Краткая трактовка основных положений 170-ФЗ о техническом осмотре ТС

Техосмотр-2021: кому и когда проходить

Преподаватель компании «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Обязательное требование о наличии диагностической карты — документа, подтверждающего факт прохождения техосмотра автомобиля, отменено. Диагностическая карта свидетельствовала о том, что автомобиль технически исправен и может быть участником дорожного движения в России. Что сейчас происходит с техосмотром, для кого он остаётся обязательным и можно ли его не проходить — об этом в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

В законодательство Российской Федерации внесены важные изменения, которые многие называют не иначе как отмена техосмотра для легковых автомобилей. На самом деле всё не так однозначно. Суть в том, что законодатель изменил правила оформления полиса ОСАГО.

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Первичный технический осмотр

Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.

Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля. Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления. Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.

Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.

Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.

Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.

Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.

Повторный технический осмотр

Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту. Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр. Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.

Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.

Диагностическая карта и срок её действия

Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.

Важно! Если у вас срок действия диагностических карт истекает с 01.02.2021 по 30.09.2021, то он продлевается на шесть месяцев, но не менее чем до 01.10.2021. Такое продление предусмотрено приложением 19 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.

В заключение отмечу, что техосмотр для легковых автомобилей жив, требования меняются, контроль усиливается. Берегите себя и свой автотранспорт.

Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»

Новый закон о техосмотре с 1 марта 2021 года: правила, сроки, штрафы

В конце 2020 г. власти предупредили россиян о том, что с 1 марта 2021 г. начнут действовать новые правила проведения технического осмотра автомобилей согласно реформированному Федеральному закону № 170-ФЗ, сопутствующим постановлениям и нормативным актам. Однако наступившей весной прохождение ТО перенесли на 6 месяцев по указу М. Мишустина, из-за неготовности многих ПТО* предоставлять услуги автовладельцам по обновленным требованиям, а также по причине сложной санитарно-эпидемиологической обстановки. Таким образом, на техосмотр 2021 по новым правилам объявлен мораторий до 1 октября 2021 г. Но только для автовладельцев с истекающими диагностическими картами в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г.

*ПТО — пункт технического осмотра.

  1. Законодательно-нормативная база, новый закон о техосмотре 2021 года
  2. Новые сроки технического осмотра
  3. Продление диагностических карт до 01.10.2021
  4. Новые правила и порядок проведения процедуры техосмотра
  5. Что изменится: поправки в техосмотр с 1 марта 2021 года
  6. Фотофиксация при техосмотре и требования к снимкам
  7. Электронная диагностическая карта
  8. В чем главные сложности нововведений
  9. Штраф за отсутствие техосмотра
  10. Кто рискует получить штраф без техосмотра
  11. Как проверить диагностическую карту онлайн
  12. Как ГИБДД будет проверять техосмотр с 1 октября 2021 года

Законодательно-нормативная база, новый закон о техосмотре 2021 года

С 2010 г. государство передало техосмотр в частные руки, руководствуясь идеей: осмотр и ремонт в одном месте. С 2012 г., согласно ст. 12 Федерального закона «О техническом осмотре ТС…» № 170-ФЗ от 01.07.2011 г., автовладельцам начали выдавать диагностические карты (ДК), а сведения о прохождении ТО заносить в электронную базу ЕАИСТО. Задумка была неплохой, но законодатели не учли национальный менталитет граждан.

Через некоторое время служба статистики провела опрос, в ходе которого установила, что почти 80 % из опрошенных автовладельцев не проходят фактический осмотр транспортных средств. Они покупают диагностические карты прямо у страховщиков во время оформления ОСАГО или у брокеров, через Интернет. Такое положение не устроило государство, вследствие чего родилась идея радикально переработать закон о ТО (№ 170-ФЗ) и взаимосвязанные нормативные акты.

Реформа нового техосмотра длилась несколько лет. Был изучен опыт разных стран. Проведены всевозможные расчеты по оснащению ПТО. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, и многое другое. В итоге, поправки законодательной базы Госдума приняла в 2019 г., а с 1 апреля 2020 г. они должны были вступить в силу. Но из-за выявленных недостатков и разногласий еще не вступившие в силу новые правила техосмотра направили на доработку, до летнего сезона.

Новые сроки технического осмотра

После исправления недочетов государство планировало запустить нововведения ТО летом 2020 г., но планам помешал карантин из-за коронавируса. Да и как оказалось, не в каждом населенном пункте есть оборудованный ПТО по стандартам ФЗ № 170. Поэтому обязательное прохождение ТО вновь отложили до весны 2021 г., завуалировав перенос карантином.

К 1 марта 2021 г. опять возникли трудности. Оказывается, многие ПТО все еще не готовы предоставлять услуги с учетом технических и санитарных требований. Во избежание скопления автовладельцев М. Мишустин перенес прохождение техосмотра с 1 марта 2021 г. на 1 октября 2021 г., для автомобилистов с истекающим сроком действия ДК, поскольку ситуация с Covid-19 хотя и улучшается, но пока далека от идеальной, что несет риски для здоровья людей.

Рис. 1. Цитата Михаила Мишустина

Продление диагностических карт до 01.10.2021

Из-за пролонгации санитарно-эпидемиологических ограничений были продлены сроки действия диагностических карт, истекающих в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г. То есть вы сможете оформить ОСАГО без техосмотра 2021 г. в указанный срок (окно). Обратите внимание, что просроченные ДК не подпадают под льготный период! Например, если ТО закончил действовать еще в январе 2021 г. или ранее, то автовладельцу не оформят ОСАГО, а водителя такси или автобуса оштрафуют пока на 500–800 руб., ст. 12.1 КоАП. (Подробнее о штрафах и лишении в/у — чуть ниже.)

Новые правила и порядок проведения процедуры техосмотра

Законодательная база о ТО и другие нормативы существенно усложнили автовладельцам получение диагностической карты. Но вместе с этим, новый закон о техосмотре 2021 г. привнес ряд послаблений для некоторых собственников ТС. Например, у большинства категорий транспорта увеличился интервал времени прохождения ТО.

Таблица 1. Техосмотр 2021 — новые правила прохождения (ст. 15 № 170-ФЗ)

Транспортные средства Возраст ТС Регламент прохождения ТО
Автомобили «В» г/п до 3,5 т и мотоциклы до 4 лет Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью до 3,5 т Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью от 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Легковые автомобили «В» и мотоциклы 4–10 лет 1 раз в 2 года
Легковые автомобили «В» и мотоциклы от 10 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили до 5 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили от 5 лет 2 раза в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью до 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью от 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы для перевозки опасных грузов 2 раза в год

При расчете возраста транспортного средства включается год выпуска, указанный в ПТС и (или) свидетельстве о регистрации.

Что изменится: поправки в техосмотр с 1 марта 2021 года

Главное изменение — это увеличенный регламент прохождения ТО. Если ранее первая диагностика легкового автомобиля или мотоцикла проходила через 3 года с момента выпуска или покупки, то сейчас интервал вырос до 4 лет. А время последующих ТО увеличилось с 3–7 лет до 4–10 соответственно. Так что если вашей машине только исполнилось 3 года, то техосмотр в 2021 г. вам не нужен. Но не все так радужно. Помимо послаблений, государство конкретно «закрутило гайки».

Фотофиксация при техосмотре и требования к снимкам

В окончательной редакции новый закон о техосмотре 2021 (№ 170-ФЗ) предусматривает обязательство к ПТО о фотофиксации транспортных средств в 2 ракурсах: передний на въезде (в начале ТО) и задний на выезде (в конце ТО).

В п. 5. Приказа № 97 от 31.03.2020 г. указано, что время фотофиксации ТС в ПТО или на передвижной диагностической линии должно определяться сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95. То есть вместе с двумя фотографиями будут внесены и координаты проведения ТО.

Далее в п. 6 говорится, что файлы с фотоснимками, переданные в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) в соответствии с п. 7 ч. 3, и ч. 4 ст. 12 ФЗ № 170, хранятся в базе ЕАИСТО не менее 5 лет с даты их передачи. (Как и раньше.)

Рис. 2. Требования к снимкам

С такими требованиями к качеству фотографий и условиям загрузки в базу ЕАИСТО мошеннические схемы выдачи диагностических карт меркнут в бессилии перед новым законом о техосмотре. «Договориться» с оператором будет сложно, так как за выявленные нарушения ПТО могут лишить аккредитации и наложить полумиллионный штраф.

Электронная диагностическая карта

Оформление диагностических карт проходит так же, как и прежде. Данные об автомобиле заносятся в базу ЕАИСТО и хранятся в ней на протяжении 5 лет. Однако, если раньше автовладельцу обязательно выдавался бумажный бланк диагностической карты с подписью оператора ПТО и печатью организации, то теперь такая услуга предоставляется по желанию клиента. То есть новый закон о техосмотре 2021 предусматривает электронный документооборот. Вместе с этим усложнился вход в систему. Доступ открывается после ввода электронно-цифровой подписи.

В чем главные сложности нововведений

Основной проблемой реформированного закона о ТО является неготовность большого количества ПТО. Новый порядок техосмотра вовсю действует, а у одних нет навигационного оборудования для привязки фотографий к месту прохождения, у других персонал все еще не получил электронно-цифровые подписи, а некоторые не могут пройти аккредитацию.

Мишустинский маневр с очередным переносом ТО направлен на автовладельцев, и никак не затронул операторов. Ведь реформа состоялась в полном объеме. Ни один из нормативных актов не отменен: требуется фотофиксация, контролируется пропускная способность ПТО, диагностические карты выдаются в электронном виде только с цифровой подписью эксперта. Из-за этого на открывшихся ПТО создаются огромные очереди. (Один эксперт может принять ограниченное количество машин, не более 16 за 8-часовой рабочий день.)

Штраф за отсутствие техосмотра

Вместе с ужесточением прохождения ТО Госдума расширила рамки ответственности за отсутствие технического осмотра на автомобиле. Правда, эти поправки пока отложили до 2022 г. В настоящий момент штрафовать могут только водителей автобусов, такси и грузовых авто с числом пассажирских мест от 8 шт. Размер штрафа 500–800 руб. (ст. 12.1 КоАП РФ).

Но поправки, указанные в Федеральном законе от 26.07.2019 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», в скором времени вступят в силу. Пока на них наложили мораторий. А с 1 марта 2022 г. они заработают в полном объеме. Вот текст из отложенного закона:

Рис. 3. Ст. 12.1, п. 1.1 КоАП РФ

Кто рискует получить штраф без техосмотра

Получить квитанцию на 2000 руб. рискуют автовладельцы, управляющие транспортным средством без пройденного ТО. Выявлять нарушителей будут сотрудники ГИБДД и нейросеть с помощью камер фиксации. Но штраф может прийти и добропорядочному собственнику ТС, если программа допустит ошибку, например, по причине электронного сбоя. (Придется оспаривать.)

Как проверить диагностическую карту онлайн

Данные о пройденных ТО хранятся в базе ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра). У электронного банка данных есть официальный веб-ресурс eaisto.gibdd.ru. Вы можете проверить техосмотр непосредственно в Единой системе, или в качестве альтернативы использовать наш сервис. Введите в поисковую строку регистрационный номер автомобиля и нажмите «Поиск». (Программа запрашивает данные в ЕАИСТО.)

Как ГИБДД будет проверять техосмотр с 1 октября 2021 года

Реформа ТО затронула и Госавтоинспекцию. Теперь сотрудники ГИБДД обязаны присутствовать при техническом осмотре пассажирских автобусов, которые проходят ТО исключительно по записи. Вместе с этим, у дорожной полиции появились полномочия выявлять купленные техосмотры у страховщиков и аннулировать их в системе ЕАИСТО. «Пробить» диагностическую карту инспекторы могут онлайн в процессе проверки документов после нарушения ПДД или в ходе рейда.

Перенос техосмотра с 1 марта на октябрь 2021 г. затронул исключительно автовладельцев. Операторы ПТО уже обязаны блюсти поправки закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре…» Купить бланк ТО, как ранее, у страховщиков или брокеров сейчас практически невозможно. Диагностическая карта 2021 оформляется по новым правилам: с фотоснимками высокого разрешения, привязкой навигационных координат и электронно-цифровой подписью оператора ПТО. На штрафы без техосмотра пока объявлен мораторий, до 01.03.2022 г.

Краткая трактовка основных положений 170-ФЗ о техническом осмотре ТС

Закон – Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон «О Правительстве Российской Федерации» – Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2010 г.).

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации.

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.

Закон «Об ОСАГО» – Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Закон «О безопасности дорожного движения» – Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Закон «О полиции» – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Закон «О порядке опубликования» – Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22 октября 1999 г.).

Правила аккредитации операторов ТО – Правила аккредитации операторов технического осмотра (зарег. в Минюсте России 21 декабря 2011 г., рег. № 22736), утв. приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. № 697.

ГИБДД РФ – Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Минрегионразвития России – Министерство регионального развития Российской Федерации.

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации.

Минтранс России – Министерство транспорта Российской Федерации.

Минпромторг России – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

ФСТ России – Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

ФСФР России – Федеральная служба по финансовым рынкам.

ВИОГВ субъекта РФ – высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

ОГВ субъекта РФ – орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

ПОС – Профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

РСА – Российский союз автостраховщиков.

ТО – технический осмотр.

ТС – транспортное средство.

МСТО – международный сертификат технического осмотра.

ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

ЕАИС – единая автоматизированная информационная система технического осмотра.

Нормативы МОНП ТО – нормативы минимального обеспечения населения пунктами технического обслуживания.

ГД – Государственная Дума.

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации.

ФНС России – Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации.

ИП – индивидуальный предприниматель.

ЮЛ – юридическое лицо.

ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц.

ЕГРИП – единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

ОГРНИП – государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

ОГРН – государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.

РФ – Российская Федерация.

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 1 ИЮЛЯ 2011 Г. № 170-ФЗ

«О ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(в ред. федеральных законов от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, от 30 ноября 2011 г. № 362-ФЗ, от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ)

Принят Государственной Думой 15 июня 2011 г. Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 г.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец транспортного средства – лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;

2) диагностическая карта – документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и служащий основанием для оформления и выдачи талона технического осмотра, международного сертификата технического осмотра или отказа в их выдаче;

3) заявитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации либо на расширение или сокращение области аккредитации;

4) международный сертификат технического осмотра – документ о соответствии транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, требованиям международных договоров Российской Федерации к техническому состоянию транспортных средств;

5) область аккредитации – деятельность по проведению технического осмотра определенной категории транспортных средств, на осуществление которой получена аккредитация;

6) обязательные требования безопасности транспортных средств – требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра;

7) оператор технического осмотра – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;

8) средства технического диагностирования – оборудование и программные средства, с помощью которых осуществляется техническое диагностирование и которые применяются при проведении технического осмотра;

9) срок действия талона технического осмотра – период со дня выдачи талона технического осмотра до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного технического осмотра;

10) пункт технического осмотра – совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу;

11) талон технического осмотра – документ, подтверждающий соответствие технического состояния транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами;

12) технический осмотр транспортных средств (далее также – технический осмотр) – проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами;

13) технический эксперт – работник оператора технического осмотра, осуществляющий техническое диагностирование и отвечающий установленным в сфере технического осмотра квалификационным требованиям;

14) техническое диагностирование – часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств;

15) транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования;

16) требования аккредитации – совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель и оператор технического осмотра при осуществлении деятельности по проведению технического осмотра.

Комментируемый Закон сам по себе не определяет цель его написания в отличие, например, от Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков». Цель здесь определяется лишь косвенно, через основные понятия, которые прописаны в комментируемой статье. Отсутствие прописанной цели чревато свободным и порой неправильным толкованием как цели Закона, так и самого Закона в целом. А это в свою очередь может привести даже к искажению судебной практики его применения.

Комментируемая статья дает набор понятий, необходимых для понимания комментируемого Закона. Следует заметить, что понятия даются не в логической последовательности, а в алфавитном порядке. Если говорить о логической последовательности, то правильнее было располагать понятия в следующей очередности: транспортное средство, технический осмотр транспортных средств, требования аккредитации, область аккредитации, оператор технического осмотра, владелец транспортного средства, заявитель, пункт технического осмотра, техническое диагностирование, технический эксперт, средства технического диагностирования, обязательные требования безопасности транспортных средств, диагностическая карта, талон технического осмотра, срок действия талона технического осмотра, международный сертификат технического осмотра.

1. Владелец транспортного средства

Понятие «владелец транспортного средства» в Законе определено как лицо, владеющее транспортным средством (ТС) на праве собственности или на ином законном основании. Иными словами, понятие «владелец транспортного средства» включает в себя следующие аспекты:

это лицо, которое владеет определенной вещью;

этой вещью, которой владеет лицо, является транспортное средство;

транспортное средство, которым владеет лицо, должно у него находиться на праве собственности или на ином законном основании.

Согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Из части 2 ст. 1 ГК РФ видно, что граждане в гражданском законодательстве отождествляются со всеми физическими лицами. Следовательно, владельцами ТС могут быть все как физические, так и юридические лица (ЮЛ).

Речь идет именно о владении. В законодательстве России не определено понятие владения. В теоретической литературе «владение» определено как фактическое обладание вещью, контроль над ней.

Краткая трактовка основных положений 170-ФЗ о техническом осмотре ТС

1. В целях обеспечения гарантий прав владельцев транспортных средств на проведение технического осмотра на территориях субъектов Российской Федерации по истечении срока, установленного частью 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в установленном им порядке осуществляет контроль за выполнением на территориях субъектов Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра. В случае, если по результатам такого контроля выявлено, что на территории субъекта Российской Федерации нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра не соблюдены, указанный федеральный орган исполнительной власти направляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости принятия мер по организации проведения технического осмотра. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан принять меры по организации проведения технического осмотра. Перечень этих мер определяется актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации несоблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра выявлено до получения указанного в настоящей части представления, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает меры по организации проведения технического осмотра после такого выявления.
2. Нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, установленной Правительством Российской Федерации.

1. Несмотря на некоторую неясность формулировки комментируемой статьи Закона, здесь речь идет о механизме обеспечения гарантий прав владельцев ТС именно на территориальную доступность проведения ТО. На такой вывод конкретно указывает заголовок этой статьи, а также фраза в тексте комментируемой нормы, что речь идет все-таки о контроле за выполнением на территориях субъектов Российской Федерации именно нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра (МОНП ТО).
Важно заметить, что речь здесь идет об обеспечении гарантий на территориальную доступность после 1 января 2014 г., т. е. после того, как с полиции будут полностью сняты обязанности по осуществлению государственного ТО ТС и прицепов к ним.
Речь идет о посубъектном обеспечении гарантий прав владельцев ТС. Согласно ч. 1 ст. 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находятся следующие субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург – города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данного вида контроля, согласно постановлению Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 901 «О внесении изменений в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации» является Министерство регионального развития РФ (Минрегионразвития России). В подп. 5.2.7.9 Положения о Минрегионразвитии России (утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 901) сказано, что Минрегионразвития России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает порядок осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов РФ нормативов МОНП ТО ТС. А в подп. 5.3.30 того же Положения говорится, что Минрегионразвития России осуществляет контроль за соблюдением на территориях субъектов Российской Федерации нормативов МОНП ТО ТС.
На сегодня существует только проект приказа Минрегионразвития России, который выложен на сайте http://osagogai.ru/novosti/ zakonodatelstvo/noviy-proekt-prikaza-o-techosmotre.
Приведем текст этого проекта.

Приложение
к приказу Минрегиона России
от 20__ г. № ___

ПОРЯДОК
осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств
1. Настоящий Порядок осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств определяет процедуру организации и осуществления мероприятий по контролю за выполнением на территориях субъектов Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра (далее – контроль).
2. Контроль осуществляется уполномоченным структурным подразделением Министерства регионального развития Российской Федерации с 1 января 2014 года.
3. Целями контроля является обеспечение гарантий прав владельцев на проведение технического осмотра на территориях субъектов Российской Федерации.
4. Контроль включает в себя: Рассмотрение и анализ: нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в составе региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (далее – нормативы минимальной обеспеченности);
ежегодных отчетов о принятых мерах по организации технического осмотра на территории субъекта Российской Федерации.
5. Нормативы минимальной обеспеченности представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Минрегион России в течение 30 дней со дня их утверждения вместе с исходными данными, используемыми при расчете указанных нормативов.
6. Контроль осуществляется в форме документарных и выездных плановых и внеплановых проверок.
7. Проверка назначается приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, которым определяется предмет проверки, срок ее проведения, должностное лицо или состав комиссии для проведения проверки.
8. Срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок может быть продлен назначившим ее должностным лицом, но не более чем на один месяц.
9. Выездная проверка проводится с предварительным (не менее чем за 5 дней до начала проверки) уведомлением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уведомление направляется по почте, посредством факсимильной связи или по электронной почте.
10. При проведении выездной проверки члены комиссии:
имеют право находиться на территории и в административных зданиях органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
запрашивают и рассматривают необходимые для проведения проверки документы, устные и письменные объяснения должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
приобщают к материалам проверки копии документов, заверенные в установленном порядке.
11. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых Министром регионального развития Российской Федерации.
Выписки из ежегодного плана проверок направляются в соответствующие высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение пяти дней с даты утверждения указанного плана.
12. Внеплановые проверки проводятся в случаях:
истечения срока исполнения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации ранее направленного представления о необходимости принятия мер по организации проведения технического осмотра;
поступления в Министерство регионального развития Российской Федерации обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления с жалобами на нарушение прав владельцев транспортных средств, получения иной информации, свидетельствующей о несоблюдении на территории субъекта Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности.
13. Документарные проверки осуществляются путем истребования и изучения документов, сведений и необходимых объяснений представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации проведения технического осмотра на территории субъекта Российской Федерации и соблюдении нормативов минимальной обеспеченности.
14. Документы для проведения документарной проверки представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство регионального развития Российской Федерации в срок, не превышающий 10 рабочих дней.
15. В случае непредставления материалов, необходимых для проведения проверки, либо оказания противодействия проверке составляется акт в двух экземплярах, который подписывается председателем комиссии и не менее чем одним из ее членов. Второй экземпляр акта направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
15. По результатам проверки должностным лицом (лицами), проводившим проверку, не позднее чем в 5-дневный срок после окончания проверки составляется акт проверки.
Акт проверки составляется в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта проверки представляется Министру. Второй экземпляр направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
16. В акте проверки указываются: наименование органа, осуществляющего проверку; наименование мероприятия по контролю в соответствии с приказом о проведении проверки, а также реквизиты приказа о проведении проверки;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится проверка;
дата, время и место проведения проверки;
сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере;
подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку;
сведения об ознакомлении с актом проверки высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, его подпись.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;

2) диагностическая карта — документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и служащий основанием для оформления и выдачи талона технического осмотра, международного сертификата технического осмотра или отказа в их выдаче;

3) заявитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации либо на расширение или сокращение области аккредитации;

4) международный сертификат технического осмотра — документ о соответствии транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, требованиям международных договоров Российской Федерации к техническому состоянию транспортных средств;

5) область аккредитации — деятельность по проведению технического осмотра определенной категории транспортных средств, на осуществление которой получена аккредитация;

6) обязательные требования безопасности транспортных средств — требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра;

7) оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;

8) средства технического диагностирования — оборудование и программные средства, с помощью которых осуществляется техническое диагностирование и которые применяются при проведении технического осмотра;

9) срок действия талона технического осмотра — период со дня выдачи талона технического осмотра до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного технического осмотра;

10) пункт технического осмотра — совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу;

11) талон технического осмотра — документ, подтверждающий соответствие технического состояния транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами;

12) технический осмотр транспортных средств (далее также — технический осмотр) — проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами;

13) технический эксперт — работник оператора технического осмотра, осуществляющий техническое диагностирование и отвечающий установленным в сфере технического осмотра квалификационным требованиям;

14) техническое диагностирование — часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств;

15) транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования;

16) требования аккредитации — совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель и оператор технического осмотра при осуществлении деятельности по проведению технического осмотра.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на транспортные средства, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 киловатт и максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час, а также прицепы к ним.

3. Порядок и периодичность проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также тракторов, самоходных дорожно¬-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области технического осмотра

Отношения в области технического осмотра регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — законодательство в области технического осмотра транспортных средств).

Статья 4. Цели и принципы проведения технического осмотра

1. Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.

2. Проведение технического осмотра основывается на следующих принципах:

1) территориальная и ценовая доступность для населения услуг по проведению технического осмотра;
2) право выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра;
3) доступность информации о порядке и периодичности проведения технического осмотра;
4) конкуренция операторов технического осмотра;
5) обеспечение качества услуг по проведению технического осмотра, соответствующих правилам проведения технического осмотра;
6) ответственность операторов технического осмотра за выдачу талона технического осмотра, международного сертификата технического осмотра в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Статья 5. Основы системы технического осмотра

1. Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. Технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными Правительством Российской Федерации.

3. Технический осмотр проводится оператором технического осмотра в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации.

4. Технический осмотр проводится на основе договора о проведении технического осмотра за плату с периодичностью, установленной настоящим Федеральным законом.

5. Учет сведений о результатах проведения технического осмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.

6. В результате проведения технического осмотра выдается талон технического осмотра или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, по заявлению владельца транспортного средства либо его представителя международный сертификат технического осмотра.

Статья 6. Обеспечение гарантий прав владельцев транспортных средств на территориальную доступность проведения технического осмотра

1. В целях обеспечения гарантий прав владельцев транспортных средств на проведение технического осмотра на территориях субъектов Российской Федерации по истечении срока, установленного частью 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в установленном им порядке осуществляет контроль за выполнением на территориях субъектов Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра. В случае, если по результатам такого контроля выявлено, что на территории субъекта Российской Федерации нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра не соблюдены, указанный федеральный орган исполнительной власти направляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости принятия мер по организации проведения технического осмотра. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан принять меры по организации проведения технического осмотра. Перечень этих мер определяется актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации несоблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра выявлено до получения указанного в настоящей части представления, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает меры по организации проведения технического осмотра после такого выявления.

2. Нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, установленной Правительством Российской Федерации.