ДСАГО без учета износа автомобиля

Страховое возмещение по договору ОСАГО: когда учитывается износ транспортного средства, а когда – нет?

Как известно, с 28 апреля 2017 года приоритетным способом страхового возмещения вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, является восстановительный ремонт. По общему правилу при проведении восстановительного ремонта транспортного средства используются новые комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), подлежащие замене, исключением является только тот случай, когда между страховщиком и потерпевшим достигнуто соглашение об ином.

Восстановительный ремонт транспортного средства является приоритетным способом страхового возмещения вреда, но не является единственным. В случаях, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», страховое возмещение осуществляется в денежной форме (страховая выплата). Размер страховой выплаты рассчитывается по правилам Единой Методики с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Интерес представляет судебная практика Верховного суда РФ, допустившая взыскание страховой выплаты без учета износа. Согласно позиции ВС РФ, страховщик должен осуществить страховое возмещение в денежной форме в размере стоимости ремонта транспортного средства без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, в случае, если:

1) страховщик неправомерно отказался от организации и оплаты ремонта транспортного средства;

2) страховщик в одностороннем порядке изменил условия исполнения обязательства с натуральной формы на денежную в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Несмотря на то, что ФЗ «Об ОСАГО» не содержит специальных норм о последствиях неисполнения страховщиком обязательства по организации и оплате ремонта транспортного средства, последствия в виде взыскания страховой выплаты без учета износа наступают на основании общих положений ГК РФ об обязательствах.

Видится, что не всеми потерпевшими, страхователями, судами верно интерпретирована позиция ВС РФ. В суды поступают исковые заявления с требованиями о доплате страховых выплат до стоимости ремонта транспортных средств без учета износа независимо от того, по каким причинам страховые возмещения были осуществлены в денежной форме. Так, например, в этом деле истец (потерпевший) обратился с исковым заявлением к страховой компании с требованием о доплате страхового возмещения в размере разницы между выплаченным страховым возмещением стоимости ремонта транспортного средства с учетом износа до стоимости ремонта транспортного средства без учета износа. Свое требование истец мотивировал тем, что страховая компания должна была организовать и оплатить ремонт транспортного средства на станции технического обслуживания, но, как он полагает, неправомерно отказала, выплатив страховое возмещение в денежной форме с учетом износа. Как указал ответчик, страховое возмещение в денежной форме было осуществлено ввиду отсутствия у страховой компании договора со станцией, которая бы соответствовала установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. Суд, изучив доводы сторон, вынес решение, которым требования истца удовлетворил. Аналогичное решение вынесено и по другому делу. Полагаю, указанные решения противоречат действующему законодательству и идут вразрез с позицией Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 21.01.2020 N 2-КГ19-10; Определение ВС РФ от 14.01.2020 N 2-КГ19-8), в обоих делах у страховщиков было основание, предусмотренное пп. «е» п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», для осуществления страхового возмещения в денежной форме.

В качестве нескольких примеров, когда суд обоснованно пришел к выводу об обязанности страховщика выплатить страховое возмещение без учета износа, можно привести следующие примеры из судебной практики:

1) страховая компания отказала в выплате страхового возмещения ввиду несоответствия объема повреждений транспортного средства заявленным событиям, но в последующем было установлено, что повреждения получены при указанных потерпевшим обстоятельствах (Определение ВС РФ от 19.01.2021 г. N 86-КГ20-8-К2);

2) страховая компания направила поврежденное транспортное средство на соответствующую правилами обязательного страхования требованиям станцию, но ремонт не был произведен, страховая компания, в отсутствие согласия потерпевшего на осуществление страхового возмещения в денежной форме, перечислила денежные средства в размере страхового возмещения с учетом износа на счет потерпевшего (Определение ВС РФ от 02.03.2021 г. N 45-КГ20-26-К7).

В первом примере видим, что страховщик неправомерно отказал в осуществлении страхового возмещения, во втором – у страховщика отсутствовали основания для одностороннего изменения формы страхового возмещения.

Таким образом, не является основанием для взыскания страховой выплаты без учета износа один лишь факт осуществления страхового возмещения в денежной форме. Страховая выплата производится с учетом износа транспортного средства, исключением являются только те случаи, когда страховщик неправомерно отказал в организации и оплате ремонта транспортного средства и (или) в одностороннем порядке изменил условия исполнения обязательства с натуральной формы на денежную в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Получить страховое возмещение без проблем: инструкция от Право.ru

По данным Российского союза автостраховщиков, в 2019 году средняя выплата по ОСАГО в России составила 68 600 руб., общая сумма выплат по страховым случаям — 150,1 млрд руб., общая сумма премий — 220,2 млрд руб. Согласно Обзору ключевых показателей деятельности страховщиков, подготовленному Банком России, в 2019 году выплаты по ОСАГО выросли на 2,4%, по КАСКО — на 16,7%. Во-первых, это произошло за счет увеличения средних выплат – на 10 000 руб. за год. Во-вторых, благодаря росту числа урегулированных страховых случаев: доля отказов в перечислении страховых возмещений клиентам понизилась до 3,3%. Тем не менее, страхователи всё ещё сталкиваются с проблемами при получении денег.

Максимальный размер возмещения

Сложности с определением размера страхового возмещения возникли у Александра Киринова*, машина которого пострадала в ДТП по вине Игоря Разгулина*. Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД УМВД России по Вологде отказались оформлять документы, сообщив, что достаточно европротокола. Ответственность виновного была застрахована в САО «ВСК», пострадавшего – в АО «СОГАЗ».

АО «СОГАЗ» выплатило Киринову 60 700 руб. Тогда он заказал экспертное заключение, согласно которому стоимость ремонта автомобиля без учёта износа составила 115 945 руб., а с учётом износа — 76 800 руб. Киринов направил в АО «СОГАЗ» претензию о доплате страхового возмещения в размере 16 100 руб., однако АО «СОГАЗ» в выплате отказало. Киринов обратился в суд.

ИСТЕЦ: Игорь Разгулин*

ОТВЕТЧИК: Александр Киринов*, АО «СОГАЗ»

СУТЬ СПОРА: Потерпевший, который получил страховое возмещение в денежном эквиваленте с учетом износа, требовал полного возмещения реальных расходов

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Вологодский городской суд Вологодской области назначил экспертизу в ФБУ «Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Минюста», согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учёта износа деталей составляет 112 288 руб., с учётом износа — 74 831 руб. Первая инстанция решила, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него, не возмещённую страховой по ОСАГО, оплатит Разгулин. В итоге суд взыскал с АО «СОГАЗ» в пользу Киринова невыплаченную часть страхового возмещения в размере 14 131 руб., неустойку, штраф и судебные расходы, а с Разгулина – возмещение ущерба в размере 37 458 руб., а также судебные расходы пропорционально удовлетворённым требованиям.

Вологодский областной суд решил: Киринов добровольно выбрал вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому суд отменил ранее принятое решение в части взыскания денег с Разгулина (ст. 1072 ГК). Расходы на проведение экспертизы суд возложил на Киринова.

Разгулин обратился с жалобой в Верховный суд. Тот пришел к выводу: определённая без учёта износа стоимость ремонта автомобиля в размере 112 288 руб. превышает установленный максимальный размер страхового возмещения для оформления ДТП путем составления европротокола (ст. 11.1 Закона об ОСАГО). Если виновник не хочет доплачивать за ремонт, страховую сумму должен выплатить страховщик (подп. «д» п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО). Следовательно, страховое возмещение произведено на законном основании, решил ВС (п. 152 ст. 12 Закона об ОСАГО). Но апелляция перечисленные обстоятельства не учла и не поставила на обсуждение сторон. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции (№ 2-КГ19-8). Пока еще оно не рассмотрено.

Износ: учитывать или нет?

У автомобилистов часто возникают проблемы с учетом износа при определении размера ущерба. Так, Иван Шаблин* наехал на выбоину на проезжей части дороги, в результате чего у его автомобиля «Мерседес Бенц» 2005 года выпуска помялись два диска, две шины и передняя стойка амортизатора. Водитель сделал экспертизу в НОК ООО «ИРИС», которая определила – стоимость восстановительного ремонта поврежденной машины без учета износа составила 151 203 руб., а с учетом износа – 42 597 руб. Затем он обратился в суд, где потребовал взыскать 151 203 руб. ущерба, а также 5 000 руб. за проведение оценки с Управления городского хозяйства Калуги Именно оно обслуживает дорогу с ямой.

ИСТЕЦ: Иван Шаблин*

ОТВЕТЧИК: Управление городского хозяйства г. Калуга

СУТЬ СПОРА: Возмещение материального ущерба за повреждение машины из-за плохой дороги

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции

Калужский районный суд Калужской области удовлетворил иск частично: взыскал с управления города 42 597 руб. причиненного ущерба, 5000 руб. расходов на проведение оценки и 1478 руб. госпошлины. Калужский областной суд подтвердил законность этого решения. Суды решили: Управление городского хозяйства действительно виновато в случившемся, поэтому оно должно возместить причиненный ущерб. При этом суды обратили внимание на год выпуска автомобиля и 233 996 км пробега и решили возместить ущерб с учетом износа, – «поскольку имеется более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений, для которого взысканная сумма достаточна».

Водитель обжаловал принятые акты в ВС. Тот напомнил про свое же постановление, в котором сказано: в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные траты, но и расходы на восстановление нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК, п. 13 постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 г. № 25). Если для устранения повреждений использовались или будут использованы новые материалы, расходы на такое устранение полностью включаются в состав реального ущерба, – даже если после этого стоимость имущества увеличится по сравнению с его прежней ценой. Между тем, суды не доказали, что существует иной более разумный и распространенный способ ремонта. Поэтому ВС отменил принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 85-КГ18-20). На сегодняшний день решения еще нет.

Оценка эксперта vs цена покупки

Цена купли-продажи автомобиля может вводить страховщиков в заблуждение. Такая ситуация произошла у Дмитрия Чередина*, который на своей машине столкнулся с автомобилем Игоря Иванова*. Его и признали виновником аварии. Ответственность нарушителя застрахована в АО «АльфаСтрахование», куда и обратился пострадавший. Страховщик провел экспертизу, согласно которой заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Поэтому в выплате он отказал. Тогда Чередин провел свою экспертизу, которая определила стоимость устранения повреждений в результате аварии в размере 247 700 руб., и передал ее вместе с претензией страховщику. Поскольку они остались без ответа, пришлось обратиться в суд.

ИСТЕЦ: Дмитрий Чередин*

ОТВЕТЧИК: АО «АльфаСтрахование»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда и штрафа

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Каменский районный суд Ростовской области назначил автотехническую экспертизу, производство которой поручил ООО «Центр судебных экспертиз по Южному округу». Согласно заключению экспертов, повреждения автомобиля Чередина образовались из-за ДТП, сумма их устранения с учётом износа составила 252 000 руб. Поэтому суд взыскал с АО «АльфаСтрахование» в пользу Чередина 252 000 руб. страхового возмещения, 4000 руб. морального вреда и 126 000 руб. штрафа.

Ростовский областной суд установил, что цена авто Чередина по договору купли-продажи, заключенному за несколько дней до ДТП, составляет 200 000 руб. По мнению суда, размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму. Поэтому апелляция отменила вынесенное решение и приняла новое, которым взыскала с АО «АльфаСтрахование» в пользу Чередина страховое возмещение в размере 200 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал. Апелляция решила: возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению. Отказывая в компенсации морального вреда и штрафа, Ростовский облсуд сослался на злоупотребление правом.

ВС напомнил: в отличие от действительной стоимости авто на день наступления страхового случая, цена договора купли-продажи — это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу (п. 1 ст. 454 ГК). С учётом свободы договора и различных мотивов продажи авто цена такого соглашения может не соответствовать реальной стоимости машины. В деле есть два экспертных заключения о сумме восстановительного ремонта с учётом износа на дату страхового случая, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности — 247 700 руб. и 252 000 руб.

Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что его стоимость превышает цену неповреждённого автомобиля на момент ДТП, эксперты не сделали. По мнению ВС, если у апелляции возникли сомнения, нужно назначить экспертизу. ВС также усмотрел противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности. Выходит, апелляция признала факт нарушения страховщиком своего обязательства и обоснованность исковых требований, но отказала во взыскании компенсации морального вреда и штрафа. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение обратно в Ростовский облсуд (№ 41-КГ19-42). Пока еще дело не рассмотрено.

Резюме от экспертов

При определении размера возмещения важно, чтобы ущерб потерпевшего был полностью компенсирован. Член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов заявил: выплаченное страховое возмещение не исключает обязанности по возмещению ущерба со стороны причинителя вреда в части, превышающей ответственность страховщика. Это допускается и в случае, когда восстановительный ремонт невозможен. Страховое возмещение в виде выплаты осуществляется с учётом износа, что не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения убытков с причинителя вреда. Старший юрист ЮБ Падва и Эпштейн Падва и Эпштейн Федеральный рейтинг. 29 место По количеству юристов × Евгений Богелюс сообщил, что законность такого подхода уже неоднократно подтверждал Конституционный суд (№ 6-П, № 6-П, № 716-О, № 1838-О).

С одной стороны, должно быть полностью восстановлено положение потерпевшего, в котором он находился до причинения вреда. С другой, потерпевший не должен в результате возмещения вреда неосновательно обогатиться.

Ольга Бенедская, советник КА Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×

Если цена купли-продажи автомобиля не соответствует действительной стоимости машины, с определением размера возмещения могут возникнуть проблемы. Старший юрист ЮФ Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 6 место По выручке Профайл компании × Ярослав Шицле напомнил: еще в 2017 году ВС разъяснял, что под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная цена, которая определяется на момент возникновения страхового случая. В том же деле указывалось на недопустимость определения рыночной стоимости на основе цены в договоре купли-продажи (№ 4-КГ17-4).

При этом размер действительной стоимости имущества важен в случае его полной гибели. Партнер Независимой юргруппы Стрижак и партнеры Стрижак и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × Виктория Лоскутова заявила: «Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется в размере его действительной стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа (п. 42 Постановления ВС от 26 декабря 2017 года № 58)». «Аналогичные положения содержатся и в Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, принятой в сентябре 2014 года», — подтвердил Шицле.

«Страховые компании нужно последовательно и строго привлекать к ответственности за неисполнение законных требований потребителей. Только согласованная и единообразная практика судов может свети к минимуму споры о взыскании страхового возмещения», — считает партнер АБ DS Law DS Law Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) × Мария Калинина. По ее мнению, когда страховщики будут понимать, что необоснованный отказ в выплате неизбежно повлечет для них значительный штраф, они начнут чаще выплачивать потребителю деньги в досудебном порядке.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Можно ли получить выплату по ОСАГО без учёта износа? Судебная практика Верховного суда

  1. Совсем недавно Верховный суд РФ вынес важное определение, согласно которому при необоснованном изменении страховой компанией ремонта на выплату деньгами расчёт возмещения должен был (в этом деле) производиться без учёта износа.
  2. Таким образом, можно сделать вывод: если у страховщика не было оснований для выплаты (которая рассчитывается с износом), и он должен был выдать направление на ремонт (который производится без учёта износа), но он заплатил потерпевшему, то тогда амортизация не может быть учтена.
  3. Однако, несмотря на то, что в судебной практике 2021 года нижестоящие суды обязаны руководствоваться актами Верховного суда, каждое дело рассматривается в рамках конкретных обстоятельств. То есть нижестоящие суды не обязаны выносить всегда такие же решения. А у указанного выше определения ВС РФ «конкретики» очень много.

Автовладельцы уже много лет негодуют от одной важной и неприятной тонкости в законодательстве об ОСАГО – расчёт выплат осуществляется с учётом износа деталей и комплектующих. То есть потерпевший вроде и застраховал свою ответственность, рассчитывая, что и виновник это сделал. Вот только на ремонт машины выплаченных денег всё равно не должно хватить. Придётся искать б/у запчасти! Между тем, уже давно есть экспертные мнения о том, что такую практику могут изменить в законе. И «час икс» наступил – хотя и не совсем то, что ожидалось. Верховный суд вынес определение об одном распространённом случае, когда страховая выплата по ОСАГО при ДТП обязана быть произведена без износа. А вообще, в этой статье мы рассмотрим 2 рабочих способа получить возмещение без учёта износа.

Как ранее работало возмещение с учётом износа?

Всё было достаточно просто. Впрочем, такое в большинстве случаев вы встретите и на сегодняшний день. Просто это необходимо будет оспаривать (об этом мы ещё поговорим немного ниже).

Итак, при наступлении страхового случая и убытка по нему, в 2021 году возмещение может быть произведено двумя способами

  1. потерпевшему выдаётся направление на ремонт вместо выплаты денег,
  2. потерпевшему выплачивают денежные средства, и на них вы самостоятельно восстанавливаете автомобиль.

Причём, распространённое мнение о том, что страховая компания может сама выбирать (а автовладелец – не может), выплату произвести или ремонт, ошибочно. По умолчанию страховщик обязан выдать исключительно направление на ремонт (пункт 15.1 статьи 12 закона Об ОСАГО). Только если выполняется хотя бы одно условие, перечисленное в пункте 16.1 этой же статьи, выплачиваются деньги.

Таким образом, выбора – ремонт или выплата, нет ни у страховой компании, ни у потерпевшего. Есть обязанность выдать направление в автосервис. Но если есть условия из пункта 16.1 статьи 12, то производится только выплата. Впрочем, одним из таких условий является письменное соглашение между страховщиком и потерпевшим. Поэтому строго обоюдный выбор всё же есть.

Но самое главное заключается в другом. А именно в расчёте износа при этих 2 видах возмещения:

  • при выдаче потерпевшему направления на ремонт, его стоимость по ОСАГО рассчитывается без учёта износа,
  • в случае же выплаты деньгами размер возмещения считается с износом.

Такое положение дел устанавливает пункт 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. В нём как раз указывается, что износ учитывается при расчёте страхового возмещения, кроме случаев возмещения в порядке пункта 15.1 (где и говорится про направление на ремонт). Кроме того, обязанность страховой организации считать ремонт без учёта износа подтвердил Верховный суд в Постановлении Пленума №58 от 26.12.17 г., где в пункте 59 указал прямо, что износ комплектующих при направлении на ремонт не учитывается.

При всём этом, страховщику запрещено производить ремонт неоригинальными и б/у запчастями, деталями и комплектующими (что, впрочем, не мешало разводить клиентов на доплату за установку оригинала).

Важное изменение в судебной практике 2021 года

Итак, в начале 2021 года тот же Верховный суд РФ вынес судьбоносное Определение под номером 86-КГ20-8-К2.

В нём суд рассмотрел событие, где страховая компания Росгосстрах отказала в возмещении вреда водителю автомобиля из-за подозрения в том, что повреждения получены не в этом или не только в этом происшествии. В результате автовладелец вынужден был самостоятельно отремонтировать машину. Но попутно он обратился в суд за возмещением ущерба.

Но суть в другом. Водитель заказал независимую экспертизу для расчёта ущерба, где тому насчитали 2 суммы: с учётом износа и без него. Несколько судебных инстанций поддержали иск водителя. Более того, они присудили страховой компании выплатить потерпевшему деньги без учёта износа.

Однако, кассационный суд изменил размер возмещения, присудив сумму с учётом амортизации. И это, казалось бы, вполне логично, ведь в конечном счёте потерпевшему произвели выплату деньгами по ОСАГО, а не ремонтом! А выше мы указали, что именно при выплате износ вполне себе учитывается. Но с такой ситуацией не согласился Верховный суд.

И вот в чём здесь дело! Так как речь идёт о гражданских правоотношениях, то в дело здесь вступает Гражданский кодекс России. В нём есть статья 393, говорящая буквально о том, что в результате возмещения убытка потерпевший должен быть поставлен в такое положение, в каком он был бы до причинения ущерба в нашем случае. Именно на эту норму сослался Верховный суд в своём новом Определении.

То есть страховщик обязан был выдать направление на ремонт, но отказал в возмещении. А затем, когда по решению суда его признали неправым в отказе, выплатил деньгами. Верховный суд же определил, что, так как изначальная обязанность страховой компании была направить автомобиль на ремонт, то расчёт должен быть без учёта износа. На каком основании страховщик произвёл выплату, суду не понятно, так как оснований для этого (из пункта 16.1 закона) не было. Поэтому даже при таком способе компенсации ущерба калькуляция также должна быть произведена без износа, потому что, согласно статье 393 ГК РФ, потерпевший должен быть поставлен в то положение, в каком он должен был быть при надлежащем возмещении ущерба.

Вот официальная трактовка из определения.

Учитывая, что факт несоответствия повреждений автомобиля истца обстоятельствам исследуемого дорожно-транспортного происшествия своего подтверждения не нашёл, суды пришли к выводу о том, что ПАО СК «Росгосстрах» в нарушение требований Закона об ОСАГО не исполнило свое обязательство по организации восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, в связи с чем должно возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учёта износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Признавая данные выводы нижестоящих судов ошибочными, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не учла закреплённое в пункте 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации правило, согласно которому в обязательственных правоотношениях должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Рабочий способ получить выплату без износа

Если написанное выше немного сложно, то поясним на более простом примере, который по сути является самым простым возможным способом получить такое возмещение по ОСАГО.

  1. Вы обращаетесь в страховую компанию после ДТП за возмещением ущерба с необходимым набором документов.
  2. В заявлении при этом вы не конкретизируете способ возмещения.
  3. Страховщик в течение отведённых на это 20 дней производит выплату деньгами на ваш счёт с учётом износа.
  4. Так как (в случае если) оснований для выплаты не было, то страховая компания обязана была выдать направление на ремонт, и в этом случае расчёт должен был быть произведён без учёта износа.
  5. Соответственно, по закону и при выплате тоже расчёт должен быть без амортизации. Но это только в том случае, если не было оснований для денежной компенсации.
  6. Далее подаётся заявление о разногласиях в страховую компанию с требованием доплатить разницу между этими двумя расчётами. При этом, заказывать независимую экспертизу для нового расчёта не нужно, потому как калькуляция уже есть в самой страховой компании.
  7. В случае отказа в доплате подаётся обращение к финансовому уполномоченному.
  8. И уже при отказе в удовлетворении требований у финупа подаётся исковое заявление в суд.

Подробный такой порядок обращений (из пунктов 6-8 списка выше) с образцами заявлений мы рассматривали в специальной статье о разногласиях со страховщиком.

Важный недостаток судебной практики

Обратите внимание, что вышеописанный способ на основании определения Верховного суда можно вполне считать рабочим. Однако, не лишён он и недостатков, которые ставят перспективу получения разницы по износу не такой радужной.

И дело здесь в двух важных тонкостях.

  • Во-первых, в определении указанной судебной практики 2021 года дело немного другое. Там речь шла об отказе на том основании, что повреждения были получены якобы в другом ДТП. И потому с учётом конкретного вашего случая выплату деньгами без учёта износа могут и не присудить ни на каком из этапов (заявление о разногласиях, финансовый уполномоченный, суд).
  • Во-вторых, и это самое главное. Основания для выплаты перечислены не только в пункте 16.1 статьи 12 закона Об ОСАГО. В пункте 15.2 этой же статьи приведена ещё одна законная причина, которой страховая компания может в выгодных для себя целях манипулировать.

В пункте 15.2 говорится буквально, что, если у страховщика нет пунктов СТОА, отвечающих требованиям закона Об ОСАГО (например, находящихся в пределах 50 км от ДТП или места жительства потерпевшего или официальных дилеров для автомобилей младше 2 лет и так далее). Таким образом, при подаче вами претензии о доплате денег без учёта износа страховщик может просто указать на то, что у него не было автосервисов, отвечающих требованиям закона. Тогда основание для выплаты будет законным, а вместе с ним и законность расчёта суммы с износом.

Ещё один рабочий способ возмещения без учёта износа

Это уже старый способ, если вы о нём ещё не знаете.

Дело в том, что, потерпевший в ДТП вправе рассчитывать восстановление автомобиля до доаварийного состояния. Что же делать, если страховщик посчитал выплату с учётом износа на законных основаниях?

Здесь в игру вступает статья 1072 Гражданского кодекса РФ. Она прямо указывает, что в случае, если денег на восстановление имущества потерпевшего со страховой выплаты не хватает, то остаток обязан возместить причинитель вреда – то есть виновник ДТП.

Такое же заключение сделал однажды Кассационный суд, и за ним пошла вполне успешная судебная практика по взысканию разницы между расчётом страховой компании с учётом износа и без его учёта с виновников аварий.

О порядке взыскания, в каких случаях это возможно, а когда – нет, как правильно действовать в этих целях, вы можете подробно ознакомиться в нашей отдельной статье.

Что такое добровольное страхование гражданской ответственности

И зачем оно нужно

В России все знают про ОСАГО и каско, но мало кто понимает, зачем нужен ДСАГО — полис добровольного страхования автогражданской ответственности. Cам по себе ДСАГО никогда не работает, зато он всегда может прийти на помощь и ОСАГО, и каско. Я расскажу, как правильно его использовать и как он может помочь водителю.

Виды автомобильных страховок

Автострахование можно условно разделить на следующие виды.

ОСАГО — автострахование, обязательное для всех. За выезд на дорогу без такого полиса предусмотрен штраф. Размер штрафа зависит от того, есть ли договор страхования и кто вписан в полис. Если договора нет, причем неважно — вообще никогда не было или просто забыли продлить, придется заплатить 800 Р . А если полис был, но машиной управлял человек, который не вписан в этот полис, — 500 Р .

Главный плюс ОСАГО: если человек виновен в ДТП, ущерб пострадавшей стороне за него выплатит страховая компания, но только в пределах 400 000 Р . Все, что свыше, виновнику придется компенсировать из своего кармана и оплачивать ремонт своей машины в любом случае придется самостоятельно. Пострадавшему тоже удобно: не нужно бегать за виновником и пытаться взыскать с него стоимость ремонта. О том, что такое ОСАГО и от чего оно защищает, мы рассказывали в отдельной статье.

Каско — добровольное автомобильное страхование. Полис каско защищает автомобиль страхователя от ущерба независимо от того, кто в этом ущербе виноват. Даже если владелец сам водил неаккуратно и попал в ДТП, страховая компания все равно оплатит ему ремонт. Еще плюс каско в том, что оно не привязано к размеру ущерба и, как правило, покрывает полную стоимость автомобиля. Об этом мы рассказывали в статье «Как работает каско».

ДСАГО — добровольное страхование автогражданской ответственности, которое защищает ответственность страхователя перед другими участниками дорожного движения. ДСАГО очень похоже на ОСАГО, но в большинстве случаев работает, только если покрытия по ОСАГО не хватает, чтобы возместить ущерб.

Что такое ДСАГО

Это добровольное автострахование ответственности автовладельца. Называют его по-разному : ДСАГО, ДГО, ДАГО. В статье мы будем называть его ДСАГО, но под этим названием будем понимать все виды полисов добровольного страхования гражданской ответственности владельца. Бывает, что ДСАГО выписан на одном бланке с каско, но даже в такой ситуации работают они по-разному : каско защищает автомобиль страхователя, а ДСАГО — других участников движения, их имущественные интересы. Как работает такой полис страхования — проще всего объяснить на примере.

Какой ущерб компенсируют разные страховки

Вид ущерба, компенсируемого страховкой Каско ОСАГО ДСАГО
Ущерб автомобилю виновного владельца страховки Да Нет Нет
Ущерб, который виновный владелец страховки причинил другим участникам дорожного движения Нет Да, в пределах 400 000 Р Да, в части, превышающей 400 000 Р

Допустим, водитель попал в ДТП и виноват в произошедшем. Если у водителя есть только каско, ему отремонтируют машину или оплатят ремонт по тем условиям, которые указаны в его полисе. Если только полис ОСАГО — возместят ущерб пострадавшим в ДТП и их имуществу, но не более 400 000 Р . Этот ущерб оплатит страховая компания виновника ДТП. А вот виновнику ДТП придется ремонтировать автомобиль за свой счет.

Если ущерб больше, пострадавшие могут обратиться в суд и взыскать разницу с виновника в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае и придет на помощь полис ДСАГО — при условии, что договор такого страхования был заключен. 400 тысяч возместит страховая компания по полису обязательного автострахования. А все, что больше, — страховая по договору ДСАГО. И водителю не придется самому выплачивать пострадавшим деньги.

Если авария произойдет не по вине владельца полиса ДСАГО или тех, кто был допущен к управлению, — полис не поможет, ущерб будут покрывать по тем полисам, которые есть у водителя. Если есть действующий полис каско — машину отремонтируют по нему. Если у виновника есть только полис ОСАГО, будут считать размер ущерба, и если он окажется меньше 400 тысяч — виновнику из своего кармана платить не придется.

Казалось бы , 400 тысяч рублей — большая сумма, и в большинстве случаев ее действительно хватает для покрытия ущерба. Но ситуации бывают разные. Например, можно попасть в аварию с участием нового Лексуса, который стоит как однокомнатная квартира в Москве. В этом случае покрытие по полису ОСАГО может оказаться недостаточным.

Отдельного закона для ДСАГО нет. Оно регулируется следующими документами:

  1. Глава 48 ГК РФ об основных требованиях к страхованию.
  2. Закон «Об организации страхового дела в РФ» — о правах и обязанностях страхователей и страховщиков.
  3. Закон «О защите прав потребителей». Страхование — это услуга, а страхователь — ее потребитель. Если страховая компания не соблюдает условия договора — она нарушает права потребителя.
  4. Указание ЦБ РФ от 12.09.2014 № 3380-У , Указание ЦБ РФ от 20.11.2015 № 3854-У . В них прописаны требования к страховым компаниям и условиям страхования.
  5. Стандарты Всероссийского союза страховщиков — содержит единые требования к оформлению договоров страхования.

Чем отличается от ОСАГО и каско

Основное отличие — ДСАГО нельзя приобрести отдельно от полиса ОСАГО, по крайней мере, я не нашел на рынке таких предложений. В большинстве случаев автомобиль должен иметь действующий полис обязательного автострахования и срок действия полиса ДСАГО не может превышать срок действующего полиса ОСАГО.

Но при этом полисы ОСАГО и ДСАГО могут быть оформлены в разных компаниях — никаких ограничений нет. Просто ущерб до 400 тысяч покрывает одна компания, свыше 400 тысяч — другая.

Чем отличается ДСАГО от ОСАГО и каско

ДСАГО ОСАГО Каско
Что страхует полис Гражданскую ответственность на сумму свыше 400 000 Р — по ремонту автомобиля или имущества пострадавшего Гражданскую ответственность на сумму до 400 000 Р — по ремонту автомобиля или имущества пострадавшего Личный автомобиль от ущерба и других рисков
Условия страхования Страховая компания может предлагать свои условия Указаны в законе и правилах страхования Центробанка. Страховая компания не может их менять по своему усмотрению Страховая компания может предлагать свои условия
Можно ли отказаться от страхования Полис не обязателен Нельзя. Иначе — штраф 500—800 Р Полис не обязателен
Стоимость полиса и размер выплат Зависит от страховой компании Контролирует государство. Оно устанавливает минимальные и максимальные цены Зависит от страховой компании
Кто получает выплаты Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может Владелец автомобиля получает выплаты по своему полису
Может ли страховая компания отказаться продать полис Да Нет, не может. Но может сослаться на технический сбой или недоступность базы данных РСА. Тогда клиента переадресуют в другую компанию Да
Можно ли приобрести отдельно, без другого полиса Как правило, он работает только с полисом ОСАГО Можно Можно

Плюсы, минусы, подводные камни ДСАГО

Допустим, неопытный водитель попал в ДТП по своей вине — не успел затормозить на светофоре — и собрал несколько автомобилей. Один из них выкатился на перекресток, столкнулся с другой машиной, пострадали люди. Как обычно в такой ситуации — ГИБДД, скорая помощь, разбирательство.

Но на этом неприятности не заканчиваются. Бывает, что после оценки ущерба выясняется, что у виновника аварии нет денег. Его страховая компания по ОСАГО должна будет выплатить пострадавшим деньги. Но лимит выплат по закону — 400 000 Р на каждого пострадавшего в части возмещения вреда имуществу и 500 000 Р — в части возмещения вреда здоровью. Этого не всегда достаточно.

Если выплаты не покроют весь ущерб, потерпевшие имеют право обратиться в суд, чтобы взыскать с виновника деньги на ремонт или возместить ущерб, который причинили их здоровью. Скорее всего, суд решит, что виновник должен платить. А если денег у него нет или не хватает, могут арестовать банковские счета, имущество и ограничить выезд за рубеж. Также придется оплачивать не только ущерб, но и судебные издержки.

Если бы у виновника был полис добровольного страхования автогражданской ответственности, он дал бы следующие преимущества:

  1. Можно сэкономить на выплатах, если ущерб в ДТП превысит 400 000 Р .
  2. Не нужно тратиться на адвокатов и судебные издержки. Если ущерб компенсирует страховая компания, высока вероятность, что его возместят без судебного разбирательства. А если пострадавших что-либо не устроит — в большинстве случаев ответчиком в суде будет выступать не водитель, а страховая.
  3. Не придется ничего возмещать в досудебном порядке.
  4. Можно будет избежать судебных разбирательств, а значит, сэкономить на исполнительском сборе судебным приставам, не будут арестованы счета и имущество.
  5. Не придется тратить время и нервы на разбирательства.

Минусы у ДСАГО тоже есть, хотя их не так много:

  1. Не всегда страховые компании оформляют полис ДСАГО отдельно от других страховых продуктов. Некоторые продают его в нагрузку к ОСАГО или каско.
  2. Для ДСАГО страховая компания имеет право потребовать предоставить на осмотр автомобиль. Но это именно право — пользуются им далеко не все страховщики.
  3. Как и в любом виде добровольного страхования, при банкротстве страховой компании могут возникнуть проблемы с выплатой компенсации. Даже если полис ОСАГО и ДСАГО оформила одна страховая и она разорилась — ущерб по ОСАГО покроют из средств специального фонда. А вот для добровольного автострахования такого фонда не существует, поэтому покрытия не будет. Чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше обращаться в страховую компанию с хорошей репутацией, которая работает на рынке уже много лет. Правда, это не гарантирует, что она не обанкротится, но риск меньше.

Расширенное ОСАГО или ДСАГО (ДОСАГО, ДАГО или ДГО)

Наверное, каждый автовладелец осведомлен, что означает страховка ОСАГО, а вот что таится под аббревиатурой ДАГО известно далеко не всем. В настоящей статье мы приоткроем завесу тайны и расскажем что такое ДСАГО и зачем страхователю оно нужно.

  1. Добровольное страхование автогражданской ответственности
  2. Правила ДАГО
  3. Кому и для чего нужна данная программа?
  4. Где купить
  5. Как оформить
  6. Необходимые документы
  7. Расширенное ДАГО
  8. ДСАГО без учета износа
  9. Стоимость ДГО
  10. Подробнее о преимуществах и недостатках дополнительного страхования
  11. Каков лимит страховых выплат по ДАГО
  12. Советы от специалистов

Добровольное страхование автогражданской ответственности

Рассмотрим, как расшифровывается ДСАГО и что дает водителю. Данная страховая программа является расширенной версией стандартного ОСАГО, с тем отличием, что оно приобретается на усмотрение автовладельца. Получается что ДАГО это дополнительная автогражданская ответственность.

Например, вы стали виновником ДТП, размер ущерба составил 800 тысяч, тогда 400 возместит СК по автогражданке, а оставшиеся денежные средства также выплатит страховая только по другому договору страхования — ДАГО.

Правила ДАГО

Для того чтобы стало более понятно, что собой представляет эта программа, необходимо узнать правила ДСАГО:

  • оно необязательное, осуществляется исключительно на добровольной основе;
  • возможно только при наличии обязательной автогражданки, при этом их сроки действия должны быть равными;
  • субъектом страхования является автогражданская ответственность страхователя;
  • объектом выступает застрахованное транспортное средство;
  • тарифы на ДГО не контролируются на законодательном уровне и исчисляются каждой страховой организацией в индивидуальном порядке;
  • ДАГО вступает в действие только после исчерпания лимита по автогражданке (400 тыс. р.), до этого момента вы не сможете воспользоваться привилегиями добровольного страхования;
  • цены на ДАГО зависят от многих факторов, касающихся водителя, ТС и размера покрытия;
  • при расчете стоимости решающее значение имеет сумма полного страхового покрытия;
  • практически всегда присутствует франшиза в размере 400 тысяч рублей (размер выплат по ОСАГО);
  • СК обязана выплатить компенсацию по ДГО не позднее 20 дней с момента обращения;
  • за счет договора ДОСАГО осуществляется возмещения вреда, причиненного жизни здоровью и имуществу.

Кому и для чего нужна данная программа?

Рекомендуется покупать данную страховку начинающим водителям, которые имеют недостаточно опыта вождения и чувствуют себя за рулем неуверенно. Людям, проживающим в крупных городах с оживленным движением и при регулярных поездках по скоростным трассам также будет полезно приобрести ДСАГО.

Автогражданская ответственность страхования просто незаменима в том случае, когда вы являетесь виновником дорожно-транспортного происшествия, и сумма страхового возмещения составила более 400 тысяч. Получается, что такой вариант страхования обеспечивает более надежную защиту автогражданской ответственности, чем обязательная автогражданка.

Зная, что такое ДГО в совокупности с ОСАГО и как оно работает, используя данные продукты, вы будете максимально защищены при ДТП.

Где купить

Как правило, абсолютно все страховые организации, входящие в состав РСА, осуществляют реализацию программ добровольного страхования автогражданской ответственности. Вы можете оформить ДСАГО и ОСАГО в одной страховой компании или воспользоваться услугами конкурентов. Обратите внимание, что страховщики предпочитают оформлять ДАГО одновременно с автогражданкой или с КАСКО.

Как оформить

Процедура оформления состоит из следующих этапов:

  1. Необходимо посетить отделение страховой компании.
  2. Предоставить полный пакет документов.
  3. Передать бумаги сотруднику СК, заполнить и подписать заявление на заключение договора.
  4. Менеджер по продажам занесет данные в базу, подготовит бланк страховки.
  5. После чего необходимо произвести оплату бланка и получить на руки страховку.

Необходимые документы

При оформлении ДАГО важно подготовить нижеперечисленные документы:

  • действующий бланк ОСАГО;
  • паспорт страхователя;
  • ПТС, СТС;
  • ВУ страхователя.

Расширенное ДАГО

Будет полезно узнать, каким образом добровольное страхование автогражданки может быть расширено. Это осуществляется с применением дополнительных услуг:

  • Привлечение аварийного комиссара. Комиссар приезжает на место аварии и помогает правильно оформить всю документацию.
  • Возмещение ущерба без учета износа.
  • Услуги эвакуатора. После наступления аварии если ваше авто нуждается в эвакуации, то вы можете вызвать эвакуатор. Как правило, существует определенные условия, вы должны вызывать помощь только через СК, или эвакуатор работает на определенной территории (например, только в городской черте).
  • Страховка от несчастного случая. Бонусом вам предоставят еще один бланк, но суммы, указанные в соглашении, в основном минимальные.
  • Помощь в трудной ситуации. Вы можете рассчитывать на помощь, если сел аккумулятор или спустило колесо на дороге.

Внимательно читайте условия договора, подобными расширениями менеджеры СК заманивают страхователя.

В реальности получить дополнительные услуги довольно проблематично, ведь необходимо соблюсти целый ряд условий, а их стоимость уже будет включена в ДОСАГО.

ДСАГО без учета износа

При обращении в офис страховой компании страхователь вправе самостоятельно решать, какого плана договор он желает приобрести: с учетом износа или без него. Пользование договором с коэффициентами расчета без учета износа при аварии будет стоить немного дороже, это связано с увеличением размера страховых выплат при наступлении ДТП.

Полис ДГО покрывает ущерб пострадавшего автомобиля полностью без учета износа. Услуга рассчитана на тот случай, когда пострадавший подает в суд на недостаточный объем выплат по ОСАГО, тогда ДАГО их покрывает полностью.

Напомним, автогражданка никогда не включает износ в выплаты компенсации. Предъявлять, кому требования, станет пострадавший? Естественно, виновнику аварии. При наличии ДГО виновника аварии уже не будет беспокоить такая проблема.

Стоимость ДГО

Цены на дополнительную страховку не контролируются Центробанком, в отличие от стоимости ОСАГО. Страховые организации самостоятельно устанавливают тарифы. В основном цена формируется исходя из максимального размера покрытия ущерба, и составляет около 0,3–0,6%.

К примеру, размер страхового покрытия равен 2 млн, тогда средняя стоимость страховки составит 6 тысяч рублей, а при максимальном лимите 1 млн цена полиса будет всего 3 тысячи. На конечную стоимость также влияет безаварийный стаж, возраст водителя и количество вписанных человек, регион проживания и технические характеристики автомобиля.

Подробнее о преимуществах и недостатках дополнительного страхования

К преимуществам ДОСАГО можно отнести следующие особенности:

  • возможность использовать компенсацию без учета износа;
  • владение страховкой на покрытие большого размера ущерба за довольно приемлемую стоимость;
  • ДОСАГО окажет автовладельцу огромную помощь тогда, когда ОСАГО будет недостаточно (ущерб свыше 400 тысяч).

К недостаткам ДАГО можно отнести его привязанность к обязательному страхованию автогражданской ответственности. Без бланка ОСАГО ДСАГО попросту не действует.

Каков лимит страховых выплат по ДАГО

Лимит страховых выплат при добровольном страховании компании устанавливают на основании пожеланий страхователя. Целесообразно страховать свою ответственность от 400 тысяч (сумма покрытия ОСАГО) и выше. Страховая компания может установить верхнюю границу лимита хоть в 30 млн рублей и при этом запросит соответствующую цену. Вот только инициировать страховой случай с величиной ущерба равной лимиту вам вряд ли удастся.

По статистике большинство страхователей выбирают лимит от 400 тысяч до 1,5 млн рублей.

Советы от специалистов

Из настоящей статьи мы узнали про ДГО, выяснили, что это такое, теперь представим несколько полезных рекомендаций по его покупке:

  • Перед заключением договора убедитесь, что организация имеет лицензию.
  • Контролируйте, чтобы ДОСАГО не учитывало износ при выплатах пострадавшему. Будет полезно убедиться, что добровольная страховка покроет мелкие расходы по износу, которые не включены в ОСАГО тогда, когда пострадавший решит судиться по этому поводу.
  • Внимательно читайте соглашение, особое внимание нужно уделить таким моментам:
  1. суммируется ли покрытие по договорам, или производится компенсация случая по ДГО за минусом обязательной автогражданки;
  2. предусмотрены ли штрафные санкции за количество ДТП.

Приобретать такую программу страхования или нет решать только вам, однако, учитывая лимиты компенсаций и стоимость на полис, такая страховка может стать довольно полезным помощником при наступлении страхового случая и обезопасит вас от непредвиденных финансовых трат