Как рассчитывается ущерб дорожному покрытию от перегруза

Как рассчитывается ущерб дорожному покрытию от перегруза

__________________
* В версии Lite расчеты отсутствуют.

Методика расчета (ПП934)

ВНИМАНИЕ! Это архивная статья. Постановление №934 утратило силу в связи с выходом Постановления Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 67.

Общие сведения

Встроенный в программу ктг-калькулятор реализует расчет размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов согласно Методике изложеной в приложении к Правилам возмещения вреда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №934.

В расчете также используются:

  • Приложения к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозок);
  • Приложение «Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» к постановлению №934 (далее — Показатели размера вреда );
  • Постановление Правительства Российской Федерации №590 «О некоторых вопросах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее — Постановление №590).

Плата в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства. Для каждого участка можно указать свой набор данных для расчета (длина, тип дорожной одежды, нормативная нагрузка и пр.).

Расчет вреда для отдельного участка дороги

1) Рассчитывается размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимой массы на каждые 100 километров (далее — Рпм)

1.1) Вычисляется превышение допустимой полной массы транспортного средства (далее — Ппм). Допустимая масса транспортного средства указана в Приложении №1 к Правилам перевозок.

1.2) Если Ппм менее или равно 60%, то Рпм берется из Таблицы №3 Показателей размера вреда.
При этом для дорог регионального, межмуниципального, местного значения и частных дорог Рпм умножается на коэффициент K из таблицы №4 Показателей.

1.3) Если Ппм более 60%, то Рпм считается по формуле

где коэффициенты c, d берутся из таблицы №1, а Ккап.рем, Кпм из таблицы №2 Методики.

1.4) Для автомобильных дорог федерального значения, при превышении допустимой массы ТС до 50% (включительно) применяется соответствующий коэффициент, зависящий от величины превышения (Постановление №590).

2) Рассчитывается размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимых осевых нагрузок для каждой оси на 100 километров (далее — Рпомi)

2.1) Для каждой оси ТС вычисляется величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой (далее — Пось). Допустимые нагрузки на ось транспортного средства указаны в Приложении №2 к Правилам перевозок.

2.2) Расчет Рпомi для федеральных дорог.

2.2.1) Если Пось менее или равно 60%, то Рпомi берется из Таблицы №1 или Таблицы №2 Показателей в зависимости от того, на какую нормативную нагрузку рассчитана дорога.
При этом в период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями (распутица) значения размера вреда Рпомi увеличиваются в 2,9 раза.

2.2.2) Если Пось более 60%, то Рпомi рассчитывается по формулам:

Рпомi = Кдкз × Ккап.рем × Ксез × Рисх × ( 1 + 0.2 × Пось 1.92 × (a/Н-b) )
(для дорог с одеждой капитального и облегченного типа)
Рпомi = Ккап.рем × Ксез × Рисх × ( 1 + 0,14 × Пось 1.24 × (a/Н+b) )
(для дорог с одеждой переходного типа)

где коэффициенты а, b и исходное значение размера вреда Рисх берутся из таблицы №1 Методики, коэффициенты Кдкз, Ккап.рем, Кпм из таблицы №2 Методики, Ксез — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия, Пось — величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой для автомобильной дороги, тонн/ось, Н — нормативная (расчетная) осевая нагрузка для автомобильной дороги.

2.2.3) Для автомобильных дорог федерального значения, при превышении допустимой осевой нагрузки ТС до 50% (включительно) применяется соответствующий коэффициент, зависящий от величины превышения (Постановление №590).

2.3) Расчет Рпомi для региональных, межмуниципальных и муниципальных автомобильных дорог.

2.3.1) По умолчанию в программе для региональных и муниципальных дорог, при любом превышении допустимой осевой нагрузки используется расчет по формулам (см. п. 2.2.2).

2.3.2) При необходимости использования федеральных показателей для региональных и муниципальных дорог необходимо включить опцию «Для региональных дорог рассчитывать вред по табл. 1,2 из пост. 934» в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда».

2.4) Минимальное значение превышения допустимой осевой нагрузки Пось.
2.4.1) По умолчанию программа считает вред при любом превышении допустимой осевой нагрузки (Пось>0).
2.4.2) Чтобы при расчете не учитывать вред по осям, превышение нагрузки по которым составляет менее определённой величины (например 5%), необходимо изменить значение опции «Не считать вред по оси при превышении массы менее (%/ось)» в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда».

3) Размер вреда по участку (Пр) рассчитывается по формуле

где i — количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение допустимых осевых нагрузок; S — протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров); Ттг — базовый компенсационный индекс текущего года.

Расчет по всем участкам маршрута

Общий размер вреда = сумма вреда по всем участкам дороги (Пр[1..n]) × на кол-во поездок.

«Перегруз», или Ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства

Вопрос об ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства как никогда становится актуальным и вызывает множество споров, а также наносит значительный материальный ущерб для собственников большегрузов и грузоперевозчиком.

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного и транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении может достигать от 100 до 400 тысяч.

Но помимо административной ответственности владельцы транспортных средств могут получить иск о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.

В судебной практике не сложилось единообразия по разрешению таких споров. В настоящей статье попробуем выделить несколько критериев, в соответствии с которыми в исковых требованиях может быть отказано.

В значительных количествах случаев по делам о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось выступают региональные ведомства.

В связи, с чем основным доводом для отказа в иске может служить отсутствие полномочий у истца по взиманию платы в счет возмещения вреда.

Если маршрут транспортного средства проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации — Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта федерации.

Данную позицию поддержал ВС РФ в своих определениях № 306-ЭС18-15335 от 04.12.2018 года по делу №А12-19327/2017, №305-ЭС16-19149 от 24.01.2017 года по делу №А65-21310/2015, №306-ЭС19-20293 от 21.20.2019 года по делу А57-19261/2018.

Отсутствие в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось информации о протяженности движения по конкретному участку региональной и межмуниципальной дороги может также служить основанием для отказа в иске.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 8 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования.

Читайте также  Страховые выплаты по КАСКО и ОСАГО одновременно

В силу пункта 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №125 от 27.04.2011, в акте взвешивания, в том числе указывается маршрут движения с указанием расстояния, пройденного по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ федерального значения.

Отсутствие информации о протяженности дороги препятствуют достоверному определению как маршрута движения, так и расстояния, пройденного автомобилем.

Указанные доводы были отражены в Определении Верховного суда РФ № 307-ЭС18-25624 от 20.02.2019 года по делу А56-59422/2017; Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2017г., Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017г. № А56-46743/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 г. по делу № А40-103710/17, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 г. по делу № А60-38963/2017.

Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта, также может являться основанием для отказа в иске.

В силу пункта 4 статьи 30 названного Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Вместе с тем, обязанность водителей и владельцев транспортных средств соблюдать установленные временные ограничения движения транспортных средств не исключает обязанности истца должным образом довести данные ограничения до сведения заинтересованных лиц, соблюдая все требования закона.

Сам по себе факт издания акта об установлении ограничения движения и его опубликование в сети интернет, не освобождает уполномоченное лицо от обязанности информирования участников дорожного движения о начальной и конечной точке действия ограничения на дороге путем установки соответствующих дорожных знаков.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда № 307-ЭС18-25529 от 20.02.2019 года по делу №А56-39351/2017.

Таким образом, исходя из анализа судебной практики можно выделить следующие критерии, по которым в исковых требованиях о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось может быть отказано:

  1. Движение транспортного средства по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
  2. Пороки содержания акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось;
  3. Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта;

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС объяснил, кто должен платить за выбоины на дороге

Верховный суд (ВС) РФ поддержал автомобилистов в спорах с компаниями, которые несут ответственность за состояние дорог: высшая инстанция разъяснила, что причинённый машинам ущерб из-за некачественного покрытия трасс должны возмещать как раз эти организации. Также именно на них возлагается обязанность доказывать, что водитель действовал намеренно либо проявил грубую неосторожность при происшествиях, связанных с состоянием дорог, поясняет ВС РФ.

Ущерб от ям и выбоин

В обзоре судебной практики суд ссылается на иск автомобилиста, попавшего в выбоину на проезжей части дороги, что привело к значительным механическим повреждениям автомобиля. Водитель обратился в суд с иском к управлению автомобильных дорог о возмещении ущерба, сославшись на то, что ответчик в нарушение требований закона не обеспечил безопасность дорожного движения на трассе.

Однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.

В частности, апелляционная инстанция сослалась на статью 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего. Также она регламентирует, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер компенсации должен быть уменьшен.

При этом суд возложил обязанность на водителя доказывать, что он ненамеренно попал в дорожную выбоину или вел себя за рулём с грубой неосторожностью из-за чего и угодил в яму.

Верховный суд РФ с таким взглядом на подобные ситуации категорически не согласился.

Высшая инстанция напоминает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты компенсации, если докажет, что ущерб причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

В спорном случае апелляционная инстанция установила, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи с наездом машины на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые: длина повреждения составляет 15,3 м, ширина — 1,8 м, глубина — 0,26 м.

При этом ГОСТ устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры ям составляют по длине 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см.

В рассматриваемом деле инспектор ДПС установил нарушение требований ГОСТ: он составил схему места происшествия с указанием повреждения покрытия и приложил к материалам фотографию выбоины.

Также управление автомобильных дорог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.

«Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком.

Таким образом, суд второй инстанции установил наличие всех обстоятельств, совокупность которых предполагает возложение на ответчика обязанности возместить причиненный вред истцу», — считает ВС.

Между тем суд почему-то решил применить статью 1083 ГК РФ для отказа во взыскании ущерба. По нормам этой статьи, если потерпевший действовал умышленно, то возмещение ему ущерба не положено.

При этом по смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению ущерба, возлагается на причинителя вреда. В данном деле — на управление автомобильных дорог.

Однако в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суд возложил обязанность доказать отсутствие виновных действий на истца, чем было допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое повлияло на исход дела, и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, отмечает ВС РФ.

В связи с чем судебная коллегия отменила решение суда и отправила дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции.

Возмещение вреда дорогам России. Что нужно знать перевозчику

Многие фирмы-перевозчики сталкивались в России на практике с привлечением к административной ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного без специального разрешения.

Однако далеко не все знают, что помимо штрафа к ним может поступить требование от владельца дороги о необходимости оплатить вред данной дороге, причиненный транспортным средством в результате нарушения.

В данной статье мы рассмотрим вопросы законности направления в адрес перевозчиков требований об оплате вреда, причиненного автомобильным дорогам, порядок направления таких требований и ряд других вопросов по данной теме.

Нормативная основа

Основным документом, регулирующим использование дорог в России, является Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» (далее – Закон № 257-ФЗ).

Читайте также  Что делать, если виновник ДТП без страховки не хочет платить

Законом № 257-ФЗ установлено, что порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ.

Помимо этого установлено, что размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

1) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения – Правительством РФ;

2) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

3) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения – органами местного самоуправления;

4) В случае движения транспортного средства по частной автомобильной дороге – собственником автомобильной дороги.

Во исполнение Закона № 257-ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 31.01.2020 г. № 67 (далее – Постановление № 67), которым утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами (далее – Правила).

Кто возмещает вред дорогам?

В соответствии с Правилами вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам (далее – вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Порядок определения размера вреда

Размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами согласно приложению к Правилам и рассчитывается с учетом:

а) превышения значений, установленных:

  • Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г.,
  • запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и/или 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»
  • решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Закона № 257-ФЗ:

б) допустимой массы транспортного средства;

в) допустимой нагрузки на ось транспортного средства.

Таким образом, российским законодательством установлено, что помимо штрафа, владелец транспортного средства, на котором совершено правонарушение по ст. 12.21.1 КоАП РФ, обязан дополнительно возместить владельцу дороги размер вреда дорогам, который причинило его транспортное средства во время совершения рейса с превышением весовых параметров.

Фиксация факта причинения вреда

Превышение допустимых весовых параметров фиксируется Актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (далее – Акт взвешивания), который составляется по результатам весового контроля на пунктах (постах) контроля.

В свою очередь, Акт взвешивания, равно как и маршрут движения, и пройденное транспортным средством расстояние, учитывается при осуществлении расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда за пройденный транспортным средством путь.

Составляется Акт взвешивания должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа (транспортная инспекция, таможня), владельцем автомобильной дороги или назначенными им лицами (оператором пункта (поста) контроля).

В соответствии с положениями Приказа Минтранса России от 29.03.2018 № 119 Акт взвешивания составляется в трех экземплярах, подписывается лицом, составившим его, водителем транспортного средства и передается:

  • должностному лицу уполномоченного контрольно-надзорного органа (в случае составления акта владельцем автомобильной дороги или оператором пункта (поста) контроля);
  • владельцу автомобильной дороги, на которой проводился контроль;
  • водителю транспортного средства.

Таким образом, Акт взвешивания является основанием для составления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, который составляется владельцем автомобильной дороги, на которой проводился весовой контроль.

Порядок оплаты и взыскания вреда дорогам

В некоторых случаях в Акт взвешивания сразу при его составлении включается расчет возмещения вреда и реквизиты владельца автомобильной дороги (далее – Расчет вреда) для уплаты вреда. Таким образом, если перевозчик согласен с размером вреда дорогам, он имеет право оплатить его сразу же после получения Акта взвешивания от водителя по реквизитам, указанным в акте.

Если же в Акте взвешивания не указывается расчет вреда, то по сведениям, указанным в нем владельцем автомобильной дороги, составляется отдельный документ – Расчет вреда, который вместе с Претензией направляется в адрес перевозчика – владельца транспортного средства, которым был причинен вред дорогам.

В свою очередь, если перевозчик не оплачивает вред дорогам в срок, указанный в Претензии, то указанные документы вместе с исковым заявлением передаются в суд для получения судебного решения по делу.

В этом случае на перевозчика по итогам судебного разбирательства могут быть возложены дополнительные расходы по составлению искового заявления и других процессуальных документов, по участию юриста в судебном заседании, по оплате госпошлины и почтовых расходов, что увеличит финансовую нагрузку на него.

При этом владельцы автомобильной дороги, хоть и являются в основном государственными или муниципальными организациями, но все чаще для оказания юридических услуг они нанимают коммерческих юристов, расходы на которых им требуется оплачивать по коммерческим расценкам.

Если же по результатам судебного разбирательства будет выдан исполнительный лист, и перевозчик не оплатит вред, причиненный автомобильным дорогам в рамках судебного процесса, то исполнительный лист будет направлен в Службу судебных приставов. В этом случае с перевозчика, помимо непосредственно суммы вреда и судебных расходов, может быть взыскан 7 % (семь процентов) исполнительский сбор от суммы задолженности, если он в добровольном порядке не исполнит требования исполнительного документа, а судебный пристав-исполнитель может наложить арест на его транспортные средства и другое имущество с последующей реализацией.

На основании изложенного, рекомендуем перевозчикам в случае получения Расчета вреда от владельца автомобильной дороги:

  • проверить правильность определения маршрута движения транспортного средства и пройденного им расстояния,
  • в случае несоответствия этих параметров действительности направить в адрес этого лица свой контррасчёт.
  • Также, если перевозчик уверен, что во время перевозки допустимые весовые параметры транспортного средства не превышали установленных значений, то у него есть право:
  • обжаловать постановление по делу об административном правонарушении,
  • в рамках такого обжалования заявлять о нарушении процедуры взвешивания и о недействительности Акта взвешивания.

Отмена постановления по делу об административном правонарушении по ст. 12.21.1 КоАП РФ по указанным основаниям повлечет признание Расчета вреда не соответствующим закону и отказ владельцу автомобильной дороги в удовлетворении его исковых требований.

Возмещение ущерба за перегруз

Представление интересов в Арбитражном суде по вопросам возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам

В Арбитражных судах активно рассматриваются споры с участием Управления Госавтодорнадзора и коммерческих организаций.

В силу п. 12. Ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

П. 15 ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.

Таким образом, настоящим Федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливает размер вреда, который определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом:

а) превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений:

— допустимой массы транспортного средства;

— допустимой нагрузки на ось транспортного средства;

Читайте также  Тахограф с СКЗИ

б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

в) базового компенсационного индекса текущего года.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 г. N 193 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки» (далее – Регламент).

В Регламенте отмечено, что результатом исполнения государственной функции управлений Госавтодорнадзора является определение весовых параметров транспортного средства. Юридическим фактом исполнения государственной функции является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 N 22-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14 октября 1996 года N 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы», в котором отмечено, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

В случае предъявления иска в арбитражный суд к организации, которая является владельцем или собственником автомобиля, о возмещении вреда, причиненного покрытиям автодорог, важно учитывать следующие аспекты правильного оформления события, а также расчета такого вреда в рублях.

Пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, а также вправе получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничениях и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось, скорости движения транспортных средств и об иных предусмотренных законом сведениях.

Основным доказательством при предъявлении иска дорожной службой о возмещении вреда является составленный акт при осуществлении весового контроля.

Он должен быть двусторонним и отвечать требованиям.

В удовлетворении исковых требований дорожных служб может быть отказано из-за соблюдения процедуры весового контроля и действительность ее результатов. Составление акта с нарушениями не может служить достоверным доказательством.

К тому же, акты подписываются водителями, а возмещать ущерб приходится их работодателям.

Также необходим учет веса на контрольных весах и указание продолжительности пути, на котором было нарушение.

Установлены сведения, которые должны быть отражены в акте. В частности, отмечен маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/ межмуниципального/ местного значения) (в км).

Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

Нередко ключевым вопросом об определении размера причиненного вреда является установление протяженности пройденного (предстоящего) маршрута. Здесь спорным моментом является то, чем должны стороны (суды) руководствоваться при определении такого расстояния: географической протяженностью (по карте) из точки А в точку Б, товарно-транспортной накладной или путевым листом.

В акте должны быть отмечены данные как о превышении допустимой нагрузки по общей массе, так и о превышении допустимых нагрузок по осям автомобиля.

Необходимо обратить внимание на соответствие этих данных данным в свидетельствах о регистрации ТС, которые будут обязательно приобщаться к материалам дела истцом, где указаны разрешенные максимальные массы.

Составленный при взвешивании акт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, если полномочия указанного в нем лица документально не подтверждены или не указано лицо, подписавшее акт, т.е. проставлена лишь подпись без указания иных реквизитов (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу № А71-14071/2012).

Отсутствие в акте указания на наименование, тип, модель, заводской номер используемого при осуществлении контроля средства измерения исключает возможность достоверного определения примененных в ходе контрольных мероприятий средств измерения и фактически указывает на нарушение процедуры проверки, ставит под сомнение правильность и достоверность результатов проведенных взвешиваний (см., например, аналогичный вывод в постановлении ФАС Уральского округа от 20.03.2013 № Ф09-1285/13 по делу № А50-12450/12).

Весовое оборудование за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.

Для водителей, ответственных за груз лиц и директоров организаций важным вопросом является проблема соотношения административной и имущественной ответственности за перегруз.

КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение правил перевозки грузов, в том числе крупногабаритных, тяжеловесных и опасных (ст. 12.21 – 12.21.3).

Однако привлечение лица к административной ответственности не освобождает истца от обязанности по доказыванию факта и размера причиненного ущерба. И наоборот, сама оплата штрафа в качестве ответственности по указанным административным нарушениям не освобождает от необходимости платить за причинение вреда. Поскольку речь идет сначала об административной ответственности, а затем о гражданско-правовой.

Процесс доказывания ущерба

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Обязательство вследствие причинения вреда возникает при наличии в совокупности следующих оснований: противоправного деяния (действия, бездействия), наличия вреда, причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями (убытками) для истца, вины лица, ответственного за убытки.

Отсутствие доказательства хотя бы одного из указанных оснований не дает права требовать возмещения убытков.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации на владельцев транспортных средств возложена обязанность по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

Указанные в статье недостатки при составлении акта являются частым нарушением дорожных служб.

Относимым доказательством по подобным спорам должен быть надлежаще оформленный акт взвешивания, который при наличии вышеизложенных нарушений не может служить надлежащим доказательством по делу, а значит, компания может успешно защитить себя в суде.

И главным «камнем преткновения» в подобных спорах является сам расчет исковых требований, который достаточно сложен, и далеко не каждый юрист сможет его грамотно произвести, чем без зазрения совести пользуются истцы в подобных спорах.

Произвести Вам правовой анализ представленных документов могут специалисты ООО «СДСЭ».

Только в апреле скидка 20% на юридические услуги, если покажете эту статью!

С уважением, ведущий юрист ООО «СДСЭ» Копенкина Ирина Александровна, тел. 8 8452 90 88 11