где был совершен обгон. При отсутствии знаков такой участок не должен считаться территорией с ограниченной видимостью. Следовательно, претензий со стороны сотрудников ГИБДД быть не должно.
  4. В случае не обгона, а опережения попутного автомобиля, доказать факт такого маневра в суде. Если выезда на встречную полосу не было, то нет и состава правонарушения.
  5. Заявить свидетеля в суд, который подтвердит либо отсутствие знаков, либо опровергнет факт обгона. Также при наличии свидетеля следует указать, что инспектор сознательно не учел его при составлении протокола.
  6. Воспользоваться услугами адвоката. Самостоятельно найти недостатки процесса или нарушение собственных прав практически невозможно. Специалисту разобраться во всех нюансах гораздо проще.

Кроме того, суд обычно учитывает различные смягчающие обстоятельство при вынесении конечного решения. Такими обстоятельствами может быть раскаяние виновного лица, предотвращение другого правонарушения путем маневра. Суд также учитывает беременность или материнство женщины-водителя.

Так обгон на территории в конце подъема – один из запрещенных маневров. Не соблюдение законодательства может спровоцировать ДТП и другие аварийные ситуации. Кроме того, для таких водителей на законодательном уровне установлен размер штрафа, а при особо опасных правонарушениях – лишение водительских прав.

Последствия нарушения правил обгона

Правила выполнения обгона регулируются главой 11 ПДД. Выполнение установленных норм является обязательным для всех водителей.

Несоблюдение правил выполнения такого маневра, как обгон может привести:

  • К наложению на водителя, являющегося нарушителем правил движения административного наказания. В зависимости от обстоятельств правонарушения водитель автомототранспортного средства может быть наказан в соответствии со статьей 12.15 КоАП;
  • К дорожной аварии. Большинство аварий, произошедших вследствие нарушения установленных правил для выполнения обгона, являются наиболее тяжкими, так как происходит лобовое столкновение автомобилей.

В результате ДТП повреждения могут получить:

  • автомототранспортные средства, что приведет к денежным затратам на восстановление. Следует учитывать, что возмещение по страховому полису ОСАГО выплачивается исключительно пострадавшей стороне. Водитель, являющийся виновником дорожного происшествия, производит ремонт своего автомобиля (автобуса, мотоцикла или иного вида транспорта) за счет собственных средств;
  • люди (пассажиры, водители, пешеходы, если столкновение произошло на пешеходном переходе). Вред, причиненный здоровью людей, так же оплачивается виновником дорожного происшествия за счет собственных средств или средств страховой компании (при наличии полиса ОСАГО). Однако вред может быть причинен не только здоровью, но и жизни людей;

В данной ситуации водитель – правонарушитель может быть привлечен не только к административной ответственности, но и к уголовной ответственности.

  • иные предметы, например, ограждения дорожного полотна, столбы и так далее.

Причиненный ущерб так же придется оплачивать виновнику ДТП.

Запрещено ли выполнять обгон на подъеме

  • Что говорится в ПДД
  • Когда запрещено выполнять маневр
  • В каких случаях разрешается
  • Знаки, запрещающие обгон
  • Что грозит водителю за нарушение правил
  • Можно ли обжаловать наказание

Обгон является опасным маневром, и поэтому правила дорожного движения устанавливают ряд запретов на его выполнение в определенных местах и обстоятельствах. Спуски и подъемы ограничивают видимость на дороге, а маневрирование повышает вероятность ДТП. Обгон на подъеме имеет некоторые нюансы, которые подробно разобраны в ПДД РФ.

Что говорится в ПДД

Обгон подразумевает выезд на полосу встречного движения с целью опережения ТС и последующим возвращением на исходную полосу. В пункте 11.4 дан перечень ситуаций, при которых запрещен обгон:

  • на пешеходных переходах;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • в тоннелях;
  • на регулируемых перекрестках и на нерегулируемых, если ТС движется по второстепенной дороге;
  • на железнодорожных переездах и на расстоянии менее 100 метров до них;
  • в конце подъема;
  • на опасных (крутых) поворотах и в места, где видимость в одном направлении менее 100 метров.

Таким образом, можно сделать вывод, что в начале подъема можно совершить обгон, если этот маневр не запрещен разметкой, знаками или другими обстоятельствами.

Когда запрещено выполнять маневр

Опасность маневра на подъеме заключается в ограниченной видимости. Некоторые крутые подъемы могут завершаться ровной горизонтальной дорогой, а некоторые — резким спуском. Всегда есть риск столкновения со встречным автомобилем. В местах ограниченной видимости невозможно вовремя заметить другое транспортное средство и предотвратить аварию.

Запрещается выполнять маневр в конце крутых подъемов. Они могут быть обозначены знаком 1.14, на котором указан процент наклона (10%, 12%, 20% и т.д.).

Нельзя обгонять, когда ситуация на дороге не является безопасной:

  1. Транспортное средство, едущее впереди, совершает обгон или объезд препятствия на дороге. Если идущее спереди авто смещается влево, то обгонять нельзя.
  2. Впередиидущее ТС поворачивает налево.
  3. Полоса, на которую планируется выезд, занята.
  4. Недостаточно места (или ограничена видимость) для выполнения маневра и его завершения.
  5. Идущее сзади ТС совершает обгон.
  6. Видимость ограничена, а при совершении маневра придется обогнать несколько ТС.

В каких случаях разрешается

Разрешено совершить маневр, если:

  • действие не запрещено разметкой или знаками;
  • видимость составляет не менее 100 метров;
  • есть место для совершения обгона;
  • подъем не ограничивает видимость или же обгон совершается в его начале или в середине.

Любой обгон должен производиться быстро и только в том случае, если не будет создано аварийной ситуации и помех другим транспортным средствам.

Знаки, запрещающие обгон

Запрет на обгон налагает знак 3.20 «Обгон запрещен». Зона действия заканчивается там, где установлен знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» или 3.31 «Конец зоны всех ограничений», а также ближайшим перекрестком.

Знак 3.20 может применяться в сочетании со сплошной (в том числе двойной) разметкой или без нее.

Что грозит водителю за нарушение правил

За нарушение правил дорожного движения предусмотрено административное наказание.

  1. Обгон в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» влечет за собой штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок до полугода. Такое наказание будет наложено, если знак сопровождается сплошной линией разметки. При обгоне через двойную сплошную могут лишить в/у на 1 год.
  2. Обгон по обочине карается штрафом 1500 рублей.
  3. Обгон на мосту, в тоннеле, на пешеходном переходе и т.п. повлечет за собой штраф 5000 рублей или лишение в/у на полгода.
  4. За обгон на перекрестке — штраф 5000 рублей.
  5. За езду по тротуару — взыскание равное 2 000 руб.

Сотрудники ДПС могут занять позицию сразу после подъема. Это позволяет им ловить нарушителей, которые обгоняют в конце горы. Оправдаться, будучи пойманным с поличным, будет почти невозможно. Штраф за нарушения правил обгона может достигать 5 тысяч рублей. Если обгон совершен через сплошную или под знак 3.20, то нарушителя лишат водительских прав на несколько месяцев.

ВАЖНО! За обгон в конце подъема с пересечением сплошной линии или нарушением знака «обгон запрещен» предусмотрен штраф 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. (ч. 4 ст. 12.15 КоАП).

Нельзя заменить лишение прав на денежный штраф: выбор наказания зависит от суда. Но к нарушителю может быть применена только одна мера — штраф или лишение. За повторное нарушение назначается более строгое наказание. Например, если при первом проступке водителя оштрафовали на 5 тысяч, то при повторном его лишат прав на 4-12 месяцев (в зависимости от типа нарушения).

Можно ли обжаловать наказание

Любое наказание можно обжаловать в судебном порядке. Для обжалования автомобилист должен иметь весомые доказательства своей невиновности. Лучше всего иметь на машине видеорегистратор, который фиксирует все, что происходит на дороге.

Например, такая ситуация: водитель начал обгон на участке с пунктирной разметкой, а во время завершения пересек сплошную. Штраф можно обжаловать, если будет доказано, что в начале маневра не было установлено запретов на его выполнение, а также не стояли предупреждающие знаки о том, что скоро разметка изменится. Конечно, если у водителя нет фото или видео с подтверждением, то оспорить наказание будет весьма проблематично.

Если водителя оштрафовали за обгон в неположенном месте, но маневр был совершен из-за того, что полосу заняло тихоходное транспортное средство, то также есть смысл отстаивать свою невиновность. Тихоходной считается техника, максимальная скорость которой (по ПТС) не превышает 30 км/ч.

Нужно запомнить, что совершение обгона на подъеме допустимо лишь в том случае, если маневр не запрещен разметкой и знаками, а также будет завершен до того, как ТС достигнет его крутой точки (то есть конца).

На опасных участках устанавливаются камеры, которые автоматически фиксируют нарушение. Поэтому не стоит надеяться, что удастся проскочить: камера видит на несколько сотен метров. Сотрудники ГИБДД не имеют права штрафовать за обгон в начале или в середине подъема, если данный маневр разрешен разметкой и нет запрещающих знаков.

Запрещено ли выполнять обгон на подъеме

Запрещено ли выполнить обгон на подъеме на мост, эстакаду, горку и так далее? В каких ситуациях выполнение данного маневра недопустимо? К каким последствиям может привести несоблюдение правил выполнения обгона на проезжей части? Читайте далее.