Безопасность пассажиров при воздушных перевозках

Правила поведения на борту ВС

Пассажирам и посетителям аэропортов строго запрещается:

  • проход (проезд) в зоны транспортной безопасности аэропортов или ВС вне контрольно-пропускных пунктов или без соблюдения условий допуска;
  • перевозка каких-либо объектов или лиц по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
  • пронос (провоз) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа аэропорта или воздушного судна;
  • совершение актов незаконного вмешательства или иных действий в отношении аэропортов и воздушных судов, которые могут привести к их повреждению или использование их не по функциональному предназначению, влекущее за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов

В основе корпоративной стратегии АО «Авиакомпания АЛРОСА» лежит принцип максимальной ориентации на удовлетворение ожиданий и требований наших клиентов. С этой целью мы стремимся постоянно повышать качество предоставляемых авиакомпанией услуг. Выполнять эту задачу нам помогает тот факт, что подавляющее большинство наших пассажиров ведет себя так, как это принято в цивилизованном обществе.

Однако в ряде случаев мы сталкиваемся с деструктивным поведением, угрожающим безопасности полетов и снижающим уровень комфорта пассажиров. В подобных случаях руководство АО «Авиакомпания АЛРОСА» придерживается следующей политики:

  • не оставлять без последствий ни одно нарушение «Правил поведения пассажиров»;
  • предоставлять летному и наземному персоналу авиакомпании полномочия, необходимые как для предотвращения нарушений «Правил поведения пассажиров», так и для их пресечения;
  • оказывать всевозможное содействие правоохранительным органам в привлечении нарушителей порядка к ответственности и применении к ним соответствующих санкций.

Согласно действующим в АО «Авиакомпания АЛРОСА» Правилам поведения пассажиров, в целях соблюдения безопасности полетов, повышения качества предоставляемых услуг, предупреждения нарушений общественного порядка и других правонарушений, совершаемых на борту воздушных судов и на территории наземных объектов гражданской авиации, пассажиры имеют право:

  • требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки;
  • в случае, если их жизни, здоровью, чести и достоинству угрожает опасность, — обращаться к работникам авиакомпании с просьбой о принятии мер к их защите;
  • пользоваться портативными электронными приборами в автономном режиме при предполётном обслуживании и в авиарежиме на борту воздушного судна.

Пассажиры обязаны:

  • при оплате и/или оформлении перевозки или на официальном интернет-сайте АО «Авиакомпания АЛРОСА» ознакомиться и в дальнейшем соблюдать установленные в авиакомпании настоящие Правила, а также Правила безопасности и Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов;
  • безоговорочно выполнять требования работников наземных служб, уполномоченных представителей АО «Авиакомпания АЛРОСА», командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа:
  1. в базовом аэропорту на линии регистрации и этапе посадки на борт воздушного судна;
  2. в пункте предполетного досмотра пассажиров и их ручной клади;
  3. на борту воздушного судна до взлета и во время полета;
  4. в аэропортах промежуточной посадки и в аэропорту назначения;
  • занять место, указанное в посадочном талоне. Пересадка на другое место осуществляется только после согласования с бортпроводником и получения разрешения командира воздушного судна;
  • передать экипажу на временное хранение в случае вскрытия пассажиром опломбированного пакета беспошлинной торговли с алкогольными напитками и табачными изделиями употребление которых запрещено на борту воздушного судна или алкогольные напитки, принесенные с собой на борт воздушного судна;
  • размещать в салоне воздушного судна ручную кладь и личные вещи на специально отведенных для этого местах и в соответствии с правилами перевозки багажа в салоне ВС;
  • держать привязные ремни застегнутыми при включенном табло «Застегните ремни» (рекомендуется оставлять привязные ремни застегнутыми в течение всего полета);
  • соблюдать общественный порядок;
  • выключать или переключать в автономный режим работы (авиарежим) электронные устройства по требованию членов экипажа на любом этапе полета.

Пассажирам запрещается:

  • находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, критериями которого являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы и шаткость походки;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица, расширенные либо суженные зрачки;

  • создавать ситуации, угрожающие безопасности полета, жизни, здоровью, чести и достоинства других пассажиров и авиаперсонала, а также допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление, угрозу и тем более физическое насилие;
  • вскрывать до окончания полета опломбированные пакеты с продукцией магазинов беспошлинной торговли;
  • во время полета употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту воздушного судна бесплатно;
  • курить (в том числе электронные сигареты) на борту воздушного судна в течение всего полета;
  • использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа;
  • пользоваться электронными приборами и средствами связи во время руления, взлета и посадки воздушного судна;
  • создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;
  • портить принадлежащее авиакомпании имущество и/или выносить его с борта воздушного судна;
  • вставать с места и передвигаться по салону во время руления воздушного судна по земле, набора высоты и снижения при включенном табло «Пристегните ремни»;
  • вынимать из контейнера (клетки) животное, перевозимое в салоне.

Заведомо ложное, в том числе имеющее характер шутки, сообщение пассажира о наличии в ручной клади или багаже при пассажире оружия/взрывных устройств/опасных веществ в ряде случаев может быть признано ложной информацией о готовящихся взрывах/терактах и квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 207 Уголовного Кодекса Российской Федерации. За данное преступление пассажир может быть оштрафован на сумму от двухсот тысяч рублей или подвергнут иному наказанию, установленному данной статьей.

Современное международное воздушное право, национальное законодательство 186 государств, в том числе Российская Федерация, ратифицировавших Конвенцию «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.), а также действующие в АО «Авиакомпания АЛРОСА» «Правила поведения пассажиров» и существующая практика их применения, в случае нарушения перечисленных выше требований, предусматривает следующие санкции:

  • прекращение обслуживания алкогольными напитками пассажира, находящегося в состоянии как алкогольного опьянения, так и любой другой интоксикации;
  • изъятие у пассажиров на время полета (с последующим возвратом по его окончании) принадлежащих им спиртных напитков, в том числе приобретенных в магазинах беспошлинной торговли или на борту самолета;
  • применение мер принуждения к лицу, отказывающемуся выполнять распоряжения командира воздушного судна;
  • удаление пассажира – нарушителя с борта самолета в ближайшем пункте его посадки, а в случае совершения самолетом вынужденной посадки – возмещение пассажиром дополнительных расходов, понесенных авиакомпанией в результате его недопустимого поведения;
  • передача такого пассажира в правоохранительные органы независимо от государства посадки;
  • возмещение пассажиром материального ущерба, причиненного им авиакомпании вследствие порчи принадлежащего ей имущества;
  • тюремное заключение (в отдельных странах — сроком до 2-х лет);
  • наложение денежного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей (в отдельных странах — размером более $3000), или административный арест на срок до пятнадцати суток;
  • лишение пассажира права дальнейшего пользования услугами перевозчика, в том числе – расторжение уже заключенного договора о воздушной перевозке, без компенсации его стоимости;
  • аннулирование виз, выданных как Российской Федерацией, так и другими государствами;
  • придание инциденту максимальной публичной огласки в СМИ и на специальных интернет-сайтах.

Обращаем Ваше внимание на то, что, в соответствии с требованиями безопасности, существуют ограничения по размещению пассажиров на местах в ряду аварийного выхода. В случае возникновения аварийной ситуации, пассажиры, размещенные на местах у аварийных выходов/люков, должны оказать помощь экипажу самолета. Именно по этой причине данные места недоступны для предварительной (онлайн) регистрации и не предоставляются:

  • детям до 12 лет (в том числе при наличии сопровождающих лиц);
  • беременным женщинам;
  • пассажирам, перевозящим животных в салоне самолета;
  • лицам с ограничениями жизнедеятельности;
  • пассажирам, которым необходимо использовать удлинительный ремень безопасности;
  • лицам, не владеющим русским и английским языками.

Непосредственно у аварийного люка запрещено размещение лиц моложе 18 лет. Пожалуйста, будьте готовы к тому, что члены экипажа попросят Вас занять другое кресло в салоне самолета, если на стойке регистрации Вам будет ошибочно выдан посадочный талон на места у аварийного выхода.

Правила и принципы безопасности во время пассажирских авиаперелетов

Безопасность авиаперелетов в последние годы выходит на передний план и требует максимального приложения усилий и использования самых современных технологий от отечественных перевозчиков. Правительство РФ, в рамках оптимизации усилий по обеспечению безопасности, рекомендовала авиакомпаниям обратить внимание на страны, которые считаются опасными для посещения российскими гражданами и должны быть отнесены к сфере особого внимания. Такой перечень – весьма внушителен.

Страны, опасные для авиаперелетов

К странам, куда не рекомендовано совершать авиаперелеты, традиционно относятся регионы с повышенной террористической опасностью и ведущимися боевыми действиями. Кроме того российским авиакомпаниям нежелательно совершать полеты в Казахстан, Албания, Болгария, Австрия, Великобритания, Черногорская Республика, Египет, Турция и Индия (Гоа).

В тоже время, речь идет только о рекомендациях Правительства РФ, а не о требованиях принятия конкретных мер. Куда важнее проблема общей безопасности авиаперевозок, в которых достаточно высока смертность пассажиров (1 человек/110 пассажирокилометров). И здесь от авиаперевозчиков ждут действительно кардинальных мер.

Факторы безопасности авиаперелетов

Большинство авиакатастроф по статистике – это взлет и посадка воздушного лайнера. Это достаточно сложные маневры для самолета, а также существенен человеческий фактор (опыт и поведение пилотов) и погодные условия.

Доверие к авиаперевозкам подрывают крупные авиакатастрофы, вызванные террористическими атаками (рейс Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург в октябре 2015-го года, рейс из Сочи в Сирию осенью 2016-го года).

Читайте также  Основные положения Варшавской конвенции о международных воздушных перевозках

Безопасность пассажиров в зависимости от их местонахождения в салоне самолета

Как показывает статистика, немалое значение имеет месторасположение пассажиров в салоне самолета. Эксперты утверждают, что максимальная выживаемость отмечена у пассажиров, которые занимают задние места в салоне (хвостовая часть), а максимально опасными считаются места в передней части салона (например, места в бизнес-классе)

Безопасность авиаперелетов следует рассматривать как явление многогранное, и усиливать безопасность перелетов следует на всех маршрутах (как международных, так и внутрироссийских). На внутренних авиаперелетах, по статистике, террористические атаки и попытки угона самолетов случаются не реже, чем на международных маршрутах.

Чтобы свести террористическую опасность к минимуму, на воздушных судах введена практика присутствия специально обученных специалистов (вооруженный спецназ, обученный мгновенно реагировать и эффективно нейтрализовать любую вооруженную угрозу).

Дополнительно рекомендовано сотрудникам авиакомпаний создавать на борту лайнеров запасы продуктов и питьевой воды, а с летными экипажами должны проводиться регулярные инструктажи по усилению безопасности на борту и бдительности. В частности, заявляется, что важно не только своевременно обезвреживать террористические угрозы, но и принимать необходимые меры по их предупреждению, для чего в салонах лайнеров должны находиться сотрудники спецслужб.

Факторы безопасности авиационных перелетов

Безопасность перелетов самолетами зависит от нескольких важных факторов:

  1. Учет особенностей окружающей среды.
  2. Наличие материальной помощи для персонала в случае катастрофы (стимулирует качество работы экипажа судна).
  3. Благоприятный микроклимат в экипаже и чувство взаимовыручки.
  4. Оптимальные условия труда и высокая мотивация качества выполнения служебных обязанностей.
  5. Макрофакторы (экономическая и политическая стабильность внутри страны).
  6. Перспективы карьерного роста (дополнительный мотиватор высокого качества работы).
  7. Высокий профессиональный уровень подготовки и моральные качества командира экипажа.

Кроме того, экипажи воздушных судов должны с максимальной ответственностью относиться к ряду служебных требований – поддержанию максимальной безопасности авиаперелета, обязательному донесению о возникновении любой опасности, исключению и локализации вероятности возникновения любых рисков, высокой ответственности за пассажиров, умению контролировать стрессы и чувство страха.

Что важно знать пассажиру

Пассажир должен получить максимум информации о мерах безопасности во время авиаперелета, так как от дисциплинированности и правильности действий пассажиров во многом также зависит безопасность перелета. К советам, рекомендациям и командам экипажа пассажиры должны относиться с пониманием и выполнять требования пристегнуться, отключить электронные гаджеты и мобильные телефоны. Следует понимать, что общение пилотов с диспетчерами ведется по радио, и включенные планшеты и телефоны могут создавать ненужные и опасные помехи в радиосвязи.

Важные правила безопасности для пассажиров

При взлете и посадке воздушного судна, пассажиры должны выполнять несколько обязательных требований экипажа:

  1. Привести спинку кресла в вертикальное положение (чтобы при катастрофе она не заблокировала проход).
  2. Шторки на иллюминаторах самолета должны быть открыты (так пассажиру будет проще адаптироваться к окружающей обстановке в случае аварии).
  3. Откидные столики в креслах должны находиться в собранном состоянии (исключает травмы при жесткой посадке).
  4. Звук прослушиваемых медиафайлов должен быть приглушен.

При попадании лайнера в зону турбулентности, пассажиры должны находиться на своих местах и пристегнуться ремнями к креслам. Соблюдение спокойствия и отсутствие паники – еще одно очень важное требование. Турбулентная тряска случается часто, не является особо опасной и зависит от габаритов самолета – чем он меньше, тем вибрация сильнее.

В ходе полета

Когда воздушное судно набирает требуемую высоту и ложится на курс, требования к пассажирам значительно смягчаются. Не запрещается вставать с кресел, заниматься своими делами, принимать пищу, спать и т.д. Если же в ходе горизонтального полета возникает зона турбулентности (обычно, над Атлантикой), пассажирам необходимо занять свои места и также пристегнуться ремнями безопасности.

Общая безопасность авиаперелетов – это целый комплекс мер, в котором задействовано множество людей: экипаж самолета, пассажиры, диспетчерские и наземные технические службы. Кроме того, многое зависит от технического состояния и характеристик лайнера. Оптимальность последнего пункта – задача технических наземных служб, в полете же безопасность можно обеспечить только слаженной работой и соблюдением требований специалистов со стороны пассажиров. Только в этом случае полет пройдет безопасно.

Естественно существуют объективные и субъективные факторы, которые обязательно будут влиять на безопасность авиаперелета. Речь идет о:

  • плохих погодных условиях;
  • возможной неисправности и отказе отдельных систем и узлов воздушного судна;
  • непрофессиональное сопровождение судна наземными службами;
  • неграмотное управление самолетом;
  • ошибки и сбои бортового оборудования;
  • нарушение аэродинамики воздушного судна.

Опасные ситуации, в которые может попасть воздушное судно во время авиаперелета, условно принято разделять на усложненные, сложные, аварийные и катастрофические. Самая опасная из них – последняя степень, которая может привести к гибели людей. В тоже время такая ситуация считается практически невероятной. Прочие опасные ситуации также можно разделить на маловероятные, умеренно вероятные и часто повторяющиеся.

Как осуществляются авиаперевозки опасных грузов

Авиационный транспорт является составной частью транспортной и логистической инфраструктуры России, занимая по объему перевозок 4 место. Только за 7 месяцев 2019 года совокупный объем грузовых перевозок воздушным транспортом составил более 500 тысяч тонн. Авиаперевозки опасных грузов составляют до 10-15% от общего объема. Порядок перевозки опасных грузов (ОГ) на воздушных судах (ВС) регулируется как международной конвенцией по воздушному праву – ИКАО, так и российским национальным транспортным законодательством — Воздушным Кодексом РФ, его 84 главой. В этой статье будет рассказано об основных нормативных положениях, регулирующих перевозку опасных грузов на авиационном транспорте, о том, что попадает в категорию ОГ, какие необходимы документы для оформления подобных типов перевозок на ВС.

Понятие и определение опасного груза при перевозке на воздушных судах

Под ОГ в воздушном Кодексе РФ понимаются твердые и сыпучие вещества, жидкости, товары, промышленные изделия и оборудование, из-за которых при перевозке на ВС может возникнуть опасная ситуация, а также может быть нанесен значительный ущерб самолету, другим грузам, пассажирам и экипажу.

Насколько актуален вопрос, связанный с перевозкой грузов авиатранспортом, в том числе относящихся к категории опасных грузов, показывают недавние новости. Они касаются того, что известный автотранспортный перевозчик в Сибирском регионе страны ТК «Байкал-Сервис» в августе 2019 года запустил сквозной комбинированный сервис по доставке опасных грузов. При этом скорость доставки комбинированных маршрутов, куда входит доставка автофургоном ОГ до аэропорта, погрузка на борт ВС и доставка по месту назначения, в 4-5 раз быстрее, чем использование традиционных схем логистики фурами или ж/д транспортом. Стоимость перевозки всего на 230 руб. больше за каждый кг груза.

Существует четыре основных типа ОГ, используемых для классификации при авиационных перевозках:

легковоспламеняющиеся материалы, способные при определенных условиях привести к самовозгоранию, взрыву, выделению значительной тепловой энергии. Сюда относятся классы веществ 1 категории, куда входят взрывчатые вещества, порох, спиртосодержащие вещества, эфиры и другие. В частности, к этой группе относятся такие типы изделий и товаров, как духи, алкогольные напитки, аэрозольные жидкости, которые могут самовоспламениться при нагреве, гравитационных перегрузках, при изменении давления;

материалы, оборудование, содержащие радиоактивные элементы, которые могут привести к значительному радиоактивному заражению, облучению грузов, пассажиров и экипажа;

химические вещества, при определенных условиях воздушной перевозки выделяющие ядовитые, отравляющие и вредные вещества;

вещества и жидкости, способные при различных условиях, например, разгерметизации упаковки, приводить к образованию коррозии, к негативному воздействию на другие грузы, а также конструктивные элементы самолета.

Классификация ОГ подробно отражена в Приложении № 18 к Протоколу Чикагской конвенции ИКАО. В этом документе предусмотрена классификация всех ОГ для перевозки на 9 основных классов. Также здесь указан список веществ и материалов, полностью запрещенных к перевозке на ВС каким-либо способом.

Полностью запрещенные к перевозке авиационным транспортом опасные грузы

Список веществ и материалов, которые полностью запрещены к авиаперевозке не только в виде грузов, но при любых обстоятельствах, содержит такие группы:

взрывчатые вещества, способные самовоспламеняться при температуре выше 75°C при периоде воздействия не более 48 часов;

фосфорсодержащие взрывчатые смеси;

вещества, в состав которых входят компоненты аммония, хлората и их производных;

химические и взрывчатые вещества, сверхчувствительные к механическим ударам и вибрации;

жидкие материалы, способные при незначительном тепловом или механическом воздействии производить сильную химическую реакцию, приводящую к резкому повышению давления в таре, упаковке и тепловому выбросу;

газообразные вещества, способные даже при незначительном изменении (перепаде) атмосферного давления вызвать нагревание поверхностей баллонов.

Здесь следует особо отметить, что список опасных грузов для авиаперевозок не является закрытым или окончательным. Периодически следует проверять его на предмет обновления и появления в числе запрещенных новых веществ, материалов и оборудования.

Документы, необходимые для оформления перевозки ОГ авиационным транспортом

Чтобы правильно оформить к перевозке груз, подпадающий под определение «опасный груз», когда используется авиаперевозка опасных грузов (включая мультимодальные типы перевозок), необходим ряд документов. Эти документы являются основными, без них невозможен допуск груза не только на борт ВС, но и на грузовой терминал аэропорта. Общий список документов, а также порядок их заполнения и предоставления, указан в следующих нормативных и правовых документах:

Приказе ФАС России № 372 от 29.12.98 г.;

Воздушном кодексе РФ;

международном стандарте качества – ISO 9000.

В этот список входят следующие обязательные документы:

«Декларация о перевозке опасного груза». Этот документ имеет вид бланка на листах формата А4. В этой декларации грузоотправитель или его агент (экспедиторская компания) указывает все точные сведения о грузе – полное наименование, включая химическое или техническое, количество грузовых мест, вес, упаковку, класс опасности. Также прилагаются технические паспорта на сам груз, его упаковку или тару. Декларация заполняется в трех экземплярах.

При отправке одной партии груза, состоящей из нескольких типов ОГ, на каждый из них заполняется отдельная декларация.

Читайте также  КАСКО в ВТБ

Фитосанитарный или гигиенический сертификат, если предполагаются к перевозке вещества, содержащие активные растительные, химические или биологические компоненты.

Сертификат происхождения или Certificate of Origin. В этом документе прописываются все сведения об изготовителе вещества, оборудования, которое перевозится как ОГ.

Упаковочный лист или документ об упаковке, креплении ОГ.

Копия контракта поставки, купли-продажи, инвойсы и другие документы, по которым осуществляется коммерческая перевозка груза .

Кроме этих основных документов, для перевозки ОГ авиакомпания или ее линейный агент может потребовать от грузоотправителя другие дополнительные документы, подтверждающие безопасность перевозки ОГ на конкретном ВС или для принятия на хранение в грузовые терминалы аэропорта, включая таможенную зону.

Упаковка и маркировка ОГ при перевозке воздушным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом, хранение и перевалка должны соответствовать международным стандартам, предъявляемым к упаковке и маркировке.

В общем виде существует три основные группы упаковки, в зависимости от степени опасности того или иного груза:

Первая группа – для грузов с классами опасности от 1 до 4.

Вторая группа упаковки – это класс веществ от 5-7.

Третья группа – для веществ и материалов, входящих в классы опасности от 7 до 9.

Кроме этого, упаковка грузов имеет классификацию по типам А, В и С, в соответствии с нормами, содержащимися в специальном приложении Конвенции ИКАО. Эта группа требований определяет степень прочности, изоляционные свойства, габариты упаковки и тары, в которых перевозится опасный груз.

Что касается маркировки ОГ, когда используется только авиадоставка опасных грузов, то все технические стандарты и условия ее применения содержатся в ч. 2 «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.

Согласно этим требованиям, грузу каждого класса опасности присваивается своя собственная цветовая маркировка и отличительные символы, позволяющие однозначно трактовать степень опасности перевозимого груза.

Основные характеристики маркировки ОГ, применяемые в авиационной логистике, приведены в соответствующей таблице.

Объем перевозок опасных грузов в ближайшем будущем может возрасти, что связано в частности с анонсированием переоборудования объекта по уничтожению химоружия в Камбарке в комплекс по утилизации и обезвреживанию отходов I–II классов опасности, а также планами на перезапуск по меньшей мере четырех аналогичных объектов. По мере того, как авиационные перевозки будут все полнее интегрироваться в общую модель логистики, например, в мультимодальные типы перевозок, будут унифицироваться и требования к перевозке опасных грузов. Требования к перевозке ОГ, документационному сопровождению, маркировке, упаковке будут одинаковы для перевозки морем, ж/д транспортом, авиацией или грузовыми автофургонами. Это намного упростит систему управления рисками при доставке ОГ в любую точку страны или мира. Ввиду возможных осложнений при оформлении опасных грузов, рекомендуется обратиться к специалистам в этой сфере.

Компания «СБ Карго» возьмет на себя решение всех проблем и поможет сэкономить силы, время и денежные средства. Мы получили аккредитацию в IATA как грузовой агент. Это дает нам возможность быстро управлять организационными процессами и финансовыми операциями, бронировать заявки на грузоперевозки оперативно и на выгодных условиях. Мы сотрудничаем с авиакомпаниями напрямую.

Права пассажира. За что отвечает авиакомпания

Любой человек, купивший авиабилет, приобретает не только обязанности, но и права. Права, которые, к сожалению, частенько нарушаются перевозчиком и его командой, а пассажиры далеко не всегда знают, как их отстоять.

Сколько бы уже не писалось на эту тему, мы, тем не менее, повторим: авиабилет является договором пассажира и авиакомпании. Этот факт является непреложным независимо от типа рейса (регулярный или чартерный) и места приобретения билета (в кассах авиакомпании, через интернет или в составе тура). Исполнить услугу воздушной перевозки может только авиакомпания, а значит к ней и следует обращаться, если эти услуги были оказаны пассажиру некачественно или не в полном объеме.

Суть договора (билета) заключается в следующем: авиакомпания обязана перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения в то время, которые указаны в билете. Однако авиакомпании, основываясь на законодательстве, устанавливают целый ряд оговорок.

Кому и что должна авиакомпания

Например, задержка рейса, самое распространенное нарушение при оказании услуг перевозки. Вроде бы уже отступление от условий договора, но закон предусматривает ряд ситуаций, при которых авиакомпания освобождается от ответственности перед пассажиром. Если задержка или опоздание рейса имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, то от уплаты штрафа и компенсаций он освобождается. Это значит, что если у авиакомпании будет документ, содержащий информацию о том, что время вылета было отложено по причине экстренного ремонта воздушного судна, без которого полет угрожал бы жизни и здоровью пассажиров, то на материальные выплаты пассажиру и нечего надеяться. Такая же ситуация и с форс-мажорными обстоятельствами: если авиаперевозчик сможет доказать, что вылет был не возможен по независящим от него причинам, то писать претензии и иски не имеет смысла.

Другое дело, что даже в этих ситуациях перевозчик не имеет права бросать своих клиентов на произвол судьбы. Воздушный кодекс Российской Федерации четко указывает, что ответственность за воздушную перевозку несет авиаперевозчик. В статье 102 Кодекса указано, что за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2001 года составляет 100 рублей) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы

Согласно части 1 этой же статьи, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» устанавливают порядок работы российских авиакомпаний и применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру). При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Кстати, если пассажир приобрел в разных компаниях два билета на разные маршруты, стыкующиеся в одном аэропорту, то есть самостоятельно организовал себе стыковочный перелет, то в случае опоздания/задержки первого рейса, повлекших за собой опоздание пассажира на второй рейс, «первая» авиакомпания полученный пассажиром ущерб от невозможности воспользоваться вторым перелетом не возмещает. Если же билеты покупались в одной компании, и организацию стыковки взяла на себя авиакомпания, то при опоздании первого рейса и невозможности пересесть на второй, ответственность за его доставку в конечный пункт назначения лежит исключительно на авиакомпании. В таком случае пассажиру по прилету необходимо подойти к стойке авиакомпании в аэропорту, и, предъявив билет, заявить о сложившейся ситуации. Тогда клиента отправят ближайшим стыковочным рейсом этой же авиакомпании, либо другой. Если рейс вечерний, и по расписанию в это день рейсов больше нет, то ему будет предоставлено размещение в гостинице с последующей отправкой на следующий день.

«Дама сдавала багаж…»

Билет позволяет клиенту авиакомпании взять с собой в дорогу багаж. Как правило, по одному билету в экономический класс можно провезти багаж весом 20 кг., а пассажирам бизнес-класса позволено взять с собой 30 кг. Все пассажиры имеют право взять с собой в салон ручную кладь. К ней у каждой компании свои требования, их лучше выяснить заранее.

К сожалению, бывают ситуации, когда турист прилетел в место назначения, а его багаж затерялся где-то по дороге. Поручить его поиски следует авиакомпании. Пассажир с представителем авиакомпании или с сотрудником стойки розыска багажа «Lost & Found», которая есть практически в каждом международном аэропорту, заполняет акт розыска багажа. В нем указываются внешние приметы чемодана: форма, цвет, материал, данные об именной бирке, наличие или отсутствие колесиков и ручек. Акт составляется в двух экземплярах, один остается у сотрудника компании, другой у пассажира, к акту прикладывается копия багажной бирки, приклеенной к посадочному талону. Как правило, багаж находится быстро, но максимально разрешенный авиакомпаниям срок поисков пропавших вещей составляет 21 день. Только по истечении этого периода багаж официально будет признан потерянным или украденным.

Читайте также  Оформление ОСАГО в Югория

Что может требовать пассажир?

Во-первых, оставшись в чужом городе без багажа, пассажир имеет право потребовать у авиакомпании возмещения расходов на приобретение им вещей первой необходимости. К таким относятся зубные щетка и паста, бритвенные принадлежности, предметы личной гигиены, белье, одежда. Только не следует пытаться за счет авиакомпании обновить себе гардероб – пассажиру будет возмещена стоимость только действительно необходимых вещей, да и стоимость одежды возмещается, как правило, в размере 50%. Стоимость остальных вещей из вышеназванного списка возмещается авиакомпанией полностью, надо только предъявить чеки на сделанные покупки. Иногда перевозчик, чтобы не портить себе репутацию, не дожидается чеков, а сразу, после поступления заявления о пропаже багажа, выплачивает определенную сумму на покупку необходимых вещей. Эта сумма не превышает обычно 250 долларов.

Во-вторых, авиакомпания должна вернуть своему клиенту стоимость пропавшего багажа или испорченных вещей (при повреждении багажа при перевозке). Компенсации за утерю и задержку багажа регулируются Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, которые имеют приоритет над местными законами в отношении международных перевозок. Компенсация за полностью утраченный или поврежденный багаж рассчитывается обычно в пределах 20 долларов за 1 кг веса, вес багажа, указан на багажной бирке. При этом 20 долларов за килограмм – не предел, если пассажиру удастся доказать, что его вещи стоили дороже. Конечно, сделать это не просто, но, если, например, багаж потерялся при возврате домой и у туриста в кошельке сохранились чеки на покупку вещей от Dior или Prada, он может обратиться к перевозчику с претензий, приложив к ней эти чеки. В заявлении следует указать, что сроки поездки даты чека подтверждают совершение покупок во время нахождения в стране временного пребывания, а сделанные покупки нигде, кроме как в чемодане, вывезены быть не могли. Если авиакомпания внемлет этим рассуждениям, туристу может быть выплачено до 5000 долларов. Претензию относительно поврежденного багажа следует подать не позднее 7 дней с момента получения вещей в аэропорту, а при утрате багажа срок увеличивается до 18 месяцев.

Независимо от обстоятельств, вынудивших обратиться в авиакомпанию с претензией, в заявлении должны быть четко изложены нарушение перевозчика, размер требуемой компенсации и обоснование требований. К претензии обязательно следует приложить ксерокопии всех документов, имеющих отношение к данной ситуации, кассовые чеки, если ситуация вынуждала тратить денежные средства. Если авиакомпания не отвечает на рекламацию и не желает удовлетворить справедливые требования, пассажир, как потребитель услуг авиаперевозчика и как сторона договора перевозки имеет право восстановить свои права через суд.

Правила безопасного поведения пассажира в самолете

Безопасность на борту воздушного суда зависит не только от исправности техники и профессионализма членов экипажа авиакомпании, осуществляющей рейс, но и от ответственности соблюдения правил поведения на борту самими пассажирами.

В статье мы рассмотрим технику безопасности, которую необходимо соблюдать пассажирам при посадке и высадке из самолета, правила поведения в аэропорту и во время полета, что влечет за собой нарушение этих норм.

Правила посадки и высадки пассажиров из самолета

По приезду в аэропорт пассажиру нужно пройти регистрацию возле специальной стойки в терминале вылета рейса. Эту процедуру также можно оформить онлайн на сайте перевозчика.

После регистрации он получает посадочный талон и направляется к стойке по приему багажа. Личные вещи пассажира в обязательном порядке подлежат осмотру с помощью сканирующего аппарата, после чего выполняется взвешивание и измерение габаритов. Если превышения нормы багажа не установлено, к чемодану крепится бирка с номером, который также закрепляется к посадочному талону пассажира. С этим документом путешественник сможет получить свои вещи после прибытия в пункт назначения. Предлагаем также ознакомиться с основными правилами провоза багажа в самолете и нормами веса багажа.

Далее необходимо пройти еще несколько предполетных процедур: паспортный контроль и таможенный досмотр.

Если до отправки рейса остается свободное время, пассажир может посетить зал ожидания в стерильной зоне аэропорта, сходить в кафе пообедать и т. д. Главное, следить за временем и регулярно контролировать новую информацию на электронном табло. Как только появится надпись о посадке на рейс, можно отправляться по зеленому или красному коридору к трапу самолета.

По зеленому коридору можно проходить путешественникам, не имеющим в личных вещах определенных товаров, подлежащих декларированию. Если такие товары имеются, выход на посадку происходит через красный коридор.

При выходе из ворот вас будет встречать сотрудник авиакомпании, которому необходимо предъявить посадочный талон. Далее пассажиры проходят на уличную зону аэровокзала, пересаживаются в автобус и отправляются прямо к трапу авиалайнера.

На борту путешественников встречают бортпроводники, которые в обязательном порядке проводят краткий инструктаж для всех пассажиров рейса о правилах поведения на борту во время перелета.

Основные правила посадки на самолет в аэропорту:

  • Своевременно прибыть в аэропорт, не опоздать на регистрацию рейса. Вам может быть также интересно – за сколько до вылета нужно быть в аэропорту.
  • Предъявлять документы для прохождения предполетных процедур по требованию уполномоченных сотрудников.
  • При ожидании очереди к стойке регистрации не конфликтовать с окружающими и соблюдать нормы этикета.
  • Ни в коем случае не шутить с представителями службы безопасности аэропорта! Любые ироничные высказывания на вопрос о том, что в чемодане, могут рассматриваться как угроза, что повлечет массу ненужных проблем и разбирательств.
  • Четко следовать правилам прохождения предполетных процедур, не вступая в споры и конфликты с сотрудниками аэропорта.
  • После посадки в самолет ответственно исполнять все требования членов экипажа.

После приземления самолета пассажиры поочередно спускаются по трапу, пересаживаются в автобус для переезда к зданию аэропорта. В зоне прилета необходимо получить личные вещи на стойке по выдаче багажа. Если перелет был осуществлен в зарубежные страны, также придется пройти досмотр, предъявить загранпаспорт и визу для беспрепятственного выхода из аэропорта на территорию иностранного государства.

Если возникнут проблемы с получением багажа:

Техника безопасности в салоне самолета

Правила для пассажиров самолетов создаются исключительно в целях безопасности, поэтому не стоит их нарушать и пытаться оспорить. Из-за неадекватного поведения одного человека авиакомпания вправе отменить вылет, что создаст немало проблем как для самого зачинщика неприятной ситуации, так и для других пассажиров рейса.

Правила поведения при перелете на самолете:

  • после посадки в лайнер пассажирам нужно занять свои места, пристегнуть ремни безопасности;
  • отключить все электронные приборы и мобильники;
  • не опускать столик и спинку кресла;
  • открыть шторки иллюминатора;
  • выполнять инструктаж бортпроводников;
  • не впадать в панику при попадании в зону турбулентности;
  • соблюдать этикет при общении с другими пассажирами рейса;
  • не курить в салоне и туалетной комнате;
  • не использовать в разговорах ненормативную лексику;
  • не допускать сильного опьянения, при котором человек часто ведет себя неадекватно.

Как только самолет наберет высоту, пассажиры смогут отстегнуть ремни, разложить кресло/столик, включить гаджеты и т. д. Главное, все это выполнять только с разрешения членов экипажа.

Нормы поведения в самолете для детей

Ответственность за поведение ребенка на борту самолета полностью лежит на его родителях или других сопровождающих лицах, имеющих законное право на транспортировку несовершеннолетнего пассажира.

Пассажирам с детьми необходимо соблюдать все правила перевозчика, выполнять требования бортпроводников и внимательно следить за своим ребенком во время перелета. С собой можно взять любимые игрушки, книжки или планшет для просмотра мультиков. Очень важно чем-то занять малыша, чтобы не допустить его некорректного поведения в обществе. Громкий плач и истерики вряд ли понравятся другим пассажирам рейса.

Правила взлета и посадки самолетов

Взлет авиалайнера происходит после получения команды от уполномоченных сотрудников аэропорта, объявляющих разрешение на вылет. Ответственность за безопасность пассажиров полностью возлагается на командира корабля и других членов экипажа.

Пассажирам при наборе высоты важно сохранять спокойствие и не нарушать правила поведения на борту, строго выполняя все команды бортпроводников.

Из-за снижения давления снаружи у пассажиров в салоне начинает закладывать уши. Как только самолет перейдет в горизонтальный полет, все неприятные симптомы устранятся и путешествие продолжится в максимально безопасном режиме.

При посадке самолета на электронном табло в салоне появится надпись «Пристегните ремни», о чем также проинформируют бортпроводники рейса. Самолет начинает спускаться с высоты, снижает скорость, выдвигает элементы механизации крыльев, что сопровождается гулом и небольшим трясением салона.

Завершительный этап – посадка самолета путем касания земли. Далее в задачу капитана корабля входит правильное снижение скорости до окончания посадочной полосы. Как только самолет остановится, пассажиры аплодируют в знак благодарности членам экипажа за удачное авиапутешествие.

Нарушение правил безопасности полетов

В статье 281 УК РФ прописаны меры наказания, применяемые для пассажиров авиарейсов, нарушивших правила безопасности перелетов.

Для граждан, не являющихся работниками авиакомпании, создавших опасность для жизни людей на борту авиационного судна, предусмотрено наказание в виде крупного денежного штрафа или ограничение свободы на срок от 2-х до 12 лет в зависимости от последствий выявленных нарушений.

Правила безопасности в самолете обязаны соблюдать все пассажиры рейса без исключения. Они созданы для максимального обеспечения безопасности перевозок на авиационном судне для всех граждан, находящихся на борту самолета.

Благодаря эффективно разработанным законам, предполагающим приличные наказания за нарушение техники безопасности на борту, количество происшествий при перелетах на авиатранспорте значительно сократилось за последние годы, что уже доказано статистическими данными.