Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Что даст туристам и турбизнесу Монреальская конвенция

Вчера в России вступила в силу Монреальская конвенция, регламентирующая, в частности, размеры компенсаций авиапассажирам. «Вестник АТОР» вместе с генеральным директором туроператора «Випсервис» Дмитрием Гориным разбирался, на что могут рассчитывать россияне после вступления в силу новых правил.

Напомним, что до настоящего времени Россия «жила» по нормам Варшавской конвенции 1929 года. Нормы Монреальской конвенции 1999 года являются более современными. Авиапассажир страны, ратифицировавшей Монреальскую конвенцию более защищен финансово от утери багажа, задержек и отмен рейсов. Как же изменится российский рынок авиаперевозок с приходом на него правил Монреальской конвенции?

НА КАКИЕ РЕЙСЫ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ МОНРЕАЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ

Действие конвенции распространяется только на международные рейсы и не распространяется на внутренние рейсы. При этом рейс должен выполняться из той страны и в ту страну, которая является участником Монреальской конвенции.

Самое важное: в случае покупки билетов «в одну сторону» из России в страну, не являющуюся участницей конвенции, нормы конвенции не действуют. Зато они работают, если купить билет в обе стороны сразу (например, Москва – Минск – Москва), т.к. пунктом конечного прибытия будет страна-участница Монреальской конвенции. Сейчас в конвенции участвует около 130 стран.

ЗАЩИЩЕНЫ ЛИ НОРМАМИ КОНВЕНЦИИ ПАССАЖИРЫ ЧАРТЕРНЫХ РЕЙСОВ

В документе ничего не говорится о разграничении перевозки на регулярную и чартерную. Поэтому международные чартерные рейсы также являются объектом регулирования норм конвенции. У пассажиров чартерных рейсов точно такие же права, как и у пассажиров регулярных рейсов, а у перевозчиков обеих категорий – одни и те же обязательства перед пассажирами.

Однако нужно понимать, что у чартерной перевозки есть своя специфика. Так, маршрутные квитанции с указанием времени вылета зачастую пассажиры получают только накануне вылета.Поэтому случается, что перевозчик задерживает рейс с формулировкой «перенос времени вылета рейса».

Еще одна особенность – практика показывает, что периодически (несмотря на законодательный запрет) у пассажиров чартерных рейсов на руках при вылете есть только билет в одну сторону. Таким образом, на пассажиров рейса, например, Москва – Бангкок действие Монреальской конвенции распространяться не будет – даже несмотря на то, что впоследствии у туриста на руках будет билет Бангкок – Москва (который также не будет подпадать под нормы Монреальской конвенции, участником которой Таиланд не является).

Генеральный директор туроператора «Випсервис» Дмитрий Горин считает, что, как и регулярные авиакомпании, чартерные будут делать все возможное, чтобы урегулировать претензию пассажира в досудебном порядке, используя все доступные инструменты — предоставляя ему питание, питье, проживание, а иногда и место на рейсе другой авиакомпании.

КАКИЕ КОМПЕНСАЦИИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ МОНРЕАЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ

Документ дает пассажирам российских авиакомпаний право на общемировые стандарты по компенсациям в случае утери авиакомпанией багажа или невозможности выполнения авиаперевозки по вине авиакомпании.

При этом нужно понимать, что компенсации не выплачиваются в случае неисполнения обязательств авиакомпанией из-за метеоусловий, форс-мажора или в силу вопросов безопасности.

НА КАКИЕ МАКСИМАЛЬНЫЕ СУММЫ КОМПЕНСАЦИЙ МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ ПАССАЖИРАМ

В отличие от Варшавской конвенции, Монреальская предусмтривает механизм индексации сумм компенсаций – это происходит каждые пять лет. Сейчас конвенция предусматривает следующие максимальные компенсации:

· 113,100 SDR (специальные права заимствования – СПЗ) (8,8 млн руб.) – в случае гибели пассажира;

· 1,131 SDR (88 тыс. руб.) – в случае повреждения или утраты багажа, вне зависимости от его веса;

· 19 SDR (1,5 тыс. руб.) – за 1 кг поврежденного или утраченного груза;

· 4694 SDR (366 тыс. руб.) – за задержку рейса.

В КАКОМ СЛУЧАЕ МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ

Конвенция защищает авиакомпании от безосновательных притязаний и дает им право защитить свою позицию в суде, представив доказательства невиновности. Компенсации подлежат только обоснованные претензии пассажира.

«Совершенно неверно полагать, что авиакомпания теперь в случае задержки рейса оплатит пассажиру поход в дорогой ресторан и покупку брендовых вещей в случае утери багажа. Все затраты пассажира должны быть подтверждены чеками», — говорит Дмитрий Горин.

В случае задержки рейса чаще всего авиакомпании идут по более простому пути – обеспечивают туристам питье, питание, проживание, минимизируя собственные затраты. У пассажира сохраняется право требовать компенсацию в рамках Монреальской конвенции. Однако для этого, скорее всего (в отсутствии «доброй воли» перевозчика), придется пойти в суд.

Но и судебный иск также не дает гарантии получения максимальной компенсации. Например, мировая практика показывает, что средний размер компенсации при утере багажа составляет 20 долларов за каждый килограмм багажа (т.е. за 25 кг вашего чемодана можно получить в среднем 30 тыс. рублей – а не 88). Но в любом случае, это значительно больше, чем было раньше.

Стоит отметить, что в договоре с пассажиром авиакомпания обязуется предоставить ему перевозку «в разумные сроки». Это еще один довод в пользу позиции авиакомпании в суде.

СТАНУТ ЛИ ПРИЧИНОЙ РОСТА ЦЕН НА АВИАБИЛЕТЫ ВОЗРОСШИЕ СУММЫ КОМПЕНСАЦИЙ

Конвенция действует уже много лет, и практика показывает, что ее ратификация не становится причиной роста цен на авиаперевозку у национальных перевозчиков.

«Перевозчики будут делать все, чтобы минимизировать затраты и исполнять должным образом свои обязательства перед пассажиром», — считает Дмитрий Горин.

В частности, в условиях действия новой конвенции для авиакомпании экономически более целесообразно допустить овербукинг на рейсе – то есть продать билетов больше, чем кресел в самолете. В России это законодательно не разрешено, но де-факто применяется перевозчиками как в нашей стране, так и за рубежом.

Если пассажирам не хватит мест, то перевозчик просто выплачивает ему компенсацию (теперь — вполне существенную) и пересаживает на другой рейс. Для авиакомпании такие действия обходятся дешевле, чем возможные судебные разбирательства. В общемировой практике овербукинг составляет 15% — этот показатель равен среднему проценту «ноу шоу» (не явившихся на рейс). Возможно, с учетом уже имевших место попыток со стороны ряда крупных игроков рынка, не за горами и формальная легализация овербукинга в России.

Знай свои воздушные права

Напомним: в апреле с.г. Россия официально присоединилась к конвенции 1999 года, которую ратифицировали более 120 стран. Для российских авиаперевозчиков Монреальская конвенция должна стать «буквой закона» через шесть месяцев после ратификации.

Что должны теперь знать российские авиапассажиры? И что должны иметь в виду авиаперевозчики? Cамое главное: все компенсационные выплаты в Монреальской конвенции привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют — доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. Курс СПЗ публикуется ежедневно. Так, на 26 августа 1 СПЗ равнялся 83,41 руб.

По сравнению с Варшавской, Монреальская конвенция устанавливает в четыре раза более высокую компенсацию в случае гибели или телесного повреждения пассажира — 113 100 СПЗ (около 8,7 миллиона рублей). До сего времени — не более двух миллионов рублей. При уничтожении, утере, повреждении или задержке при перевозке багажа установлена компенсация в сумме 1031 СПЗ, или 80 тысяч рублей. Существенно возрастет компенсация и за задержку рейса: максимальный размер — в 4694 СПЗ (около 364 тысяч рублей). Но это максимальные компенсации. Минимальные суммы, а также механизмы их получения должны быть прописаны регулятором. В России это министерство транспорта.

Читайте также  Законно ли лишение прав за ксенон

Виталий Бордунов, профессор, эксперт ИКАО:

— Конвенция значительно повышает уровень защиты прав и законных интересов пассажиров, летающих международными рейсами. Недавно инженер английской British Airways отключил бесперебойное питание компьютерного центра авиакомпании, а затем неправильно подключил его обратно. Это стало причиной настоящего хаоса в аэропортах: сбой коснулся нескольких тысяч авиапассажиров. Многие международные рейсы были отменены, что обошлось компании почти в 130 млн фунтов стерлингов, которые она в соответствии с правилами Монреальской конвенции заплатила пассажирам.

Пример для российских авиакомпаний очень поучительный. Пункт 1 ст. 22 конвенции устанавливает пределы компенсации в случае задержки международной воздушной перевозки в сумме 4150 СПЗ — 400 тыс. рублей. Так что задержка может очень дорого обойтись перевозчику. Например, на «Боинге-777» установлено 403 кресла, А320 — 240 кресел, А330 — 300 кресел. Несложно рассчитать риски возмещения вреда пассажирам. Это соответственно 160 миллионов, 80 миллионов рублей и 132 миллиона рублей. Ясно, что такие возмещения по монреальским правилам могут окончательно подорвать финансовое благосостояние перевозчика.

В наше время национальное законодательство в области международных воздушных перевозок к такому взаимодействию с Монреальской конвенцией пока не готово. Хотя ее нормы имеют приоритет над национальными нормами международных авиаперевозок, это отнюдь не означает, что они универсальны и способны регулировать любые правовые проблемы, порождаемые рынком международных авиаперевозок.

Успешному применению Монреальской конвенции во многом могла бы способствовать основательная подготовка к ее применению в российской правовой системе. Казалось бы, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей примат норм международного права над нормами внутригосударственного права в случае их расхождений, открывает нараспашку двери для ее внедрения в правовую систему России. В этих условиях специальный закон мог бы помочь внедрению конвенции и заодно способствовать возникновению правовой культуры единообразного толкования и применения новых правил международных авиаперевозок в российской деловой практике.

Пока процесс ратификации Монреальской конвенции ограничился формальным актом о ратификации, хотя специфика конвенции требует большего. Отсутствие имплементационного закона невольно может способствовать развитию ущербного процесса произвольного и спорного толкования и применения конвенции.

Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор:

— Установленные размеры выплат в этом международном правовом документе определяют только максимум, верхний предел, который теоретически может быть возвращен пассажиру. При этом не следует забывать о том, что бремя доказывания понесенного убытка, ущерба будет лежать на истце. То есть к претензии, которую пассажир отправил перевозчику, должны быть приложены подтверждающие документы: кассовые чеки, квитанции и т.д.

А если авиакомпания после изучения доказательственной базы откажет пассажиру частично или полностью? Что делать пассажиру? Остается одно — обратиться в суд.

Надо сказать, что российские суды не всегда охотно применяют международные правовые акты прямого действия. Мне известно лишь несколько таких случаев. Как-то раз удалось убедить суд и получить решение на основе документа ИКАО. Но, поверьте, это было очень сложно. Между тем в Интернете уже появилась реклама неких «юридических» фирм, которые уверяют: мол, абсолютно за любую задержку рейса они запросто могут получить по «монреальским» правилам от перевозчика компенсацию 600 евро. Знайте: конвенцией это вообще не предусмотрено!

Упреждение и устранение рисков при международных авиаперевозках — новая важная задача, к решению которой должны активно подключиться сами российские перевозчики. Новому прочтению подлежат страховые договоры — авиакомпаниям полезно обновить соглашения по аутсорсингу услуг и надо специально оговорить случаи задержек рейсов по вине аэропорта. Отдельная тема — усовершенствование системы оповещения пассажиров о возможных случаях, ведущих к отмене/задержке рейсов.

Представим, что пассажир купил билет у российского перевозчика с пересадкой в иностранном аэропорту. А там — забастовка персонала, рейс задержан. Разумеется, пассажиры предъявят иск юридическому лицу, которое заключило с ним договор перевозки. Что делать нашему перевозчику? Подать регрессный иск? Переложить бремя ответственности на страховую компанию? Признать факт забастовки форс-мажором.

Да, авиапассажир будет теперь защищен лучше. Но юристам авиакомпаний неплохо бы разобраться с судебной практикой континентального и англо-саксонского права по разрешению споров в сфере международных авиаперевозок. В свое время применению Варшавской конвенции очень помогали «Правила международных воздушных перевозок». Этим опытом полезно воспользоваться и в случае с Монреальской конвенцией.

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия с мужем Владимиром. Летели на Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров их самолет столкнулся с бомбардировщиком Tу-16.

Лариса спала, когда почувствовала сильный удар. И вжалась в кресло. Восемь минут она падала с высоты 5200 метров на обломке самолета 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Единственная из 38 человек, кто уцелел. Врачи констатировали у нее сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы.

Тогда писали, что компенсация родным погибших составила 300 рублей. Лариса получила. 75 рублей.

Она дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба.

По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.

15 января 2009 года лайнер А320-214 столкнулся со стаей птиц. Экипажу удалось посадить машину с отказавшими двигателями на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили.

Россия в Монреале: на какие компенсации смогут рассчитывать авиапассажиры

​Во вторник, 4 апреля, президент России Владимир Путин подписал закон об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, предусмотренной присоединением России к Монреальской конвенции. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Россия присоединится к конвенции с оговоркой о ее нераспространении на международные некоммерческие воздушные перевозки и перевозку лиц, груза и багажа, осуществляемую для военных целей.

Тем не менее многое изменится как для пассажиров, так и для авиакомпаний. «Конвенция устанавливает максимальный размер ответственности перевозчика за вред жизни или здоровью пассажира, а также за убытки, вызванные задержкой рейса или утратой багажа», — приводит слова заместителя генерального директора по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлота» Владимира Александрова пресс-служба авиакомпании.

Как отмечает генеральный директор HEADS Consulting Александр Базыкин​, речь идет только о международных рейсах, внутренние рейсы будут регулироваться действующим российским законодательством.

По статистике Росавиации, за 2016 год через отечественные аэропорты перевезены 159,6 млн пассажиров, международными рейсами воспользовались 46,4 млн человек — 29% от всего пассажиропотока по стране, приводит данные пресс-служба «Аэрофлота». «Таким образом, преимуществами конвенции смогут воспользоваться не более трети всех авиапассажиров в России», — резюмирует Александров.

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика за причиненный клиентам вред во время полета. Компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ: корзина из иены, евро, доллара и фунта стерлингов, курс на 4 апреля — 78 руб.).

Читайте также  Какой срок действия медсправки на водительское удостоверение в 2020 году

В случае потери, повреждения и опоздания багажа, согласно Монреальской конвенции, полагается компенсация до 1131 СПЗ, или около 90,5 тыс. руб. Сейчас размер компенсации определяется ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не может превышать 600 руб. за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если цена не может быть точно установлена.

За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, каждому пассажиру положена компенсация до 4694 СПЗ, или почти 380 тыс. руб. Сейчас ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% МРОТ (1875 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

В случае гибели пассажира, как гласит конвенция, размер компенсации может составлять до 113 100 СПЗ, или около 9 млн руб. Сейчас эта норма регламентируется п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса. Максимальная сумма — 2 млн руб.

Наконец, пассажиры получат возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику. Если это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира.

Что изменится для перевозчиков

Определенные изменения коснутся и перевозчиков. Вводятся гарантии для авиакомпаний по их освобождению от ответственности в размере, превышающем 100 тыс. СПЗ, если перевозчик докажет, что вред причинен не по его вине.

Изменяется период, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный пассажиру и/или его багажу. Сегодня этот период длится с момента прохождения предполетного досмотра и до момента, когда пассажир под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром, уточняется в сообщении Министерства транспорта. В новой редакции этот период ограничен нахождением на борту воздушного судна, а также посадкой и высадкой.

Кроме того, предусматривается возможность оформления электронного документа для грузовых перевозок. В настоящее время опция действует только для пассажирских перевозок (e-ticket), что позволяет авиакомпаниям ежегодно экономить сотни миллионов рублей. В случае с грузоперевозками суммы экономии будут еще выше, следует из сообщения Министерства транспорта.

По словам юриста адвокатского бюро А2 Екатерины Ващилко, нормы Монреальской конвенции не предполагают изменения российского законодательства, а становятся его составной частью. «Вероятнее всего, увеличение ответственности перевозчика увеличит и стоимость услуг», — добавляет она.

«Аэрофлот», крупнейший российский авиаперевозчик, подчеркивает: чтобы получить желаемую компенсацию, пассажиру потребуется в каждом случае доказывать размер своих убытков, в том числе в судебном порядке.

Представители S7 и UTair не ответили на запросы РБК.

Александр Базыкин отмечает, что присоединение к конвенции — позитивная новость для россиян: права пассажиров на компенсацию за вовремя не реализованные рейсы и утерянный багаж будут защищены лучше. Вместе с тем не стоит рассчитывать на максимальные компенсации, добавляет директор AirHelp по Восточной Европе Евгений Лонский. «Страны самостоятельно принимают регламенты и формируют судебную практику, которые по факту уменьшают максимальные суммы выплат», — поясняет он, уточняя, что многое будет зависеть от практики рассмотрения пассажирских исков.

«Присоединение к конвенции заставит авиакомпании более организованно подходить к организации полетов, — говорит Базыкин. — Задержки рейсов, которые случаются чаще, чем потеря багажа, должны в итоге сократиться, так как проще организовать работу внутри компании, чем выплачивать каждому пассажиру до 380 тыс. руб.».

По мнению аналитика «Алора» Кирилла Яковенко, скорого роста качества услуг авиаперевозчиков ждать не приходится. «В случае если компенсации пассажирам в результате задержки рейсов будут достигать прописанных в конвенции уровней, бизнес авиаперевозчиков с учетом высокого числа нарушений компаниями расписания окажется за гранью рентабельности», — говорит он. По мнению эксперта, в этом случае у авиаперевозчиков не будет иного пути, кроме как закладывать риски финансовых потерь в стоимость билетов. В результате это может привести к их подорожанию на 25–30% в короткие сроки.

Долгий путь к Монреалю

Россия является участницей Варшавской конвенции 1929 года. Монреальская конвенция 1999 года представляет собой расширенный вариант этого соглашения, учитывающий изменения, связанные с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации.

В марте 2016 года, как писал «Коммерсантъ», Минтранс рассчитывал, что Россия ратифицирует Монреальскую конвенцию летом 2016 года. 2 ноября 2016 года правительственная комиссия одобрила законопроекты о присоединении России к Монреальской конвенции.

24 марта 2017 года соответствующий закон был принят Госдумой, 29 марта — одобрен Советом Федерации.

Монреальская конвенция о воздушных перевозках (1999) в России. Обзор

Подписание Владимиром Путиным указа об адаптации Воздушного кодекса России к нормам Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках (1999) ознаменовало наступление новой эры для пассажиров и перевозчиков. Об основных новшествах пойдет речь в настоящем обзоре.

Сфера применения Монреальской конвенции

Действие завизированного президентом документа распространяется исключительно на международные рейсы. Регулирование взаимоотношений между перевозчиками и их клиентами на внутренних линиях будет осуществляться по старым правилам, прописанным в Варшавской конвенции 1929 года.

Важно: при покупке билета из РФ в не присоединившееся к Монреальскому договору государство (например, в Беларусь) нормы данного документа действовать не будут. В случае же приобретения билетов туда-обратно, отношения между заказчиком и поставщиком авиационных услуг будут регулироваться по новым правилам, поскольку конечный пункт назначения будет расположен в стране, ратифицировавшей обсуждаемый документ.

Участники Монреальской конвенции

На текущий момент число присоединившихся к Монреальскому договору государств приближается к 130-и. Среди участников Соединенные Штаты, Евросоюз и все входящие в него европейские страны, Канада, Мексика, Япония, а также множество других стран. Россия ратифицировала Конвенцию 1999 года в апреле 2017 года.

Нормы Монреальской конвенции применительно к чартерным рейсам

Пассажиры нерегулярных рейсов получают такую же защиту, как и пассажиры обслуживаемых на регулярной основе направлений.

При этом зачастую пассажиры т.н. «курортных чартеров» имеют на руках билет в одну сторону, несмотря на то, что данная практика запрещена законом. В этом случае, если конечный пункт назначения расположен в Таиланде и любой другой не ратифицировавшей Монреальскую конвенцию стране, предусмотренные в документе нормы ответственности перевозчика действовать не будут. При рейсе же из Таиланда в Москву пассажиры будут защищены в соответствии с конвенцией.

По мнению экспертов, угроза попасть под прописанные в Монреальском договоре колоссальные штрафы заставит авиакомпании делать всё возможное для урегулирования спорных ситуаций в досудебном порядке.

Предусмотренная Монреальской конвенцией ответственность авиакомпаний

Срыв графика полетов, отмена рейса, утеря/повреждение багажа и гибель пассажира влетят перевозчикам в «копеечку», размер которой будет достигать 6- и 7-значных цифр в рублевом исчислении.

При этом компаниям удастся избежать ответственности в случае сбоя в расписании по причине обстоятельств непреодолимой силы (погодных катаклизмов, забастовок, войн, переворотов, терактов и иных форс-мажоров).

Предельные суммы компенсаций для пассажиров

Индексация возмещений по правилам Монреальского договора осуществляется раз в пятилетку. «Валютой» выплат является СПЗ («специальные права заимствования», англ. SDR). Действующие ныне правила обязывают авиакомпании выплачивать компенсации в размере:

  • 113 100 СПЗ (Ք8,8 млн) – за гибель пассажира во время полета;
  • 4 694 СПЗ (Ք366 тыс.) – компенсация за задержку рейса;
  • 1 131 СПЗ (Ք88 тыс.) – за утрату/повреждение багажа без «привязки» к весу;
  • 19 СПЗ (Ք1,5 тыс.) – за каждое кило утраченного/поврежденного груза.
Читайте также  Автокредитование с обратным выкупом

Основания для выплаты максимально возможной компенсации

Монреальский договор защищает перевозчиков от безосновательных претензий путем предоставления права доказывания своей невиновности в инкриминируемых нарушениях в суде. Это значит, что претендовать на прописанные в документе возмещения смогут исключительно пассажиры, способные убедить служителей Фемиды в совершенном авиакомпанией нарушении.

Судебная практика в других странах действия Монреальской конвенции демонстрирует, что случаи выплаты максимальных компенсаций крайне редки. Средняя сумма возмещения за потерянный перевозчиком регистрируемый багаж, в частности, составляет $20 за кило (т.е. за рюкзак весом 25 кг пассажир получает порядка Ք30 тыс., тогда как граничная планка ответственности установлена на уровне Ք88 тыс.)

Для минимизации претензий допустившие сбой в расписании авиакомпании обеспечивают пассажиров задержанных более чем на 2 часа рейсов питанием и напитками, а при более длительных сбоях – койками в отелях. Кроме того, перевозчики прописывают в договоре пункт о доставке пассажира в пункт назначения в (цитата) «разумные сроки». Данный довод является достаточно весомым для защиты позиции авиапредприятия в суде.

Отразится ли ратификация Россией Монреальской конвенции на стоимости билетов

В присоединившихся к документу зарубежных странах удорожания перелетов зафиксировано не было. Как будет обстоять дело в российских реалиях – покажет время.

Столкнулись с отменой рейса из-за коронавируса и авиакомпания вместо денег предлагает ваучер или отсрочку? Поможем вернуть деньги за билет!

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50 процентов от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей.

Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Принятие законопроектов позволит внедрить в российское законодательство установленный Монреальской конвенцией правовой режим международных воздушных перевозок и обеспечить конкурентоспособные условия для авиаперевозчиков и потребителей их услуг. В соответствии с Монреальской конвенцией в международных воздушных перевозках внедрены электронные средства записи, хранения и обработки перевозочных документов. Нормы Воздушного кодекса приводятся в соответствие с Монреальской конвенцией. В частности, временные рамки воздушной перевозки пассажира определяются как период его нахождения на борту воздушного судна, а также период посадки на борт воздушного судна и период высадки с борта воздушного судна. Уточняются сроки предъявления к перевозчику претензий и требований о возмещении вреда в случаях повреждения (порчи, утраты) багажа, груза, почты.

Проекты федеральных законов «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года» (далее – законопроект 2) подготовлены МИДом и Минтрансом России в соответствии с государственной программой «Развитие транспортной системы» (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №319).

В международной гражданской авиации применяются два правовых режима международных воздушных перевозок.

Первый режим установлен системой актов, основанных на положениях Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, принятой в Варшаве 12 октября 1929 года, получивших название Варшавской системы. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником Варшавской системы.

Второй режим установлен Конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года (далее – Монреальская конвенция). Монреальская конвенция представляет собой пересмотренный вариант документов Варшавской системы, учитывающий все изменения, связанные с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации, и реализованный в одном международном договоре.

На основании норм Монреальской конвенции в международных воздушных перевозках внедрены электронные средства записи, хранения и обработки перевозочных документов. По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта, применение электронного документооборота привело к суммарной экономии в мировой отрасли грузовых авиаперевозок до 5 млрд долларов США ежегодно.

В настоящее время участниками Монреальской конвенции являются более 130 государств.

Монреальская конвенция расширяет объём и размер ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причинённый при выполнении воздушных перевозок.

Для создания правовых оснований, позволяющих использовать преимущества современных средств электронного сопровождения воздушных перевозок законопроектом 1 предусмотрено присоединение России к Монреальской конвенции с рядом оговорок.

Присоединение России к Монреальской конвенции потребует внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс). Такие изменения предусмотрены законопроектом 2.

Согласно Монреальской конвенции вместо бумажной авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке. В связи с этим в международных воздушных перевозках внедрены электронные средства записи, хранения и обработки перевозочных документов. При использовании таких средств перевозчик по просьбе отправителя выдаёт ему квитанцию на груз, позволяющую опознать груз и получить доступ к электронной информации о грузе.

Положения Кодекса позволяют оформлять в электронной форме только документы, используемые при перевозках пассажиров (билеты, багажные квитанции). В статью 105 Кодекса вносятся изменения, позволяющие оформлять в форме электронного перевозочного документа грузовые и почтовые накладные, другие документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке грузов и почты.

Для обеспечения реализации статьи 17 Монреальской конвенции, согласно которой перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке пассажира с воздушного судна, в пункт 2 статьи 117 Кодекса вносятся изменения, определяющие временные рамки воздушной перевозки пассажира как период нахождения пассажира на борту воздушного судна, а также период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна.

Изменениями в статью 127 Кодекса сроки предъявления к перевозчику претензий и требований о возмещении вреда в случаях повреждения (порчи, утраты) багажа, груза, почты приводятся в соответствие с положениями статей 13, 17 и 31 Монреальской конвенции.

Изменения в статью 128 Кодекса обеспечат применение норм Монреальской конвенции в части регулирования вопросов исчисления сроков исковой давности.

Принятие законопроектов позволит внедрить в российское законодательство установленный Конвенцией правовой режим международных воздушных перевозок и обеспечить конкурентоспособные условия для авиаперевозчиков и потребителей их услуг.

Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.