Чем отличается национальное водительское удостоверение от международного образца

Чем отличаются международные водительские права от национальных

Если 20 лет назад о вождении транспортного средства за рубежом можно было только мечтать, сегодня это доступно для любого желающего. Для этого необязательно покидать пределы страны на собственной машине, поскольку зарубежные компании предоставляют иностранцам возможность взять в аренду автомобиль. Россияне, планирующие сесть за руль авто за границей, интересуются, чем отличаются международные водительские права от обычных. Выясним существующую разницу.

  1. Законодательная база, определяющая формат водительского удостоверения
  2. Особенности и различия международных и национальных прав
  3. Страны, в которых необходимо использовать МВУ
  4. Заменяют ли МВУ и НВУ друг друга
  5. Заключение
  6. Отзывы

Законодательная база, определяющая формат водительского удостоверения

Водительские права национального образца – документ, позволяющий управлять транспортными средствами определенных категорий. Такое удостоверение выдается соответствующими государственными органами страны, подданным которой является получатель, и действительно на ее территории.

Порядок оформления и формат удостоверения в России предусмотрен:

Дорожное движение на территории других государств регулируется двумя Конвенциями:

  • Венской, принятой 8 ноября 1968 года и подписанной 75 странами (договор ратифицировали 36 государств);
  • Женевской (от 19 сентября 1949 года), которую подписали 96, а ратифицировали 19 стран.

Венская конвенция признает любое международное водительское удостоверение или национальное при условии, что оно выдано в предусмотренном национальным законодательством порядке для управления определенной категорией транспорта и соответствует статье 41 данного международного соглашения. Права, которые стали выдавать в России после 2011 года, подходят под эти стандарты.

В странах, ратифицировавших Женевских договор, кроме международного удостоверения, водители обязаны иметь при себе национальные права.

Особенности и различия международных и национальных прав

Действующее законодательство Российской Федерации разрешает отечественным автомобилистам использовать на территории страны и за ее пределами национальные права таких образцов:

  • нового (выдаются с 2011 года),
  • старого,
  • международного.

В новых документах, которые стали получать водители с 2011 года, появилась нумерация и дополнительные наименования транспорта, что полностью соответствует требованиям Венской конвенции. Удостоверение выглядит так:

Замена старых прав на новые не предусмотрена действующим законодательством, поэтому их можно использовать до завершения срока действия. Чтобы использовать удостоверение за пределами территории Российской Федерации, их владельцы обязаны иметь при себе нотариально заверенный перевод такого удостоверения и международные водительские права. Водительский документ старого образца выглядит так:

МВУ – документ, подтверждающий право управления транспортными средствами исключительно за пределами Российской Федерации. Пунктом 36 раздела 3 постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» предусмотрено, что в случае признания национального удостоверения недействительным, международный документ аннулируется. Образец удостоверения утвержден приказом МВД России от 28.09.1998 № 603 «О международном водительском удостоверении»:

Чтобы узнать, чем отличаются водительские права международного образца от национальных, ознакомьтесь с таблицей.

Параметры Национальные права Международный документ
Внешний вид карта из пластика; бумажная книжка. бумажная книжка размером 148 на 105 мм (формата А6)
Количество листов отсутствуют 3 листа
Защита от подделки голографическая сетка;
созданный особым способом переход цветов; штрихкод
печати круглой и овальной формы
Способ заполнения на компьютере на компьютере;
от руки
Язык заполнения русский (надписи дублируются латинскими буквами) русский, английский, французский, испанский и другие
Размер госпошлины 3 тысячи рублей (пластик) 1600 рублей
Выплата страховки через страховой полис при наличии полиса государства, на территории которого произошло ДТП
Указание страны использования отсутствует допускается, но необязательно
Ссылка на другие документы отсутствует номер и дата национального удостоверения

МВУ и НВУ: процедурные особенностиУ водителей есть возможность сократить размер бюджетного платежа за получение международных прав в период с 1 января 2021 года по 1 января 2021 года: оплата госпошлины через портал Госуслуги позволяет сэкономить 30% от суммы.

Международное и национальное удостоверения водителя отличаются не только внешним видом, но и порядком выдачи, сроком действия и перечнем необходимых для получения документов.

Читайте подробнее, как происходит получение международного водительского удостоверения.

Ниже приведены отличия.

Действия Национальное удостоверение МВУ
Сдача экзаменов Требуется Не требуется
Срок изготовления документа Не более 30 дней Не более часа
Срок действия 10 лет 3 года
Необходимость прохождения обучения · получение первичного документа;
· получение новой категории;
· завершение срока наказания, запрещающего использование ТС
Не требуется

Срок действия водительского удостоверения определен в Федеральном законе от 15 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ. Так, в части 6 статьи 25 данного законодательного акта указано, что национальное удостоверение выдается сроком на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами. В части 8 статьи 25 определен срок действия МВУ.

Международные права выдаются на три года, но их срок действия не превышает период использования НВУ.

Существует также разница в требованиях относительно возраста заявителя. Удостоверение национального образца для управления мопедом или скутером можно получить в 16 лет, что касается МВУ, то оно выдается только лицам достигшим 18-летнего возраста.

Несколько отличается и перечень необходимых для предъявления в подразделение ГИБДД документов. Для получения НВУ понадобится:

  • заявление,
  • гражданский паспорт,
  • медицинская справка (не во всех случаях),
  • документальное подтверждение прохождения обучения в автошколе,
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Желающим получить международное удостоверение не нужно подтверждать прохождение обучения и предъявлять документ о состоянии здоровья. Вместо этого им придется предоставить национальные права и фотографию размером 35 на 45 мм.

Страны, в которых необходимо использовать МВУ

Государства, подписавшие Венскую конвенцию, позволяют использовать на своей территории любые национальные водительские удостоверения, которые соответствуют требованиям, указанным в данном соглашении. Российские права, выданные после 2011 года, подходят под эти стандарты, поэтому чтобы сесть за руль на территории этих стран, международное удостоверение не понадобится.

При поездке в государства-участники Женевской конвенции необходимо иметь МВУ и национальное удостоверение водителя, так как без последнего интернациональные права считаются недействительными.

Узнайте детальнее, в каких странах нужны международные водительские права.

Заменяют ли МВУ и НВУ друг друга

Международное водительское удостоверение и права национального образца — не взаимозаменяемые документы.

В соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, МВУ не могут использоваться на территории Российской Федерации.

В странах, где их наличие обязательно, международные права считаются действительными только при предъявлении национального удостоверения.

Заключение

Международное водительское удостоверение – документ, дающий право управлять транспортными средствами на территории ряда зарубежных государств. Водители, которые впервые отправляются в поездку на собственном авто или планируют арендовать транспорт за границей, должны знать, в чем отличие водительского удостоверения от международного и в каких государствах садиться за руль без МВУ запрещено. Это позволит избежать возникновения недоразумений с местными властями.

Международные водительские права: для чего нужны и где действуют

В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.

Содержание

  • Что такое международные водительские права
  • Для чего нужно международное водительское удостоверение
  • В каких странах требуют международные права
  • Международные права и популярные для отдыха страны
  • С чем можно столкнуться на практике
  • Советы
  • Как и где оформить международное удостоверение
  • Что будет, если не сделать международные права

Что такое международные водительские права

Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.

Для чего нужно международное водительское удостоверение

Права международного образца пригодятся, если собираетесь поехать на машине за границу или арендовать ее там. Кроме того, с международным удостоверением легко забронировать гостиничный номер и купить авиабилеты. Это такой же документ, как паспорт.

Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.

В каких странах требуют международные права

Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.

В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.

Сегодня международные права признают в:

  • Доминикане;
  • Египте;
  • Индии;
  • Камбодже;
  • Китае;
  • Кипре;
  • Нидерландах;
  • США;
  • Тунисе;
  • Турции и др.

С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.

При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.

Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.

Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.

ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.

Международные права и популярные для отдыха страны

В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…

По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.

В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.

На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно.

На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят международные права. Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода. А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.

С чем можно столкнуться на практике

Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.

Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.

Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.

Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.

Советы

Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:

  • Прошерстить форумы и узнать, где возникали проблемы с правами и чем заканчивалось дело.
  • Оформить международную водительскую карточку, если российские права старого образца.
  • Если страна, куда вы поедете, не подписала Венскую конвенцию, это не значит, что она подписала Женевскую. Нужно сверить оба списка стран на сайте ООН.

Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».

Как и где оформить международное удостоверение

Для оформления прав нужны всего пять документов:

  • российский паспорт;
  • загранпаспорт;
  • российские водительские права;
  • квитанция об оплате пошлины — 1600 рублей;
  • фотография.

С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».

Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.

Что будет, если не сделать международные права

Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают национальные права.

Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.

Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.

Если же вы соберетесь сменить автомобиль, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге . Для вас мы приготовили обзоры и сравнения машин, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля .

Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Как выглядят международные права и чем отличаются от обычных

Чтобы можно было без опаски садиться за руль, выезжая в другую страну, лучше заблаговременно узнать, с каким водительским удостоверением там можно управлять транспортным средством. Ведь во многих государствах не обойтись без международных прав. Но неопытный путешественник-автомобилист наверняка не знает, куда можно ехать с национальным удостоверением, а где понадобится международное. В чем отличия между такими документами? Как выглядят международные права? Нужно ли дополнительно учиться, чтобы их получить?

Что собой представляют МВУ

По функциональной нагрузке оба документа ничем не отличаются. Поскольку и МВУ, и национальные права свидетельствуют, что человек может садиться за руль. Однако между ними есть много важных отличий. В том числе и во внешнем виде. Каждый российский автомобилист прекрасно знает, что собой представляет национальное удостоверение.

Оно похоже на обычную пластиковую банковскую карточку. Это весьма удобный формат: можно запросто хранить важный документ в кошельке, который обычно все берут с собой. Но как выглядят права международного образца? Этого водитель не знает, пока не сталкивается с необходимостью их получения. Между прочим, МВУ существенно отличается от национальных прав.

Очевидное отличие заключается в размере и формате. Первое больше и представляет собой книжечку. В верхней его части написано название государства, в котором оно выдано. Необходимо подчеркнуть, что такая надпись выполняется буквами с золотым тиснением. А под ней можно увидеть значок страны происхождения. То есть, для России будет обозначение RUS.

Книжечка состоит из нескольких листов. Поскольку МВУ обязательно включает в себя перевод информации на иностранный язык. Также в документе есть дубляж русских слов, выполненный транслитом. Обязательно в МВУ есть данные о выдаче, срок его действия, серия и номер документа. И, конечно, в удостоверение вписывают сведения о водителе, упоминая, какими категориями транспортных средств он вправе управлять.

Еще стоит обратить внимание на один существенный момент: чем отличается международное водительское удостоверение от обычного. В МВУ фотография больше, чем в национальных правах. Снимок должен быть матовым. После его приклеивания в книжечку на нем ставят печать таким образом, чтобы она захватывала правый нижний угол изображения.

Национальные права

Кстати, и национальное удостоверение в России недавно поменялось. Коррективы были внесены, чтобы они отвечали требованиям Венской конвенции. Хотя ключевых изменений во внешнем виде не произошло, все же стоит напомнить о них, хотя бы для того, чтобы еще раз сравнить, чем международные права отличаются от национальных.

Итак, такой документ исполнен в форме пластиковой карточки. На нем с левого края есть овальная эмблема из букв красного цвета. Это значок RUS, который дает понимание о стране происхождения водительского удостоверения. С правой стороны написано наименование документа: буквы прописные, цвет красный.

Права нового образца включают в себя все сведения о водителе и о самом удостоверении. В них есть обозначения, когда они выданы и каков период их действия. На обратной стороне предусмотрена таблица, в которой можно узнать, какими категориями транспортных средств имеет право управлять водитель.

Порядок получения водительского удостоверения предполагает в том числе, что гражданин обязан сделать фотографию. Для национальных прав она может быть и черно-белой, и цветной. Но на ней не должно быть белого уголка.

Кстати, и сегодня остаются действительными документы старого образца. Они исполнены в форме бумажной книжечки. Но водители предпочитают пластиковые карточки. Ведь это намного практичнее: они не изнашиваются так быстро, как бумажные книжки, информация не стирается.

Основные отличия водительских удостоверений

Бесспорно, важно узнать не только, как выглядят международные водительские права, чтобы понимать, чем они отличаются от национальных. Не менее существенными являются и другие отличия между этими документами. Самая важная разница заключается в том, что водитель может использовать национальные права самостоятельно – они подтверждают, что человек может водить автомобиль без предоставления каких-либо дополнительных бумаг.

А вот если говорить об МВУ, то такой документ недействителен, когда на руках нет государственных национальных прав. Так что, выезжая за границу, не нужно раздумывать – брать национальное или международное удостоверение. Поскольку на руках нужно иметь и МВУ, и российские права.

Вполне логично, что есть еще отличие в вопросе, где действуют такие документы. На территории России водители обязаны предоставлять национальные права. Выезжая за пределы родины, необходимо иметь при себе и МВУ. Очень существенной является разница в сроке действия документов. Отечественные автомобилисты прекрасно знают, что их родные права служат достаточно долго – в течение 10 лет. А вот МВУ не выдают на столь длительный срок.

Максимум, на который можно рассчитывать, это три года. Но и то нет гарантии, что водителю выдадут МВУ именно такого срока действия. Все зависит от того, сколько еще действительны отечественные права. Так как срок действия международного удостоверения не может превышать периода, в течение которого используются национальные права. Соответственно, если их скоро нужно менять, то и МВУ выдадут на меньший срок.

Еще один важный нюанс, о котором интересно знать водителям: осуществляется ли выплата страховки по правам? На нее можно рассчитывать при поездке за границу, только когда на руках есть МВУ плюс оформлен медицинский полюс в иностранном государстве. С отечественными правами выплат ждать не приходится – необходимо иметь отдельный полис.

Порядок получения ВУ

На этом не заканчиваются отличия национального водительского удостоверения от международного образца. Есть еще разница в пакете документов, которые нужны для оформления таких «корочек», а также в процедуре их получения. Она незначительная, но с такими тонкостями лучше познакомиться заранее.

В любом случае водителю предстоит собрать бумаги, приложить к ним соответствующее заявление и подать в ГИБДД. Однако перечень документов, которые необходимы для МВУ и для национальных прав, отличается. И самое важное отличие – международное удостоверение получится оформить, только когда на руках уже есть отечественное.

За российскими правами нужно идти с паспортом, медсправкой и сертификатом о прохождении экзамена, а еще с фотографией. Правда, медицинская справка, как и документ об успешной проверке знаний ПДД, необходимы не всегда. Все зависит от того, получает ли гражданин права впервые или меняет их по истечении срока действия, в связи с какой ситуацией ему нужно новое удостоверение – из-за изменения личных данных, из-за добавления категории.

Какие документы нужны для получения международных прав в 2019 году? В обязательном порядке для МВУ понадобится отечественное удостоверение, паспорт – как гражданский, так и заграничный. Плюс к этому необходимо сделать фотографию соответствующего образца.

Что касается непосредственно порядка получения документов, то и тут есть разница. Например, для национальных прав может понадобиться сдача экзамена, а для оформления МВУ не придется проходить проверку знаний. Российское водительское удостоверение изготавливают достаточно долго: с момента подачи заявления может пройти до 30 дней. А МВУ выдают буквально в течение часа.

Необходимость обучения

В чем разница еще между национальными правами и МВУ? В требованиях относительно обучения претендентов на эти документы. Если гражданин впервые получает российские права, ему обязательно необходимо пройти курсы. Такое же требование выдвигается к лицам, которые хотят добиться новой категории либо вернуть удостоверение после совершения правонарушения за рулем.

Что касается МВУ, то их получают без прохождения обучения. Главное – иметь на руках национальные права. Ведь на этом основании и выдают международное удостоверение. А российские права подтверждают, что человек умеет водить авто.

Где действуют международные права

Ключевой вопрос, который интересует водителей, выезжающих в другие страны, касается того, всегда ли им нужно иметь с собой международное водительское удостоверение? Но однозначного ответа нет и не может быть – все зависит от того, куда именно направляется россиянин.

Вопросы, регулирующие отношения между странами в сфере дорожного движения, регламентируются соглашениями, которые заключаются на международном уровне. Например, им посвящены Женевская и Венская конвенции. Первая была составлена еще в 1949 году, а вторая – спустя 20 лет. И Россия является подписантом обоих документов. Поэтому чтобы узнать, в каких странах нужны международные водительские права, стоит познакомиться с этими документами.

В чем отличие международных водительских прав от обычного автоудостоверения

Международные водительские права (МВП) и национальные автоудостоверения (НАУ) представляют собой официальные документы, закрепляющие за гражданином специальное право на управление транспортным средством (ТС). МВП позволяют беспрепятственно путешествовать за рулем по зарубежью как на своем, так и на арендованном автомобиле. При этом многие страны национальные российские права также считают законными. Чтобы понять, когда нужен тот или иной документ, рассмотрим подробнее регулирующие данный вопрос нормы и то, чем отличаются международные водительские права от обычных.

Международные конвенции о дорожном движении

Основными соглашениями, которые устанавливают особенности передвижения автомобилистов на территориях иностранных государств, являются Конвенции о дорожном движении, заключенные 19.09.1949 в Женеве и 08.11.1968 в Вене. Страны, их подписавшие, обязаны в полной мере соблюдать на своей территории оговоренные в документах условия, признавая действительными соответствующие виды водительских удостоверений.

Венская конвенция признает любые НАУ и МВП, выданные в установленном законом порядке для управления определенной категорией ТС и соответствующие требованиям соглашения (ст. 41 Конвенции). Российские внутренние права, выдаваемые с 2011 года, полностью соответствуют международным стандартам.

Участниками Венского международного договора являются 75 государств, однако ратифицировали его (признали действительным внутри страны) только 36. Такая ситуация создает конфликты с представителями полиции, которые в некоторых случаях, увидев отличие водительского удостоверения от международного водительского документа, задерживают путешественника.

Такие действия незаконны по меркам международного права, однако доказывать иностранному инспектору свою правоту чаще всего бесполезно, ведь он руководствуется исключительно указаниями своего начальства. Поэтому, собираясь посетить другое государство, передвигаться в котором планируете на машине, обязательно изучите список стран-участниц и оговорки их участия в Конвенции на портале договоров ООН .

Женевское соглашение подписали 96 участников, ратифицировали только 19 стран. Межгосударственным договором признаются исключительно МВП, вместе с которыми надо иметь при себе и национальное водительское удостоверение. Страны-участницы Женевской конвенции и условия их сотрудничества перечислены на официальном ресурсе ООН .

Для управления автомобилем в государствах, не подписавших международные соглашения о дорожном движении, потребуется сдача экзамена по вождению согласно установленным в этих странах правилам. Езда без документов чревата серьезными штрафами, а в некоторых случаях и арестами. Особенности поездок, в том числе и на ТС, по зарубежью указаны для каждой отдельной территории на сайте Консульского департамента МИД России , в разделе «Информация для выезжающих за границу».

Особенности международных и национальных удостоверений

На сегодняшний день в РФ и за границей легальными признаются следующие виды прав:

  • национальные (внутренние) нового образца;
  • национальные (внутренние) старого образца (получены до 2011 года);
  • международные.

Документы различны по форме, а также степени их действительности на территории России и зарубежья. Говоря о том, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного автоудостоверения нового образца, следует отметить появление в последнем с 2011 года нумерации, полностью соответствующей требованиям Венской конвенции, и дополнительных наименований категорий ТС.

Удостоверение старого формата до окончания его срока действия является действительным и может законно использоваться водителем. При этом, учитывая несоответствие образца документа международным стандартам, необходимо за границей иметь в наличии заверенный нотариусом перевод прав и МВП. Передвижение на автомобиле в государствах дальнего зарубежья только со старыми правами незаконно.

Международное водительское удостоверение является отдельным документом, подтверждающим право вождения, исключительно вне пределов Российской Федерации. Являясь, по сути, заверенным государством переводом НАУ, оно подлежит аннулированию в случае признания российских прав недействительными (п. 36 р. 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»).

Узнайте подробнее о порядке оформления и нюансах их использования международного водительского удостоверения .

Отличия внутренних и международных водительских удостоверений

Удостоверения водителя, используемые внутри Российской Федерации и за ее пределами, имеют ряд существенных отличий, влияющих как на область их применения, так и на процедуру оформления документов. Различными являются также содержание и внешний вид прав.

Представленная ниже таблица показывает сравнительные характеристики того, чем отличается национальное водительское удостоверение от международного по внешним признакам.

Внутренние права нового образца Внутренние права старого образца Международные права
✓ Пластиковая карта размером 85,6х54 мм, с округлыми углами
✓ Защитная фоновая сетка с цветовым переходом, на лицевой и оборотной стороне
✓ Надпись «Водительское удостоверение» на русском языке сиреневого цвета
✓ Слева знак «RUS» над цифровым цветным фото (21х30 мм)
✓ Данные водителя, дата выдачи и окончания действия, орган ГИБДД, номер и подпись на лицевой стороне указаны в строгом соответствии с Венской конвенцией
✓ Поле (10х42 мм) на оборотной стороне слева, с машиночитаемым штрих-кодом
✓ Справа, внизу оборота, красные 4 цифры серии и 6 номера
✓ Таблица на оборотной стороне с данными о категориях (16 наименований)
Приказ МВД от 19.02.1999 №120 предусматривает равное действие в РФ двух разных бланков НАУ.
Бланк №1:
✓ Ламинированный документ на специальной бумаге, размером 148х105мм, с водяными знаками «RUS» по всему периметру
✓ Сверху надпись на русском и французском «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ» и «PERMIS DE CONDUIRE»
✓ В правом нижнем углу цветное фото 30х40 мм
✓ Бланк покрыт розовой защитной сеткой
Бланк №2:
✓ Ламинированный документ с защитной сеткой, на специальной синтетической бумаге розового цвета, размером 85х55 мм
✓ Реквизиты и текстовая информация на лицевой стороне заполняются на компьютере, также нанесена надпись «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ» и «PERMIS DE CONDUIRE»
✓ В центре шестигранный штамп с аббревиатурой «ГИБДД», содержащий код автоматизированной системы
✓ На оборотной стороне расшифровка категорий ТС
✓ Бумажная книжка формата А6, размером 148х105 мм (серая обложка, сложенная в 3 листа). Внутри 4 белых листа перевода с французского, прошитых по сгибу
✓ На первом листе обложки (лицевая сторона) надпись золотыми буквами «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ)», ниже красная эмблема«RUS»
✓ Красными цифрами и латинскими буквами указана серия и номер
✓ Все остальные надписи о действительности, дате выдачи и номере НАУ сделаны латинскими буквами и арабскими цифрами
✓ Внизу подпись должностного лица и круглая печать
✓ Третий лист обложки (внутренняя страница) содержит данные водителя и категории ТС (овальные печати), прописанные латинскими буквами
✓ Справа находится матовое фото в черно-белом или цветном варианте (35х45 мм), заверенное круглой печатью. Под ним отметка на французском «Signature du titulaire» для подписи владельца

Различия МВП И НАУ по иным характеристикам

Существенным нюансом применения внутренних российских автоудостоверений и международных является их действительность касаемо управления ТС на территории нашей страны либо за рубежом. Кроме того, МВП приобретаются гораздо проще и быстрее национальных удостоверений. В таблице рассмотрены отличия по процедурным вопросам и особенностям использования.

Отличительные признаки Внутренние права нового образца Внутренние права старого образца Международные права
1. Сдача экзаменов для получения В установленном порядке сдаются теоретические (электронное тестирование по билетам) и практические квалификационные экзамены (на автодроме и в условиях уличного движения) Не выдаются с 2011 года, действуют до окончания срока автоматически Сдача квалификационных экзаменов не требуется
2. Необходимость медицинского заключения при получении Предоставляется в обязательном случае Предоставляется при замене на новое НАУ, оформляемое на 10 лет Не предоставляется
3. Сроки выдачи с момента подачи обращения До 30 рабочих дней Не выдаются с 2011 года До 1 часа
4. Право управления ТС за пределами РФ В странах, подписавших Венскую конвенцию В странах, подписавших Венскую и Женевскую конвенции, только совместно с МВП и переводом В странах, подписавших Венскую и Женевскую конвенции, при предъявлении НАУ
5. Право управления ТС на территории России Вождение на законных основаниях Вождение на законных основаниях Водить автомобиль запрещено
6. Требования международных стандартов Соответствуют Не соответствуют Соответствуют
7. Страховые выплаты при ДТП за границей Выплат не будет Выплат не будет Выплачиваются всегда при наличии страховки
8. Получение визы Затруднительно для некоторых стран Не оформят Оформят в установленном порядке

Рассмотрев, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений, следует уделить внимание срокам их действительности.

Сроки действия международных и национальных автоудостоверений

Период действия водительских прав установлен в разделе 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и предусматривает для МВП три года, для НАУ – десять лет.

Международные выдаются на основании национальных удостоверений, но не более чем на их срок действия. Замена межнационального документа также возможна только в период действительности национального водительского удостоверения.

При замене НАУ любого образца ранее установленный в правах срок не изменяется. При этом если предоставляется медицинская справка, то права выдаются вновь на десять лет (п. 32 р. 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097). Действие российских прав и МВП прекращается при наступлении определенных законом случаев:

  1. закончился срок;
  2. изменилась личная информация автовладельца;
  3. права сильно повреждены, и невозможно распознать указанную в них информацию;
  4. водительское удостоверение украдено либо потеряно;
  5. автоправа получены на основании подложных документов;
  6. есть медицинские противопоказания.

Можно ли международными правами заменить национальные

Согласно ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», международное удостоверение не позволяет российским гражданам передвигаться на машине по территории РФ. В нашей стране право управлять транспортным средством предоставляют исключительно национальные автоправа, как нового, так и старого образца. При предъявлении по требованию инспектора ГИБДД только МВП в отношении автовладельца будет составлен протокол об админнарушении и вынесено предупреждение либо штраф в 500 рублей (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Обратная ситуация возможна в государстве, подписавшем только Женевское соглашение, например в США, когда НАУ без международных автоправ не признается действительным. Американский полицейский за езду без водительского удостоверения может оштрафовать на 250 долларов, а при сопротивлении применить арест на срок до 6 месяцев. Поэтому, выбирая, брать с собой в загранпоездку на машине международное водительское удостоверение или национальное, пусть и нового образца, необходимо учесть все нюансы межгосударственных договоров и особенности страны, которую планируется посетить.

Замена водительского удостоверения и получение МВУ: Видео

В чем отличия международных и национальных водительских прав?

Многие слышали о международных водительских правах, которые требуются для вождения автомобиля за рубежом. Правда, обычные водительские удостоверения, выдаваемые ГИБДД, тоже действительны за границей. Тем не менее это два разных документа, различающихся внешним видом и сферой применения. Привычные для большинства водителей права обычно называют национальными, международные же права получают отдельно, если в них есть необходимость. Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных прав.

Конвенции о дорожном движении

Отличия в правах, которые иностранный водитель должен предъявить при управлении автомобилем в разных странах, определяется соответствующими международными договорами, действующими в данных государствах.

Все государства мира в этом отношении можно разделить 3 группы:

  • те, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию;
  • участники Женевской конвенции;
  • не участвующие ни в каких подобных договорах.

Страны последней группы не признают никаких документов, выданных за своими пределами, поэтому для управления автомобилем на их территории необходимо сдать местный экзамен и получить соответствующие бумаги. Подробнее об этих странах говорить не будем, а перейдем к государствам, в той или иной мере признающим документы водителя, выданные за границей.

Само отличие национального водительского удостоверения от международного (МВУ) определяется различиями в концепциях, на которых основаны действующие конвенции о дорожном движении. Общей целью обеих договоренностей было достижение возможности пользоваться свидетельствами одной страны в другой. Однако пути, по которым пошли создатели конвенций, не совпали.

Первая конвенция была заключена в 1949 году в Женеве. Именно она и создала водительский документ, который в наше время называется международным. Женевская договоренность пошла по пути перевода национальных прав на основные языки, используемые на планете.

Де-факто соответствующее ей МВУ является переводом национальных документов на восемь языков: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, немецкий и японский. Подробно на подборе языков останавливаться не будем, отметим только, что португальский язык в списке отсутствует, а ведь на нем, кроме маленькой Португалии, разговаривает огромная Бразилия.

Важно то, что международные водительские права сами по себе не дают разрешение на управление транспортом. Они являются своеобразным приложением к национальному удостоверению и без него недействительны.

Управлять машиной только на основании этого документа запрещено даже в стране его выдачи.

Создатели Венской конвенции 1968 года пошли по иному пути. Они поставили задачу сделать понятным для всего мира именно национальные права водителя, то есть привести соответствующие бумаги всех государств к единому виду.

Страны СНГ – участницы обеих конвенций, и в этом плане национальное удостоверение водителя тоже является межгосударственным, хотя и не имеет такого названия.

Собираясь за рубеж, обязательно нужно выяснить, придерживается ли страна, где предстоит управлять машиной, норм одной из конвенций, а если да, то какой именно. От этого зависит набор необходимых свидетельств. Но прежде нужно разобраться во всех нюансах того, чем отличается национальное водительское удостоверение от МВУ.

Особенности каждого типа документа

После принятия конвенций в них неоднократно вносились дополнения, а, значит, изменялся и внешний вид удостоверения водителя. Но следует отметить, что ранее выданный документ, отличающийся от современных прав, признается в государствах, подписавших конвенцию в Вене, до истечения его срока действия.

Как выглядят ВУ в странах СНГ

Современные права водителя РФ и других стран СНГ соответствуют последним требованиям Венской конвенции и представляют собой пластиковую карточку с фотографией, личными данными и всеми разрешенными категориями на лицевой стороне.

На задней части перечислены все возможные категории и сделаны отметки в тех, которые разрешены. Кроме того, там указаны примечания и ограничения. Оригинальный текст дублируется только на английский язык.

Для того чтобы граждане других государств не путались, параграфы пронумерованы. Интересная особенность – всего параграфов четырнадцать, но тринадцатый отсутствует. Теперь рассмотрим, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного документа по внешнему виду.

Международное удостоверение

В отличие от национальных прав международные представляют собой бумажную книжку формата А6. Обложка серого цвета, листы белые. Они соединены между собой – прошиты нитью по всей высоте бумаги.

Отличается и размер необходимых фотографий: на документах, соответствующих Женевской конвенции, – 3,5х4,5 см, в то время как на привычных правах – 3х4 см.

Другие отличия

Естественно, удостоверения отличаются не только по внешнему виду. Существенно разнятся и другие важные параметры, такие, как срок действия, порядок получения, а также особенности применения. Рассмотрим, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений по этим критериям.

Сколько действуют

Национальное удостоверение выдается на 10 лет и действует по дату окончания его срока включительно. МВУ, соответствующие Женевской договоренности, выдаются на максимальный срок в 3 года, но этот срок не может превышать срока действия национальных прав.

Порядок получения

Привычные водительские документы при первоначальном получении выдают после обучения и сдачи установленных экзаменов. Вопросы замены документов с истекающим сроком действия и восстановления утерянных либо иным способом утраченных удостоверений решаются в порядке, установленном законодательством России и других стран СНГ.

Международные права выдаются только на основании имеющихся и действующих национальных водительских прав. Сдачи экзаменов их получение не требует.

В день обращения открываются все имеющиеся категории и оформляется удостоверение.

Применение за границей

Национальные права за границей требуются в любом случае. Следует учесть, что в ряде государств, входящих в Венскую конвенцию, в которых для управления машиной международные права не нужны, сдача автомобиля в прокат осуществляется только на основании этого документа. Есть и другие ограничения, поэтому лучше иметь с собой оба типа удостоверения.

Вопрос о том, какой именно документ – международное водительское удостоверение или национальное – выбрать, не имеет смысла. Международные права, как уже сказано, невозможно получить, не имея водительского удостоверения, выданного в стране гражданства.