Какая реформа техосмотра ожидается в 2020 году

Техосмотр в фокусе

Напомним, что в следующем году вступают в силу поправки в закон о техосмотре. Отдельные его положения начинают действовать в разное время, но основные поправки с 1 марта. Но чтобы проводить техосмотр по новому закону, требуются и новые правила. Вот они и появились. Что в них нового, с чем автомобилисты еще точно не сталкивались?

Итак, диагностирование производится в соответствии с требованиями к производственно-технической базе, фотографическому изображению транспортного средства и точности определения координат места проведения техосмотра. Напомним, что в соответствии с поправками в закон, при проведении техосмотра в обязательном порядке делаются две фотографии: до и после диагностики. Эти фотографии вместе с координатами места съемки вносятся в единую автоматизированную информационную систему техосмотра ЕАИС ТО. Координаты места съемки при этом не могут быть дальше 15 метров от пункта ТО.

Сделано это для того, чтобы избавиться от сложившейся практики торговли диагностическими картами, когда автовладельцы приобретают их, не проходя техосмотра. Так хотя бы точно будет установлено, что тот или иной автомобиль на диагностику все-таки приезжал.

Также напомним, что диагностические карты будут сразу оформляться именно ЕАИС ТО. Перед началом диагностики в соответствии с новыми правилами, оператор должен убедиться в соответствии идентификационного номера автомобиля или кузова, рамы, кабины тому, что написано в свидетельстве о регистрации или паспорте транспортного средства. Если номера не совпадают, или, не дай Бог, не совпадает марка или модель машины, то есть ее нельзя идентифицировать по данным документам, то оператор вносит в ЕАИС ТО информацию об отказе от проведения услуги, указывая ее причины.

Несколько раз прописано в документе моменты оплаты. Оплатить услугу автовладелец должен до начала диагностики, это будет своеобразным подтверждением заключения договора. При отказе от оплаты оператор может отказать в оказании услуги. Стоимость ТО устанавливает оператор. Но она не может превышать предельный размер, установленный региональными властями по методике, разработанной федеральной антимонопольной службой. Кстати, сейчас ФАС разрабатывает новую методику. Цены, установленные по старой методике, не оправдывали затрат на техосмотр даже без фотофиксации.

По результатам осмотра оформляется диагностическая карта в ЕАИС ТО и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. По желанию автовладельца она также выдается на бумажном носителе с подписью эксперта и печатью оператора.

Отдельно прописаны требования по проведению техосмотра вне пунктов ТО с помощью передвижных диагностических линий. Применяться они будут в тех муниципальных образованиях, где не соблюдаются нормативы минимальной обеспеченности пунктами ТО — есть и такие. При этом работать передвижные диагностические линии смогут только в границах того региона, в котором расположен пункт ТО соответствующего оператора.

В постановлении прописан порядок аннулирования диагностической карты. Аннулировать ее сможет орган государственного надзора — в данном случае это ГИБДД — если установит, что автомобиль не проходил диагностики, или было выявлено несоответствие машины требованиям безопасности, но на нее все равно оформили диагностическую карту. Сведения об аннулировании вносятся в систему ЕАИС ТО одновременно с принятием решения о привлечении к ответственности оператора техосмотра. При этом ГИБДД в течение трех дней должно проинформировать об аннулировании диагностической карты владельцев машины, ее собственника, страховщика, застраховавшего ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.

Что в этом случае делать владельцу такой машины? Пока не доказана его вина в приобретении такой карты, ему ничего не грозит. Потребуется снова пройти техосмотр. Договор ОСАГО по причине аннулирования диагностической карты расторгнут не будет. Но если без техосмотра автовладелец попадет в ДТП по собственной вине, то страховая компания возместит причиненный им ущерб, а затем выставит регресс.

И еще один важный момент: исправлена ошибка в постановлении правительства, утвердившем действующую форму диагностической карты. Дело в том, что начиная с 4 августа этого года все автомобили, прошедшие техосмотр, считались автобусами. Именно так было предусмотрено в этом документе. Новое постановление утвердило новую форму диагностической карты, которая начнет действовать через неделю. В ней «автобусы» заменили на «транспортные средства».

Техосмотр-2021: кому и когда проходить

Преподаватель компании «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Обязательное требование о наличии диагностической карты — документа, подтверждающего факт прохождения техосмотра автомобиля, отменено. Диагностическая карта свидетельствовала о том, что автомобиль технически исправен и может быть участником дорожного движения в России. Что сейчас происходит с техосмотром, для кого он остаётся обязательным и можно ли его не проходить — об этом в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

В законодательство Российской Федерации внесены важные изменения, которые многие называют не иначе как отмена техосмотра для легковых автомобилей. На самом деле всё не так однозначно. Суть в том, что законодатель изменил правила оформления полиса ОСАГО.

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Первичный технический осмотр

Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.

Читайте также  Расчет транспортного налога по Москве и области

Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля. Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления. Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.

Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.

Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.

Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.

Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.

Повторный технический осмотр

Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту. Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр. Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.

Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.

Диагностическая карта и срок её действия

Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.

Важно! Если у вас срок действия диагностических карт истекает с 01.02.2021 по 30.09.2021, то он продлевается на шесть месяцев, но не менее чем до 01.10.2021. Такое продление предусмотрено приложением 19 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.

В заключение отмечу, что техосмотр для легковых автомобилей жив, требования меняются, контроль усиливается. Берегите себя и свой автотранспорт.

Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»

Техосмотр-2022: водителям объяснили, что их ждет (проходить будут все)

Минтранс опубликовал законопроект, который должен поставить точку в обсуждениях судьбы техосмотра. Отменять эту процедуру не будут — вместо этого список пунктов для проверки на станциях техосмотра сократят. Согласно действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств…», для получения диагностической карты автотранспорту нужно пройти 82 пункта. После актуализации перечня в нем останется 59 пунктов для проверки. Проект постановления до 5 сентября будет проходить антикоррупционную экспертизу, кроме того, его рассмотрят в Министерстве экономического развития. В случае одобрения, законопроект отправится на утверждение премьер-министру Михаилу Мишустину.

Согласно пояснительной записке к документу Минтранса, после обсуждений с профессиональным и экспертным сообществом из перечня исключена обязательная проверка следующих параметров:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением
  • наличие механических повреждений тормозных трубопроводов;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость в зоны очистки;
  • проверка уровня шума выпускной системы транспортного средства. При этом исключается необходимость проверки с помощью шумомера. Его заменят на проверку органолептическим методом;
  • способность тягово-сцепных устройств обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром;
  • проверка комплектации транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами;
  • наличие каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств;
  • наличие мест установки государственных регистрационных знаков, а также соблюдения требований по их креплению;
  • проверка дополнительных требований к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.

Ранее о таких изменениях, предложенных МВД России, сообщил Autonews.ru со ссылкой на протокол совещания от 21 июля 2021 г. в Министерстве экономического развития по вопросу исполнения поручений вице-премьера Марата Хуснуллина.

Согласно проекту новой диагностической карты, легковым автомобилям (категория М1) придется пройти проверку тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, шины и колес, двигателя и его системы, прочих элементов конструкции.

Каждый из пунктов включает несколько подпунктов. Например, при проверке тормозной системы эксперты оценят ее эффективность, а также устойчивость транспортного средства, подтеки тормозной жидкости, а также нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе. Изучая работу рулевого колеса, специалисты проверят люфты и возможные самопроизвольные повороты рулевого колеса с усилителем от нейтрального положения при работающем двигателе.

Оценка внешних световых приборов будет включать в том числе проверку углов регулировки и силу света фар. При проверке шин и колес эксперты обратят внимание на трещины на дисках о ободьях колес, а также на рисунок протектора — он не должен быть сильно истерт, а сами шины должны быть одинаковыми. При оценке прочих элементов конструкции на техосмотре по-прежнему не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.

Зачем сокращать чек-лист для прохождения техосмотра

В Минтрансе рассказали, что проанализировали правоприменительную практику и выявили избыточность некоторых требований. Кроме того, некоторые операции оказались слишком сложными и затратными по времени, а при выполнении еще части из них — возникали риски неоднозначного толкования установленных требований.

По оценке автора предложений, указанные изменения сократят время проведения технического диагностирования транспортных средств, что положительно повлияет на пропускную способность пунктов технического осмотра. Также изменения должны позволить уменьшить перечень обязательного оборудования операторов технического осмотра, снизив тем самым финансовую нагрузку на субъекты предпринимательства.

Будет ли техосмотр обязательным

В МВД ранее в целом выступали не только за исключение из процедуры техосмотра ряда обязательных параметров для проверки: саму процедуру в ведомстве предложили сделать необязательной для физических лиц. Однако пока в законопроект Минтранса это предложение МВД не попало. Autonews.ru направил в Минтранс запрос относительно будущего этой инициативы.

«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений ПДД: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра», — говорили в МВД по итогам профильного совещания ведомств.

По данным ведомства, вероятность участия легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и прошедших технический осмотр, в ДТП (учитывая количество зарегистрированных автомобилей и аварий с их участием) составляет 1,1% и 0,7% соответственно (автобусы — 5,6%, грузовики — 2,07%). В рамках учета ДТП технические неисправности фиксируются в качестве сопутствующих условий (в 2020 г. +19,3%, 5,4 тыс.; 5 мес. 2021 г.: +3,2%, 1,8 тыс.), поскольку установление причинно-следственной связи требует проведения специальных экспертиз.

Читайте также  Претензия в страховую компанию по ОСАГО

Таким образом, пока добровольность прохождения техосмотра остается на уровне обсуждений. И штрафов за его отсутствие никто не отменял. Так, автомобилисту и сейчас могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». А с 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будут штрафовать на 2000 рублей. Постановления будут приходить с камер раз в сутки.

Что говорят на пунктах техосмотра

Участники отрасли техосмотра считают, что оптимизация процедуры проведения технического диагностирования в предложенной МВД версии, приведет к незначительному увеличению пропускной способности пунктов техосмотра и не снизит их издержки. В этом уверен председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.

«Изменения практически не снизит издержек операторов техосмотра на приобретение диагностического оборудования, но поставит под сомнение необходимость этой процедуры, — заявил Autonews.ru Бурдюгов. — Аналогичные выводы можно сделать и на основании инициативы ГИБДД по добровольному прохождению технического осмотра владельцами легковых автомобилей. Необходимо решать вопрос по контролю за техосмотром, а не сокращать пункты техосмотра».

Бурдюгов рассказал, что в регионах до сих пор наблюдается недостаток пунктов техосмотра, но с текущей стоимостью этой услуги новые точки открываться не будут.

Для ТО введут минимальный тариф и поменяют периодичность проверок

Минэкономики разработало пакет изменений в закон о техосмотре, который обяжет регионы устанавливать для операторов ТО минимальную предельную цену за диагностику автомобилей. Это необходимо для борьбы с недобросовестными участниками рынка, которые торгуют диагностическими картами без проверок машин. Против инициативы, как выяснил “Ъ”, выступила Федеральная антимонопольная служба. ФАС считает, что цены на техосмотр должны регулироваться «рыночными механизмами», а не ограничениями.

Поправки к 170-ФЗ о техосмотре опубликованы Минэкономики на regulation.gov.ru и проходят общественное обсуждение. Законопроект впервые вводит понятие «минимального размера платы» за проведение ТО. Сегодня, напомним, регионы определяют лишь «предельный» размер тарифа, по которому обязаны работать операторы, ориентируясь на методику Федеральной службы по тарифам 2012 года. Этим пользуются недобросовестные операторы ТО, пояснил “Ъ” директор департамента госполитики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономики Александр Вдовин: не проводя ТО, они оформляют диагностические карты по цене ниже самоокупаемости процедуры, «выдавливая» с рынка добросовестных игроков. Региональные власти будут следить за соблюдением пороговых значений цены, говорится в законопроекте.

Доработка закона ведется Минэкономики в связи с подготовкой масштабной реформы ТО, которая стартует с 1 марта 2021 года:

  • ужесточаются требования к операторам,
  • вводится фотографирование машин,
  • диагностические карты станут электронными.

Цель нововведений — исключить практику торговли диагностическими картами вместе с полисами ОСАГО.

Законопроект также уточняет периодичность ТО. По текущим правилам (действуют с апреля), владельцы новых авто, мотоциклов приезжают на первое ТО через четыре года, машины старше четырех лет — раз в два года, старше десяти лет — раз в год. Грузовики с максимальной массой от 3,5 тонны, автомобили со спецсигналами, а также учебные машины автошкол проверяются раз в год, но если машина старше пяти лет — раз в полгода. Для последней категории ТС установят годовую периодичность проверок независимо от возраста, это делается «для сокращения издержек владельцев ТС», пояснили “Ъ” в пресс-службе Минэкономики.

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов поправки поддержал, назвав их «закономерным и правильным решением»: «Установление минимального размера платы за техосмотр послужит защитой для операторов от недобросовестной конкуренции». Глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков считает, что разница между верхней и нижней планкой цены не должна быть более 20%.

Сейчас в РФ зарегистрировано чуть более 5 тыс. операторов ТО. В МВД, по данным “Ъ”, опасаются, что они могут не справиться с нагрузкой по проверке более 58 млн авто, которая ляжет на бизнес весной 2021 года. Такое опасение было высказано на одном из совещаний по теме ТО, проходившем на этой неделе.

«Рынок услуг по техосмотру характеризуется высокой конкуренцией,— заявили “Ъ” в пресс-службе ведомства.— Введение минимального размера платы не соответствует основным принципам государственной политики по развитию конкуренции, утвержденным указом президента от 21 декабря 2017 года №618. Такого рода изменения вводят дополнительные обязательные требования и, соответственно, административную нагрузку для операторов». В ФАС рассказали, что уже работают над проектом новой методики, по которой будут рассчитываться тарифы в марте 2021 года: предложения уже собраны, вырабатываются «экономически обоснованные подходы». Проект документа в ближайшее время представят на отдельном совещании. В будущем же, отметили в ФАС, планируется вообще отказаться и от верхнего предела цены на ТО в пользу «рыночного механизма, который должен способствовать улучшению качества предоставления услуг, росту числа операторов и удовлетворению потребительского спроса».

Недосмотрели: что случилось с реформой техосмотра и почему ее срочно перенесли

С 1 марта российские водители должны были проходить обязательный техосмотр по новым правилам. Реформа готовилась давно, но ее пришлось отложить — страна оказалась не готова к столь серьезным переменам.

Чего теперь ждать автомобилистам? Где брать диагностические карты после 1 марта? Почему реформу техосмотра пришлось перенести на 1 октября и имеет ли этот перенос законную силу? Какие есть альтернативы техосмотру? Blog.Autospot разобрался в ситуации и нашел ответы.

Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию

Зачем нужна реформа техосмотра

Изначальной целью проведения реформы техосмотра по официальной позиции правительства была борьба с купленными диагностическими картами, без которых, напомним, нельзя приобрести полис ОСАГО. Необходимость изменений авторы законопроекта мотивировали также ростом аварийности по вине водителей неисправных транспортных средств.

В общем-то, доля правды в этом действительно есть: многие водители до сих пор предпочитают просто купить диагностическую карту через интернет. В России давно сформирован черный рынок карт, которые зачастую покупают вместе с полисом ОСАГО.

Реформа предусматривала введение электронных диагностических карт, усиленной электронной подписи при их оформлении, а также фотофиксация автомобилей в процессе прохождения ТО.

Разумеется, подобные нововведения потребовали новых вложений в развитие своей технической базы со стороны операторов техосмотра. Далеко не у всех пунктов ТО есть такие средства и возможности.

Срочный перенос техосмотра

Но председатель правительства подчеркнул, что к 1 октября вся система должна работать без сбоев и не создавать никаких неудобств гражданам.

Отметим, что игроки рынка и автомобилисты по-разному отреагировали на перенос реформы. Для операторов ТО это стало неприятным сюрпризом, так как подготовка к нововведениям с их стороны почти завершена.

Популярное

Юридическая засада

Но главное противоречие возникло на юридической стороне вопроса. С 1 марта в силу вступают поправки в закон о техосмотре, которые уже подписаны президентом. То есть сам закон в силу-то вступит, а вот подзаконный акт, который определяет порядок проведения ТО, — нет.

Читайте также  Какой лучше выбрать ксенон для автомобиля

А применять старый порядок нельзя, так как его положения противоречат поправкам в закон о техосмотре. Этот конфликт приведет к тому, что с 1 марта по 1 октября автомобилисты просто не смогут проходить техосмотр — он будет вне закона. То есть и купить полис ОСАГО они не смогут. Это не касается техосмотра автобусов, который будет регулироваться ГИБДД

Издание «Коммерсантъ» сообщило , что проблему решили очень просто: все диагностические карты, действие которых заканчивается после 1 марта 2021 года, продлеваются до 30 сентября.

В Российском союзе автостраховщиков, который ведет реестр операторов техосмотра, такое решение поддержали.

«Это временный режим, связанный с ограничениями из-за ковида. Он позволит автовладельцам после окончательного снятия этих ограничений, которое ожидается к октябрю, проходить техосмотр в нормальном режиме без риска остаться без полиса ОСАГО», — цитирует пресс-служба союза президента РСА Игоря Юргенса.