Договор авиаперевозки груза

Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.

Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.

А вот те самые законы, по которым возят грузы:

🚚 Глава 40 «Перевозка» ГК РФ,

Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.

Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.

Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Нажимая кнопку Подписаться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур

Прием груза к перевозке

Отправить груз

Получить груз

Об утверждении Федеральных авиационных правил

«Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»

XIV. Прием груза к перевозке

К воздушной перевозке принимается груз, который по своему качеству, свойствам, объему, весу и упаковке допущен к транспортировке воздушными судами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка груза.

Перевозка подкарантинной продукции (растений, продукции растительного происхождения, тары, упаковки, почвы либо других организмов, объектов или материала, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации о карантине растений, законодательством Российской Федерации в области обеспечения карантина растений и законодательством в области обеспечения карантина растений страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

Груз принимается к перевозке на следующих условиях:

  • габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку) в воздушное судно, его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;
  • вес, размеры или объем груза не превышают норм, установленных для определенного типа воздушного судна, в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования;
  • груз должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении;
  • упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку, а груз, требующий особых условий перевозки, также специальную маркировку;
  • груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, на котором он перевозится, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним;
  • грузоотправитель должен предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, международными договорами в том числе Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО), а также правилами перевозчика;
  • ввоз, вывоз, транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.

Габариты грузового места ограничиваются размерами загрузочных люков и багажных грузовых отсеков воздушного судна.

Вес перевозимого на воздушном судне груза ограничивается предельной коммерческой загрузкой воздушного судна.

Вес груза не должен превышать допустимое для конкретного типа воздушного судна давление груза на палубу воздушного судна.

Принятие груза к перевозке удостоверяется выдачей грузовой накладной.

Прием груза к перевозке осуществляется перевозчиком или уполномоченным агентом и включает в себя следующие виды работ:

  • взвешивание и обмер груза;
  • проверка соответствия фактического состояния груза сведениям, указанным в заявке грузоотправителя, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, также в документах на опасные грузы;
  • оформление документации по приему-передаче груза и обеспечение финансовых расчетов с грузоотправителем за выполнение перевозки груза;
  • оформление грузовой накладной.

При приеме груза к перевозке перевозчик или уполномоченный агент должен взвесить груз в присутствии грузоотправителя и указать его фактический вес в грузовой накладной. Если при взвешивании груза будет установлена разница с весом груза, заявленным грузоотправителем, за окончательный вес принимается вес, установленный при взвешивании перевозчиком или уполномоченным агентом.

При приеме к перевозке негабаритного груза допускается руководствоваться весовыми характеристиками груза, указанными в документации, представленной грузоотправителем, о чем указывается в грузовой накладной. Грузоотправитель обязан представить достоверную информацию о весе негабаритного груза.

Совокупность упаковки и ее содержимого, подготовленная к перевозке (далее — грузовое место), маркируется в соответствии с пунктом 177 настоящих Правил.

Грузовая отправка, состоящая из нескольких грузовых мест, может быть взвешена целиком или по частям. Определение общего веса грузовой отправки на основании выборочного взвешивания отдельных грузовых мест не допускается.

Грузоотправитель вправе объявить ценность отправляемого груза. За объявление ценности взимается плата, установленная перевозчиком.

Порядок перевозки груза с объявленной ценностью устанавливается перевозчиком.

Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения о грузе, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой выполняется перевозка груза.

Перевозчик или уполномоченный агент после приема груза к перевозке осуществляет документальное формирование грузовой коммерческой загрузки на определенный рейс.

Груз должен быть доставлен в аэропорт отправления с учетом сроков, необходимых для его обработки, а также для прохождения предполетных формальностей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации и/или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка.
Прием груза от грузоотправителя осуществляется с учетом указанных сроков.

Обработка груза производится перевозчиком или обслуживающей организацией на основании договора.

Об НДС при оказании услуг по международной перевозке по договору фрахтования и транспортно-экспедиционных услуг

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 14 августа 2018 г. N 03-07-08/57471

Вопрос: 1. Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено, что при оказании услуг по международной перевозке товаров налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов.

В целях применения ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации.

Для осуществления своей операционной деятельности по доставке международных почтовых отправлений ФГУП (Фрахтователь) заключен договор, по которому Фрахтовщиком — российской авиационной компанией предоставлено по договору фрахтования воздушное судно и вся вместимость воздушного судна для перевозки грузов и почтовых отправлений, и Фрахтовщиком в рамках договора фрахтования осуществляется воздушная перевозка груза и почтовых отправлений, в т.ч. на международных воздушных линиях.

Статьей 787 ГК РФ установлено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В целях правильного и корректного применения норм налогового законодательства, просим разъяснить, будет ли являться правомерным применение Фрахтовщиком налоговой ставки НДС ноль процентов при осуществлении перевозки груза и почтовых отправлений на воздушном судне по международным воздушным линиям в рамках договора фрахтования воздушного судна с экипажем.

2. Согласно положениям пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при оказании транспортно-экспедиционных услуг, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

В целях применения ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуга по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

ФГУП по договору на организацию авиаперевозок груза и/или почты оказывает услуги по организации авиаперевозки груза и/или почты на международных авиалиниях, которые включают в себя комплекс мероприятий: операции по бронированию груза, организация приема или выдачи груза и/или почты, организация наземного обслуживания и заправки топливом ВС.

В целях правильного и корректного применения норм налогового законодательства, просим разъяснить, правомерно ли применение ФГУП налоговой ставки НДС ноль процентов в рамках договора на организацию авиаперевозок груза и/или почты на международных воздушных линиях по указанным услугам, а также будет ли являться правомерным применение Фрахтовщиком — российской авиационной компанией, предоставившей по договору фрахтования воздушное судно и в рамках этого договора фрахтования осуществляющей перевозку на отдельных этапах товарно-транспортной экспедиции, применение налоговой ставки НДС ноль процентов.

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по международной перевозке по договору фрахтования, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных авиаперевозок Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке, а также транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом международной перевозкой товаров признается перевозка морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Перечень документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога при оказании указанных услуг, установлен пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Таким образом, при оказании услуг по международной авиаперевозке грузов и почтовых отправлений по договору фрахтования воздушного судна, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных авиаперевозок нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при наличии документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Что касается оказываемых на основании договора транспортной экспедиции услуг, не поименованных в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, то в отношении таких услуг применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Страхование грузов

Страхование авиаперевозок грузов

Страхование было и остается наиболее популярным и доступным методом управления риском. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьёзнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами.

Страхование грузов, на наш взгляд, является неотъемлемой частью комплекса транспортно-логистических услуг. ООО «Карго-Центр» всегда ответственно подходит к выбору партнёров, поэтому с момента образования нашей компании мы тесно сотрудничаем со страховой компанией «ПАРИ». И вот почему:

  • работает на страховом рынке более 25 лет (с марта 1992 года);
  • 15 лет входит в ТОП 10 по страхованию грузов в России;
  • обеспечивает более 20% всего рынка страхования грузов в России;
  • ведущие специалисты со стажем работы 15-20 лет в компании;
  • по данным «РА Эксперт» рейтинг надёжности «А+» (очень высокий уровень надёжности);
  • количество договоров страхования грузов превышает 1 000 000 в год.

В работе с СК «ПАРИ» нас привлекает:

  • индивидуальное согласование условий страхования перевозки;
  • оперативное оформление заявок на страхование грузов;
  • прозрачное и понятное урегулирование убытков.

«ПАРИ» занимает 1-е место по количеству заключённых договоров страхования грузов. Каждый 4-й договор страхования грузов в России заключён в СК «ПАРИ». Компания неоднократно справлялась с убытками размером более 1 000 000 долларов США.

ООО «Карго-Центр» при помощи СК «ПАРИ» может обеспечить для вас страхование как внутрироссийских, так и международных перевозок по всему миру (за исключением особо оговоренных стран и территорий).

Полис страхования грузов СК «ПАРИ» компенсирует ваши расходы в случае утраты, гибели или повреждения груза в результате:

  • противоправных действий третьих лиц;
  • транспортных происшествий;
  • сопутствующих случайностей (пожар, взрыв, падение летающих объектов, провал мостов, обрушение тоннелей, поломки рефрижераторной установки и прочие случайности);
  • ненадлежащей укладки, укрытия, крепления и увязки груза в транспортном средстве в случаях, когда эта укладка, укрытие, крепление и увязка грузов осуществлялась без ведома страхователя;
  • стихийных бедствий;
  • проведения такелажных работ, погрузки и выгрузки.

При определенных условиях перевозки принимаются на страхование:

  • скоропортящиеся грузы (продукты питания) и грузы под температурным режимом (фармацевтическая продукция и т.д.);
  • изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;
  • уникальные и антикварные предметы, коллекции, культурные ценности;
  • предметы религиозного культа;
  • документы, ценные бумаги, рукописи и денежные знаки;
  • изделия из стекла, фарфора и керамики и иной хрупкий груз;
  • генеральные (стандартные) грузы;
  • сборные грузы;
  • акцизные грузы;
  • негабаритные грузы;
  • опасные грузы;
  • курьерские отправления и экспресс-доставка;
  • мультимодальная международная логистика любой сложности и прочие перевозки;

При выборе условий страхования необходимо обращать внимание:

  • договор «с ответственностью за все риски» содержит не риски, от которых страхуется груз, а перечисляются ситуации, при которых возмещение не производится;
  • с ответственностью за перечисленные риски (за частную аварию);
  • без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

В договор страхования можно включить получение компенсации в случае:

  • при международных перевозках до 10 % упущенной выгоды;
  • расходов на фрахт;
  • при морской перевозке расходов и взносов по общей аварии;

необходимых и целесообразно произведенных расходов с целью спасения груза, уменьшения убытка и установления его размера.

Основу страхового портфеля СК «ПАРИ» составляют следующие виды страхования, которыми вы можете дополнительно воспользоваться:

  • ипотечное страхование;
  • страхование строительно-монтажных рисков (СМР);
  • страхование опасных производственных объектов (ОПО);
  • страхование автотранспортных средств;
  • страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЮ:

    Порядок действий грузополучателя при обнаружении недостачи или повреждений груза:

    Приостановив выгрузку из перевозочного средства, незамедлительно уведомить об обнаруженных повреждениях или недостаче Страховую Компанию «ПАРИ» по тел. диспетчерской службы: +7(495)363-68-63 и сотрудника ООО «Карго-Центр», курирующего договор страхования: +7(495)504-84-50. Указать контактное лицо и номер телефона, адрес электронной почты в месте приемки груза.

    Дождаться приезда представителя Страховщика, либо его инструкций о дальнейшем порядке действий. До указаний представителя Страховой Компании выгрузку в любом случае не производить.

    При одобрении Страховщиком приемки груза в отсутствии его представителя:

    1. При повреждении груза в результате транспортировки:

    — подробно произвести фотографирование видимых повреждений, расположения и крепления груза, а также пустоты в а/м при их наличии;
    — составить Акт приемки груза с участием представителя перевозчика (водителя) и грузополучателя, поименованного в AWB/CMR/ТТН, в котором отразить характер крепления груза в перевозочном средстве, характер повреждений и возможную причину этих повреждений (Акт приемки груза составляется по прилагаемой форме СК «ПАРИ»);
    — сделать отметку в экземпляре перевозчика AWB/CMR/ТТН о доставке груза с повреждением и составлении Акта приемки груза (порядок см. ниже);
    — сделать копию AWB/CMR/ТТН с экземпляра перевозчика (с уже имеющейся отметкой) для предоставления в дальнейшем в Страховую Компанию «ПАРИ»;
    — направить в адрес перевозчика/экспедитора претензию в срок: не позднее 6 мес. по внутрироссийским перевозкам по договорам ЭКСПЕДИЦИИ, в течение 1 года по договору ПЕРЕВОЗКИ, рекламацию (по международной перевозке автотранспортом): а) в течение семи дней, не считая выходных дней, когда речь идет о внешне не заметных потерях и повреждениях, которые не были установлены в присутствии перевозчика в момент поставки груза, б) не позднее 1 года после того, как было установлено и зафиксировано актом состояние груза;
    В случае если утрата, недостача или повреждение груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, уведомление экспедитору может быть сделано не позднее, чем в течение тридцати календарных дней со дня приемки груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

    2. При недостаче груза, в т.ч. вследствие хищения:

    — сопоставить общее количество товара по документам с фактически прибывшим и зафиксировать количество недостающих позиций и их ассортимент;
    — при хищении груза обратиться в местный орган внутренних дел с заявлением, получить талон-уведомление, предоставить сотрудникам ОВД к осмотру место происшествия, параллельно выполняя следующее:
    — составить Акт приемки груза с участием представителя перевозчика (водителя) и грузополучателя по AWB/CMR/ТТН, в котором отразить наличие или отсутствие пломбы и ее номер, нарушения упаковки, повреждения тента, пломбировочного троса (при наличии повреждения произвести фотографирование), а также количество похищенного товара с указанием номенклатуры недостающих позиций. (Акт приемки груза составляется по прилагаемой форме СК «ПАРИ»);
    — сделать отметку в экземпляре перевозчика AWB/CMR/ТТН о том, что груз доставлен с недостачей и о составлении Акта приемки груза с указанием его номера и даты;
    — сделать копию CMR/ТТН с экземпляра перевозчика (с уже имеющейся отметкой) для предоставления в дальнейшем в Страховую Компанию.
    — направить в адрес перевозчика претензию (рекламацию) в рамках вышеуказанных сроков.

    3. В случае ДТП:

    — снять копию протокола об административном правонарушении, копию постановления по делу об административном правонарушении, копию справки о ДТП;
    — получить объяснительную водителя, в которой должны быть отражены характер перевозки груза, наличие нештатных ситуаций (резких торможений, их причинах) участии водителя в загрузке и креплении груза, наличии замечаний о неправильном креплении и загрузке отправителем;
    — направить в адрес перевозчика претензию (рекламацию) в срок (СМ. ВЫШЕ),
    Также желательно, чтобы водитель, доставивший груз с нарушениями, уведомил о данном факте своё руководство и страховую компанию (если ответственность застрахована).

    При наступлении страхового случая в пути следования (ДТП, пожар, хищение) водителю необходимо:

    — документально оформить данные факты в уполномоченных на то органах;
    — получить копию документа, фиксирующего данный факт;
    — поставить, как можно скорее, Страховщика в известность по указанным телефонам и дождаться дальнейших инструкций;
    — в любом случае производить необходимые действия, направленные на спасение груза и минимизацию ущерба.

    Договор воздушной перевозки

    Договор авиаперевозки груза

    Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.

    Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.

    Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.

    Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.

    Виды договоров на авиаперевозку груза

    В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:

    1. договор внутренней перевозки;
    2. договор международной перевозки.

    Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.

    При осуществлении международных перевозок как грузоотправителю, так и грузоперевозчику следует учитывать законодательство:

    1. страны грузополучателя;
    2. страны транзитной остановки;
    3. страны транзитного пролета.

    При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.

    Обязательные условия

    К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:

    1. цена груза, заявленная грузоотправителем;
    2. ответственность контрагентов;
    3. условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
    4. взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.

    Правила авиаперевозок пассажиров

    Лицензированные авиатранспортные компании в договорах воздушных перевозок именуются перевозчиками (эксплуатантами). В соответствии с договорными обязательствами они выделяют пассажиру указанное в билете место в самолете на конкретный рейс и доставляют его вместе с багажом в населенный пункт по месту назначения. Багаж выдается лично пассажиру или его доверенному лицу.

    Правилами установлены предельные габариты и вес груза, сдаваемого в багаж. Помимо оплаты билета, пассажир обязан оплатить сверхнормативную часть багажа. Независимо от того, летит пассажир регулярным или чартерным рейсом, основные принципы работы авиакомпаний будут одинаковыми. Так:

    1. Авиакомпания не может гарантировать безусловное исполнение времени отправления и прибытия в соответствии с расписанием полетов. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета, повреждения взлетно-посадочной полосы, катастрофы являются объективными обстоятельствами задержки или отмены рейсов. Авиадиспетчеры в этих случаях руководствуются в первую очередь нормами безопасности пассажиров во время полета.
    2. В компетенции авиаперевозчика находится его право на изменение маршрута полета. Он может также заменить воздушное судно при обнаружении технических неполадок и определить конечной точкой полета аэропорт, не предусмотренный расписанием. Основанием для вышеперечисленных действий является обеспечение безопасности полетов. Сохранению здоровья и жизни пассажиров на борту самолета отдаются безусловные приоритеты.

    При возникновении обстоятельств, нарушающих распорядок авиаперелетов, перевозчик обязан:

    • заранее известить авиапассажиров о задержках или отмене рейса;
    • обеспечить перелет пассажиров до места назначения другими рейсами своей авиакомпании или привлечь для этого партнеров;
    • организовать питание и жилье для пассажиров, остающихся в аэропорту продолжительное время;
    • вернуть стоимость авиабилета при нежелании пассажира лететь в более позднее время.

    Права контрагентов договора

    Авиатранспортная компания вправе расторгнуть контракт, если пассажир при покупке авиабилета предоставил неверно оформленные документы. Гражданин должен обратиться в госорганы, выдавшие эти документы, для их изменения и дополнения. Претензии к авиаперевозчику в этом случае неправомерны.

    Авиапассажир по своему желанию может остановиться в транзитном аэропорту, если самолет (другое авиатранспортное средство) делает в нем посадку. Продолжение полета возможно этим же рейсом в другое время или подобным по этому же маршруту. Однако остановка разрешена только в следующих случаях:

    1. законы страны, где пассажир хочет прервать полет, разрешают ему покинуть борт самолета;
    2. продолжительность остановки не превышает время действия билета;
    3. пассажир своевременно известил авиакомпанию о своем намерении;
    4. дополнительная стоимость по перегрузке багажа и разница в тарифах на различные рейсы оплачена;
    5. пассажирское и багажное места на другом рейсе забронированы;
    6. место на том же рейсе, но на альтернативную дату, подтверждено авиаперевозчиком.
    7. обострение (внезапный приступ) болезни пассажира или его близкого родственника, летящего этим же рейсом, не требует дополнительных извещений и оплат.

    Вышеизложенное относится к авиаперевозкам по нормальным тарифам. Применение специальных пониженных расценок ограничивает или полностью запрещает остановки в пути.

    Законодательные акты государства, куда прилетает пассажир, должны им неукоснительно соблюдаться. Прохождение паспортно-визового контроля обязательно, а его нарушение влечет за собой отказ компетентных органов во въезде в страну назначения. В этом случае пассажир оплачивает авиаперевозчику его доставку домой.

    Таможенные и санитарные правила страны назначения выполняются всеми пассажирами без исключений.

    В соответствии с федеральным законодательством в области авиаперевозок пассажирам предоставляются следующие льготы:

    • неоплачиваемый полностью или частично проезд для групп лиц с ограниченными возможностями и других льготных категорий граждан в соответствии с Федеральными авиационными правилами;
    • безвозмездный провоз не менее десяти килограммов багажа на человека;
    • бесплатный (или частично оплачиваемый для международных рейсов) перелет ребенка до двух лет;
    • пониженные расценки на перелет детей младше двенадцати лет с указанием в авиабилете персонального места;
    • свободное размещение в общих и специальных залах отдыха в аэропортах;
    • спальное место в отеле за счет авиакомпании, если по ее вине произошло значительное опоздание по времени вылета.

    Акты на авиаперевозки пассажиров

    Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

    1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
    2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
    3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
    4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.

    Правила расторжения договора

    Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:

    • пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
    • авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
    • пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
    • клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
    • путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
    • в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.

    В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.

    Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:

    1. перенос времени вылета на более позднее время;
    2. изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
    3. грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
    4. менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
    5. обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
    6. невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.

    Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:

    1. первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
    2. полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.

    По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:

    • при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
    • при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
    • для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.

    Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:

    1. полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
    2. частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
    3. возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.

    Деньги за неиспользованные авиабилеты получает пассажир или приобретавший их гражданин при наличии доказательств покупки. Возврат денег происходит в агентствах авиакомпании в той же валюте, в которой билет покупался. Если билет приобретался по безналичному расчету, то и возврат осуществляется в той же форме оплаты.