Можно ли совершать обгон колонны

Обгон транспортной колонны по Правилам дорожного движения

Добрый день уважаемые автолюбители!

Продолжим тему обгонов. Рассмотрим ситуацию при необходимости обогнать организованную транспортную колонну. Как правило такие колонны движутся со скоростью меньшей скорости общего транспортного потока. Так какими же пунктами правил руководствоваться при приближении к транспортной колонне?

Сначала обратимся к определению организованной транспортной колонны:

«Организованная транспортная колонна» — группы из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета.

Как можно заметить, определение несколько устарело, так как включенные фары уже не являются отличительной особенностью транспортного средства и в настоящее время ближний свет фар должен быть включен на всех транспортных средствах. Но это не значительное замечание. Мы же говорим об обгоне, где ситуация согласно тексту ПДД складывается довольно противоречивая.

Итак как идентифицировать организованною транспортную колонну:

  1. Минимум три транспортных средства движутся в одной полосе;
  2. Впереди автомобиль сопровождения с включенными маячками синего и красного;
  3. Автомобиль сопровождения окрашен специальной цетографической схемой.

Обратите внимание — 3 признака организованной колонны. Особое внимание сопровождающему автомобилю. Без него колонна не будет организованной и это будет обычный ряд движения.

Теперь обратимся к правилам регулирующим обгон в данной ситуации. Безусловно это в первую очередь: «Глава 11. Обгон, опережение, встречный разъезд», но мы не будем на ней останавливаться, так как это общие правила обгона и в рамках этого материала интереса не представляют. Специальное требование к обгону транспортной колонны, а именно сопровождающего автомобиля содержится в пункте 3.2 Правил дорожного движения.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

По выделенному тексту вы уже догадались в чем содержится противоречие. То есть, какие признаки мы имеем для запрета обгона организованной транспортной колонны? Три признака идентификации колонны:

      1. Минимум три транспортных движутся в одной полосе;
      2. Впереди автомобиль сопровождения с включенными маячками синего и красного;
      3. Автомобиль сопровождения окрашен специальной цветографической схемой.
      1. Автомобиль сопровождения с включенным звуковым сигналом.

Таким образом формально, обгонять организованную транспортную колонну запрещено только при наличии этих четырех признаков. Но на практике сопровождающие автомобили редко используют звуковой сигнал и обгон в соответствии с Правилами дорожного движения — разрешен. Но стоит учитывать, что на практике инспектора с этими нюансами разбираться не будут. И как минимум вместо сэкономленного времени вы можете получить дополнительно потраченное, а как максимум, вас ожидает изъятие водительского удостоверения за выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения. Кто прав кто виноват решать уже будет суд, решения которого как показывает практика зачастую не в пользу водителей.

Поэтому обгонять организованную транспортную колонну я бы не рекомендовал.

Дорог вам без препятствий!

RusPDD.ru на других площадках:

Не забывайте делиться статьей в социальных сетях

Обгон почти не виден

Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?

Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.

Можно ли обгонять организованную колонну?

Летнее время — это не только сезон отпусков, каникул и поездок на дачные участки.

Читайте также  Дорожное происшествие на ЖД переезде с автобусом

В этот период активизируются разного рода структуры, в том числе и относящиеся к военному ведомству, выдвигающиеся на различные сборы или учения. Передвижение их осуществляется организованными колоннами, сопровождаемые автомобилем ГИБДД или ВАИ. К таким колоннам водители всегда относятся с настороженностью. Есть ли возможность обгона колонны автобусов или грузовых автомобилей военного назначения?

В некоторых случаях, когда водители, редко выезжавшие в зимний период за пределы крупных городов, ощущают себя несколько расслабившимися летом, встретив во время поездки такую колонну, не всегда могут вспомнить, имеют ли они право ее обогнать, так как она всегда конвоируется автомобилем ДПС или ВАИ. Это означает, что пора освежить в памяти Правила дорожного движения.

Колонна. В первую очередь, следует понять, что именно представляет из себя колонна техники. Это понятие объясняется в п.1.2 «Основные понятия» Правил дорожного движения в России. Здесь четко поясняется, что «организованная колонна представляет собой группу из трех и более механических транспортных средств, движущихся строго одно за другим по определенной полосе, с работающими на постоянной основе световыми приборами, сопровождаемыми головным автомобилем, на наружной поверхности которого наносятся определенные цветографические схемы, а также работают маячки красного и синего цветов».

Говоря другими словами, колонной может считаться группа автомобилей, состоящая как их гражданской техники, так и автомобилей специальных служб, таких как военные, МЧС, полиция и т.д. Возглавить такую колонну имеет право любой автомобиль специальной службы, на котором разрешено устанавливать спецсигналы в виде проблесковых маячков красного и синего цвета.

Правила движения при встрече колонны. Встраивание в колонну автомобиля, который к ней не относится, Правилами дорожного движения запрещено. Это прописано в п.2.7, «Водителю запрещается пересечение пути движения организованных колонн транспорта, а также пеших, и занимать место в них». За совершение подобного нарушения назначается наказание согласно статье 12.15 КоАП ч.1., а именно наложение штрафа в размере 1500 рублей. Если же подобное нарушение совершается повторно, то размер штрафа будет увеличен, и составит 5 тысяч рублей. Вдобавок, при совершении повторного нарушения, результатом может стать лишение права управлять транспортным средством сроком на один год с изъятием прав.

А вот опережение колонны, движущейся в попутном направлении, при езде по магистрали, где имеется две и более полосы движения, разрешается. Но, в большинстве случаев, водителям приходится обгонять их, выезжая на полосу встречного движения. Как раз в таком случае и скрывается один нюанс. В последнем абзаце п.3.2 ПДД говорится о том, что «запрещено производить обгон транспортного средства, на внешних поверхностях которого имеются нанесенные особые цветографические схемы, в случае работающих маячков красного и синего цвета, и особым звуковым сигналом, и те транспортные средства, которые оно сопровождает».

Подводя итог всему сказанному выше, можно говорить о том, что обгон колонны разрешается в том случае, если на головном транспортном средстве не работают проблесковые маячки красного и синего цвета, а также особый звуковой сигнал. Кроме того, водитель обязан произвести расчет своего маневра таким образом, чтобы ему не пришлось вынужденно вклиниваться в колонну, например, при внезапном появлении встречного автомобиля. Единственной проблемой в этом случае становится затруднение в убеждении в том, включен ли спецсигнал на машине сопровождения, которая может ехать далеко впереди.

Как без штрафа обогнать колонну с патрульным сопровождением?

В некоторых случаях на дорогах можно встретить колонну транспортных средств, которые движутся по одной линии на небольшой скорости. В ее начале и конце располагаются машины дорожной полиции с включенными проблесковыми маячками. Таким способом зачастую перевозятся дети, военнослужащие, заключенные.

Согласно ПДД, обгонять такие транспортные группы нельзя. С другой стороны, замедление движения нервирует многих водителей, поэтому они стараются сделать обгон. Важно иметь представление, при каких обстоятельствах сделать это можно без нарушения правил.

Когда обгон колонны с сопровождением необходим

Упорядоченная группа транспортных средств обычно движется намного медленнее обычных машин. В некоторых ситуациях обгон автоколонны является жизненно необходимым.

Например, специальные автомобили обгоняют колонну, которую сопровождают машины ГИБДД, для решения неотложных задач. Это могут быть авто полиции, скорой медицинской помощи, МЧС. Они имеют право преимущественного проезда и пользуются им в таких ситуациях.

С другой стороны, иногда на дорогах возникают непредвидимые ситуации, при которых обычным водителям нельзя избежать обгона. Производить этот маневр следует аккуратно с учетом безопасности и правил дорожного движения.

По закону водитель обязан пропускать транспорт с включенным звуковым сигналом или проблесковым маячком. Это не относится к обгону автоколонны, которая движется медленно.

Перед выполнением маневра нужно обязательно убедиться в его безопасности для других участников движения, отсутствии на участке дороги специальных транспортных средств. Во время обгона нельзя вклиниваться в колонну между машинами, проезжать между ними.

Важно помнить, что обгоном называется опережение с выездом на полосу встречного движения.

Возможные последствия

Раздел 11 ПДД определяет порядок осуществления обгона и опережения отдельных ТС. П. 2 раздела 3 запрещает обгонять дорожную колонну.

При этом п. 1.2 ПДД РФ четко определяет понятие организованной транспортной колонны , выделяя следующие характерные признаки:

  • три и больше транспортных средства, движущихся по одному и тому же ряду в одном направлении;
  • автомобили ДПС, на кузове которых нанесена цветная графика, с включенными проблесковыми маячками, звуковыми сигналами в голове и хвосте колонны машин;
  • включенный ближний свет у каждого авто.

Такую группу машин обгонять категорически запрещено за исключением случаев, когда это не связано с пересечением разделительной полосы, выездом на встречную полосу, игнорированием требований дорожных знаков.

Несмотря на запреты, четко определенного наказания за такое нарушение не предусмотрено. При конкретных обстоятельствах сотрудники ГИБДД могут по-разному оценивать его, выбирая разные части из ст.12.15 ПДД.

Например, ч. 4 этой статьи предусматривает штраф до 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до 6 месяцев. При этом строгость наказания зависит от первичности или вторичности нарушения.

Когда штрафа все же можно избежать

Каждый водитель должен помнить, что категорически не разрешается обгонять транспортную группу, которая движется по всем правилам, установленным для организованной автоколонны.

В последнем абзаце п.3.2 ПДД прописывается запрет на обгон транспортного средства с нанесенными на кузов цветовыми графическими схемами, включенными красными и синими проблесковыми маячками, звуковым оповещением.

Если в конце автомобильной группы такая машина отсутствует, то она не является колонной. В таком случае обгон совершать вполне можно, не нарушая никаких правил.

Таким образом, нельзя делать обгон колонн с сопровождением только при наличии признаков, которые характеризуют их как организованные. В других случаях такие действия не будут нарушением правил. На практике не всегда просто доказать свою правоту при таких ситуациях. Помощником здесь будет запись автомобильного регистратора или свидетели.

Наказание за обгон колонны с сопровождением

  • 1 Общие сведения
  • 2 Правила обгона колонны с сопровождением
  • 3 Размер штрафа за обгон колонны с сопровождением
  • 4 Можно ли обжаловать наказание?
Читайте также  Адвокат по делам ДТП со смертельным исходом

Водителям ежедневно приходится сталкиваться на дороге с самыми различными ситуациями, которым в автошколе их не успели обучить. Например, как вести себя, если проезжую часть заняла организованная колонна с сопровождением: разрешен ли обгон, предусмотрено ли наказание в виде штрафа в случае его запрета и другие нестандартные дорожно-транспортные обстоятельства.

Общие сведения

Согласно п. 1.2, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 Правил дорожного движения (далее – ПДД), колонна с сопровождением обладает следующими признаками, которые в совокупности составляют ее легальное определение:

  • это группа транспортных средств под сопровождением;
  • количество данных объектов – три и более;
  • движение в колонне производится по полосе друг за другом;
  • изображение соответствующих ГОСТу Р 50574-2002 опознавательных цветографических схем на поверхности возглавляющего колонну транспортного средства сопровождения;
  • наличие проблесковых маячков на средстве сопровождения колонны;
  • цвет маячков — только синий или синий с красным;
  • специальный звуковой сигнал, включение которого предоставляет преимущество при осуществлении дорожного движения – содействие беспрепятственному проезду колонны с сопровождением со стороны иных участников движения.

Указанные выше особенности отличают организованную колонну с сопровождением от прочих транспортных связок. К примеру, от грузовых перевозок с сигнализирующими об опасности желтыми и оранжевыми маячками, на которые нормы об обгоне колонны с сопровождением не распространяются и, соответственно, не обязывают других автомобилистов уступать дорогу (п. 3.4 ПДД).

Правила обгона колонны с сопровождением

В соответствии с п 2.7 и 3.2. ПДД, правила обгона колонны с сопровождением сводятся к:

  1. Соблюдению специфических норм обгона:
    • обгон колонны с сопровождением разрешен, если обладающий всеми законодательно установленными признаками транспортный ряд не обозначен особым звуковым сигналом (при его наличии – запрет обгона и наказание в виде штрафа в случае нарушения);
    • при совершении обгона запрещено пересекать колонну с сопровождением или занимать место в ней (иначе наказание — штраф).
  2. Соблюдению общих положений об обгоне (п.11.1-11.4 ПДД):
    • не совершать обгон, если данный маневр начал выполнять другой участник дорожного движения;
    • не создавать при обгоне помехи дорожному движению;
    • учитывать запрет обгона на пешеходных переходах, перекрестках, железнодорожных путях, под мостами и эстакадами, на опасных поворотах, при повороте налево автомобиля впереди и др.

Несмотря на четкость и недвусмысленность диспозиций приведенных правовых норм, на практике ситуация обгона колонны с сопровождением может интерпретироваться инспекторами ГИБДД по-разному, к чему нужно быть внимательным и готовым.

Размер штрафа за обгон колонны с сопровождением

При несоблюдении правил обгона колонны с сопровождением предусмотрено привлечение к ответственности. Наказание зависит от количества раз их повторения. За совершение данного правонарушения впервые на основании положений статьи 12.15 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее –КоАП РФ), в качестве наказания с виновного взимается административный штраф. Размер штрафа составляет 1500 рублей.

При повторном совершении деяния в наказание суд может лишить водительских прав сроком на один год и наложить штраф, если при совершении обгона колонны с сопровождением велась зафиксировавшая его фото- или видеосъемка. Сумма такого штрафа — 5000 рублей.

Можно ли обжаловать наказание?

Действующее законодательство Российской Федерации дозволяет обжаловать штраф за обгон колонны с сопровождением, как и любой другой вид наказания, в порядке общего судопроизводства об административных правонарушениях: на это имеет право как сам нарушитель, так и его законные представители. Процессуальные нормы регулируют возможность обжалования и не вступивших, и вступивших в законную силу постановлений с взысканием штрафа в качестве наказания.

Касательно не вступивших: государственной пошлиной обжалование наказания (штрафа) не облагается. Заявление об отмене наказания в виде штрафа подается в течение десяти дней с момента вручения нарушителю постановления со штрафом в выдавший его судебный аппарат и рассматривается компетентным органом также в течение десяти дней.

Статья 30.1 КоАП РФ регламентирует подведомственность и подсудность такого рода дел: если постановление с наказанием судебное – обжалование производится в вышестоящем суде, вынесенное коллегиальным органом – в районном суде, должностным лицом – вышестоящим лицом или органом или районным судом.

После окончания рассмотрения спора об объективных фактах происшествия и наказании суд вправе:

  • отказать в удовлетворении жалобы;
  • удовлетворить ее полностью и отменить наказание (штраф);
  • вернуть дело на новое рассмотрение;
  • изменить постановление, не ухудшая статуса нарушителя (не усиливая наказание увеличением штрафа).

Таким образом, поскольку колонна с сопровождением является особым объектом дорожного движения, ее обгон допускается законом только в конкретных строго регламентированных случаях. Неисполнение правил обгона колонны с сопровождением влечет за собой наказание путем применения санкций в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством с сохранением права обжалования.