Лимит ответственности по ОСАГО в России

Максимальная сумма возмещения ОСАГО при ДТП

Система автомобильного страхования в России периодически меняется. Это касается размеров выплат, тарифов и стоимости полисов. Важно успевать следить за нововведениями. Максимальная выплата по ОСАГО – предельно возможная сумма, которую может выдать страховая компания пострадавшему при возникновении ДТП. Есть 2 варианта компенсации: ремонт машины и денежная выплата.

  1. Максимальная сумма возмещения по ОСАГО в 2021 году
  2. При повреждении или тотальной гибели авто
  3. За причинение вреда здоровью
  4. В случае смерти пострадавшего
  5. В случае составления Европротокола
  6. При обоюдной вине
  7. Кто и как получает выплату по ОСАГО?
  8. Независимая экспертиза после ДТП
  9. Документы для получения выплаты
  10. Сроки подачи заявления страховщику
  11. Срок выплаты ущерба
  12. Что делать, если сумма выплаты по ОСАГО не устраивает
  13. Вывод

Максимальная сумма возмещения по ОСАГО в 2021 году

ФЗ №40 фиксирует все новые моменты, которые касаются страховых случаев. Максимальная выплата компенсации по полису ОСАГО является фиксированной. Все зависит от того, какие повреждения были нанесены и кому: людям, автомобилю или другому имуществу.

При повреждении или тотальной гибели авто

Если автомобиль был поврежден в ДТП, то по ОСАГО он будет направлен на ремонтные работы. Компании по страховке обычно располагают своими СТО, но иногда происходят ситуации, когда они оплачивают затраты и в других станциях техобслуживания. Этот момент лучше уточнять в своей страховой фирме, не отправляя машину на ремонтные работы без предварительного согласования.

Размер компенсации зависит от результатов работы экспертов. Когда страхователю кажется, что выделенная выплата является заниженной, ему стоит позаботиться о проведение повторной независимой экспертизы. Если после этого не удастся добиться положительных результатов – следует обратиться в судебный орган.

В случае, если машину нельзя восстановить – это гибель автомобиля. В какой ситуации выносится данный вердикт? Когда стоимость ремонта будет превышать или равняться ценнику машины на момент дорожного происшествия.

В таком случае страховая компания компенсирует стоимость авто, либо выдаст наибольшую выплату, если ценник машины был выше 400 тыс. руб. Т.к. максимальная компенсация по ОСАГО – 400 тыс. руб.

За причинение вреда здоровью

Причинение вреда здоровью – это не только траты на лекарственные препараты, услуги сиделок и т.п. Фирма по ОСАГО может компенсировать заработную плату, которую потерпевший не получал во время лечения.

Если пострадавшему была присвоена группа инвалидности, то он может рассчитывать на дополнительные денежные средства. Также максимальная выплата часто полагается тем, кто получил тяжкие повреждения. Это нужно прописывать в тексте заявления.

Все расходы по здоровью не могут превышать максимальную выплату в 500 тыс. руб. Страховая фирма, когда определяет размер компенсации, опирается на нормативы, установленные законодательством. Если возмещение полагается нескольким лицам, к примеру, матери и детям, то страховая выплата будет разделена на равные части.

В случае смерти пострадавшего

Если пострадавший погиб в автомобильном аварии, по полису ОСАГО предусматривается максимальная выплата в 475 тыс. руб., которую получит выгодоприобретатель (перечень лиц установлен на законодательном уровне), а 25 тыс. руб. будут направлены на организацию похорон.

В случае составления Европротокола

Если ДТП оформлено по Европротоколу, то максимальная сумма выплаты составит 100 тыс. руб. С 01.10.2019 г. предельный размер возмещения может быть повышен до 400 тыс. руб.

Для этого нужно выполнить 2 условия:

  1. Мнение участников ДТП обязано совпадать по поводу деталей аварии, не должно быть разногласий в списке внешних повреждений авто.
  2. Водители зафиксировали данные по аварии через мобильное спецприложение «ДТП Европротокол».

ВНИМАНИЕ! При составлении Европротокола у каждого водителя, участвующего в ДТП, должен быть оформлен ОСАГО.

При обоюдной вине

Случаи по обоюдной вине регламентированы в законе об ОСАГО. В документе указано, что в подобных ситуациях компенсация назначается после того, как суд установит степень вины лиц. В этом же пункте есть уточнение: если степень вины не удалось установить, то страховая компания выплачивает денежные средства каждому водителю в равных долях.

Кто и как получает выплату по ОСАГО?

Компенсация назначается тем гражданам, которые были вписаны в полис ОСАГО и участвовали в страховом случае. Для получения максимальной выплаты необходимо обратиться к страховой компании, предоставив документ от ГИБДД и машину.

Есть ситуации, когда нельзя получит сумму за причиненный ущерб:

  1. если в ДТП участвовал гражданин, который не вписан в полис;
  2. если сумма компенсации превышает 400 тыс. руб.;
  3. если виновником аварийного происшествия стал ученик автошколы, а инцидент случился на территории учебной площадки.

Начисления назначаются по ОСАГО того участника ДТП, который считается виновной стороной.

Независимая экспертиза после ДТП

Для определения суммы выплаты, фирма назначает техническую экспертизу в течение 5 дней после того, как пострадавший подал заявление.

Экспертиза проводится при общих договоренностях (уточняется время и место), которые устаивают и потерпевшего, и эксперта.

С 24.08.2021 г. потерпевшая сторона обязана согласовать детали с экспертом минимум за 3 дня до самой процедуры.

Документы для получения выплаты

Потерпевший должен предоставить в страховую компанию следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • водительские права;
  • документ о регистрации машины;
  • страховку;
  • заявление на выплату в соответствии с договором (заполненный образец);
  • извещение об аварии;
  • акт по экспертизе;
  • документы, подтверждающие затраты владельца автомобиля.

Решение о конечном перечне документов принимает страховая компания.

Сроки подачи заявления страховщику

Заявление по страховке следует подать в течение 5 дней после происшествия. При этом полис должен быть действителен не меньше 1 года.

Срок выплаты ущерба

Выплата по ОСАГО предоставляется в течение 20 дней (праздники не учитываются). За этот период должна быть проведена оценка ущерба, который возник по причине аварии.

Если страховая фирма задерживает выплату по ОСАГО, то следует отправить страховщикам претензию в письменном виде. У пострадавшей стороны есть право требовать компенсацию неустойки: 1% от общей суммы за каждый просроченный день.

Что делать, если сумма выплаты по ОСАГО не устраивает

Водителю может показаться, что сумма выплаты по ОСАГО является специально заниженной, в такой ситуации потерпевшая сторона имеет право запросить итоги экспертизы, которая проводилась страховой фирмой.

Если в сумме замечена нестыковка, необходимо обратиться самостоятельно за независимой экспертизой. Ее итоги будут служить доказательством того, что назначенная компенсация не может максимально покрыть ремонтные работы.

Следующий шаг: попытка решить проблему мирно, для этого составляется досудебная претензия. Это следует сделать в течение 20 суток после того, как страховая выплатит потерпевшему заниженную сумму.

В случае, когда решение так и не было принято в пользу пострадавшей стороны, нужно обращаться в судебную инстанцию. Рекомендуется при этом воспользоваться помощью автоюриста.

Вывод

Получение максимальной суммы по ОСАГО в 2021 году – реальный вариант. Размер выплаты зависит от того, как и кто получил повреждения при аварийной ситуации на дороге.

Важно иметь предоставление о собственных правах и правильно действовать. Следует максимально серьезно относиться к каждому этапу общения со страховой фирмой. Внимательно собирать нужный пакет документов, в том числе и доказательную базу. Это позволит в случае возникновения проблем не растеряться, а обратиться за помощью в суд.

«Очередная бомба»: Верховный суд пересчитал «максимум» неустойки по европротоколу — до страховой суммы по ОСАГО

ВС объяснил, что неустойка по европротоколу определяется по страховой сумме ОСАГО — до 400 тыс. р. при ущербе имуществу. Это может изменить судебную практику, которая ограничивала неустойку до размера возмещения по европротоколу — 50 или 100 тыс. р.

Как стало известно АСН, Верховный суд опубликовал постановление с интересным выводом: в случаях, когда по европротоколу действует предел возмещения в 100 тыс. р. (или даже 50 тыс. р. по старому «максимуму»), неустойку по «букве» закона об ОСАГО нужно рассчитывать по полной страховой сумме — то есть до 400 тыс. р.

Отметим, что с 1 октября 2019 г. по всей территории России заработал безлимитный европротокол — по которому можно получить и полное возмещение по ОСАГО — до 400 тыс. р. при ущербе имуществу. Но есть ряд ограничений — между участниками ДТП не должно быть разногласий, фото должно быть передано в РСА с помощью приложения «ДТП.Европротокол» (п. 6 ст. 11.1. закона об ОСАГО) и пр.

Многие автолюбители предпочитают оформлять по европротоколу лишь небольшие ДТП, обходясь заполнением бланка извещения (который выдают при покупке полиса ОСАГО) и простой фотофиксацией, без передачи изображения в РСА. В таких случаях предел возмещения ограничен сейчас суммой в 100 тыс. р.

Верховный суд указал на «букву закона»

ВС рассматривал спор, вытекающий из небольшого ДТП. В ноябре 2017 г. стороны не стали вызывать сотрудников полиции и оформили аварию, заполнив бланки извещений о ДТП (через европротокол). Виновница ДТП свою вину признала.

«Росгосстрах» также признал ДТП страховым случаем и выплатил 15 тыс. р.

Потребитель обратился к независимому эксперту, который оценил повреждения автомобиля Saab 95 в 58 тыс. р.

Истец обратилась в суд, помимо прочего потребовав неустойку. Выборгский райсуд Санкт-Петербурга в июне 2019 г. иск потребителя удовлетворил частично.

Размер неустойки за период с декабря 2017 г. по дату решения должен был составить 192 тыс. р. Суд снизил неустойку (на основании положения ст. 333. Гражданского кодекса) до 31 тыс. р. Ещё 4 тыс. р. неустойки были начислены за одну неделю декабря 2017 г. Суммарно неустойка составила 35 тыс. р. — то есть суд определил размер неустойки, приняв в расчёт предельную выплату по европротоколу (на тот момент 50 тыс. р.) и размер уже произведённой страховщиком выплаты (15 тыс. р.).

В апелляции спор рассматривался судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского горсуда. Апелляция не согласилась с ограничением права истца на получение неустойки днём принятия решения суда. Коллегия сначала дополнила решение райсуда указанием на то, что неустойка должна начисляться до дня фактического исполнения обязательства, но не должна превышать 365 тыс. р.

Но в мотивировочной части определения апелляция написала, что неустойка, взыскиваемая до дня фактического исполнения обязательства, не может превышать оставшуюся часть суммы в виде разницы между страховым возмещением по европротоколу в размере 50 тыс. р., и уже присуждённой неустойкой в общем размере 35 тыс. р. Таким образом неустойка «до дня фактического исполнения обязательства» была ограничена суммой в 15 тыс. р.

Сославшись на наличие арифметической ошибки в резолютивной части апелляционного определения — в части предельного размера неустойки — апелляция по своей инициативе вынесла определение об исправлении описки, заменив 365 тыс. р. на 15 тыс. р. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Дело дошло до Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, которая не согласилась с выводами нижестоящих судов. Предел страховой суммы в части возмещения по такому виду причинённого вреда, как ущерб имуществу потерпевшего по ОСАГО — составляет 400 тыс. р. (пункт «б» статьи 7 закона об ОСАГО), указал ВС.

Читайте также  Страхование ОСАГО в Тинькофф

На момент ДТП по европротоколу потерпевший мог рассчитывать на страховое возмещение в пределах 50 тыс. р. (п. 4 статьи 11.1 закона об ОСАГО). Таким образом, оформление ДТП по европротоколу влияет на размер страхового возмещения к данному страховому случаю, но не на размер страховой суммы, определённой в договоре ОСАГО, согласно требованиям закона, отметил ВС.

При нарушении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи направления на ремонт, страховщик за каждый день просрочки уплачивает неустойку в размере 1% от размера страхового возмещения по виду причинённого вреда каждому потерпевшему (пункт 21 статьи 12 закона об ОСАГО).

Общий размер неустойки не может превышать размер страховой суммы по виду причинённого вреда (пункту 6 статьи 16.1 закона об ОСАГО).

Из указанных норм права следует, что предельный размер неустойки по европротоколу не может превышать размер страховой суммы, установленный статьёй 7 закона об ОСАГО — то есть 400 тыс. р. при таком виде вреда, как ущерб имуществу, следует из определения Верховного суда.

Поэтому выводы апелляции о том, что в случае оформления ДТП по европротоколу размер неустойки ограничен размером страхового возмещения, а не размером страховой суммы, противоречит закону об ОСАГО, указала коллегия Верховного суда.

Дело возвращено на новое рассмотрение в апелляцию.

Директор ООО «Автовыплаты» Амур Сабирзянов прокомментировал АСН, что обращения по «ограниченному европротоколу» до сих пор встречаются очень часто.

«Это очередная бомба. Вместо неустойки в 100 тысяч по европротоколу Верховный суд разрешил взыскивать 400 тысяч. Суды уже начали удовлетворять неустойку до 400 тысяч рублей, вот что значит позиция Верховного суда», — отметил автоюрист.

Страховщики: неустойка не должна быть средством обогащения

В пресс-службе «Росгосстраха» сообщили АСН, что размер неустойки при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции не может превышать возмещение по европротоколу — 100 тыс. р. (согласно действующей сейчас редакции п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО). Неустойка по своей природе не может служить средством обогащения, подчеркивается в ответе РГС.

Данное определение Верховного суда РФ не должно влиять на судебную практику в целом, так как судебный акт был вынесен с учётом обстоятельств конкретного дела. В апелляции рассмотрение описываемого спора продолжится 30 июня, отметили в пресс-службе «Росгосстраха».

Начальник управления судебно-правового урегулирования «Ингосстраха» Евгения Березенцева прокомментировала АСН, что в определении логика ВС РФ следует букве закона, но противоречит сложившейся практике, которая по делам с европротоколом ограничивает размер неустойки размером страхового возмещения (100 тыс. р.).

Действующий подход судов представляется адекватным, отвечающим принципам разумности и соразмерности. Неустойка за нарушение обязательства, ограниченного пределом в 100 тыс. р., не должна превышать эту сумму, считают в «Ингосстрахе».

Непредоставление авто на осмотр, сообщение некорректных адресов давно используются недобросовестными истцами для того, чтобы доказывать якобы несвоевременное получение направления на ремонт. Поэтому выводы из этого определения ВС повысят интерес истцов к искусственному затягиванию процесса урегулирования — с целью взыскания неустойки, кратно превышающей размер страхового возмещения, отметила Евгения Березенцева.

Директор судебно-правового департамента «Согласия» Анна Полина-Сташевская рассказала, что суды, как правило, по европротоколу ограничивают размер неустойки размером страхового возмещения — используя при этом статью 333 ГК РФ (регулирующую уменьшение неустойки, в т.ч. из-за несоразмерности). Указанное определение ВС РФ не окажет влияния на уровень выплат добросовестных страховщиков, считает Анна Полина-Сташевская.

Порядок и лимит выплат по ОСАГО

Как изменения 2019 года отразились на выплатах по ОСАГО

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплат по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО в 2019 году, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

На сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимиты выплат по автогражданке

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2019 г. составляет:

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Что влияет на размер выплаты в 2019-м

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.

Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

  • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
  • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
  • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
  • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
  • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
  • мощность двигателя транспортного средства;
  • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
  • срок действия страхового полиса;
  • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.

В каком случае страховщик может отказать в компенсации

Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений. Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.

Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП

Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД. Экземпляр заполняет как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия. До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.

Читайте также  Можно ли забрать машину со штрафстоянки без оплаты

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Ремонт или денежная компенсация

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

Какие документы необходимо предоставить страховой компании

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела;
  • реквизиты счета, на который будет перечислена компенсация.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

Читайте также  Оформление автокредита в Совкомбанке

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Солидарная ответственность страховщиков при причинении вреда жизни и здоровью третьих лиц (практика применения п. 9.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»)

Обстоятельства появления в Законе «Об ОСАГО» п. 9.1. ст. 12 это тайна, покрытая мраком. Данная норма была введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ и вступила в силу 01.05.2019г. Если посмотреть пояснительную записку к проекту данного федеральному закона, а также его первоначальный текст, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении, то мы увидим, что изначально включение данной нормы не планировалось. Но как известно самое интересное с проектом закона в нашей стране происходит между первым и вторым чтением. В него могут быть внесены такие поправки, которые выгодны определенным лоббистским группам. Перед вторым чтением выступил представитель минфина РФ и один из депутатов, которые также не затронули вопрос о необходимости и целесообразности введения данной нормы. Известный юрист и заместитель председателя ВАС РФ в отставке В.В. Витрянский называет такие поправки «теневыми».

Страховщикам давно не нравилась предложенная Верховным Судом РФ идея возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью третьих лиц (пешеходов, пассажиров транспортных средств) по каждому полису ОСАГО, даже водителей, которые не являются причинителями вреда в контексте уголовного или административного права. И вот есть подозрения, что благодаря так называемому страховому лобби данная «теневая» поправка появилась ко второму чтению и оказалась в итоговом тексте принятого закона. При этом скажем откровенно, что текст данной нормы выглядит крайне неудачно. Ее смысл сводится к тому, что независимо от количества транспортных средств, взаимодействие которых привело к причинению вреда жизни и здоровью третьих лиц, максимальный лимит страховой выплаты не будет превышать суммы, установленный законом «Об ОСАГО», то есть 500 000 рублей.

Немного поговорив об истории принятии данной нормы, перейдем теперь к практике ее применения. Как всегда, когда в закон об ОСАГО вносятся изменения, меняющие порядок и размер страховых выплат, возникают трудности с определением того момента, когда новая норма подлежит применению. Так было и с увеличением лимитов страховых выплат, введением единой методики ЦБ РФ, введением обязательного претензионного порядка, перехода на натуральную форму возмещения, обязательного обращения к Финансовому уполномоченному и вот сейчас на практике возникают сложности на какие именно правоотношения распространяется новая норма.

Страховщики безусловно сразу, что называется взяли «быка за рога» и с 01.05.2019г. стали применять п. 9.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» независимо от того, когда был заключен договор страхования и тем более, когда произошло дорожно-транспортное происшествие. Однако в данном порыве суды их не поддержали.

Постепенно до судов начали доходить дела, когда дорожно-транспортные происшествия происходили уже после 01.05.2019г. Перед судами встал вопрос о распространении указанной нормы на вред, причиненный третьим лицам, полученным после 01.05.2019г. И здесь в очередной раз у правоприменителей возникли сложности с моментом, когда возникают отношения в сфере обязательного страхования между потерпевшими и страховщиками – в момент заключения договора страхования между страховщиком и страхователем или в момент причинения вреда. Сами страховщики в конце концов для себя выработали правило о том, что новая норма подлежит применению, если ДТП произошло после 01.05.2019г. Соответствующее правило было закреплено в п. 1.3. Правил профессиональной деятельности (ППД) от 27.02.2020г. и обязательно для применения всеми членами Российского Союза Автостраховщиков.

Однако судебная практика, в отсутствие разъяснений высшей судебной инстанции, начала складываться по-разному. Так, например, 17 арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 2 сентября 2020 г. N 17АП-8635/2020-АК, рассматривая жалобу страховщика на предписание регулятора прямо указал, что новая норма распространяется только на договоры, заключенные после 01.05.2019г. Аналогичного правила придерживается при рассмотрении обращений граждан и Финансовый уполномоченный. На уровне новых кассационных судов общей юрисдикции идет поддержка правовой позиции, исходя из которой новая норма должна применяться, если ДТП произошло после 01.05.2019г. Такая практика, в частности устоялась в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции. (здесь, здесь и здесь). При этом, по одному из дел Верховный Суд РФ отказал в принятии кассационной жалобы для рассмотрения коллегией, а по остальным двум делам свое слово Верховный Суд РФ еще не высказал. Безусловно отказное определение Верховного Суда РФ никак нельзя назвать практикообразующим, однако от наших судов можно ожидать все что угодно. Например, тот же самый Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не стесняется ссылаться на отказное определение Верховного Суда РФ, да еще и его экономической коллегии.

Что касается остальных судов общей юрисдикции, то пока что удалось найти только позицию Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, который в Определении от 3 ноября 2020 г. по делу N 88-15985/2020 прямо указал, что к возникшим правоотношениям применимы положения пункта 9.1 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ, предусматривающие обязанность страховщиков солидарно осуществить страховую выплату, общий размер которой не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона — 500 000 руб., поскольку страховой случай наступил после вступления в силу приведенной нормы права о солидарной ответственности страховщиков за причиненный потерпевшему вред здоровью.

Представляется, что позиция вышеназванных кассационных судов являются неверной и противоречит прежде всего разъяснениям Верховного Суда РФ данные им в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» где указано, что по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В момент ДТП возникают деликтные правоотношения между потерпевшим и лицом, ответственным за причиненный вред. Договорные же правоотношения в сфере обязательного страхования возникает между страхователем и страховщиком в момент заключения договора, а в момент ДТП они лишь созревают в обязательство страховщика платить выгодоприобретателю по наступившему страховому случаю. Соответственно, по мнению автора, действие п. 9.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» должно распространяться на договоры, заключенные после 01.05.2019г., о чем как нам кажется скоро выскажется и Верховный Суд РФ.