Нужен ли тахограф на погрузочном манипуляторе

Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова 09:10, 2 марта 2021 Версия для печати

С вступлением в силу ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» наличие в тахографе блока СКЗИ стало необязательным – об этом рассказывает технический эксперт в области соответствия транспортных средств Максим Сухомлинов.

С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». К 1 января 2021 года весь переизбыток нормативов, устанавливающих обязательные требования, которые устарели или несли избыточные требования, должен был быть полностью заменён на новый. По мнению Правительства, это должно существенно сократить административную нагрузку на бизнес и повысить уровень безопасности потребителей, убрать избыточные и устаревшие требования.

Регулирование в вопросах использования тахографов также попало в жернова «гильотины». В рамках этой короткой статьи переведем с языка чиновников и юристов на человеческий то, что произошло с тахографом с 1 января 2021 года. Для тех, кому лень читать, ниже размещен видеоролик по этой теме.

Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.

И вот теперь, в рамках «регуляторной гильотины», вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон раз и навсегда (очень в это верим) определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно. Документ получился очень лаконичный, не громоздкий, и весьма однозначный, что является не свойственным для нормативных правовых актов современной России.

В первую очередь этот Федеральный закон определил что же такое обязательные требования – это те требования, исполнение которых разрешено проверять в процессе проверок, осуществляемых надзорными органами (осуществление проверок тоже регламентировали по новому, в рамках ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и за несоблюдение которых могут наказать (п. 1, ст. 1 ФЗ 247 от 31.07.2020). Таким образом, в рамках одного федерального закона были весьма однозначно сформулированы очень важные принципы, которые до этого тоже были, но выходили из совокупности требований множества нормативных правовых актов, и соответственно всячески отрицались контролерами, а суды делали вид, что их не существует вовсе. Вот основные из них:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (п. 7, статьи 3).

В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований (п. 7, статьи 3).

  • Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом (ФЗ-247), исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее — охраняемые законом ценности) (п. 1 статьи 5)
  • Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

    Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования. По 31 декабря 2020 года эти требования предъявлялись приказом Минтранса №36 (так думало большинство людей, в том числе и те, кто осуществлял государственный контроль и надзор), который был издан в соответствии с Постановлением Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г., которое, в свою очередь, издано в соответствии со статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Выглядело это так:

    Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.

    Так что же? СКЗИ опять «в моде»? НЕТ. И теперь уж в этом у судов не будет сомнения.

    В соответствии с п. 3 статьи 1 Федерального Закона №247 «Об обязательных требованиях», порядок установления обязательных требований к продукции (в нашем случае к тахографу) или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, на федеральном уровне законодательства подтвержден тезис, о котором мы твердили последние 7 лет – Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения» НЕ МОЖЕТ предъявлять к тахографам (как к продукции и объекту технического регулирования) обязательных требований в принципе! Обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами. Именно об этом говорит и статья 3 Федерального Закона № 184 «О техническом регулировании». Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ незаконно! Теперь цепочка утверждения обязательных требований к тахографу выглядит так:

    И такую позицию гарантирует и обеспечивает Федеральный Закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Таким образом, теперь, уже на федеральном уровне и без возможности трактовать иначе, обязательные требования к тахографу определены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Напоминаем, что в обязательных требованиях к тахографам, установленных ТР ТС 018/2011 отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (пункт 65 приложения 10 к ТР ТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со статьей 20 ФЗ 184 «О техническом регулировании», являлся и является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту, действующий или с истекшим сроком действия. (В части тахографов есть еще одно обязательное требование – это требование о метрологической поверке, поэтому тахограф, помимо сертификата, должен быть внесен в реестр средств измерения, более подробно об этом в следующий раз).

    Но, могут заметить читатели, как же так, ведь Минтранс не может ошибаться, и он выпустил приказ 440, значит его надо исполнять! Более того, этот приказ внесен в реестр обязательных требований по версии Ространснадзора. Нет, исполнять приказ 440 не требуется, потому как его требования, в частности наличия в тахографах блока СКЗИ не могут являться обязательными в соответствии с уже указанными выше нормами, установленными с 1 ноября 2020 года п. 3, статьи 1 ФЗ 247. А если учитывать реестр обязательных требований Ространснадзора, то необходимо помнить пункте 7 статьи 3 Федерального Закона № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», что имеет значительно более высокий юридический статус.

    А вот почему Минтранс продолжает уже явно незаконными способами навязывать блок СКЗИ – это уже вопрос не к нам, а скорее к прокуратуре и другим следственным органам (очень надеемся, что они наконец то обратят свое внимание на этот факт), но это выходит за рамки этой статьи.

    Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

    Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца – ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.

    Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.

    Нас могут упрекнуть в том, что мы уже 7 лет говорим о незаконности требовать блок СКЗИ в тахографах, а воз и ныне там. Но это не так, в течении всего 2020 года мы занимались судебной практикой и испытали поражение всего лишь дважды из более чем 50 дел, в которых приняли непосредственное участие. Ознакомится с наиболее интересными из них можно по этой ссылке: http://ncont.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie.

    Мы полностью подтвердили свои слова делами. Блок СКЗИ в тахографе никогда не был обязательным и необязателен сейчас, просто доказать это было тяжело. После 1 января 2021 года с такой задачей может справиться каждый.

    Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ было незаконным, есть незаконно и будет незаконным впредь. Федеральный закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не панацея, и не стоит ждать, что на дороге прекратятся поборы по части тахографов, однако теперь, выиграть суд будет гораздо проще и быстрее. До тех пор, пока перевозчик не начнет знать свои права, вымогательство на дорогах со стороны представителей контролирующих органов не прекратится. Причиной существования и процветания незаконных требований наличия СКЗИ в тахографе, в первую очередь является правовой нигилизм самих перевозчиков. Поэтому не стоит обвинять Государство во всех своих бедах, надо просто начать изучать Закон и требовать его выполнения в том числе и контролеров. Продолжаете бояться? Тогда зовите на помощь профессионалов! Берем недорого, гарантируем положительный результат. В итоге, за нашу работу платит тот самый представитель контролирующих органов, который вынес незаконное постановление. С уважением к вниманию читателей,

    Сухомлинов Максим Владимирович,
    Руководитель сервисного центра «Надежный контакт»,
    технический эксперт в области соответствия транспортных средств,
    инженер, метролог, испытатель,
    специалист в области информационной безопасности,
    специалист в области технического контроля и диагностики транспортных средств и
    человек с активной гражданской позицией.

    Тахограф на манипулятор — обязательна ли установка?

    Тахограф является бортовым техническим устройством, которое в последнее время используется все чаще, особенно если речь идет о коммерческих видах транспорта.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

    Он способен контролировать скоростной режим, график работы водителя и показатели средней скорости, что особенно важно при перевозке пассажиров или транспортировки ценных грузов.

    Что такое тахограф?

    Тахограф представляет собой небольшое блочное устройство, внешне схожее с обычной автомобильной магнитолой. Иногда он имеет круглую форму, что обеспечивает ему схожесть со спидометром.

    Он состоит из следующих элементов:

    1. Кнопки для осуществления управления.
    2. Дисплей, отображающий информацию.
    3. Печатающее устройство, позволяющее осуществлять вывод собранных и накопленных сведений на бумажные носители. Для этого используется термолента, схожая с той, что заправляется в кассовые аппараты.
    4. Устройство-считыватель для идентификации человека, управляющего транспортным средством.
    5. GPRS-модем, необходимый для передачи информации на сервер, где она будет храниться в течение нескольких лет.
    6. Датчик движения для шифровки передаваемых сведений, что исключает вероятность их шифрования.

    Включение происходит автоматически после запуска двигателя, все последующие измерения производят датчики устройства.

    Нужен ли тахографна кран-манипулятор?

    Что говорит закон?

    В феврале 2016 года Министерство транспорта выпустило приказ №16, внесший существенные изменения в вопрос оснащения тахографами транспортных средств. После его вступления в силу краны-манипуляторы перестали освобождаться от обязательного оснащения подобными устройствами. Документ регламентирует и другие правила, касающиеся установки тахографов на иные виды транспорта.

    В случае нарушения этого приказа штрафные санкции вводятся не только в отношении водителя, но и юридического лица, ответственного за его рабочую деятельность

    Должностным лицам и индивидуальным предпринимателем за подобное нарушение выписывается штраф в размере от 5000 до 10000 рублей.

    Перечень ТС, на которые обязательно нужно ставить тахограф

    В период с 2014 по 2015 год был принят ряд законов, в соответствии с которыми подобные устройства обязательно должны быть установлены на следующие транспортные средства:

    1. С 01.01.2014 автобусы весом от 5 тонн, оснащенные 8 или более сидячими местами.
    2. С 01.07.2014 грузовой транспорт, задействованный для перевозки опасных грузов.
    3. С 01.07.2014 междугородний грузовой транспорт, осуществляющий транспортировку грузов вне зависимости от их разновидности и опасности на расстояние более 50км.
    4. С 01.09.2014 грузовой транспорт с разрешенной массой 12-15 тонн вне зависимости от дальности перевозки грузов.
    5. С 01.04.2015 грузовой транспорт с разрешенной массой 3,5-12 тонн вне зависимости от дальности перевозки грузов.

    Где установить тахограф на манипуляторе?

    Для установки тахографа потребуется приобрести не только само устройство, но и индивидуальные карты для каждого водителя, осуществляющего управление краном-манипулятором, а также одну карту предприятия.

    Сведения, полученные через подобное оборудование, могут использоваться во время судебных разбирательств, если произойдет дорожно-транспортное происшествие, поэтому необходимо ответственно подходить к выбору компании и самого устройства.

    На сегодняшний день существует множество фирм, занимающихся их установкой, среди них можно выделить компанию «Тахограф», осуществляющей свою деятельность с 2013 года и успевшую зарекомендовать себя с положительной стороны.

    Центральный офис располагается в городе Бронницы, но представительства и дилерские центры имеются во многих регионах Российской Федерации.

    Ниже приведены приблизительные расценки на продукцию данной фирмы:

    1. Стоимость тахографа «Меркурий» без встроенного GSM-модема составляет от 28000 рублей.
    2. Литиевая батарея 3,6В стоит 450 рублей.
    3. Блок СКЗИ стоит 15000 рублей.
    4. Оформление индивидуальной карты водителя – 2200 рублей.

    Периодически действуют различные специальные предложения, позволяющие сэкономить при установке тахографа или оформлении водительских карт; информация о них всегда можно найти на официальном сайте компании: https://tahograff.ru/

    Случаи, когда не нужно ставить тахографна кран-манипулятор

    Действующее законодательство предусматривает факторы, исключающие необходимость установки тахографа на кран-манипулятор.

    Отказаться от этой процедуры можно в следующих случаях:

    1. Использование манипулятора в автошколе для обучения и сдачи соответствующего экзамена, при этом его запрещено задействовать для любых целей, заключающихся в получении коммерческой или иной выгоды.
    2. Использование манипулятора для проведения дорожных испытаний, поскольку это исключает возможность получения какой-либо коммерческой выгоды.
    3. Использование манипулятора в личных целях, если его владелец не прошел процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку это подразумевает его задействование только собственных потребностей, не связанных с получением прибыли.
    4. Манипуляторы, выпущенные до 01.04.2014 и оснащенные специальными системы для контроля режима труда водителя, если они соответствуют нормам и требованиям ЕС. В данном случае имеется отсрочка: тахограф нужно установить до начала 2018 года.
    5. Регистрация манипулятора военными подразделениями или органами исполнительной власти.

    Подводя итоги: в соответствии с действующим законодательством частные лица не обязаны устанавливать тахографына кран-манипулятор, если он используется в личных целях. Однако для юридических лиц или частных предпринимателей эта процедура является обязательной.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 350-37-25 (Москва)
    +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно !

    Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 350-37-25 (Москва)
    +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

    Новые исключения при оснащении транспортных средств тахографами с 1 января 2021 года

    Добрый день, уважаемый читатель.

    С 1 января 2021 года начинают одновременно действовать несколько новых документов, связанных с автомобильным законодательством. Информация о них доступна в разделе «Альманах» сайта pddmaster.ru.

    В этой статье речь пойдет о новых документах, связанных с эксплуатацией тахографов. Напомню, что тахограф это специальное устройство, необходимое для контроля соблюдения водителем режима управления транспортным средством. В настоящее время тахографы устанавливаются на грузовики и автобусы.

    Так вот, с 1 января вводятся 2 новых документа, связанных с тахографами, и именно о них речь пойдет сегодня:

    Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года

    Первый документ, о котором пойдет речь в данной статье, — это Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. Он приходит на смену документу с аналогичным названием.

    На какие автомобили нужен тахограф?

    Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

    • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
    • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
    • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
    • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
    • транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

    1. Оснащению тахографами подлежат:

    • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
    • транспортные средства категорий N2 1 и N3 1 , эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
    • транспортные средства категорий M2 1 и M3 1 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
    • транспортные средства категорий M2 1 и M3 1 , осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 2 .

    При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:

    • Все автобусы.
    • Все грузовики категории С.

    На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:

    • Все автобусы.
    • Все автомобили категории С, принадлежащие юридическим лицам.
    • Только грузовые автомобили категории С, принадлежащие физическим лицам.

    Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.

    Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.

    То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.

    Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза «грузовой автомобиль» отсутствует. В графу «тип ТС» внесена фраза «кран-манипулятор». То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф. Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.

    Исключения, когда тахограф не требуется

    Рассматриваемый документ содержит также и перечень исключений, при которых устанавливать тахограф не требуется. И в данный перечень внесено довольно много изменений.

    Отмена исключений для физических лиц

    2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

    В старой версии документа, которая действует до 31 декабря 2020 года, фраза «за исключением» относится абсолютно ко всем перечисленным транспортным средствам, в том числе к грузовикам и автобусам физических лиц.

    В новом документе прямо говорится о том, что исключения распространяются только на юридические лица и ИП, то есть исключения для автомобилей физических лиц отменяются.

    Однако это хорошо согласуется с рассмотренным выше изменением, требующим от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. А в перечень исключений входят транспортные средства, которые в свидетельстве о регистрации имеют другое значение в поле «тип ТС» (автобетононасосы, молоковозы и т.д.).

    Изменения, внесенные в перечень исключений

    Рассмотрим изменения, которые внесены в перечень транспортных средств, на которые не требуется установка тахографов, в виде таблицы:

    до 31 декабря 2020 года с 1 января 2021 года
    транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции
    скотовозы
    машины для перевозки птицы
    машины для перевозки живых животных
    машины для перевозки пчел
    специальные транспортные средства
    передвижные библиотеки
    передвижные автосцены
    транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования

    Данная таблица позволяет понять, что перечень исключений стал шире.

    Единственная категория транспортных средств, которая удалена из списка, — это специальные транспортные средства. Хотя нужно прямо сказать, что эта категория вызывала больше проблем, чем пользы. Ведь формулировка не позволяет понять, что подразумевается под фразой «специальные ТС», поэтому многие владельцы грузовиков пытались «подогнать» под нее свое транспортное средство.

    Увеличение минимального возраста для «раритетных» автомобилей

    транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» 2 не уплачивается;

    транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

    Еще одно серьезное изменение затронуло группу «старых» транспортных средств, на которые разрешается не устанавливать тахограф. До 31 декабря 2020 года в эту группу входят автомобили в возрасте от 30 лет, а с 1 января 2021 года в ней останутся только транспортные средства старше 50 лет.

    То есть, в новогоднюю ночь автомобили в возрасте от 30 до 50 лет «выпадут» из списка исключений. И с 2021 года эксплуатировать их можно будет только при наличии тахографа.

    В качестве примера рассмотрим самосвал категории С, выпущенный в 1969 году и не используемый для перевозки грузов (музейный экспонат). Автомобилю больше 50 лет, то есть с 1 января 2021 года он останется в списке исключений, а владеющее им юридическое лицо не должно будет устанавливать тахограф.

    Если тот же самый самосвал из музея принадлежит физическому лицу, то на него перечень исключений не распространяется, и с 1 января 2021 года на машину нужно установить тахограф.

    Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами

    Второй документ, о котором пойдет речь сегодня, — это Порядок оснащения транспортных средств тахографами:

    Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС

    В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.

    Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:

    3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061) (далее — приказ Минтранса России N 36) после слов «за исключением», производится:
    .

    • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
    • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
    • .
    • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
    • транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.

    Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:

    • 1 февраля 2021 года — на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
    • 1 марта 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
    • 1 июня 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
    • 1 января 2022 года — на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.

    Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.

    Примечание. Мне не удалось найти другие нормативные документы, которые бы оставляли в силе указанные сроки. Возможно, такие документы еще будут опубликованы до конца года и в этом случае данная статья будет обновлена.

    Если Вам уже попадались такие документы, то напишите о них в комментариях к данной статье.

    В заключение хочу напомнить, что ранее на пддмастер была опубликована подробная статья, в которой рассмотрены транспортные средства, для которых тахограф является обязательным:

    Нужен ли тахограф на погрузочном манипуляторе

    Поскольку изменения с сфере контроля крупногабаритных средств транспортировки происходят постоянно, они коснулись и установки тахографов на КМУ – кран-манипулятор. В этой статье мы поговорим о том, на каких транспортных средствах устройство должно быть установлено в обязательном порядке, какие есть исключения из правила и какие нормативные акты подтверждают данные нововведения.

    Тахограф представляет из себя некое приспособление, которое позволяет регулировать и осуществлять контроль за трудовой деятельностью водителя, это устройство отслеживает количество остановок, их продолжительность, скоростной режим, в общем, это незаменимая вещь для уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий. 2013 год ознаменовался масштабным введением тахографов повсеместно по территории России.

    Обязательным стало оснащение приборами для транспорта, грузоподъемность которого превышает 3,5 тонны. Конечно, эти приказы вызвали негатив и вопросы относительно установки на некоторые виды транспорта, в том числе и на КМУ. По сути, владельцы каждой категории автомобилей стремились доказать, что именно они должны быть освобождены от обременительного устройства, тем не менее, попасть в исключение из правил посчастливилось не всем.

    За последнее время Минтрансом было выпущено 273 приказа, все они описывают положение дел по данному вопросу, то есть прописаны все сроки обязательного оснащения для каждого транспорта. А затем был опубликован документ, где указывалось какие категории все же имеют право не устанавливать тахографы. В этом перечне оказались маршрутные такси, специальная техника, помимо сельскохозяйственных машин сюда же относятся и краны-манипуляторы. Тем не менее, установка тахографа на краны-манипуляторы в 2016 году изменилась по условиям. Что же произошло и как именно на сегодняшний день должны быть оборудованы автомобили, чтобы водитель или организация не получила внушительный штраф? Давайте разберемся, какие условия оправдывают отсутствие устройства на борту и какого рода машины в обязательном порядке должны пройти переоборудование.

    Полный список документов, необходимых для оформления карты.

    Нужно ли ставить тахограф на манипулятор?

    Приказ №16 от Минтранса сделал обязательной установку тахографа на КМУ. Несмотря на то, что ранее эти автомобили были внесены в заветный список исключений, с 12 марта 2016 года устройство, которое регламентирует работу водителя должно быть в наличии и в рабочем состоянии на борту каждой машины такого типа. 26 февраля Минюст зарегистрировал приказ «О внесении изменений в категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами» и сегодняшний день все сведения о том, что крупногабаритный транспорт не подлежит обязательному оборудованию такими приборами недействительны. Если Вы – владелец манипулятора, в срочном порядке обратитесь в одну из мастерских, допущенных к работе Минтрансом.

    Всегда ли нужно устанавливать тахограф на кран манипулятор? Исключения

    На данный момент все же остались некоторые варианты исключений из всеобщего правила об установке. Какие же автомобили могут избежать обязательного посещения мастерской, монтажа и активации контрольного устройства?

    Во-первых, это транспорт, который используется в обучении. То есть, если автомобиль задействуется автошколой отработки у учащихся навыка вождения на практике и дальнейшего прохождения экзамена на определенную категорию в водительском удостоверении – нет необходимости в установке тахографа. При этом, в приказе отдельно выделено, что эти транспортные средства не могут быть использованы владельцами для перемещения грузов или пассажиров с целью извлечения каких бы то ни было коммерческих выгод.

    Во-вторых, в категорию исключений так же отнесены машины, которые задействованы в дорожных испытаниях. Здесь очевидно отсутствие прибыли владельцам, и именно поэтому установка тахографа на КМУ может быть отменена.

    В-третьих, оправдано отсутствие устройства на личном авто, при условии, что владелец не является индивидуальным предпринимателем, то есть, опять же, не имеет никаких финансовых выгод от использования манипулятора, и пользуется транспортом только для собственных потребностей.

    Цены на карты для тахографов можно узнать — здесь!

    Документ, о котором идет речь, включил в себя также некоторые условия по поводу установки тахографа на другие крупногабаритные авто. Требование наличия средства контроля труда и отдыха не обязательно должно присутствовать на борту транспорта, который предназначен для транспортировки молока, скота, разного рода продукции птицефабрик, рыбы в живом виде и разного рода удобрений с минеральным составом. Помимо этого, транспортные средства второй и третьей категории, работающие на осуществление потребностей сельскохозяйственного производителя и передвигаются в рамках только одного муниципального района.

    Тахографы необязательны к установке на транспорте, осуществляющем передвижение на территории РФ по карте доступа, которая выдается для разрешения проведения этой деятельности. Данные автомобили должны быть оборудованы приборами, согласованными по требованиям с Европейским соглашением, оно и устанавливает порядок работы водителя и его авто, который задействован в перевозках по территории разных стран.

    Итак, давайте подведем итог. Существует некий перечень транспортных средств, которые должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами, к ним относятся:

    Грузовые авто, которые совершают рейсы с опасным грузом

    Грузовики, задействованные в рейсах на дальние расстояния – от 50 километров, которые перевозят больше, чем 15 тонн груза

    Любые машины, перевозящие от 3,5 до 12 тонн по городу

    Автобусы, выпущенные предприятиями на рейс и имеющие более восьми посадочных мест.

    Эти ТС нельзя эксплуатировать без тахографа, но существуют и исключения и общего правила, прежде чем торопиться в мастерскую, удостоверьтесь, что это необходимо. Как мы уже сказали, краны манипуляторы, которые используются для привлечения коммерческой выгоды, обязательно должны быть оборудованы тахографами, на сегодняшний день уже активно идет проверка всех грузовых автомобилей и если Вы являетесь владельцем ТС и при этом индивидуальным предпринимателем – обязательно займитесь установкой устройства контроля.

    Оформить заказ на карту для тахографа.

    Подведем итоги. Вопрос стоял о том, нужен ли тахограф на манипулятор в 2016 году. Ответ: если Ваше транспортное средство не входит ни в одну категорию исключений, да, нужен.

    Тахограф на манипулятор — обязательна ли установка?

    Тахограф является бортовым техническим устройством, которое в последнее время используется все чаще, особенно если речь идет о коммерческих видах транспорта.

    Он способен контролировать скоростной режим, график работы водителя и показатели средней скорости, что особенно важно при перевозке пассажиров или транспортировки ценных грузов.

    Что такое тахограф?

    Тахограф представляет собой небольшое блочное устройство, внешне схожее с обычной автомобильной магнитолой. Иногда он имеет круглую форму, что обеспечивает ему схожесть со спидометром.

    Он состоит из следующих элементов:

    1. Кнопки для осуществления управления.
    2. Дисплей, отображающий информацию.
    3. Печатающее устройство, позволяющее осуществлять вывод собранных и накопленных сведений на бумажные носители. Для этого используется термолента, схожая с той, что заправляется в кассовые аппараты.
    4. Устройство-считыватель для идентификации человека, управляющего транспортным средством.
    5. GPRS-модем, необходимый для передачи информации на сервер, где она будет храниться в течение нескольких лет.
    6. Датчик движения для шифровки передаваемых сведений, что исключает вероятность их шифрования.

    Внутрь любого тахографа встроен специальный криптографический модуль, в котором имеется приемник, обеспечивающий связь с ГЛОНАСС. Подключение осуществляется через проводку транспортного средства, для этого могут использоваться современные разновидности шин или более простые системы

    Включение происходит автоматически после запуска двигателя, все последующие измерения производят датчики устройства.

    Нужен ли тахографна кран-манипулятор?

    Что говорит закон?

    В феврале 2016 года Министерство транспорта выпустило приказ №16, внесший существенные изменения в вопрос оснащения тахографами транспортных средств. После его вступления в силу краны-манипуляторы перестали освобождаться от обязательного оснащения подобными устройствами. Документ регламентирует и другие правила, касающиеся установки тахографов на иные виды транспорта.

    В случае нарушения этого приказа штрафные санкции вводятся не только в отношении водителя, но и юридического лица, ответственного за его рабочую деятельность

    Эти меры регламентируются соответствующей статьей КоАП РФ, наказанию подвергаются также и водители, управляющие транспортными средствами с установленными и не функционирующими устройствами.

    Должностным лицам и индивидуальным предпринимателем за подобное нарушение выписывается штраф в размере от 5000 до 10000 рублей.

    Перечень ТС, на которые обязательно нужно ставить тахограф

    В период с 2014 по 2015 год был принят ряд законов, в соответствии с которыми подобные устройства обязательно должны быть установлены на следующие транспортные средства:

    1. С 01.01.2014 автобусы весом от 5 тонн, оснащенные 8 или более сидячими местами.
    2. С 01.07.2014 грузовой транспорт, задействованный для перевозки опасных грузов.
    3. С 01.07.2014 междугородний грузовой транспорт, осуществляющий транспортировку грузов вне зависимости от их разновидности и опасности на расстояние более 50км.
    4. С 01.09.2014 грузовой транспорт с разрешенной массой 12-15 тонн вне зависимости от дальности перевозки грузов.
    5. С 01.04.2015 грузовой транспорт с разрешенной массой 3,5-12 тонн вне зависимости от дальности перевозки грузов.

    Где установить тахограф на манипуляторе?

    Для установки тахографа потребуется приобрести не только само устройство, но и индивидуальные карты для каждого водителя, осуществляющего управление краном-манипулятором, а также одну карту предприятия.

    Сведения, полученные через подобное оборудование, могут использоваться во время судебных разбирательств, если произойдет дорожно-транспортное происшествие, поэтому необходимо ответственно подходить к выбору компании и самого устройства.

    На сегодняшний день существует множество фирм, занимающихся их установкой, среди них можно выделить компанию «Тахограф», осуществляющей свою деятельность с 2013 года и успевшую зарекомендовать себя с положительной стороны.

    Центральный офис располагается в городе Бронницы, но представительства и дилерские центры имеются во многих регионах Российской Федерации.

    Ниже приведены приблизительные расценки на продукцию данной фирмы:

    1. Стоимость тахографа «Меркурий» без встроенного GSM-модема составляет от 28000 рублей.
    2. Литиевая батарея 3,6В стоит 450 рублей.
    3. Блок СКЗИ стоит 15000 рублей.
    4. Оформление индивидуальной карты водителя – 2200 рублей.

    Периодически действуют различные специальные предложения, позволяющие сэкономить при установке тахографа или оформлении водительских карт, информация о них всегда можно найти на официальном сайте компании: https://tahograff.ru/

    Случаи, когда не нужно ставить тахографна кран-манипулятор

    Действующее законодательство предусматривает факторы, исключающие необходимость установки тахографа на кран-манипулятор.

    Отказаться от этой процедуры можно в следующих случаях:

    1. Использование манипулятора в автошколе для обучения и сдачи соответствующего экзамена, при этом его запрещено задействовать для любых целей, заключающихся в получении коммерческой или иной выгоды.
    2. Использование манипулятора для проведения дорожных испытаний, поскольку это исключает возможность получения какой-либо коммерческой выгоды.
    3. Использование манипулятора в личных целях, если его владелец не прошел процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку это подразумевает его задействование только собственных потребностей, не связанных с получением прибыли.
    4. Манипуляторы, выпущенные до 01.04.2014 и оснащенные специальными системы для контроля режима труда водителя, если они соответствуют нормам и требованиям ЕС. В данном случае имеется отсрочка: тахограф нужно установить до начала 2018 года.
    5. Регистрация манипулятора военными подразделениями или органами исполнительной власти.

    Подводя итоги: в соответствии с действующим законодательством частные лица не обязаны устанавливать тахографына кран-манипулятор, если он используется в личных целях. Однако для юридических лиц или частных предпринимателей эта процедура является обязательной.

    При отсутствии уверенности в исключительности конкретного случая рекомендуется проконсультироваться со специалистами, чтобы не подвергать себя лишнему риску и не оплачивать штрафы.