Мокрый лизинг транспортных средств

«Мокрый» и «чистый» лизинг, лизинг-леверидж и другие актуальные понятия

Омский деловой портал Bank.Infomsk.ru (информационное агентство «Деловой Омск») запустил серию информационных публикаций по актуальным вопросам, связанным с функционированием механизма лизинга. В частности, на днях вышли материалы, посвященные оперативному лизингу , понятиям «мокрого» и «чистого» лизинга , финансовому и леверидж-лизингу , а также рискам лизинга .

Оперативный лизинг

Данный вид лизинга применяется только при небольших сроках аренды оборудования, во время которого продолжительность жизненного цикла изделия намного больше, больше чем контрактный срок аренды.

При оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды, поэтому оно вполне может быть опять сдано в аренду или же возвращено арендодателю. Как показывает практика, сделки оперативного лизинга не превышают трехгодичного периода.

Арендатор в этих сделках сохраняет за собой право аннулировать контракт, предварительно уведомив арендодателя. Данная форма лизинга предусматривает большую ответственность арендатора за сохранность объекта аренды. При этом арендатор берет на себя обязательство самостоятельно заключать контракты с фирмой-поставщиком на ремонт и техническое обслуживание оборудования.

Финансовый лизинг часто сравнивают с долгосрочным финансированием капитальных вложений, в то время, как при оперативном лизинге арендные платежи сравниваются с текущими оперативными расходами. Формирование и развитие данного вида лизинга становится возможным с появлением вторичного рынка лизингуемого оборудования, так как у арендодателя появляется проблема реализации имущества, когда оканчивается срок лизинга.

Признаки оперативного лизинга

Для оперативного лизинга характерны следующие признаки:

1. Срок договора лизинга намного меньше, чем нормативный срок службы имущества, поэтому лизингодатель не рассчитывает возместить стоимость имущества за счет поступлений всего лишь от одного договора.

2. Имущество в лизинг может сдаваться много раз.

3. В лизинг сдается имущество, которое имеется в лизинговой компании, а не приобретаемое по заявке лизингополучателя. Когда лизинговая компания приобретает имущество, она еще не знает его конкретного пользователя. Именно поэтому лизинговые компании, которые специализируются на оперативном лизинге, должны очень хорошо знать конъюнктуру рынка лизингового имущества — причем, как нового, так и б/у.

4. Все обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию — на лизинговой компании.

5. Лизингополучатель легко может расторгнуть договор, если вдруг имущество окажется в состоянии, которое непригодно для использования.

6. Все риски, касающиеся случайной гибели, утраты или порчи лизингового имущества лежит на лизингодателе.

7. Размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге немного выше, чем при финансовом лизинге, так как лизингодатель учитывает дополнительные риски, которые связаны с отсутствием клиентов для повторной сдачи имущества, а также возможной порчей или гибелью имущества.

8. После окончания срока договора все имущество возвращается обратно к лизингодателю.

Кстати, при желании лизингополучатель может продлить договор на новых условиях и даже приобрести имущество в собственность.

«Мокрый» и «чистый» лизинг

Лизинг разделяют на «чистый» и «мокрый» по объему обслуживания передаваемого имущества.

«Мокрый лизинг» (дословно wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, куда входит также его ремонт, страхование и ряд других операций, за которые несет ответственность в первую очередь лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может также взвалить на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и так далее.

Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и пр. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, который включает дополнительные обязательства» — это и есть wet leasing. Предмет такого вида лизинга — это, в основном, сложное специализированное оборудование. «Мокрый лизинг» чаще всего используют изготовители этого оборудования или различные оптовые организации. Финансовые учреждения и банки очень редко обращаются к этому виду лизинга, так как в их компетенцию не входит содержание необходимой технической базы.

Но так как лизинговые компании не очень часто согласны обеспечивать качественное техническое обслуживание объектов лизинга, поэтому наиболее распространенным видом лизинга является «чистый». «Чистый лизинг» (дословно — net leasing) — это такие отношения, когда все обслуживание имущества берет на себя непосредственно лизингополучатель. Именно поэтому в конкретно этом случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

Кстати, в отношениях «чистого лизинга» в основном принимают участие банки, страховые компании или какие-то другие финансовые организации, которые занимаются лизинговым бизнесом.

Финансовый лизинг и леверидж

Лизинговые сделки данного этого типа — это операции, которые подразумевают специальное приобретение имущества в собственность, а затем последующая его сдача во временное владение и пользование на срок, который приближается по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.

Основные признаки, которые характеризуют финансовый лизинг:

1. Лизингодатель намерено приобретает имущество для сдачи его в лизинг, а не для собственного пользования

2. Пользователю принадлежит право выбора имущества, а также его продавца;

3. Продавец данного имущества знает — имущество специально приобретается для того, чтобы сдавать его в лизинг;

4. Имущество поставляется пользователю непосредственно и принимается им же в эксплуатацию;

5. Все претензии по качеству имущества, а также его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества.

6. Риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю только после подписания им акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.

В принципе классический финансовый лизинг — это трехсторонний характер, включающий в себя взаимоотношения и возмещения полной стоимости имущества. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика все необходимое оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю, возмещая при этом свои финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.

Леверидж (кредитный, паевой или раздельный) лизинг

Этот вид лизинга самый сложный, так как он подразумевает дополнительное привлечение средств и связан с многоканальным финансированием. Он используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.

Отличительная черта левериджа в том, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только какую-то его часть. При этом остальную сумму он берет в кредит у одного или нескольких кредиторов. Но при этом лизинговая компания так и продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, рассчитанными из полной стоимости имущества.

Еще одна особенностью этого вида лизинга — лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, то есть, они не характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Например, кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Именно поэтому лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.

То есть, главный риск по сделке несут только кредиторы, выдававшие ссуду: банк, страховая компания, инвестиционный фонд или другие финучреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок построены именно на основе леверидж-лизинга.

Проблематика и риски лизинга

Необходимость работы в области управления имуществом и перепродажи имущества, вернувшегося к лизингодателю, часто вызывают проблемы. Нередко лизингодатель вынужден сдавать лизингуемое оборудование во временное пользование по несколько раз, поэтому для него и возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него.

Риски лизинга

Нередко риски связаны с управлением имуществом. При этом проблема состоит не в том, что делать с имуществом по окончании срока лизинга, наоборот, при оперативной аренде срок договора редко бывает соизмерим со сроком «жизни» имущества. При этом рост рынка оперативной аренды вызван в первую очередь тем, что арендодатели ищут новых возможностей в области внебалансового финансирования, а также защиты против рисков, связанных, прежде всего, с остаточной стоимостью и уменьшением периодических платежей.

Арендодатели, нередко под давлением конкуренции вынуждены рассчитывать объемы платежей на базе прибыли после налогообложения и переносить налоговые льготы владения имуществом на арендатора в форме уменьшения лизинговых платежей. Часто имущество, которое сдается в оперативную аренду, имеет самое разнообразное направление: начиная от автомобилей, заканчивая компьютерами.

В том случае, если предмет оперативного лизинга возвращается арендодателем, то этот предмет, когда он опять передается в аренду, будет уже являться предметом текущей аренды. Причем, происходит превращение лизинговых отношений в отношения по поводу текущей аренды.

Лизинг-помощь

Часто в продажах представляет собой осуществление сбыта имущества при использовании лизинга на основании специального соглашения, которое заключается между поставщиком имущества и лизинговой компанией.

Данные соглашения имеют различные формы. К примеру, в простейшем случае название лизинговой компании, ее адрес, телефон, а также основные условия лизинга указываются в рекламных материалах поставщика, при этом все вопросы по лизингу имущества с потенциальным пользователем непосредственно решает лизинговая компания.

Чаще всего соглашение между поставщиком и лизинговой компанией предусматривает иную возможность заключения самим поставщиком от лица лизинговой компании лизингового договора. В соглашении между поставщиком и лизинговой компанией есть пункт, согласно которому предусмотрено, что в случае банкротства лизингополучателя поставщик обязан выкупить имущество у лизинговой компании.

Сублизинг

Очень часто о лизинг осуществляется не на прямую, а через посредника. То есть, основной лизингодатель, который через посредника — в основном, лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю.

Причем в этом случае в договоре предусматривается тот факт, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Такие сделки получили название «сублизинг».

Мокрый лизинг

Местный
  • 10 Дек 2015
  • #1
  • Lukas

    Старожил
    • 10 Дек 2015
  • #2
  • Fyodor

    Летающий фотограф
    • 11 Дек 2015
  • #3
  • Моя статья в 159 номере АТО. К сожалению ссылка не работает, так что кладу сюда:

    Институт «мокрого» лизинга является одним из распространённых инструментов в мире, однако в России он институционально не закреплён и авиакомпаниям приходится прибегать к различным схемам, для того что бы восполнить этот пробел, а часть его полезных функций в принципе не может быть реализована. Решение вопроса упирается в позицию Росавиации и недостаток усилий со стороны самих участников рынка.

    В условиях текущего кризиса важным элементом управления рисками для авиакомпаний является политика в области лизинга авиационной техники. Снижение спроса и рост стоимости владения воздушными судами вынуждает авиакомпании прибегать к различным мерам, в том числе и радикальному сокращению флота. Так, за истекший год суммарное выбытие парка ГА РФ превысило 110 ВС. Вместе с тем, пространство для манёвра авиакомпаний сильно ограничено, в том числе и институциональными рамками, а во множестве случаев де-факто определяется частными договорённостями перевозчиков с лизингодателями, которые готовы пойти навстречу клиентам.

    Однако даже при самом большом благорасположении контрагентов, экстренные меры, предпринимаемые российскими перевозчиками, всё равно наносят немалый урон репутации авиакомпаний. Снижение объёмов операционной деятельности в авиатранспортной индустрии оказывает так же существенные отрицательное влияние на макроэкономические показатели и налогооблагаемую базу. При этом частично ограничить негативный эффект можно за счёт внедрения в России практики «мокрого» лизинга.

    «Мокрый» лизинг или аренда воздушного судна с экипажем, является разновидностью лизинга операционного. Его базовый принцип – ACMI (Aircraft, Crew, Maintenance, Insurance) – возможность эксплуатации самолета одной авиакомпании под кодом и в коммерческих интересах другой. При такой схеме авиакомпания «донор» является лизингодателем, однако сохраняет за самолётом собственные экипажи, несёт всю полноту ответственности за техническое обслуживание самолёта, а так же оплачивает страховку. На компанию «реципиента» ложиться коммерческая составляющая перевозки.

    Данная практика распространена в мире и является выгодной, в т.ч. за счет снятия эффекта сезонности. Например, при падении спроса в зимний период в Европе, самолёты эксплуатируются в интересах местных авиакомпаний в южных широтах, где в это время как раз имеет место высокий сезон.

    В целом ключевые преимущества от реализации принципа «мокрого» лизинга можно представить следующим образом:

    üУпрощение процедуры обмена ВС в рамках групп авиакомпаний

    üВозможность восполнить дефицит флота в случае резкого роста спроса

    üВозможность избавления от избыточного флота без сокращения экипажей, утраты права собственности, разрыва имеющихся лизинговых контрактов;

    Вопрос мобильного перемещения судов в рамках групп авиакомпаний до недавнего времени был и остаётся наиболее практичным с точки зрения нужд российских авиаперевозчиков. Данный вопрос очевидно актуален для Аэрофлота, С7 и ЮТэйр, так как в настоящий момент авиакомпаниям с единым коммерческим управлением приходится выполнять все требования, положенные по код-шеринговым соглашениям. Переход к практике «мокрого» лизинга позволил бы повысить гибкость и эффективность деятельности перевозчиков за счёт оперативной реакции на изменение локального спроса в рамках группы авиакомпаний, а так же снижения транзакционных издержек внутри группы.

    Второй аспект был весьма актуален в предыдущие годы, когда на фоне «взрывного» роста, российские перевозчики сталкивались с дефицитом парка и персонала. Возможность привлекать к работе самолёты с экипажами могла бы снять нагрузку на компании в моменты пиковых нагрузок. Следует обратить внимание на то, что пики роста не могут является ориентиром для долгосрочной деятельности предприятий. Попытка восполнить возникший краткосрочный дефицит резко увеличивая ёмкости и кадровый резерв неизбежно приведут к последующим избытку мощностей и безработице. Строго говоря, именно это мы и наблюдаем в настоящий момент. Повышение мобильности авиакомпаний в возможности краткосрочного наращивания парка позволило бы снизить риски негативных последствий периодов «после роста».

    Третий аспект приобрёл актуальность в связи с возникшей рецессией в области авиаперевозок. Возможность передачи избыточного флота в «мокрый» лизинг помогла бы решить целый спектр стоящих перед перевозчиками и лизингодателями проблем, в том числе:

    — сохранение флота, экипажей и части обслуживающего персонала авиакомпании в случае резкого снижения уровня спрос;

    — снижение транзакционных издержек лизингодателя, в силу того что не происходит расторжение договоров и продолжается поступление средств по договору;

    — сохранение репутации авиакомпании, как надёжного партнёра;

    — сохранение налогооблагаемой базы, т.к. авиакомпания продолжает извлекать прибыль от эксплуатации ВС, поддерживать ФОТ и перечислять соответствующие налоги в бюджет.

    На последний пункт следует обратить особое внимание, так как в условиях кризиса и сокращения поступлений в бюджет, вопросы сохранения налогооблагаемой базы становятся приоритетными для государственной политики. Очевидно, что меры, направленные на сохранение налогового источника должны вызывать поддержку на самом высоком уровне. На сегодня мы имеем существенное падение налоговых доходов от авиационной деятельности. Размер суммы, которую можно было бы сохранить при реализации принципа «мокрого» лизинга требует дополнительных расчётов, однако уже очевидно, что порядок её определяется миллиардами рублей.

    При очевидных преимуществах и общем выигрыше для всех участвующих сторон, вопрос, однако, упирается в негативную позицию регулятора в лице Росавиации, полагающей введение института «мокрого» лизинга нецелесообразным.

    В качестве основных опасений ФАВТ называет снижение уровня безопасности полётов. Аргументом регулятора выступает случай с катастрофой самолёта Аэрофлот-Норд (дочернее предприятие Аэрофлота) в Перми, а так же позиция ИКАО, якобы указывающая на «проблемы в сфере безопасности «мокрого» лизинга» и его «единичный характер». Кроме того, чиновники ссылаются на то обстоятельство, что возможность использования иностранных ВС определено межправсоглашениями и почти исключает использования схемы «мокрого лизинга».

    Отвечая на первый аргумент следует отметить, что разбившийся в Перми самолёт эксплуатировался строго в рамках существующего правого поля, регламентированного собственно регулятором. Юридически о применении схемы аренды ВС с экипажем речи не шло и данная аргументация не только не представляется корректной, но и оставляет вопрос – если Росавиация считает, что данная катастрофа является следствием действия существующего порядка код-шеринговых соглашений между авиакомпаниями, то кто тогда несёт за это ответственность?

    В части позиции ИКАО, действительно Руководство по регулированию международного воздушного транспорта (ICAO, Doc 9626) оговаривает вопросы аренды ВС с экипажем, как одного из основных видов лизинга, но никак не единичной практики. В это же время указание на потенциальные угрозы безопасности ICAO относит к вопросу операционного лизинга в целом. При этом в документе ICAO прямо указывается, что с учётом тенденций либерализации в сфере авиатранспорта, объёмы оперлизинга будут возрастать и следует это учитывать при разработке требований. То есть национальным регуляторам рекомендуется адаптироваться к новой реальности, а не бороться с ней.
    В части собственно «мокрого» лизинга Doc 9626 приводит примеры ограничений, например в США. Однако эти ограничения касаются привлечением зарубежных экипажей, а не модели в целом. Причём тот же документ определяет основную причину ограничений: «в международных авиаперевозках, государства … подходят к вопросу разрешения/отказа в разрешении на использование арендованных воздушных судов, в основном, исходя из того, что они используются иностранными авиаперевозчиками». Т.е. речь в данном случае идёт не столько об обеспечении безопасности полётов, сколько о закрытии рынков. С отменой запрета на использование иностранных пилотов в ГА РФ данные ограничения для развития «мокрого» лизинга в России выглядят устранёнными.

    В части межправсоглашений, с учётом вероятности внесения изменений в действующее законодательство, перед регулятором стоит очевидная задача постепенной адаптации данных соглашений к новым реалиям. А где действующие соглашения не препятствуют имеющейся практике – авиакомпании смогут реализовывать свои возможности уже сейчас. Равно как и с более простым случаем «мокрого» лизинга внутри страны.

    Вызывает сожаление, что при том, что позиция Росавиации не выглядит в полной мере обоснованной, в ней явно игнорируются экономические интересы отрасли и государства. Однако следует бросить «камень в огород» самих авиакомпаний. В части защиты своих интересов опять приходится говорить о разобщённости действий участников рынка, отсутствии аргументированной позиции в продвижении своих интересов. Следует учитывать, что при том, что Минтрансом РФ за прошедшие годы были устранены многие из стоящих перед отраслью проблем, инициатива в области реформ, в том числе с предложением готовых проработанных предложений может и должна (разумеется, если они в чём-то заинтересованы) исходить от участников рынка. Мяч снова на их стороне и от того, как они им воспользуются, зависят перспективы реализации как «мокрого» лизинга, так и других полезных и нужных инициатив.

    Мокрый лизинг: нюансы программы покупки транспортных средств

    Лизинг – возможность приобретения транспортного средства при недостаточности имеющегося капитала. Под лизинговым соглашением подразумевают приобретение и передачу в пользование транспортного средства на оговорённый срок.

    Объект лизинга по истечении указанного периода переходит в собственность лизингополучателя по минимальной, или остаточной, стоимости. Одной из разновидностей подобных программ является мокрый лизинг, обладающий своими нюансами и особенностями.

    Что такое мокрый лизинг

    Лизинг – финансовые отношения между лизингодателем, приобретающим по запросу определённый вид транспорта или спецтехники и передающим его в пользование лизингополучателю, за что последний обязан ежемесячно вносить на счёт лизингодателя определённые суммы.

    Предмет лизинга может быть отражён на балансе лизингодателя или лизингополучателя в зависимости от условий лизингового договора.

    Существенными условиями договора являются:

    • Необходимость добровольного страхования транспортного средства с целью сохранности предмета лизинга;
    • Необходимость регулярного обслуживания автомобиля;
    • Проведение технического ремонта и прочее.

    Лизинговый договор регулирует порядок передачи в собственность и возврат транспортного средства, ставшего предметом лизинга по истечении срока действия договора.

    Упомянутая выше схема лизинговых отношений наиболее распространена и считается чистым лизингом.

    Мокрый лизинг отличается от чистого, или сухого, лизинга следующими аспектами:

    • Объектом лизинга. В сделках такого типа фигурируют дорогостоящие и сложные в управлении автомобили, самолёты и специализированная техника;
    • Сроками договора. Договор о мокром лизинге заключается на продолжительный срок – более 5-7 лет – и может продлеваться вплоть до срока полезного использования транспортного средства;
    • Внесением объекта лизинга на баланс лизингодателя;
    • Наличием дополнительных опций.

    Под дополнительными опциями подразумевают расходы, возлагаемые на лизингодателя и включающие траты на:

    • Регистрацию и перерегистрацию транспортного средства;
    • Обслуживание по гарантии;
    • Плановые и внеплановые ремонты;
    • Страхование;
    • Подготовку квалифицированного персонала для использования транспортного средства;
    • На приобретение сырья, запасных частей и прочих расходных материалов.

    Предмет лизинга по окончании срока действия лизингового договора возвращается лизингодателю либо списывается ввиду невозможности его дальнейшего использования.

    Где используется мокрый лизинг

    К мокрому лизингу преимущественно прибегают при заключении сделок с производителями или оптовыми поставщиками транспортных средств. Финансовые организации и банки не могут заключать сделки на подобных условиях, поскольку на них наложены ограничения по роду деятельности и допустимым денежным вложениям.

    Предметами мокрого лизинга выступают:

    • Сложная строительная или дорожная техника;
    • Морские суда;
    • Воздушные суда;
    • Сложное производственное оборудование.

    Учитывая перечисленные нюансы, сторонами сделки мокрого лизинга являются только крупные предприятия и организации, то есть юридические лица.

    Преимущества и недостатки

    Мокрый лизинг о определённых нюансах выгоден как лизингодателю, так и лизингополучателю.

    Для лизингодателя преимущества кроются в следующем:

    • Безопасность сделки. Предмет лизинга остаётся собственностью лизингодателя до выплаты его стоимости с учётом размера удержания – процентной ставки, определённой лизингодателем;
    • Согласованность расходов и доходов компании. Лизинговые платежи устанавливаются договором до передачи предмета лизинга во временное пользование, что позволяет перераспределить собственные средства и добиться максимального показателя прибыли;
    • Долгосрочность. Лизинговое соглашение заключается на длительный срок: до 5 лет – сухой лизинг и свыше 5 лет – мокрый лизинг;
    • Наличие налоговых льгот. Сторона лизингового соглашения, на балансе которой отражено лизинговое имущество, вправе получить льготы на налог на прибыль, налог на имущество и возврат НДС, взимаемый с лизинговых платежей.

    При этом у мокрого лизинга есть свои недостатки:

    • Необходимость дополнительных трат на страхование и обслуживание предмета лизинга, что понижает экономическую выгоду от сделки. Лизингодатель увеличивает размер удержания с целью сокращения собственных убытков;
    • Сложность ведения бухгалтерии из-за большого количества сторон;
    • Проблемы с ввозом дорогостоящей техники на территорию РФ.

    Для лизингополучателя есть своя выгода мокрого лизинга:

    • Возможность получения техники, необходимой для ведения бизнеса, и увеличение максимальной прибыли;
    • Возможность выбора транспортного средства;
    • Доступность для широкого круга потребителей, отвечающих основным требованиям лизингодателя;
    • Отсутствие необходимости в дополнительных расходах, поскольку страхование и ремонт осуществляются за счёт лизингополучателя;
    • Возможность получения налоговых льгот из-за снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

    К недостаткам относят:

    • Отсутствие права собственности на транспортное средство до окончания срока действия договора, что повышает риски лизингополучателя;
    • Невозможность прекращения лизинговых платежей при моральном устаревании имущества. Досрочное расторжение договора по данной причине не допускается;
    • Лизингополучатель несёт ответственность за сохранность предмета лизинга.

    Программа мокрого лизинга несёт определённые плюсы и минусы для всех сторон сделки.

    Оформление мокрого лизинга в России

    Мокрый лизинг, как внутренняя финансовая операция, запрещён в РФ, что объясняется отсутствие законодательной базы. Сделки такого типа чаще заключаются на международном уровне.

    Предметом мокрого лизинга в РФ в большинстве случаев становится авиационный транспорт, причём Россия может выступать как лизингополучателем, так и лизингодателем. Условия сделки оговариваются в индивидуальном порядке, а гарантом выступает Правительство РФ.

    Что такое мокрый лизинг

    Лизингом называется вид финансовой аренды, которая отличается от кредита сроками, суммой, гибким графиком погашения и возможностью покупки товара без залога.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Компании, которые работают в сфере авиационного лизинга – это очень крупные финансовые организации, так как в лизинг предлагается очень дорогостоящая техника и на выплату имущества требуется немало гарантий и большие сроки.

    Также воздушный транспорт в лизинг могут предоставлять и государственные компании, уполномоченные в проведении лизинговых операций такого масштаба.

    Что это такое

    Мокрый лизинг – это лизинг, который включает в себя поставку сырья, технический сервис, ремонт, страхование, рекламу. Разновидностью мокрого лизинга есть авиационный лизинг, который ориентируется на сдачу в аренду воздушных судов, занимающееся частными перелетами.

    Это очень удобный вид лизинга, так как лизинговая компания берет на себя все расходы на топливо, сервисное и ремонтное обслуживание судна, налоги и пошлины связанные с перелетами, страхование и пр. Иногда лизинговые компании сами занимаются поставками и перевозкой товаров.

    В 1998 году был принят федеральный закон, дающий право на осуществление лизинговых сделок, касающихся авиационной техники. В основном мокрый лизинг предоставляют западные компании. 80% всех сделок по мокрому лизингу приходится именно на Запад.

    Это обусловлено тем, что большинство воздушного транспорта производится за рубежом. Финансовые организации на западе более развиты и состоятельны, нежели в России.

    Только пятая часть всех лизинговых операций в этой сфере осуществляется российскими лизингодателями. Самые активные из них: «ВТБ Лизинг»( доля 40%), «Ильюшин финанс» и «ВЭБ Лизинг». Однако это далеко не полный список компаний, дающих авиационную технику в лизинг в России. Чуть ниже описаны крупные лизинговые компании России и их условия по лизингу воздушного транспорта.

    Кроме самой аренды, в условиях договора мокрого лизинга обязательно должно быть техническое обслуживание, страхование и многие другие услуги, которые обязан взять на себя лизингодатель. По желанию лизингополучателя, лизинговая компания также может осуществлять и дополнительные сервисы по рекламе, подбору персонала и т.д.

    Такой вид лизинга уже называется влажным и применяется в случае аренды дорогостоящего специального оборудования.

    Мокрый лизинг применяется в основном компаниями, которые изготавливают специальное оборудование либо занимаются оптовыми продажами в сфере авиации.

    Схема мокрого лизинга заключается в обязательном техническом сервисе снабжения, его ремонте, страховании. Кроме данных услуг, лизингодатель может подготовить квалифицированный персонал, маркетинг и т.д. Финансовые компании и банковские организации редко применяют этот вид лизинга, ведь у них нет нужной технической базы.

    Видео: Авиационное финансирование

    Предмет договора

    Договор лизинга содержит элементы кредитного договора, аренды и финансирования. Пример договора лизинга можно скачать с сайта любой лизинговой компании.

    Предметом договора мокрого лизинга может быть поставка сырья, технический сервис, ремонт, а также сложное специализированное снабжение. Также предметом соглашения в авиации могут быть воздушная техника.

    Винтовые воздушные судна – могут использоваться в военной промышленности или среди обычных граждан.

    Преимущества вертолетов, которые покупаются в лизинг:

    • Не требует взлетной полосы, так как механизм приводится в действие в вертикальном направлении. Любая ровная площадка подойдет для взлета и посадки.
    • Могут легко менять направление или висеть в воздухе.
    • Экономия на строительстве аэропортов и подобных помещений и вспомогательной техники
    • Регулировка скорости во время всего полета.

    Малые габариты, а также удобство в управлении и посадке дает возможность добраться туда, куда самолеты достать не могут, например, в горные районы, некоторые болотные места, среди деревьев и прочие. Вертолеты применяют в спасательных, строительных сельскохозяйственных работах. Также они помогают провести фото и видео сьемку .

    Самолеты различают двух типов:

    • Гражданские
    • Военные

    В зависимости от размеров и дальности полета различают также:

    • Магистральные
    • Воздушные суда
    • Самолеты местного назначения

    Сегодня лизинг авиации становится все более востребованным. В отличие от вертолета, самолеты предназначены для перевозки большого количества пассажиров, габаритных грузов, перевозки животных, ценного багажа и т .д.

    Самыми популярными в России являются такие самолеты: зарубежные — Boeing, Airbus, отечественные – Ан-158 и МС-21. Магистральные суда могут доставлять грузы на расстояния от 1 до 11 тыс. км. Самолеты гражданской авиации могут быть рассчитаны на разное кол-во пассажиров.

    Поэтому они подразделяются:

    • Легкие – вместимостью до 20-ти чел.
    • Средние – до 30 чел.
    • Крупные – 55 пассажиров.
    1. Специальная воздушная техника. Применяется в самых различных сферах: экономической, сельскохозяйственной, научной, медицинской, для монтажа, сьемки, орошения и многое др.

    В авиационном лизинге можно взять имущество, как новое, так и бывшего употребления для физических лиц. Также лизингополучателю, в зависимости от финансовых возможностей дается право на выкуп техники по остаточной стоимости по истечению срока договора.

    Договор действует по всей территории Российской Федерации и оформляется физическим и юридическим лицам.

    Какие отзывы о кредите наличными в МКБ? Подробнее тут.

    Кто предоставляет мокрый лизинг в сфере авиации

    Компания «МКБ Лизинг», предоставляя мокрый лизинг, дает клиентам большой выбор авиационной техники и оборудования. Здесь можно взять новые и бывшие в употреблении самолеты различного назначения, оборудование для аэродромов, самолеты бизнес-класса и вертолеты.

    Компания сотрудничает как с отечественными производителями, так и с западными поставщиками транспорта.

    Лизинговая компания «ПРО Лизинг Сервис» помогает своим клиентам найти наиболее выгодные условия лизинга, а также проводит квалифицированные консультации в юридических вопросах оформления договора и поиске удобных схем финансирования для быстрой выплаты всей суммы лизингового договора. Принятие решения по лизингу происходит в течение 2х – 3х недель.

    Одна из крупнейших финансовых организаций лизинговая компания ВТБ 24 разработала программу лизинга для приобретения воздушного транспорта малых габаритов различного назначения.

    Основные условия лизинга авиационной техники

    Основные параметры МКБ Лизинг ВТБ 24 ПроЛизингСервис
    Коэффициент удорожания в год 5,44% 5% в год
    Авансовый платеж 10% 30% от суммы финансирования 10% от суммы
    Срок договора До 10 лет До 10 лет 5-10 лет.
    Сумма инвестиций От 5 млн. рублей 500тыс. – 500млн. рублей От10 мл.рублей

    Преимущества

    Плюсы лизинга авиационного транспорта:

    1. Договор действует по всей территории России.
    2. Арендовать можно новый и бывший в употреблении воздушный транспорт.
    3. Индивидуальный график погашения суммы лизинговых платежей.
    4. Минимальный авансовый взнос.
    5. При подаче заявки на оформления требуется только два документа: финансовый отчет предприятия о доходах и расходах и копия бухгалтерского отчета.
    6. Страхование на высоком уровне у передовых страховых компаниях.
    7. Предоставление персонального менеджера для консультации и помощи при оформлении лизинга.
    8. Возвратный лизинг оборудования и авиатранспорта.
    9. Регуляция и контроль финансов предприятия.

    Компетенция развития к 2020 году

    Для полноценной конкурентоспособности отечественных лизинговых компаний требуется соблюдение таких пунктов:

    1. Создание зарубежных представительных компаний с полноценными функциями западных лизинговых предприятий.
    2. Модернизация отечественных моделей самолетов.
    3. Обеспечение поддержки государства в увеличении объемов экспорта отечественного авиационного оборудования и транспорта.
    • Отмена пошлин на имущество. В настоящее время налог на имущество отменен только для российского авиатранспорта.
    • Расширение субсидий для владельцев самолетов не только для финансовой аренды, как это практикуется сейчас, но и для операционного вида лизинга.
    • Предоставление гарантий на сумму, которая остается по истечению срока действия лизингового договора для увеличения продаж самолетов российских производителей
    1. Формирование тесного сотрудничества между ведущими лизинговыми компаниями.
    2. Совершенствование схем операционного лизинга в частности для самолетов отечественного производства.
    3. Вывод отрасли авиационного лизинга на международный уровень и создание конкурентоспособных программ.

    Фактическое применение в России

    До 2032 г планируется стремительные темпы развития авиационной отрасли. По данным исследования российского рынка динамика роста должна быть 4,5 % в среднем, что выше экономической отрасли на 1,5 % .

    Планируется увеличение парка самолётов на 1500 различных размеров и классов: магистральные, реактивные, региональные. 70% общих поставок заменят старые существующие самолеты. Отсюда можно сделать вывод, что авиационная отрасль уверенно развивается и способна конкурировать с другими государствами.

    Мокрый лизинг сейчас запрещен в России и пока не применяется. Он используется в России только для продвижения нового самолета SukhojSuperjet100, который может взять в аренду зарубежные компании.

    Продвижением этого самолета занимается компания ИФК. Авиаперевозчиком выступает компания RedWings. Сейчас ведутся активные переговоры на международном уровне с несколькими странами о передачи самолета в аренду.

    О выгодныом кредите наличными в Сбербанке, ответ по ссылке.

    Какие условия по кредиту наличными от Хоум Кредит? Узнайте далее.

    На сегодняшний день только компания ИФК занимается изучением и внедрением мокрого лизинга. Этот вид очень эффективный и более удобный для лизингополучателя, который сможет проверить на практике дорогой транспорт, прежде чем покупать его большое количество.

    Мокрый и чистый лизинг. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на «чистый» и «мокрый»

    7. Мокрый и чистый лизинг. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на «чистый» и «мокрый».

    Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, включающем дополнительные обязательства» (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

    Наиболее распространенным видом лизинга является чистый лизинг.

    Чистый лизинг (net leasing) – это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях «чистого лизинга» участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом [19].

    Таким образом, виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от: форм организации сделок, их продолжительности; объемов обязанностей сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; типов лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам; сектора рынка.

    1.3 Правовое регулирование финансовой аренды (лизинга) в России

    Правовое регулирование лизинга в России эволюционирует около 10 лет. Впервые лизинг упоминался в указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». В состав современного российского законодательства о лизинге входят Конвенция (Оттавская) УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормы Гражданского кодекса РФ о договоре финансовой аренды (лизинга), Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», в редакции от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ и подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные акты. Что касается субординации актов, регулирующих лизинг, следует отметить, что Оттавская Конвенция имеет приоритет над нормами гражданского права РФ, нормы ГК РФ превалируют над Законом о финансовом лизинге 2002 г., а подзаконные акты не должны противоречить названным Конвенции, Кодексу и Закону.

    По Закону о финансовом лизинге 2002 г., лизинг как вид инвестиционной деятельности предполагает покупку имущества и передачу его в лизинг. Следует отметить, что это толкование давал еще прежний Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге». Легальное определение инвестиционной деятельности имеется в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот правовой акт трактует инвестиционную деятельность как вложение инвестиций в объекты предпринимательской или иной деятельности с целью получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвестиции кредитует инвестор, преследующий цель извлечь из вложений прибыль либо получить другой, нужный ему эффект. Инвестиции становятся капитальными вложениями, если вносятся в основной капитал.

    Применяя данную дефиницию инвестиционной деятельности к лизингу, становится ясно, что инвестиции вкладывает только лизингодатель. Именно этот субъект изыскивает деньги и приобретает предмет лизинга в собственность, после чего передает его арендатору, который выступает пользователем объекта капитальных вложений. Но лизинговая компания может инвестировать в предмет лизинга и собственные денежные средства, тогда доходы от инвестиций будут возмещать лизингодателю его вложения. Чаще лизинговая компания вкладывает в лизинговые операции привлеченные (кредитные) денежные средства, тогда лизингодатель основной финансовый поток доходов от инвестиций направляет своему кредитору, оставляя себе только комиссионное вознаграждение.

    Как инвестиционная деятельность лизинг предполагает заключение и исполнение договора лизинга и всех сопутствующих ему договоров, с нормативным регулированием, бухгалтерским учетом и налогообложением возникающих при этом операций и доходов [3].

    В Федеральном законе «О лизинге» 1998 г. подробно были представлены формы, типы и виды лизинга, которые, на наш взгляд, в целом можно было считать отдельными разновидностями. В Законе о финансовом лизинге 2002 г. подразделение лизинга на формы сохранено и основано на критерии резидентности сторон договора лизинга. Т. е. лизинг возможен как внутренний и как международный. Внутренний предполагает, что и лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами РФ. Международный лизинг возникает, когда или лизингодатель, или лизингополучатель не являются резидентами. Типы лизинга из редакции Закона о финансовом лизинге 2002 г. исключены.

    Гражданский кодекс РФ определяет финансовую аренду (лизинг) как специальный вид договора аренды, так стало и в Законе о финансовом лизинге 2002 г. В данном правовом акте лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением договора лизинга. Т. е., стержнем понятия лизинга стал договор о нем. Но при осуществлении договора будут возникать еще и другие правоотношения, связанные с этим договором. Новая правовая трактовка лизинга такова, что договор лизинга и правоотношения, возникающие в ходе осуществления этого договора и есть лизинг. Очевидно, что неоднозначность понятия лизинга пока еще остается, вместе с тем, по сравнению с Федеральным законом «О лизинге» 1998 г. законодатель серьезно продвинулся вперед. Ранее лизинг определялся: 1) как инвестиционная деятельность; 2) как лизинговая деятельность; 3) как разновидность договора аренды, что мешало расширению практики лизинга.

    По Федеральному закону «О лизинге» 1998 г. оперативный – такой вид лизинга, при котором лизингодатель по своей инициативе и на свой риск покупает имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок, и на определенных условиях во временное владение и в пользование. По окончании срока действия такой операции и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором оперативного лизинга, предмет лизинга возвращается назад, а лизингополучатель не вправе получить предмет лизинга в собственность. При оперативном лизинге предмет лизинга может передаваться в пользование неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга, и не одному, а нескольким лизингополучателям. На наш взгляд оперативный лизинг в данном изложенном понимании (по Федеральному закону «О лизинге» 1998 г.) ни с теоретической, ни с практической точки зрения относить к лизингу нельзя, а считать его следует обыкновенной арендой. Поскольку важнейший, сущностный признак лизинга — участие в инвестиционной операции продавца предмета лизинга- при оперативном лизинге отсутствует. Когда при оперативном лизинге предмет лизинга приобретается арендодателем по его инициативе, на его же страх и риск, это подтверждает отсутствие цели финансирования. Оперативный лизинг, т. о., не имеет финансового содержания [20].

    Закон о финансовом лизинге 2002 г. регулирует не лизинговые отношения, а отношения, возникающие при исполнении договора лизинга. Конечно, при исполнении договора лизинга могут сложиться и неожиданные отношения, но именно те, которые изначально определены сущностью этого договора. Значит, лизинговое обязательство – это вовсе не отношения по осуществлению договора лизинга. При этом, понятие договора лизинга в Законе о финансовом лизинге 2002 г. совпадает с текстом абз. 1 ст. 665 ГК РФ, за исключением признака о передаче в лизинг имущества для предпринимательских целей, которого в новой редакции названного закона нет. Не стало и такого признака лизинговой деятельности, как право выкупа имущества лизингополучателем. Также исключено упоминание лизинговой сделки. Как справедливо отмечает целый ряд авторов, гражданско-правовая сделка не может состоять из отдельных договоров.

    В ст. 2 Закона о финансовом лизинге 2002 г. установлено, что продавец предмета лизинга может одновременно выступить и лизингополучателем (возвратный лизинг) в пределах одного лизингового правоотношения. Возврат продавцу его же имущества исключает возникновение двух правоотношений – купли-продажи и лизинга, поскольку они совпадают в одном – лизинговом правоотношении.

    Вызывает тревогу, что лицензирование лизинговой деятельности отменено, хотя лизинговые компании вправе привлекать денежные средства и юридических и физических лиц для финансирования своих операций. В современном российском законодательстве уже второй раз разрешается без лицензии привлекать денежные средства населения (после кредитных потребительских кооперативов). На наш взгляд, здесь возможно неблагоприятное развитие ситуации, в плане дискредитации банковской деятельности, как это произошло в 1990-е годы в связи с деятельностью так называемых финансовых пирамид.

    Помимо отмены деления лизинга на финансовый, возвратный и оперативный, важное значение имеет отмена в определении финансового лизинга положения о выкупе имущества лизингополучателем. Договор лизинга теперь не связан ни с полной окупаемостью имущества, ни с наличием права выкупа. Если такое право прямо не предусмотрено в указанном договоре, значит оно отсутствует. Дополнительные услуги (работы) для нужд лизингополучателя могут быть предоставлены (выполнены) на основании отдельных договоров, но могут войти и в содержание договора лизинга, что сделает его смешанным договором [24].

    Закон о финансовом лизинге 2002 г. предусматривает право лизингодателя на бесспорное взыскание просроченных лизинговых платежей путем инкассового платежного требования. Но по правилам указанного нормативного акта изъять предмет лизинга в бесспорном порядке нельзя. Очевидно, эта задача может быть решена с помощью судебного механизма.

    Лизинг интересует предпринимателей и все шире ими применяется, безусловно, потому, что является выгодной формой организации инвестиций. Эта эффективность основывается на том, что срок финансового лизинга какого-либо оборудования может устанавливаться равным сроку его полезного использования, причем лизинговые платежи относятся на прочие расходы у предпринимателя-лизингополучателя (ст. 264 НК РФ), и также на расходы, связанные с производством и реализацией у лизингодателя как суммы начисленной амортизации данного имущества (ст. 253 НК РФ).

    Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора лизинга к основной норме амортизации лизинговая компания вправе применять специальный коэффициент, не выше трех. Это позволяет существенно увеличивать начисляемые суммы амортизации, в этой связи часто говорят о так называемой ускоренной амортизации. Хотя Налоговый кодекс РФ различает только линейный и нелинейный методы амортизации.

    Представители правовой науки справедливо указывают, что в целом ряде законов и иных нормативных актов мы можем встретить указания на средства производства как объекты гражданских прав, хотя определение данного понятия как в общем плане, так и в каждом конкретном случае отсутствует. Даже Гражданский кодекс РФ как базовый законодательный акт гражданского права отказывается, к сожалению, от какой либо общей дефиниции и пользуется данным понятием лишь спорадически, например, в некоторых нормах о средствах производства, принадлежащих крестьянскому (фермерскому) хозяйству, раскрывая его содержание через указание вещей, находящихся в совместной собственности членов хозяйства: насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов (ст. ст. 257, 258 ГК РФ). При этом земельный участок, как следует из ст. 258 ГК РФ, в состав средств производства не включается, что вступает в противоречие с действующим порядком учета основных средств [9].

    Таким образом, в состав современного российского законодательства о лизинге входят Конвенция (Оттавская) УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормы Гражданского кодекса РФ о договоре финансовой аренды (лизинга), Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», в редакции от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ и подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные акты.