Как заключить договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров

Договор аренды транспортного средства с экипажем: как переделать шаблон под себя

🚗 🧑‍✈️ Аренда транспорта с экипажем — это как обычная аренда вещи, только дополненная услугами водителя. Сам арендатор за руль не садится. Такой договор заключают, чтобы развозить сотрудников по домам на микроавтобусе, переносить погрузчиком коробки на складе или копать землю экскаватором. Второе название аренды транспорта с экипажем — фрахтование на время. Если увидите такой заголовок, знайте — это один и тот же договор.

На аренду транспорта с водителем обязательно оформляют письменный договор. Рассказываем, как заполнить шаблон договора под свой бизнес и урегулировать спорные моменты, которые часто встречаются в жизни. Источник — параграф 3.1 ГК РФ.

❌ Важно: договором аренды транспорта нельзя прикрывать трудовые отношения с водителями и экспедиторами. Если в компанию нужен человек с личным автомобилем, который с девяти до шести развозит заказы и подчиняется директору — надо заключить трудовой договор. Если подмена вскроется, компанию оштрафуют и заставят заплатить налоги за неоформленного работника.

Предмет договора: какой транспорт берут в аренду и на каких условиях

Предмет — обычно самый первый пункт договора. В нём пишут, какое конкретно транспортное средство и на каких условиях передают в аренду. Без подробностей договор превращается в бесполезную бумагу. Поэтому в первом разделе важно прописать:

— Что именно стороны должны друг другу. Обычно это аренда + услуги водителя и техобслуживания.

Пример: Арендодатель передаёт во временное владение и пользование Арендатору микроавтобус и оказывает своими силами услуги по его управлению и технической эксплуатации, а Арендатор оплачивает аренду и услуги на условиях настоящего договора.

Если кроме вождения и техобслуживания оказывают допуслуги, например, оформляют транспортные накладные, это добавляют в договор.

— Характеристики транспорта: наименование, марка, номер двигателя и всё остальное.

— Какое допоборудование и документы передают вместе с транспортом.

— Для какой цели транспорт берут в аренду.

Пример: Арендуемое транспортное средство будет использоваться Арендатором для перевозки сотрудников Арендатора.

Пункт про цель нужен обеим сторонам. Арендодателю — чтобы разорвать договор, если, например, на микроавтобусе поедут на сплав вместо перевозки сотрудников по городу. Арендатору — если микроавтобус сломается и станет непригодным для перевозок.

Сдать транспорт в аренду может собственник или другой человек по доверенности от него. Все остальные, включая родственников и деловых партнёров, не могут.

Договор аренды транспорта не нужно регистрировать в ГИБДД.

Доверенность водителям выдаёт арендодатель.

Как передают транспорт арендатору

Передачу транспорта арендатору оформляют актом. Перед этим арендатор хорошо осматривает транспорт. Если есть поломки или что-то не нравится — надо прописать это в акте и указать срок устранения. Без такой формальности арендодатель не обязан что-то чинить — ст. 612 ГК РФ.

С момента подписания акта начисляют арендную плату — считается, что все довольны.

Срок аренды и время использования

В договор записывают срок аренды. Без срока каждая сторона может в любой момент отказаться от договора, предупредив за один месяц — ст. 610 ГК РФ.

Если нужно, прописывают конкретные часы работы водителя.

Пример: Экипаж обязан быть в распоряжении Арендатора и оказывать услуги по управлению погрузчиком с 9.00 до 18.00 часов с понедельника по пятницу.

Арендная плата

Арендную плату рассчитывают двумя способами:

— В твёрдой сумме за день, неделю или месяц.

Пример: Арендная плата за пользование автомобилем и услуги водителя составляет 15 000 рублей ежемесячно.

— В зависимости от отработанного времени — в машино-часах. Обычно так считают плату за работу спецтехники. При сдельной оплате важно прописать, кто и как записывает отработанные часы.

Пример: Размер арендной платы за работу погрузчика составляет 2000 рублей в час.

Представитель Арендатора и водитель погрузчика ежедневно ведут учёт отработанного времени в путевых листах. На основании путевых листов стороны ежемесячно составляют и подписывают акт выполненных работ.

Обычно плату за аренду и услуги водителя не разделяют. Водитель — это сотрудник арендодателя. По оплате с ним арендодатель разбирается сам. Он же несёт остальные расходы. Например, оплачивает проживание, если водителю приходится жить вне дома. Но стороны могут договориться, что арендатор платит водителям напрямую. В этом случае арендатор обязан удерживать НДФЛ с оплаты физлицу. Но это редкий случай.

Вместе с ценой аренды пишут срок и порядок перевода денег.

Пример: Арендатор обязан вносить арендную плату ежемесячно до пятого числа каждого месяца, следующего за расчётным, путём перечисления денежных средств на банковский счёт Арендодателя.

Ремонт и техосмотр

По закону все заботы и расходы на ремонт транспорта лежат на арендодателе. Он платит автосервису, покупает новые детали, проходит техосмотр и обновляет диагностическую карту или свидетельство ТО.

Переложить ремонт на арендатора нельзя. Подобный пункт в договоре не имеет смысла. Даже если арендатор на свои деньги купит зимние шины, то сможет предъявить эти расходы арендодателю.

Оплата бензина

За бензин и другие ГСМ по умолчанию обязан платить арендатор. Но оплату бензина и ГСМ можно переложить на арендодателя — тогда в договор вписывают соответствующий пункт.

ОСАГО и каско

Заключить договор страхования ответственности на транспорт по умолчанию обязан арендодатель. Если стороны хотят — обязанность по оплате полиса ОСАГО можно переложить на арендатора.

Покупать на арендуемый транспорт полис каско не обязан никто. Но такое условие по желанию можно включить в договор и решить, кто платит за страховку.

Пример: Арендатор за свой счёт обязан оформить страхование каско по рискам Ущерб и Хищение на страховую сумму не меньше 1 000 000 рублей.

Субаренда

Арендатор может сдавать транспорт в субаренду без согласия арендодателя. Например, отдать арендованный автомобиль физлицу на выходные. Но в договоре можно это запретить.

Ещё на арендованном транспорте арендатор может зарабатывать. Например, оказывать строительные услуги с помощью экскаватора. Или платно возить грузы на грузовике. Лишь бы это не противоречило цели аренды. Запретить арендатору заключать коммерческие договоры нельзя.

Ответственность за аварию и штрафы ГИБДД

Кто платит пострадавшим в аварии — принципиально. На ремонт чужих машин или лечение пострадавших могут уйти миллионы рублей.

За ДТП и аварии отвечает арендодатель. Правило неизменно, потому что именно его водитель сидит за рулём. Платить пострадавшим будет арендодатель — если, конечно, не хватит денег с ОСАГО или страховки нет совсем.

Тут есть нюанс. Может случиться, что в ДТП виноват арендатор. Например, он ехал как пассажир, распахнул дверь, и в неё врезалась попутная машина. Платить за ущерб всё равно будет арендодатель. Но потом он может через суд взыскать с арендатора деньги, которые выплатил владельцу машины. Так разъяснил Пленум Верховного суда в пункте 22 Постановления № 1 от 26.01.2010.

Штраф за нарушение правил дорожного движения платит арендодатель или сам водитель. Но в любом случае — не арендатор.

Как расторгнуть договор без суда

По закону досрочно разорвать договор аренды можно только через суд и если другая сторона нарушила свои обязанности — ст. 619, 620 ГК РФ.

Правила досрочного расторжения договора лучше упростить. Вариантов два:

— Каждая сторона может отказаться от аренды без причины, просто отправив уведомление.

Пример: Каждая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, письменно уведомив другую сторону об этом не позднее чем за пять дней. При этом не исполненные к моменту отказа обязательства, в том числе по осуществлению ремонта, оплате расходов на содержание, сохраняются за сторонами.

— Каждая сторона может отказаться от договора без суда, если вторая сторона нарушила свою обязанность.

Пример: Арендодатель может отказаться от договора аренды, письменно уведомив Арендатора не позднее чем за пять дней, если Арендатор:

нарушает целевое использование автомобиля;

более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

Арендатор может отказаться от договора аренды, письменно уведомив Арендодателя не позднее чем за пять дней, если Арендодатель не производит ремонт транспортного средства или не исполняет другие обязанности из настоящего договора.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как правильно вернуть транспортное средство

Когда договор кончается, транспортное средство возвращают по акту. Пока акт не подписали, капает арендная плата, даже если транспортное средство и ключи в реальности уже у арендодателя. Это правило из ст. 622 ГК РФ.

Преимущественное право аренды на новый срок в договорах на транспорт не действует. Арендодатель спокойно может сдать транспорт кому угодно другому.

Кто забирает дополнительное оборудование

Иногда арендатор улучшает транспортное средство, пока пользуется им. После окончания договора работают правила из ст. 623 ГК РФ.

Отделимые улучшения арендатор забирает себе. Например, снимает зимние шины и обогреватель из автомобиля. Но можно прописать наоборот: отделимые улучшения всегда остаются арендодателю.

Неотделимые остаются арендодателю. Например, внутренняя обшивка автомобиля. Но если арендодатель давал письменное согласие на такой ремонт, он обязан его компенсировать или уменьшить на эту сумму арендную плату.

Статья актуальна на 08.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Нажимая кнопку Подписаться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур

Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?

Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.

Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.

Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

Статья 97 КВВТ РФ. Договор перевозки пассажира и договор фрахтования судна

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз.

2. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным в статье 96 настоящего Кодекса видом маршрута перевозок пассажиров и багажная квитанция в случае провоза багажа.

3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.

5. Условия перевозок по транспортным маршрутам перевозок пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Комментарии к ст. 97 КВВТ РФ

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз. Договор является двусторонним — заключается между перевозчиком и пассажиром и возмездным, однако некоторым категориям граждан законодательство предоставляет право на бесплатный проезд (периодический или постоянный), в частности участникам Великой Отечественной войны.

Договор перевозки пассажира — это договор консенсуальный (считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения), а договор перевозки багажа — реальный (считается заключенным с передачи багажа перевозчику).

С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 786 ГК РФ одним из условий договора перевозки пассажира является его право на перевозку багажа за плату по тарифу. Это право реализуется посредством передачи пассажиром перевозчику багажа и заключения самостоятельного соглашения о доставке в пункт назначения багажа. Сдача багажа удостоверяется багажной квитанцией.

3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который обычно не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно или его часть для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика — получить за предоставленное судно или его часть установленную соглашением сторон плату.

4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров. Туристская путевка представляет собой документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Путевка выдается туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является неотъемлемой частью договора, заключаемого между туристом и туроператором или турагентом. В ней указываются конкретные условия путешествия и розничная цена тура.

5. Условия перевозок по транспортным маршрутам пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72. Так, исполнитель обязан выдать билет при наличии свободных мест на судах до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения судна, согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. Пассажир обязан иметь билет на проезд.

Пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, билет выдается на основании предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, представляемых ими в кассу. Отсутствие или неправильное оформление указанных документов служит основанием для отказа пассажиру в выдаче билета на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу.

По просьбе лиц, пользующихся правом бесплатного проезда или проезда по льготному тарифу, исполнителем могут быть предоставлены пассажирские места повышенной комфортности (при их наличии на судне) с взиманием разницы в стоимости проезда.

Билет на бесплатный проезд возврату и обмену не подлежит. В случае если такой билет не был использован, средства в размере стоимости проезда не выплачиваются.

Категории граждан, которые имеют право на внеочередное приобретение билетов, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Продажа билетов осуществляется в кассах и (или) на судне.

Продажа билетов в кассах может осуществляться предварительно и (или) на текущие сутки.

Предварительная продажа билетов осуществляется:

— в расположенных в начальных пунктах маршрута, а также в промежуточных пунктах маршрута кассах, за которыми закреплены пассажирские места, — за 45 дней и прекращается за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов;

— в расположенных в промежуточных пунктах маршрута кассах на свободные пассажирские места на основании сведений, полученных с судов, — за 24 часа и прекращается за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов.

Продажа билетов на текущие сутки осуществляется:

— в кассах, расположенных в начальных пунктах маршрута, — за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно;

— в кассах, расположенных в промежуточных пунктах маршрута, — за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов (после прекращения предварительной продажи билетов) и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно.

Исполнитель может организовать доставку билетов и багажа по указанному потребителем адресу за отдельную плату. Прием заказов может быть организован по телефону, на основании заявки, присланной по почте или телеграфу, и лично от заказчика. Порядок приема таких заказов устанавливается исполнителем.

Исполнитель обязан по предъявлении пассажиром билета принять багаж для перевозки и отправить его на судне, на котором следует пассажир, или с его согласия на другом судне, имеющем остановку в порту назначения пассажира. Перевозка багажа осуществляется на судах, имеющих багажные помещения.

Исполнитель принимает багаж для перевозки заблаговременно до отъезда пассажира, но не позднее 1 часа до отправления судна, а в промежуточных пунктах маршрута — не позднее 30 минут до отправления судна. Исполнитель может принять багаж позднее этого времени, если имеется возможность оформить прием и погрузить багаж на судно до его отправления.

При приеме багажа для перевозки проверяется его масса на весах исполнителя и потребителю выдается багажная квитанция по форме, установленной правилами перевозок пассажиров.

Перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки в виде ручной клади и багажа, а также масса, размер багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Автоперевозка пассажиров в нерегулярном сообщении: заключаем договор

Нередко организации и физлица заказывают перевозку пассажиров в индивидуальном порядке: по конкретному маршруту в определенное время. Яркий пример — туристические фирмы. Какой договор нужно заключить в таком случае? Что предусмотреть в этом договоре и как его правильно оформить?

Понятие договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров

В нерегулярном сообщении автоперевозки пассажиров осуществляют по договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров (далее — договор фрахтования), за исключением перевозок автомобилями-такси .

На заметку
Автоперевозки пассажиров в нерегулярном сообщении — это перевозки :
— организованных групп пассажиров к месту работы, учебы, проведения экскурсий и других мероприятий, в командировку или туристическое путешествие и обратно;
— автомобилями-такси;
— для транспортного обслуживания госорганов и организаций в предусмотренных законодательством случаях и др.

По договору фрахтования перевозчик (фрахтовщик) предоставляет заказчику (фрахтователю) одно или несколько транспортных средств для перевозки пассажиров на один или несколько рейсов. Заказчик в свою очередь оплачивает фрахтование предоставленных транспортных средств .

На заметку
Отдельные категории перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении имеют особенности. Так, перевозки :
— автомобилями-такси оформляются договором о перевозке автомобилями-такси,
а не договором фрахтования;
— детей должны быть согласованы с ГАИ, водители обязаны пройти специальный инструктаж и т.п.

Существенные условия договора фрахтования

Существенные условия любого договора — предмет и условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К существенным относят также условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида . Для договора фрахтования такие условия прямо не указаны. Полагаем, анализ определения этого договора позволяет выделить следующие существенные условия :

1) предмет договора: предоставление всей либо части вместимости определенного количества транспортных средств для перевозки пассажиров.

Пример формулировки:
«Фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю 2 (два) автобуса категории М3 для перевозки пассажиров»;

2) транспортные средства: их виды, марки, регистрационные номера.

Пример формулировки:
«Фрахтовщик предоставляет:
— один автобус марки MERCEDES-BENZ, регистрационный номер АА 1111-7, вместимость 51 место;
— один автобус марки IVECO, регистрационный номер АА 2222-7, вместимость 57 мест»;

3) маршрут перевозки, нужное количество рейсов и их периодичность.

Пример формулировки:
«Автобусы предоставляются для перевозок групп пассажиров в количестве 100 (сто) человек и багажа по маршруту Минск — Одесса — Минск. Подробный маршрут следования согласовывается Сторонами в приложении к настоящему договору (приложение 1). Рейсы осуществляются еженедельно в соответствии с утвержденным Сторонами графиком (приложение 2)»;

4) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть дополнительные требования к транспортным средствам, их состоянию, комфортабельности, экологичности, вместимости.

Пример формулировки:
«Предоставляемые фрахтовщиком автобусы должны быть оборудованы видеосистемой».

Иные важные условия договора фрахтования

Полагаем, иными важными условиями договора фрахтования являются следующие:

1) стоимость фрахта. Ее согласование позволит сторонам знать, в каком размере должна быть внесена заказчиком и будет получена перевозчиком оплата по договору.

Примеры формулировок:
«Стоимость фрахта одного автобуса на один рейс составляет ___ (__) рублей __ (__) копеек. Стоимость фрахта за месяц определяется путем умножения стоимости фрахта одного автобуса на один рейс на фактическое количество предоставленных автобусов и выполненных ими рейсов в соответствующем месяце. Фактическое количество предоставленных автобусов и выполненных рейсов за месяц фиксируется в акте приема-передачи услуг, подписанном Сторонами».

«Стоимость фрахта по настоящему договору составляет _______ (____) рублей ____ (____) копеек»;

2) порядок и сроки оплаты стоимости фрахта. Включение этих условий в договор поможет сторонам выбрать наиболее оптимальный порядок расчетов и избежать разногласий по этому вопросу.

Примеры формулировок:
«Фрахтователь оплачивает стоимость фрахта в следующем порядке:
— 50% стоимости фрахта — за три календарных дня до начала перевозки;
— оставшиеся 50% — не позднее ______ календарных дней после подписания Сторонами акта приема-передачи услуг.

Оплата осуществляется путем перечисления денежных средств в безналичном порядке на расчетный счет фрахтовщика».

«Фрахтователь оплачивает полную стоимость фрахта не позднее _____ рабочих дней после окончания перевозки путем перечисления денежных средств на расчетный счет фрахтовщика»;

3) срок подачи транспортного средства. Если такой срок не будет согласован в договоре, заказчик не сможет взыскать с перевозчика неустойку за его нарушение .

Примеры формулировок:
«Транспортные средства, указанные в п.____ договора, должны быть поданы фрахтовщиком еженедельно в дни, указанные в графике (приложение 2), в 14.00».

«Фрахтовщик обязуется подать транспортное средство, указанное в п. ____ договора, 20.08.2018 к 11.00»;

4) место подачи транспортного средства. Следует учитывать, что посадка и высадка пассажиров должны проводиться в местах, которые определены для этого местными исполкомами, либо на автовокзалах (автостанциях) *(п. 161 Правил автомобильных перевозок пассажиров).

Пример формулировки:
«Транспортные средства, указанные в п.____ договора, должны быть поданы фрахтовщиком по адресу: г. Минск, пл. Труда, 2»;

5) размер ответственности перевозчика за неподачу или несвоевременную подачу транспортного средства. Законная неустойка за это нарушение установлена в виде штрафа в размере 20% стоимости фрахта и может быть увеличена или уменьшена по соглашению сторон .

Пример формулировки:
«За неподачу транспортного средства фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 30% стоимости фрахта за один рейс неподанного транспортного средства. Указанный штраф уплачивается за каждое неподанное транспортное средство.

За задержку подачи транспортного средства более чем на 30 минут фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 10% стоимости фрахта за один рейс неподанного транспортного средства. Если время задержки подачи превысит 2 часа, фрахтовщик уплачивает штраф в размере 25% стоимости фрахта за один рейс неподанного транспортного средства»;

6) размер неустойки заказчика за неиспользование или несвоевременное использование поданных транспортных средств. Если размер такой неустойки не оговорить в договоре фрахтования, перевозчик не сможет ее взыскать . Неустойка может быть установлена в виде штрафа либо пени .

Пример формулировки (штраф):
«За неиспользование поданного транспортного средства фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере 20% стоимости фрахта неиспользованного транспортного средства за один рейс. Указанный штраф уплачивается за каждое своевременно поданное и неиспользованное транспортное средство.

За задержку использования транспортного средства более чем на один час фрахтователь уплачивает фрахтовщику пеню в размере 1% стоимости фрахта неиспользованного транспортного средства за один рейс за каждый час задержки».

Пример формулировки (пеня):
«За несвоевременное использование поданного в срок транспортного средства фрахтователь уплачивает фрахтовщику пеню в размере 5% стоимости фрахта по настоящему договору за каждый час простоя, но не более 30% стоимости фрахта по договору.

Если задержка использования транспортного средства составит более 7 (семи) часов, транспортное средство считается неиспользованным фрахтователем и возвращается фрахтовщику. В этом случае фрахтовщик уплачивает штраф в размере 30% стоимости фрахта по настоящему договору».

Особенности оформления договора фрахтования

Заключение договора фрахтования подтверждается заказом-нарядом. Его нужно оформить до начала выполнения перевозки пассажиров .

Отсутствие заказа-наряда или его неполное заполнение может повлечь привлечение перевозчика к административной ответственности в виде штрафа за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности .

Судебная практика
Перевозчик выполнял междугородные автоперевозки пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного заказа-наряда на фрахтование транспортного
средства и без заключения договора фрахтования. Суд наложил на перевозчика
штраф в размере 60 БВ.

Постановление экономического суда Брестской области
от 18.05.2015 (дело N 94-12Ап/2015).

При международной перевозке пассажиров дополнительно к заказу-наряду перевозчик должен оформить формуляр, который находится у водителя во время поездки .
В этом документе указывают :
— сведения о перевозчике;
— информацию об автобусе и водителях (экипаже);
— маршрут перевозки;
— список пассажиров, который предоставляет заказчик перевозки. Такой список должен быть заверен заказчиком.

Обратите внимание!
Формуляр является документом с определенной степенью защиты и должен быть изготовлен на бумаге зеленого цвета .