Договор перевозки грузов жд транспортом

Об учете транспортных расходов, осуществленных железнодорожным транспортом

Операции по возмещению транспортных расходов (оплата железнодорожного тарифа и т.п.), понесенных продавцами в пользу покупателей, являются достаточно распространенными в деловой практике коммерческих организаций, и в то же время несоблюдение ряда особенностей учета и некорректное отражение в договорах условий сделки могут существенно повысить налоговые риски контрагентов договаривающихся сторон.

Связано это с тем, что при отправке товара железнодорожным транспортом поставщик самостоятельно не оказывает транспортных услуг покупателям, кроме того, в соответствии с п. 64 и 66 ст. 17 Закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», перевозки и транспортировка грузов железнодорожным транспортом относятся к лицензируемым видам деятельности.

Поставщик не имеет возможности на оформление от своего имени документов на оказание услуг по перевозке товарно-материальных ценностей.

В данном случае возникает необходимость расчета и обоснования договорной стоимости с учетом транспортных расходов до станции местонахождения покупателя либо заключения дополнительных посреднических договоров. Например, договоров агентирования или транспортной экспедиции для возмещения произведенных транспортных расходов после перехода права собственности на поставляемый товар.

Рассмотрим 3 варианта документального оформления сделки и признания в учете транспортных расходов.

1. В случае включения в договорную стоимость поставляемой продукции транспортных расходов на доставку до покупателя железнодорожным транспортом, данные расходы необходимо включать в состав материальных расходов продавца по следующим причинам:

В соответствии со ст. 30 Закона РФ № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ», плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов.

Исполнением обязательства по оплате перевозки груза является факт внесения платежа перевозчику.

В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 18.06.2003 года № 39, предусмотрены тарифные отметки и указание юридических (физических) лиц, являющихся плательщиками и осуществляющими расчеты за перевозку груза при отправлении и выдачи.

Также обращаем внимание на разъяснения ВАС РФ для судебных арбитражных органов на отношения, возникающие по оплате железнодорожных тарифов при грузовых перевозках: в соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», при рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевозчику грузоотправителем, следует учитывать, что грузополучатель, выявивший факт переплаты за перевозку груза, не вправе требовать от перевозчика возврата излишне уплаченной грузоотправителем суммы. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем к перевозчику в порядке, предусмотренном Уставом.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством именно поставщик (грузоотправитель) признается лицом, которое осуществляет все права и несет обязательства по оплате транспортных расходов, что в свою очередь:

  • в соответствии с п. 1 ст. 268 и ст. 313 НК РФ позволит ему учесть данные расходы в налоговом учете по налогу на прибыль организаций;
  • в соответствии с п. 2, 5, 7, 9 Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и пп. «В» п. 211, 214 и 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 года № 119н, отразить в бухгалтерском учете в составе собственных расходов.

Сумму НДС, указанную в счете-фактуре, покупатель имеет возможность принять к налоговому вычету в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ после принятия расходов на учет.

В свою очередь продавец отражает в бухгалтерском и налоговом учете расходы на оказание транспортных услуг на калькуляционном счете 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с последующим отражением в учете и отчетности в составе себестоимости реализованной продукции (счет 90.2 «Продажи. Себестоимость продаж», строка «Коммерческие расходы» Отчет о прибылях и убытках»).

В налоговом учете по налогу на прибыль организаций данные расходы будут уменьшать налоговую базу как материальные расходы в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ.

Обращаем внимание на мнение Минфина РФ, выраженного в Письме от 19.03.2007 N 03-03-06/1/157, в соответствии с которым, если по условиям договора продавец оплачивает стоимость доставки товара до места назначения и стороны определили, что право собственности на товар переходит к покупателю в месте отгрузки, то расходы по доставке товара поставщиком до места назначения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов на основании того, что стоимость доставки включена в стоимость (цену) товара или покупатель возмещает поставщику стоимость такой доставки (см. также Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Во избежание финансовых рисков, продавцу целесообразнее включить стоимость расходов на доставку товаров до местонахождения покупателя в их договорную цену. Это позволит указывать в отгрузочных документах и в счете-фактуре единую цену на отгружаемую продукцию без выделения железнодорожного тарифа отдельной строкой.

Рекомендуется также определить переход права собственности на реализуемую продукцию в момент поступления товара на станцию назначения в случае перевозки железнодорожным транспортом. (Общество в данном случае обязано организовать учет товаров отгруженных по бухгалтерскому счету расчетов 45 «Товары отгруженные» по местам нахождения и видам отгруженной продукции, до момента перехода прав собственности и рисков по поставке).

2. Отдельной главой в ГК РФ регулируется оказание услуг в рамках договора транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ), помимо определения вознаграждения экспедитора, стороны должны оформить сделку в соответствии с Законом РФ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности».

При этом договор транспортной экспедиции не признается арбитражными судами, если нарушен порядок документального оформления.

Документальное оформление включает в себя обязательное наличие следующих установленных документов:

Поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

Экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;

Складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

В соответствии с п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, указанные документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 года № 23 утверждены формы и порядок оформления экспедиторских документов.

Доставив товары до склада покупателя (путем привлечения специализированного перевозчика), поставщик как посредник (агент) составляет отчет и акт оказания посреднических (агентских) услуг и указывает в нем сумму посреднического вознаграждения и сумму расходов на транспортировку товаров, которые должен возместить покупатель (принципал). К отчету и акту следует приложить копии транспортных и расчетных документов, полученных Поставщиком продукции от перевозчика.

Налогообложение НДС будет в данном случае производиться в порядке, определенном статьей 165 НК РФ, т.е. без отражения произведенных и переданных к возмещению покупателю расходов в книге продаж и книге покупок.

В бухгалтерском учете продавца помимо выручки от продажи товаров приводится выручка от оказания посреднических услуг (в сумме агентского вознаграждения).

В состав себестоимости и выручки продавца стоимость расходов на доставку товаров покупателю и сумма причитающегося возмещения не включается.

Обращаем внимание, что ст. 805 ГК РФ предусмотрено исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом:

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

3. Еще один рассматриваемый способ оформления транспортных расходов предусматривает в рамках договора поставки условия о возмещении транспортных расходов сверх договорной цены.

Данный способ сопряжен с некоторыми рисками, связанными с признанием выручки для целей налогообложения НДС и налога на прибыль организаций.

Так как счет-фактура за оказанные транспортные услуги будет выписана на имя поставщика, у него и возникнет право применения налогового вычета. Поставщику, в свою очередь, придется «перевыставить» покупателю транспортные расходы либо отдельным счетом-фактурой, либо выделенной строкой в составе счета-фактуры на отгруженную продукцию.

Необходимо отметить, что арбитражные суды в ходе разбирательств по налоговым спорам иногда лояльно относятся к указанным счетам-фактурам, примером может служить Постановление ФАС МО от 22 января 2008 г. N КА-А40/14373-07.

Несмотря на положительную для налогоплательщиков арбитражную практику, формально такие счета-фактуры, а соответственно и право на вычет по НДС, не могут быть признаны правомерными, так как фактически поставщик не оказывал никаких услуг по перевозке и риск возникновения налоговых споров достаточно велик.

Т.е. налогоплательщики должны быть готовы к тому, что свои права, возникшие в ходе исполнения сделки, придется отстаивать в судебных органах в ходе возникающих налоговых споров.

Существует еще одно неудобство для поставщика: возникновение постоянных разниц в бухгалтерском и налоговом учете:

  • в соответствии с правилами бухгалтерского учета, предъявленные к возмещению транспортные расходы сверх стоимости отгруженной продукции суммы не участвуют в определении выручки (см. п. 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 года № 119н;
  • порядок формирования налогового учета по мнению Минфина РФ предусматривает включение в состав доходов сумм компенсационных выплат по транспортным расходам. (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Данный способ имеет следующие недостатки:

1. Применение указанного варианта несения транспортных расходов вносит некоторые расхождения в порядок ведения учета, т.к. необходимо будет увеличивать доходы и расходы, участвующие в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при этом в бухгалтерском учете данные поступления будут отражаться без формирования выручки и себестоимости.

2. В случае применения данного варианта необходимо принять во внимание риск, связанный с тем, что договор поставки будет являться смешанным с агентским. При этом будет отсутствовать важное условие – определенный размер агентского вознаграждения, что может привести к налоговым рискам как для покупателя, так и для продавца, так как велика вероятность возникновения спора с налоговыми органами в отношении схемы обложения НДС: в общеустановленном порядке, либо в порядке, предусмотренном для посреднических организаций в соответствии со ст. 165 НК РФ. Это может повлечь за собой доначисление налогов, пеней и налоговых санкций.

3. Увеличивается степень риска с тем, что поставщик имеет вероятность получить транспортные документы, оформленные между транспортной организацией и посредником поставщика. Велика вероятность отсутствия реквизитов поставщика и покупателя в расчетных документах, что затруднит идентификацию расходов налоговыми органами без полноценного агентского договора, либо условий смешанного договора.

В целях снижения налоговых рисков и урегулирования ранее возникших договорных отношений с покупателями, продавец может заключать дополнительные соглашения, регулирующие порядок включения транспортных расходов в стоимость отгруженной продукции, применив п. 2 ст. 425 «Действие договора» ГК РФ «Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора» (Пример: Постановление ФАС МО № КА-А40/5187-07 от 7 августа 2007 г. по п. 2 Касс. жалобы, Постановление ФАС МО 8 мая 2007 г. № КА-А40/3794-07).

Таким образом, при заключении договоров, связанных с отгрузкой товаров железнодорожным транспортом, мы бы рекомендовали придерживаться порядка распределения транспортных расходов, рассмотренных в первом варианте, т.е. включать в цену договора поставки.

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Итоги

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом – это правовой документ, в котором предусматриваются обязательства и ответственность для каждого субъекта (грузоотправителя, перевозчика, экспедитора, грузополучателя, а также агентов и контрагентов). Данный документ должен быть составлен грамотно, поскольку при нарушении его условий любой из сторон существует вероятность несения материальных и финансовых потерь, которые должны быть возмещены.

Поэтому его составлением должны заниматься квалифицированные специалисты, к которым относятся юристы интернет-ресурса Правовед.ru. В таком случае можно получить консультацию в онлайн-режиме и по выгодным ценам (более низким по сравнению с другими компаниями).

Посмотрите пример
документа перед обращением к юристам сайта!

3 Выберите юриста

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

2 Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1 Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

  • Транспортно-экспедиционных услуг
  • Фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров
  • С водителем на перевозку груза
  • На транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых грузов
  • Транспортной экспедиции
  • Об экспедиционном обслуживании
  • На услуги порта по транспортно-экспедиторскому обслуживанию
  • Пассажира
  • Груза
  • На транспортное обслуживание
  • Пассажиров и грузов легковым автомобильным транспортом
  • С использованием собственного (арендованного) подвижного состава экспедитора
  • Транспортной экспедиции в международном сообщении
  • По оказанию услуг погрузочно-разгрузочных работ, сборке и разборке мебели, перевозке
  • На оказание логистических услуг
  • Оказания услуг по эвакуации и перевозке транспортных средств
  • Грузов автомобильным транспортом
  • Транспортной экспедиции с расширенным перечнем ответственности экспедитора
  • Транспортной экспедиции для железнодорожного транспорта
  • Страхования груза при перевозке железнодорожным транспортом

Условия договора на перевозку грузов железнодорожным транспортом

Грузы по железной дороге могут перевозиться в контейнерах, вагонах, открытых платформах, цистернах, которые находятся в собственности заказчика либо перевозчика. Этот способ перевозок используется для перемещения любых грузов на большие расстояния. Он отличается удобством и экономичностью, поскольку благодаря разветвлённости железнодорожных путей сельскохозяйственные и промышленные грузы могут быть доставлены в любой регион РФ вне зависимости от его удалённости. Договор жд перевозки грузов может заключаться на длительный срок. При этом его участниками могут быть компании, ИП, перевозчик грузов (транспортная компания). При наличии такого договора значительно проще оформить каждую новую заявку. В договоре железнодорожной перевозки груза предусматриваются следующие условия:

  • обязательства сторон по договору;
  • контактные данные участников, заключивших договор;
  • наименование груза и его главные характеристики;
  • организационные вопросы и выполнение работ, связанных с погрузкой, перевозкой и разгрузкой;
  • маршрут следования с указанием времени прибытия на начальный и конечный пункт;
  • стоимость услуг, смета, порядок оплаты и сроки;
  • дата и время отправления и прибытия грузов в соответствии графиком-планом, согласованным предварительно;
  • другие условия, определённые сторонами, заключившими сделку.

В каждом типовом договоре (одноразовом и долгосрочном) на перевозку грузов железнодорожным транспортом следует предусмотреть схему перевозки.

Транспортировка грузов по железной дороге может осуществляться по следующим схемам:

  • использование одного либо нескольких подвижных составов для транспортировки грузов по одной железной дороге (местное сообщение);
  • использование одного либо нескольких единиц транспорта для перевозки грузов по железным дорогам, объединённым одной сетью (прямое сообщение);
  • использование для перевозки грузов не только железнодорожного, но и других видов транспорта (прямое смешанное сообщение);
  • использование однотипного транспорта либо его разных видов. При этом возможна его перегрузка вагонов либо смена их колёсных пар на границе (международное сообщение).

В договоре должны быть указаны обязанности каждой из сторон.

Договор перевозки грузов жд транспортом заключается с отправителем, перевозчиком и грузополучателем.

При этом заказчик обязан:

  • оформить и подать заявку на перевозку груза железнодорожным транспортом;
  • согласовать заявку с перевозчиком, который должен утвердить её, доставить груз в пункт назначения и передать его ответственному лицу вместе с сопроводительной документацией;
  • оплатить перевозку груза в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре.

В перечень обязанностей грузоперевозчика (исполнителя) входит:

Характеристика договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

Такое действие, как перевозка груза имеет под собою законодательную базу, без знания которой отправитель не может совершать грузоперевозки. Снабжение товара начинается с изучения отправителем нормативных актов, правил, уставов. Какой вид перевозки значения не имеет. После пройденного курса, между отправителем и перевозчиком заключается обусловленность на доставку багажа согласно всем требованиям. Если поставка производится железнодорожным транспортным средством, то заключается договор железнодорожной перевозки грузов. В документе прописываются все этапы доставки, права, обязательства и требования сторон. Преимущество перевозки железной дорогой в том, что заказчику не нужно обдумывать маршрут.

Транспортировка грузов по жд требует подписания соответствующего договора

Общая характеристика

В контракте перевозки грузов железнодорожным транспортным средством выступают две стороны — клиент, он же отправитель, и перевозчик. Если есть потребность, то доставка может производится в сопровождении экспедитора. Состоит документ из девяти разделов, которые характеризуют согласие сторон, определяют меру их полномочий и действий:

  1. В первом разделе стороны характеризуют объект своего соглашения.
  2. Второй раздел характеризует обязательства участников поставки содержимого багажа.
  3. Третий раздел определяет порядок произведения расчета за выполненную работу.
  4. Четвертый раздел определяет меру ручательства отправителя и перевозчика.
  5. Пятый раздел помогает разрешить спорные вопросы.
  6. Если будет потребность, участники процесса доставки могут изменить или дополнить обусловленность. Как это можно сделать указано в шестом разделе.
  7. Седьмой раздел предусматривает возникновение дополнительных условий.
  8. Временное пространство соглашения определяется в разделе номер восемь.
  9. Полные юридические данные сторон, их контакты, атрибуты указано в девятом разделе договора.

Юридические данные сторон указываются в девятом разделе договора

Общие понятия документа

Все условия контракта регулируются законодательством Российской Федерации, нормативными актами и Гражданским кодексом Российской Федерации. Понятие «договор» регламентируется 420 статьей ГК РФ. Согласно Кодексу, договором выступает соглашение сторон на оказание услуги перевозки товара транспортным средством. Гражданский Кодекс определяет право за участниками процесса доставки содержимого багажа заключить соглашение, которое регулируется и не регулируется законом, Кодексом и другими нормативными актами. Соглашение должно соответствовать закону, правовым актам, правилам. Возвратной силы закон не имеет. Если нормативно-правовой акт изменит действие, то договор будет иметь силу.

Соглашение, которое составлено в определенный промежуток времени, имеет юридическую силу и действует на протяжении периода, сроков, указанных в договоре. Если за это время законодательная база изменится, будут внесены поправки, то условия, которые были раньше указанные в договоре будут продолжать действовать.

Внесение изменений координируется сторонами документа. Изменить их можно по соглашению сторон или в случае заключения нового договора. Стоимость за снабжение товара регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, 424 статьей. Период действия и момент вступления в силу соглашения определяется 425 статьей ГК РФ. Заключается соглашение по установленной законом форме. Форма договора координируется 434 статьей Гражданского Кодекса. Для того чтобы соглашение было оформлено согласно законодательству, важно придерживаться порядка заключения, который регламентируется 445 статьей ГК РФ. В договоре на перевозку товаров жд транспортом, есть раздел, в котором характеризуются условия решения споров. Законодательно, основу раздел имеет в Гражданском Кодексе Российской Федерации, 446 статья.

Объект соглашения

Раздел, в котором стороны характеризуют объект своего соглашения, состоит из трех пунктов:

  1. Пункт первый описывает общие обязанности участников процесса поставки содержимого багажа. Перевозчик обязуется произвести работы по организации перевозок грузов в соответствии с условиями настоящего договора, а Грузоотправитель обязуется оплатить Перевозчику плату, определяемую в соответствии с настоящим Договором.
  2. Второй пункт определяет меры действий сторон при оказании и поручительстве дополнительных услуг, характеристики доставляемого багажа. Способ, ограничения, требования к перевозке товара, отправитель прописывает в заявке. Заявка формируется на каждое количество поставок.
  3. Условия страхования. Грузоотправитель должен обеспечить и дать гарантию, что товар не опасен для перевозки и безопасен для внешней среды. Это определяется ГОСТ, ДОПОГ и приказом Министра Российской Федерации от восьмого августа 1995 года номер 73 .

Отправитель должен гарантировать, что его груз не несет опасности для окружающей среды

Положение обязанности сторон

Обусловленность определяет и распределяет обязанности участников процесса доставки багажа между грузоотправителем и грузоперевозчиком. Перевозчик должен придерживаться и выполнять ряд норм:

  1. Предоставлять информацию о количестве жд транспорта и разновидности, для произведения доставки товара. Проинформировать заказчика, каким типом жд транспорта выгоднее произвести поставку груза.
  2. Для произведения поставки, вагоны и весь состав должны быть в полной исправности, без технических отклонений. Если неисправности есть, то представитель железной дороги обязан поставить отправителя в известность.
  3. Срок доставки товара определяется для каждого вида поставки отдельно. Это зависит от города, расстояния между местом отправки и пунктом назначения.
  4. Произведение снабжения груза может происходить с участием других лиц. Этот пункт рассматривается для каждого случая индивидуально.

Передача товара отправителем грузоперевозчику происходит на основании таких обязательств со стороны заказчика:

  1. По соглашению сторон к договору составляется Приложение. Это заявка отправителя на организацию поставки. В заявке заказчик указывает время, до которого он обязуется загрузить состав. Рекомендовано заказчику удостовериться в том, что грузоперевозчик получил заявку.
  2. До того времени, как жд транспорт будет доставлено в пункт погрузки товара (транспортное средство должно быть готовым до погрузки), грузоотправитель должен подготовить груз, оформить сопроводительные документы. Место погрузки должно быть готовым, без препятствий.
  3. Организовать проверку технической исправности жд транспорта. Запросить эту информацию у перевозчика.
  4. Погрузка в месте отправки и выгрузка в пункте назначения должна быть беспрепятственной.
  5. Отправитель груза должен оформить товарно-транспортную накладную. Этот документ отображает финансовую сторону договора, также полную информацию о товаре, лицах, которые производят перевозку. Заверяется товарно-транспортная накладная печатью и подписями сторон.

ТТН заполняется отправителем

Расчет за доставку

При заключении договора между отправителем и перевозчиком составляется дополнительное соглашение, Приложение к основному документу. Первое Приложение отвечает за порядок организации подготовки отправки товара к погрузке. Второе Приложение регулирует сумму расчета за предоставленную, железной дорогой, услугу. Отправитель обязуется произвести оплату, которая указана в Приложении. Сумма оплаты определяется для каждого случая поставки содержимого багажа индивидуально.

Порядок оплаты происходит по такой схеме: после согласования суммы за услугу, отправитель оплачивает аванс, в размере пятидесяти процентов от общей суммы, стоимости за услугу. Вторая часть оплаты производиться отправителем после полного выполнения поставки содержимого багажа.

Отправитель относит полное выполнение доставки груза к получению товара получателем. Свидетельством того, что процесс доставки багажа завершен успешно, выступает отметка в товарно-транспортной накладной или в другом сопровождающем документе. В тот момент, когда денежные средства поступили на счет перевозчика, доставка будет завершенной и расчет полностью произведен. Для произведения расчета, в договоре и в сопроводительных документах указываются реквизиты, атрибуты перевозчика. Эта информация прописывается в девятом разделе документа.

Поручительство участников перевозки

Для того чтобы контролировать документально процесс снабжения, в контракте прописывается мера ответственности участников действия. Получатель несет ручательство за:

  1. Срок доставки. Срок доставки указывается во всех сопроводительных документах. Если между отправителем и перевозчиком не заключен контракт, то время, период поставки багажа прописывается в товарной накладной или в товарно-транспортной накладной. Если сроки поставки были нарушены по вине перевозчика, и это привело к порче товара, то перевозчик оплачивает штраф. Сумма штрафных санкций зависит от той суммы, на которую был нанесен ущерб за порчу груза.
  2. Ответственность перевозчик несет и за потерю груза. Если был утеряно все содержимое багажа, то компенсация в полной мере стоимости товара, соответственно той общей сумме, которая указана в сопроводительных документах и договоре.
  3. Железнодорожное транспортное средство должно быть предоставлено в срок. Доставка груза производится получателю в указанный период. Если железнодорожное транспортное средство имеет простой, что влечет за собою задержку в поставке груза без весомых причин, то ручательство в виде штрафа, перевозчик производит оплату за каждый день простоя.
  4. Поставить заказчика в известность, если в момент перевозки багажа возникла поломка, аварийная ситуация, нарушаются сроки. Отправитель должен обеспечить состав мобильной связью.

Отправитель несет ответственность, если его груз навредил железнодорожному составу

Отправитель несет ручательство за:

  1. Если груз, который передал отправитель в доставку, нанес перевозчику и железнодорожному транспортному средству ущерб, поломку. Это действие может стать причиной того, что отправитель не учел вес товара, его габариты.
  2. В случаи нарушения сроков оплаты. В заявке на выполнения предоставленной работы, в Приложении, договоре и сопроводительных документах, отправитель указывает сумму, которую он обязуется выплатить после успешного выполнения заказа перевозчиком. Если, без весомых причин, заказчик задерживает выплату денежных средств, то к нему применяются штрафные санкции в размере 0, 1 процентов за каждый день не оплаты. Эта сумма не должна превышать десяти процентов.
  3. При отправке товара, отправитель обязан предоставить перевозчику всю информацию о поставке содержимого багажа и она должна быть достоверной. В обратном случае заказчик будет оплачивать штраф, в размере убытков, которые познал грузоперевозчик.
  4. Ручательство за железнодорожный транспорт в момент погрузки содержимого багажа несет заказчик.

Решение спорных моментов

Если после подписания обусловленности одна сторона нарушает правила, между участниками процесса поставки может возникнуть конфликтная ситуация. Законодательство рекомендует решать спор путем мирных переговоров. Если этого не происходит, то спор решается в судебном порядке. Для того чтобы снизить риски возникновения конфликтной ситуации, стороны имеют право дополнять или изменять условия действующего соглашения. Дополнение или изменение имеет силу тогда, когда на документе есть печать и подпись двух сторон. Стороны имеют право остановить действие документа. Это нужно делать за тридцать дней до завершения основного срока действия соглашения. Если расторжение происходит в другие сроки, в период, позже чем за тридцать дней, то документ будет автоматически продолжен. Действуют условия документа с момента его подписания двумя сторонами процесса поставки содержимого багажа.

Переговоры — лучший способ решения спорных вопросов

Завершающий этап оформления документа

К завершающему этапу оформления документа относиться девятый раздел контракта. В этом разделе стороны указывают свои полные юридические данные, атрибуты, контактный телефоны. Это может быть мобильный телефон, стационарный телефон или факс. Соглашение заверяется подписями сторон и печатями. Количество экземпляров документа оговаривается участниками действия в индивидуальном порядке.

К договору рекомендовано приложить такие документы, как фактуру, ведомость сопровождающую груз и документы, наличие которых согласовали отправитель и перевозчик. Документ, который оформляется для определения количества пройденного метража, заверяется подписями и печатями сторон.

Товарно-транспортная накладная регулирует финансовую сторону соглашения, выписывается в четырех экземплярах. Передается всем участникам поставки груза. Четвертый экземпляр, согласно законодательству, передается в бухгалтерию для контроля оплаты услуги. Вид сопроводительных документов определяется законом и участниками процесса доставки багажа в индивидуальном порядке. В договоре, стороны могут предоставить информацию о страховании груза, о сопровождающих багаж лицах.

Договор железнодорожной перевозки грузов.

Понятие договора перевозки.

Основания для заключения договора перевозки.

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса — грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона — перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона — отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного Транспорта РФ (постатейный).

Юридическая фирма «Контракт», 2004 г. Правовая Система КонсультантПлюс.. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится:

— перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица;

— перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК).

Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.

С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении — это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка, недельный календарный план.

1. ) При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.

Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст. 11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, — не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.

Заявка на перевозку грузов представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.

Однако если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением предусмотренных Уставом сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки, а перевозчик такую заявку принял к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом железных дорог.

Особенностью в порядке подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 УЖД оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. В соответствии со ст. 11 УЖД такой отказ возможен в случаях:

введения согласно ст. 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.

В соответствии со ст. 11 УЖД владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.

В соответствии с Уставом владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Устава) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.

Случаи непредставления грузоотправителями заявок в срок, предусмотренный нормами Устава, должны рассматриваться как отказ от транспортных средств См.: п. 18 инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 «О

практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге» //

Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете

Министров СССР. М., 1983. Ст. 218. .

К такому отказу грузоотправитель обычно прибегает, если у него нет груза, который предназначен для перевозки, если он не может отправить груз по причинам, относящимся к грузополучателю (например, в связи с переводом грузополучателя в порядке применения договорных санкций на аккредитивную форму расчетов и не выставлением им аккредитива).

2. ) Другой правовой формой в транспортном законодательстве, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г. С. 74.

Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.

Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), на какой срок они будут заключать такой договор. Следует иметь в виду, что заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер.

УЖТ РФ в ст. 11 устанавливает, что заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении подаются грузоотправителем не менее чем за 15 дней. Однако эта норма носит общий характер, касается грузоотправителя и не устанавливает, в какие сроки перевозчик подает заявку другому перевозчику в отношении перевалки грузов.

Таким образом, при исполнении обязательств по перевалке грузов в прямом смешанном сообщении применяется заявка-уведомление, предусматривающая передачу определенного количества груза в течение предстоящих суток.

Следует отличать заявку-уведомление от заявки, направляемой перевозчиками при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.

Во-первых, заявка способствует заключению договора перевозки грузов. В соответствии с поданной грузоотправителем заявкой перевозчик подает транспортные средства, после чего сторонами заключается договор перевозки грузов.

Ежесуточная заявка-уведомление, используемая при перевалке грузов, способствует продолжению грузоперевозочного процесса и исполнению договора перевозки, главная ее задача — ускорить этот процесс.

Во-вторых, если заявку может подавать только грузоотправитель, то при прямых смешанных перевозках заявку-уведомление могут подавать оба перевозчика в строго установленное время.

В-третьих, если действие заявки распространяется на определенный отрезок времени (это может быть декада, месяц и т.д.), то ежесуточная заявка-уведомление имеет силу в течение суток.

В-четвертых, если при неподаче заявки грузоотправителем перевозчик имеет возможность перераспределить транспортные средства между другими грузоотправителями, то при неподаче суточной заявки при перевалке груза с одного транспорта на другой возникает простой транспортных средств, который наносит немалый ущерб участникам транспортного процесса.

Правовое значение суточной заявки заключается в том, что она способствует продолжению грузоперевозочного процесса, причем главная задача такой заявки — ускорение этого процесса с тем, чтобы не допускать простоя транспортных средств.