Какой штраф за обгон на пешеходном переходе

Какой штраф за обгон на пешеходном переходе в 2021 году

Несоблюдение ПДД на любом участке дороги представляет собой опасность для всех участников движения. Отдельное внимание сотрудников ГИБДД при выявлении нарушителей связано с игнорированием правил, когда речь идет о взаимодействии автомобилистов и пешеходов. Аварии с участием обеих сторон заканчиваются плачевно. Введен, в частности, штраф за обгон на пешеходном переходе. Эта мера наказания применяется для тех водителей, что нарушили правила пересечения указанного участка и выполнили опережение транспортного средства с выездом на встречную полосу.

Суть нарушения, отличие обгона и опережения

Порядок проезда участка, предназначенного для пересечения дороги пешеходами, существующие ограничения и запреты определяются действующей редакцией Правил дорожного движения РФ (пунктами 11.4, 14.1-14.6). Разрешается ли выполнить обгон? Однозначные ответ – нет. Водители при пересечении зебры должны учитывать, что осуществление маневра строго запрещено.

При рассмотрении ПДД стоит отметить, что опережение, в отличие от обгона, на таком участке допускается. Стоит четко разграничивать два указанных понятия, которые автомобилисты достаточно часто путают. Результатом этого становится привлечение к ответственности или создание аварийной ситуации. Так, разница состоит в следующем:

опережение представляет собой скоростное движение машины по сравнению с другим транспортным средством, при котором она может изменить полосу движения, не выезжая на встречку;

обгон – опережение, при котором автомобилист кратковременно выезжает на полосу встречного движения и затем возвращается на свою часть дороги.

Важным моментом при соблюдении ПДД является необходимость знать те признаки, которые имеет пешеходный переход. Такой участок, согласно нормам, оснащается дорожной разметкой и соответствующими знаками. Если он является регулируемым, дополнительно устанавливается светофор, в отдельных случаях – устройство звуковой сигнализации.

До 2016 года обгон был запрещен только в том случае, если на переходе присутствовали пешеходы. Если же их не было, водитель, предварительно убедившись в безопасности маневра, мог его выполнить. В связи с участившимися ДТП, в том числе со смертельными исходами, указанное исключение было отменено. Теперь водители, выполняющие запрещенный маневр, привлекаются к административной ответственности.

Штраф за обгон на пешеходном переходе

За нарушение пункта ПДД, регламентирующего запрет обгона на переходе, меру взыскания определяет статья 12.15 КоАП. Санкции достаточно жесткие. Так, наказание за обгон на пешеходном переходе выражается в следующем:

выезд на встречную полосу на участках, где это запрещено, влечет за собой наложение штрафа. Величина его составляет 5 тысяч рублей, но в некоторых случаях применяется лишение права на управление ТС срок 4-6 месяцев;

при условии, что данное нарушение ПДД было зафиксировано повторно, к водителю могут применяться более суровые меры. Состоят они в лишении права управления ТС сроком 1 год. При условии, что проступок запечатлен техническими средствами (видеокамерами), мера наказания будет выражаться в штрафе в размере 5 тысяч рублей.

Дополнительный штраф

Кодекс определяет меру наказания не только за нарушение правил обгона. Привлечение к ответственности, согласно статье 12.18 КоАП, также может выражаться в штрафе за непредоставлении преимущества в движении пешеходам, велосипедистам или др. В такой ситуации нарушителя ожидает взыскание в размере 1500-2500 рублей.

Следует понимать, что оба штрафа (за обгон и непредоставление преимущества) могут налагаться одновременно.

Как правильно проезжать пешеходные переходы

ПДД определяет следующие правила проезда перехода:

при подъезде к такому участку автомобилисту надлежит снизить скорость;

строго запрещено останавливаться в зоне перехода (за исключением пропуска пешеходов);

если авто, которое движется по другой полосе, начинает приостанавливаться перед переходом, стоит также снизить скорость. Вполне возможно, что водитель пропускает пешехода, который незаметен из-за ограниченной видимости;

участникам ДД (пешеходам, велосипедистам и т. д.), которые начали пересечение проезжей части, следует уступить дорогу;

после того, как пешеходы прошли, надлежит сразу продолжить движение и при этом не набирать скорость резко.

Следует знать о том, что правила проезда автомобилистами переходов и те штрафы, которые могут накладываться, не отличаются в зависимости от того, где имело место событие – в черте города или за его пределами.

В заключении

Пересечение пешеходного перехода стоит выполнять особенно внимательно. Это связано с тем, что в определенных ситуациях видимость сильно ограничена. Автомобилист не всегда имеет возможность рассмотреть пешехода. Нарушение ПДД может закончиться привлечением водителя к административной ответственности и наложением определенной суммы штрафа. Если в результате игнорирования правил будет иметь место авария с причинением вреда здоровью людей, то дело уже рассматривается Уголовным кодексом РФ.

Видео

Всё об обгоне: штраф или лишение? На переходах, перекрёстках, под знак и через сплошную

Обгон может быть запрещённым или разрешённым по ПДД. Однако, грань между этими весомыми определениями в 2021 году очень тонка, и попасть на штраф или даже на лишение прав в 2021 году достаточно легко. В данной статье выясним, какие размеры штрафа и сроки лишения прав грозят за выезд на встречку под знак соответствующего запрета, на пешеходном переходе, на перекрёстках, через сплошную разметку и двойную сплошную, какие меры ответственности за этот манёвр, совершённый колонной за другой машиной. Также объясним, как правильно и на каком основании обжаловать штраф или лишение за обгон и приведём актуальную судебную практику.

Какое наказание за обгон по новым правилам в 2021 году?

Общее количество запретов в ПДД, касающихся обгона, несколько десятков. Это и знак запрета выезда на встречную полосу, и сплошные линии и множество других условий.

Однако, наказание в действующем КоАП РФ значится за одно действие, которое объединяет все такие случаи – за выезд на встречку в нарушение Правил. То есть не имеет значения, какой именно пункт ПДД вы нарушили – если этот правовой акт запрещает именно выезд на встречную полосу на данном участке дороги, то наказание одно. Если быть точнее, то их несколько, однако, они имеют общую указанную причину нарушения.

То есть вам необходимо понять следующее. Обгон, являясь самостоятельным манёвром, включает в себя 3 других: перестроение на встречную полосу, опережение, а затем снова перестроение уже на ранее занимаемую полосу движения. Так вот, наказание назначается именно за сам факт выезда на встречку – за одну из составляющих обгон манёвров.

Давайте взглянем все меры ответственности за это!

Таблица штрафов и лишения прав за обгон

Статья КоАП За что наказание? Какое наказание?
12.15, часть 4 Выезд на встречку, включая запрещённый обгон, кроме случая, предусмотренного частью 3 этой же статьи (см. ниже). Штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев
12.15, часть 5 Повторное нарушение, когда по части 4 вы уже были привлечены к штрафу или лишению за последний год (ниже мы поговорим о тонкостях повторности) Лишение прав на 1 год либо штраф, если вас зафиксировала камера фото- или видеофиксации
12.15, часть 3 Выезд на встречную полосу при объезде препятствия Штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей

Что значит повторное нарушение?

В Административном кодексе предусмотрено назначение более строгих санкций в случае, если водитель совершил рецидив по конкретному нарушению. Данный вопрос регулирует статья 4.6 КоАП, и речь здесь идёт о последовательности самих терминов в административном праве:

  • сама повторность возможна только тогда, когда водитель считается подвергнутым наказанию,
  • в 4.6 срок такой подвергнутости исчисляется с даты вступления в силу постановления о штрафе или лишении за обгон и в течение 1 года после полного исполнения наказания за первое нарушение,
  • а исполнением является полная оплата штрафа ГИБДД либо окончание срока лишения права управления.

Таким образом, если вы попались за запрещённый обгон во второй, третий и так далее разы, то вам вынесут более строгое наказание в том случае, если первое постановление вступило в силу (прошёл 10-дневный срок на обжалование, и вы не подавали жалобу) и не прошёл 1 год с даты полной оплаты штрафа либо с даты конца срока лишения.

Вот простой пример.

В первый раз водителя поймали за обгон через двойную сплошную 20 июня прошлого года. Постановление вынесено 30 июня, где водителя подвергли лишению прав на 4 месяца, и он не оспорил эту санкцию. В этом случае, если автолюбитель попадётся во второй раз с нарушением, ответственность за которое квалифицируется по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, в период до 11 ноября 2021 года включительно, то ему уже назначат наказание по части 5 данной статьи с лишением прав на 1 год (если попадётся на камеру, будет штраф 5 тысяч).

Как мы здесь считали? Постановление вступило в силу 10 июля прошлого года (срок обжалования 10 дней) и с этой даты начался срок подвергнутости наказанию. Заканчивается этот период в течение года после исполнения наказания. А оно исполнено 10 ноября прошлого года (4 месяца срока лишения прав). То есть ещё в течение года после этого водитель считается подвергнутым ответственности.

Если бы в данном примере водителю назначили штраф, который бы он оплатил полностью 2 июля, то до 3 июля 2021 года можно было бы назначить более строгое наказание за повторный запрещённый обгон.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

как говорит сказочный, «замучаетесь пыль глотать бегая по судам».
Подано в суд на обжалование штрафа ГКУ АМПП еще весной, а эти бандиты вместо того что бы переслать жалобу в суд, направили документы на взыскание приставам. Итого: 3 жалобы, одно ходатайство, 1 заявление в прокуратуру — ни одного ответа по существу, долг на взыскание висит в базе. И это я юрист.

Нарушение скоростного режима на длинном участке дороги, т.е. штраф за среднюю скорость. Т.к. в ПДД нет такого понятия как средняя скорость движения а штраф можно выписывать только если известен конкретное место нарушения ПДД.

Не понятен момент с Преимущественным правом машин с разметкой и мигалками. Согласно ПДД 3.2, при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При этом, уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Должен ли я, перестраиваться, пропуская машину с синей мигалкой, которая догоняет меня сзади? Попадает ли такой маневр под понятие Уступить дорогу?

Andreyka, а если ты не перестроишься, ты будешь являться помехой для беспрепятственного движения, дальше решай сам

Andreyka, должен. Видимо «уступить дорогу» и «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства» — разные понятия

Andreyka, естественно. Сам же пишешь «не должен. продолжать движение. если это может вынудить. имеющих преимущество. изменить направление движения или скорость».

Константин, в таком случае, мне нужно остановиться 🙂 Про маневр перестроения в ПДД ни слова.

Какой штраф выписывают за обгон на пешеходном переходе? Спорные ситуации при нарушении ПДД

Часто бывает что водители куда-нибудь торопятся. И некоторые из них, чтобы приехать вовремя, могут прибегнуть к нарушениям. В основном это превышение скорости и обгон медленно едущей впереди машины, выполненный не по правилам. Ведь торопящемуся водителю не удастся повысить скорость, если полоса движения перед ним занята.

И иногда обгон приходится как раз на зону пешеходного перехода — что может привести к неминуемому штрафу, а то и лишения нарушителя водительских прав.

  1. Какое предусмотрено наказание?
  2. Что написано в ПДД?
  3. Когда запрещено совершать маневр?
  4. Спорные ситуации и способы их решения
  5. Как ДПС может доказать вину?
  6. Заключение

Какое предусмотрено наказание?

Практически в любой ситуации выходить на обгон в зоне пешеходного перехода запрещается. Даже если поблизости нет ни одного пешехода — исключений в данной ситуации, которые препятствовали наказанию за данное нарушение почти нет.

Как бы нарушителя не раздражала медлительность автомобиля впереди, выходить на обгон не стоит, если он конечно не желает быть наказанным по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. А она гласит, что при выезде на встречную полосу движения (в том числе и трамвайные пути) нарушителю будет выписан штраф в размере 5000 рублей, или его лишат прав на период от четырех месяцев и вплоть до полугода.

Понятие обгона в ПДД и предусматривает выезд на «встречку», поэтому к нарушителю в этой ситуации и применяют подобную статью. За повторное нарушение мера наказания будет ужесточаться.

На этот раз нарушитель не сможет отвертеться от лишения прав — возможности управления автомобилем его лишат на целый год. Правда только при условии, что нарушение было зафиксировано не камерами автоматической фиксации. Тогда по данной статье наказание смягчится до штрафа в пять тысяч рублей.

К тому же не любителям лишний раз притормозить следует помнить и о статье 12.18 КоАП. Она предполагает наказание за непредоставление преимущества для пешеходов/велосипедистов при движении на пешеходном переходе.

Статья 12.18 КоАП РФ. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования «Правил» дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Если нарушитель не притормозит перед пешеходным переходом, если на нем будут находится пешеходы, то ему вероятнее всего влетит штраф, а исходя из данной статьи он накладывается в размере от 1500 до 2500 рублей. Соответственно, идя на обгон у пешеходного перехода, нарушитель запросто нарушает и это правило.

Что написано в ПДД?

В ПДД обгону дается четкое определение, и отличие его от опережения. Обгон — опережение одного или нескольких автомобилей, при котором обгонявшему приходится выезжать на полосу встречного движения, а затем вернуться обратно на занятую ранее полосу.

Обгон обладает следующими признаками:

    При обгоне водитель обязательно выезжает на встречную полосу дорожного движения, которая должна быть свободна для совершения маневра.

Это описано в разделе 11 ПДД п.1: перед началом обгона, водитель в обязательном порядке должен удостовериться, что встречная полоса обладает достаточным свободным пространством, и в процессе совершения маневра его автомобиль не создаст никаких помех, или опасностей для движения другим участникам дорожной езды.

  • После объезда обгоняемой машины водитель сразу же возвращается на свою полосу, иначе вместо обгона это будет считаться нарушением — выездом на «встречку».
  • И именно этим выездом на встречное движение обгон и отличается от опережения.

    В пункте 11.4 ПДД четко описано, где обгон совершать запрещается:

    1. При проезде пешеходного перехода.
    2. При проезде перекрестков — как регулируемых, так и нерегулируемых. Но на перекрестках, которые не регулируются запрещено обгонять, только если движение происходит не по главной дороге (каков штраф за обгон на перекрестке?).
    3. В местах с железнодорожным переездом — на расстоянии ста метров до него.
    4. При проезде через тоннель, мост, путепровод, эстакаду и под ними (что грозит за обгон на мосту?).
    5. На участках, где видимость ограничена дорожными условиями, например, на опасном повороте, на конце подъема и т.п.

    Когда запрещено совершать маневр?

    Помимо мест, где нельзя выходить на обгон, существует и перечень случаев, когда маневр будет опасен и также запрещается к проведению:

    • Когда машина, которая на данный момент едет на той же полосе впереди, планирует совершить обгон. При этом водитель той машины подает сигнал левым сигналом поворота о своем замысле.
    • Машина впереди уже выполняет обгон, или же объезд какого-нибудь препятствия.
    • Если обгон начала совершать машина, которая ехали позади на той же полосе.

    Также водителю следует понимать, что если по совершению обгона у него не получится спокойно и безопасно вернуться на свою полосу, то обгон не следует совершать. Это является прямым нарушением пункта 1 раздела 11 ПДД , ну и конечно же помимо того может создать аварию, а то и не одну, если речь идет о скоростном передвижении.

    Каждый из автомобилистов должен понимать, что все эти правила не являются необоснованными, и в первую очередь при дорожном движении следует заботиться о безопасности — как собственной, так и других водителей.

    Спорные ситуации и способы их решения

    Как показывает практика, из-за того, что протоколы по четвертой части статьи 12.15 КоАП РФ рассматриваются мировым судом (в силу их юрисдикции), отделаться минимальным наказанием в виде штрафа в пять тысяч рублей удается редко, и далеко не всем.

    А если нарушителя не штрафуют, то его лишают прав на вождение автомобиля, причем на немалый срок — вплоть до полугода. И как бы это странно не звучало, практически единственной возможностью избежать такой участи является — это попытка доказать, что был выполнен не обгон, а опережение.

    Для выхода победителем из ситуации, нарушителю придется привести все аргументы в пользу необходимости и даже неминуемости данного маневра, почему именно пришлось обгонять едущую впереди машину именно на переходе, а не подождав лишние несколько секунд, и не проехав данный участок дороги.

    Также можно попытаться найти недочеты и ошибки в самом протоколе, различные нарушения в процессе его составления — так тоже можно избежать наказания. Если доказать свою невиновность не получилось, то нарушитель подумает, что у него получится попытаться обжаловать штраф за обгон, или лишение водительских прав.

    Но при этом его ожидает фиаско: при нарушении правил пересечения пешеходного перехода, а в конкретном случае — при обгоне на пешеходном переходе, реализовать обжалование невозможно. А особенно если нарушение было зафиксировано видеоматериалом.

    Как ДПС может доказать вину?

    Зафиксировав данное нарушение, инспектор обычно подкрепляет его доказательствами. В первую очередь это записанные наблюдения самого инспектора.

    К тому же нарушение может быть зафиксировано камерой фиксации нарушений, и при нарушении почти всегда имеют место быть показания свидетелей и очевидцев — пешеходов, переходящих на тот момент дорогу (или просто прохожих), а также как минимум водитель, которого обгоняли. Все это прикладывается к протоколу, который будет детально рассмотрен на суде.

    Заключение

    Обгон на пешеходном переходе — достаточно грубое нарушение ПДД. За это нарушение водителя могут оштрафовать на пять тысяч рублей, или же лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев, что на практике случается гораздо чаще, чем штраф.

    При повторном нарушении прав лишат уже на целый год. А права обжаловать решение суда у нарушителя уже не будет.

    И хотя бы поэтому следует несколько раз подумать, прежде чем совершать данный маневр, тем более что всегда можно подождать несколько секунд и, проехав переход, выполнить обгон по всем правилам, ничего не нарушая. А нарушая, можно не только спровоцировать ДТП, но и наехать на пешехода.

    Обгон почти не виден

    Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

    Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

    Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

    Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

    Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?

    Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

    Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

    Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

    Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

    Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.