Обгон автобуса на остановке через сплошную разметку

Объезд автобуса на остановке через сплошную линию разметки

Есть ли нарушение при объезде автобуса (троллейбуса), который остановился на остановке, через сплошную линию разметки, когда расстояние между автобусом (троллейбусом) и сплошной линией разметки менее 3 метров. В статье для простоты восприятия буду описывать ситуацию только с автобусом — она аналогична ситуации с троллейбусом.

Сама ситуация изображена на картинке ниже. Водитель автобуса остановился на остановке, до сплошной линии разметки менее 3 метров, водитель синего автомобиля объезжает автобус через сплошную линию разметки.

В таких местах, а их ещё называют «хлебными», зачастую дежурят сотрудники ДПС. Водителям, который совершили такой манёвр объезда, вменяют выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения. Сотрудники утверждают, что водитель автобуса остановился по Правилам, не является препятствием и водитель синего автомобиля совершает обгон, а не объезд.

За обгон через сплошную линию разметки предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, который можно оплатить со скидкой, или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

В комментариях к такой же статье шла речь о размерах взятки, чтобы избежать ответственности — от 5000 до 30000 рублей. Естественно, сумма 30000 рублей была стартовой и после торга снижалась вплоть до 5000 рублей.

Если водитель в течение года уже привлекался к ответственности по части 4 статьи 12.15 Коап РФ, то ему придётся отвечать по части 5 статьи 12.15 Коап РФ. Это штраф в размере 5000 рублей, который нельзя оплатить со скидкой, или лишение права управления на 1 год. При этом штраф будет назначен только в том случае, если нарушение зафиксировано в автоматическом режиме, то есть без участия сотрудника ДПС.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Давайте же разберём саму ситуацию. Водитель автобуса, останавливаясь в таком месте, нарушает Правила дорожного движения, а именно пункт 12.4.

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

Первое заблуждение, с которым я сталкивался, это указание на противоречие значения знака, обозначающего место остановки автобуса и значения сплошной линии разметки. В таком случае, по Правилам, водитель обязан руководствоваться значением знака.

В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

По Правилам сплошная линия разметки 1.1 не запрещает остановку. Остановку запрещает пункт 12.4 Правил.

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Знак автобусной (троллейбусной) остановки 5.16 указывает место остановки автобуса или троллейбуса, но не обязывает водителя автобуса останавливаться. В Правилах вы не найдёте такой обязанности.

5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».

В случае если бы знак 5.16 всё же обязывал водителя остановиться, существовало бы противоречие между значением знака 5.16 и пунктом Правил 12.4, которое неразрешимо, так как в Правилах нет указаний, как поступать в таком случае. Водитель автобуса в любом случае нарушает Правила, совершая остановку в таком месте.

Как видите, первое заблуждение мы разрешили. Теперь давайте рассмотрим второе заблуждение. Обратимся к Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа

4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

В пункте 4 статьи 19 указано, что при осуществлении регулярных перевозок пассажира и багажа остановка в остановочном пункте обязательна. Теперь вы знаете, почему водитель автобуса обязан останавливаться на остановке. Его обязывает это делать не знак 5.16, а Устав автомобильного транспорта.

Сама суть заблуждения заключается в том, что водитель выполняет требования Федерального закона, останавливаясь в остановочном пункте. Правила дорожного движения утверждены Постановлением Правительства РФ. В таком случае водитель обязан руководствоваться Федеральным законом, так как его требования приоритетны по отношению к Постановлению Правительства.

Во-первых, Правила дорожного движения не просто Постановление Правительства, документ утвержден в соответствии с требованиями Федерального законодательства. Например, Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Во-вторых, в пункте 1.1 Правил дорожного движения указано, что иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, не должны противоречить Правилам.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Из этого можно сделать вывод, что водитель автобуса обязан выполнять требования Устава автомобильного транспорта, но только в том случае, если они не противоречат Правилам дорожного движения.

Нам удалось доказать, что водитель автобуса нарушает Правила, останавливаясь в таком месте. В соответствии с пунктом 1.2 Правил, автобус в таком случае является препятствием. Препятствием не является транспортное средство, если водитель остановился по Правилам, и наоборот, если водитель остановился в нарушение Правил, то транспортное средство является препятствием.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Так как автобус является препятствием, мы это доказали, привлекать водителя синего автомобиля по части 4 или 5 статьи 12.15 Коап РФ нельзя, так как водитель совершил не обгон транспортного средства, а объезд препятствия.

В худшем случае, ответственность за такой объезд предусмотрена частью 3 статьи 12.15 Коап РФ. В таком случае штраф можно оплатить со скидкой.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

На практике дело обстоит гораздо хуже. Доказать свою правоту довольно сложно. Вы и сами видите, сколько выводов и цитат использовано в статье. Также ни для кого не секрет, что мировые суды чаще всего встают на сторону сотрудников ДПС, это сложившаяся практика. То есть доказать свою правоту получится, но это не точно, лишь в вышестоящих судах.

Примечательно, что ситуация, описанная в этой статье, существует не менее 10 лет и законодатель её ни разу не пытался разрешить. Вероятно, кто-то заинтересован в таком положении дел.

Стоит ли давать взятку, если вас остановили за такой объезд? В соответствии с Уголовным Кодексом, ответственность за дачу взятки предусмотрена статьями 291 и 291.2. Цитировать их здесь я не буду, так как там слишком много текста. По факту даже за взятку 500 рублей можно получить штраф до 200 тысяч рублей и даже лишиться свободы на срок до 1 года. И это минимальная ответственность. За взятку более 10 тысяч рублей ответственность намного серьёзнее. Надо ли оно вам? Я думаю, что не надо.

Мой вам совет подождать пока автобус поедет. Потратите немного времени, но избежите множества проблем.

Можно ли объезжать автобус на остановке через сплошную?

В медленном городском трафике любая неожиданная остановка вызывает много эмоций. Вставший у остановки автобус задерживает поток. Автомобилям приходится тормозить и ждать, однако некоторые нетерпеливые водители вдруг срываются с места и объезжают автобус по встречной полосе через сплошную линию разметки, заставляя встречный транспорт прижиматься к обочине. Другие же нервно сигналят в потоке, требуя от осторожных шоферов повторять подобный маневр прямо перед объективом камеры фото- и видеофиксации.

Если таких нетерпеливых останавливает экипаж ГИБДД, то они оправдываются тем, что сочли автобус за непреодолимое препятствие, которое допускается объезжать по встречке. Насколько они правы?

Что такое непреодолимое препятствие?

Действительно, в Правилах дорожного движения есть разрешение пересекать сплошную разделительную линию и выезжать на полосу, отведенную для движения встречного транспорта, если своя полоса занята непреодолимым препятствием. В этом случае вступает в силу правило встречного разъезда.

В соответствии со статьей 11 ПДД РФ, если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Если транспорт движется по склону, то уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Кроме того, при встрече с непреодолимым препятствием правила обязывают искать все иные пути для объезда, включая обочину. Если она свободна, то выезжать на встречку нельзя ни при каких обстоятельствах.

В соответствии с ПДД, непреодолимым препятствием могут быть строительные работы и раскопанный участок дороги, выставленное ограждение или посторонние предметы на дороге, свалившийся с платформы крупногабаритный груз, крупные камни или доски, а также иные тяжелые предметы. Непреодолимым препятствием считается работающая строительная техника, если она огорожена предупредительными барьерами, а участок проведения работ обозначен выставленными знаками с направлением движения для объезда. Также препятствием считается место ДТП с разбитыми автомобилями, хозяева которых дожидаются приезда экстренных служб и полиции. Они обязаны выставить знаки аварийной остановки. Сломавшийся автомобиль тоже считается непреодолимым препятствием, если он не может сдвинуться с места и стоит с включенной сигнализацией и с выставленным сзади знаком аварийной остановки.

Автобус — это не препятствие

Пассажирский рейсовый автобус, как и троллейбусы, и маршрутные такси, не может считаться непреодолимым препятствием, так как он останавливается временно и движется строго по определенному маршруту. Остановки строго регламентированы и соответствуют всем требованиям ПДД. Кроме того, непреодолимым препятствием не считается и дорожный затор, который создается медленно двигающимся автобусом.

Поэтому, если автобус встал у обочины и высаживает пассажиров в узком месте, где дорога разделена сплошной линией разметки, обгонять его категорически запрещено. Даже если остановка затянулась и прошло несколько минут, попутный транспорт обязан мирно дожидаться, пока водитель автобуса не закроет двери и не продолжит движение.

Любой маневр опережения по встречной полосе в этом случае карается по статье 12.15 КоАП РФ, которая гласит, что «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного транспорта, либо на трамвайные пути встречного направления, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

Повторное совершение административного правонарушения чревато лишением прав на срок до одного года.

В каких же случаях можно обгонять автобус через сплошную линию? Делать это можно только в том случае, если автобус сломался, припаркован близко к обочине и занимает ее, а рядом выставлен знак аварийной остановки. Тогда водители, пользуясь правилом встречного разъезда, могут прибегнуть к выезду на встречную полосу, чтобы миновать неожиданно возникшее непреодолимое препятствие.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

как говорит сказочный, «замучаетесь пыль глотать бегая по судам».
Подано в суд на обжалование штрафа ГКУ АМПП еще весной, а эти бандиты вместо того что бы переслать жалобу в суд, направили документы на взыскание приставам. Итого: 3 жалобы, одно ходатайство, 1 заявление в прокуратуру — ни одного ответа по существу, долг на взыскание висит в базе. И это я юрист.

Нарушение скоростного режима на длинном участке дороги, т.е. штраф за среднюю скорость. Т.к. в ПДД нет такого понятия как средняя скорость движения а штраф можно выписывать только если известен конкретное место нарушения ПДД.

Не понятен момент с Преимущественным правом машин с разметкой и мигалками. Согласно ПДД 3.2, при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При этом, уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Должен ли я, перестраиваться, пропуская машину с синей мигалкой, которая догоняет меня сзади? Попадает ли такой маневр под понятие Уступить дорогу?

Andreyka, а если ты не перестроишься, ты будешь являться помехой для беспрепятственного движения, дальше решай сам

Andreyka, должен. Видимо «уступить дорогу» и «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства» — разные понятия

Andreyka, естественно. Сам же пишешь «не должен. продолжать движение. если это может вынудить. имеющих преимущество. изменить направление движения или скорость».

Константин, в таком случае, мне нужно остановиться 🙂 Про маневр перестроения в ПДД ни слова.

Штраф за обгон автобуса на остановке через сплошную

Одной из «черных дыр» в правилах дорожного движения считается обгон автобуса на остановке, при совершении при этом водителем выезда на встречную полосу через сплошную.

В таком случае автолюбителя можно считать «заложником» чужих ошибок, так как налицо недопустимая организация дорожного движения, что влечет за собой нарушение. Но несмотря на то, с 2016 года сотрудники ГИБДД стали активно привлекать к ответственности таких водителей, аргументируя это нарушением ПДД в части пересечения двойной сплошной.

  1. Кто прав, а кто виноват?
  2. Является ли автобус препятствием
  3. Остановка автобуса
  4. Является ли автобус – препятствием?

Кто прав, а кто виноват?

По правилам дорожного движения, пересечение двойной сплошной наказывается штрафом или лишением водительского удостоверения. Исключений, в которых водитель может безнаказанно пересечь эти полосы, нет. То есть, если при выполнении обгона, автомобилист пересекает двойную сплошную линию, он привлекается к ответственности.

Основной момент, с которым не согласны водители, это правильная квалификация данного правонарушения. В соответствии с нормами статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, такой выезд может трактоваться сразу по двум частям:

  1. Часть 3 содержит требование о привлечении водителя к ответственности за выезд на полосу, которая предназначена для встречного движения и распространяется на случаи, когда автомобилист объезжает препятствия. За такое правонарушение водитель привлекается к ответственности в виде штрафа в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. Часть 4 этой же статьи ПДД предусматривает ответственность за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения или на трамвайные пути в случаях, не предусмотренных частью первой. За такое нарушение водителю придется заплатить штраф в размере 5 тысяч рублей или лишиться своего удостоверения на срок до 6 месяцев.

Казалось бы, разница заключается только в наличии или отсутствии препятствия, но размер ответственности разительно отличается. Кроме того, в ситуации, когда водитель привлекается по части 4 повторной, срок лишения прав составляет уже 1 год.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Является ли автобус препятствием

Правилами дорожного движения определено понятие препятствия. В соответствии с нормами данного законодательного акта, под препятствием подразумевается неподвижный объект, стоящий на полосе движение (это может быть поврежденное или неисправное транспортное средство, дефект дорожного покрытия), который препятствует движению по этой полосе.

Затор или транспортное средство, которое остановилось на данной полосе с соблюдением правил дорожного движения, не может считаться препятствием.

Следуя из этой нормы можно сделать вывод, что автобус, остановившийся для посадки-высадки пассажиров, не является основанием для обгона. Но так ли это на самом деле?

Остановка автобуса

Под остановкой подразумевается преднамеренное прекращение движения транспортного средства, общая продолжительность которого менее 5 минут. Также остановка может быть осуществлена и на более длительный промежуток времени, если это требуется для посадки-высадки пассажиров или разгрузки транспорта.

Транспортное средство, которое остановилось из-за затора, не совершило остановку и не может считаться препятствием. В соответствии с нормами правил дорожного движении, нельзя считать остановкой транспорта в случаях, предусмотренных законодательством:

  1. Когда транспорт приближается к авто с включенным сигнальным маяком, чтобы иметь возможность быстро остановиться при необходимости.
  2. Если требование об остановке транспортного средства было дано по громкоговорителю ли иному сигналу регулировщика или инспектора.
  3. При запрещающем сигнале светофора.
  4. Если остановка была выполнена тихоходным транспортным средством, которое двигается со скоростью менее 30 километров в час. В этом случае, если опережение такого транспорта по каким-либо причинам невозможно, его водитель должен прижаться к правой части дороги и остановиться, чтобы пропустить сзади идущие авто.
  5. При остановке автомобиля перед пешеходным переходом.
  6. При запрещающем сигнале о пересечении переезда.
  7. При ослеплении водителя.

Является ли автобус – препятствием?

В соответствии с нормами законодательства, остановка транспортного средства или его вынужденная остановка, которые произошли на полосе движение, что мешает прочим автомобилистам совершать по ней движение, является препятствием.

То есть, при остановке такого водителя сотрудниками ГИБДД, он может быть привлечен к ответственности только по части 3 пункта 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При получении иного постановления, водитель вправе обжаловать его в течение 10 дней.

Можно ли объехать автобус на остановке

Последнее обновление: 14.01.2021
Комментариев нет

Ситуация. Метров 100 после перекрестка расположена автобусная остановка, и она без «кармана», в который автобусы, обычно, заезжают для посадки-высадки пассажиров. Дорога в две полосы: одна — наша, вторая — встречная.

От перекрестка до остановки нанесена сплошная линия разметки 1.1 с таким расчетом, что стоящий на остановке автобус или маршрутку удается объехать уже через прерывистую линию 1.6 (удлиненную).

Но если там останавливаются два автобуса, и стоят иногда долго, то объехать их возможно только через сплошную линию. Если остановиться и ждать, пока они отъедут, вырастает пробка от самого перекрестка и до этих автобусов.

Вопрос: Можно ли объехать этот автобус, стоящий на остановке через сплошную линию разметки, или такой объезд запрещен?

Ответ. Вопрос следует сформулировать так: разрешают ли ПДД в этой ситуации объехать автобус на остановке через сплошную?

Поскольку маршрутное ТС стоит на остановке не просто так, а производит посадку-высадку пассажиров, в этой ситуации ПДД запрещают объезд по встречной полосе (через сплошную линию разметки). Чтобы проехать этот участок без нарушения, целесообразно подождать, пока автобус освободит проезд.

Ниже есть объяснение этому решению.

Объезд (чего угодно) бывает двух видов: объезд через встречную полосу и объезд через попутную полосу движения, а также по обочине. Объезд по обочине не рассматриваем, поскольку к нашей ситуации он не имеет отношения.

И попутная, и встречная полоса может быть отделена как сплошной, так и прерывистой линией разметки. Прерывистую (пунктирную) линию разрешается пересекать с любой стороны (в том числе через встречную полосу). Сплошную линию, которая не является краем проезжей части, пересекать запрещается.

Размер штрафа за пересечение сплошной линии разметки будет зависеть от условий, в которых это пересечение произошло.

  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по встречной полосе последует лишение прав до полугода или штраф 5000 рублей. За повторный выезд на «встречку» (в т.ч. при объезде НЕ препятствия) последует лишение прав на 1 год либо штраф 5000 руб. (ст.12.15 ч.4,5 КоАП);
  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по попутной полосе последует предупреждение (если ПДД нарушены в первый раз) или штраф 500 рублей (ст.12.16 ч.1 КоАП).

В оговоренном выше случае объезд автобуса на остановке через сплошную линию 1.1 является нарушением пункта 9.1 (1) ПДД. Данный пункт запрещает выезжать на встречную полосу, если она отделена сплошной линией разметки, кроме случаев объезда препятствия при условии, что другого варианта, чтобы его объехать, нет.

Маршрутный автобус, стоящий на остановке, может стать препятствием только в случае, когда его водитель включит аварийную сигнализацию и (или) выставит знак аварийной остановки, как сигнал для остальных автомобилистов о его неполадках.

При таком раскладе уже не запрещается объехать автобус как препятствие, через сплошную линию, в том числе по встречной полосе, поскольку других вариантов объезда нет.

Похожий вопрос уже обсуждался на просторах интернета, есть решение Верховного суда, определившего объезд автобуса по встречной полосе через сплошную (в момент посадки-высадки пассажиров) нарушением, и как бы ставящее точку в решении этого вопроса.

Вообще, на вопрос «можно ли объехать автобус на остановке» не существует однозначного ответа. Вариант ответа всегда зависит от обстоятельств, которые сложились вокруг этой ситуации. Необходимо рассматривать конкретный случай.

Ответ будет либо: да, разрешается, но при условии, что объезд не будет противоречить ПДД, либо нет, не разрешается, потому что в конкретных условиях объезд будет являться нарушением ПДД. Важен и тот факт, какое транспортное средство намеревается объехать автобус на остановке.

Например, там, где не «пройдет» автомобиль (между сплошной линией и корпусом автобуса), легко проедет мотоцикл или мопед.

Ответ, как, собственно, и вопрос в стиле «можно» или «нельзя» не совсем корректен в том отношении, что напрашивается следующая формулировка: объехать препятствие можно, но объезд с нарушением ПДД будет «платным», т.е. за него последует штраф.

Похожая ситуация может сложиться не только во «взаимодействии» с автобусом. Речь идет о нерельсовых маршрутных транспортных средствах, которыми могут быть и автобус, и троллейбус, и микроавтобус, именуемый в народе «маршрутка». Т.е. на остановке может оказаться любое маршрутное ТС, которое перемещается по проезжей части.

И если вы, оказавшись в похожих обстоятельствах, понимаете, что не сможете объехать маршрутное ТС, не выезжая при этом на встречную полосу через сплошную, то целесообразно подождать, пока это маршрутное ТС отъедет от остановки.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.