Движение транспортных средств по полосам в ПДД

Можно ли ехать по левой полосе при свободной правой

В условиях многорядного движения вопросы перестроения и занятия рядов интересуют многих водителей. Даже опытным автомобилистам не всегда понятно, разрешено ли двигаться по левой полосе, если правая свободна, и какой штраф предусмотрен, если подобное действие квалифицируется как нарушение действующих ПДД.

Общие принципы правил движения

Действующие ПДД основаны на том принципе, что, по возможности, водителю следует занимать правый ряд, чтобы не задерживать движение. Это требование изложено в п. 9.4 Правил, и вызвано следующими обстоятельствами:

  • для возможности беспрепятственного проезда средств специального транспорта (городских уборочных служб, скорой, полиции и пр.);
  • чтобы не препятствовать обгонам на разрешенных для этого участках;
  • для возможности поворота в левую сторону или разворота.

Если правый ряд окажется занят тихоходным ТС, водителям, желающим совершить обгон, придется выполнять дополнительные маневры, что не всегда безопасно.

Вне зависимости от условий, запрещено передвигаться по левой полосе, если дорога включает несколько рядов в одном направлении, следующим ТС:

  • большегрузным автомобилям;
  • машинам и другой технике, скорость которых не превышает 40 км/ч;
  • неисправному транспорту, при включенных фарах.

Остальным водителям следует учитывать, что пункт 9.4 ПДД предусматривает некоторые нюансы, в зависимости от характера трассы и транспортного средства. Поэтому данный вопрос не настолько прост, как может показаться на первый взгляд.

При передвижении по трассе

Если трасса обозначена знаками, указывающими на принадлежность к автомагистрали или дороге для автомобилей (5.1 или 5.3), вне зависимости от того, происходит действие в населенном пункте или за его пределами, двигаться в левом ряду, при свободном правом, запрещено.

Обратите внимание! При движении по трассе ответ очевиден – необходимо придерживаться правой стороны магистрали.

В городе

При движении в пределах города или другого населенного пункта запрещается выезжать на левую сторону при следующих обстоятельствах:

  • в соответствии с условием, изложенным выше (если трасса проходит через этот населенный пункт);
  • при трехполосном движении в одну сторону.

В последней из приведенных ситуаций, выезд на левую полосу разрешен только с целью поворота или разворота.

В остальных случаях, особенно при движении в плотном потоке, следует занимать наиболее удобное место.

Обратите внимание! Перестроение допускается, если требуется повернуть (в любую сторону), развернуться, остановиться для стоянки, объехать преграду.

За городом

При езде за городом, с учетом изложенного выше, запрещается передвигаться по левой полосе, если отмечаются следующие ситуации:

  • трасса отмечена знаками автомагистрали или дороги для автомобилей;
  • разрешенная скорость передвижения не менее 80 км/ч.

Во всех остальных случаях по левой полосе передвижение за городом разрешено.

При одностороннем движении

Ситуация с односторонним движением ничем не отличается от правил перемещения по дороге с двумя разнонаправленными потоками. Необходимо руководствоваться следующими условиями:

  • наличием знаков 5.1 или 5.3;
  • разрешенным скоростным режимом (от 80 км/ч);
  • количеством полос (три и более).

В перечисленных случаях по «односторонке» нельзя двигаться по левой полосе, если правая занята. В остальных случаях подобное действие не является нарушением Правил.

Штраф за движение по левой полосе за городом

Нарушение любой из частей п. 9.4, содержащего требования к расположению ТС на проезжей части, включая передвижение по левой полосе при свободной правой, в ситуациях, когда это запрещено, квалифицируется положениями ст. 12.15 КоАП РФ.

За подобное нарушение водителя ожидает штраф в размере 1 500 рублей. Нюансы назначения такого наказания связаны с тем, что сотрудникам ГИБДД сложно доказать умышленный характер нарушения. Водителю легко оправдаться, заявив, что выезд на левую полосу не связан с выполнением маневра.

Поэтому на практике штраф можно получить только при вопиющем нарушении, вызвавшем серьезные сложности для пропускной способности автодороги. Однако не стоит рассчитывать, что подобные действия будут проходить постоянно. Тем более что это создает серьезные помехи для других водителей.

Вывод

Требования, предъявляемые Правилами к расположению транспортных средств на проезжей части, в большинстве случаев запрещают двигаться по левой полосе, если правая остается не занятой.

Располагаться таким образом разрешается лишь в ситуациях, когда количество полос не более двух, а скорость движения не превышает 80 км/ч. В таких ситуациях подобное расположение водителя не будет задерживать остальных участников. В противном случае указанные действия препятствуют общему транспортному потоку и квалифицируются как нарушение действующих Правил.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Читайте также  Получение свидетельства о регистрации транспортного средства

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

как говорит сказочный, «замучаетесь пыль глотать бегая по судам».
Подано в суд на обжалование штрафа ГКУ АМПП еще весной, а эти бандиты вместо того что бы переслать жалобу в суд, направили документы на взыскание приставам. Итого: 3 жалобы, одно ходатайство, 1 заявление в прокуратуру — ни одного ответа по существу, долг на взыскание висит в базе. И это я юрист.

Нарушение скоростного режима на длинном участке дороги, т.е. штраф за среднюю скорость. Т.к. в ПДД нет такого понятия как средняя скорость движения а штраф можно выписывать только если известен конкретное место нарушения ПДД.

Не понятен момент с Преимущественным правом машин с разметкой и мигалками. Согласно ПДД 3.2, при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При этом, уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Должен ли я, перестраиваться, пропуская машину с синей мигалкой, которая догоняет меня сзади? Попадает ли такой маневр под понятие Уступить дорогу?

Andreyka, а если ты не перестроишься, ты будешь являться помехой для беспрепятственного движения, дальше решай сам

Andreyka, должен. Видимо «уступить дорогу» и «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства» — разные понятия

Andreyka, естественно. Сам же пишешь «не должен. продолжать движение. если это может вынудить. имеющих преимущество. изменить направление движения или скорость».

Константин, в таком случае, мне нужно остановиться 🙂 Про маневр перестроения в ПДД ни слова.

По каким полосам можно ехать в городе и вне его, и в какие поворачивать и разворачиваться

Правильное движение по полосам – одна из базовых основ передвижения по дорогам. Тем не менее здесь регулярно встречаются примеры субъективной трактовки правил. Кто-то движется в левом ряду, не уступая дорогу обгоняющим; кто-то считает, что все обязаны двигаться в правом ряду; кто-то считает, что можно выехать с кольца из среднего ряда, если заранее включить поворотник. По каким же полосам можно двигаться в городе и за городом и в какую полосу можно поворачивать и разворачиваться при маневрировании?

Перед тем как начать говорить о рядности движения, давайте вспомним, как ПДД регламентируют полосы движения и как можно двигаться, если размеченных полос нет. Итак, согласно правилам, полоса движения – это «любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд».

Правила устанавливают разные разрешения для движения по полосам в городе и за городом. Согласно пункту 9.4 «в населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения». Основное ограничение устанавливает все тот же пункт 9.4: «на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота». Такие образом, при движении в городе можно занимать любую из имеющихся полос, а если дорога свободна, и полос три и более – то любую, кроме левой.

В пункте 9.4 есть небольшое ограничение для движения в городе. Если водитель движется в населенном пункте, но по дороге, обозначенной знаком 5.1 (Автомагистраль) или 5.3 (Дорога для автомобилей), или там, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, то двигаться он должен по возможности ближе к правому краю проезжей части, и ему запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Еще два ограничения для водителей легковых автомобилей касаются пунктов 9.5 и 16.1 ПДД. Пункт 9.5 уточняет, что если автомобиль по техническим причинам не может развивать скорость выше 40 км/ч, то он должен двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги. Ну а пункт 16.1 запрещает выезд таких машин на автомагистрали.
Отдельно стоит помнить о пункте 9.3 ПДД. Он уточняет, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9, указывающей на реверсивное движение), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.

Рядность движения на загородных дорогах также регламентируется пунктом 9.4 ПДД. Здесь все гораздо проще и строже, чем в городе: вне населенных пунктов водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части, при этом запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. Таким образом, движение даже с максимальной разрешенной скоростью в левой полосе запрещено.

Здесь также актуален пункт 9.3, упомянутый выше, – он запрещает движение по полосе, по которой разрешено движение в обоих направлениях, за исключением случаев обгона, объезда, поворота налево или разворота.

Читайте также  По каким правилам эвакуируют автомобили на штрафстоянку

Поворот направо – маневр довольно несложный, и правилами он регламентирован вполне однозначно. Во-первых, тут актуален пункт 8.5, указывающий, что перед поворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Во-вторых, пункт 8.6 гласит, что при повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Таким образом, при отсутствии помех и препятствий поворот направо должен выполняться из крайнего правого в крайний правый ряд.

Исключением при повороте направо может быть ситуация, когда перед поворотом установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот направо более чем из одной полосы. В таком случае водитель не обязан занимать крайнее правое положение на проезжей части. При этом поворот должен выполняться с сохранением полосы движения во избежание пересечения траекторий: из крайнего правого в крайний правый ряд, а из второго во второй. В случае, если на дороге, на которую поворачивают водители, есть препятствие, вынуждающее поворачивать в одну полосу, в силу вступает пункт 8.9 ПДД. Он уточняет, что «в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа» – то есть правило «помехи справа» актуально и здесь.

Отдельно стоит коснуться перекрестков с круговым движением. Пункт 8.5 гласит, то при повороте направо при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, не нужно занимать крайнее правое положение на проезжей части. То есть въезд на кольцо – это исключение, и въезжать на него можно с любой полосы. При этом выезд с перекрестка трактуется как обычный поворот направо и исключением уже не является – то есть для выезда с перекрестка с круговым движением обязательно нужно занять крайнее правое положение на дороге. Таким образом, краткий вывод будет таким: въезжать на кольцо можно с любого ряда, а выезжать с кольца – только с правого.

Левый поворот по сравнению с правым несколько сложнее, поскольку обычно связан с пересечением полосы встречного движения. Однако и правила здесь чуть более мягкие. С точки зрения рядности движения главное требование при повороте налево – занять крайнее левое положение на проезжей части согласно пункту 8.5 ПДД. Кроме того, тот же пункт указывает, что при наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево должен выполняться с них, если знаками движения по полосам или разметкой не предписан иной порядок движения. А вот требований к тому, в какой ряд нужно въезжать при выполнении левого поворота, в ПДД нет – то есть поворачивать можно в любой ряд, движение по которому не запрещено правилами. Таким образом, поворачивать налево водитель может из крайнего левого в любой ряд при условии соблюдения ПДД, а при наличии слева попутных трамвайных путей и отсутствии знаков движения и разметки движения по полосам – с трамвайных путей в любой ряд.

Как и при повороте направо, актуален случай наличия перед перекрестком знаков направления движения по полосам, разрешающим поворот более чем из одного ряда. Правила здесь те же: необязательно занимать крайнее левое положение на проезжей части, поворачивать можно из любого разрешенного ряда, но желательно сохранять ряд и избегать пересечения траекторий движения, уступая дорогу при необходимости.

Однако здесь, в отличие от поворота направо, есть и еще одно важное исключение. Пункт 9.8 гласит, что «при повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу». При этом «перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам». При повороте направо это требование выполняется автоматически. А вот поворачивать налево на дорогу с реверсивным движением можно только в крайний правый ряд.

О правилах разворота мы недавно говорили подробно, так что здесь повторим основные условия. Как и поворот налево, разворот можно выполнять из крайнего левого положения на проезжей части, а при наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, – с этих трамвайных путей. Однако есть важное исключение: пункт 8.8 ПДД гласит, что при недостаточной ширине проезжей части разворот вне перекрестка можно выполнять от правого края проезжей части или с правой обочины, уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам. При этом требований к полосе, на которую нужно выезжать при развороте, в ПДД нет. То есть разворот можно выполнять в любой ряд при условии соблюдения ПДД.

Получить штраф можно не только за неправильный поворот, но и просто за движение не в той полосе. Как мы помним, за городом и на автомагистралях двигаться нужно в правой полосе, и занимать левую полосу при свободных правых запрещено. Те, кто игнорирует это правило, могут быть привлечены к ответственности по части 1 статьи 12.15: согласно ей, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей.

Вариантов наказания за нарушение правил поворота существует несколько. Базовое наказание предусмотрено за поворот из неправильного ряда. Согласно части 1.1 статьи 12.14 КоАП, невыполнение требования ПДД перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Следующий вариант – несоблюдение требований знаков 5.15.1 и 5.15.2, указывающих направление движения по полосам. Как мы уже рассказывали, они относятся к знакам особых предписаний, и их соблюдение носит не рекомендательный, а обязательный характер. Соответственно, поворот или разворот из полосы, не предусмотренной знаками, наказуем. В случае поворота направо наказание последует по части 1 статьи 12.16: согласно ей, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Поворот налево и разворот караются уже по части 2 статьи 12.16, и наказание здесь более суровое: поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Помимо знаков направления движения по полосам поворот и разворот могут ограничивать запрещающие знаки 3.18.1 и 3.18.2, а также 3.19, запрещающие соответственно поворот направо, налево и разворот. Наказание будет тем же, что описано выше: за поворот направо можно получить предупреждение или штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.16, а поворот налево или разворот караются по части 2 статьи 12.16 штрафом от 1 000 до 1 500 рублей.

А вот отдельных штрафов за занятие неверной полосы после выполнения поворота нет – нарушение трактуется в зависимости от ситуации. К примеру, если водитель после выполнения маневра окажется на встречной полосе, он будет наказан по части 4 статьи 12.15, предусматривающей штраф в 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Тема 9. Расположение транспортных средств на проезжей части

Загруженность российских дорог, особенно в мегаполисах, впечатляет. Именно поэтому правильное и компактное расположение транспорта на проезжей части становится все более актуальной темой. Таким образом можно существенно снизить уровень аварийности и уменьшить потери времени в поездках.

Нарушение правил расположения транспортных средств на дороге становится причиной заторов, пробок и ДТП.

Соблюдая требования 9 главы ПДД, которую мы сейчас будем разбирать, водитель не только уменьшает риск столкновения, но и делает дороги менее загруженными.

Начнем с того, что транспортные средства должны располагаться на проезжей части согласно полосам движения .

Полоса движения предназначена для проезда автомобилей в один ряд. А вот мотоциклисты без бокового прицепа могут ездить по ней парами. Видимо, чтобы не так скучно было.

Если на проезжую часть нанесена разметка, количество полос движения легко посчитать.

Если же разметки нет, водитель мысленно делит дорогу пополам. Левую часть он «отдает» встречному движению. На нее лучше не выезжать: во-первых, потому что она «левая», хотя и бывает свободнее вашей половины дороги; во-вторых, по ней вам навстречу будут мчаться другие водители, машущие руками и сигналящие, но явно не от того, что по вам сильно соскучились. Правая часть дороги предназначена для тех, кто движется попутно с вами.

Свою половину водитель визуально делит на полосы, достаточные для проезда автомобилей в один ряд.

Только вычислять правильный интервал (боковое расстояние между транспортными средствами) придется, полагаясь на свой опыт и интуицию. Математические формулы, определяющие безопасный интервал, конечно, существуют. Но вряд ли их кто-то применяет в реальной дорожной жизни.

Аналогично и с дистанцией (расстоянием между спереди и позади едущими автомобилями). Советуем не прижиматься – вы же не в постели.

Впрочем, одно правило тут все-таки есть: кто не соблюдает безопасное расстояние между транспортными средствами, тот ездит на битых машинах .

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы , запрещается выезжать на половину проезжей части, предназначенную для встречного движения.

Запомнить это несложно: транспортные потоки на многополосных дорогах, как правило, разделены двойной сплошной линией или разделительной полосой. А пересекать их запрещено.

На таких дорогах повернуть налево или развернуться можно на ближайшем перекрестке.

В России встречаются необычные трехполосные дороги с двухсторонним движением, о которых принято шутить: по правой полосе все едут вперед, левая – встречная, а по средней все едут, кто как хочет.

«Трехрядки» обычно встречаются там, где решили расширить двухполюсную дорогу с двухсторонним движением, но бюджета хватило только на одну дополнительную полосу…

Новую разметку нанесли и установили следующие правила:

На дорогах с двусторонним движение, где есть всего три полосы, на среднюю полосу можно выезжать только для обгона…

Читайте также  Заявление по восстановлению КБМ по ОСАГО

Причем выезжать могут автомобили, движущиеся как в попутном, так и во встречном направлении.

А вот на крайне левую полосу выезжать запрещено. Иначе придется вам ходить пешком. Если, конечно, будет на чем ходить после столкновения.

Заезжая на такую дорогу, водитель обязан сразу же занять крайне правую полосу движения, даже, если он перед этим поворачивал налево.

Держаться крайне правого ряда необходимо также на любых дорогах вне населенных пунктов .

Конечно, если водитель догнал транспортное средство, движущееся с меньшей скоростью, нежели у него, то автомобиль можно опередить, перестроившись на левую полосу. В левом ряду также разрешается остаться, если вы опережаете не одну, а сразу несколько машин.

Но если после опережения всех транспортных средств правая полоса оказалась свободной, водитель обязан вернуться в ранее занимаемый ряд.

Другое дело – в населенных пунктах . Там транспортные средства могут использовать для движения наиболее удобную для них полосу .

Но, как в любом правиле, исключения присутствуют и здесь.

Если на дороге в одном направлении расположены три полосы и более, крайне левая используется только для опережения, поворота налево или разворота. На нее же допускается выезжать, если заняты все правые полосы.

А грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой свыше 2,5 тонн занимать крайнюю левую полосу разрешается только для поворота налево или разворота. То есть данной группе транспортных средств выезжать в крайний левый ряд для движения нельзя, даже для опережения.

Обратите внимание, что речь идет о грузовых машинах, весом более 2,5 тонн, а не 3,5 тонн – граница, которая отделяет категорию «В» от «С».

Водители, которые больше 40 км/ч по техническим причинам не ездить не могут , обязаны двигаться исключительно по крайне правой полосе .

Однако из любого правила есть исключения.

Во-первых, тихоход, как и любое другое транспортное средство, имеет право разворачиваться и поворачивать налево только из крайне левой полосы.

Во-вторых, если один тихоход догнал еще более медленный тихоход, например, гужевую повозку, то ее можно опередить, перестроившись полевее. Но после совершения маневра он обязан вернуться на прежнюю полосу движения.

Теперь перейдем к проезду по трамвайным путям . Думаете, нельзя? Ошибаетесь.

Если слева от водителя находятся трамвайные пути попутного направления, на них обязательно нужно заезжать для поворота налево, разворота, а можно и для обгона. А также если остальные полосы заняты. Но только при одном условии: на дороге отсутствуют знаки или разметка , предписывающие направление движения по полосам.

При этом не должно создаваться помех трамваю.

Кстати, речь идет только о трамвайных путях попутного направления. Заезжать на трамвайные пути встречного направления запрещено всегда.

Особо стоит отметить про расположение транспортных средств , если на дороге находится реверсивный светофор .

Реверсивное движение крайне опасно. Организацию такого движения могут регламентировать специальные светофоры.

Если горит зеленая стрелка, движение по реверсивным полосам разрешено. Если загорается желтая стрелка, перестраиваемся в направлении, указанном стрелкой. Если горит красный крест, то движение по полосе для реверсивного движения запрещено. Также нельзя въезжать на реверсивную полосу, если светофор над ней не горит.

Выезжая на проезжую часть с реверсивным движением, водитель должен занять крайне правую полосу. Неважно, поворачивает он направо или налево. И только затем, разобравшись как организовано движение на данной дороге, может занимать попутные.

И еще пара правил для тех, кто не хочет нарваться на приключения.

Двигаться по дороге нужно строго по полосам.

Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении .

С проезжей частью разобрались. А что с движением по другим элементам дороги?

Движение по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам запрещено. Правда, некоторым водителям (особенно в часы пик) закон не писан.

Кстати, машины дорожно-эксплуатационных, коммунальных служб, федеральных служб связи, а также транспортные средства, подвозящих грузы к торговым точкам и другим предприятиям могут нарушить это правило, если по-другому подъехать нельзя.

Также запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам. За нарушение, как на фото слева, водитель будет наказан крупным штрафом.

Ну и напоследок: если знаки и разметка не предписывают иное, то все столбы, тумбы или опоры мостов, которые бросаются вам под колеса, объезжайте справа.

Глава 9 ПДД. Расположение транспортных средств на проезжей части

Расположение ТС на проезжей части регламентируется пунктов 9 ПДД и его подпунктами, которые акцентируют внимание на деталях и нюансах движения по дорогам.

9.1 ПДД Для установления числа полос на дорожном полотне применяются знаки 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. Эти знаки действительны для безрельсовых ТС, но при их отсутствии численность полос устанавливается водителями самостоятельно.

При этом учитывается ширина проезжей части, величина (габариты) движущихся ТС, а также требуемые интервалы между ними.

Встречное движение автоматически осуществляется на левой половине дороги, если последняя не имеет строгой разметки, но подразумевает двухстороннее движение автомобилей, мотоциклов и т. д.

В данное деление не входят специальные расширения автострады, такие как дополнительные полосы для подъема, полосы с переходной скоростью движения, заездные «карманы» зон остановок маршрутных ТС.

9.2 ПДД Если дорога допускает двухстороннее движение и разделяется на 4 полосы и более, выезд для обгона или осуществления объезда на встречную полосу движения категорически запрещается.

При данном типе дороги разворот или поворот налево допускается только на тех перекрестках или иных участках, где данные маневры не запрещаются разметкой или соответствующим пунктом ПДД.

При наличии разметки ее значение превалирует, поскольку при заданных условиях четырех- и более полосной дороги осуществляется разделение направлений движения с помощью двойной сплошной, которая автоматически будет запрещать выезд на встречку.

9.3 ПДД При наличии на дороге с двухсторонним движением трех полос, разделенных разметкой, (кроме разметки 1.9), из которых центральная используется для езды в оба направления (реверсивное движение), допускается выезд на указанную полосу лишь для:

  • левого поворота;
  • объезда;
  • обгона;
  • разворота.

На крайнюю полосу слева выезд запрещен, поскольку она предназначается для встречного движения.

На трех полосной дороге, поворот налево или разворот осуществляется с центральной полос (реверсивной).

После обгона ТС, вам запрещено дольше двигаться по средней полосе и вы обязаны перестроится на крайнюю правую сторону.

9.4 ПДД За пределами населенных пунктов и на их территории на дорогах, где применяется знак 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей» либо на участке, на котором допускается движение при скорости выше 80 км/ч, водителям следует продолжать движение по крайней правой полосе.

Вне населенного пункта, если имеются свободные полосы справа, запрещается использовать полосы, расположенные левее.

На территории населенного пункта водители могут пользоваться удобной для проезда дорожной полосой при условии соблюдения требований данного пункта ПДД, а также пунктов 9.5, 16.1 и 24.2. В случае интенсивного движения при всех занятых полосах смена полосы допустима только для осуществления разворота, поворота направо или налево, объезда препятствия или остановки.

При этом, на любой дороге, где для перемещения в совпадающем направлении доступно от трех полос и более, крайняя левая доступна для проезда только при условии загруженности оставшихся справа полос. Также на нее можно перестраиваться для разворота или поворота налево.

9.5 ПДД Если ТС не могут технически развивать скорость более 40 км/ч либо им запрещается это делать, то им следует двигаться по правой крайней полосе.

Исключения составляют случаи перестроения перед левым поворотом, обгона или объезда, остановкой или разворотом в допустимых ситуациях. Тогда разрешается переходить на крайнюю левую полосу.

9.6 ПДД Если с левой стороны располагаются трамвайные пути, расположенные на одной высоте с дорожным участком попутного направления, а все полосы этого направления загружены, по указанным путям разрешается движение.

Также это распространяется на случаи обгона, объезда, разворота или поворота налево при соблюдении пункта 8.5 ПДД. Помехи трамваю при этом создаваться не должны, а также недопустимо выезжать на встречные пути. Движение по ним запрещено при наличии знаков 5.15.1 или 5.15.2.

9.7 ПДД Когда проезжая часть делится дорожной разметкой на полосы движения, ТС должны строго соблюдать предписания разметки. Пересечение прерывистых линий разметки допустимо только при перестроении.

9.8 ПДД Если осуществляется поворот на дорогу с реверсивным движением, водителю следует вести свое ТС так, чтобы во время выезда с пересечения нескольких проезжих частей авто оказалось на крайней правой полосе.

Перестроение допустимо только том случае, когда водитель занял указанную полосу и убедился, что разрешается попутное движение по находящимся рядом полосам.

9.9 ПДД Расположение ТС на проезжей части и их движение по обочинам, разделительным полосам, пешеходным дорожкам и тротуарам запрещено.

Исключение — случаи, указанные в пунктах 12.1 и 24.2. Разрешается движение ТС коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб плюс проезд по кратчайшему пути тех ТС, которые подвозят грузы к торговым и прочим объектам и предприятиям, расположенным рядом с обочинами, тротуарами либо пешеходными переходами, при невозможности других способов подъезда. При этом обязательно должна обеспечиваться безопасность передвижения.

9.10 ПДД Водителю следует соблюдать дистанцию между его авто и ТС, движущимся впереди, которая позволит миновать столкновение. Также необходимо соблюдать минимальный боковой интервал, который обеспечит безопасность движения.

9.11 ПДД За пределами населенных пунктов на дороге, поддерживающей двухстороннее движение и имеющей две полосы, водитель «тихохода» или «длинномера» должен поддерживать дистанцию такой величины, чтобы при необходимости обгоняющие его ТС могли перестроиться на полосу, по которой они следовали ранее, без помех.

Данное требование теряет силу на тех участках дорог, на которых запрещен обгон. Либо во время интенсивного движения и передвижения в организованной колонне транспорта.

Тихоходом называется ТС, скорость которого по техническому регламенту не выходит за рамки 30 км/ч. А длиномером — ТС или состав ТС, итоговая длина которого превышает 7 метров.

9.12 Если на дороге с движением в обе стороны отсутствует разделительная полоса, то дорожные объекты:

  • тумбы,
  • островки безопасности,
  • элементы дорожных сооружений,

которые находятся посередине проезжей части, автовладельцу следует объезжать с правой стороны, если обратного не предписано знаками или разметкой.

Нарушение данных пунктов ПДД, как и всех остальных предписаний, карается штрафом.

Видео: Расположение транспортных средств на проезжей части