Движение по тротуару в ПДД

Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?

В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.

Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.

Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?

Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.

Что такое тротуар

Тротуар — это и элемент благоустройства, и место, на котором происходит дорожное движение по установленным правилам.

С точки зрения благоустройства тротуар можно узнать по таким признакам:

  1. Он находится на территории населенного пункта.
  2. Приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюром либо выделен разметкой. Требования к бордюрам зависят от региона. Например, в Москве бордюр должен возвышаться над дорогой не менее чем на 15 сантиметров.
  3. Предназначен для пешеходов или растений, иногда для столбов и других опор освещения.

С точки зрения ПДД тротуар — это часть дороги, которая примыкает к проезжей части или отделена от нее газоном.

Иногда с тротуарами путают пешеходные дорожки. Но это самостоятельные дороги специально для пешеходов, по которым почти никогда не могут ездить машины и на краях которых нельзя парковаться в отличие от тех же тротуаров.

Тротуары обычно строят по обеим сторонами дороги. Но если с одной стороны нет домов или других зданий, то можно построить тротуар только с той стороны, где пешеходы и дома есть. Естественно, нужно будет обосновать такое решение.

Где строят тротуары

Нужно ли строить тротуар, зависит от категории дороги, к которой он прилегает. Категории дорогам присваивают как для градостроительства и благоустройства, так и для организации дорожного движения. Классификации дорог отличаются, поэтому расскажу про обе.

Начну с градостроительства. В крупных городах, где живет больше миллиона человек, бывают такие дороги.

Магистральные городские дороги первого и второго класса. Они связывают разные районы города, скорость движения по некоторым из них доходит до 130 км/ч. Полос много — от четырех до десяти в оба направления. Тротуары на таких дорогах не строят.

Магистральные улицы общегородского значения первого, второго и третьего класса. Разрешенная скорость на таких улицах уже меньше, чем на магистральных дорогах, — до 90 км/ч. Хотя характеристики магистральных дорог второго класса и магистральных улиц первого класса почти идентичны. Отличаются они только требованиями к тротуарам: на улицах он должен быть, причем шириной не менее 4,5 метра.

Если верить генеральному плану Москвы, к улицам общегородского значения первого класса относятся, например, Кутузовский, Волгоградский, Ленинградский проспекты, Сущевский вал и другие многополосные улицы с оживленным движением.

Магистральные улицы районного значения. Допустимая скорость еще меньше — до 70 км/ч. Полос тоже меньше — от двух до четырех в обе стороны. Тротуар нужен, ширина — от 2,25 метра.

Улицы местного значения. Движение на этих улицах не такое оживленное, как на предыдущих, и они делятся на виды в зависимости от того, где расположены: в жилых районах, общественно-деловых и торговых зонах, производственных зонах.

Дорога, о которой идет речь в вопросе, расположена между жилыми домами, то есть на языке гостов и снипов это улица местного значения в зоне жилой застройки. К такой улице должен прилегать тротуар шириной не менее 2 метров — это указано в таблице 11.2 в своде градостроительных правил.

Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения существуют технические категории дорог. Эти категории использует в своих документах Росавтодор. Они описаны в ГОСТ Р 52398-2006.

Категорий всего пять, первая делится на три подкатегории. Я не буду останавливаться на каждой из них, но основное правило такое: внутри населенных пунктов тротуары должны быть у дорог всех категорий с твердым покрытием, таким как асфальт, бетон, каменные материалы, которые обработаны вяжущими растворами.

Кто строит тротуары

Тротуары на дорогах местного значения как в градостроительном смысле, так и в смысле дорожного движения строят муниципальные власти за счет бюджета муниципального образования.

Госты и другие технические документы, которые я упоминала выше, требуют, чтобы у каждой дороги с твердым покрытием внутри населенного пункта был тротуар как минимум с одной стороны. По тротуарам люди ходят без риска для жизни — благодаря им у каждой дороги обеспечивается безопасность дорожного движения.

Строить тротуары, пешеходные переходы, ремонтировать дороги и другими способами обеспечивать безопасность дорожного движения должны лица, в обязанности которых входит содержание таких дорог, то есть собственники.

Большинство дорог в зонах жилой застройки, по которым можно подъехать больше чем к одному дому, называются автомобильными дорогами общего пользования. Они принадлежат государству. Отвечают за их состояние муниципальные власти.

За безопасность дорожного движения на дорогах местного значения отвечают власти городских и муниципальных округов в зависимости от того, как разделены полномочия в законах субъектов.

Например, в Москве дороги местного значения содержат власти городских округов. Муниципальный округ Митино относится к СЗАО, поэтому обращаться с требованием построить тротуар надо в префектуру СЗАО.

Как заставить власти обустроить тротуары

Обратиться в префектуру городского округа. В вашем случае это префектура СЗАО.

Обращение можно направить по почте заказным письмом с уведомлением, вручить в канцелярии или отправить через электронную приемную.

Проверьте, чтобы в обращении были:

  1. ФИО и адрес, на который нужно отправить ответ, иначе ваше обращение не примут из-за анонимности .
  2. Правильное название органа, в который вы жалуетесь, — оно есть на сайте органа, в разделе «Контакты».
  3. Сама проблема. Можно приложить фотографии дома и дороги и описать словами.
  4. Ссылки на нормативные акты, которые обязывают власти построить тротуар в вашем дворе. Это необязательно, но поможет вам и прокуратуре в будущем.
  5. Подпись и дата.

Если вы отдаете обращение в канцелярию или отправляете почтой, важно получить его номер. В канцелярии его должны присвоить сразу, а вот по поводу почтового отправления придется звонить и узнавать. По номеру вы потом сможете понять, рассмотрено ли ваше обращение, долго ли еще ждать, не потеряли ли его.

На то, чтобы вам ответить, у властей есть 30 дней со дня регистрации обращения. Если за 30 дней вам не ответили совсем, что редкость, или ответ вас не удовлетворил, что случается намного чаще, обращайтесь в прокуратуру.

Обратиться в прокуратуру. За основу вы можете взять текст обращения, которое направили в префектуру, но не забудьте приложить само обращение и ответ на него.

Прокуратура по вашему обращению может:

  1. Выдать представление устранить нарушения закона.
  2. Обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и потребовать от муниципальных властей построить тротуары.

Я рекомендую не обращаться в суд самостоятельно, чтобы обжаловать бездействие властей, а сначала попробовать сделать это через прокуратуру. Получится как минимум дешевле с вашей стороны и, возможно, эффективнее — так говорит судебная практика.

Успешных дел, в которых прокурор через суд обязывал муниципальные власти строить тротуары, немало.

Так, прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд и потребовал обязать администрацию городского поселения построить тротуары. Дорога, на которой тротуаров не было, относилась к четвертой категории, по ней периодически проезжали грузовые автомобили, а по обочине часто ходили дети.

Прокурор посчитал, что безопасность дорожного движения не обеспечена в достаточной степени, а дорога не полностью соответствует требованиям законодательства. Администрация, кстати, от своих обязанностей не отказалась и даже пообещала тротуары построить. Теперь обещание подкреплено и решением суда.

А например, администрация Сиверского городского поселения Гатчинского района Ленинградской области пыталась объяснить прокурору и суду, что тротуары построить не может. Во-первых , район, где тротуаров нет, проектировали очень давно, когда по закону они не требовались. Во-вторых , бюджет под дорожное строительство не выделяли.

Но прокурор настоял, а суд поддержал его в том, что муниципальные власти обязаны обеспечить безопасность дорожного движения, в частности строить тротуары. Власти свободны в планировании бюджета, но должны выделить деньги, чтобы исполнить свои обязанности. И неважно, в каком году была спроектирована дорога. Действующее законодательство предъявляет к ней другие, более строгие требования.

Обратиться в суд самостоятельно. Если же прокуратура вас проигнорирует, остается обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском. Мы уже подробно писали, как выбрать суд.

Наиболее логично потребовать от административного ответчика, то есть муниципальных властей, совершить действия — построить тротуар, чтобы устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть вас, поскольку подавать иск будете вы.

Как подать иск и что нужно помнить, обращаясь в суд, мы тоже уже писали. Но все-таки я надеюсь, что прокуратура все сделает за вас.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Что такое Тротуар по ПДД?

Движение пешеходов вдоль проезжей части, как правило, организовано по специальной дорожке – тротуару. Такие меры принимаются для обеспечения безопасности граждан, перемещающихся пешком. Движение по тротуару регламентировано ПДД.

Тротуар: определение по ПДД

Каждый элемент дорожной части имеет свое определение, закрепленное в общих положениях Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, а именно:

  1. Дорога, представляющая собой участок земли для передвижения транспортных средств и пешеходов. Элементами дороги являются: проезжая часть с одной или несколькими полосами движения ТС, трамвайные рельсы, конструкции разделительного характера, обочины и тротуары.
  2. Тротуар является одним из составляющих дороги. Он предназначен для безопасного движения пешеходов. Примыкает к проезжей части дороги, но отделен от нее бордюром или газоном.
  3. Пешеходная дорожка – это выделенная зона для людей, двигающихся пешком. Она не является частью дороги, поскольку не граничит с проезжей частью.
  4. Обочина представляет собой примыкающую к полосе движения транспорта территорию. Включается в состав дороги, но имеет отделение от нее разметкой.

Зачастую люди путают понятия тротуара и обочины. Существенными различиями между ними являются:

  • плотное примыкание к проезжей части обочины, отделение тротуара от нее бетонным бордюром или газоном;
  • расположение обочины на одном уровне с проезжей частью, тротуар чаще всего немного приподнят по отношению к уровню части дороги для передвижения транспорта;
  • для организации обочины используются те же материалы, что и для проезжего полотна дороги, тротуар может быть асфальтовым, бетонным или деревянным.

Штраф за остановку на тротуаре в 2021 году

Правила дорожного движения вводят для ограничения транспортных средств по использованию пешеходных дорожек. Автомобилистам запрещается:

  1. Двигаться по пешеходной (и выделенной для велосипедистов) полосе. Исключение составляют случаи, когда при отсутствии иных вариантов необходимо заехать специальной технике (дорожной или коммунальной), а также осуществляющей подвоз товара к магазину или предприятию, чье месторасположение примыкает к тротуару. При этом должна быть обеспечены условия безопасности для граждан.
  2. Останавливаться и парковаться. Для парковки транспортных средств дорога должна быть оснащена специальными заездами, отгороженными от тротуара, имеющая соответствующие обозначения.

В случае нарушения этих норм водитель будет штрафом в следующих размерах:

  • 2 000 рублей за движение по тротуару;
  • 1 000 рублей за остановку и стоянку на полосе, выделенной только для пешеходов и/или велосипедистов (для нарушителей в Москве и С-Петербурге штраф составляет 3 000 рублей).

При внесении суммы наказания в 20-дневный срок от даты постановления о его наложении автовладелец имеет право на уплату только половины размера штрафа.

Во многих городах осуществляется тщательный контроль над соблюдением ПДД по части стоянки и остановки на тротуаре. Нарушителю грозит не только штраф, но и эвакуация транспортного средства на специализированную стоянку.

Остановка на тротуаре для разгрузки товара

В ПДД содержится разрешение заезжать на тротуар транспорту для подвоза грузов (пункт 9.9) только при отсутствии иных вариантов. Когда местоположение организации торговли и иной сферы деятельности непосредственно примыкает к тротуару, а иных подъездов нет. При этом обязательно соблюдение норм безопасности граждан, осуществляющих движение по участку дороги, предусмотренному для движения пешеходов и/или велосипедистов.

Если же на тротуар выехал личный автомобиль для погрузки в него приобретенного товара, то это уже нарушение правил. Инспектор ГИБДД вправе выписать водителю штраф.

Езда по тротуару на автомобиле

Движение транспортных средств по частям дороги, кроме проезжей, запрещается пунктом 9.9 ПДД. Такое перемещение предусмотрено только в исключительных случаях транспорту дорожных и эксплуатационных служб, а также для подвоза грузов (ситуация рассмотрена ранее).

Езда по тротуару на велосипеде

Движение по участкам дороги велосипедистов регулируется пунктом 24 ПДД. В зависимости от возрастной категории действуют следующие условия:

  • дети до 7 лет могут перемещаться на велосипеде только по тротуару или пешеходной дорожке (включая велопешеходную), в пешеходных зонах;
  • для граждан возрастной группы от 7 до 14 лет распространяется правило езды в пределах пешеходной зоны, по тротуару либо выделенной для велосипедистов полосе дороги;
  • лица старше 14 лет могут проехать на велосипеде только по специально выделенным для этого участкам дороги либо правому краю проезжей части.

Какой размер штрафа за парковку и движение по тротуару? Обжалование и тонкости ПДД

Штраф за тротуар

  1. Сумма штрафа ГИБДД за езду по тротуару составляет 2 000 рублей.
  2. А стоянку и остановку – 3 000 рублей для Москвы и Спб и 1 000 для остальных городов.
  3. Но в ПДД есть ряд исключений, когда по тротуару двигаться можно, и за это наказания нет.
  4. На указанные штрафы распространяется скидка. Но также возможна штрафстоянка, если вас нет в машине.
  5. Парковаться на тротуаре во дворе дома тоже нельзя.
  6. Отдельное наказание ждёт водителя за наезд на пешехода на «его территории».

По общему правилу парковаться на тротуаре нельзя, равно как запрещается проезд по нему. Но есть из этого правила исключения. Вместе с тем, определить, что перед вами находится, и можно ли здесь двигаться или остановиться, не всегда представляется возможным, потому что чёткой грани, определяющей этот элемент дороги, в действующих на 2021 год ПДД просто не существует. Но мы постараемся выяснить в этой статье, какой штраф за езду и парковку на тротуаре, каким образом он выписывается, можно ли использовать его во дворе жилого дома, как оспорить постановление и есть ли отдельная санкция для юридических лиц, а также в Москве и Петербурге. Но давайте обо всём по порядку!

Какой размер штрафа за езду по тротуару в 2021 году?

Действующая сумма штрафа ГИБДД именно за движение по тротуару в нарушение ПДД составляет 2 000 рублей. Данное наказание регулирует статья 12.15 КоАП РФ, отвечающая за нарушения правил расположения автомобилей на дороге.

Официальная трактовка санкции по части 2 этой статьи выглядит по состоянию на 2021 год следующим образом:

2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Но обратите внимание, что не всегда ездить по тротуару запрещено. Именно поэтому в официальном тексте есть условие, что движение осуществляется в нарушение ПДД.

Так, если вы подвозите груз до магазина, едете на автомобиле определённого назначения, то это является исключением, и штрафа по закону не должно последовать. Об этом мы поговорим немного ниже.

Сколько составляет штраф ГИБДД за парковку на тротуаре?

А вот санкция за остановку или стоянку на этом элементе дорожной сети есть отдельная. Она может быть как меньше, так и выше, чем за езду по тротуару. Всё зависит от того, в каком городе совершено правонарушение.

Итак, для регионов и городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, штраф за парковку на тротуаре составляет 1 000 рублей по части 3 статьи 12.19 КоАП РФ:

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Здесь также действует общее правило, что не всегда остановка на тротуаре запрещается. ПДД предусмотрены исключения, когда парковаться на нём можно.

Движение по тротуару запрещено и наказывается штрафом по ч. 2 ст. 12.15 КоАП в размере 2000 рублей, но есть исключение для машин, которые подвозят грузы или товары к торговым объектам. Если у вас есть такой магазинчик, то к нему вы можете подъехать и выгрузиться. Но сразу по завершению работ необходимо будет так же по кратчайшему пути покинуть тротуар.

Особое внимание нужно уделить движению задним ходом, очень часто из-за невнимательности водителей или беспечности пешеходов происходят наезды на пешеходов, иногда со смертельным исходом.

Отдельная сумма, если оставили машину на тротуаре в Москве и Санкт-Петербурге

Как мы указали выше, для двух столиц России есть отдельный штраф за парковку на тротуаре. Его размер составляет уже сумму в 3 раза выше, чем в других городах – 3 000 рублей по части 6 статьи 12.19 Административного кодекса.

Обратите внимание, что увеличенный размер штрафа за тротуар предусмотрен именно для самих городов. Если вы нарушили в Московской или Ленинградской области, то сумма будет 1 тысяча рублей.

Будет ли штрафстоянка?

Эвакуация автомобиля на спецстоянку зависит конкретно от того, за что назначен штраф:

  • если вас привлекают по статье 12.15 КоАП за езду по тротуару, то в этом случае эвакуации на штрафстоянку законодательством не предусмотрено,
  • если же штраф выписан за парковку на тротуаре, то в этом случае штрафстоянка законна (статья 27.13 КоАП перечисляет все статьи Кодекса, при которых применяется задержание транспортного средства).

Причём, задержание машины возможно только в том случае, если вас нет на месте за рулём. Дело в том, что эвакуация – это не наказание, а мера обеспечения. То есть вам уже выписали один штраф за неправильную парковку на тротуаре. А на штрафстоянку увозят с целью предотвратить дальнейшее нарушение, а не добавить проблем автовладельцу. Поэтому если вы на месте, то имеете право самостоятельно убрать автомобиль.

Кроме того, если вы успели подойти к своей машине до того, как её увезли, вы также можете рассчитывать на избежание эвакуации. Часть 1.1 статьи 27.13 КоАП предписывает, что вам обязаны отдать автомобиль при следующих условиях:

  • у вас есть все документы для управления (водительские права, СТС, вы вписаны в действующую страховку ОСАГО либо она неограниченная),
  • эвакуатор с вашим автомобилем ещё не начал движение в сторону штрафстоянки.

Но последнее условие не всегда работает на практике. Нередко, если вашу машину уже погрузили на эвакуатор, вам её уже не отдадут. Это незаконно. В этом случае ведите съёмку происходящего (зафиксируйте конкретно, что эвакуатор ещё не начала движение) и обжалуйте действия сотрудников ГИБДД.

Что, если не заезжать, но бампер над тротуаром?

В таком случае штраф может быть выписан вполне законным образом. Здесь по аналогии со стоп-линией, её нельзя пересекать автомобилем – не просто колесом, а всем, любой частью авто. Также и на тротуар можно заехать не колесом – если какой-либо компонент машины находится над ним, то будет наказание.

Ведь правило придумано для обеспечения отсутствия помех пешеходам, а помеха такая есть. Хотя, допустим, в вашем случае её может и не быть, но что, если ширина тротуара составляет 70-80 см, а свес автомобиля – полметра. Тогда пешеходам остаётся всего 20-30 см. А с коляской вообще делать здесь нечего!

Мифы и фейки о попытке избежать наказания

Да, перед тем, как приступить к пояснениям данной статье о штрафе за езду или парковку на тротуарах, мы изучили, что пишут в интернете. А пишут разного рода информацию, которая не является достоверной – более того, она может быть опасной для водителя и привести, например, к административному аресту за невыполнение законного требования сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП).

А фейки на сегодняшний день распространены нижеследующие.

  • Включить «аварийку» – значит, приобрести иммунитет к штрафу. Во-первых, помимо аварийной сигнализации у вас должен быть выставлен знак аварийной остановки. Во-вторых, какая такая неисправность заставила вас оставить автомобиль именно на тротуаре?! Значит ли это, что вы заехали сюда до неисправности? Все эти вопросы задаст инспектор. Конечно, вопросов не возникнет, если машину выкинуло сюда в результате ДТП. Но это совсем другая история! Ведь мы с вами понимаем, зачем вы включили аварийку.
    Обратите внимание, что это не является иммунитетом и от камер автофиксации, которые зафиксируют вас. Штраф с большой долей вероятности вам выпишут всё равно. А вы потом будете доказывать, что у вас, действительно, была неисправность (опять же, вынудившая выбрать тротуар как место для остановки).
  • Если вы успели покинуть тротуар до того, как инспектор подошёл к вам с целью наказания, то штраф будет незаконен, и его таким образом можно избежать. Это не так! Сотрудникам полиции дано право не только пресекать (прогнать вас с тротуара), но и выявлять нарушения и наказывать за них. Следовательно, фиксация полицейским наличия самого факта нарушения даёт тому право выписать постановление. Вы можете уехать, но тогда может добавиться ещё одна санкция – за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД. Впрочем, если вы уехали, пока тот был далеко от вас, и физически не могли видеть его требование об остановке, то штраф тут, действительно, будет незаконным.
  • У инспектора нет видео или фото вашего нарушения. Ну и что! Зоркий глаз сотрудника до сих, к сожалению, является неоспоримым доказательством вашего правонарушения. Верховный суд, действительно, однажды указал, что у инспектора должны быть материалы дела, подтверждающие виновность водителя: фото- или видеоматериалы, показания свидетелей. Однако, на практике 2021 года вы можете столкнуться с тем, что при обжаловании штрафа за тротуар только на основании отсутствия доказательств со стороны сотрудника ГИБДД, суд укажет, что оснований не доверять полицейскому нет, ведь он принимал присягу.
  • Если вы сидите в салоне машины, и руки ваши на руле, то можно избежать штрафа за парковку на тротуаре и настаивать на наказании за езду. Это не так. В ПДД есть чёткое определение остановки, и заключается она в прекращении движения автомобиля, а не убирании рук с руля и, тем более, вашим покиданием машины.
  • Якобы избежать штрафа можно, если вы скажете, что экстренно везли лекарство больному, спешили на пожар и так далее. И снова это миф и фейк. В КоАП РФ есть статья 2.7, указывающая на крайнюю необходимость как основание для прекращения производства по делу о нарушении. Однако, вы просто не сможете доказать, зачем вам понадобился тротуар – для какой такой крайней необходимости! И «съехать» на том, это был кратчайший путь, не получится. Объективно проще пытаться доказать свою невиновность на основании статьи 2.8. Но меньше последствий будет, если вы примените статью 2.9.

Распространяется ли скидка на эти штрафы?

Да. Действующее в 2021 году законодательство предлагает водителям в течение 20 дней со дня вынесения постановления (не путать с датой получения его на руки или вступления в силу) оплатить сумму санкции в размере половины суммы со скидкой 50%. Есть по этой норме и исключения – на некоторые штрафы ГИБДД скидка не действует. Но к ним не относится ни одна из рассмотренных выше мер ответственности.

Таким образом, размеры санкций будут следующие:

  • штраф за езду по тротуару – 1 000 рублей вместо 2 тысяч,
  • за парковку на тротуаре в Москве и Спб – 1 500 рублей вместо 3 тысяч,
  • за остановку и стоянку на нём в других городах и регионах – 500 рублей вместо 1 тысячи.

Есть ли отдельное наказание для юридических лиц?

Нет. Все 3 указанные санкции общие как для физических лиц, так и для ИП и организаций. Отдельного повышенного штрафа за остановку или движение по тротуару в 2021 году нет.

И в том случае, если машина, на которой допущено нарушение, принадлежит юрлицу, то штраф выписывается всё равно водителю как физлицу.

Езда по тротуару

Тротуар — это элемент дороги, который предназначен только для перемещения пешеходов. Согласно ПДД, тротуар должен примыкать к проезжей части или велодорожке и отделен от них бордюром или газоном. Еще в 2014 году было принято категоричное решение: любое перемещение авто-, мото- и велотранспорта по пешеходной зоне запрещено, а нарушение этого ограничения считается административным правонарушением и карается штрафом.

Правила перемещения по тротуарам и штраф за их нарушение

Выполнение этого требования (12.15 КоАП), обычно, не создает проблем, так как определить зону тротуара визуально — не составляет труда: это дорожка шириной не менее 1 метра находится выше проезжей части дороги, и отделена бордюрами или газоном.

Однако, в некоторых случаях тротуарные дорожки могут оказаться не оборудованными и схожи с дорожной обочиной. В такой ситуации действует правило: если это обочина — там можно только парковаться (но не ехать!), а если тротуар — ни парковаться (12.19 КоАП), ни перемещаться на транспортном средстве по нему нельзя.

Перемещение по тротуарам разрешено только пешеходам и велосипедистам, если рядом отсутствует выделенная велодорожка. Любые виды транспортных средств (от мопеда и скутера до автомобиля) при попытке двигаться по тротуарам немедленно должны быть оштрафованы на 2000 рублей.

Велосипедисты также приравниваются к нарушителям ПДД, если перемещаются по тротуару при наличии рядом автодорожки или запрещающих знаков, и штрафуются на 800 рублей (12.29 КоАП). Пьяный велосипедист, нарушающий правила или нанесший вред пешеходам во время езды, получит штраф в 1000-1500 рублей (12.30 КоАП).

Важно! В отличие от нарушения правил парковки на тротуаре (12.19 КоАП), при нарушении правил движения по тротуару (12.15) вы можете быть только оштрафованы. Автомобиль не арестовывается, на штрафстоянку не доставляется, и платить за автоэвакуатор не придется.

Когда езда по тротуару разрешена

Есть в «абсолютном» ограничении тротуара для транспорта и свои исключения. Автомобиль может передвигаться по тротуару в случаях, если необходимо подъехать к месту назначения:

  • для разгрузки или погрузки товара (но только если нет иного подъезда);
  • для парковки во дворе, а иного пути не существует или он прегражден;
  • для парковки, но на пути движения ведется ремонт или уборка проезжей части.

Право безнаказанно перемещаться по тротуару имеют также спецтехника (ГИБДД, Скорая помощь) в случае ДТП или чрезвычайного происшествия, а также коммунальные машины для выполнения ремонтных работ. Проезд этого транспорта разрешен, но лишь тогда, когда нет помехи передвижению пешеходов.

Велосипедисты могут перемещаться по тротуарам если обочина проезжей части не предусмотрена для езды на велосипеде, если велосипедисту не более 7 лет и если ребенка на велосипеде (дополнительном сиденье или мини-прицепе) сопровождает взрослый человек. Кроме того, велосипедист может без ограничений перемещать велосипед спешившись.


Фиксация нарушения

Поскольку езда на авто или мототранспорте по тротуарам нарушает ПДД, зафиксировать административное правонарушение и выписать штраф нарушителю имеет право:

  • любой инспектор ДПС (визуально), который обязан остановить автомобиль, выяснить причину нарушения и составить протокол;
  • стационарные и передвижные камеры видеофиксации, данные с которых поступают в ГИБДД, обрабатываются и являются основанием для оформления постановления о правонарушении;
  • пешеходы и водители, желающие наказать нарушителя (запись на мобильный телефон).

На любых видео- и фотоподтверждениях должен быть зафиксирован момент нарушения ПДД, само авто и его номерные знаки. В этом случае ГИБДД обязательно отреагирует на ситуацию, и нарушитель будет оштрафован.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Как можно обжаловать штраф?

Если вы уверены, что не нарушали требование не ездить по тротуару, либо перемещались по нему в соответствии с имеющимися разрешениями, а также если есть нарушения в оформлении протокола сотрудниками ДПС или неправильно опознан автомобиль на фотофиксации, вы можете обжаловать правонарушение и выписанный штраф. Для этого необходимо в течение 10 дней подать жалобу в отдел ГИБДД, выписавший штраф, вышестоящее подразделение Госавтоинспекции или районный суд по месту нахождения отдела ГИБДД. В жалобе должна быть подробно описана спорная ситуация, обоснованы ваши претензии и четко сформулированы требования. К жалобе следует приложить максимум документально подтвержденных доказательств вашей невиновности.

  1. Когда пропускал скорую, заехал на тротуар. Получил штраф, что делать?

Любое перемещение по тротуару является нарушением ПДД (кроме оговоренных в правилах случаев). Поэтому штраф оплатить придется, но его можно будет потом обжаловать в ГИБДД или суде, предоставив доказательства и показания свидетелей, что вы оказались на тротуаре не по своей вине.

  1. Что делать если дорога перекрыта и можно проехать только по тротуару?

Если проезжая часть перекрыта, и нет никакого иного пути для следования к пункту назначения, вы можете проехать по тротуару. Однако помните: ваше авто не должно создавать угрозу безопасности пешеходов. Если при таком проезде вы организуете ДТП, то отвечать придется по двум правонарушениям: нанесение вреда пешеходу и незаконному проезду по тротуару на авто.

  1. А парковаться на тротуаре можно?

Как и движение на транспортном средстве, парковка на тротуаре запрещена в соответствии со статьей 12.19 КоАП, и карается штрафом в 1000 рублей (3000 рублей в Москве и СПб), а при отсутствии водителя в машине на момент фиксации неправильной парковке — еще и эвакуацией автомобиля на штрафплощадку. Парковка на тротуаре разрешена только для погрузки/выгрузки товаров у торговой точки (если нет иного подъезда), в зоне действия дорожных указателей 6.2, 6.3, 6.6, 6.6.7 и 6.9, при внезапной аварийной поломке авто или появлении сильной слабости или болезненности водителя.

В заключении следует отметить, что тротуар — запретная зона для автомобилистов, на которой нельзя ни парковаться, ни перемещаться на автомобиле. Согласно статье 12.19 это — достаточно административное правонарушение, которое наказывается штрафов в размере 2000 рублей и 800 рублей для велосипедистов.

В некоторых случаях водитель может позволить себе проехать по тротуару, однако, если он управляет не спецтехникой или коммунальными машинами в ходе выполнения служебных обязанностей, есть риск, что сотрудники ГИБДД не признают вашу правоту, и оштрафуют. В этом случае придется долго доказывать свою правоту и, вероятно, обращаться в суд с обжалованием штрафа.

Езда по тротуару: штраф за нарушение в 2021 году

Езда по тротуару является нарушением ПДД согласно КоАП РФ, поскольку данная зона дороги предназначена для передвижения людей в пешем порядке. Наиболее частые случаи пренебрежения этим правилом можно встретить в крупных городах с высоким трафиком, а также в районах спального типа. Как правило, в таких местах правонарушение совершается вынужденно из-за нехватки парковочных мест для машин и узкой проезжей части. Но, как бы то ни было, стоит помнить, что данные действия с точки зрения закона запрещены и наказываются штрафом.

Для кого запрещена езда по тротуару?

Стоит отметить, что езда по тротуару запрещена не только автомобилям, но и другому наземному транспорту. В свою очередь, по аллеям, пешеходным дорожкам и тротуарам не разрешается осуществлять движение таким средствам, как:

  • Мотоциклам;
  • Мопедам;
  • Мотороллерам;
  • Скутерам;
  • Гусеничной технике;
  • Электромобилям;
  • Тракторам;
  • Грузовикам;
  • Квадроциклам, а также трициклам;
  • И иному транспорту.

Водитель, управляющий любым из перечисленных транспортных средств на тротуарах может быть привлечен к ответственности по статье 12. 15 КоАП и оштрафован на 2 тысячи рублей.

Вместе с тем, в особую категорию отнесены велосипедисты. Если зона их передвижения не отмечена специальными разрешающими знаками в соответствии с ПДД, то они аналогично приравниваются к нарушителям. Однако, сумма штрафа за езду по тротуару на велосипеде будет меньше и составит 800 рублей.

Если владельцы двухколесного транспорта ведут его по пешеходной зоне в руках, то они приравниваются к пешеходам, и запретная мера на них не распространяется.

Когда разрешена езда по тротуару?

Несмотря на существующий запрет, в законе оговорены случаи, составляющие исключение. В ряде обстоятельств езда по тротуару разрешается:

На машине:

  • При подъезде грузового автомобиля к магазину, торговой точке или иному месту для выгрузки, а также погрузки товара. Если соблюдено важное условие – отсутствует другой способ подъехать к пункту назначения.
  • Разрешается движение и остановка на тротуарах и пешеходных зонах служебного транспорта, если они в этот момент осуществляют ремонтные или уборочные работы на данной территории.
  • Если нет возможности добраться до здания или другого конкретного места. Например, к парковочному месту во дворе многоквартирного комплекса.

На велосипеде:

  • Если правый край проезжей части и обочина не предусмотрены для передвижения на велосипедах;
  • В случаях, когда совершеннолетний человек на велосипеде сопровождает ребенка-велосипедиста возрастом младше 7 лет;
  • Велосипедист является ребенком в возрасте от 7 до 14 лет;
  • Если осуществляется перевозка ребенка не старше 7 лет на дополнительном сиденье велосипеда или прикрепленном к нему прицепе.

А вот, во всех остальных случаях водитель рискует быть оштрафованным.

Езда по тротуару: какой грозит штраф?

В свою очередь, штрафные санкции наступают на основании нарушения требований российского законодательства. В частности, в общих положениях правил дорожного движения дается точное определение мест, не предназначенных для движения по ним автомобилей:

  • Пешеходная дорожка;
  • Велодорожка;
  • Пешеходная зона;
  • Тротуар.

А в пункте 2 статьи 12 .15 кодекса об административных правонарушениях устанавливается наказание за нарушение данных норм ПДД в виде штрафа. Его размер составляет 2 тысячи рублей.

Велосипедисты же попадают под отдельную статью кодекса. Так, по пункту 2 статьи 12. 29 за нарушение ПДД они наказываются штрафом в 800 рублей. Если же лицо-велосипедист совершило нарушение будучи в алкогольном или наркотическом опьянении, то штраф может составить от 1 до 1,5 тысяч рублей. Что оговаривает пункт 3 этой же статьи. Аналогичное наказание последует в случае, если нарушение ПДД повлекло причинение вреда другим участникам движения. Что зафиксировано в статье 12. 30 КоАП.

Стоит отметить, что водитель любого транспортного средства, включая велосипед, может воспользоваться льготным периодом для оплаты штрафа. Если платеж совершается в течении 20 дней после правонарушения, то оно обойдется в половину от установленной законом суммы.

Как происходит фиксация нарушения?

Итак, езда по тротуару является таким же нарушением ПДД, как и превышение скорости, проезд на красный свет, а также любое другое. А это значит, что фиксация неправомерных действий может осуществляется двумя основными способами:

1. Сотрудником ДПС.

В этом случае инспектор визуально определяет факт правонарушения и останавливает водителя транспортного средства непосредственно после совершения. А затем оформляет протокол.

2. Средствами фото и видео фиксации.

В таких ситуациях действия снимаются на специальное оборудование, а затем отправляются в автоинспекцию. Владелец транспортного средства позже информируется через почтовое уведомление или онлайн с помощью специализированных сервисов.

Однако, с развитием технических средств и их доступности широкой аудитории фиксация нарушений ПДД может осуществляться непосредственно пешеходами или другими водителями, а также группами активистов и «борцами с автохамами». Подобные съемки не стоит недооценивать. Ведь, на основании этих материалов водителей вполне могут привлечь к административной ответственности. Если на видео отчетливо виден момент нарушения, транспортное средство и его регистрационные знаки, то этого достаточно для составления протокола. И, зачастую, «добропорядочные граждане» не стесняются обращаться в отделения автоинспекции для предоставления собранной информации.

Возможно ли оспорить штраф?

Конечно, далеко не каждый протокол нарушения ПДД учитывает истинные намерения автовладельца, а также сложившуюся ситуацию. Поэтому любой гражданин может оспорить вынесенное по нему решение. Для этого необходимо в течение 10 дней обратиться с жалобой в одну из следующих инстанций:

  • Начальник отделения ГИБДД, инспектор которого принял решение;
  • Вышестоящий отдел ГИБДД, в подчинении которого находится территориальное;
  • Районный суд;

В качестве аргументов для отстаивания своей точки зрения владелец ТС может указать:

  • Факты, подтверждающие невозможность проехать другим способом;
  • Доказательства нахождения его самого или его транспортного средства в ином месте;
  • Сослаться на отсутствие дорожных знаков или разметки, обозначающих зону пешеходов.

Заключение.

Итак, двигаясь по проезжей части на машине или ином транспортном средстве, не следует заезжать за ее границы. Поскольку, езда по тротуару и иным пешеходным зонам является административным правонарушением. За него в соответствии с КоАП автомобилисты несут ответственность в виде штрафа в 2 тысячи рублей, а велосипедисты в 800 рублей. Если же в результате движения по пешеходной зоне случился наезд на человека с причинением ему вреда, то санкции будут намного строже, вплоть до уголовной ответственности.