Как работать с тахографом ТЦА-02НК

Как работать с тахографом ТЦА-02НК: передаем все нюансы

Тахограф ТЦА-02НК исполнение «У» включен ФБУ «РОСАВТОТРАНС» в перечень моделей тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории РФ под номером 10:

Тахограф ТЦА-02НК исполнение «У» соответствует следующим нормативным актам:

· Постановление Правительства РФ №720

· Приказ Министерства Транспорта РФ №36 (содержит модуль СКЗИ)

· Приказ Министерства Транспорта РФ №15 (режимы труда и отдыха водителей)

· Приказ Министерства Транспорта РФ №484 (режимы труда и отдыха водителей)

· Приказ Министерства Транспорта РФ №273 (порядок оснащения ТС тахографами)

Тахограф разработан с учётом требований ЕСТР.

Способ подключения нашего устройства

Данные устройства делятся на два типа прибора: Флешка USB и обычный генертор. Данные приборы подключаются к тахографу. Флешка USB подключается к питанию и импульсному проводу Вашего тахографа. Обычный генератор подключается только к импульсному проводу, питание прибор будет получать от прикуривателя. Чтобы найти импульсный провод необходимо один раз снять тахограф или спидометр, вывести (или нарастить) этот провод, чтобы в последующем соединять его с нашим прибором. После подключения прибор будет генерировать импульсы скорости и отправлять их к тахографу (спидометру), а также во все дублирующие блоки. Наш прибор работает так, что при прохождении ТО обнаружить факт искусственной намотки пробега невозможно. Скорость намотки Вы сможете установить самостоятельно. Более подробная инструкция (с указанием цвета нужного провода для каждой марки тахографа) отправляется вместе с прибором. Для того чтобы подключить крутилку спидометра не нужно быть автоэлектриком, так как подключается прибор предельно просто.

Описание тахографа ТЦА-02НК

Тахограф ТЦА-02НК включен ФБУ «РОСАВТОТРАНС» в перечень моделей тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории РФ.

Тахограф ТЦА-02НК соответствует следующим нормативным актам:

  • Постановление Правительства РФ №720;
  • Приказ Министерства Транспорта РФ №36 (содержит модуль СКЗИ);
  • Приказ Министерства Транспорта РФ №15 (режимы труда и отдыха водителей);
  • Приказ Министерства Транспорта РФ №484 (режимы труда и отдыха водителей);
  • Приказ Министерства Транспорта РФ №273 (порядок оснащения ТС тахографами).

Назначение тахографа ТЦА-02НК

  • Измерение, индикация и регистрация: режимов труда и отдыха водителей, скорости движения и пройденного расстояния;
  • Хранение в некорректируемом виде маршрута движения ТС;
  • Индикация предупреждений и регистрация событий:
    • превышение максимально допустимой скорости вождения;
    • превышение максимально допустимого непрерывного времени вождения – 4 ч.;
    • превышение максимально допустимого времени вождения за сутки – 9 ч.;
    • вождение без Карты Водителя;
    • некорректное завершение работы с Картой Водителя;
    • отключение питания тахографа – более 4 сек.;
    • недопустимая комбинация Карт;
    • неверные данные о движении;
  • Сохранение в памяти тахографа информации за последние 365 рабочих дня;
  • Запись информации на Карты;
  • Распечатка на встроенном принтере следующих Отчётов:
    • деятельность Водителей за сутки из памяти тахографа;
    • деятельность Водителя за сутки из памяти Карты;
    • события и ошибки из памяти тахографа;
    • события и ошибки из памяти Карты;
    • превышения скорости;
    • технические данные (информация о калибровках и СКЗИ);
  • Вывод Отчётов на встроенный дисплей;
  • Выгрузка данных на внешние устройства;

Документация:

Руководство по эксплуатации ТЦА-02НК
Инструкция водителю ТЦА-02НК исполнение «У»
Сертификат соответствия ТР ТС 018/2011
ционный акт

Краткое описание

Использование тахографа Водителем.
Водитель может:

· просмотреть скорость движения, пройденное расстояние, текущую дату и время (местное и UTC)

· просмотреть текущие координаты ТС, при наличии связи с ГНСС

· просмотреть расстояние, пройденное за 24 ч.

· просмотреть продолжительность текущего режима деятельности

· просмотреть общую продолжительность времени непрерывного вождения

· просмотреть общую продолжительность перерывов

· отобразить на дисплее и распечатать на встроенном принтере информацию по всем Отчётам

Использование тахографа транспортными Предприятиями.
Представитель Предприятия может:

· отобразить на дисплее и распечатать на встроенном принтере информацию по всем Отчётам

· выгрузить данные из памяти тахографа, с Карты Водителя и Архива СКЗИ

Использование тахографа Контролирующими организациями.
Контролёр может:

· отобразить на дисплее и распечатать на встроенном принтере информацию по всем Отчётам

· выгрузить данные из памяти тахографа, с Карты Водителя и Архива СКЗИ

Использование тахографа Мастером (сервис).
Карта Мастера позволяет производить следующие действия:

· провести активацию тахографа и блока СКЗИ тахографа

· провести калибровку тахографа, корректировку его параметров и данных ТС

· провести диагностику компонентов тахографа

· выгрузить данные из памяти тахографа, с Карты Водителя и Архива СКЗИ

Технические характеристики тахографа ТЦА-02НК исполнение «У» аналогичны характеристикам ТЦА-02НК.

Различия в вариантах исполнения

ТЦА-02НК исполнение «У»

Положение карт при вставке:

Отзывы реальных клиентов после получения нашего прибора

Крутилка тахографа поможет изменить показания спидометра и намотать километраж в нужную сторону. Это маленькое, практически незаметное простому взгляду, устройство может работать прямо во время движения автомобиля, что, бесспорно, очень удобно. К основным преимуществам моталки тахографа можно отнести компактность и малогабаритность, возможность работы как на 12В, так и на 24В, безопасность для электронной системы автомобиля, невозможность обнаружения данного прибора диагностическими устройствами, быстрое изменение показаний в удобное время. Все эти характеристики поистине делают моталку тахографа просто незаменимой в жизни каждого водителя!

Выберете один из двух видов крутилок тахографа

Первая разновидность (обычная намотка тахографа) работает от прикуривателя и является более простой моделью. Суть в том, что устройство генерирует импульсы аналогичные тем, которые передает датчик скорости. При подключении моталки спидометр начинает наматывать километраж. Принцип работы самого тахографа схож со спидометром, поэтому километраж тоже будет увеличиваться и записываться в его памяти.

Другой вид таких подмоток – это уже более усовершенствованное устройство, способное имитировать движение автомобиля. Давайте разберемся, в чем его особенность. На сегодняшний день, большинство грузовых автомобилей оснащено именно цифровыми тахографами. Если у вас стоит тахограф ТЦА-02, он регистрирует показания непрерывно, и его данные уже не поддаются корректировке пробега. Подмотка первого вида также способна изменять показания пробега, однако, при ее применении существует возможность обнаружить манипуляции с намоткой, а это влечет за собой вполне обоснованные подозрения и серьезные проблемы для водителя. При распечатке отчета будут явны резкие перепады скорости, что абсолютно не свойственно нормальному ритму движения автомобиля.

Именно поэтому наши специалисты и пришли к необходимости создания прибора концептуально нового по своим техническим характеристикам и принципу действия. Эта крутилка тахографа делает абсолютно невозможным выявление каких-либо манипуляций с пробегом, так как полностью имитирует весь режим движения, включая разгон, торможение и остановку транспортного средства.

Одной из немаловажных проблем, стоящих перед практически любым водителем, является превышение скорости. Именно наши усовершенствованные подмотки помогут в ее решении, так как на них установлена функция «90», позволяющая сохранить скорость в пределах нормы. продукция уже в продаже!

ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТЦА-02НК

Закрытое акционерное общество

ТАХОГРАФ ЦИФРОВОЙ ТЦА-02

Тахограф цифровой ТЦА-02

1. Общие положения.

Тахограф предназначен для измерения, непрерывной регистрации и индикации времени,

скорости движения, расстояния, пройденного транспортным средством, интервалов времени режимов труда и отдыха (далее – РТО) водителей. Тахограф регистрирует нарушения режимов вождения, РТО водителей, правил эксплуатации.

1.1 Внешний вид тахографа ТЦА-02.

Внешний вид тахографа с извлеченной кассетой принтера представлен на рисунке 1.

7

6

Рисунок 1. Тахограф ТЦА-02, вид спереди.

1 — корпус тахографа;

2 — лицевая панель;

3 — кассета принтера;

5 — ручка энкодера;

6 — слот водителя;

7 — слот напарника;

8 — кнопка извлечения карты и переключения режима деятельности водителя;

9 — кнопка извлечения карты и переключения режима деятельности напарника;

10 — D-образный разъем для выгрузки и калибровки;

11 — углубление для размещения шильдика;

12 – пломба на лицевой панели;

13 — отверстия для отжима фиксаторов тахографа в отсеке автомобиля;

Вид тахографа с задней стороны представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Тахограф ТЦА-02, вид сзади.

1 — корзина для установки тахографа в отсеке автомобиля;

2 — защитная скоба с пломбировочной чашкой;

3 — болт заземления;

4 — разъем A для подключения питания;

5 — разъем B для подключения датчика скорости и спидометра; 6 — разъем C;

7 — разъем D для подключения спидометра через программируемый вывод;

1.2 Работа с тахографом ТЦА-02.

Рекомендуется использовать тахограф совместно со спидометром, подключаемым по

CAN-шине, поскольку в этом случае обеспечивается совпадение показаний спидометра и тахографа. В других случаях возможно расхождение показаний, обусловленное допустимыми погрешностями приборов.

Управление тахографом осуществляется посредством энкодера. При вращении энкодера происходит выбор требуемой строки меню, при нажатии на энкодер – вход в выбранное подменю или исполнение выбранной команды.

Схема меню (экранов) тахографа ТЦА-02 приведена в Приложении.

Смысловое значение пиктограмм и комбинаций пиктограмм, использующихся на экране и в распечатках тахографа расшифровано в таблице 1 Приложения.

Выбор режима деятельности Водителя и Напарника осуществляется коротким нажатием кнопок 1 и 2 на лицевой панели тахографа.

При отсутствии карты водителя в тахографе, последующие действия (измерение интервалов времени РТО водителей и нарушения) будут регистрироваться на

При движении транспортного средства автоматически для водителя 1 устанавливается режим «ВОЖДЕНИЕ», а для водителя 2 – «ГОТОВНОСТЬ».

После остановки движения, для водителя 1 и водителя 2 устанавливается режим

«РАБОТА», перевод в режим «ОТДЫХ» необходимо осуществлять самостоятельно, нажатием соответственно кнопок 1 или 2.

2. Сообщения тахографа.

Тахограф выводит текстовые сообщения о событиях и ошибках на дисплей,

сопровождаемые звуковыми и световыми сигналами. Первое нажатие на энкодер прекращает сигнализацию, второе — закрывает сообщение.

Читайте также  Как посмотреть номер шасси по vin

Расшифровка сообщений об ошибках тахографа и необходимые действия приведены в таблице 2 Приложения.

При превышении максимально допустимой скорости движения или продолжительности непрерывного вождения, тахограф сигнализирует об этом сменой цвета кольцевой подсветки энкодера с зеленого на красный и звуковым сигналом. В случае продолжения превышения максимально допустимой скорости движения более 1 минуты и в случае превышения допустимой продолжительности времени вождения, происходит регистрация нарушения.

Тахограф регистрирует дату и время нарушения, максимальную и среднюю скорость

превышения, продолжительность превышения.

3. Работа с картами тахографа.

Перед началом работы водитель обязан вставить карту в считыватель, как показано на рис. 3 ( контактами вниз — вперед ). При работе экипажа водитель вставляет карту в считыватель 1, второй (сменный) водитель – в считыватель 2. При смене водителей карты следует поменять местами. Извлечение карт производится посредством длительного (2-4 с)

нажатия на соответствующую кнопку («1» или «2»), на дисплее появляется надпись «ИЗВЛЕЧЬ КАРТУ?», после чего необходимо подтвердить команду на извлечение нажатием на энкодер.

Тахограф автоматически производит обновление данных на карте и, по окончании записи данных, освобождает соответствующую карту.

Вставлять и извлекать карты допускается только при остановленном

Рисунок 3. Правильное положение карт.

После установки карт в соответствующие слоты, тахограф осуществляет их идентификацию, при этом на табло высвечивается сообщение «карта обрабатывается… ждите» для каждой установленной карты.

Необходимо дождаться окончания идентификации, т.е. возвращения тахографа в режим,

в котором он находился до момента установки карт. В случае любых ошибок с принятием карты, карта будет автоматически извлечена, а на экране появится сообщение об ошибке, после подтверждения ошибки нажатием на энкодер, можно попытаться повторить идентификацию карты.

4. Ручной ввод деятельности водителя.

При вставке карты водителя тахограф предложит осуществить ручной ввод данных о деятельности с момента последнего извлечения карты.

Отказ от ручного ввода означает, что все время после извлечения карты будет считаться отдыхом.

При ручном вводе данных тахограф автоматически задает начало периода (время последнего извлечения карты) и позволяет выбрать режим деятельности для периода и время конца периода. Если время конца введенного периода совпадает с временем вставки карты —

ручной ввод закончен. При необходимости можно указать конец периода и режим деятельности для любого отрезка времени внутри диапазона с время последнего извлечения карты до времени вставки и повторить данную операцию для всех требуемых отрезков времени.

5. Распечатка отчетов и замена термобумаги.

Для того, чтобы произвести распечатку отчетов о деятельности водителя и нарушениях,

необходимо войти в меню (см. схему меню в Приложении), затем вращая энкодер выйти на строку меню , нажать на энкодер, выбрать требуемый вид отчета и, нажав на энкодер, распечатать его.

Для установки термобумаги в тахограф необходимо нажать на нижнюю часть крышки кассеты и извлечь ее, установить рулон диаметром примерно 25 мм, пропустив бумагу в щель в нижней части кассеты, как показано на рис. 4, и вставить кассету в тахограф.

Рисунок 4. Установка бумаги в кассету принтера.

6. Особые ситуации.

Существует два типа особых ситуаций, во время которых тахограф не требуется использовать: «Неприменимо» и «Переезд на пароме/поезде».

Время включения и выключения особых ситуаций фиксируется тахографом и

доступно для проверки! Недопустимо использовать эти режимы без необходимости!

Для включения особых ситуаций необходимо войти в меню и, вращая энкодер, дойти до пунктов меню или .

Выключение данных режимов происходит аналогично.

Во время действия одной особой ситуации нельзя включить другую особую ситуацию.

7. Извлечение (установка) тахографа из (в) отсека крепления.

Извлечение тахографа из отсека крепления производится путем одновременной вставки двух круглых отверток (к комплект тахографа не входят) в два круглых отверстия по бокам лицевой панели для отжима пружинных упоров-фиксаторов (см. рис.1) и одновременного вытягивания тахографа за лицевую панель. При извлечении тахографа следует производить осторожно, чтобы не оборвать кабели на тыльной стороне тахографа.

Вставка тахографа в отсек крепления производится простым нажатием лицевую панель до защелкивания пружинных упоров-фиксаторов.

ТЦА-02НК — прекрасный выбор для контроля транспортного средства

Тахограф — это прибор, который устанавливается на любое авто, для слежения и фиксации периодов времени труда и отдыха водителей. На смену аналоговым тахографам пришли цифровые. ТЦА-02НК является одним из наиболее популярных устройств такого типа.

Производитель ТЦА-02НК

Производителем его является ЗАО «Измеритель-авто». Данное инновационное предприятие является одним из ведущих среди производителей современной цифровой тахографии. ТЦА-02НК разработан для ведения именно непрерывного автоматического наблюдения и фиксации необходимых данных.

Назначение устройства

Он измеряет, постоянно регистрирует и отображает основные учетные параметры транспортного средства:

  • время движения;
  • скорость, с которой движется это средство;
  • пройденное расстояние;
  • временные промежутки для работы и отдыха водителей.

Кроме этого, устройство фиксирует все несоответствия установленных режимов: вождения транспортным средством, работы или отдыха водителей, а также все факты неправильной эксплуатации самого тахографа.

Фиксация всех параметров происходит с помощью электронной памяти и на пластиковых картах. Необходимая информация отображается на экране (дисплее).

Дисплей тахографа ТЦА-02НК

Возможности устройства

Полный объем данных, собранный в памяти, всегда можно распечатать на термопринтере. Есть возможность и передачи его на компьютер. Поверка устройства проводится один раз в два года.

Работать с прибором можно четырьмя видами пластиковых карт:

  • карты, которыми пользуются водители;
  • карта предприятия (администрации);
  • карта контролирующего органа;
  • карта мастерской.

Выдача их производится государственными органами.

Технические характеристики ТЦА-02НК

ТЦА-02НК, по паспорту, обладает следующими техническими характеристиками:

  • пробег фиксируется с точностью до 100 метров;
  • все параметры регистрируются при движении транспортного средства со скоростью от 20 до 180 км/ч;
  • ведется запись значений скорости от 0 до 220 км/ч с секундным интервалом;
  • есть возможность увидеть общий пробег авто и отдельный ежедневный его пробег за последние 28 дней;
  • сохраняются данные периодов времени труда и отдыха водителей за последний год;
  • фиксируются нарушения — несоблюдение скоростного режима, превышение временного интервала вождения, эксплуатация транспортного средства без водительской карты во время движения, неправильная эксплуатация прибора;
  • регистрируются данные водителей с их карт.

ТЦА-02НК — инструкция по установке

В любом автомобиле он устанавливается обязательно в зоне видимости водителя. Размеры устройства позволяют его монтаж в штатном месте для автомагнитолы. Подключение к электрическому оборудованию, а также к электронным устройствам автомобиля производится через восьмиконтактные разъемы (4-х шт.). Разъемы выполнены по международному стандарту.

В инструкции прибора приводятся возможные схемы подключения к электрической части транспортного средства. Производитель тахографа настоятельно рекомендует подключать его совместно со спидометром. Только в этом случае их показания будут совпадать.

Тахограф должен быть подключен к аккумулятору транспортного средства, поскольку питание должен получать непрерывно. Напряжение питания может быть 12В или 24В.

Вариант с блоком СКЗИ

Навигационно-криптографический модуль является средством криптографической защиты информации (сокращенно СКЗИ). НКМ активируется с использованием карты мастера. В инструкции поясняется, что при возможных ошибочных действиях, прибор возвращает НКМ в начальное состояние (неактивированное).

Перед калибровкой тахограф подключается к персональному компьютеру.

НКМ можно заменить, вскрыв корпус прибора и открутив крепежные винты. Поставив новый НКМ, необходимо его активировать.

ТЦА-02НК калибровка

Перед калибровкой тахограф подключается к персональному компьютеру. Окно калибровки откроется лишь при условии правильного соединения с компьютером. Для ее проведения нужно соблюдать определенную последовательность действий:

  • первоначально следует подсчитать число импульсов, которое принимает прибор на расстоянии 20 метров;
  • если необходимо, в режиме управления запускаются диагностические тесты, а затем происходит возврат к калибровке;
  • после чтения данных прибора (кнопка «Прочитать») необходимо подключить режим программирования;
  • в показавшихся полях заполняются все значения;
  • после этого все введенные или измененные параметры записываются (кнопка «Записать»);
  • заключительное действие — распечатка акта калибровки.

Установка на КАМАЗ

Установка тахографа на автомобиль КАМАЗ весьма актуальна.

Питание устройства монтируется напрямую от аккумулятора автомобиля. Место установки определяется исходя из удобства просмотра экрана самого тахографа. Таким местом является потолочная консоль или штатное гнездо приборной панели.

Если в КАМАЗе стоит аналоговый спидометр, то его вместе с датчиком скорости необходимо заменить на электронный. От датчика скорости монтируется новый информационный кабель.

Место установки определяется исходя из удобства просмотра экрана самого тахографа.

Заключительной фазой подключения тахографа является его калибровка, а затем настройка спидометра (в случае его замены). Весь процесс установки длится не более 3-х часов.

Цена изделия

Производитель ЗАО «Измеритель-авто» одним из первых попал в список допущенных тахографов согласно приказу № 36 Минтранса РФ, поскольку адаптация устройства прошла оптимально и быстро.

Ценовая политика изготовителя прибора (цена от 30600 р.) делает его весьма привлекательным.

Подмотка устройства

Иногда в пути происходят остановки транспорта не по вине водителя. Это могут быть аварии, автомобильные пробки, различные форс-мажорные обстоятельства. Поэтому тахограф фиксирует лишнее время, перерасход топлива.

Для подмотки ТЦА-02НК многие водители применяют уникальный прибор, способный имитировать движение авто

Для подмотки ТЦА-02НК многие водители применяют уникальный прибор, способный имитировать движение авто. Это устройство может быть выполнено с USB входом или с подключением через гнездо прикуривателя. Прибор весьма эффективно работает вместе с контрольным оборудованием.

Прибор весьма эффективно работает вместе с контрольным оборудованием.

Читайте также  Наказание за повторное нарушение ПДД

Устройство ТЦА-02НК включено в список моделей, которые устанавливаются на транспорт, используемый на территории РФ, под номером 5. Этот тахограф соответствует нормативным правительственным документам и приказам Министерства Транспорта РФ (о порядке оснащения ТС тахографами, режиме труда и отдыха водителей).

Кроме вышеописанного цифрового устройства, хорошо себя зарекомендовали тахографы VDO DTCO 3283, прошедшие ранее проверку в Европе, и АТОЛ Drive 5, также широко используемый для установки на грузовых автомобилях.

Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова 09:10, 2 марта 2021 Версия для печати

С вступлением в силу ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» наличие в тахографе блока СКЗИ стало необязательным – об этом рассказывает технический эксперт в области соответствия транспортных средств Максим Сухомлинов.

С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». К 1 января 2021 года весь переизбыток нормативов, устанавливающих обязательные требования, которые устарели или несли избыточные требования, должен был быть полностью заменён на новый. По мнению Правительства, это должно существенно сократить административную нагрузку на бизнес и повысить уровень безопасности потребителей, убрать избыточные и устаревшие требования.

Регулирование в вопросах использования тахографов также попало в жернова «гильотины». В рамках этой короткой статьи переведем с языка чиновников и юристов на человеческий то, что произошло с тахографом с 1 января 2021 года. Для тех, кому лень читать, ниже размещен видеоролик по этой теме.

Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.

И вот теперь, в рамках «регуляторной гильотины», вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон раз и навсегда (очень в это верим) определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно. Документ получился очень лаконичный, не громоздкий, и весьма однозначный, что является не свойственным для нормативных правовых актов современной России.

В первую очередь этот Федеральный закон определил что же такое обязательные требования – это те требования, исполнение которых разрешено проверять в процессе проверок, осуществляемых надзорными органами (осуществление проверок тоже регламентировали по новому, в рамках ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и за несоблюдение которых могут наказать (п. 1, ст. 1 ФЗ 247 от 31.07.2020). Таким образом, в рамках одного федерального закона были весьма однозначно сформулированы очень важные принципы, которые до этого тоже были, но выходили из совокупности требований множества нормативных правовых актов, и соответственно всячески отрицались контролерами, а суды делали вид, что их не существует вовсе. Вот основные из них:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (п. 7, статьи 3).

В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований (п. 7, статьи 3).

  • Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом (ФЗ-247), исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее — охраняемые законом ценности) (п. 1 статьи 5)
  • Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

    Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования. По 31 декабря 2020 года эти требования предъявлялись приказом Минтранса №36 (так думало большинство людей, в том числе и те, кто осуществлял государственный контроль и надзор), который был издан в соответствии с Постановлением Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г., которое, в свою очередь, издано в соответствии со статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Выглядело это так:

    Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.

    Так что же? СКЗИ опять «в моде»? НЕТ. И теперь уж в этом у судов не будет сомнения.

    В соответствии с п. 3 статьи 1 Федерального Закона №247 «Об обязательных требованиях», порядок установления обязательных требований к продукции (в нашем случае к тахографу) или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, на федеральном уровне законодательства подтвержден тезис, о котором мы твердили последние 7 лет – Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения» НЕ МОЖЕТ предъявлять к тахографам (как к продукции и объекту технического регулирования) обязательных требований в принципе! Обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами. Именно об этом говорит и статья 3 Федерального Закона № 184 «О техническом регулировании». Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ незаконно! Теперь цепочка утверждения обязательных требований к тахографу выглядит так:

    И такую позицию гарантирует и обеспечивает Федеральный Закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Таким образом, теперь, уже на федеральном уровне и без возможности трактовать иначе, обязательные требования к тахографу определены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Напоминаем, что в обязательных требованиях к тахографам, установленных ТР ТС 018/2011 отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (пункт 65 приложения 10 к ТР ТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со статьей 20 ФЗ 184 «О техническом регулировании», являлся и является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту, действующий или с истекшим сроком действия. (В части тахографов есть еще одно обязательное требование – это требование о метрологической поверке, поэтому тахограф, помимо сертификата, должен быть внесен в реестр средств измерения, более подробно об этом в следующий раз).

    Но, могут заметить читатели, как же так, ведь Минтранс не может ошибаться, и он выпустил приказ 440, значит его надо исполнять! Более того, этот приказ внесен в реестр обязательных требований по версии Ространснадзора. Нет, исполнять приказ 440 не требуется, потому как его требования, в частности наличия в тахографах блока СКЗИ не могут являться обязательными в соответствии с уже указанными выше нормами, установленными с 1 ноября 2020 года п. 3, статьи 1 ФЗ 247. А если учитывать реестр обязательных требований Ространснадзора, то необходимо помнить пункте 7 статьи 3 Федерального Закона № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», что имеет значительно более высокий юридический статус.

    А вот почему Минтранс продолжает уже явно незаконными способами навязывать блок СКЗИ – это уже вопрос не к нам, а скорее к прокуратуре и другим следственным органам (очень надеемся, что они наконец то обратят свое внимание на этот факт), но это выходит за рамки этой статьи.

    Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

    Читайте также  Страховка КАСКО в подарок

    Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца – ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.

    Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.

    Нас могут упрекнуть в том, что мы уже 7 лет говорим о незаконности требовать блок СКЗИ в тахографах, а воз и ныне там. Но это не так, в течении всего 2020 года мы занимались судебной практикой и испытали поражение всего лишь дважды из более чем 50 дел, в которых приняли непосредственное участие. Ознакомится с наиболее интересными из них можно по этой ссылке: http://ncont.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie.

    Мы полностью подтвердили свои слова делами. Блок СКЗИ в тахографе никогда не был обязательным и необязателен сейчас, просто доказать это было тяжело. После 1 января 2021 года с такой задачей может справиться каждый.

    Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ было незаконным, есть незаконно и будет незаконным впредь. Федеральный закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не панацея, и не стоит ждать, что на дороге прекратятся поборы по части тахографов, однако теперь, выиграть суд будет гораздо проще и быстрее. До тех пор, пока перевозчик не начнет знать свои права, вымогательство на дорогах со стороны представителей контролирующих органов не прекратится. Причиной существования и процветания незаконных требований наличия СКЗИ в тахографе, в первую очередь является правовой нигилизм самих перевозчиков. Поэтому не стоит обвинять Государство во всех своих бедах, надо просто начать изучать Закон и требовать его выполнения в том числе и контролеров. Продолжаете бояться? Тогда зовите на помощь профессионалов! Берем недорого, гарантируем положительный результат. В итоге, за нашу работу платит тот самый представитель контролирующих органов, который вынес незаконное постановление. С уважением к вниманию читателей,

    Сухомлинов Максим Владимирович,
    Руководитель сервисного центра «Надежный контакт»,
    технический эксперт в области соответствия транспортных средств,
    инженер, метролог, испытатель,
    специалист в области информационной безопасности,
    специалист в области технического контроля и диагностики транспортных средств и
    человек с активной гражданской позицией.

    Тахографы цифровые ТЦА-02НК и модификации

    Номер в ГРСИ РФ: 79492-20
    Категория: Тахографы
    Производитель / заявитель: АО «Калужский завод электронных изделий» (АО «Автоэлектроника»), г. Калуга
    • Сводка
    • Описание типа
    • new Поверители 2

    Тахографы цифровые ТЦА-02НК и модификации (далее — тахографы) предназначены для измерений текущих навигационных параметров по сигналам навигационных космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS; измерений количества электрических импульсов от датчиков движения, определения на их основе координат потребителя, скорости, пройденного пути автотранспортных средств, интервала времени, синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа со шкалой времени блока средства криптографической защиты информации (СКЗИ) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS.

    Скачать

    Информация по Госреестру

    Основные данные
    Номер по Госреестру 79492-20
    Наименование Тахографы цифровые
    Модель ТЦА-02НК и модификации
    Межповерочный интервал / Периодичность поверки 7 лет
    Страна-производитель РОССИЯ
    Срок свидетельства (Или заводской номер) 02.11.2025
    Производитель / Заявитель

    Акционерное общество «Калужский завод электронных изделий» (АО «Автоэлектроника»), г. Калуга

    Назначение

    Тахографы цифровые ТЦА-02НК и модификации (далее — тахографы) предназначены для измерений текущих навигационных параметров по сигналам навигационных космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS; измерений количества электрических импульсов от датчиков движения, определения на их основе координат потребителя, скорости, пройденного пути автотранспортных средств, интервала времени, синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа со шкалой времени блока средства криптографической защиты информации (СКЗИ) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS.

    Описание

    Принцип действия тахографов основан на измерении псевдодальностей и доплеровских смещений частот по сигналам ГНСС ГЛОНАСС в частотном диапазоне L1 и ГНСС GPS на частоте L1 блоком СКЗИ, а также подсчете электрических импульсов от датчика движения, количество которых пропорционально пройденному автотранспортным средством пути. Расчет характеристических коэффициентов тахографов при установке на этапе эксплуатации на колесных транспортных средствах осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации.

    Конструктивно тахографы состоят из моноблока с блоком СКЗИ и навигационной антенной. На лицевой панели тахографа расположены дисплей, органы управления, крышка термопринтера и слоты для установки электронных карт.

    Результаты измерений блока СКЗИ в неизменном виде выгружаются на внешние носители, отображаются в графическом виде и на чеке.

    Электрические импульсы от датчиков движения поступают в электронный блок тахографа, где обрабатываются микропроцессором по заданным алгоритмам. Результаты обработки сохраняются в энергонезависимой памяти тахографа, выгружаются на внешние носители, подписанные электронной подписью, отображаются в графическом виде и на чеке.

    Для приема сигналов ГНСС ГЛОНАСС/GPS используется антенна навигационная, обладающая следующими характеристиками: разъем FAKRA, входное сопротивление 50 Ом, возможность приема сигналов ГНСС в частотном диапазоне L1 ГЛОНАСС и на частоте L1 GPS, минимальный коэффициент усиления 25 дБ, напряжение питания от 2,7 до 5,5 В, правая круговая поляризация.

    Метрологические характеристики тахографов обеспечиваются при работе с импульсными датчиками движения, имеющими следующие параметры выходного сигнала:

    — количество импульсов на один километр пройденного пути: от 2400 до 65535;

    — амплитуда логической единицы не менее 3,8 В (максимальное значение указано в руководстве по эксплуатации тахографа);

    — минимальная длительность импульса не менее 200 мкс;

    — амплитуда логического нуля не более 1 В (минимальное значение указано в руководстве по эксплуатации тахографа);

    — время нарастания (спада) фронта импульса (от 10 до 90 %) не более 40 мкс;

    — джиттер (среднее квадратическое значение) фронта не более 10 мкс.

    Метрологические характеристики тахографов обеспечиваются только при работе с блоками СКЗИ, соответствующими приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 (с изменениями и дополнениями), утвержденного типа, имеющими свидетельство о поверке с не истекшим сроком действия и обладающими метрологическими и техническими характеристиками, приведенными в таблице 1.

    Таблица 1 — Метрологические и технические характеристики блоков СКЗИ

    Доверительные границы абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код СТ) и GPS (L1, код С/А) при геометрическом факторе PDOP не более 3, м

    Доверительные границы абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код СТ) и GPS (L1, код С/А) при геометрическом факторе PDOP не более 3, м

    Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости* в диапазоне скоростей от 0 до 180 км/ч при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код СТ) и GPS (L1, код С/А) при геометрическом факторе PDOP не более 3, км/ч

    Пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS, с

    Рабочие условия эксплуатации

    не хуже рабочих условий эксплуатации тахографа

    После окончания срока действия ключей блока СКЗИ он выдает информацию тахографу

    о блокировке ключей, прекращая электронную подпись измеряемых данных. Для продолжения эксплуатации тахографа необходимо, согласно эксплуатационной документации, заменить блок СКЗИ на аналогичный активированный блок, имеющий свидетельство о поверке с не истекшим сроком действия.

    Тахограф обеспечивает дискретности выдачи измеренных данных, приведенные в таблице 2.

    Таблица 2 — Дискретности выдачи тахограф

    юм измеренных данных

    Наименование источника информации

    Файл блока СКЗИ

    координаты (широта и долгота): 0,00000001 градус координаты (высота): 1 м скорость: 1 км/ч время: 1 с

    Файл тахографа для выгрузки на внешние носители данных

    пройденный путь: 1 км скорость: 1 км/ч интервал времени: 1 мин время: 1 с

    пройденный путь: 1 км скорость: 1 км/ч интервал времени: 1 мин время: 1 мин

    Наименование источника информации

    координаты (широта и долгота): 0,00001 градус

    координаты (широта и долгота): 0,00001 градус скорость: 1 км/ч время тахографа: 1 с пройденный путь: 0,005 км

    Тахографы выпускаются в модификациях: ТЦА-02НК исполнение «У» 21.3840 000, ТЦА-02НК исполнение «У» 21.3840 000-20 и ТЦА-02НК исполнение «У» 21.3840 000-21, которые отличаются функциональными характеристиками.

    Общий вид тахографа представлен на рисунке 1.

    Схема пломбировки от несанкционированного доступа с указанием места нанесения знака утверждения типа приведена на рисунке 2.

    Программное обеспечение

    Тахографы работают под управлением специализированного программного обеспечения

    Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014. Таблица 3 — Идентификационные данные ПО_

    Идентификационное данные (признаки)

    Идентификационное наименование ПО

    Номер версии (идентификационный номер ПО)

    Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма)

    Таблица 4 — Метрологические характеристики

    Доверительные границы абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) измерений интервала времени в диапазоне от 60 до 86400 с, с

    Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости* в диапазоне от 20 до 180 км/ч по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP