Лицензия на утилизацию авто

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Вариант с trade-in

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «сбросят» в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.

Именно утилизацию старых машин предлагает Skoda, у которой скидки по такой программе варьируются от 40 000 руб. до 115 000 руб. — в зависимости от марки авто.

При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Самостоятельна утилизация

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.

Как получить лицензию на утилизацию старых автомобилей

Процесс утилизации старого транспорта сопряжен с определенными рисками по отношению к экологии, а потому получение лицензии на утилизацию автомобилей оправдано. Более того, данная лицензия не имеет ничего общего с лицензией на сбор металлолома. Дело в том, что утилизация авто – это совершенно иной процесс, в котором автомобиль не рассматривается только, как источник лома.

Является ли вышедший из эксплуатации автомобиль отходом?

Таковым его признает закон №89-ФЗ от 24.06.98г. В статье 1 этого документа есть определение отходов: под ними понимаются вещества либо предметы, удаляемые, предназначенные для удаления либо подлежащие удалению. И автомобиль, вышедший из эксплуатации и снятый с учета в ГИБДД (без этого провести утилизацию невозможно), как раз и подлежит «удалению». Причем, лицензированию подлежит обращение отходов только с 1-го по 4-й класс опасности (пп.30 ст.12 закона №99-ФЗ от 04.05.11 г., ст.9 закона №89-ФЗ), которые входят в состав автомобиля: шины, смазки, аккумуляторы, и многое иное. В случае, если в составе авто есть еще вещества и материалы, относимые к 5-му классу опасности (т.е. не опасные), то на их обращение лицензии не требуется.

Такой мусор остается на площадке, где происходит утилизация авто

Кто и на каких основаниях может получить лицензию на утилизацию старых авто в 2019?

В 2019 году данное разрешение вправе получить и зарегистрированные предприниматели, и действующие или вновь открытые юридические лица. Главное, чтобы они прошли проверку на местном уровне и Министерством экологии и природных ресурсов РФ, а также отвечали следующим требованиям, в частности:

  • соискатели лицензии обязаны иметь на праве собственности (либо на ином законном основании) участок, специально оборудованный и расположенный за городской чертой в пределах не менее 0,5 км или 1 км от нее (расстояние зависит от того, насколько интенсивной планируется деятельность будущего предприятия);
  • должны разработать проект, отражающий уровень производственной мощности будущего пункта приема, учитывающий технологические и экологические аспекты предстоящей деятельности, ее риски и иные факторы;
  • не должны иметь задолженности по налогам и сборам. Причем, требование об отсутствии бюджетных и внебюджетных долгов распространяется на все виды деятельности, какими занимается соискатель лицензии на текущий момент. Для подтверждения чистоты перед бюджетом в налоговой и в иных контролирующих органах (в частности, в Пенсионном фонде, Фонде соцстраха, и т.д.) можно запросить акт сверки, официально подтверждающий нулевое сальдо по платежам;
  • сотрудники соискателя лицензии обязательно должны пройти обучение, позволяющее им заниматься обслуживанием опасных отходов. Не стоит забывать, что лицензия на автоутилизацию – это комплексное понятие, включающее в себя право на утилизацию шин и покрышек, которые относятся к 4-му классу опасности, масел и смазок – к 1-му уровню опасных отходов. Наличие у сотрудников соответствующей подготовки подтверждает сертификат или удостоверение;
  • любые постройки, оборудование, транспорт и иные активы, которые будут участвовать в приеме, разборе и утилизации старой машины, и принадлежащие на законном основании соискателю лицензии, должны быть проверены санитарно-эпидемиологическими службами и получить по результатам данной проверки заключение. Фактически, такое заключение подтверждает или опровергает наличие необходимых условий для утилизации, размещения и обезвреживания веществ, относимых к разным классам опасности.

к содержанию ↑

Какие виды отходов позволяет «получать» лицензия на утилизацию автомобилей?

Территория предприятия по утилизации

Помимо металлического лома при утилизации вышедшего из строя автомобиля можно получить множество других видов отходов, которые подлежат либо захоронению, либо повторному использованию, например, в качестве сырья для производства других материалов. В связи с этим можно выделить следующие побочные отходы:

  • покрышки и шины. Их относят по опасности для окружающей среды к 4-му классу. Они практически не разлагаются, но в процессе их сжигания образуется вредоносный газ, который опасен, прежде всего, для человека и озонового слоя;
  • машинные масла и иные смазочные материалы. Согласно утвержденной в России классификации их относят к 1-му классу опасности. Их нельзя сжигать на открытых пространствах, нельзя выливать в воду (1 л машинного масла при попадании в источник питьевой воды способен превратить ее 1 млн.л в техническую жидкость), нельзя сливать и закапывать в грунт. Такие составы можно только утилизировать, т.е. подвергать переработке и повторно направлять в использование. На основе переработанных машинных масел могут получить солярку, гидравлические масла и многое иное;
  • аккумуляторы. Они относятся ко второму классу опасных отходов из-за присутствия в них свинца, накопление которого вызывает разрушение организма и психические расстройства, и электролита (в нем содержится серная кислота, чьи пары сжигают слизистую оболочку и дыхательные пути).

Из-за такого количества опасных материалов и веществ к пунктам приема предъявляются повышенные требования в плане организации хранения и перевозки данных отходов. Поэтому очень часто не имеющие подобных условий предприятия договариваются с другими приемщиками, наоборот, располагающими необходимым оборудованием, о передаче за отдельную плату аккумуляторов, смазок и прочих побочных активов, образующихся при утилизации авто.

Что касается сбора и переработки металлического лома, образующегося при приеме старых автомобилей, то на эти виды деятельности дополнительной лицензии не требуется. Исключение составит решение предприятия заняться, например, самостоятельной переработкой таких ресурсов в подземных хранилищах.

Куда нужно обратиться за получением разрешения на утилизацию авто?

Выдается данный документ Росприроднадзором – органом, подчиненным Министерству экологии и природных ресурсов РФ.

Действует лицензия на территории всей страны. Выдается она на не определенный срок, т.е. бессрочно. Однако с момента ее получения Росприроднадзор вправе устраивать проверки лицензиата на факт выполнения им нормативных требований. Причем, проверки могут быть плановыми и внеплановыми, но в рамках лимитов, утвержденных законами. И, если в ходе такой проверки, будет обнаружено нарушение лицензионных требований, то лицензия подлежит аннулированию.

Чтобы получить лицензию на утилизацию авто в 2019 году, нужно собрать пакет определенных документов, в частности:

  • заявление. С порядком его заполнения можно познакомиться на сайте лицензирующего органа. Самое главное, при его написании не следует вносить недостоверные и ошибочные сведения, поскольку все они проверяются. В случае обнаружения ошибок соискатель лицензии потеряет право на ее получение, пока не устранит данные ошибки. Но при этом госпошлину он тоже потеряет;
  • заключение санитарно-эпидемиологической службы по зданиям, транспорту, оборудованию и иным механизмам, которые будут задействованы при автоутилизации;
  • техническая документация на все производственные и иные активы предприятия;
  • копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия: свидетельства ОГРЮЛ или ОГРИП, ИНН, КПП (для организаций), устава, протокола общего собрания о создании фирмы (для организаций) (или Решения о создании компании – если учредитель один), документа о назначении директора;
  • оригиналы свежих выписок из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП;
  • документы, подтверждающие право собственности или пользования объектами недвижимости (землей, зданиями), на которых открывается пункт приема старых авто;
  • копии документов, подтверждающих профпригодность сотрудников для работы с опасными отходами, и иные бумаги (полный их список всегда есть в лицензирующем органе).

Ко всему этому пакету документов прикладывается их опись. Подать все бумаги можно по почте, лично или через представителя (только при наличии доверенности у него), либо по электронной почте. Подаются они в территориальную структуру Росприроднадзора. Там документы все проверяются на правильность оформления, на точность и достоверность изложенной в них информации. На этот процесс отводится 45 рабочих (не календарных) дней. В случае если проверка документов и их принятия выпадают на государственный праздник (например, на Рождество, Новый год или на 23 февраля, и т.д.), то на эти дни срок проверки продлевается. Поэтому стоит передать документы во внепраздничный день.

В итоге, если все в порядке, то соискатель получает извещение об успешном прохождении проверки. Если результат отрицательный, то ему придется начинать все с начала.

Видео – лицензия на обращение с отходами

Утилизируем автомобиль без неприятных последствий

Если старое авто пришло в негодность, то собственник может его утилизировать и получить скидку при покупке новой машины. Для этого ему нужно найти утилизирующую организацию, заключить с ней договор и передать транспортное средство для уничтожения. Если владелец не хочет приобретать новую машину, то получит компенсацию за металлолом. Но иногда автомобилисты встречаются с недобросовестными компаниями, которые не избавляются от авто, из-за чего возникают проблемы с начислением транспортного налога или штрафов от ГИБДД.

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

Автомобиль продается в рамках исполнительного производства: платить ли транспортный налог?

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса — до 3,5 т. согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД её не получится.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию, а автомобилист покупает новое со скидкой. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля — более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

После утилизации водитель получит свидетельство и акт, затем собственник передает эти документы и ПТС в автосалон, где ему предлагают скидку на новый автомобиль. Она будет зависеть от марки и типа утилизируемой машины, а также от приобретаемой модели. Более подробно с условиями утилизации и льготами на новое транспортное средство можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров.

Для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об её реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Так, если автомобилист предоставит справку об утилизации машины в автосалон «Nissan», то может выбрать скидку 30 000 руб. на новый авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2 % годовых по кредиту. А производители машин «Hyundai», УАЗ предлагают скидку 50 000 руб., KIA — 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину на утилизацию и купит новую.

Включается ли амортизация по автомобилю ИП в профессиональный вычет?

При этом юристы советуют не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, мужчина обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Он пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил её утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии мужчина выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, истцу пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому он просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

Собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

В судебном заседании судья изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ истца составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал истцу. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

Правила уплаты транспортного налога в 2021 году

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с мужчины транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал ещё в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Просто так снять авто с учета по утилизации нельзя — нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за её продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД.

Судья запросила сведения о регистрации авто. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации онне сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Лицензия на утилизацию авто

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

  • График приема граждан и общественных объединений
  • Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
  • Опросы
  • Обзор обращений
  • Нормативно-правовая база
  • Часто задаваемые вопросы

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Ваш регион — г. Москва?

Сообщить о коррупции 8 925 400-22-61

  • Природопользователям
    • Администрирование
    • Государственная экологическая экспертиза
    • Cогласования
    • Комплексное экологическое разрешение
    • Разрешения
    • Лицензирование
    • Нормирование
    • Отчетность
    • Государственный учет объектов
    • Информация о проверках
    • Правоприменительная практика
  • Положение территориального органа
  • Руководство
  • Структура
  • Кадровое обеспечение
    • Общая информация
    • Поощрения
    • Служебный распорядок
    • Экзамены и аттестации
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Реестр экспертов
  • Рассмотрение обращений
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Реквизиты
  • Контакты
  • Новости
  • Реестр материалов общественных обсуждений

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденным приказом от 29.05.2020 № 585, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области предоставляет государственную услугу по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III — IV классов опасности на территории г. Москвы и Калужской области.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее — лицензия) соискатель лицензии представляет следующие документы:

Заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», в котором указывает:

  • Для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;
  • Для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
  • Для работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

Копии документов, перечень которых определяется постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»:

  • Для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);
  • Для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
  • Для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • Для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения;
  • Опись прилагаемых документов.

При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган следующие документы:

  • Заявление о переоформлении лицензии, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I — IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);
  • Для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);
  • Для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу;
  • Для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
  • Для работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.
  • Опись прилагаемых документов.

Утилизация автомобиля

Утилизация автомобиля — это крайне полезная и необходимая вещь в современном мире. Старые, непригодные для передвижения автомобили, брошенные на частных или общественных территориях, не только портят внешний вид, но и оказывают негативное воздействие на экологию: частицы ржавого кузова и куски лакокрасочного покрытия загрязняют почву, а подтекающие технические жидкости с осадками попадают в подземные воды и отравляют их. Именно такие транспортные средства и подлежат утилизации. Однако прежде чем уничтожить автомобиль, следует знать, из каких этапов состоит этот процесс и какие документы для этого потребуются.

Что такое утилизация автомобиля

Утилизация автомобиля – безопасное уничтожение транспортного средства с последующей переработкой полученных материалов для использования в промышленности. Обычно состоит из нескольких этапов:

  • освобождение от технических жидкостей (бензина, тосола, масла) путем сливания, разрыва шлангов и пневматической продувки;
  • разбор ТС на детали;
  • сортировка деталей по материалу (металл, пластмасса, стекло, резина, материал, кожа);
  • уничтожение материалов по соответствующей технологии, прессование металла;
  • дальнейшая переработка каждого отдельного материала.

В редких случаях автомобиль без разборки загружают в пресс, максимально сжимают и направляют на дробление и дальнейшую переработку.

Зачем утилизировать старые и новые машины

Автомобили, побывавшие в эксплуатации, утилизируют по следующим причинам:

  • при достижении предельного физического износа;
  • после ДТП или повреждения, в случае, когда транспортное средство не подлежит восстановлению;
  • по программе утилизации автомобилей, позволяющей получить скидку при покупке нового автомобиля.

Новые автомобили утилизируют:

  • при любых повреждениях, полученных в результате транспортировки с завода;
  • опытные образцы моделей;
  • транспортные средства, выпускаемые для краш-тестов;
  • выставочные модели по окончании срока регистрации;
  • ТС, имеющие заводской брак;
  • автомобили, не соответствующие разрешенному экологическому классу.

Также нередко утилизируют новые исправные автомобили, модель которых устарела и не пользуется спросом потребителей.

Порядок действий

Процедура утилизации машины состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:

  • выбор компании, имеющей лицензию на утилизацию отходов – их полный перечень можно получить в ГИБДД или автосалоне;
  • составление договора на уничтожение ТС;
  • получение квитанции и оплата утилизационного сбора, если это необходимо;
  • доставка транспортного средства в пункт утилизации на эвакуаторе или самостоятельно, если такое передвижение не противоречит ПДД;
  • физическое уничтожение транспортного средства;
  • получение свидетельства об утилизации;
  • подача заявления в подразделение ГИБДД о снятии транспортного средства с учета лично или через сайт Госуслуг;
  • сдача государственного регистрационного знака или подача заявления о его резерве;
  • получение подтверждения о снятии транспортного средства с учета.

Какие понадобятся документы

Составление договора и дальнейшая утилизация автомобиля производится на основании предоставленных документов:

  • паспорта гражданина РФ;
  • паспорта транспортного средства.

Представители компании по переработке отходов при появлении спорных вопросов могут и имеют право запросить и другие документы, идентифицирующие транспортное средство или его владельца. При этом важно знать, что при совершений действий по утилизации автомобиля представителем собственника, доверенность на его деятельность должна быть заверена нотариально.

В случае, когда документы на утилизируемый автомобиль утеряны, в первую очередь необходимо обратиться в любое подразделение ГИБДД для их восстановления.

Как снять машину с учета при утилизации

Снятие автомобиля с государственного учета – полное удаление записи из реестра и ее перенос в архив. В соответствии с п.71 «Правил государственной регистрации ТС…», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. №1764, транспортное средство, подлежащее утилизации, снимается с учета в ГИБДД только после его физического уничтожения, подтвержденного актом, справкой или свидетельством.

Таким образом, сначала автомобиль надо сдать на утилизацию, получить справку об утилизации авто, а потом обратиться в подразделение ГИБДД, где необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • заявление на резерв регистрационных знаков (при необходимости);
  • паспорт владельца ТС;
  • ПТС;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • документ об утилизации.

ПТС и СР подлежат сдаче в инспекцию, а государственный регистрационный знак, в соответствии с п.44 и 45 «Правил регистрации…», может быть сохранен за владельцем в течение одного календарного года для установки на новое транспортное средство. По окончании срока – номер переходит в резерв ГИБДД и подлежит выдаче любому другому собственнику.

Стоимость утилизации

Плата за уничтожение автомобиля, произведенного до 2012 г., рассчитывается по формуле:

Базовая ставка * Коррелирующий коэффициент, где

  • ставка – размер платы, установленный и утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1291;
  • коэффициент – величина, зависящая от объема двигателя, закреплена в приложении к постановлению № 1291.

Таким образом, утилизационный сбор за уничтожение легкового автомобиля ранее 2012 года выпуска, независимо от объема двигателя, принадлежавшего физическому лицу и не используемого в коммерческих целях, составит:

20 000 * 0,26 = 5 200 руб.

Утилизационный сбор включен в стоимость любого транспортного средства, выпущенного в 2012 году и позднее, о чем в ПТС, в графе «Особые отметки», должна быть сделана соответствующая запись.

Покупка нового автомобиля по программе утилизации

Программа утилизации – федеральный проект, призванный поддержать производителей и снизить количество устаревших автомобилей на дороге, тем самым повышая безопасность дорожного движения.

Суть программы заключается в следующем: за приобретение нового транспорта, при сдаче старого автомобиля на переработку, владельцу предоставляется скидка в размере 50 000 – 350 000 рублей.

Процесс выглядит следующим образом:

  • покупатель выбирает марку и модель автомобиля в салоне, представители которого обязаны предоставить полный перечень заводов-изготовителей, участвующих в программе;
  • специалисты проводят оценку старого автомобиля с учетом его дальнейшего использования – ремонта и перепродажи (trade-in) или утилизации;
  • определяется конечная сумма скидки, выдается сертификат на покупку;
  • согласно договору, заключенному между покупателем и автосалоном, бывший в эксплуатации автомобиль направляется на утилизацию самим владельцем или передается специалистам, которые утилизируют его самостоятельно;
  • покупатель снимает ТС с учета в ГИБДД и предоставляет документы в салон;
  • происходит оформление документов на новый автомобиль с учетом скидки, полученной по программе утилизации.

Регистрация нового транспортного средства в подразделении ГИБДД проводится собственником или при помощи дилера автосалона.

Можно ли купить утилизированный автомобиль

Поскольку утилизация – процесс физического уничтожения, купить утилизированный автомобиль не представляется возможным.

Однако важно знать, что до 2017 года процесс утилизации выглядел следующим образом: сначала автомобиль снимался с учета в ГИБДД, затем отправлялся на разбор или под пресс. В некоторых случаях владельцы таких автомобилей просто оставляли списанное транспортное средство на личное хранение. Купить такой автомобиль можно, но восстановление государственного учета происходит только по решению суда, обратиться в который должен предыдущий владелец.

В случае, когда покупатель представляет автомобиль, который, согласно документам, был отправлен на утилизацию позже 2017 года – налицо схема действия мошенников.

Если под «утилизацией» понимать процесс снятия транспортного средства с учета, то в этом случае следует знать, что восстановление записи из архива может быть выполнено только по решению суда, в случае ошибочных или неправомерных действий. После повторной регистрации ТС, с ним можно совершать любые юридические действия.

В случае прекращения государственного учета в случае угона или другой причины невозможности эксплуатировать автомобиль, запрет на участие в дорожном движении снимается по заявлению собственника в ГИБДД. Такой автомобиль можно купить или продать.

Понятие о прекращении государственного учета и снятии ТС с государственного учета имеют существенные различия и определены Федеральным законом от 03.08.2018 г. №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ…».

Как восстановить документы на утилизированный автомобиль

Поскольку утилизированный автомобиль направляется на переработку, его технический паспорт подлежит уничтожению. К тому же, в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ №283, любые регистрационные действия в отношении автомобилей, снятых с учета после утилизации, категорически запрещены.

Можно ли ездить на утилизированном авто

Поскольку утилизированного автомобиля не существует, то и передвигаться на нем не представляется возможным.

Также быть участником дорожного движения не могут автомобили, регистрация которых прекращена или заархивирована.

Процесс утилизации транспортного средства не отнимает много времени и сил. Главное – правильно и без исправлений заполнить заявления и предоставить необходимые документы в пункт утиля и ГИБДД. Физическое уничтожение старого автомобиля позволит не только освободить место в гараже, но и избавит от лишних расходов – платы по страховке и налогам.