Маневрирование транспортного средства по ПДД

Обгон почти не виден

Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?

Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.

8. Начало движения, маневрирование

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Если указатели сигналов поворота по каким-то причинам не работают (неисправны) или отсутствуют (например, на велосипеде), то сигналы подаются руками.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Например, подъезжаете к перекрестку, на котором нужно повернуть налево, но перед перекрестком слева имеется заезд во двор (как вариант, на прилегающую территорию). Целесообразно включить левый «поворотник» после того, как минуете въезд во двор, чтобы едущим сзади стало понятно, что поворот налево будет произведен дальше по движению, т.е. на перекрестке.

По завершении маневра сигнал поворота необходимо выключить, опять же, для того, чтобы не вводить в заблуждение остальных участников движения.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

  • если одно транспортное средство перестраивается, а другое движется без перестроения, то уступить дорогу должен тот, кто перестраивается;
  • в случае одновременного перестроения дорогу уступает тот, у кого помеха справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Требование занять именно крайнее положение на проезжей части не случайно. Кроме машин по проезжей части имеет право передвигаться и двухколесный транспорт (мотоциклы, мопеды, велосипеды). Этим участникам не нужно много места, они могут легко протиснуться между вашим авто и краем проезжей части и их появление может оказаться очень неожиданным. Одним из вариантов, чтобы исключить их внезапное появление и, тем самым избежать ДТП по невнимательности, является данное требование – занять крайнее положение.

На перекресток с круговым движением заехать можно с любой полосы, но покидать такой перекресток можно только с крайнего правого ряда.

На некоторых перекрестках установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2 , информирующие о том, с каких полос и в каком направлении разрешено движение. Эту же функцию выполняет разметка 1.18 . В таких случаях водители обязаны следовать их указаниям.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Если на дороге с трамвайными путями перед перекрестком установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 либо нанесена разметка 1.18, следует поворачивать налево или разворачиваться не выезжая на трамвайные пути, предварительно уступив дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления, движение которым разрешено одновременно с вами.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Поворачивая направо, ПДД требуют держаться как можно правее. На встречной полосе (той проезжей части, на которую поворачиваете) можно оказаться, если поворот направо будет «затяжной». Такое возможно на небольших перекрестках.

Раздел 8. Начало движения, маневрирование.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Безопасное маневрирование

Перемещение на автомобиле складывается из маневров. Сопровождается он всегда разгоном, торможением и перестроениями. Безопасное маневрирование подразумевает наличие расстояния между участниками движения, а также отсутствие помех для других водителей. Несоблюдение мер предосторожности при совершении маневра может привести к ДТП. Знание нескольких хитростей и соблюдение простых правил поможет обезопасить себя и окружающих от угрозы столкновения.

Особенности перестроения в плотном потоке

Движение в городской черте подразумевает взаимодействие с другими водителями. Плотность потока транспорта растет с каждым годом. В автошколе проходят ту часть ПДД, где обозначены правила перестроения, но не дают достаточно полного разъяснения. Не все дорожные ситуации можно учесть на бумаге. Для того, чтобы безопасно перемещаться в потоке автомобилей, достаточно соблюдать простые правила:

  1. Покидать полосу движения нужно только с определенной целью. Это может быть обгон, объезд препятствия, поворот. Хаотичные перемещения на дороге – первый шаг к ДТП
  2. Перестроение автомобиля обязательно обозначать поворотниками. Даже при незначительном изменении траектории автомобиля следует включать световую индикацию.
  3. Перестроение на дороге рекомендуется осуществлять немедленно. Ситуация в плотном потоке меняется каждую секунду, поэтому, если замешкались, то лучше снова убедиться в отсутствие помех.
  4. При смене ряда на более скоростной, нужно набирать скорость в своей полосе. Хоть и преимущество при перестроении имеет справа идущий автомобиль, не стоит создавать помех водителям, которые просто могут не успеть затормозить и «догнать» ваш авто.

Безопасное маневрирование и встраивание в поток требует максимальной концентрации и внимательности от автолюбителя. Часто причиной аварии служит то, что при перестроение не заметили сзади идущую машину с большей скоростью. Поэтому рекомендуется ориентироваться не только по зеркалам, но и поворачивать голову, чтобы посмотреть. Движение должно быть коротким и четким, чтобы не упустить из виду изменения в движении впереди идущего.

Как безопасно обгонять в городском потоке?

Обгон является разновидностью маневрирования. Совершается с целью объезда одного или нескольких автомобилей с выездом на встречную полосу. Из-за выезда на «встречку», он считается самым опасным действием на дороге. Чтобы снизить риск, необходимо минимизировать свое присутствие на полосе встречного движения. Общее правило обгона автомобиля подробно описано в ПДД, ниже представим несколько советов:

  • Максимальное ускорение в начале маневра. Набирать скорость стоит начать заблаговременно, для этого нужно немного отстать от впереди идущего, чтобы было расстояние для набора скорости
  • Выезжать на встречную полосу на пониженной передаче. Это позволит иметь запас мощности при возникновении экстренной ситуации, а также даст возможность затормозить без понижения передачи и вернуться в свою полосу при неудачной попытке
  • Левый поворотник необходимо включать, когда находитесь позади автомобиля. Он предупредит водителя впереди, чтобы для него не было сюрпризом ваше появление с левого борта.
  • Занимать полосу после обгона необходимо после того, как будете уверены, что не помешаете сзади идущему авто. «Подрезание» приводит к ДТП

Теоретические советы необходимо отрабатывать на практике. Все этапы маневрирования должны быть усвоены на уровне рефлексов. Дополнительные уроки вождения в Минске помогут быстро выучить все приемы безопасного маневрирования.

Зачем нужны частные уроки?

Только с опытом приходит мастерство. Начинающим водителям с тем минимумом знаний, что дали в автошколе, будет крайне сложно двигаться в плотном потоке транспорта. Частные уроки по вождению автомобиля в Минске от компании «BestDriver» помогут выработать необходимые навыки для совершения маневров. Под руководством опытного инструктора в короткие сроки можно научиться безопасно передвигаться в черте города, а также получить дополнительные знания.

Чтобы уверенно чувствовать себя за рулем, нужна ежедневная практика. Дополнительные уроки вождения дадут возможность отработать правильный алгоритм действий в сложной ситуации на дороге.

Уверенность в своих возможностях – залог безаварийного путешествия.

Обгон и опережение: отличия и наказания по ПДД

Понятия обгон и опережение часто вызывают вопросы как среди начинающих, так и опытных водителей. Непонимание или незнание данных определений может стать причиной аварийной ситуации на дороге или штрафных санкций со стороны инспекторов ДПС. Автомобиль представляет собой транспортное средство повышенного риска, именно поэтому водитель должен правильно понимать, совершает ли он маневр опережения или обгона.

Основные определения терминов опережения и обгона

Чтобы разобраться в главных особенностях опережения или обгона необходимо сначала установить значение каждого из этих терминов. Опережение на дороге – это перемещение по трассе автомобиля, скорость которого превышает скорость движущихся рядом транспортных средств.

Маневр обгона – это форма опережения одного или нескольких транспортных средств, при котором машина обязательно выходит на встречную полосу с последующим обязательным возвратом к своей полосе движения. Процесс доступен только в том случае, если данный маневр позволяет совершить дорожная разметка, а также отсутствуют специальные запрещающие знаки. В таком случае обгон не будет считаться нарушением ПДД.

В чем разница между выполнением опережения и обгона?

С позиции выявления разницы между процессами обгона и опережения можно обратиться к регламенту ПДД. На практике обгон представляет собой более рискованный и потенциально опасный маневр.

В подобных случаях он тесно связан не только с процедурой стандартного опережения движущихся рядом транспортных средств, а также таких мероприятий, как маневрирование машины влево, выход на встречную или рядом идущую полосу, дальнейшее возвращение на свою магистраль. К проведению классического маневра обгона необходимо предельно внимательно относиться к ситуации на дороге, а также установленным правилам ПДД. Предусмотрено большое количество запретов и ограничений на реализацию данного процесса.

Основные правила опережения и обгона

При проведении маневра с выполнением обгона водителю необходимо осуществить комплекс простых, однако обязательных требований, к числу которых относятся следующие определения.

  • Следует предварительно убедиться в том, что встречная полоса полностью свободна для выезда транспортного средства, а движущиеся параллельно автомобили находятся на значительном расстоянии. Идеальные условия, при которых в зоне видимости полностью отсутствуют встречные машины.
  • Важно убедиться заранее, что осуществление маневра не спровоцирует создание препятствий для других участников дорожного движения.
  • Перед выполнением маневра обгона следует при помощи зеркал заднего вида визуально убедиться в том, что следующий позади автомобиль также не перешел к маневру обгона.
  • Полностью запрещен «обгон паровозом», который представляет собой движение, при котором одновременно несколько машин совершают друг за другом его обгон.
  • Следует включать сигнальные обозначения поворота перед проведением процесса маневрирования.

Вопрос с опережением значительно проще: маневр предполагает использование стандартного указателя поворота, а также логики движения, соблюдения заявленного скоростного режима.

Стандартный маневр обгона тесно связан не только с классическим опережением перемещающихся транспортных средств, а также сопутствующих процессов, к числу которых относятся маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение к исходной магистрали. В рамках ПДД предусмотрено большое количество запретов и ограничений, при которых нельзя выполнять подобный маневр, а также случаев, когда обгон разрешен.

Опережение представляет собой движение, которое реализуется в рамках границ принадлежащей водителю по установленным правилам проезжей части. Одновременно с этим скорость движения значительно превышает скоростные показатели движущихся рядом транспортных средств. В подобном случае не предусмотрены возможности для выезда на имеющуюся рядом встречную полосу, а также нет возможности возвращения транспортного средства на ранее занимаемую им полосу и сторону.

Основной порядок действия при выполнении маневра обгона и опережения является не единственным отличием подобных операций. Одним из главных отличий проведения обгона от опережения стало то, что второе можно реализовать как с левой, так и с правой стороны. Дополнительно обгон в качестве маневра ограничен условиями ПДД, а также полностью запрещен в большей части ситуаций. При проведении маневра опережения подобные ограничения не предусмотрены. Водители могут выполнять его при любых ситуациях. Главным исключением является только максимально плотный автомобильный поток, когда каждая из полос на трассе занята транспортными средствами.

Какую ответственность несут водители за нарушения?

Любой маневр, который предполагает выезд автомобиля на встречную полосу, может стать причиной аварии, спровоцировать травмы людей, аварийные ситуации. За нарушение подобных правил предусмотрено суровое наказание, степень которого определяется только при оценке совокупности всех имеющихся обстоятельств и последствий, которые привели неправомерные действия со стороны водителя.

В стандартной ситуации при определении меры наказания и расчета штрафа за обгон в неположенном месте предусмотрена административная ответственность по КоАП ч.4 ст. 12.15. Нарушение правил ПДД, которое было связано с запретом на выезд на встречную полосу может привести к взысканию в 5 тыс. рублей или лишению водительских прав на срок до полугода. В случае выполнения маневра с выездом на встречную полосу могут пострадать и другие участники дорожного движения, к числу которых относятся смертельные исходы, предусмотрены не только штраф за обгон, но и уголовная ответственность.