Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Статья 12.21.2 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных грузов

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 12.21.2 КОАП РФ

1. Объектами правонарушений, предусмотренных статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Статья состоит из двух частей.

2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки опасных грузов.

3. По ч. 1 данной статьи ответственность наступает в случае невыполнения установленных правил перевозки соответствующих грузов автомобильным транспортом. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (с изм. и доп.).

Перевозка опасных грузов должна осуществляться по маршруту, согласованному в необходимых случаях с ГИБДД МВД России, с оповещением об опасности груза (информационная таблица для обозначения транспортного средства, аварийная карточка), соблюдением правил разгрузочно-погрузочных работ и др.

Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь допуск к перевозке таких грузов, аварийную карточку системы информации об опасности, информацию о свойствах перевозимых грузов.

4. По ч. 2 данной статьи ответственность наступает в случае нарушений требований перевозки опасных грузов, содержащихся в п. п. 23.1 — 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). В частности, п. 23.2 Правил дорожного движения на водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения. В случаях когда состояние и размещение груза не отвечает установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.

5. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, может повлечь задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, в порядке, установленном Правительством РФ. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

6. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются также судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР

Телефон доверия +7 (499) 231-53-50

Карта территориальных органов Ространснадзора

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Внимание перевозчиков опасных грузов . Приказ Минтранса РФ №304

УВЕДОМЛЯЕМ, что с 1 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» вступил в силу

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ НА ДВИЖЕНИЕ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМДОРОГАМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПЕРЕВОЗКИОПАСНЫХ ГРУЗОВ

1. Настоящий Порядок определяет правила выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов (далее — Порядок).

2. Порядок применяется к перевозкам опасных грузов на территории Российской Федерации.

3. Специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов (далее — специальное разрешение), выдается на срок не более шести месяцев.

4. Специальное разрешение выдается на основании заявления юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, владеющего на праве собственности или ином законном основании транспортным средством, на которое выдается специальное разрешение (далее — владелец транспортного средства), или его представителя.

Указанное заявление должно содержать следующие сведения:

а) наименование, адрес в пределах места нахождения, ИНН, ОГРН, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) (для юридических лиц);

б) фамилия, имя и отчество (при наличии), ИНН, ОГРНИП, адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания), номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей);

в) тип, марка, модель, государственный регистрационный номер транспортного средства, масса транспортного средства (автопоезда) с грузом, габариты транспортного средства (автопоезда) с грузом: длина, ширина, высота, длина свеса (при наличии);

г) сведения о предполагаемом сроке осуществления перевозки опасного груза;

д) сведения об опасном грузе: четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия (номер ООН) , надлежащее отгрузочное наименование в соответствии с разделом 2 главы 1 части 3 ДОПОГ, класс (для веществ и изделий класса 1 — классификационный код, указанный в колонке 3b таблицы A главы 2 части 3 ДОПОГ), группа упаковки;

е) адреса мест погрузки, разгрузки, стоянок и заправок топливом транспортного средства, описание маршрута перевозки опасного груза (места нахождения начальных, промежуточных и конечных пунктов участков автомобильных дорог и их наименований).

5. К заявлению о выдаче специального разрешения прилагаются следующие документы:

а) копия свидетельства о регистрации транспортного средства, на которое оформляется специальное разрешение , а также копия документа, подтверждающего право владения данным транспортным средством (если владение осуществляется не на праве собственности);

б) копия свидетельства о допуске транспортного средства категории EX/II, EX/III, FL, AT или MEMU к перевозке опасных грузов (если транспортное средство относится к одной из этих категорий);

в) копия свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов и приказа о назначении консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов либо иного документа, подтверждающего полномочия консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

г) копия свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов (для физических лиц);

д) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, которые удостоверяют полномочия представителя владельца транспортного средства (если заявление подается представителем владельца транспортного средства) ;

е) реквизиты платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

6. Заявление о выдаче специального разрешения и прилагаемые к нему документы представляются в территориальное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — уполномоченный орган), по адресу в пределах места нахождения владельца транспортного средства (для юридических лиц) или по адресу места жительства владельца транспортного средства (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей):

а) на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

б) на адрес электронной почты уполномоченного органа, при этом заявление о выдаче специального разрешения и прилагаемые к нему документы должны быть подписаны (заверены) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755).

КонсультантПлюс: примечание. П. 7 вступает в силу с 01.01.2022.

7. Допускается направление в уполномоченный орган заявления о выдаче специального разрешения и прилагаемых к нему документов в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — информационная система) .

8. Заявление о выдаче специального разрешения и прилагаемые к нему документы регистрируются уполномоченным органом в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня поступления указанного заявления и прилагаемых к нему документов.

Уполномоченный орган принимает решение о возврате заявления о выдаче специального разрешения и прилагаемых к нему документов в случае:

а) указания неполной и (или) недостоверной информации в заявлении о выдаче специального разрешения в соответствии с пунктом 4 Порядка;

б) представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 5 Порядка.

9. Уполномоченный орган направляет уведомление о возврате заявления и прилагаемых к нему документов заявителю в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня принятия такого решения.

III. Рассмотрение заявления о выдаче специального разрешения

10. В срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче специального разрешения и прилагаемых к нему документов, уполномоченный орган рассматривает указанное заявление и принимает решение о выдаче специального разрешения или об отказе в выдаче специального разрешения.

Читайте также  Как возмещается моральный вред при ДТП

11. Уполномоченный орган отказывает в выдаче специального разрешения в случаях, если:

а) в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения о заявителе (не распространяется на физических лиц);

б) срок действия свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза превышает срок действия документа, подтверждающего право владения заявленным транспортным средством (если владение осуществляется не на праве собственности);

в) владелец автомобильной дороги, по которой проходит заявленный маршрут перевозки опасного груза, отказал в согласовании данного маршрута;

г) уведомления о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с информацией Федерального дорожного агентства отсутствуют;

д) заявленный опасный груз не соответствует требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки.

Дата последнего изменения 17 февраля 2021 12:04

Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов

Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством. Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.

За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрен штраф.

Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции. За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия. В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.

Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ

Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию. Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму. Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.

Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2016 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом. Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне. Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.

Ответственность за неправомерное перемещение ОГ

Санкции за перевозку опасных грузов, если их перемещение не соответствует установленным правилам, варьируются в зависимости от вида нарушения. Если документация грузоперевозчика не является официально задокументированной, или же транзит осуществляется с неполным выполнением всех правил, установленных законодательством, ответственность за инцидент может быть возложена на водителя, компанию, реализующую перевозку или на заказчика услуг. Законодательством предусмотрены следующие разновидности наказаний за транспортирование ОГ с несоблюдением правил перевозки:

  • финансовое взыскание в форме штрафа;
  • конфискация имущества: преимущественно таковыми выступают транспортное средство и перевозимая продукция;
  • запрет на управление конкретным видом транспортных средств на предусмотренный законодательством период;
  • уголовное наказание.

Оштрафовать за перевозку опасных грузов на магистралях автомобильного предназначения в ненадлежащем порядке сможет ГИБДД, при этом штрафы будут варьироваться в зависимости от серьёзности правонарушения. Отвечать за неправильное перемещение опасных грузов будет не только субъект, непосредственно перевозящий товар, но и товаротранспортная компания, а также юридическое лицо, уполномоченное контролировать транзитную доставку продукции.

Раздел 12.21.2 кодекса предполагает следующие финансовые взыскания, связанные с отсутствием определённых бумаг или нарушением технического устава:

  1. Отсутствие бумаг, необходимых для транспортировки небезопасных веществ, предусматривает штраф в диапазоне от ста до ста пятидесяти тысяч в национальной валюте для непосредственного перевозчика, от пяти до десяти тысяч единиц для должностного субъекта. Автотранспортная компания при этом может быть наказана на более крупную сумму, стартующую со ста пятидесяти тысяч, при этом верхняя граница начисления достигает двухсот пятидесяти тысяч рублей. Эти штрафные взыскания применимы только в случае отсутствия бумаг, не являющихся лицензионными допусками, при недостатке которых наказание имеет более строгие параметры.
  2. Если нарушение касается регламента ПДД, тогда штрафные санкции составляют две с половиной, двадцать и пятьсот тысяч рублей для водителя, должностного субъекта и компании соответственно.
  3. Отступления от общепринятых требований в техническом состоянии транспорта, перевозящего небезопасный товар, карается штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, при этом санкция применяется относительно предпринимателя, являющегося собственником автотранспорта. Дополнительно могут быть оштрафованы на суммы до тридцати и ста тысяч рублей соответственно должностные и юридические ответственные лица.

Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения

Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:

  • удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
  • маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
  • допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
  • аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
  • товарно-транспортная накладная;
  • ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.

Последний документ является разрешением, выдающимся на имя непосредственного перевозчика опасного груза, являющийся подтверждением его подготовленности в сфере работы с продукцией небезопасной категории определённых классов.

Перевозка товаров опасной категории без разрешения Европейского стандарта не может осуществляться, является наказуемой. ДОПОГ удостоверяет факт прохождения водителем курса обучения специфике обращения с определённой категорией веществ. Отсутствие разрешения на перевозку ОГ в форме допуска будет предусматривать следующие наказания:

  1. Водитель, действующий от имени работодателя, работающий без ДОПОГ, будет оштрафован соответствующими инстанциями на сумму, верхняя граница которой составляет две с половиной тысячи рублей.
  2. Транспортная организация, специализирующаяся на доставках ОГ, будет наказана штрафом, который стартует с четырёхсот тысяч, при этом верхний рубеж взыскания может составлять пятьсот тысяч рублей.
  3. На служебный субъект, несущий ответственность за отправку спорного рейса, может быть наложено административное взыскание, варьирующееся в диапазоне от пятнадцати до максимальных двадцати тысяч рублей.

Аналогичные санкции предусмотрены законодательством в случае выявления факта, что на эксплуатируемое транспортное средство не имеется документов, разрешающих его использование с целью транспортирования ОГ, машина не оборудована информационными и аварийными знаками, или же она не предназначена для перевозки продукции небезопасной категории.

Ситуации, предполагающие уголовное наказание

За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде. В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:

  1. До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
  2. Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
  3. От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.

УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.

Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:

  1. Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
  2. За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
  3. Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
  4. Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.

Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.

Подведём итоги

Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации. Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания. Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.

Читайте также  Где установить ксенон в СПб

Какой штраф за перевозку опасных грузов автотранспортом

Опасными грузами называют такие вещества, которые во время движения могут взорваться, загореться, отравить окружающих, разрушить окислением предметы, серьезно испортить экологическое состояние окружающей среды.

Поэтому правила транспортировки жесткие, а штраф за перевозку опасных грузов для нарушителей достигает 5 млн руб.

  1. Классификация
  2. Режим транспортировки
  3. Санкции за несоблюдение норм
  4. Нормы ДОПОГ/ ADR
  5. Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются
  6. Когда ДОПОГ не нужен
  7. Разрешительная документация для перевозки грузов повышенной опасности
  8. Наказания за нарушения транспортировки
  9. Если произошла авария…
  10. Исключительные случаи, когда возможна перевозка без разрешения и без табличек
  11. Плюсы и минусы оформления статуса индивидуального предпринимателя
  12. Соблюдение законодательства обязательно для всех транспортных систем
  13. В зоне пристального внимания ГИБДД и контролирующих органов

Классификация

В список опасных грузов, составленный ООН, занесено 3.5 тыс. наименований.

Среди них выделяют следующие классы:

  1. Взрывчатка, которая может во время перемещения сдетонировать.
  2. Газообразные вещества в различных емкостях для хранения.
  3. Горючие жидкие и твердые элементы.
  4. Окисляющие вещества.
  5. Инфицированные материалы и яды.
  6. Зараженные радиацией предметы, отходы радиоактивных производств и сами материалы, обладающие высокой радиоактивностью.
  7. Щелочи, кислоты и другие разъедающие элементы.

Режим транспортировки

Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:

  1. Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
  2. Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
  3. Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
  4. Наличие общих и специальных огнетушителей.
  5. Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
  6. Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
  7. Установленная законом документация от грузоотправителя.

Санкции за несоблюдение норм

В российском правовом поле разработаны жесткие меры за неправильную транспортировку опасных грузов. Они указаны в ст. 12.21.2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ:

  1. Если не оформлена лицензия и другие необходимые разрешительные акты, а обустройство автомобиля не соответствует типу груза, закон наказывает всех участников. С водителя удержат 2-2,5 тыс. руб. и могут лишить прав на срок до 6 месяцев.
  2. С управленцев взыщут 15-20 тыс. руб.
  3. Сильнее всех будут наказаны юридические лица, которые являются собственниками транспортной компании. Их штрафные санкции составят до 0,5 млн руб.

Нормы ДОПОГ/ ADR

С 2017 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.

С 2020 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.

Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:

  • нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
  • предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
  • указание класса вещества;
  • алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
  • указание степени опасности;
  • обозначение транспортной единицы и др.

ДОПОГ определяет 13 главных опасных веществ:

  • бензиновое, дизельное, керосиновое топливо;
  • взрывающиеся вещества – порох, петарды, патроны и др.;
  • газ;
  • яды;
  • взрывоопасные и воспламеняющиеся элементы;
  • способные вызвать окисление и коррозийное разрушение;
  • радиоактивные элементы;
  • вредные отходы и др.

Их может перевозить водитель, у которого имеется непрерывный стаж вождения не менее трех лет, и который прошел специальное обучение ДОПОГ. На транспортное средство должен быть оформлен соответствующий допуск.

Для транспортного средства нужно получить от ГИБДД свидетельство для перевозки взрывоопасных грузов и жидкостей. Грузовой транспорт должен иметь диагностическую карту о пройденном каждые 6 месяцев техосмотре. Перед подачей заявления на лицензирование, в ОВД надо получить разрешение на работу с опасными веществами, и согласовать в ГИБДД маршрутный лист.

Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются

За транспортировку опасных грузов без ДОПОГ предусмотрены наказания, предусмотренные в Административном кодексе. Кроме этого, максимальные санкции налагаются за следующие виды несоблюдения требований:

  1. Водитель не прошел обучение и не получил свидетельство об окончании курсов по работе с грузами, предоставляющими опасность.
  2. Руководители не оформили нужный допуск автомобиля.
  3. Не получено специальное разрешение или аварийная карточка системы информации об опасности груза.
  4. Машина не приспособлена к перевозке данного вида опасного груза.
  5. На автомобиль и тару не нанесены нужные символы маркировки и другой необходимой информации об опасном грузе.
  6. Не соблюдены условия транспортировки опасных элементов.

За менее серьезные нарушения налагаются следующие наказания:

  1. Для водителей – штраф 1-1,5 тыс. руб.
  2. Для руководителей – до 1- тыс. руб.
  3. Для собственников и компаний – 150-250 тыс. руб.

Когда ДОПОГ не нужен

Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:

  1. Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
  2. Для транспорта Армии РФ.
  3. Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
  4. Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
  5. Для перевозки отходов действующих предприятий.
  6. Для перевозки пустой тары.
  7. Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
  8. При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.

Разрешительная документация для перевозки грузов повышенной опасности

Перечень данного вида грузов содержится в таблице 1.10.3.1.2 ДОПОГ. Для их транспортировки необходимо оформить разрешение.

В зависимости от маршрута разрешения выдают Ространсандзор (для передвижения по федеральным трассам), органы местной исполнительной власти (для перевозок по региональным и муниципальным дорогам), собственник дороги (для движения по частным участкам). Максимальный срок действия разрешения составляет 1 год.

Для получения разрешения нужно предоставить копии следующих документов:

  • свидетельства о регистрации автомобиля;
  • подтверждения собственности или договора на его аренду;
  • допуска автомобиля к транспортировке опасных грузов;
  • свидетельства обучения водителя.

Ко всем автомобилям предъявляются следующие требования:

  1. Оборудование системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/GPS.
  2. Установка оранжевых табличек из несгораемых и долговечных материалов с нанесенным на них идентификационным номером груза и кодом опасности.
  3. Нанесение номера, кода опасности, стрелок положения груза и других элементов маркировки на таре или упаковке.

К транспортным накладным предъявляются повышенные требования. В сопроводительной документации должны быть указаны следующие сведения:

  1. Сведения о грузе по классификации ДОПОГ.
  2. Описание упаковки и количество упаковочных мест.
  3. Указание особо опасных грузов.
  4. Дополнительные сведения о температуре и других условиях перевозки груза, расшифровка символов.
  5. Инструкции безопасности водителя и его поведения при аварийных ситуациях.
  6. Разрешение на перевозку особо опасных грузов.
  7. Паспорт вещества, паспорт безопасности продукции, сертификаты.
  8. Счет-фактура.
  9. Технический паспорт, технический талон и водительское удостоверение.

Наказания за нарушения транспортировки

За перевозку особо опасных грузов без разрешения налагаются максимальные штрафы, предусмотренные соответствующей статьей Административного Кодекса РФ. Взысканиям подвергаются водители, руководители и владельцы компаний.

Сотрудники ГИБДД остановят машину и запретят ее дальнейшее движение по маршруту, если зафиксируют неправильность транспортировки особо опасного груза. Суды могут назначить выплату в пользу государства дополнительной крупной суммы, а водителям назначить уголовное наказание.

Если произошла авария…

Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.

В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.

Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.

Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.

Исключительные случаи, когда возможна перевозка без разрешения и без табличек

С 12 марта текущего года начал действовать закон о «специальном грузе», предназначенном для обеспечения государственной безопасности. Такой груз можно перевозить без разрешения.

Перечень таких грузов устанавливается специальным правительственным актом.

Не потребуется разрешения для самоходных транспортных средств, перемещающих особо опасные грузы.

Без табличек с подробной маркировкой можно перевозить опасный груз на одной транспортной единице, если тоннаж и количество меньше указанных в ДОПОГ нормативов.

Плюсы и минусы оформления статуса индивидуального предпринимателя

Правовая система не ограничивает работу в этой сфере индивидуальных предпринимателей.

Статус ИП дает те же возможности, как для юридического лица, но более льготное налогообложение. Тем не мене, у ИП могут возникнуть следующие трудности:

  1. Основные заказчики, юридические лица, предпочитают работать с исполнителями, которые уплачивают НДС, т.е. находятся на ОСНО (общей системе налогообложения).
  2. Заинтересовать в сотрудничестве юридических лиц можно снижением на 18% тарифов на перевозку от стоимости, предлагаемой другими компаниями-конкурентами, которые работают на ОСНО.

Соблюдение законодательства обязательно для всех транспортных систем

Помимо автомобильного транспорта в маршруте перемещения опасных грузов могут быть задействованы другие виды транспортных средств. Главные правила ДОПОГ при таком сочетанном маршруте должны соблюдаться на всех транспортных системах:

  • железнодорожных;
  • водных или морских;
  • воздушных.

Организатор автомобильной транспортировки должен заранее обеспечить свой автомобиль необходимым оборудованием для погрузочно-перегрузочных работ на другие виды транспорта при сочетанном маршруте.

В зоне пристального внимания ГИБДД и контролирующих органов

Каждому организатору транспортировки опасных грузов требуется выполнить много работы, прежде чем отправить автомобиль в дорогу. Но выполнить нужно каждый пункт, потому что нарушения караются строго, а внимание ГИБДД на всем протяжении поездки будет повышенным.

Автомобилям с опасными грузами разрешено ездить только по тем дорогам, которые надзирающие органы отметили, как допустимые для передвижения такого рода транспорта.

На участках маршрутов установлены видеокамеры наблюдения за дорожной обстановкой. Водителю не удастся избежать ответственности за нарушения правил дорожного движения.

На каждом посту ГИБДД сотрудники уделяю повышенное внимание транспорту с опасными грузами.

Транспортная компания должна соблюдать правила оформления документации, следить за состоянием автомобильного парка, нанимать на работу опытных водителей, прошедших нужное обучение. При выполнении законодательных требований к правилам перевозки опасных грузов организатор сможет обеспечить безопасную работу в этом сложном направлении.

Читайте также  Что такое логистические перевозки

Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к ст. 12.21 КоАП

Комментируемая статья предусматривает 4 состава административных правонарушений. Объектом этих административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие при соблюдении правил перевозки опасных грузов. Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, которые были разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом».

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, выражается в:

1) перевозке опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов;

2) перевозке опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов;

3) несоблюдении условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Норма части 2 комментируемой статьи является бланкетной. Для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие именно правила перевозки опасных грузов были нарушены.

Субъектом указанных административных правонарушений являются водители, должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица, то есть организации, осуществляющие перевозку опасных грузов.

Субъективная сторона правонарушений может быть выражена в форме умысла или неосторожности.

Составы административных правонарушений являются формальными, поскольку считаются оконченными с момента нарушения указанных Правил.

Судебная практика по статье 12.21 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Гордиенко Олега Александровича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23 марта 2018 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 15 мая 2018 года, решение судьи Ростовского областного суда от 07 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 06 марта 2019 года, вынесенные в отношении Гордиенко Олега Александровича (далее — Гордиенко О.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания МСА» о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку от 15.03.2016 25ППК(ю) N 18810025 14 0000000366 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 мая 2018 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 6 августа 2018 года, решение судьи Ростовского областного суда от 22 октября 2018 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 13 мая 2019 года, вынесенные в отношении Баринова Олега Михайловича (далее — Баринов О.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича на определение Арбитражного суда Вологодской области от 14.05.2019 по делу N А13-8650/2019, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2019 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Вологодской области Северо-Восточного Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2019 N 188/л о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (МУГАДН) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Волковой А.В. на решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 21 мая 2018 г. и определение судьи Красноярского краевого суда от 23 августа 2018 г. об оставлении жалобы без рассмотрения, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «Сангилен» (далее — ООО НК «Сангилен»),

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Борисовой Ольги Игоревны, действующей на основании доверенности в интересах акционерного общества «Центр судоремонта Звездочка», на определение судьи Краснодарского краевого суда от 14 августа 2018 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Центр судоремонта Звездочка» (далее — АО «Центр судоремонта Звездочка», общество),

Судебными инстанциями в обжалуемых актах, помимо прочего, обращено внимание на то обстоятельство, что сумма денежных средств, переданная Грушичевым А.В. сотруднику полиции, значительно превышает размер наказания, предусмотренный санкцией части 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для водителя, допустившего нарушение правил перевозки опасных грузов.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Тимофеева И.А. о признании недействительными результатов служебной проверки в части вывода о необходимости увольнения Тимофеева И.А. из органов внутренних дел в связи с совершением им проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, суд апелляционной инстанции указал, что истцом допущено нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок), выразившееся в невыполнении требований должностной инструкции (истец не обеспечил реализацию нормативных правовых актов, регулирующих сферу его служебной деятельности, не организовал надлежащим образом деятельность отдела технического и дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Нягани, не выдал сотрудникам отдела технического и дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Нягани соответствующие распоряжения и указания и не проконтролировал их исполнение, не рассмотрел поступившие материалы по делам об административных правонарушениях), что повлекло непривлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностных лиц ООО «АвтоЛайнСервис», ООО «Цитадель» и этих юридических лиц, вместе с тем данные нарушения не образуют проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Шумлянского А.С., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро», на определение судьи Оренбургского областного суда от 17.01.2018 N 21-27/2018 и определение судьи названного суда от 06.03.2018 N 21-69/2018, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро» (далее — общество),

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Шумлянского А.С., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро», на определение судьи Оренбургского областного суда от 19.01.2018 N 21-26-2018 и определение судьи названного суда от 28.02.2018 N 21-70/2018, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро» (далее — общество),

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Тихонова Дмитрия Викторовича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11 марта 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 02 июня 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 11 августа 2020 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 года, вынесенные в отношении Тихонова Дмитрия Викторовича (далее — Тихонов Д.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,