Как нарисовать схему ДТП

Как составить схему ДТП в 2021 году

После аварии пострадавшей стороне, желающей получить страховую компенсацию, придется столкнуться с трудностями при обращении в страховую компанию. Агентства никогда не верят участникам происшествия на слово, нужно доказывать детали инцидента документацией. Схема ДТП в данном случае вполне может сыграть решающую роль.

  1. Схема дорожно-транспортного происшествия – что это такое?
  2. Кто должен рисовать схему ДТП?
  3. Для кого необходима
  4. Правила составления схемы ДТП
  5. Какая информация должна быть
  6. Символы
  7. Рекомендации по оформлению
  8. Типовые схемы ДТП
  9. Распространённые ошибки при составлении схемы и последствия
  10. Вывод

Схема дорожно-транспортного происшествия – что это такое?

Схема ДТП или СДТП – главный документ, составляющийся после дорожного происшествия. Это графически зафиксированный план аварии, с демонстрацией инфраструктуры местности, всех транспортных средств и прочих объектов, а также следов произошедшего ДТП. К плану добавляются сведения о дорожной обстановке и связанных с этим условиях, сведения насчет участников аварии, свидетелях и пр.

Кто должен рисовать схему ДТП?

Нет однозначного ответа на вопрос, чья обязанность составлять схему ДТП. Но опираться нужно на:

  1. Обстоятельства аварии.
  2. Цели составления плана.

Опираясь на обстоятельства, документ могут составлять как участники происшествия на дороге, так уполномоченные должные лица, находящиеся при исполнении. Следует учесть, насколько тяжелыми оказались последствия аварийного случая и как их можно классифицировать, учитывается сложность выявления виновника и степень разногласий между участниками, а также многое другое.

Для кого необходима

Если графический план происшествия составляется, в первую очередь, для получения компенсации от страховщика по КАСКО или ОСАГО, допустимо не привлекать сотрудников ДПС. Это возможно во избежание образования на дороге пробки из-за аварии или утраты важных доказательств. К тому же у участников не должно быть разногласий.

Чертеж о ДТП имеет юридическую силу, если в нем есть подписи обоих участников.

Также должны быть соблюдены условия:

  • в аварии участвовало не больше двух авто;
  • нет пострадавших;
  • у участников ДТП имеются страховые полисы;
  • полученный ущерб не больше 50 тыс. рублей (или 400 тыс. рублей для Петербурга или Москвы).

Если хоть одно условие не соблюдается, необходимо участие в составлении СДТП сотрудников полиции. В присутствии них заполняется Европротокол.

После ДТП важно обязательно оповестить об аварии страховую компанию.

Когда оформление СДТП может осуществляться исключительно инспектором ГИБДД:

  1. виновник скрылся с места аварии;
  2. один из водителей на момент ДТП был под воздействием спиртного или наркотиков;
  3. сумма ущерба больше 100 тыс. рублей;
  4. у участника происшествия не было водительского удостоверения, непросроченного ОСАГО;
  5. пострадали люди.

Составление графической схемы аварии для представителей ГИБДД должно составляться должным лицом. Составляют ее сотрудники полиции, но водители имеют право сделать фото готового документа. Если по объективным причинам оператор ГИБДД не может быть привлечен к составлению схемы, то предлагается участникам собрать все необходимые материалы.

Правила составления схемы ДТП


Во время составления чертежа об аварии нет единых правил, строгих требований. Главное требование к схеме – понятность и четкость изложения данных, не вызывающая последующих утоняющих вопросов. Есть общие рекомендации при оформлении плана ДТП.

Какая информация должна быть

Обстоятельства аварии устанавливаются по ее графическому изображению. В плане водители указывают:

  • точную дату, а также время ДТП;
  • где произошла аварийная ситуация (наименование трассы, название улицы);
  • тип участка дорожного полотна (прямая трасса или поворот, нерегулируемый или регулируемый перекрёсток);
  • ориентиры в виде трамвайных путей, заправок, транспортных остановок и др.;
  • направление движения транспорта;
  • подробное изображение существующих преград;
  • наличие дорожных разметок, перегородок, светофоров или обозначений;
  • ширина дорожного полотна и объектов аварии;
  • тормозной путь на участке дороги;
  • большие обломки;
  • расположение авто после ДТП.

Включаются в план все предметы, которые имеют отношение к аварии. При этом цвет автомобиля или расположение багажника являются маловажными деталями, в которых страховая компания не нуждается.

Символы

Владельцы транспортных средств обязаны знать, как нарисовать схему ДТП. Для этого они обязаны разбираться в общепринятых графических изображениях, используемых для обозначения.

К основным спецсимволам относятся:

  1. Мотоцикл.
  2. Легковое авто. Если есть несколько фигурантов аварии, каждый отмечается цифирным или буквенным обозначением.
  3. Грузовое транспортное средство.
  4. Направление дорожного движения. Изображается в виде стрелки с пунктиром.
  5. Точка столкновения. Изображается как две перекрёстные прямые.
  6. Дорожная разметка.
  7. Дорожный знак.
  8. Светофор с тем сигналом, который горел на момент происшествия.

Допустимо рисовать автомобили упрощённо, как помеченные прямоугольники.

В нижней части документа записываются примечания, указываются регистрационные номера, марки автомобилей. Также на схеме фиксируют тормозной путь в виде изогнутых линий, которые повторяет траекторию движения машины.

Рекомендации по оформлению

Водители должны быть осведомлены в том, как составить схему ДТП корректно. Есть общие правила оформления изображения:

  • присутствие названия;
  • чертежи оформляются на листе А4 (если нет Европротоколы);
  • рисунок изображается синей или чёрной ручкой;
  • для надписи используются печатные буквы;
  • не детализированные спецсимволы;
  • все участники происшествия вовлечены в составление схемы;
  • исключаются исправления;
  • должны быть соблюдены масштаб и пропорции.

В случае совершения ошибки, можно аккуратно перечеркнуть неправильное изображение и оставить надпись «исправление верно». Надпись заверяется другими фигурантами происшествия.

Типовые схемы ДТП

На официальном ресурсе РСА имеются стандартные чертежи, среди которых есть и схема ДТП на перекрестке. Составлять схему аварии по существующему образцу можно после заполнения Европротокола при сотруднике ГИБДД.

Подобный способ оформления недопустим, если:

  1. Нарушены правила составления.
  2. Произошло бесконтактное происшествие.
  3. Столкновение случилось, когда машина остановилась.
  4. Схема не соответствует реальным обстоятельствам.
  5. Нет подписи участника ДТП.

Распространённые ошибки при составлении схемы и последствия

Нередко возникает проблема при составлении схемы ДТП. Владельцы автомобилей обозначают неправильные места ударов ТС из-за собственной невнимательности. Часто искажаются сведения сознательно, с целью сокрытия реальных обстоятельств инцидента. Если возникают противоречивые данные схем, которые составляют разные участники аварии, должны учитываться показания свидетелей, материалы из видеорегистратора или камер наблюдения.

Если найдена ошибка в плане, то он признаётся недействительным. Если во время составления схемы вносилась недостоверная информация, административное дело не будет возбуждено, а страховые компенсации не будут выплачены.

Вывод

Составление графического изображения происшествия – важный этап фиксации обстоятельств аварии. Если инцидент прошёл мирно, у обеих сторон есть страховые полисы и нет претензий, план аварии оформляется без присутствия инспектора ДПС. Но если есть серьёзные нарушения, пострадавшие, а у участников происшествия нет ОСАГО или КАСКО, оформление схемы ДТП проводится в присутствии должностного лица. Важно знать правила составления схемы ДТП, указывать в графике достоверные данные, а при создании графического изображения использовать упрощенные спецсимволы. При выявлении ошибок в схеме ДТП она теряет юридическую силу и не может быть использована в качестве основания для получения страховой компенсации.

Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2021 году

Дорожно-транспортное происшествие – это неприятное событие, которое влечет за собой бюрократические проволочки и официальные разбирательства. Для того чтобы страховые компании или ГИБДД (в случае серьезного ущерба или наличия пострадавших) могли оперативно определить причины происшествия, в 2021 году водители должны составить схему ДТП. Это официальный документ (при условии правильности составления), который является законным основанием для обращения в страховую компанию с целью возмещения причиненного ущерба. Также в 2021 году схему ДТП используют при судебном разбирательстве (приобщают к материалам дела).

Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2021 году?

В 2021 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Нормативная база

Общие положения по составлению схемы ДТП в 2021 году прописаны в 12 статье Федерального закона РФ 40-ФЗ (в простонародье «об ОСАГО»). Размеры максимальных выплат прописаны в 5 пункте данной статьи.

Кто должен составлять документ?

Схема ДТП в 2021 году может быть составлена двумя способами:

  1. Без участия сотрудников ГИБДД, т.е. непосредственно участниками аварии. В таком случае все необходимые сведения указываются в Европротоколе, который подписывается обеими сторонами.
  2. С участием инспекторов ГИБДД. Такой способ актуален в тех ситуациях, когда между участниками аварии возникли разногласия и договориться самостоятельно им не удаётся. Сотрудник автоинспекции, прибывший на место ДТП, в таком случае осуществляет комплекс мероприятий с целью установления степени вины участников аварии и нанесенного ими ущерба.

В 2021 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно. Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП.

Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок. В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.).

Что должно быть в схеме ДТП?

В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2021 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:

  • Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
  • Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
  • Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
  • Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
  • Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
  • Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
  • Расположение автомобилей после ДТП.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2021 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Читайте также  Какая стоимость штрафстоянки в СПб в 2020 году

Необходимые документы

Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  • Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  • Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
  • Первичную справку об аварии.
  • Схему ДТП, подписанную обоими водителями.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2021 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП:

Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке. Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров. Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2021 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2021 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2021 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).

При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2021 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2021 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Нюансы

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2021 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Составление схемы ДТП

Прочитав эту статью, Вы сможете самостоятельно нарисовать и правильно оформить схему места автопроисшествия.

От момента дорожного происшествия до прибытия на его место сотрудников ГИБДД в условиях городских пробок и заторов проходят часы.

За это время безвозвратно теряются следы происшествия, имеющие важное значение для определения обстоятельств аварии и установления виновного лица.

Как избежать неблагоприятных последствий в данной ситуации? Составьте самостоятельно схему места происшествия.

В предусмотренных законом случаях водители, причастные к аварии, вправе самостоятельно составить схему места происшествия, а в последующем оформить ДТП в подразделении ГИБДД (статья 2.6 ПДД РФ).

Также, действующее законодательство предусматривает возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных лиц ГИБДД по правилам так называемого «Европротокола», а также в иных случаях, определенных ПДД РФ.

Подробности читайте в статьях:

При этом водители транспортных средств – участники аварии должны самостоятельно нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Чтобы правильно нарисовать схему происшествия, его участникам необходимо вооружиться соответствующими знаниями.

Для более полного и доступного понимания материала, изложенного ниже, предлагаем обратиться к следующей статье:

Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП

Выберите масштаб схемы.

Для того чтобы рисунок схемы был наглядным и удобным для восприятия следует выбрать масштаб. Размер масштаба зависит от формата листа – бланка схемы, количества элементов (предметов), имеющих отношение к происшествию, которые необходимо разместить на рисунке.

Не стоит ставить перед собой сверхзадач, исходите из того, что Вы рисуете схему, а не технический чертеж или топографическую карту.

Зарисуйте на листе бумаги общий план местности и участок дороги, на котором расположено место аварии.

При составлении схемы нанесите на лист бумаги контуры проезжей части дороги.

Нарисуйте в схеме ДТП обочины, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, островки безопасности, места въездов и выездов прилегающих территорий, парковочные «карманы». Не следует перенасыщать схему информацией, не имеющей отношения к происшествию.

При включении в рисунок схемы того или иного элемента, необходимо руководствоваться критерием его относимости к событию ДТП и значимости для дальнейшего расследования.

Отобразите на схеме габаритные размеры элементов дороги.

Определение понятия «дорога», дано в разделе № 1 ПДД РФ. Оно включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, обочины и тротуары, а также разделительные полосы при их наличии.

При выполнении замеров габаритов элементов дороги, ориентирами являются бордюрные камни, линии разметки, границы дорожного покрытия и прочее.

Нарисуйте в схеме дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, линии дорожной разметки. Отобразите при наличии на месте ДТП светофорные объекты.

Зафиксировав в схеме указанные выше элементы, следует присвоить им порядковый номер и в графе «Условные обозначения» записать их названия и указать номера, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам дорожного движения РФ.

Например, обозначая дорожный знак, нарисованный на схеме, указываем «Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».

Аналогично обозначаем и расшифровываем дорожную разметку.

Нарисуйте в схеме транспортные средства участников ДТП.

В схеме зарисовывается конечное расположение автомобилей после события аварии.

«Привязку» транспортных средств необходимо выполнять к стационарным недвижимым объектам (дома, столбы ЛЭП, указатели километража), границам проезжей части дороги, линиям пересечения проезжих частей дороги в точках их схождения, максимально приближенных к центру перекрестка.

Фиксация автомобиля на месте ДТП выполняется тремя замерами в двух проекциях.

Например, от передней и задней осей автомобиля к краю проезжей части дороги (две вертикальных проекции) и один замер в горизонтальной плоскости от проекции оси автомобиля до стационарного объекта.

Зафиксировав первый автомобиль указанным способом, присваиваем ему № 1.

Остальные транспортные средства допустимо «привязывать» к осям автомобиля № 1.

Результаты замеров заносятся в схему.

Автомобилям присваиваются последующие номера, которые расшифровываются в графе «Условные обозначения».

Символично стрелками указываем направления и траектории движения транспортных средств до их столкновения. Каждому символу присваиваем порядковый номер.

В графе «Условные обозначения» делаем пояснительную запись.

Например: «Направление движения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

Обозначьте в схеме соответствующим символом место столкновения автомобилей и укажите его расположения относительно объектов привязки.

Фиксация места столкновения производится посредством двух замеров с привязкой к стационарным объектам.

Результаты замеров отражаются в схеме.

При наличии противоречий между водителями – участниками дорожного происшествия в определении места столкновения со слов каждого водителя указывается место столкновения, обозначается и фиксируется на схеме по общим правилам.

Данные, перечисленные в пунктах 1-6, используются экспертами-автотехниками при назначении автотехнической экспертизы.

Подробности читайте в статьях:

Читайте также  Заключение договора перевозки пассажиров

При составлении схемы особое внимание следует уделить фиксации следов дорожно-транспортного происшествия.

Как уже отмечалось, следы на месте происшествия являются самым уязвимым объектом.

После совершения неотложных действий направленных на обеспечение безопасности на месте аварии, необходимо принять все возможные меры для обеспечения сохранности следов. Обеспечение объезда места расположения следов ДТП, их дублирование на проезжей части (мелом или другими подручными средствами).

Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину).

Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров. Начало места следообразования и место его окончания измеряются в двух проекциях.

Результаты замеров вносятся в схему. По общему правилу каждому следу присваивается порядковый номер. В графе «Условные обозначения» даются пояснения.

Например: «След торможения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

В дальнейшем эти данные могут быть исследованы экспертом-трасологом при назначении автоэкспертизы.

Подробности читайте в статьях:

В символичной доступной для восприятия форме нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств.

Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.

Подлежат обязательному включению в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, элементы ограничивающие обзорность дороги с места водителя.

На обратной стороне листа – схемы ДТП опишите видимые повреждения автомобилей – участников происшествия.

Все сведения, указанные в схеме, заносятся в прокол осмотра места происшествия.

Подробности читайте в статьях:

В заключении хочу обратить внимание наших читателей на то, что схема дорожно — транспортного происшествия составляется в соответствии с установленным законом требованиями и порядком.

Как нарисовать схему ДТП, чтобы не возникло проблем со страховой и ГИБДД

В ряде случаев при возникновении на дороге аварийной ситуации с причинением незначительного ущерба транспортным средствам законодательством предусмотрен вариант оформления дорожно-транспортного происшествия без участия аварийных комиссаров или работников ГИБДД. Возможность нарисовать схему ДТП самостоятельно экономит время водителей на ожидании сотрудников ДПС, позволяет максимально быстро удалить пострадавшие ТС с проезжей части и разгрузить дорожную ситуацию. Однако чтобы документ, составленный на месте происшествия, имел юридическую силу и в дальнейшем способствовал определению виновника аварии, а также назначению страховых выплат – он должен соответствовать установленным требованиям. Поэтому каждому автолюбителю необходимо четко представлять, как нарисовать схему ДТП и какие сведения должны быть указаны в пояснениях к ней.

Когда допустимо составление схемы ДТП без участия ГИБДД

В определенных ситуациях водители могут в отсутствие наряда ДПС сами оформить протокол и начертить схему ДТП. Чтобы подобные действия не квалифицировались как оставление места происшествия и не влекли за собой административной ответственности в отношении участников аварии, нужно учитывать насколько обстоятельства, сопутствующие ДТП, подходят для самостоятельного оформления. Необходимыми условиями для этого являются:

  • аварийная ситуация с участием только двух автомобилей;
  • наличие у обоих автовладельцев действующих полисов ОСАГО (КАСКО);
  • отсутствие пострадавших или жертв происшествия (самих водителей, пассажиров, пешеходов), а также вреда или ущерба, причиненного имуществу других лиц;
  • обоюдное согласие сторон с оценкой стоимости, характера повреждений ТС и степенью вины каждого из водителей;
  • предварительная суммарная оценка затрат на ремонт транспорта не превышает 50 тыс. рублей.

Если хотя бы один пункт не соответствует действительности – водители обязаны дождаться патрульного экипажа, не предпринимая никаких действий по освобождению проезжей части и изменению положения ТС. Это особенно актуально, когда есть сомнения в адекватном состоянии одного из участников ДТП (признаки агрессии, алкогольной или наркотической интоксикации), в подлинности его страхового полиса (тем более при отсутствии такового), отказе представить водительские права или при наличии людей, пострадавших в результате аварии.

За самостоятельное оформление европротокола в данных случаях водитель не только не получит страховую выплату, но и может быть оштрафован или лишен права управления ТС на срок, предусмотренный законом.

Основные правила составления схемы ДТП

Если причин для отказа от самостоятельного оформления ДТП не наблюдается, владельцы пострадавшего автотранспорта могут приступать к фиксации обстоятельств происшествия. Ключевыми правилами при этом являются:

  • отражение достоверной информации;
  • четкость рисунка и читабельность пояснений к нему;
  • соответствие имеющимся требованиям к оформлению (по наличию исправлений, незаполненных граф, ошибок в персональных и иных сведениях о владельцах ТС и т.п.);
  • подтверждение изложенной информации свидетельскими показаниями очевидцев или видеоматериалами с регистратора (персональные данные свидетелей записываются с их согласия).

Строгих требований к качеству изображения не существует, каждый может начертить схему происшествия в меру своих способностей. Для СК и ГИБДД основополагающим показателем является информативность рисунка и учет всех обстоятельств, сопутствующих возникновению аварийной ситуации. В случае неполных, искаженных или заведомо ложных сведений, указанных в протоколе, СК вправе отказать страхователю в предоставлении компенсации (несмотря на то, что страховая фирма имеет возможность восстановить недостающую информацию через портал РСА).

Информативность рисунка во многом зависит от умения автовладельца передать всю картину происшествия в деталях. Для этого важно, чтобы при начертании схемы учитывались следующие факторы:

  • события, предшествующие ДТП (они впоследствии помогут установить степень вины обоих водителей);
  • местоположение ТС до и после столкновения;
  • виды разметки полотна, дорожные знаки, сигналы светофора.

Кроме того, в протоколе не должны присутствовать исправления и нечитаемые слова (а если они есть – оба участника аварии заверяют исправленное своими подписями). Оптимальным вариантом считается переделка испорченной схемы, поскольку разные неточности и разночтения в рисунке могут послужить причиной для отказа в выплате компенсации страховой компанией.

Для чертежа используется белая бумага формата А4, тетрадный лист или приложения к страховому полису, специально для этого предназначенные. Графическое изображение и пояснения к нему делаются шариковой ручкой во избежание истирания рисунка. Объекты, имеющие отношение к ДТП наносятся схематично в горизонтальной проекции без лишней деталировки (если она не имеет значения для разбора аварийной ситуации).

В бланке заполняются все необходимые поля и графы, а пустые строки помечаются перечеркнутой буквой Z. Завершив заполнение протокола, обе стороны должны проверить правильность указанной в нем информации (сверив данные паспорта, водительских прав, номер страхового полиса и т.д.), и заверить оба экземпляра своими подписями.

Применение типовых схем

Управлением ГИБДД на основании анализа ДТП был разработан набор типовых схематических изображений наиболее распространенных аварийных ситуаций, допускающих самостоятельную зарисовку места происшествия. Автолюбители могут использовать их в качестве образца. Чтобы получить представление о том, как нарисовать схему ДТП самому, пример типового чертежа послужит идеальным вариантом для разбора стандартных случаев и будет иметь хороший обучающий потенциал.

Для простоты использования на портале РСА схемы подразделяются по категориям на основании типа ДТП и вектора движения автомобилей, участвовавших в аварии (попутно, по встречному маршруту, задним ходом, в момент остановки).

Типовые шаблоны представлены в виде таблиц, где:

  • в первой колонке расположена картинка;
  • во второй описаны основные характеристики происшествия;
  • в третьей цифрой обозначена степень вины первого ТС.
  • далее – второго автомобиля.

Шаблоны с определенной периодичностью обновляются и модифицируются, но на практике применение таких схем не всегда целесообразно, поскольку каждое ДТП сугубо индивидуально и имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, что значительно затрудняет стандартизацию графического изображения происшествия. Однако в качестве образца правильного описания места происшествия такие схемы незаменимы.

Оформление схемы для ГИБДД

В отсутствие сотрудников ДПС запротоколировать и зарисовать место ДТП могут сами автовладельцы. В последующем документ, составленный участниками аварии, будет представлен уполномоченным представителям ГИБДД и даст возможность получить от страховой компании материальную компенсацию понесенного ущерба. Чтобы ни у страховщика, ни у полиции не возникло претензий к оформлению схемы, в ней должна присутствовать информация, отражающая следующее:

  1. Полные координаты места происшествия (с указанием района, населенного пункта, улицы, километра и т.п.).
  2. Подробное описание места ДТП.
  3. Перечисление особенностей разметки полотна и дорожных знаков.
  4. Специфику дорожной ситуации (расположенные в пределах видимости объекты дорожной инфраструктуры, прилегающие здания и другие объекты).
  5. Сведения о последствиях произошедшего ДТП в привязке к указанному месту.

Последовательность действий при оформлении графического изображения места аварии включает в себя такие пункты:

  • вверху пишется заглавие – «Схема ДТП»;
  • обозначается место, дата произошедшего и время с точностью до минуты;
  • воспроизводится план местности с указанием названий прилегающих улиц (в обязательном порядке должны присутствовать изображения перекрестков, сигналов светофора на нем, трамвайных или ж/д путей, мостов, пешеходных переходов, островков безопасности и т.д.);
  • обозначаются объекты, расположенные рядом с дорожным полотном (дома, столбы, заборы, газоны, зеленые насаждения);
  • в виде простых геометрических фигур зарисовывается местоположение ТС в момент ДТП, они обозначаются заглавными буквами («А», «Б»), при этом должна присутствовать информация об их ориентации и направлении движения;
  • место удара (соприкосновения) ТС помечается крестиком;
  • изображается иной транспорт, который был причастен к ДТП (служил препятствием для движения или не позволил избежать столкновения);
  • отмечаются дополнительные важные детали (тормозной путь, траектория заноса, площадь разлета осколков или деталей ТС);
  • прилагается расшифровка условных знаков (какой букве соответствует тот или иной автомобиль с указанием его марки и госномера);
  • указываются персональные данные очевидцев происшествия (по необходимости) за их личной подписью;
  • размещается информация о составителе схемы (Ф.И.О.), а также всех участниках ДТП.

В качестве дополнения к рисунку может присутствовать более подробная схема расположения ТС (в момент столкновения и при окончательной остановке), описание погодных условий, других факторов, способствовавших возникновению аварийной ситуации, а также материалы фото- и видеофиксации происшествия.

Документ подписывается обоими владельцами пострадавших автомобилей, после чего они имеют возможность покинуть место ДТП. Если у одного из участников происшествия имеются замечания по сути схемы, он должен сделать пометку об этом в пояснении к рисунку или сделать свой вариант чертежа. Чтобы уже после подписания протокола в него не были внесены изменения – рекомендуется сфотографировать готовый вариант.

Заполнение европротокола

При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:

  • ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
  • полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.

Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.

Различия состоят в следующем:

  • используется печатный шрифт;
  • не допускаются исправления и ошибки;
  • отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
  • в незаполненных строках ставится прочерк;
  • вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.
Читайте также  Замена водительского удостоверения раньше срока

К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.

В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:

  • о месте аварии (с датой и временем);
  • о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
  • о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
  • о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
  • об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).

На бланке рисуется схема расположения транспорта в момент столкновения со всеми необходимыми пояснениями.

Под схемой водители расписываются в том, что не имеют разногласий относительно причин ДТП, а справа и слева подтверждают своей подписью достоверность сведений о действующем полисе и транспортном средстве.

При этом в случае обоюдного согласия, бланк заполняется совместно, затем разъединяется на две части и каждый автовладелец заполняет и подписывает его оборотную сторону. Если присутствуют разногласия, то оба водителя заполняют и подписывают свой вариант извещения, а принимать решение о виновности каждого из них будет СК.

Подводя итоги

Самостоятельное изображение схемы ДТП не требует от автолюбителей особых художественных навыков или иных специфических умений. Чтобы документ имел юридическую силу — достаточно соблюдать требования к его оформлению и придерживаться основных правил. В интернете можно найти множество вариантов того, как нарисовать схему ДТП самому, пример которых поможет избежать автовладельцу грубых ошибок.

Схема ДТП — как правильно нарисовать место происшествия

Схема ДТП — один из главных методов определения виновника аварии. Она дает возможность лицам, которых не было на ДТП, получить представление о дорожном происшествии. Графический план отображает все подробности аварии, имеющие значение для установления виновности или невиновности участников столкновения.

Оформление схемы аварий машин в предшествующие годы производилось сотрудниками дорожной инспекции, и не слишком интересовало обычных водителей. Однако нововведения в ПДД изменили ситуацию коренным образом. С 1 июля 2015 года мелкие происшествия можно оформлять самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД. Все бумаги участники заполняют самостоятельно, и схематическое изображение ДТП — один из самых сложных этапов процесса.

Что такое Европротокол и как его правильно заполнять

Оформление аварии без сотрудников ГИБДД получило название Европротокола, по аналогии с давно действующим порядком фиксации небольших ДТП в европейских странах. Также называется документ, оформляемый в момент происшествия и предъявляемый в страховую компанию для получения компенсации ущерба.

В каких случаях заполняется Европротокол

Порядок оформления Европротокола регулируется п. 2.6.1 Правил дорожного движения и ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (далее закон «Об ОСАГО»).

Согласно нормативным актам зарегистрировать ДТП без привлечения полиции граждане могут при выполнении следующих критериев:

  1. В столкновении участвовали только два транспортных средства;
  2. Не было вреда жизни и здоровью людей;
  3. Вред от аварии нанесен только двум автомобилям участников;
  4. У обоих водителей есть действующие полисы автогражданки;
  5. Между водителями нет разногласий об обстоятельствах ДТП.
  6. Размер ущерба, причиненного машине невиновной стороны, не превышает установленный лимит.

Любое отклонение от указанных правил — повод связаться с ГИБДД.

Стоит также учитывать тот факт, что если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.

Лимит выплат по Европротоколу

С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.

Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.

Исключение — водители, зафиксировавшие аварию при помощи системы ГЛОНАСС или лицензированного программного обеспечения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. Для них лимит выплат по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.

Бланк Европротокола

Европротокол — единственный документ, оформляемый при ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Он прикладывается к заявлению потерпевшего на возмещение вреда в страховой компании. Вместе с фотографиями и видео с места происшествия документ доказывает право пострадавшего на оплату ущерба. От правильности заполнения формы зависит получение выплаты по ОСАГО.

Бланк Европротокола — это привычное Извещение о ДТП, оформляемое водителями для страховой компании как в авариях с привлечением инспекторов ГИБДД, так и без них. Документ выдается страховщиком при оформлении полиса ОСАГО.

Скачать образец бланка

Форма состоит из двух экземпляров Извещения для каждого участника ДТП и приложенной к ним инструкции. Второй бланк — самокопирующийся, при заполнении верхнего листа текст повторяется на нижнем.

Водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Лицевая часть протокола заполняется участниками происшествия совместно, оборотная — каждым водителем самостоятельно. Участник аварии выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.

Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются:

  • место, дата, время ДТП;
  • обстоятельства происшествия;
  • сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках;
  • характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов;
  • другая необходимая информация.

Схема дорожно-транспортного происшествия в Европротоколе — одна из наиболее важных частей документа. Располагается план происшествия в 17 пункте лицевой части Извещения. Чертеж должен соответствовать информации, внесенной в другие разделы протокола.

Если Извещения о ДТП отсутствует у обоих водителей, скачать и распечатать бланк схемы для страховой компании можно в интернете. Однако оба экземпляра придется заполнять вручную. Важно чтобы они соответствовали друг другу и не имели расхождений.

В данной статье выше можно скачать актуальный бланк Европротокола со схемой.

Правильность оформления документа, включая план происшествия, заверяется подписями обоих участников.

Как нарисовать схему ДТП

Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:

  1. Схема рисуется шариковой ручкой.
  2. Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
  3. Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
  4. Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.

Инспекторы Госавтоинспекции рисуют схему на большом листе формата А4. Такой размер позволяет подробно отобразить все объекты, имеющие значение для установления виновника аварии. В Извещении о ДТП рисунки небольшого размера, все предметы отображаются схематично.

Не нужно прорисовывать мелкие детали, автомобили обозначают обычными прямоугольниками. Для указания направления движения ставятся стрелочки.

Методика оформления схемы аварии

Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.

Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.

Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.

Этап 2. Отображение дорожной инфраструктуры. На план наносятся:

  • дорожная разметка;
  • светофоры с пометкой цвета, который горел в момент столкновения;
  • пешеходные переходы;
  • дорожные знаки;
  • трамвайные пути;
  • дорожка для велосипедистов;
  • тротуар и др.

Все объекты, которые могли повлиять на поведение водителей, должны быть отражены в чертеже.

Этап 3. Зарисовка ДТП. Положение машин наносится в привязке с местностью и объектами дорожной инфраструктуры. Автомобили участников следует отметить буквами А и В, согласно заполнению протокола. Стрелки рядом с транспортными средствами указывают направление их движения.

Место столкновение отмечается крестиком — X.

Если в момент столкновения был другой транспорт, препятствовавший движению, его тоже следует нанести на схему.

Чем точнее участники смогут оформить план происшествия, тем меньше спорных ситуаций возникает при разборе ДТП. Если у водителей при составлении схемы возникают разногласия, и даже агрессия, следует вызывать ГИБДД.

Ниже приведен образец схемы места происшествия, составленный в соответствии с методикой.

Нарисовать схему ДТП онлайн

В интернете можно найти специальные программы для составления схем ДТП. Они облегчают прорисовку деталей чертежа, имеют большое количество шаблонов и элементов. С помощью приложений можно чертить схемы разного уровня сложности. Для рисования дорожных ситуаций не нужно обладать специальными знаниями. Пользоваться программами может человек с начальным уровнем владения компьютером.

Популярный онлайн-сервис для создания схем аварий — «Дорожный редактор» на сайте Autokadabra.ru . Из разных блоков можно создать картинку и сохранить её на компьютере. Чертеж можно распечатать, показать друзьям, разместить на форуме.

Однако применить её для оформления Европротокола не получится. Извещение о ДТП заполняется ручкой на месте происшествия. Буквально «на коленке». Перенести картинку в протокол нет технической возможности.

Типовые схемы и примеры

Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.

Скачать типовые схемы

При анализе данных представленных в Извещении о ДТП сотрудники страховой организации сравнивают планы аварий, нарисованные водителями с типовыми схемами на сайте РСА. После отнесения рисунка к одному из типов, сравниваются обстоятельства происшествия и характер повреждений. Если нет противоречий, определяется виновность водителей.

Правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, при урегулировании страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит сократить сроки получения страхового возмещения.

Ксения Крылова, публицист, журналист, автор сайта

Окончила Академию управления МВД РФ (44.07.01 Образование и педагогические науки, 2009 год). Основное направление профессиональной деятельности – публицистика, касающаяся вопросов автомобильного права и деятельности МВД в целом.